[править] Борис Кустодиев
Художник Борис Кустодиев (1878—1927) к этому времени был очень болен. Еще в 1911 году у него врачи обнаружили туберкулёз позвоночника. Хирургическое вмешательство не помогло, и художник чувствовал себя всё хуже, а с 1916 года и все последние 15 лет был прикован к инвалидному креслу. И он рисовал, рисовал много. Он выработал свою манеру изображения мира, куда путь ему стал закрыт, — лубочно праздничную, яркую, пеструю, идущую от народной картинки. Художник А. Н. Бенуа сказал про его творчество: «…настоящий Кустодиев — это русская ярмарка, пестрядина, „глазастые“ ситцы, варварская „драка красок“, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями…»
.
Популярные сочинения
- Сочинение на тему Тайга, наша кормилица, хлипких не любит Понятно, что тайга окружает местных жителей, только от неё они и могут добыть себе пропитание. По крайней мере, так было раньше… Сейчас, конечно, лучше с транспортом…
- Сочинение Печорин и Грушницкий (сравнительная характеристика 9 класс) В романе «Герой нашего времени» Лермонтов описывает мужчин своего времени. Чтобы роман читали, должна быть интрига, борьба между мужчинами. Вот они двое – Печорин и Грушницкий. Оба такие разные и внешнее, и внутренне.
- Дружба и взаимоотношения Печорина и Максима Максимыча в романе Герой нашего времени Максим Максимыч в романе Лермонтова «Герой нашего времени» возможно единственный персонаж, находивший в Печорине что-то положительное. Штабс-капитан по натуре человек простой, далекий от тонкостей светской жизни.
[править] Источники
- ↑ 1,01,1 Борис Кустодиев. «Портрет Ф. И. Шаляпина», 1921 г.
- ↑ 2,02,12,22,32,42,5 Кустодиев Борис Михайлович. Портрет Федора Шаляпина.
- ↑ 3,03,1 Шаляпин на ярмарке в Нижнем 1922
- ↑ 4,004,014,024,034,044,054,064,074,084,094,104,114,124,13 Кустодиев Б. «Портрет Федора Шаляпина»
- Иллюстрация «Кустодиев Б. М. „Ф. И. Шаляпин на ярмарке“» в Большой Советской Энциклопедии
- Кустодиев Боpис Михайлович
- Художник Кустодиев Борис Михайлович
- ↑ 8,08,18,2 Краденая шуба. Федор Шаляпин
- ↑ 9,09,19,29,39,4 Портрет Ф. И. Шаляпина
- ↑ 10,010,1 Б. М. Кустодиев
- В мемориальном музее Шаляпина впервые в Москве выставлена работа Кустодиева — портрет Шаляпина в бобровой шубе
История[ | код]
В 1920 году Б. М. Кустодиев из-за туберкулёза позвоночника был парализован уже четыре года, поэтому практически не выходил на улицу. Зимой 1919—1920 года П. Л. Капица в течение месяца потерял умерших от эпидемии «испанки» жену, сына, дочь и отца. В мае 1921 года Капица писал матери из Англии: «Когда я оглядываюсь назад и вижу всё мною пережитое, меня берёт страх и удивление — неужели же, в самом деле, я всё это мог перенести?».
По воспоминаниям дочери Кустодиева, Капицу и Семёнова впервые привёл в их дом осенью 1921 года приехавший из Самары друг семьи, архитектор Пётр Иванович Сидоров. «П. Л. Капица бывал неоднократно на наших вечерах, участвовал в шарадах, шалил, веселился, показывал фокусы — „глотал“ ножи и вилки». Капица и Семёнов полушутя предложили Кустодиеву написать их портрет: «Вот Вы пишете портреты уже знаменитых людей. А почему бы Вам не написать портрет будущих знаменитостей? Художник тоже шутя поинтересовался, не собираются ли молодые люди стать Нобелевскими лауреатами, на что молодые люди сразу же ответили утвердительно».
