Берта моризо

Детство и юность

Берта Мари Полин Моризо родилась в Бурже 14 января 1841 года в семье состоятельного местного чиновника Тибурса Моризо. Её мать Корнели Фурнье. Интерес к искусству начался в подростковом возрасте, когда после переезда семьи в Париж в 1855 году она начала изучать и копировать шедевры, выставленные в Лувре. Здесь она встретила многих других художников, занимающихся теми же исследованиями. Искусство было в её генах, так как одним из предков Моризо был известный художник рококо Жан-Оноре Фрагонар (1732-1806).

К 1860 году Моризо брала уроки рисования у Жана-Батиста-Камиля Коро (1797-1875).

Было бы логичным следующим шагом учиться в Школе изящных искусств в Париже, но, к сожалению, они не принимали женщин.

По крайней мере, Берта имела поддержку своих родителей. Действительно, её старшая сестра Эдма (1839-1921) также стала художницей; она незабываемо запечатлела своего более известного брата, работающего за её мольбертом в портрете 1865 года

Другим учителем художницы был Жозеф Гишар (1806-1880), и он написал следующую записку отцу двух сестер:

Принимая во внимание характер ваших дочерей, моё учение не даст им мелких достижений в гостиной; они станут художниками. Вы понимаете, что это значит? В мире великой буржуазии, в котором вы движетесь, это будет революционно, я бы даже сказал катастрофически

Вы уверены, что не станете проклинать тот день, когда искусство, получив доступ в ваш дом, теперь такой респектабельный и мирный, станет единственным вершителем судеб ваших двоих детей?

Эдма Понтильон у окна. Фото: www.worldhistory.org

Несмотря на эти предупреждения, Моризо со страстью развивала свой талант, и в 1864 году она представила свою первую работу на выставку в Парижский салон, место для художников, желающих обеспечить себе имя, репутацию и клиентов. Заявка была принята, и этот успех привёл к тому, что её отец построил студию в семейных садах в 1865 году. В 1866 году Моризо снова была принята Салоном; её карьера была обеспечена, далее она стала постоянным гостем салонов.

Историк искусства В. Буруэ Обер дает следующее описание Моризо:

Высокая и стройная, отличавшаяся необыкновенной осанкой и умом, Берта Моризо была смуглой бодлеровской красавицей, загадочной, очень учтивой и отчаянно независимой.

Людвиг Тик — Белокурый Экберт

335 0

Действие происходит в немецком городе Гарце в Средние века.Белокурый Экберт, рыцарь сорока лет, живет со своей женой Бертой. Они любят друг друга,но детей у них нет. Живут они в уединении, гости у них бывают редко, за исключениемдруга семьи Филиппа Вальтера.Однажды после ужина по просьбе Экберта Берта рассказывает Вальтеру о странныхприключениях своей молодости. В детстве она жила в семье бедного пастуха и, когдаей было восемь лет, она убежала из дома в лес, где встретила старуху, которая приютилаее. В хижине вместе со старухой жила маленькая собачонка (кличку которой Берта никакне может вспомнить) и птица в блестящей клетке, которая пела песню. «Уединенье мненаслажденье. Сегодня, завтра всегда одно мне наслажденье уединенье».

Старушка частомолилась и говорила странные слова. Берта полюбила старушку, а собачка и птица сталией друзьями. Через четыре года старушка открыла тайну. Оказалось, что птица каждый денькладет по яйцу, в котором находится или жемчужина, или самоцвет. Спустя несколько дней,когда старуха в очередной раз отправилась путешествовать, Берта убежала из хижиныи, унеся с собой птицу и взяв сосуд с самоцветами, пустилась в так называемый светна поиски рыцаря, о котором мечтала. В красивом городке она наняла себе небольшой домики со временем стала забывать старушку. Птица петь перестала, но однажды ночью она запелаиную песню. «Уединенье, ты в отдаленье, жди сожаленья, о преступленье. Ах, наслажденье в уединенье». Птица пела эту песню не переставая, и Берта задушила ее. В скоромвремени она вышла замуж за молодого рыцаря Экберта.После рассказа этой истории, на прощание, Филипп Вальтер произносит следующую фразу:«Благодарю вас, сударыня, я живо представляю себе вас со странной птицейи как вы кормите маленького Штромиана».

