Ярошенко «студент» картина 1881 года

Примечания

  1. Ярошенко Николай Александрович (1.12.1846 — 25.06.1898), русский живописец-жанрист и портретист.
  2. Николай Ярошенко — русский живописец
  3. Николай Ярошенко — знаменитый русский художник
  4. Выдающийся (и почти забытый) русский художник-пейзажист
  5. Воронихина Л. Михайлова Т. Русская живопись XIX века. М., 1990. С. 177-179.
  6. Пятьдесят биографий мастеров русского искусства. М., 1970. С. 184.
  7. Иллюстрированный энциклопедический словарь. — М.: Аутопан. В. И. Бородулин и др.. 1998.
  8. Сарабъянов Д. В. Народно-освободительные идеи русской живописи второй половины XIX века. М., 1955. С. 153.
  9. Ярошенко, Александр Михайлович
  10. 123 Изобразитель городской жизни Николай Ярошенко(неопр.) .Товарищество Передвижных Художественных Выставок . ТПХВ.РУ.
  11. 12345Марина Бродская. При кистях и в погонах (рус.) // Вокруг света : журнал. — 2006. — 20 июля.
  12. Валентин Смирнов. “Прошлое – родина души человека»(неопр.) . webcache.googleusercontent.com (2005). Дата обращения 17 декабря 2020.
  13. 12 Николай Александрович Ярошенко(неопр.) .Музей-усадьба художника Ярошенко .
  14. 123 Ярошенко Н. А. глазами современников(неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 11 мая 2011. Архивировано 11 августа 2010 года.
  15. Биография Ярошенко (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 11 мая 2011. Архивировано 3 апреля 2011 года.
  16. Леонид Степченков. Каменный свидетель эпох // Смоленская газета, октябрь, 2012.
  17. Калужская живопись первой половины XX столетия
  18. Календарь государственных праздников Российской федерации, памятных дат и знаменательных событий Ставропольского края на 2011 год (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 17 января 2020. Архивировано 17 января 2020 года.
  19. Smithsonian Astrophysical Observatory. Minor Planet Center(неопр.) .MINOR PLANETS AND COMETS are published, on behalf of Commission 20 of the International Astronomical Union, usually in batches on the date of each full moon. Cambridge, MA 02138, U.S.A: Smithsonian Astrophysical Observatory (25 августа 1991).
  20. 12В. Кеворков. Непреклонный Ярошенко. Эссе
  21. Биография Н. А. Ярошенко (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 11 мая 2011. Архивировано 19 октября 2012 года.
  22. Малознакомый Кисловодск. Н. А. Ярошенко (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 11 мая 2011. Архивировано 11 марта 2011 года.
  23. 12 «БЕЛАЯ ВИЛЛА». Музей-усадьба художника Ярошенко // Биография
  24. И. Н. Кириленко. Кисловодский мемориальный музей-усадьба художника Николая Александровича Ярошенко. Ставропольский хронограф на 2007 год. – Ставрополь, 2007. – С. 56–64
  25. Ставропольский Край. КИСЛОВОДСКИЙ МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ-УСАДЬБА ХУДОЖНИКА Н. А. ЯРОШЕНКО. Архивные документы в библиотеках и музеях Российской Федерации (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 11 мая 2011. Архивировано 10 февраля 2009 года.
  26. История Калужского областного художественного музея (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 11 мая 2011. Архивировано 16 апреля 2014 года.
  27. Валентин Смирнов. Краеведческий туризм
  28. Н. А. Ярошенко. На качелях. 1888

Биография художника Николая Александровича Ярошенко

Автопортрет художника

Художник Николай Ярошенко родился в декабре 1846 года в Полтаве.

Рисовать маленький Коля начал очень рано, но родители старательно не замечали его явного таланта по той простой причине, что видели его будущее связанным с военной службой.

