Живопись
Портрет был одним из любимых жанров Кустодиева. Он раскрывал характер изображаемого персонажа посредством деталей интерьера и фона. В полотнах присутствуют декоративность и зрелищность, среди которых есть место и бытовым сценам. Особый интерес для художника представляла провинциальная жизнь, изображаемая в пейзажах.
Картина Бориса Кустодиева «Автопортрет» / Галерея Уффици
На международной выставке в Мюнхене в 1901 году портрет Ивана Билибина кисти Кустодиева наградили малой золотой медалью. В этот период Илья Репин получил заказ на картину «Торжественное заседание Государственного совета» и пригласил к совместной работе Ивана Куликова и Бориса Кустодиева. Бывшие ученики сумели вырасти профессионально благодаря работе с мэтром.
В 1902-м живописец создал картину «Базар в деревне», которая, к сожалению, была утрачена. Полотно принесло ему золотую медаль Академии художеств и возможность поехать в качестве пенсионера во Францию. Париж открыл Кустодиеву всю прелесть европейской культуры. Он много работал, вдохновляясь всем, что его окружало. Любопытно, что во время пребывания в Париже автор стал использовать светлую палитру красок.
Картина Бориса Кустодиева «Красавица» / Арт-каталог
После Франции Кустодиев с семьей побывал в Испании, которая оказала на него меньшее впечатление. Он был восхищен работами Франсиско Гойи и Диего Веласкеса и неприятно удивлен происходящим на корриде. Не впечатлил живописца и Музей современного искусства.
Вернувшись в Россию, Кустодиев работал много и с упоением, наслаждаясь красотой родных земель, как и многие творческие личности русской национальности. Затем последовало сотрудничество с журналом «Адская почта». В первом выпуске художник создал карикатуры на правительственных лиц, которых ранее изображал на «Торжественном заседании Государственного совета».
Картина Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем» / Bert Christensen’s Cyberspace Gallery
Оба издания быстро оказались закрытыми, а Кустодиева не тронули только из уважения к таланту. В том же 1906-м живописец получил заказ на изображение портретов Александра I и Николая II. Работы были приурочены к 100-летию Финляндского полка. Он также принялся за изображение цесаревича Алексея в момент представления полку. Несмотря на оппозиционный настрой, Кустодиев согласился писать картины. Так из революционера и карикатуриста он стал портретистом императора.
Борис Кустодиев относил себя к большевикам. Когда в 1917 году в Петербурге прогремела революция, художник был доволен. Но вскоре его радость сменилась разочарованием. В отличие от многих деятелей искусства он не уехал за границу. Живописец много работал, а недуг, от которого он страдал, прогрессировал. Было осуществлено несколько операций, но временное облегчение сменялось новыми мучениями
В ходе одной из операций было необходимо принять важное решение: врачи собирались перерезать нервы и выбирали, обездвижить руки или ноги
Картина Бориса Кустодиева «Русская Венера» / Anzenberger Gallery
Жена Кустодиева, Юлия, настояла на том, чтобы мужу оставили работоспособными руки. С тех пор художник был прикован к инвалидному креслу, но продолжал работать. К этому периоду творчества относятся самые позитивные его работы. Проявляя жизнелюбие, храбрость и мужество, Кустодиев не щадил себя.
В 1920-м художник стал оформителем спектакля Мариинского театра «Вражья сила». Оперу ставил Федор Шаляпин. К этому времени относится и знаменитый портрет певца. После новой операции, состоявшейся в 1923 году, Кустодиев написал последнюю крупную картину «Русская Венера». Он также участвовал в оформлении спектакля «Блоха» и Международной выставки в Париже.
Детали картины
Если внимательно изучать полотно Сурикова, можно предположить, что время суток — раннее утро. На это указывает синевато-розовый оттенок реки и неба. Паруса наполнены ветром, но вокруг корабля царит спокойствие.
У Разина напряженная поза, нахмуренное лицо и тяжелый отрешенный взгляд. Он о чем-то размышляет, думает и это полностью овладело им. Вокруг него одни соратники, но это не уменьшает тревогу. Он подпер голову рукой и слушает песню кобзаря. Ничто не может отвлечь его от тяжелых дум. Настроение героя передается и зрителю, заставляя его чувствовать тревогу.
