Фиалки
Образованная и умная, чаще молчаливая и сдержанная, слишком независимая и талантливая, Берта знает цену собственному стилю и индивидуальности. На ее живопись уже трудно оказать прямое влияние — и Мане просто освобождает ее от сомнений и направляет в поисках. А вот сам без нее обходиться уже не может.
В 1870 году в мастерской художника появляется юная ученица, 20-летняя Ева Гонсалес — отличный повод позлить Берту и доказать самому себе, что сможет запросто заменить ее любой другой натурщицей и музой. Но не тут-то было — портрет Евы не удается, целых 40 сеансов, а он как будто картонный, ему не хватает жизни и естественности. Мане в ярости — и мстит, конечно, Берте. Изо всех сил расхваливая усердную Еву, он даже ставит ее Берте в пример.
Похвалы и любовь Мане придают Моризо сил и уверенности: художник восхитится однажды ее умением вписывать фигуру в пейзаж — и Берта подарит ему эту картину.
Берта Моризо. Порт в Лорьяне. 1869
Правило 5: используй существующие ограничения себе во благо
«Желание посмертной славы кажется мне чрезмерным самолюбием. Моё самолюбие ограничивается скорее желанием ухватить что-нибудь мимолётное. Движение Жюли, улыбка, цветок, фрукт, ветка дерева… Мне хватило бы и одного из этого». — Из дневника
Будучи женщиной, Берта не могла участвовать в художественных дискуссиях своих друзей-импрессионистов. Ведь путь в злачные заведения, где по вечерам собирались её единомышленники, для добропорядочной дамы был закрыт. Чтобы избежать скандала, работать на пленэре она могла лишь в сопровождении компаньонки. И боже упаси рисовать мужскую натуру!
Поэтому художница сосредоточилась на той теме, которую знала лучше всего: на повседневной жизни женщины. И довела её до совершенства, избежав неудачных экспериментов и метаний. Сюжеты картин Моризо были просты и незамысловаты: радости материнства, домашние хлопоты, игры с детьми на свежем воздухе. Высочайший профессионализм не позволял ей впадать в сентиментальную слащавость, а «бунтарская» натура проявлялась в технике исполнения. Сейчас работы Берты Моризо представляют собой безупречный образец импрессионизма: зыбкая гармония полутонов, быстрые, но уверенные мазки, фигуры, растворяющиеся в окружающем пейзаже.
Современник художницы, меценат и искусствовед Шарль Эфрусси заметил: «Мадам Берта Моризо — настоящая француженка по своей изысканности, элегантности, весёлости и беззаботности. Она растирает в своей палитре лепестки цветов, чтобы потом выложить их на холсте лёгкими воздушными мазками, брошенными наугад, которые сочетаются, комбинируются и, в конечном итоге, производят нечто тонкое, живое и очаровательное». Именно к этому художница всегда и стремилась.
“Настоящие живописцы не упускают ни одной детали”
Пуританские правила не позволяли Берте свободно разгуливать по улицам и находить яркие сюжеты для своих картин. Зато её талант и свободолюбивая натура проявлялись через технику рисования.
Она полностью пренебрегала канонами академизма. Она стремилась запечатлеть мгновение, работая быстрыми, размашистыми, даже агрессивными мазками.
Часто оставляла незавершенными участки картины. Но от этого не возникает ощущения незавершенности работы. Вы ведь тоже нечетко видите периферийным зрением.
Берта Моризо. Лето. 1880 г. Музей Фабре, Монпелье, Франция.
Моризо не заботилась о прорисовке лиц. Написанные фигуры почти растворяются в пейзаже.
Такой вольности ей никак не могли простить критики. Один из них говорил, что еще немного, и вы решительно ничего не сможете разобрать на картине.
Берта Моризо. На озере в Булонском лесу. 1884 г. Мармоттан-Моне музей, Париж.
Берта Моризо. Женщина с ребёнком в саду в Буживале. 1881 г. Национальный музей Уэльса, Кардифф.
Порой, чтобы написать фигуру, она наносила два-три мазка. Так написана фигура девочки на картине “Вид на набережную острова Уайт”.
Скорее всего, на такое “пренебрежительное” изображение человека её вдохновила работа Клода Моне “Бульвар Капуцинок”. В 1873 году он написал свою скандальную картину, на которой прогуливающие по бульвару люди были изображены одним-двумя мазками. Об этой работе читайте в статье “Бульвар Капуцинок Моне. Необычные факты о картине”.
