Рынок искусства
Работы Моризо продавались сравнительно хорошо. Она достигла двух самых высоких цен на аукционе Hôtel Drouot в 1875 году: «Интерьер» («Молодая женщина с зеркалом») была продана за 480 франков, а ее пастель «На лужайке» — за 320 франков. Ее работы в среднем стоили 250 франков, что являлось лучшей относительной ценой на аукционе.
В феврале 2013 года Моризо стала самой дорогой художницей, получив портрет «После обеда» (1881 г.), молодой рыжеволосой в соломенной шляпе и фиолетовое платье, проданное за 10,9 миллиона долларов на аукционе Christie’s. Картина была примерно в три раза выше его верхней оценки, превысив 10,7 миллиона долларов за скульптуру Луизы Буржуа в 2012 году.
Жюли
Маленькая девочка с куклой, Берта Моризо. Фото: imagenesyarte.com.
Она вышла замуж за брата Клода Мане и в скором времени у них родилась дочь Жюли. 1878 год был единственным годом, когда Берта не принимала участия в ежегодной выставке художников-импрессионистов. Она изобразила Жюли на всех этапах её жизни, начиная с первых месяцев жизни младенца у кормилицы и заканчивая уверенной молодой и элегантной девушкой. Она также изобразила Эжена с Жюли, читающими ей в саду или играющим с ней. Такие сцены, в которых отец присматривает за своими детьми, были весьма необычными, но показывают современного мужчину, который видел таланты своей жены и был очень рад расставить приоритеты в её художественной карьере.В «Маленькой девочке с куклой» Жюли сидит на мягком кресле, прижимаясь к своей кукле. На ней тёмное платье, а её чёрные колготки подчёркнуты чёткими чёрными контурами. Жюли уверенно сморит перед собой, по-видимому, она всегда с лёгкостью позировала для своей матери. После смерти Берты Жюли заботилась о наследии своей матери до конца своих дней.
Импрессионизм
Зерновое поле , c. 1875, Музей Орсе
Моризо впервые появился в Парижском салоне в возрасте двадцати трех лет в 1864 году, когда он получил признание двух пейзажных картин. Она продолжала регулярно выставляться в Салоне, получая в целом положительные отзывы, до 1873 года, за год до первой выставки импрессионистов. Она выставлялась вместе с импрессионистами с 1874 года, пропустив выставку только в 1878 году, когда у нее родилась дочь.
Предполагаемая привязанность импрессионизма к ярким цветам, чувственным поверхностным эффектам и мимолетным сенсорным восприятиям заставила ряд критиков в ретроспективе утверждать, что этот стиль, когда-то прежде всего поле битвы беззаботных, воинственных мужчин, был по своей сути женским и лучше всего подходил для более слабых темпераментов женщин, в меньшей степени. интеллектуальные способности и большая чувствительность.
Во время выставки Моризо 1874 года с участием импрессионистов, таких как Моне и Мане, критик Le Figaro Альберт Вольф отметил, что импрессионисты состояли из «пяти или шести сумасшедших, из которых одна женщина … женственная грация сохраняется среди излишеств» бредовый ум «.
Зрелая карьера Моризо началась в 1872 году. Она нашла публику для своей работы у Дюран-Рюэля , частного дилера, который купил двадцать две картины. В 1877 году критик Le Temps назвал ее «единственным настоящим импрессионистом в этой группе». Она предпочла выставляться под своей полной девичьей фамилией, вместо того, чтобы использовать псевдоним или свою фамилию по браку. По мере того, как ее навыки и стиль улучшались, многие начали пересматривать свое мнение о Моризо. На выставке 1880 года многие обзоры признали Моризо одним из лучших, включая даже критика Le Figaro Альберта Вольфа .