На картине изображен персидский князь. Он тоже мрачен, смирился со своей судьбой и понимает: его конец предрешен. Разин же готов еще сражаться. Суриков отразил на картине пренебрежение атамана к богатству. Охотничьи трофеи просто валяются на полу, дорогие ковры тоже лежат просто так. Такие детали отражают основную суть личности Разина — он не хотел обогатиться. Степан стремился к свободе и независимости, он хотел привести народ к другой жизни.
Казнь атамана
Более двух сотен человек везли в Москву пленённых. Фрол рыдал и обвинял в бедах своего старшего брата, Степан не соглашался: “Нет никакой беды! Нас примут почестно; самые большие господа выйдут навстречу посмотреть на нас”. Казаки за поимку предводителя бунтовщиков и его брата получили щедрую “государеву милость”, предполагавшую 3 000 серебряных рублей, огромные запасы хлеба и вина, 150 пудов пороха и свинца.
В тюрьме Разина долго пытали, однако даже во время истязаний казак проявлял немыслимые мужество и стойкость. Дипломат Якоб Рейтенфельс в своих трудах писал о Разине:
С. А. Кириллов «Степан Разин»
Несмотря на все перенесенные пытки, мучения и ненависть, что питали к Разину представители власти, он оставался несломленным до последнего вздоха. Как рассказывают биографы, он не раз напоминал брату, что затеянное ими дело непременно привело бы к подобному концу — даже в случае ещё большего успеха. Я не сомневаюсь, что Степан, в отличие от Фрола, прекрасно осознавал опасность своего положения даже во времена триумфа.
6 июня 1671 года на Красной площади состоялась казнь Степана Разина. Очень подробно события того дня описаны в письме англичанина Томаса Хебдона:
Как гласит предание, в момент самой казни, когда у Степана были отрублены руки, его брат, не в силах видеть это, выкрикнул: “Я знаю слово и дело государево!”. На что Стенька в ответ яростно прохрипел: “Молчи, собака!”, что и стало его последними словами.
Несмотря на то, что колья с частями тела Степана Разина ещё долго стояли в Москве, этот человек продолжал внушать страх. Даже после своей смерти он оставался могущественным и жутким для властей. Его восстание потерпело крах из-за стихийности и низкого уровня организованности, отсутствия конкретных целей и разрозненности действий повстанцев.
Несмотря на это, сам Стенька Разин продолжает будоражить умы людей. В нём поразительно сплетались немыслимая жестокость, истинное благородство, высокие идеи и низменные страсти. Но главное — он до конца оставался верен делу, своим идеям, отказаться от которых его не заставила даже смерть.
Причины восстания
Дон, где проживали казаки, издавна считался местом очень неспокойным. «Казачья вольница» – таким словом нередко обозначали характер эти полувоенные поселения, находившиеся на правах самоуправления.
В начале 17 столетия завершилась Смута. С появлением законной царской династии народ связывал надежды на облегчение жизненных тягот, снижение поборов. Однако этого не случилось. Напротив, повинности и сборы, взимаемые с народа, только росли. Недалеко было и до окончания вольницы: Земский Собор 1649 года принял указ, окончательно установивший в государстве крепостное право. Если ранее многие крепостные, не выдержав тяжелой жизни под хозяином, дожидались Юрьева дня и уходили в степи к казакам, чтобы начать новую жизнь, то теперь такая возможность у них была отнята: они всегда считались беглыми и подлежали поимке.
На Дону население роптало: чувствовался недостаток хлеба, и казаки обратились к представителям власти с просьбой о разрешении возделывать плодородные земли. Однако такого разрешения дано не было. Созрели предпосылки для начала восстания. В 1666 году формируются первые отряды недовольных, против которых царское правительство тут же высылает войска. Казаки временно сложили оружие.