Такое игнорирование деталей резко осуждалось во времена Моризо и Моне. Критики предостерегали слабонервных и беременных от посещения выставок импрессионистов. Ибо те рисковали лишиться чувств от потрясения.
Так что у Моризо ещё и по этой причине не было шансов стать признанным мастером у широкой публики.
Это сейчас мы можем оценить работы Моризо по достоинству. Её картины словно сновидения. Просыпаясь, ты ещё долго ощущаешь приятное томление от увиденных образов.
По мне, так ее работы – это кульминация импрессионизма. Наравне с Клодом Моне. Все остальные импрессионисты использовали эту технику лишь частично.
Берта Моризо. Вид на набережную на острове Уайт. 1875 г. Частная коллекция.
Правило 2: экспериментируй!
«А в чём польза правил? Совершенно никакой. Нужно только чувствовать и видеть вещи по-другому, и где этому можно научиться?.. Нельзя обучить музыканта играть с помощью научной теории звуковых вибраций, а художника — рисовать, рассказывая о связях между линией и тоном».
От участия в «Первой выставке импрессионистов» Берту отговаривал сам Эдуард Мане, ставший к тому времени её близким другом. Он убеждал художницу, что не стоит рисковать репутацией, предлагая на суд публики экспериментальные работы. Эти уговоры лишь укрепили в Берте желание поддержать новых единомышленников. К сожалению, Мане оказался прав.
Вот, что писал о выставке один из учителей Берты, Жозеф Гишар, в письме к её матери: «Когда я вошел туда, дорогая мадам Моризо, меня охватило чувство подавленности при виде работ Вашей дочери в этом нездоровом окружении… Если смотреть добросовестно, то, конечно, можно кое-где найти отличные работы, но все они в той или иной мере не совсем нормальны. Мадемуазель Берта тоже оказалась жертвой этого помешательства, у неё несколько свихнулись мозги».
Художественные критики не теряли надежды, что Моризо ещё может вернуться в лоно традиционного искусства и восстановить репутацию. Но молодая художница оказалась на редкость стойкой к критике и настойчивой в своих убеждениях. Она продолжила активно участвовать во всех выставках импрессионистов, пропустив лишь одну, в 1879 году, из-за рождения дочери.
Берта Моризо «После ланча» (1881)
Берта Моризо «Женщина за туалетом» (1875-80)
Правило 1: не ищи лёгких путей
«Важно выразить себя… при условии, что чувства реальны и исходят из вашего опыта». Берта с детства поняла, что какой бы лёгкой и соблазнительной ни выглядела роль добропорядочной жены буржуа, жизнь в тени мужчины её не удовлетворит
Ей не хотелось повторить судьбу своей сестры Эдмы. Выйдя замуж, та бросила занятия живописью, в которых проявляла незаурядный талант. Берта же не мыслила своей жизни без творчества. Искусство для неё было не просто приятным времяпрепровождением, которым развлекает себя девушка в ожидании прекрасного принца, а чем-то более глубоким и серьёзным
Берта с детства поняла, что какой бы лёгкой и соблазнительной ни выглядела роль добропорядочной жены буржуа, жизнь в тени мужчины её не удовлетворит. Ей не хотелось повторить судьбу своей сестры Эдмы. Выйдя замуж, та бросила занятия живописью, в которых проявляла незаурядный талант. Берта же не мыслила своей жизни без творчества. Искусство для неё было не просто приятным времяпрепровождением, которым развлекает себя девушка в ожидании прекрасного принца, а чем-то более глубоким и серьёзным.
Не зря она всё детство провела в мастерской мэтра французской живописи Камиля Коро. Её усердие было высоко оценено Академией. Уже в 1864 году, когда юной француженке едва исполнилось 23 года, несколько пейзажей её кисти были приняты на выставку в Салоне. В течение следующих лет картины Берты Моризо хорошо раскупались и неизменно вызывали живой интерес зрителей. Молодые художницы брали с неё пример, а критики высоко ценили талант этой девушки. Собиралась ли Берта купаться в лучах славы? Ни в коем случае, ведь она не искала лёгких путей!
Edouard Manet «Rest. Portrait of Berthe Morisot» (1870)