Папа Николая Александровича был генералом-майором в отставке. И мама была из семьи потомственных военных. Девятилетнего Николая определили в Полтавский кадетский корпус. Через два года мальчик стал кадетом Первого кадетского корпуса в Петербурге.

В 1863 году Николай Ярошенко поступает в Первое Военное Павловское училище. Поскольку у молодого человека были выявлены способности к точным наукам, его переводят в Михайловскую артиллерийскую академию.

В этот период Николай Александрович, параллельно с изучением артиллерии,  учится в Академии художеств.  Времени катастрофически не хватает. Ярошенко старается совмещать занятия в академиях, а после занятий спешит на патронный завод, где работает в должности начальника штамповальной мастерской. А ещё берет частные уроки рисования у Андриана Волкова и посещает классы Общества поощрения художеств, где его учителем становится Иван Крамской.

В 1869 году Николай Александрович заканчивает Михайловскую академию и получает назначение на патронный завод в Санкт-Петербурге. На этом заводе Ярошенко проработает 20 лет.

В 1874 году художник экстерном заканчивает Академию художеств и женится на Марии Павловне Навротиной (курсистке, бестужевке, общественнице). Молодые отправляются в свадебное путешествие в Полтаву, потом едут на Северный Кавказ в Пятигорск. Ярошенко оставляет жену в Пятигорске, а сам, целый месяц, пишет этюды в Сванетии. Эти написанные во время свадебного путешествия пейзажи буду впоследствии с восторгом приняты публикой.

В 1875 году Ярошенко с огромным успехом дебютирует на 4-й Передвижной выставке всего с одной картиной «Невский проспект», а годом позже вступает в члены Товарищества. И его тут же избирают в правление этого объединения художников. Позднее Товарищи скажут, что Ярошенко был настоящей совестью Товарищества передвижников.

Представленные публике кавказские пейзажи были приняты, как я уже писал выше, с восторгом. Очень скоро за Николаем Александровичем закрепилось прозвище «портретиста гор».

В 1885 году семейство Ярошенко выезжает в Кисловодск, где художник покупает дом. Летом к Ярошенко приезжают многочисленные гости, которые в Петербурге были постоянными участниками «ярошенкоских суббот».  Это писатели, композиторы, художники, музыканты… Я не буду перечислять фамилии гостей, поскольку проще назвать тех, кто не гостил в доме у семьи Ярошенко.

В конце концов, радушные хозяева пристроили к пятикомнатному дому несколько флигелей для многочисленных гостей. В этом доме, известном как «Белая Вилла», художник поселился после того, как в 1892 году (в чине генерала-майора) вышел в отставку. По состоянию здоровья.

У Ярошенко открылся туберкулез.

В 1897 году Николай Александрович отправляется в большое путешествие: Поволжье, Италия, Сирия, Египет.  Из этого странствия он привёз огромное количество картин, этюдов, портретов и графических работ.

Ярошенко скончался в июне 1898 года. И совсем не от туберкулеза. Он писал с натуры на горе Большое седло. Начался дождь и художник решил пробежаться до своей «Белой Виллы». Эти 10 километров стали последними в его жизни. Он прибежал домой, но почувствовал себя плохо, а на следующий день скончался из-за остановки сердца.

Прах художника похоронили в Кисловодске.

После художника остались замечательные кавказские пейзажи (часть работ сегодня можно увидеть в Третьяковской галерее), жанровые картины «гражданской скорби», а ещё просто великолепные портреты.

Небольшую галерею работ художника я хочу предложить вашему вниманию.

Окружение художника, «Белая вилла»

Важным атрибутом в биографии художника Ярошенко стали, так называемые, ярошенковские “субботы”, проводимые на его съемной квартире, где он проживал с супругой. Туда собирались люди определенного толка, в основном, близкие друг другу по взглядам, интересам. Это был круг “своих”, тех, кому можно доверять обсуждение волнующих тем. А их было всегда предостаточно.

Удивительно, что Николай Александрович мало писал портреты своих близких друзей, но тем не менее, они есть.