Белокурый Экберт начинает раскаиваться,что попросил жену рассказать о приключении, так как именно с этого вечера Вальтер редкопосещает замок своего друга, а Берта сильно заболевает на нервной почве. Вскоре она говоритмужу, что никогда не могла вспомнить кличку собачки, Вальтер же, в тот вечер назвалеё! «Какую связь имеет этот человек с моей судьбой». думала она, умирая.Экберт решает убить Вальтера из-за терзавших его сомнений по поводу верности друга.Он встречает его на охоте в лесу и убивает из арбалета. В то же времяв лихорадке умирает Берта. Экберт знакомится с рыцарем Гуго, сближается с ними признается ему в убийстве друга. Над Экбертом висит проклятие, и он начинаетсходить с ума. В каждом мужчине теперь он видит Вальтера, его призрак постоянно преследуетЭкберта.Во время путешествия он встречает ту самую старуху, которую в молодости обманула егожена.

Оказывается, что старуха-колдунья связана не только с Бертой, но и с самимЭкбертом, вернее с его отцом. Она говорит ему. «Смотри, как преступление влечет за собойнаказание. Это я, а не кто другой, была твоим другом Вальтером, твоим Гуго а Бертабыла сестра твоя Однажды в раннем детстве ты слыхал, как твой отец в угоду своейжене не стал воспитывать при себе дочь от первого брака, а отдал ее пастуху». Лежана земле, обезумевший Экберт умирает, расплачиваясь за грехи отца и жены..

Выставка

Избранные персональные выставки Берты Моризо Дата
Париж, Буссо, Валадон и Си. Выставка картин, пастелей и рисунков Берты Моризо . 1892 г., 25 мая — 18 июня
Париж, Галерея Дюран-Рюэль. Берта Моризо (мадам Эжен Мане): exposition de son œuvre . 1896 г., 5–23 марта
Париж: Галерея Дюран-Рюэль. Экспозиция Берты Моризо. 1902 г., 23 апреля — 10 мая
Париж, Галерея Э. Дрю. Экспозиция Берты Моризо. 1905 г., январь – февраль
Париж, Галерея Manzi-Joyant. Экспозиция Берты Моризо. 1912 г.
Париж. Галерея Manzi-Joyant. Экспозиция Берты Моризо. 1914, апрель
Париж, Galerie Bernheim-Jeune. Cent oeuvres de Berthe Morisot (1841–1895). 1919 г., 7–22 ноября
Париж, Галерея Марселя Бернхейма. Réunion d’oeuvres, par Berthe Morisot. 1922 г., 20 июня — 8 июля
Чикаго, Клуб искусств Чикаго. Экспозиция картин Берты Моризо. 3 шт. 1925 г., 30 января — 10 марта
Лондон, Ernest Brown & Phillips, Лестерские галереи. Выставка Берты Моризо 1930 г., март – апрель
Нью-Йорк, галереи Вильденштейна. Выставка Берты Моризо. 1936 г., 24 ноября — 12 декабря
Париж, Musée de l’Orangerie. Берта Моризо, 1841–1895 гг. 1941, Лето
Париж, Galerie Weil. Берта Моризо, ретроспектива. 1947 г.
Копенгаген, штат Нью-Йорк Carlsberg Glyptotek. Берта Моризо, 1841–1895: Mälningar: Olja och Akvarellsamt Teckningar . 1949 г., 20 августа — 23 октября
Бостон, Музей изящных искусств, Бостон. Берта Моризо: Рисунки, пастель, акварель. 1960, 10 октября — 10 декабря
Париж, Музей Жакемара-Андре, Институт Франции. Берта Моризо . 1961 г.
Париж, Галерея Хопкинса-Томаса. Берта Моризо . 1987–88, апрель — 9 мая
Лондон, JPL Fine Arts. Берта Моризо (1841–1895 ). 1990–91, 7 ноября — 18 января
Париж, Галерея Хопкинса Томаса. Берта Моризо . 1993, 15 октября — 30 ноября
Лилль, Дворец изящных искусств, Берта Моризо 2002 г., 10 марта — 9 июня
Вашингтон, округ Колумбия, Национальный музей женщин в искусстве, Берта Моризо: импрессионист и ее круг 2005 г., 14 января — 8 мая
Испания, Мадрид, Музей Тиссена-Борнемисы, Берта Моризо: женщина-импрессионистка 2012, 15 ноября — 12 февраля
Квебек, Национальный музей изящных искусств Квебека, Берта Моризо: женщина-импрессионистка 2018, 21 июня — 23 сентября