По воспоминаниям Кустодиева, Капица и Семёнов в качестве гонорара за картину принесли мешок пшена и петуха, заработанные у крестьянина за починку мельницы. Оба молодых учёных со временем стали Нобелевскими лауреатами — Н. Н. Семёнов в 1956 году по химии, а П. Л. Капица — в 1978 году по физике. Позднее, Капица и Кустодиев подружились, вели активную переписку и молодой учёный присылал художнику из Кембриджа масляные краски, а Кустодиев в 1920-х написал несколько портретов Капицы.
Использование персонажей в другой картине[ | код]
Праздник в честь открытия II конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года. Демонстрация на площади Урицкого
Кустодиев использовал наброски к портрету и для другой своей работы. Поменяв ракурс и сменив одежду, художник также изобразил П. Л. Капицу и Н. Н. Семёнова на большом полотне «Праздник в честь открытия II конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года. Демонстрация на площади Урицкого». Эту картину художник писал в 1920 году, а закончил в 1921 году. Прямо по центру картины крупным планом изображён будущий академик Н. Н. Семёнов, а рядом с ним в кожанке с портфелем и трубкой в зубах — П. Л. Капица. Кроме этого, на картине есть ещё два персонажа с лицом Капицы — матрос с розой и слушатель на митинге в правом нижнем углу картины.
[править] Сюжет
«Портрет Шаляпина» написан в творческой стилистике Бориса Кустодиева — на фоне празднично-балаганной специфически русской городской зарисовки: гуляет шумная веселая русская масленица. Там, вдали, звучат гармошки и баяны, мчатся тройки с молодыми парнями и девчатами, шумит ярмарка, везде сладости — блины-пряники-пироги да льются вина…
И на этом фоне возвышается выдающийся русский певец в той самой шубе, покорившей сразу своим видом художника. Шуба распахнута, что позволяет показать цивильный — концертный — костюм артиста, явно контрастирующий с простонародьем фона. На ногах знаменитого певца — явно концертные туфли. На пальце — перстень. И в дополнение к созданному образу — модная в те годы трость. Его образ одновременно и вливается в народный лубочный стиль, как бы подчеркивая, что и он родом оттуда же, и вместе с тем, помещенный художником выше, символизирует величие — Шаляпин возвышается над этим народным фоном, из которого вышел.
У его ног — любимая собака французский бульдог Ройка, с которой натерпелись при позировании.
В левом нижнем углу портрета Кустодиев изобразил дочерей Федора Шаляпина — Марию и Марфу, прогуливающихся по праздничной площади в сопровождении близкого друга и секретаря певца И. Г. Дворищина возле театральной афиши, извещающей о выступлении Ф. И. Шаляпина. Именно из-за этой афиши картина сначала получила название «Новый город» — как бы выступление артиста в новом для него городе.
Процесс написания
Но к написанию портрета Кустодиев приступил не сразу, а лишь спустя год после их знакомства. Подошел к его созданию он очень ответственно и продумал все до мельчайших деталей: художник задумал двухметровую картину с Федором во весь рост и с французским бульдогом Ройкой возле его ног. Находясь на инвалидном кресле и работая в маленькой мастерской в Петрограде (ныне Санкт-Петербурге), он не мог писать всю картину сразу и разделил ее на три части, верхние из которых писал полулежа. Продумал даже целый механизм: веревка и груз, подвешенные к потолку, помогали изменять наклон холста.
Во время сеансов позирования Шаляпин и Кустодиев всегда пели — возможно, это и повлияло на задорную атмосферу картины.