Но в 1667 году бунт вспыхивает с новой силой. Теперь у восставших есть руководитель. Это казак Степан Разин, по национальности, скорее всего, калмык с русскими корнями либо русский с калмыцкими, родившийся в станице Зимовейской. Разин отличался острым умом и сильным характером, пользовался уважением и авторитетом. У него были свои, личные причины ненависти к власть предержащим: его родного брата жестоко казнил князь Юрий Долгорукий.
Личная жизнь
Об этой стороне биографии знаменитого атамана практически ничего не известно. Достоверно можно сказать, что у Степана Разина был сын, который продолжил дело отца. Народные поверья приписывали казаку брак с персидской княжной, которую тот впоследствии утопил. Но, скорее всего, это миф.
Восстание Степана Разина не принесло серьезных результатов. Зато спровоцировало дальнейшее ужесточение законодательства и усугубление и без того трудного положения крепостного крестьянства.
Этой же жесткой линии придерживались и следующие правители, которые не желали идти на компромиссы. Впрочем, это создавало лишь еще большую общественную напряженность и приводило к новым потрясениям.
Восстание
Мятеж против официальной власти с учетом политики государства был просто неизбежен. Окончательное закрепощение крестьянства создало стабильный источник пополнения казачества.
Прибыв на Дон, Яик или территории Терека бывший земледелец становился частью большого, специфического сообщества. Но крестьяне отличались от родовитого казачества, которое имело прочные корни, и было зажиточным.
Чтобы добиться признания, славы, улучшить материальное положение, голытьба сбивалась в группы и устраивала многочисленные воровские набеги. Старые казаки помогали им в организации. А те взамен отдавали часть добычи.
С. Разин во время бунта
Значительное количество нового казачества с одной стороны, а с другой — недовольство властью создавали се предпосылки для начала открытого столкновения.
В 1667-м году Степан Разин принял на себя роль главы донского казачества. Состоялся масштабный поход. Вольные военные силы под руководством атамана направились на Волгу, Яик и в Персию.
Действия казаков были демонстративными и носили характер открытого неповиновения официальной власти. Разин со сторонниками блокировали торговые пути, бросая той вызов. Столкновение с армией становилось неминуемым.
Поход длился аж до 1669 года. За этот период казаки успели пережить крупный конфликт с Персией. В плен к разинцам попал сын одного из ханов. А если верить народным источникам, еще и дочь главы вражеского флота. Та самая персидская княжна, о которой говорится в известной песни и которую Стенька Разин утопил.
Степан Разин с казаками
Однако никаких подтверждений этим словам нет. С большой вероятностью речь идет о фольклорном вымысле.
В том же году казаки вернулись домой через Астрахань, разжившись богатой добычей. Однако это была лишь прелюдия к основным событиям.
Детали картины
Если внимательно изучать полотно Сурикова, можно предположить, что время суток — раннее утро. На это указывает синевато-розовый оттенок реки и неба. Паруса наполнены ветром, но вокруг корабля царит спокойствие.
У Разина напряженная поза, нахмуренное лицо и тяжелый отрешенный взгляд. Он о чем-то размышляет, думает и это полностью овладело им. Вокруг него одни соратники, но это не уменьшает тревогу. Он подпер голову рукой и слушает песню кобзаря. Ничто не может отвлечь его от тяжелых дум. Настроение героя передается и зрителю, заставляя его чувствовать тревогу.
На картине изображен персидский князь. Он тоже мрачен, смирился со своей судьбой и понимает: его конец предрешен. Разин же готов еще сражаться. Суриков отразил на картине пренебрежение атамана к богатству. Охотничьи трофеи просто валяются на полу, дорогие ковры тоже лежат просто так. Такие детали отражают основную суть личности Разина — он не хотел обогатиться. Степан стремился к свободе и независимости, он хотел привести народ к другой жизни.
Крестьянская война
После первого серьезного успеха, Степан Разин решил начать открытую военную активность против официальной власти. Подготовка мятежа и само восстание началось в 1670-м году. Действия казачества носили открытый характер.
Разин не говорил, что выступает против царя Алексея Михайловича. Однако он клеймил представителей официальной власти, обвинял их в измене государю.