Техника и стиль

Моризо использовала типичный подход многих импрессионистов, чтобы рисовать на открытом воздухе, а не традиционный метод создания наброска, и детальной проработки в студии. Идея заключалась в том, что этот метод облегчал захват иллюзорных впечатлений от света и цвета. Однако были и некоторые практические недостатки, как отметила Моризо в письме к своей сестре, где она описывает пленэрную картину на острове Уайт в 1875 году:

Все колышется, идет адский плеск воды; приходится справляться с солнцем и ветром, лодки ежеминутно меняют положение…В тот момент, когда я устанавливаю свой мольберт, более пятидесяти мальчиков и девочек роятся вокруг меня, крича и жестикулируя. Все это закончилось жестоким сражением, и владелец поля пришел грубо сказать мне, что я должен был попросить разрешения работать там…

В результате получились характерные длинные и быстрые мазки кисти Моризо. Поиск спонтанности также не был лишён недостатков, и многие критики считали работы Моризо незавершенными, то же самое говорили многим импрессионистам.

Эжен Мане и его дочь в саду. Фото: www.worldhistory.org

Что касается соответствия стиля и предмета, историк искусства М. Говард дает следующее резюме:

Её картины, как правило, хвалили, как внутри, так и вне импрессионистского круга, за их легкость прикосновения и её умелую передачу наружных эффектов. Под атмосферой легкости и расслабления, очевидной в её работе, есть основное качество меланхолии и самоанализа, которое характеризует её работу. Картины наполнены светом и блестяще неформальны, как по предмету, так и по технике, характеризуются чувством эскизной импровизации, основанной на пристальном наблюдении.

Именно по всем вышеперечисленным причинам в 1874 году искусствовед Пауль Манц назвал Моризо «единственным настоящим импрессионистом». Это мнение было поддержано в 1881 году другим критиком, Гюставом Жеффруа: «Никто не представляет импрессионизм с более утонченным талантом или с большим авторитетом, чем Моризо«.

Загадка холма Трокадеро

В биографии Эдуара Мане столько загадок и недосказанностей, что запутанная история с холмом Трокадеро — еще не самая эффектная и пикантная. Но именно с этой истории нужно начинать, когда речь заходит о Берте Моризо.

Берта Моризо. Вид Парижа с холма Трокадеро. 1872, 46.1×81.5 см.

С легкой руки биографа Мане Анри Перрюшо по сети, глянцевым журналам и даже по внушительным изданиям гуляет мистическая и романтическая легенда о том, что Мане еще до знакомства с Бертой увидел ее картину «Вид Парижа с холма Трокадеро» в Салоне. Мане был настолько впечатлен картиной, что написал свою — с того же места: стоя на холме и глядя на Марсово поле. Мане, к слову, достаточно часто обращался к полотнам других живописцев, переосмысляя их идеи и композиции. Но проделывал это с безусловными шедеврами и гениями: Гойей, Рафаэлем, Джорджоне, Тицианом. А тут вдруг начинающая и никому еще не известная художница!
Легенда прекрасна — она очень точно проиллюстрировала бы родство душ и талантов, подтвердила бы, что эти два художника еще до знакомства жили в одной художественной плоскости и дышали одним живописным воздухом, предчувствуя и приближая судьбоносную встречу… Если бы не одна досадная неточность: картина «Всемирная выставка в Париже 1867 года» Мане была написана на 5 лет раньше, чем картина Берты Моризо «Вид Парижа с холма Трокадеро».

Эдуар Мане. Всемирная выставка. 1867, 108×196 см.