Портрет актрисы П. А. Стрепетовой, 1884
Портрет Д. И. Менделеева. 1885
Портрет Поликсевны Сергеевны Соловьевой. 1885

Особое место занимают в творчестве Ярошенко пейзажи, в основном, Кавказа.

Извержение вулкана. 1898
«Шат-гора (Эльбрус)», 1884

Кавказ. Тебердинское озеро. 1894

В 1885 году Ярошенко купил в Кисловодске дом, позже названный “Белой виллой”. После отставки в 1892 году художник окончательно туда переедет, и все участники ярошенковских “суббот” впоследствии периодически будут наведываться в его уютно обустроенную усадьбу.

Усадьба Ярошенко Н. «Белая вилла»

В 1898 году 26 июля, в возрасте 52 лет, художник Николай Ярошенко умер от сердечного приступа.

Ссылки

  • Ярошенко Николай Александрович в проекте «Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества»
  • Жизнь и творчество Николая Ярошенко.
  • Ярошенко Николай Александрович: биография, 99 картин художника(недоступная ссылка).Дата обращения: 11 марта 2012.Архивировано 19января 2016года.
  • Кисловодский музей-усадьба художника Н. А. Ярошенко(недоступная ссылка).Дата обращения: 3 июня 2013.Архивировано 10мая 2015года.
  • Алиев, Кази-Магомет. Художник Н. А. Ярошенко в Карачае
  • Творчество Николая Ярошенко на портале vsdn.ru
  • Могила Н. А. Ярошенко на проекте Billiongraves.com
  • Биография Н. А. Ярошенко на портале «Клуб выпускников Коломенского (Михайловского) артиллерийского училища».

Фиксация эпохи

В 1876 году на Шестой передвижной «о Ярошенко заговорил Петербург, а затем и вся интеллигентная Россия». Выставка вообще получилась яркой. Среди работ И. Е. Репина, Шишкина, Куинджи и пр. зрителей покорил ярошенковский “Кочегар”.

Николай Александрович, как никто другой, имел представление о жизни рабочих людей, т.к. долгие годы проработал начальником мастерской на Патронном заводе. В то время заводу была поставлена задача переоборудовать производство бумажных патронов на металлические.  

Стоит отметить, что образ не мужика из народа, а рабочего в лице кочегара новшество для того времени. Незаметно для интеллигенции крупные города наполнялись теми самыми вчерашними “мужиками”, которые сегодня становились новой, рабочей силой. В скором времени эта сила проявит себя в полную мощь.

Кочегар, 1878

«Я пишу то, что дает жизнь в настоящее время и мимо чего равнодушно пройти не могу, а в будущем это запишется в историю», — говорил Ярошенко. Это сейчас легко запечатлеть момент времени для последующих поколений, в любом количестве и качестве. А в конце 19 века фотография пока вещь не распространенная, а потому художественное полотно чуть ли не единственная возможность сохранить особенность временного отрезка. Передать характер, традиции современника — задача художника Ярошенко.

На Шестой также выставляется картина “Заключенный”.

“Заключенный”, 1878.

К теме положения заключенных Николай Александрович возвращается неоднократно. Связано это, несомненно, с общественными настроениями России конца 19 века. Переосмысление положения простого человека, личности в государстве все отчетливее оформляется в идею уважения чести и достоинства, расширение его прав.

Голова заключенного. 1878 Этюд
Арестованного ведут. 1891 Картон коричневый, белила.
В пересыльной тюрьме. Около 1876

Всюду жизнь, 1888

В 1879 году Ярошенко пишет картину “Слепцы (Слепые калеки под Киевом)”

Для настоящего художника важно “сладить с группировкой”. Николаю Александровичу, в общем-то, это удается, но критики, тем не менее, находят, что решение художника несколько упрощено

«Слепцы», 1879

Следующей “многофигурной” картиной стало полотно “Старое и молодое”. Удалось ли Ярошенко выразить конфликт двух взглядов или двух поколений? Об этом долго велись дискуссии, но большинство зрителей и критиков сошлись во мнении, что эмоционально она слабее, чем другие его произведения, такие, например, как “Кочегар” или “Заключенный”.