Где бы не появлялись донские казаки, они везде распространяли так называемые «прелестные письма» или грамоты. По своей сути — пропагандистские материалы, которые описывали, как улучшится жизнь людей после перехода на сторону мятежников. Посулы и красивые обещания действовали весьма эффективно.
Портрет С. Разина
Для пущей пользы делу разинцы распустили слух о том, что в их рядах находится Алексей Алексеевич, сын тогдашнего государя, «Тишайшего». А также патриарх Никон, который на самом деле томился в ссылке.
Как только территория переходила под контроль казачества, там случался тотальный передел власти. Официальных чиновников и представителей государства пускали в расход, после чего устанавливали привычные порядки. Купцов же, торговцев без зазрений совести грабили.
Вскоре действия Разина и его сторонников увенчались успехом. Военные силы под руководством мятежного атамана насчитывали внушительное число людей. Однако они были крайне разношерстными.
Ядром повстанческой армии Степана Разина были казаки, многие из которых не так давно и представить себя не могли никем, кроме землепашцев.
Были среди повстанцев также и крестьяне, люди из национальных меньшинств, местных народностей, которых не устраивало притеснение со стороны официальной власти. В рядах разинцев находилось место и беглым солдатам, дезертирам.
С. Разин и казаки
Разин триумфально двигался по территориям Российского государства. И практически везде, куда ступала нога казачества, вспыхивали новые очаги крестьянских восстаний. Что было неудивительно, учитывая положение простого люда.
В Степане Разине видели освободителя. Человека, который давал надежду на вольную жизнь. В противовес официальной власти, которая могла предложить лишь полурабское существование в руках правящего класса.
За период восстания Степан Разин сумел взять Царицын, Саратов, покорить Самару и Астрахань. Серьезной проблемой стал захват Симбирска. Осада занимала слишком много времени. Мятежные силы встали на месте.
Между тем к области боевых действий подтянулось большое царское войско, которое насчитывало несколько десятков тысяч человек во главе с воеводой Юрием Барятинским. Разин и его сторонники потерпели сокрушительное поражение. Сам казачий атаман был ранен и отступил.
Бунтовщик вернулся на Дон. Вместе со сторонниками он укрепился в Кагальницком городке, откуда планировал начать новое выступление.
Зажиточные казаки были не в восторге от действий Разина. Они понимали, если так продолжится и дальше, царские войска не станут разбираться. Под удар попадало все казачество.
Недолго думая они взяли ставку атамана, пленили его и отдали царским воеводам.
На этом восстание под предводительством Степана Разина закончилось.
Взлет и падение Степана Разина
Оценивая причины поражения масштабного движения против официальной власти и ее политики, современные историки называют несколько факторов:
- Во-первых, низкая степень организации военной силы. Кроме того, участники были крайне разношерстными. У каждого была своя мотивация. Единое же направлений действий отсутствовало.
- Во-вторых, отсутствие четкого плана, стихийность. Как правило, те же крестьяне ограничивались разгромом хозяйства барина. После чего успокаивались и переставали действовать.
Интересно, что та же проблема сохранилась и через 100 лет, что стало причиной поражения восстания Емельяна Пугачева.
Смутное время
В 1649 году «Соборным посланием», подписанным царем Алексеем Михайловичем Романовым, на Руси окончательно закрепилось крепостное право. Документ провозглашал наследственное состояние крепостничества и позволял увеличивать срок поиска беглых до 15 лет. После принятия закона по стране начали вспыхивать восстания и мятежи, многие крестьяне пускались в бега в поиске вольных земель и поселений.
Картина Сергея Иванова «В Смутное время»
Наступило смутное время. Казацкие поселения все чаще становились пристанищем «голытьбы», бедных или нищих крестьян, которые примыкали к зажиточному казачеству. По негласной договоренности с «домовитыми» казаками из беглых создавались отряды, которые занимались грабежом и воровством. Теркские, донские, яицкие казачества увеличивались за счет «голутвенных» казаков, их военная мощь росла.
Подготовка к походу
Противоречивый и жестокий характер Разина не мешал приобретать всё больше соратников. К знаменитому атаману теперь тянулись не только угнетённые и обездоленные представители народа.