Эдуард Мане , Берта Моризо с букетом фиалок (в трауре по отцу), 1872, Музей Орсе
Ранние годы
Берта Моризо, Портрет мадам Моризо и ее подруги Понтильон или лекция (Мать и сестра художника — Мария-Жозефина и Эдма) 1869/70
Моризо родился 14 января 1841 года в Бурже , Франция, в зажиточной буржуазной семье. Ее отец, Edmé Tiburce Моризо, был префектом (старший администратор) из отдела по Cher . Он также изучал архитектуру в École des Beaux Arts . Ее мать, Мария-Жозефина-Корнели Томас, была внучатой племянницей Жана-Оноре Фрагонара , одного из самых плодовитых художников в стиле рококо старого режима . У нее было две старшие сестры, Ив (1838–1893) и Эдма (1839–1921), а также младший брат Тибурсе, родившийся в 1848 году. Семья переехала в Париж в 1852 году, когда Моризо была еще ребенком.
Для дочерей из буржуазных семей было обычным делом получать художественное образование, поэтому Берта и ее сестры Ив и Эдма обучались в частном порядке у Жоффруа-Альфонса Шокарна и Жозефа Гишара . Моризо и ее сестры сначала начали брать уроки, чтобы каждый мог нарисовать своему отцу на день рождения. В 1857 году Гишар, который руководил школой для девочек на улице Мулен, представил Берту и Эдму в галерее Лувра, где с 1858 года они учились, копируя картины. Моризотам не только запретили работать в музее без присмотра, но им также полностью запретили формальное обучение. Гишар также познакомил их с работами Гаварни .
Будучи студентами-художниками, Берта и Эдма работали в тесном сотрудничестве до 1869 года, когда Эдма вышла замуж за Адольфа Понтильона, морского офицера, переехала в Шербур , и у него было меньше времени на рисование. Письма между сестрами показывают любовные отношения, подчеркнутые сожалением Берты о расстоянии между ними и отказом Эдмы от живописи. Эдма искренне поддерживала продолжение работы Берты, и их семьи всегда оставались близкими. Эдма написала: «… Я часто мысленно с тобой, дорогая Берта. Я нахожусь в твоей студии, и мне нравится ускользать, хотя бы на четверть часа, чтобы вдохнуть ту атмосферу, которую мы разделяли на протяжении многих лет…» .
Ее сестра Ив вышла замуж за Теодора Гобилларда, налогового инспектора, в 1866 году и была нарисована Эдгаром Дега как миссис Теодор Гобиллард ( Музей искусств Метрополитен , Нью-Йорк).
Как переписчик в Лувре, Моризо познакомился и подружился с другими художниками, такими как Мане и Моне. В 1861 году она познакомилась с Жаном-Батистом-Камилем Коро , крупным пейзажистом барбизонской школы, который также преуспел в рисовании фигур. Под влиянием Коро, она подхватила пленэр (открытые) метод работы. К 1863 году она училась у Ахилла Удино , другого барбизонского художника. Зимой 1863–1864 гг. Она изучала скульптуру у Эме Милле , но ни одна из ее скульптур не сохранилась.
Sources
- Denvir, B. (2000). The Chronicle of Impressionism: An Intimate Diary of the Lives and World of the Great Artists. Лондон: Темза и Гудзон. OCLC
- Higonnet, Anne (1995). Berthe Morisot. Беркли: Калифорнийский университет Press. ISBN 0-520-20156-6
- Turner, J. (2000). From Monet to Cézanne: late 19th-century French artists. Grove Art. Нью-Йорк: St Martin’s Press. ISBN 0-312-22971-2
- Manet, Julie, Rosalind de Boland Roberts, and Jane Roberts. Growing Up with the Impressionists: The Diary of Julie Manet. London: Sotheby’s Publications, 1987
- Shennan, Margaret (1996). Berthe Morisot: The First Lady of Impressionism. Страуд: Sutton Publishing. ISBN 0-7509-2339-3
Женская дружба
На скамейке в Булонском лесу, Берта Моризо, 1870 год. Фото: escapetosouvenir.com.