«Старое и молодое»

Николай Александрович, несомненно, идейно всегда был ближе к “молодым”. Он всегда стремился идти в ногу со временем

Видимо, поэтому студенты и курсистки, как особое явление общественной жизни в меняющейся России, привлекли его внимание

Курсистка (писательница А.К. Дитерихс), 1883
Студент, 1881

Ярошенко Николай Александрович (1846-1898)

Н. А Ярошенко — одна из наиболее типичных и
одновременно своеобразных фигур в передвижничестве. Именно ему после
смерти И. Н. Крамского (1887) суждено было стать идейным
руководителем ТПХВ. «Он был большим либералом,
интеллигентом-художником и военным, генералом в отставке, — писал о
нем Я. Д. Минченков. — Ярошенко был папашей у передвижников, и его
побаивались».

Ярошенко получил образование военного инженера, но,
испытывая непреодолимую тягу к творчеству, к живописи и имея к тому
призвание, начал посещать Рисовальную школу при ОПХ, где занимался у
И. Н. Крамского, а затем стал вольнослушателем АХ (1867-74). В круг
личных знакомств художника входили выдающиеся представители
народнической интеллигенции — писатели Г. И. Успенский, В. Г.
Короленко, В. М. Гаршин и др. Наболевшие вопросы русской
действительности тех лет, волновавшие их, находили отражение в
творчестве Ярошенко.

Имя художника приобрело известность в связи с
созданием им картины «Кочегар» (1878). Первым среди русских
живописцев Ярошенко представил образ заводского рабочего, показав
его не только жертвой изнуряюще тяжелого труда, но и новой могучей
социальной силой

Два фрагмента сразу приковывают внимание к
картине: огромные натруженные руки кочегара и глаза, с
вопросительным упреком устремленные на зрителя

Начиная с «Кочегара»
Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные
типы его времени: революционной интеллигенции («Заключенный», 1878;
«Старое и молодое», 1881), передовой учащейся :молодежи («Студент»,
1881; «Курсистка», 1883). В этих работах художник стремится
представить обобщенный образ нового поколения — мыслящего,
целеустремленного, деятельного. Значительное место в творчестве
Ярошенко занимает портрет. Характерно, что его моделями всегда
являются люди, духовно ему близкие (портреты художников
И.Н.Крамского, 1876;
В.М.Максимова, 1878; И.К.Зайцева, 1886;
Н.Н.Ге, 1890; писателей Г. И. Успенского, 1884; М. Е. Салтыкова-Щедрина,
1886; А. Н. Плещеева, 1887; В. Г. Короленко, 1898, и др.). Изображая
их, передавая их напряженную внутреннюю жизнь, художник раскрывает и
свой душевный мир.

Лучшим в портретной галерее Ярошенко является
«Портрет актрисы П. А. Стрепетовой» (1884). В образе, созданном
художником, выступает на первый план не знаменитая актриса, о
которой И.Н.Крамской говорил, что она может быть «не только
интересной, но замечательно красивой», а простая русская женщина, со
строгим, чуть печальным лицом и с выражением страдания в глазах. Она
точно вобрала в себя черты героинь А. Н. Островского, которых
великолепно воплощала на сцене. Среди жанровых работ Ярошенко
наиболее известной стала картина «Всюду жизнь» (1888). С искренней
теплотой художник повествует о короткой светлой минуте в жизни
арестантов, узников тюремного вагона. В подобревших лицах этих
людей, кормящих через решетку слетевшихся голубей, в печальном
облике молодой матери на первом плане заключен основной смысл
произведения — показать высокую человечность в людях, отвергнутых
обществом. Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко
1880-90-х гг. — «На качелях» (1888), «В теплых краях» (1890), «Песни
о былом» (1894). Последние годы жизни Ярошенко посвятил поездке на
Урал, где на угольных рудниках искал прототипы для задуманной
картины из жизни рабочих. Однако скоропостижная смерть не дала
осуществиться замыслам художника.