Предыстория и знакомство
Борис познакомился с Шаляпиным в начале двадцатого века, а точнее – в 1919 году. Они сразу нашли общий язык и быстро сдружились, ведь оба искренне восхищались творчеством, героизмом и силой духа друг друга. Однажды к Кустодиеву обратились с просьбой поработать над созданием декораций и костюмов для оперы Мариинского театра «Вражья сила», режиссером которой и был Шаляпин. Борис сразу принял предложение и во время сотрудничества предложил певцу написать его портрет, настаивая, чтобы он при этом обязательно был в шубе. Однако Шаляпин сопротивлялся, ведь шуба была краденной: после концерта для одного из Государственных учреждений ему предложили отплатить не деньгами, а шубой. В магазине же певец выбрал самую лучшую шубу из всех. Кустодиеву эта история понравилась, и он уговорил певца ему позировать со словами «Ведь как оригинально: и актер, и певец, а шубу свистнул.»
[править] Работа над картиной
Так началась работа над картиной.
Шаляпин приходил к Кустодиеву в его петроградскую квартиру на сеансы позирования, во время которых пел. А художник, работая над картиной, тоже подпевал ему.
Комната, где они находились, названная красивым словом «мастерская», была столь маленькая, что картину художник вынужден был писать по частям: «На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом. С ее помощью можно было приближать холст к креслу самому, без посторонней помощи, наклоняя его к себе настолько, что можно было кистью доставать до его поверхности или удалять от себя для того, чтобы проверить написанное»
. Б. Кустодиеву приходилось работать, глядя вверх, как при росписи плафонов. Холст все время поворачивали по-разному, чтобы прикованному к креслу художнику удобнее было, но охватить фигуру Шаляпина в шубе полностью он не мог.
Большие сложности возникли еще с одним персонажем, запечатленным на картине — шаляпинской собакой, об этом потом рассказывал сын Бориса Кустодиева: «Любопытно было смотреть, как „позировала“ любимая собака Федора Ивановича — черно-белый французский мопс. Для того чтобы он стоял, подняв голову, на шкаф сажали кошку, и Шаляпин делал все возможное, чтобы собака смотрела на нее»
.
А попутно шла работа в театре над постановкой оперы, и Шаляпин сам на руках выносил Бориса Кустодиева, усаживал в специально добытый им каким-то образом грузовик, где умещалось инвалидное кресло, таким образом они приезжали в театр.
Картина была завершена в 1921 году, но целиком на нужном расстоянии автору так и не довелось увидеть ее.
Певцу его портрет понравился. Готовое полотно Федор Иванович забрал с собой. А потом, уехав из России, увез.
Примечания[ | код]
- ↑
- ↑
- ↑ Буданова Н. Ю. Русское искусство за рубежом: история одного портрета / Русское искусство. II. Неучтённые детали: сб. ст. / науч. ред. Вл. В. Седов; сост. А. П. Салиенко. — СПб.: Алетейя, 2020. — (Труды исторического факультета МГУ. Вып. 170. Сер. II: Исторические исследования, 107). — С. 245—260. — 346 с.: ил. — ISBN 978-5-00165-030-0.
- Капица П. Л. Письмо О. Е. Капице (Лондон, 26.05.1921) // Капица Е., Рубинин П. Пётр Леонидович Капица. Воспоминания, письма, документы. — С. 348.
- Письма. Статьи, заметки, интервью. Встречи и беседы с Кустодиевым (из дневников Вс. Воинова) воспоминания о худож. / Б. М. Кустодиев; авт-сост. Б. А. Капралов Л.: Художник РСФСР, 1967. — 437 с.
- Кудря А. Н. Кустодиев. — М.: Молодая гвардия, 2006. — Жизнь замечательных людей, вып. № 965. — С. 231. — 324 с.
- Алексеева А. Солнце в день морозный (Кустодиев). — М.: Молодая гвардия, 1978. — 176 с.
- Кокин Л. Юность академиков. — М.: Советская Россия, 1970. — 188 с.
- Капланова С. Г. Новое о Кустодиеве. Пути творческих поисков, воспоминания, письма. — М.: Изобразительное искусство, 1979. — 192 с.
- Лебедева В. Е. Борис Кустодиев — Москва: Трилистник, 1997. — С. 31. — 80 с.
- Добровольский Е. Н. Почерк Капицы — М.: Советская Россия, 1968. — С. 177.
- ↑