Берта не только запечатлела женщин в их буржуазных домах, она также изобразила современную парижскую жизнь в парках и садах. Вместо того, чтобы смотреть на этих женщин, женский взгляд позволяет зрителю увидеть их глазами женщины и представить, каково это, быть похожим на них.
Летний день, Берта Моризо, 1879 год. Фото: pinterest.it.
Эта картина была выставлена на Пятой выставке импрессионистов вместе с другой картиной Берты «Летний день» (которая на сегодняшний день в Национальной галерее, Лондон). Берта жила недалеко от Булонского леса, где в 1850-х годах Наполеон III и ландшафтный архитектор Жан-Шарль Адольф Альфанд превратили его из официального парка в естественный лес, предназначенный для жителей города. Сцена, сочетающая буржуазный досуг с ухоженной сельской местностью, типична для картин импрессионистов. Однако, поскольку Берта была прежде всего художником-портретистом, она решила сосредоточиться на двух женщинах и их действиях.
Импрессионизм
Musée d’Orsay
Первое появление Моризо в Salon de Paris произошло в возрасте двадцати трех лет в 1864 году, когда были приняты две пейзажи картины.. Она продолжала регулярно выставляться в Салоне, получая в целом положительные отзывы, до 1873 года, за год до первой выставки импрессионистов. Она выставлялась вместе с импрессионистами с 1874 года, пропустив выставку только в 1878 году, когда родилась ее дочь.
Предполагаемая привязанность импрессионизма к ярким цветам, чувственным поверхностным эффектам и мимолетным сенсорным восприятиям побудила многих критиков утверждать: Оглядываясь назад, можно сказать, что этот стиль, когда-то прежде всего поле битвы беззаботных, воинственных мужчин, был по своей сути женским и лучше всего подходил женщинам с более слабым темпераментом, меньшими интеллектуальными способностями и большей чувствительностью.
Во время выставки Моризо 1874 года с импрессионистами, такими как Моне и Мане, критик Le Figaro Альберт Вольф отмечал, что импрессионисты состояли из «пяти или шести сумасшедших, из которых одна — женщина… женственная грация сохраняется среди излияний безумного ума».
Альбер ВольфЭдуард МанеБерта Моризо с букетом фиалокMusée d’Orsay
Личная жизнь
Моризо происходила из знатной семьи, была дочерью государственного чиновника и внучатой племянницей известного художника рококо Жана-Оноре Фрагонара. Она познакомилась со своим давним другом и коллегой, Эдуардом Мане, в 1868 году. После введения Мане Моризо вышла замуж за брата Эдуара, Эжена Мане в 1874 году. 14 ноября 1878 года, она родила своего единственного ребенка, Джули, которая часто позировала своей матери и другим художникам-импрессионистам, включая Ренуара и ее дядю Эдуарда.
Переписка между Моризо и Эдуардом Мане показывает теплые чувства, и Мане подарил ей мольберт в качестве рождественского подарка. Моризо часто позировал Мане, и есть несколько портретных картин Моризо, таких как Отдых (Портрет Берты Моризо) и Берта Моризо с букетом. Моризо умерла 2 марта 1895 года в Париже от пневмонии, заразившейся во время лечения аналогичной болезни своей дочери Джули, в результате чего она стала сиротой в возрасте 16 лет. Она была похоронена в Cimetière де Пасси.
Источники
- Денвир, Б. (2000). Хроника импрессионизма: интимный дневник жизни и мира великих художников . Лондон: Темза и Гудзон. OCLC
- Хигонне, Энн (1995). Берта Моризо . Беркли: Калифорнийский университет Press. ISBN 0-520-20156-6
- Тернер, Дж. (2000). От Моне до Сезанна: французские художники конца XIX века . Grove Art. Нью-Йорк: St Martin’s Press. ISBN 0-312-22971-2
- Мане, Жюли, Розалинда де Боланд Робертс и Джейн Робертс. Взросление с импрессионистами: дневник Жюли Мане . Лондон: Публикации Sotheby’s, 1987.