Адреса

в Санкт-Петербурге (b)

  • лето 1874 — дача Крамского (b) на Сиверской; (b)
  • 1874—1879 — доходный дом А. И. и И. И. Кабатовых, Бассейная улица, 27;
  • 1879 — весна 1898 года — доходный дом Шрейберов, Сергиевская улица (b) , 63.

в Кисловодске (b)  — в собственном доме (c 16 ноября 1885 года). Здесь художником была создана картина «В тёплых краях (b) », находящаяся в экспозиции Русского музея

Мемориальный музей-усадьба художника Н. А. Ярошенко, г. Кисловодск. Неофициально — «Белая Вилла».

11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске был открыт дом-музей Н. А. Ярошенко. Этот уникальный музей на юге России сопоставим по своей исторической и культурной значимости с толстовской Ясной Поляной и репинскими Пенатами. Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция. Здесь хранятся 108 предметов живописи и графики Ярошенко, 170 работ художников-передвижников. Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек.

в Калужской губернии (b)

усадьба жены брата Василия Александровича Елизаветы Платоновны (урождённой Степановой (b) ) Павлищев Бор (b) , где были написаны многие картины. 10 произведений хранятся в Калужском областном художественном музее, это и портреты близких, и знаменитые «Портрет дамы с кошкой» и «Курсистка», и портрет старухи — няни Ярошенко. Он взят из Степановского и написан с учительницы Докукиной, которая работала в Павлищевской школе. Картина Н. А. Ярошенко «На качелях» (1888 г.) изображает сцену любимого народного развлечения — на Духов день (b) в соседней деревушке Павлищево.

в Полтаве (b) (ныне Украина (b) ):

Творческая деятельность

Наиболее известные творения Н. А. Ярошенко — «Кочегар», «Заключённый», «Всюду жизнь», «Студент», «Сестра милосердия» (все пять в Третьяковской галерее в Москве), «Курсистка», «Старое и молодое», «Причины неизвестны» и «Невский проспект ночью». Произведения Н. А. Ярошенко в портретном роде свидетельствуют об его способности передавать не только внешние черты, но и характер изображаемых лиц, но не отличаются особенным мастерством технического исполнения. Лучшие из этих произведений — портреты П. А. Стрепетовой (в Третьяковской галерее), Д. И. Менделеева (акварельный, там же), В. С. Соловьева, Л. М. Унковского, В. Д. Спасовича, Г. И. Успенского, А. Н. Плещеева и К. Д. Кавелина. Кроме жанров и портретов, Н. А. Ярошенко писал также пейзажи, очень хорошо воспроизводя в них главным образом уголки кавказской природы. Среди таких его работ — ряд картин и этюдов, находящихся в Третьяковской галерее.

Встреча Николая Александровича Ярошенко с Крамским, и первый успех

Вращаясь в творческой среде, Ярошенко знакомится с И. Крамским, родоначальником Товарищества передвижников и по совместительству преподавателем в Обществе поощрения художников. Знакомство и добрые отношения с опытным портретистом сыграли значительную роль в жизни начинающего живописца.

Портрет Крамского И. Н., 1874 г.

В 1874 году Крамской, во время разгорающегося противостояния Товарищества с Академией Художеств, решил оформить очередную, Четвертую, передвижную выставку. Именно в этот раз среди профессиональных работ художников-реалистов Ярошенко впервые представил свое полотно “Невский проспект осенней ночью”.

“Невский проспект осенней ночью”, 70-е г. 19 в.