И все оказывается запутанней, чем на первый восторженный взгляд. Возможно, в 1872 году Берта Моризо пришла на холм Трокадеро с мольбертом не впервые, и Мане восхищался совсем другим ее видом Парижа, написанным раньше. А скорее всего, все было с точностью до наоборот — и это Берта пришла писать на холм Трокадеро после того, как Мане, переживший рядом с ней в Париже осаду и войну, уехал к своей семье.«Это расположение напоминает Мане. Я понимаю это и я раздражена», — напишет Берта Моризо сестре, работая над этой картиной. Франкоязычная страница Википедии о Берте Моризо утверждает даже, что именно вид на Париж с холма Трокадеро Мане показал арт-дилеру Дюран-Рюэлю в 1872 году, желая познакомить его с творчеством Берты. Дюран-Рюэль был потрясен и быстро продал полотно коллекционеру Эрнесту Ошеде.

Эдуар Мане. Балкон. 1869, 169×123 см.

Смерть и наследие

Эжен Мане умер в 1892 году, и после этого здоровье Берты быстро ухудшилось. Поэтому она переехала жить к дочери, но продолжала рисовать, когда могла. Берта Моризо внезапно умерла от пневмонии в Париже 2 марта 1895 года. В свидетельстве о смерти и в свидетельстве о предрассудках, с которыми ей приходилось бороться на протяжении всей своей карьеры, в разделе «профессия» написано «нет». Впрочем, другие не сомневались. Все работы художника были представлены на выставке в парижской галерее, организованной такими выдающимися деятелями, как Ренуар, Дега и Моне, которые считали Моризо равным себе в победоносной битве за то, чтобы навсегда изменить мир искусства.

В 1897 году Школа изящных искусств в Париже начала принимать женщин. Моризо также сыграл важную роль в представлении более женского взгляда на мир, чем мужчины-художники ранее. Её картина, изображающая мужа, играющего с дочерью в саду, не была типичной темой для художника-мужчины, который выбрал бы мать и ребёнка в качестве своего предмета.

Отношения с Мане

Моризо появляется на многих картинах Эдуарда Мане (1832-1883), французского художника-модерниста, с которым она впервые познакомилась в Лувре в 1868 году. Она появляется в таких знаковых работах, как Балкон написанный в 1868-69 годах. Моризо не была полностью очарована законченной работой, отметив своей сестре Эдме: «Я скорее странная, чем уродливая», и вся сцена казалась ей «диким или даже незрелым плодом«.

Она присутсвует на 11 работах. В упокоении (1869-70), она томно откидывается на диване сливового цвета. В более традиционной Берте Моризо с букетом фиалок её лицо драматически обрамлено чёрным платьем, шарфом и шляпой. Моризо училась у Мане, а возможно, и наоборот, но Берта не принимала вспомогательную роль в их профессиональных отношениях. Когда Мане добавила некоторые штрихи к портрету сестры Моризо, работе, которая была принята Салоном 1870 года, она была в ярости.

Балкон Мане. Фото: www.worldhistory.org

Какими были отношения между Мане и Моризо неизвестно, возможно, они были больше, чем друзьями, но эти отношения наверняка изменились, когда она вышла замуж за брата Мане Эжена (1833-92), также художника, 22 декабря 1874 года. У них была дочь Жюли, родившаяся в 1878 году; она запечатлена на картине Моризо 1884 года «Жюли с куклой» и многих других работах.

Жюли с куклой. Фото: newcriterion.com

Любовь и поддержка близких

У таланта Берты Моризо были не только препятствия в виде устаревших предрассудков. Было много в её жизни и того, что помогло ей навсегда остаться в истории живописи.

Андрей Аллахвердов. Берта Моризо. 2017. Частное собрание (всю серию портретов художников XIX-XX веков смотрите на сайте allakhverdov.com).

Надо отдать должное её родителям. Однажды первый учитель Берты и её сестры Эдмы забил тревогу. По его словам девочки слишком талантливы, и как бы не случилась катастрофа. Он испугался, что те вскоре наденут брюки и будут везде разгуливать без сопровождения с мольбертом подмышкой.

Но родители не поддались панике. И сменили учителя. Возможно, потому что у девушек было два предка-живописца. В их семье слишком благосклонно относились к живописи.

Хозяйка своей судьбы

Несмотря на все предрассудки и строгие нравы, Берта умудрилась встретить мужчину, который готов был видеть жену и художника в одном лице.