- Шеннан, Маргарет (1996). Берта Моризо: первая леди импрессионизма . Страуд: Sutton Publishing. ISBN 0-7509-2339-3
Стиль и техника
Художница Моризо. Критики-мужчины часто называли картины полными «женского очарования» за их элегантность и легкость. В 1890 году Моризо написала в блокноте о том, как она боролась за то, чтобы к ней относились серьезно как к художнику: «Я не думаю, что когда-либо был мужчина, который относился бы к женщине как к равному, и это все, о чем я бы попросил, поскольку я знаю. Я стою не меньше их «. Ее легкие мазки часто приводили к тому, что критики использовали глагол «effleurer» (слегка касаться, касаться) для описания ее техники. В молодости Моризо рисовала под открытым небом, как и другие импрессионисты, чтобы искать истину в наблюдениях. Примерно в 1880 году она начала рисовать на холстах без грунтовки — технику Мане и Ева Гонсалес также экспериментировали в то время — и ее манера письма стала более свободной. В 1888–1889 годах ее мазки перешли от коротких быстрых мазков к длинным извилистым мазкам, определяющим форму. Внешние края ее картин часто оставались незавершенными, что позволяло холсту просвечивать и усиливать ощущение спонтанности. После 1885 года она работала в основном по предварительным рисункам, прежде чем начала писать картины маслом. Она также работала одновременно масляными красками, акварелью и пастелью, а также делала наброски с использованием различных средств рисования. Работы Моризо почти всегда небольшие по размеру.
Моризо создает ощущение пространства и глубины за счет использования цвета. Хотя ее цветовая палитра была несколько ограниченной, коллеги-импрессионисты считали ее «виртуозным колористом». Обычно она широко использовала белый цвет, чтобы создать ощущение прозрачности, будь то чистый белый или смешанный с другими цветами. В ее большой картине «Вишневое дерево» цвета более яркие, но все же используются для подчеркивания формы.
Вдохновленная рисунками Мане, она свела использование цвета к минимуму при построении мотива. В ответ на эксперименты, проведенные Мане и Эдгаром Дега, Моризо использовал едва тонированные белые цвета для гармонизации картин. Как и Дега, она одновременно играла в одной картине тремя медиа: акварелью, пастелью и масляными красками. Во второй половине своей карьеры она училась у Ренуара, копируя его мотивы. Она также разделяла интерес к поддержанию баланса между плотностью фигур и атмосферными чертами света с Ренуаром в ее более поздних работах.
Материнство
Колыбель, Берта Моризо, 1872 год. Фото: kazoart.com.
Эта картина с изображением матери и ребёнка была показана на Первой выставке импрессионистов в 1874 году. Женщина сидит на стуле, склонившись над детской кроваткой, в которой спит ребёнок. Это сестра Берты Эдма со своим маленьким ребёнком.Белый цвет доминирует на холсте, но сквозь белую краску просвечивают другие оттенки. В центре — мать с каштановыми волосами и в тёмно-синем платье. Она смотрит на своего ребёнка со смесью любви и усталости. Её взгляд показывает как радости, так и трудности материнства. Берта, будучи матерью, как никто другой хорошо знала об этом.
Однако ей не нравилось изображать себя в роли матери, опасаясь, что её не воспримут всерьёз как профессионального художника.
Женщины в искусстве сегодня
Казалось бы, в наше время равноправие, наконец, достигнуто. Без угрызений совести и страха обречь себя на бедность женщины могут выбирать профессию художницы, получать престижные награды и проводить собственные ретроспективные выставки. В мире современного искусства взошли такие звёзды, как Марина Абрамович и Синди Шерман. К сожалению, реальное положение дел вовсе не так радужно.
Джорджии О’Киф (1953) / Laura Gilpin
Согласно обширному исследованию ARTnews, дискриминация в мире искусства продолжает процветать. Художницы получают меньшее освещение в прессе, аукционная стоимость их картин заметно ниже, а количество женских персональных выставок, проведённых ключевыми художественными учреждениями по всему миру, и в сравнение не идёт с мужскими.
В Лондонской национальной галерее среди 2 300 произведений постоянной коллекции лишь 11 созданы женщинами. В числе художников, которых представляет галерея Tate, 83 % — мужчины. Самым дорогим произведением женского искусства всех времён стала работа Джорджии О’Киф «Дурман», проданная на аукционе за 44,4 млн долларов. Это ни в какое сравнение не идёт со «Спасителем мира» Леонардо да Винчи, ушедшим с молотка за $450,3 млн. Такая же ситуация и с другими шедеврами мужской руки, проданными коллекционерам за девятизначные суммы.
Марлен Дюма «Зло банально» (1984) / Van Abbemuseum, Eindhoven
Сложившаяся ситуация неустанно меняется, однако крайне важно повышать общественную осведомлённость о проблеме и обращать внимание на то, чьей руке принадлежат произведения в галереях. Стоит помнить, что именно выставленные, а не хранящиеся в резервах, подальше от глаз созерцателей, работы составляют историю искусств. Кроме того, женщины должны осознавать свой, равный мужскому, творческий потенциал и без прищура смотреть на истинное положение вещей
Продолжать стремиться к признанию, идя по витиеватому пути художника. Придерживаться философии Джорджии О’Киф: «Мужчины принижают меня, называя лучшей женщиной-художницей. Я считаю, что являюсь одним из лучших художников»
Кроме того, женщины должны осознавать свой, равный мужскому, творческий потенциал и без прищура смотреть на истинное положение вещей. Продолжать стремиться к признанию, идя по витиеватому пути художника. Придерживаться философии Джорджии О’Киф: «Мужчины принижают меня, называя лучшей женщиной-художницей. Я считаю, что являюсь одним из лучших художников».
Фото: римская фреска в Casa del Chirurgo в Помпеи (1 век н.э.)
Наследие
Она была изображена актрисой Марин Дельтерм во французском биографическом телефильме 2012 года режиссера Кэролайн Шампетье . Характер Беатрис де Clerval в Элизабет Костова «s Свана Воры в значительной степени основана на Моризо.
Она была названа «первым импрессионистом» в статье, написанной Энн Труитт в New York Times 3 июня 1990 года.
От Мелиссы Бердик Хармон, редактора журнала Biography : «Хотя некоторые работы Моризо могут показаться нам сегодня сладкими изображениями младенцев в колыбелях, в то время эти изображения считались чрезвычайно интимными, поскольку предметы, относящиеся к младенцам, принадлежали исключительно миру. женщин «.
В 2019 году Музей Орсе посвятил Берте Моризо временную выставку, чтобы отдать дань уважения ее работам.
Ранняя жизнь и образование
Моризо родилась в Бурже, Франция, в зажиточную буржуазную семью. Ее отец, Эдме Тибурс Моризо, был префектом (старшим администратором) отдела в Шер. Он также изучал архитектуру в École des Beaux Arts. Ее мать, Мари-Жозефин-Корнели Томас, была внучатой племянницей Жана-Оноре Фрагонара, одного из самых плодовитых художников рококо старого режима. У нее было две старшие сестры, Ив (1838–1893) и Эдма (1839–1921), а также младший брат Тибурсе, родившийся в 1848 году. Семья переехала в Париж в 1852 году, когда Моризо была еще ребенком.
Для дочерей буржуазных семей было обычным делом получать художественное образование, поэтому Берта и ее сестры Ив и Эдма обучались в частном порядке у Жоффруа-Альфонса Шокарна и Жозефа Гишара. Первоначально Моризо и ее сестры начали брать уроки, чтобы каждый мог нарисовать своему отцу на день рождения. В 1857 году Гишар, руководивший школой для девочек на улице Мулен, познакомил Берту и Эдму с галереей Лувр, где с 1858 года они учились, копируя картины. Моризотам не только запретили работать в музее без присмотра, но им также полностью запретили формальное обучение. Гишар также познакомил их с работами Гаварни.
. Будучи студентами-художниками, Берта и Эдма работали в тесном сотрудничестве до 1869 года, когда Эдма вышла замуж за Адольфа Понтильона, морского офицера, переехала в Шербур и уехала. меньше времени на покраску. Письма между сестрами показывают любовные отношения, подчеркнутые сожалением Берты о расстоянии между ними и уходом Эдмы от живописи. Эдма искренне поддерживала продолжение работы Берты, и их семьи всегда оставались близкими. Эдма написала: «… Я часто мысленно с тобой, дорогая Берта. Я нахожусь в твоей студии, и мне нравится ускользать, хотя бы на четверть часа, чтобы вдохнуть ту атмосферу, которую мы разделяли много лет…».
Ее сестра Ив вышла замуж за Теодора Гобийяра, налогового инспектора, в 1866 году и была нарисована Эдгаром Дега как миссис Теодор Гобиллард (Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Как переписчик в Лувре, Моризо познакомился и подружился с другими художниками, такими как Мане и Моне. В 1861 году она познакомилась с Жаном-Батистом-Камилем Коро, главным пейзажистом барбизонской школы, который также преуспел в рисовании фигур. Под влиянием Коро она перешла на пленэр (на открытом воздухе). К 1863 году она училась у другого барбизонского художника . Зимой 1863–64 она изучала скульптуру под руководством Эме Милле, но ни одна из ее скульптур не сохранилась.
Образование и обнажённая натура
В размышлениях на тему о том, почему так малому количеству женщин удалось добиться известности в искусстве, самым распространённым и очевидным аргументом является отсутствие доступа к художественному образованию. На протяжении долгих веков единственным шансом для девочки обучиться мастерству была лишь удача родиться в семье творцов. Так Артемизия Джентилески, дочь тосканского художника, с детства демонстрировала колоссальные успехи в живописи. В итоге она стала первой женщиной в истории, избранной в члены старейшей в Европе Академии изящных искусств во Флоренции. К сожалению, такой сценарий был лишь исключением, подтверждающим правило.
От эпохи Возрождения до конца XIX века основой академической живописи было умение изобразить обнажённую натуру. Ситуация, в которой женщина могла расположиться за мольбертом в мастерской перед раздетой моделью, не представлялась возможной. Запрет на рисунки человеческого тела напрочь лишал женщин возможности соревноваться с мужчинами в художественном мастерстве. Им оставалось создавать работы в жанре портрета, пейзажа или натюрморта, не имевших в то время ни малейшего шанса обрести статус «великих».
Проперция де Росси / The Trustees of the British Museum
Однако не все сумели смириться с подобным положением дел. Итальянка Проперция де Росси решительно вторглась в мужское царство скульптуры, когда в 1524 году выиграла право оформить западный фасад Базилики Сан-Петронио. В своих мраморных барельефах де Росси продемонстрировала исключительное знание анатомии. До деталей проработанные мышцы с головой выдавали Проперцию: она явно видела мужское тело в движении, что не могло не стать поводом для многочисленных сплетен.
Непрекращающиеся грязные слухи, распространяемые завистниками, привели к тому, что художница была вынуждена оставить работу. Она стала одной из четырёх представительниц прекрасного пола, которых Джорджио Вазари удостоил включить в свои знаменитые «Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов». И, тем не менее, несмотря на талант и исключительное упорство, Проперция умерла в нищете.
Проперция де Росси «Иосиф и жена Потифара» (1526) / Museo di San Petronio, Bologna