В 70-80-е годы 19 в. “женский вопрос” остро обсуждался в обществе. Мнения разделились. Кто-то сетовал, что у некоторых женщин нет иного выбора, как торговать собой, чтобы прокормиться, кто-то утверждал, что выбор есть всегда. Ярошенко, судя по всему, придерживался второй точки зрения, изобразив торгующих собой женщин на ночном Невском проспекте в проливной дождь, когда хозяин не выгонит собаку на улицу. Их решение выйти на улицу вполне сознательный выбор.

Критики встретили картину по-разному, но, главное, она запомнилась публике: вхождение Ярошенко в сонм художников состоялось.

Призвание художника

Все лучшее в человеке закладывается, как правило, еще в детстве. Николай Ярошенко был сыном отставного генерал-майора, полагавшего наилучшей карьерой для сына служение Отечеству. Профессия военного выковывает характер, и ее будущий художник постигал сначала на родине, в Полтавском кадетском корпусе, а потом и в столице, окончив с отличием Павловское пехотное училище. Но уже тогда художественные склонности его натуры стали побеждать: окруженный романтикой питерской архитектуры, Николай стал брать уроки рисования.

Занятия живописью штабс-капитан Ярошенко успешно совмещал со службой на Санкт-Петербургском заводе по выпуску патронов, став в 1874 году начальником тамошней штамповальной мастерской. При этом его творческий арсенал постоянно пополнялся новыми идеями и приемами благодаря широкому кругу общения художника. В него входили как коллеги по палитре и кистям — к примеру, российские художники-передвижники, так и представители других профессий, от заводских рабочих до авторов журнала «Отечественные записки». Впоследствии это весьма помогло Николаю Ярошенко на Кавказе увидеть красоту мира не только в экзотике местной природы, но и в лицах местных жителей, простых горцев.

Семья

Отец

— Александр Михайлович Ярошенко (1807—1876) — генерал-майор.

Мать

— Любовь Васильевна (урождённая Мищенко) (1822—1890).

Брат

— Василий Александрович (1848—после 1915) — инженер, химик, был женат на Елизавете Платоновне (урождённой Степановой, в первом браке Шлиттер).

Сестра

— Софья Александровна (1852—1923), мать Бориса Савинкова.

Сестра

— Вера Александровна (в замужестве Купчинская)

Сестра

— Надежда Александровна

Сестра

— Любовь Александровна

Супруга

(с 1874 года) — Мария Павловна Невротина (— 14 сентября 1915) (есть версия, что Крамской писал с неё Неизвестную, в то время она была невестой Н. А. Некрасова).

Биография

Родился 1 (13) декабря 1846 года в Полтаве в семье отставного генерал-майора Александра Михайловича Ярошенко (1807—1876), который хотел, чтобы старший сын продолжил военную карьеру и не придавал особого значения художественному таланту мальчика. Мать — Любовь Васильевна (урожденная Мищенко; 1822—1890), была дочерью отставного поручика.

В 1855 году 9-летнего Николая определили в Полтавский кадетский корпус, по окончании которого в 1863 году он поступил в петербургское Павловское пехотное училище. Обучение будущий военный инженер в 1867 году продолжил в Михайловской артиллерийской академии и одновременно стал посещать Академию художеств. Он также брал частные уроки рисования, работал в мастерской Адриана Марковича Волкова (1829—1873) и посещал вечерние классы школы Общества поощрения художеств, где преподавал Иван Крамской.

Ещё в Полтаве его учителем живописи был бывший крепостной Иван Кондратьевич Зайцев (1805—1887).

Окончив с отличием академию в 1869 году, Николай Ярошенко получил назначение на патронный завод в Санкт-Петербурге, где прослужил более 20 лет.

В 1874 году экстерном окончил Академию художеств. За годы обучения сблизился с художниками-передвижниками и писателями из журнала «Отечественные записки». На «субботах» в его квартире собирался цвет интеллигенции.