Ей было 33 года, когда она вышла замуж за Эжена Мане, брата художника Эдуарда Мане. Он был самым верным поклонником её таланта. Он носил за ней её мольберт и краски. Он искренне её любил.

Берта Моризо. Эжен Мане и его дочь в Буживале. 1881 г. Мармоттан-Моне музей, Париж.

В 38 лет Берта родила свою единственную дочь Жюли. Теперь она стала её главным вдохновителем. Берта жадно следила за взрослением дочери. Она наслаждалась материнством.

Несмотря на пуританские нравы, Берте Моризо не пришлось ничем жертвовать. Ни живописью, ни возможностью создать семью. Она построила жизнь по своему разумению. Думаю, она была счастлива.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Главная иллюстрация: Эдуард Мане. Портрет Берты Моризо. 1873. Мармоттан-Моне музей, Париж.

Независимые выставки

В 1860-х годах группа молодых художников-авангардистов слонялась по парижским кафе. Они страстно обсуждали, каким должно быть новое направление искусства, особенно кафе Гербуа и другие в районе Батиньоль в Париже. В эту группу вошли такие будущие именитые худоджника, как Поль Сезанн (1839-1906), Пьер-Огюст Ренуар (1841-1919), Эдгар Дега (1834-1917), Клод Моне (1840-1926) и Эдуард Мане. К ним также присоединились литераторы: Эмиль Золя (1840-1902). 

Действительно, она отклонила два предложения руки и сердца: от художника Пювиса де Шаванна и государственного деятеля Жюля Ферри. Однако, будучи респектабельной женщиной, её нельзя было увидеть в некоторых кафе, где собирались мужчины-художники, и ей часто приходилось довольствоваться их обществом в уединенной обстановке.

Интерьер. Фото: www.worldhistory.org

«Батиньоль» и другие художники, которые не могли регулярно получать одобрение ультраконсервативного жюри Салона, решили в апреле 1874 года создать своё собственное выставочное пространство, Первую выставку независимых художников, позже более известную как Первая выставка импрессионистов. На выставке были представлены Моризо, Моне, Дега, Ренуар, Мане и Камиль Писсарро (1830-1903). У Моризо было девять картин, акварелей и рисунков.

В марте 1875 года дилер Поль Дюран-Рюэль организовал публичную продажу в парижском отеле Друо. На выставке были представлены картины Моне, Ренуара и других, а также 12 работ Моризо. Критики снова сделали то, что делали всегда: критиковали, но были некоторые благоприятные отзывы в более радикальной прессе. На самом аукционе Моризо подверглась особому насилию. Когда была показана самая первая работа Моризо, человек в аудитории крикнул gourgandine («шлюха»). Камиль Писсарро встал и ударил мужчину, и полиция была вызвана прежде, чем продолжился аукцион. Тем не менее, из всех представленных работ интерьер Моризо получил самую высокую цену на продажу: 480 франков (Ренуар был куплен всего за 180 франков).

Вилла с апельсиновыми деревьями. Фото: www.worldhistory.org

Ко времени 8-й выставки импрессионистов в 1886 году Моризо и Эжен Мане были в состоянии финансировать её самостоятельно. Когда Эдуард Мане умер в 1883 году, пара организовала ретроспективную выставку работ покойного художника в Школе изящных искусств. Моризо, как и некоторые другие импрессионисты, теперь начала вызывать ажиотаж в Америке; ее работы были представлены на выставке 1886 года, организованной Американской художественной ассоциацией Нью-Йорка. Это был первый раз, когда американцы увидели такую всеобъемлющую выставку импрессионизма, и они встетели художников восторженно, в отличии от закостенелых критиков Франции.

Дом Моризо в Буживале, недалеко от Парижа, продолжал регулярно собирать широкий круг парижских художников и интеллектуалов. Здесь Моризо часто рисовал сцены цветущего сада и близлежащего Булонского леса. В 1891 году семья переехала в новый дом в Месниле, и это тоже было запечатлено в красках несколько раз. Ограниченная социальными конвенциями периода, когда женщина, рисующая в публичном месте, вызвала проблемы, работа Моризо сосредоточена на домашних сценах, её саде и дочери.

Песье шьет в саду Буживаль .Фото: www.worldhistory.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: