Биография
Адам Эльсхаймер был одним из десяти детей портного. Ученик Филиппа Уффенбаха, однако испытал в юности сильное влияние чужеземных мастеров, эмигрировавших из Нидерландов, Гиллиса ван Конинкслоо и Лукаса ван Фалькенборха. Посетил Страсбург в 1596 году. Затем работал во Франкфурте. С 1598 года — в Венеции, где усвоил традиции венецианской ведуты (городского пейзажа). В 1600 году переехал в Рим. Был дружен с Питером Паулем Рубенсом и Паулем Брилем.
В Риме Эльсхаймер усвоил традиции романизма (увлечения художников изображениями античного Рима). Он писал римские пейзажи на небольших медных пластинах. Своей необычайно тонкой, «ювелирной» манерой письма и изысканной техникой с эффектами светотени он, в свою очередь, оказал влияние на Карло Сарачени, голландских романистов и, в определённой мере, на Рембрандта. Его последователем в этом жанре был Мозес ван Эйтенбрук.
Эльсхаймер оставил немного картин, которые тем не менее высоко ценились ещё при его жизни художниками и коллекционерами[источник не указан 3264 дня], особенно за искуснейшее мастерство тончайшей разработки светотени. Однако в начале XX века на страницах Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона была размещена информация, противоречащая вышесказанному: «Картины Э. ещё недавно мало ценились любителями искусства и только в последнее время возбудили интерес к себе и стали быть разыскиваемы для музеев».
Непосредственно о самом творчестве художника там же был оставлен весьма лестный отзыв:
Библиография
- Кейт Эндрюс : Адам Эльсхаймер. Werkverzeichnis der Gemälde, Zeichnungen und Radierungen. Schirmer / Mosel, München 1985, ISBN 3-88814-142-7 ; erweiterte Neuauflage 2006, ISBN 3-8296-0244-8 .
- Франциска Бахнер: Gleichartigkeit und Gegensatz. Zur Figurenbildung bei Adam Elsheimer. В: Städel-Jahrbuch. Neue Folge, Bd. 16, 1997, С. 249–256.
- Франциска Бахнер: Figur und Erzählung in der Kunst Adam Elsheimers. Вюрцбург, 2006 г. (Диссертация, Университет Вюрцбурга, 1995 г.).
- Райнхольд Баумстарк (Hrsg.): Фон Нойен Стернен. Адам Эльшаймерс «Flucht nach Ägypten». Anlässlich der Ausstellung Von Neuen Sternen. Адам Эльшаймерс Flucht nach Ägypten, Alte Pinakothek, München, 17. декабря 2005 г. — 26 февраля 2006 г. Каталог фон Маркус Декирт . DuMont, Кельн 2005, ISBN 3-8321-7583-0 .
- Рюдигер Клессманн ua: Im Detail die Welt entdecken, Adam Elsheimer 1578–1610. Ausstellungskatalog des Städel-Museums , Франкфурт-на-Майне. Издание Минерва, Франкфурт-на-Майне 2006 г., ISBN 3-938832-06-1 .
- Кристиан Ленц : Адам Эльсхаймер. Die Gemälde im Städel. Ausstellung 1977 im Städelschen Kunstinstitut. Штедель, Франкфурт-на-Майне, 1977 год.
- Готфрид Селло : Адам Эльшаймер. Beck, München 1988, ISBN 3-406-32026-0 .
- Андреас Тилеманн, Стефан Гронерт (Hrsg.): Адам Эльсхаймер в Rom: Werk — Kontext — Wirkung. Hirmer, München 2008, ISBN 978-3-7774-4255-6 .
- Альфред Вольтманн (1877 г.), « Эльшаймер, Адам », Allgemeine Deutsche Biographie (ADB) (на немецком языке), 6 , Лейпциг: Duncker & Humblot, p. 66
Влиять
Копия большого Тобиаса и ангела , Национальная галерея, Лондон, 19 × 28 см.
Воздвижение Креста из Франкфуртской скинии, ок. 1605, 48 × 35 см
Его перфекционизм и явная склонность к депрессии привели к небольшому выходу, несмотря на небольшой размер всех его картин. В целом он согласен с тем, что в настоящее время он написал около сорока картин (см. Крессманн ниже). Сделал несколько офортов, но не очень удачно. Однако его работы были высоко оценены другими художниками и некоторыми важными коллекционерами за свое качество. Он оказал явное и прямое влияние на других северных художников, которые были в Риме, таких как Поль Бриль , Ян Пинас , Леонаерт Брамер и Питер Ластман , позже мастер Рембрандта , который, вероятно, был в Риме к 1605 году. Первая датированная работа Рембрандта — это побивание камнями Святого Стефана, который, кажется, является ответом на картину Эльшаймера этого предмета, теперь в Эдинбурге. Некоторые работы итальянских художников, таких как изображения шести из Овидия по Сарачени теперь в Музей Каподимонте , Неаполь , также показывают несомненное влияние Эльсхаймера в. Рубенс , которому принадлежало по крайней мере четыре его работы, знал Эльшаймера в Риме и высоко оценил его в письме после его смерти.
В более широком смысле он имел влияние в трех отношениях. Во-первых, его ночные сцены были весьма оригинальными. Его световые эффекты в целом были очень тонкими и сильно отличались от эффектов Караваджо . Он часто использует до пяти различных источников света и относительно мягко градуирует свет, при этом менее освещенные части композиции часто содержат важные части.
Во-вторых, его сочетание поэтического пейзажа с большими фигурами на переднем плане придает пейзажу вид, который редко можно было увидеть со времен Раннего Возрождения. Его пейзажи не всегда открывают обширный вид; часто его закрывает пышная растительность. Они более реалистичны, но не менее поэтичны, чем у Бриля или Яна Брейгеля, и играют определенную роль в формировании творений Пуссена и Клода . Его трактовка больших фигур на фоне пейзажа обращена через Рубенса и Ван Дейка к английскому портрету восемнадцатого века. Вскоре после своей смерти он стал очень популярен среди английских коллекционеров, в частности, короля Англии Карла I , графа Арундела и Джорджа Вильерса, 1-го герцога Бекингема , и более половины его картин когда-то находились в английских коллекциях (почти треть все еще в Великобритании).
В-третьих, его интеграция итальянских стилей с немецкими традициями, которым он обучался, возможно, более эффективна, чем у любого северного художника со времен Дюрера (за исключением его друга Рубенса). Его композиции, как правило, преуменьшают драматичность изображаемых событий (в заметном контрасте с композициями Рубенса), но часто показывают начало моментов трансформации. Его фигуры относительно короткие и коренастые и мало отражают классические идеалы. Их позы и жесты unflamboyant, и их выражения лица напоминают те , в ранней нидерландской живописи , а не Беллу Figura большинства работ итальянского Возрождения.
Его работа
Немецкое искусство находилось в упадке в то время, когда Эльшаймер обратился к изучению великих мастеров периода расцвета немецкого искусства Альбрехта Альтдорфера , Лукаса Кранаха и Альбрехта Дюрера . Он ограничился производством картин небольшого формата, написанных на медных пластинах. Это ограничение не позволяло ему получить доступ к заказам большого формата для дворцов и церквей, которые сделали художников более известными. Он писал мало и мало, но поверхность меди позволяла ему рисовать детали с миниатюрной точностью.
Прибыв в Рим в 1600 году, он стал художником эпохи барокко , создавая гораздо более насыщенные событиями сцены, привнося в свои картины драматические эффекты с помощью контрастов на модели Караваджо . Его автопортрет — одна из его редких картин маслом на холсте; Вероятно, это было сделано для Академии Сан-Лука в Риме, которая требовала, чтобы ее члены изобразили их.
Его самая известная работа — запрестольный образ «Поклонение Кресту» .
АДАМ ЭЛЬСХЕЙМЕР
АДАМ ЭЛЬСХЕЙМЕР (1578–1610 гг.) – немецкий живописец и гравер. Родился во Франкфурте-на-Майне, но провел свою жизнь вне Германии. С 1600 г. постоянно жил в Риме, где испытал влияние ряда итальянских художников (Караччи, Караваджо) и где достиг известности, умер там же. Адам Эльсхаймер был учеником Филиппа Уффенбаха, однако же в юности испытал сильное влияние чужеземных мастеров, эмигрировавших из Нидерландов, Гиллиса ван Конинкслоо и Лукаса ван Фалькенборха, был очень дружен с Питером Паулем Рубенсом, Паулем Брилем и Питером Ластманом, впоследствии учителем Рембрандта. Эльсхаймер писал мало и оставил немного картин, которые, тем не менее, высоко ценились ещё при его жизни художниками и коллекционерами, особенно за искуснейшее мастерство тончайшей разработки светотени. Его картины – небольшие, с изображением пейзажа, идиллических и жанровых сцен. В основном это – пейзажи небольшого размера со сценами на библейские или мифологические сюжеты. Адам Эльсхаймер был одним из представителей классического пейзажа и оказал влияние на дальнейшее развитие этого жанра. Исследователи считают, что он предваряет искусство барокко. Эльсхаймер является одним из первых художников, передавших очень точно небесную сферу. В последние годы жизни он отдавал предпочтение ночным пейзажам, скорее лирического, чем драматического характера. Так, в картине «Бегство в Египет» (1609 г., Мюнхен, Старая Пинакотека) Эльсхаймер использует живописные эффекты лунного света и горящего костра на переднем плане. С очень большой вероятностью исследователи утверждают, что он 16 июня 1609 г. около 21.45 наблюдал в окрестностях Рима звёздное небо в подзорную трубу. Именно эти свои наблюдения он запечатлел на картине «Бегство в Египет» (это выяснили ученые Немецкого музея в 2005 г.: Луна и звёзды Млечного пути, изображенные на картине, соответствуют широте Рима). Особенностью пейзажей Эльсхаймера является иллюзия огромной протяжённости пространства, возникающая от тесного сопоставления ближнего и дальнего планов. Захватывает своей грандиозностью усеянное звёздами небо с пролетающей кометой, отразившееся в глади реки, бескрайнее, бездонное, раскинувшееся над уснувшей землёй, над маленькой группой людей, греющихся у костра на берегу. Уютный мирный огонь, светящийся во тьме, и холодное свечение звёзд в вышине сопоставлены и прочувствованы в своей особенной красоте великого и малого, конечного и вечного. Благодаря светотени Эльсхаймер достигает в своих произведениях редкого живописного единства и поэтического настроения. В картине «Пожар Трои» (небольшого формата, написанной на медной доске) представлена сцена бегства Энея с семьёй из захваченной и пылающей огнём Трои. В ночной мгле, озарённой факелами в руках спасающихся беглецов, можно различить очертания крепости, храмов, деревянного коня греков. Поразительный драматический эффект достигнут мерцанием, вспышками тревожного света в чёрной непроглядной тьме, охватившей землю. В картине «Юпитер и Меркурий у Филемона и Бавкиды» (1608–1609 гг., Дрезден, Картинная галерея) действие происходит в интерьере, написанном с виртуозностью, достойной кисти Рембрандта. Сохранилось несколько гравюр Эльсхаймера. В них элементы нидерландской, венецианской и римской художественных традиций соединяются в сугубо индивидуальный и зрелый стиль. Корни его искусства – в нидерландской традиции, на которую он, в свою очередь, оказал глубокое воздействие, что доказывает творчество Рубенса, Рембрандта и Сегерса.
биография
Сын портного, Адам Эльшаймер сначала учился у Филиппа Уффенбаха во Франкфурте с 1593 по 1598 год.
Затем он уехал в Мюнхен , а в 1598 году поехал в Венецию, где работал с Гансом Роттенхаммером до 1600 года.
Затем он оставался в Риме на десять лет , с 1600 года, где работал вместе с художниками Полем Брилем , Карло Сарачени и Пьером Полем Рубенсом .
Он женился в 1606 году и обратился в католицизм . Он нашел благодетеля (своего партнера Хендрика Гоудта ?), Который посадил его в тюрьму за долги в 1608 году, прежде чем примириться с ним.
Адам Эльшаймер умирает в Декабрь 1610 г.. Рубенс восхищался им и скопировал деталь из «Удовлетворения» . Он похвалил ее, когда услышал о смерти Эльшаймера.
Пожар Трои
Пожар Трои. Ок. 1600. Старая пинакотека. Мюнхен
В этой картине небольшого формата, написанной на медной доске, представлена сцена бегства Энея с семьёй из захваченной и пылающей огнём Трои. В ночной мгле, озарённой факелами в руках спасающихся беглецов, можно различить очертания крепости, храмов, деревянного коня греков. Поразительный драматический эффект достигнут мерцанием, вспышками тревожного света в чёрной непроглядной тьме, охватившей землю. Особенностью пейзажей Эльсхаймера является иллюзия огромной протяжённости пространства, возникающая от тесного сопоставления ближнего и дальнего планов. Так, захватывает своей грандиозностью усеянное звёздами небо с пролетающей кометой, отразившееся в глади реки, бескрайнее, бездонное, раскинувшееся над уснувшей землёй, над маленькой группой греющихся у костра людей на берегу. Уютный мирный огонь, светящийся во тьме, и холодное свечение звёзд в вышине сопоставлены и прочувствованы в своей особенной красоте великого и малого, конечного и вечного. Благодаря светотени Эльсхаймер достигает редкого живописного единства и поэтического настроения в своих произведениях.