Добровольцами в отрядах Разина теперь нередко становились служилые люди, ремесленники, торговцы. В войске казака было немало старообрядцев, недовольных губительной для прежних обычаев церковной реформой патриарха Никона. Поддерживали Разина и различные народности Поволжья — мордва, татары, чуваши, марийцы.
Всего за год войска Разина приобрели огромную силу. И если изначально в “поход за зипунами” Стенька ходил с шестью сотнями казаков, то теперь в его отрядах состояло не менее 20 тысяч человек.
В 1670 году Разин уже готовил своё войско к главному походу — на Москву. Он намеренно пустил слух, будто в его стане скрывается беглый царевич Алексей Алексеевич, законный наследник престола, что был объявлен умершим. На самом деле юный царевич действительно скончался от болезни, но это не помешало самозванцам использовать его имя.
Сочинение по картине Сурикова «Степан Разин»
Суриков поистине народный художник, так как в его произведениях ярко выражены отдельные острые моменты жизни народа. Суриков при создании своих картин, как будто воспроизводит прошлое во всех его деталях. Он передает всю трагичность тех минувших дней и заставляет переживать их заново.
Картина Сурикова «Степан Разин», была написана в период с 1903 по 1907 год. На картине изображены соратники Степана Разина и сам он. По водной глади плывет ладья, часть казаков в руках держат весла, обеспечивая движение. Остальные веселятся и куражатся и лишь сам атаман, либо дремлет, либо погружен в глубокие мысли, возможно о том, куда ведет их путь.
Волжская гладь тревожится набегающей волной, некоторые из казаков смотрят за борт. О чем думает Степан Разин остается только догадываться. Возможно о восточной княжне, брошенной за борт и безвозвратно поглощенной волной. Возможно сожалея о сделанном и сожалея о том, что нельзя было поступить иначе. Художник не дает полной ясности в картине, как бы оставляя домыслить зрителю.
По словам самого автора, картина долго дорабатывалась и из-за того, долго продавалась. Удалось ли автору передать характер того времени и тех событий? Несомненно, безграничное водное пространство отождествляется с полной свободой и меж тем, эта свобода лишь условная. Что ждет их в дальнейшем, определит время, а сейчас они довольны своей судьбой и предоставленной свободой.
Атаман расположился в центре ладьи, которая так легко бежит по водной глади. Вся картина пронизана яркостью солнечного света, паруса наполнены ветром, чувствуется свежесть воздуха и запах свободы. Властный характер Степана Разина художнику удалось передать, даже в спящем, или дремлющем состоянии.
Ликуют казаки, возможно возвращаясь из похода с хорошей добычей, рисуя заоблачные дали, хорошую райскую жизнь и возможно только атаман понимает, что ждет их впереди. Но пока и он чинно подчиняется солнечному теплу и свежему воздуху и отдается во власть дремоты, под шум набегающих волн и ликование хмельных казаков.
Когда-то Суриков о своей работе скажет, что ему так и не удалось передать образ атамана Степана Разина. Но истинные ценители творчества Сурикова считают совсем наоборот. Хотя этот образ нельзя охарактеризовать однозначно. Каждая эпоха рассматривает его со своей точки зрения.
(1 votes, average: 5.00
Смысл полотна
На счету Сурикова немало удивительных картин. Разин изображен задумчивым и угрюмым. Художник решил показать атамана с необычной стороны. Вокруг него находится дружина, она гребет, и их судно идет по волнам Волги, но самого Степана не радует. Веселится только один участник, и то только потому, что очень пьян.
Если внимательно посмотреть на картину, можно придумать над чем размышляет Разин:
- Способы сделать русский народ счастливым.
- Судьба сподвижников.
- Тоска по персидской княжне.
Изначально Суриков задумывал картину в духе романтизма, но из-за смерти жены он сменил планы. Это одна из последних работ художника и она далась ему очень тяжело. Размер полотна 318 x 600 см.
Вперёд «за зипунами»!
Спустя два года Степан Разин стал предводителем организованного им же самим большого «похода за зипунами» на нижнюю Волгу. Под своё начало ему удалось собрать целое войско в 2000 человек.
После гибели брата стесняться атаман не собирался. Грабили всех подряд, фактически парализовав важнейшие для Москвы торговые пути. Казаки расправлялись с начальными людьми и приказчиками и принимали к себе судовых ярыжных людей.
Такое поведение было дерзким, но всё-таки не из ряда вон выходящим. А вот когда разинцы разгромили отряд стрельцов, а затем захватили Яицкий городок — это уже стало походить на откровенный бунт. Перезимовав на Яике, Разин вывел своих людей в Каспийское море. Атамана интересовала богатая добыча, и он направился во владения персидского шаха.
Шах быстро понял, что такие «гости» сулят разорение, и выслал навстречу войска. Сражение у персидского города Решта завершилось вничью, и стороны приступили к переговорам. Шахский представитель, опасаясь, что казаки действуют по воле русского царя, был готов отпустить их на все четыре стороны с добычей, лишь бы они как можно скорее убрались с персидской территории.
Но в разгар переговоров неожиданно появился русский посол с царской грамотой, в которой говорилось, что казаки — воры и смутьяны, и предлагалось их «смертию уморять без пощады».
Представителей казаков тут же заковали в цепи, а одного затравили собаками. Атаман Разин, убедившись, что по части бессудных расправ персидские власти ничуть не лучше русских, атаковал и захватил город Фарабат. Укрепившись в его окрестностях, разинцы провели там зиму.
Утро стрелецкой казни (1881)
Откроет наш список на most-beauty самое первое масштабное историческое полотно художника размером 218×379 см. Сейчас оно находится в одном из центральных залов Третьяковской галереи. Вокруг этой картины всегда много зрителей. И не зря, ведь события, изображённые В. И. Суриковым, относятся к одному из самых трагических моментов истории государства Российского.
Эпоха царствования Петра Великого была окрашена не только яркими красками побед и великих свершений. Стрелецкий бунт под началом царевны Софьи, сёстры царя, был жестоко подавлен, а тысячи стрельцов отправлены на плаху. Момент прощания стрельцов со своими семьями настолько реалистичен, что создаётся впечатление присутствия. Зритель становится участником и свидетелем происходящего.
На картине диагональю пересекаются два взгляда: первый взгляд молодого Петра I — гневный, величественный, испепеляющий, а второй взгляд принадлежит рыжему стрельцу, скованному в колодки. Стрелец не подчинился царской воле, и готов к смерти. Центральная фигура стрельца демонстрирует покорность приговору. Казнь происходит на Красной площади у Кремля, и она окончательно закрепляет царствование Петра на российском троне. Трагизм картины подчёркивают мрачные тона и серость осеннего утра.
Детство
Степан Разин, будущий бунтовщик и предводитель восстания был и остается человеком-тайной. Точная дата рождения не известна. Если верить записям Яна Янсена Стрейса, путешественника из Нидерландов, на свет тот появился в 1630-м году.
О родном крае Степана Разина также известно не слишком много. Долгое время общепринятой считалась версия о том, что Степан Разин появился на свет в станице Зимовейской.
Степан Разин
Примечательно, что там же примерно через сто лет родится и Емельян Пугачев. Другой крупный бунтовщик, смутьян и политический авантюрист.
Эту наиболее популярную версию о происхождении Разина выдвигал Александр Ригельман. Историк и ученый-энциклопедист. Однако в будущем его предположение подвергалось критике, его старались опровергнуть.
По другим данным Разин появился на свет в городе Черкасске (ныне — Ростовская область). Народное же творчество, которое датируется аж 17-м веком, называет родным краем бунтовщика тот же город. Хотя и тут существуют разночтения. Есть и другие версии, всего — больше десятка.
Как бы то ни было, точно известно, что Степан Разин был донским казаком. Его отца звали Тимофей Разя. По всей видимости, он был родом из селений близ Воронежа. О матери мятежника известно и того меньше. По одной из наиболее правдоподобных версий она была пленной крымской татаркой.
Изображение Степана Разина
О первых годах жизни Разина не известно практически ничего. По той информации, какая имеется в распоряжении историков, донской казак был большим любителем походов. Участвовал практически во всех военных действиях и быстро стал обеспеченным человеком.
Степан Разин краткая биография
Биография Стеньки Разина, как утверждает видный российский историк В.И. Буганов, основана на нескольких уцелевших документах, вышедших из правительственного лагеря Романовых, или составленых сподвижниками вдали от главной ставки Разина на Волге. Именно поэтому, многие факты намеренно не освещены, присутствует некая тенденциозность и не скрываемая ложь.
Степан Тимофеевич Разин краткая биография, происхождение и сведения о семье выведены также из воспоминаний голланского парусного мастера и путешественника Стрейса Я.Я. На основании Астраханских встреч и бесед с Разиным, он написал в своих сочинениях, что к 1670 году Разину было около 40 лет.
Родился Степан Разин в 1630 году в семье зажиточного и знатного казака Тимофея Рази. Считается, что родился Степан на родине еще одного известного повстанца Пугачева – в станице Зимовейской Волгоградской области, имеющей иное название – Пугачевская. Но это лишь одна из многочисленных версий настоящей родины, ибо Разин Степан Тимофеевич биография, другие сведения окутаны тайнами и легендами.
О станице Зимовейской, как о месте рождения, заговорил впервые историк А.И. Ригельман в 1778 году. Подхваченную версию в дальнейшем подхватили и энциклопедические издания. Но на чем построено предположение Ригельмана – не известно, тем более, что сам городок Зимовейский впервые упоминается только после смерти Разина, а именно в 1672 году. Другая версия о месте рождения Разина высказана историком Поповым в 1814 году. Попов назвал родиной Степана город Черкасск, и в народных преданиях XVII века упоминается именно этот город.
Крестным Степана стал Корнила Яковлев, который был войсковым атаманом. Казацкое происхождение дало значительные привилегии молодому Степану и он с юных лет занял видное место в среде донских старшин. В 1661 году Разин уже участвовал в переговорах с калмыками в качестве переводчика, поскольку хорошо знал как калмыцкий, так и татарский языки. К 1662 году Степан стал командиром казачьего войска, которые отправлялись в поход против Османской империи и Крымского ханства. Разин к этому времени успел совершить два богомолья в Соловецкий монастырь и три донских посольства в Москву. В 1663 году участвовал в походе под Перекопом против крымских татар.
Личная жизнь
Супругу Бориса звали Юлия Прошинская. Молодые люди познакомились в поместье Высоково. Первого сына Кустодиевы назвали Кириллом. Борис был очарован своей семьей, и личная жизнь супругов была счастливой. Они купили участок земли под Кинешмой, на котором построили дом. В семье его называли терем. Борису нравилось заниматься бытовыми делами, столярным ремеслом и хозяйством.
Борис Кустодиев и его жена Юлия Прошинская / История России в фотографиях
В 1905-м в семействе состоялось пополнение: появилась на свет дочь Ирина. Спустя 2 года родился сын Игорь. Мальчик скончался, не прожив и года. В этот период Кустодиеву поставили страшный диагноз.
После смерти сына художник побывал в продолжительной европейской поездке и отдалился от семьи. Его переполняли впечатления от Австрии, Германии и Италии. Юлия ревновала мужа и после его возвращения перебралась с Борисом в Петербург, где он начал пропадать, не заезжая в «терем». Жена поддерживала Кустодиева в болезни, ездила с ним по клиникам и заграничным врачам, оставалась рядом при операциях.
Смерть атамана
Степан Разин был пленен в Кагальницком городке (ныне — одно из сел Ростовской области). В середине весны 1671 года бунтовщика перевезли в Москву вместе с младшим братом Фролом. Суд над мятежником прошел летом и был скорым. Донского атамана приговорили к четвертованию.
Казнь Степана Разина состоялась 16 июня 1671 года (по новому стилю). Почти через 5 лет в мае 1675-го был казнен и младший брат мятежного казака Фрол.
Казнь Степана Разина
Смерть атамана не закончила волнения на юге страны. Поставить точку и завершить мятеж удалось только в декабре 1671.
Примечателен характер действий и той, и другой стороны. Как мятежники, так и провластные каратели проявляли невероятную жестокость.