В 1875 году Ярошенко дебютировал на 4-й Передвижной выставке с картиной «Невский проспект». Годом позже он вступил в члены Товарищества и сразу же был избран в правление. Оставался его ведущим представителем вместе с Иваном Николаевичем Крамским. Более 10 лет Ярошенко после смерти учителя был его преемником и выразителем его идей. Крамского называли «разумом» передвижничества, а Ярошенко — его «совестью».

Ярошенко Николай «Портрет М. П. Ярошенко, жены художника» 1880-е Холст, масло 44х36 Мемориальный музей-усадьба Н. А. Ярошенко, Кисловодск

В 1874 году женился на Марии Павловне Невротиной, курсистке, бестужевке, общественной деятельнице. Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск. Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. Первые кавказские пейзажи, которые художник писал во время свадебного путешествия, вызвали восторг публики. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. Поэтому, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор».

В 1885 году Ярошенко купил в Кисловодске дом, названный «Белой Виллой», где семья проводила лето. К ним приезжали многочисленные друзья и гости — писатели, артисты, учёные, частые гости «ярошенковских суббот» в Петербурге: Сергей Рахманинов, Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов, Константин Станиславский, Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев, Владимир и Анна Чертковы, актриса Полина Стрепетова.

Не забывали коллегу и художники: Репин, Нестеров, , Дубовской, Касаткин, Куинджи. У Ярошенко собирался укрыться Лев Толстой, когда планировал свой первый побег из Ясной Поляны. Радушные хозяева пристроили к своему пятикомнатному дому несколько флигелей, а с росписью в технике фресок Помпеи помогли сами гости дачи. На «Белой Вилле» Ярошенко жил и работал до самой смерти.

Могила Н. А. Ярошенко в ограде Свято-Никольского собора, Кисловодск

В 1892 году по состоянию здоровья Николай Александрович Ярошенко, исполнив мечту отца и повторив его путь, вышел в отставку в чине генерал-майора.

В 1897 году, несмотря на туберкулёз трахеи, Ярошенко отправился в путешествие по России и миру: Поволжье, Италия, Сирия, Палестина, Египет. Из странствий он привёз множеством картин, эскизов, этюдов, портретов и графических работ.

Умер в Кисловодске 26 июня (8 июля) 1898 года от сердечного приступа, на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10 км с горы Большое седло, где писал с натуры. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Через год на его могиле был установлен памятник — бронзовый бюст художника на чёрном постаменте, на фоне гранитной стелы с рельефным изображением креста, пальмовой ветви и палитры с кистями. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Автор скульптурного портрета — друг художника Л. В. Позен.

Интересные факты

  1. В начале 1881 года Н. Ярошенко закончил картину «Террористка», прототипом героини которой послужила Вера Засулич. Картина была написана под впечатлением судебного процесса, который оправдал В. Засулич в её покушении на петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова. 1 марта полотно появилось на очередной передвижной выставке, однако вскоре была снята с выставки представителями полиции. Художник подвергся домашнему аресту. Картина так и не была возвращена художнику. По сохранившимся эскизам и подготовительным материалам он вновь написал «Террористку». В настоящее время картина хранится в Кисловодском художественном музее Н. А. Ярошенко.
  2. Эсер-террорист и писатель Борис Савинков — племянник Н. А. Ярошенко.

Завоевал себе имя островыразительными живописными композициями, взывающими к сочувствию к миру социально-отверженных. Протестный пафос, свойственный картинам мастера, выражался в образах «новых людей» («Студент», 1881, ГТГ; «Курсистка», 1883, варианты в Музее русского искусства в Киеве и Калужском художественный музее) либо в жанровых мотивах социального насилия (арестантский вагон в знаменитом полотне «Всюду жизнь», 1888, ГТГ). Однако его кисти принадлежат и более мажорные и умиротворенные образы народной жизни; среди последних наиболее популярна картина «На качелях» (1888, ГТГ).

Умер Ярошенко в Кисловодске 25 июня (7 июля) 1898.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: