Эдгар дега. «живописец танцовщиц»

Профессиональные предпочтения

По мере роста Дега как живописца всё чаще средством создания прекрасных картин становится пастель. К тому же расцвет творчества мастера пришёлся на начало второй жизни некогда забытой техники. Она обладает ценными преимуществами: даёт свежие, вибрирующие и светящиеся тона, чистый цвет, бархатистую фактуру, позволяет быстро писать. Дега в работе применял собственные инженерные находки: менял красящий состав, воздействовал на отдельные участки картины паром для лучшей растушёвки. Именно благодаря технике пастели Дега подарил искусству совершенные по сочности, мерцанию и колориту произведения, настоящие завоевания живописи.

Звезда (1876-1877)

Дега обожал балет, это видно, с какими любовью и трепетом он изображал своих балерин. Волшебный мир театра привлекал Художника со всех сторон — со стороны сцены, стороны кулис, балетных классов. Его интересовал весь процесс подготовки к балету. Именно пастель смогла вознести балерин Дега на уровень небожительниц. Изысканные мягкие тона, нежность, воздушность и прозрачность делают его работы превосходными. Центральная фигура картины — балерина, которая парит в воздухе, касаясь сцены кончиком пуантов. Она белоснежная, вся светится изнутри.

На заднем плане декорации и кулисы. Из-за декорации видна фигура респектабельного человека, мецената, роль которого в жизни примы неоднозначна. Эта фигура возвращает зрителя из волшебной страны эльфов в суровую земную жизнь.

5

Биография Эдгара Дега

Эдгар Дега появился на свет 19 июля 1834 года, был первенцем в семье успешного банкира Огюсто де Га. Тринадцатилетний мальчик пережил смерть матери, что стало для него большим ударом.

Эдгар Дега с юных лет проявлял склонность к живописи. Отец же хотел видеть его юристом, который бы продолжил семейное дело. После окончания лицея в 1852 г. молодой человек поступил на правовой факультет в Парижском университете, однако очень скоро понял, что юриспруденция не для него. К счастью, Огюсто де Га не стал давить на сына и предоставил ему возможность самостоятельного выбора. При этом прагматичный отец посоветовал юноше сосредоточиться на жанре портрета, он полагал, что именно это принесет живописцу деньги и славу.

В 1855 г. Эдгар начинает учебу в школе изящных искусств. Наставником его был Луи Ламот (Louis Lamothe), ученик легендарного Энгра (Jean Auguste Dominique Ingres). В сердце Дега на всю жизнь осталась любовь к энгровской ясной форме, его певучим линиям. В 1856 г. молодой художник прервал учебу и на два года уехал в Испанию. Здесь юноша посещал ключевые культурные центры, знакомился с шедеврами гениев Ренессанса. Вернувшись в столицу Франции, окрыленный Дега открыл свою мастерскую, где начал писать картины на исторические, античные сюжеты.

В ранних произведениях Эдгара Дега еще почти нет сложной техники, изысканных художественных приемов — того, что сделало его впоследствии узнаваемым во всем мире. Однако уже тогда в работах зарождается непредсказуемость движений, элементы, ускользающие за пределы холста, фотографическая случайность сюжета.

В 1862 г. Дега знакомится с Эдуардом Мане (Édouard Manet) — это событие одно из главных в его жизни. Мане представил Эдгара другим молодым художникам, впоследствии они стали известны миру как импрессионисты. Дега часто посещает кафе «Гербуа», где амбициозные коллеги обсуждают свое видение действительности, делятся идеями новых сюжетов. Благодаря тонким манерам, образованности, своеобразному обаянию живописец заслужил в этом кругу высокую репутацию.

Эдгар Дега видел и ощущал мир вокруг как динамичную стихию, никогда не стихающую жизнь мегаполиса. А фотографическая память художника помогала ему подмечать все особенности Парижа. В своих картинах он воссоздает ритм городской жизни, детально изображает обстановку помещений, образы горожан, события.

Любимой темой импрессиониста был балет. В своих произведениях художник мастерски передает этот мир грации и красоты, при этом работы его лишены нарочитой сентиментальности. В отличие от других художников Эдгар Дега представляет труд балерин без прикрас, он проникает за кулисы, показывая, как они тренируются, переодеваются, отдыхают. До него живописцы изображали танцовщиц официально, претенциозно, в картинах не было и речи о легкости.

Помимо балета, Дега страстно увлекался лошадьми. Он был очарован этими грациозными животными, их природной пластикой. Художнику очень нравились традиционные римские скачки. Этой теме посвящена целая серия его картин.

Что касается личной жизни, то Эдгар Дега всегда был одинок. Для него это было единственным комфортным душевным состоянием, мастер не любил повышенного внимания к собственной персоне.

Последнее десятилетие жизни гения было очень печальным. Дега потерял зрение, его захватил горестный пессимизм. Бесцельно слоняясь по улицам Парижа, художник испытывал неописуемую боль от невозможности созерцать жизнь и запечатлевать ее на холсте. Скончался Эдгар Дега 27 сентября 1917 года.

Учителя

В 1854 году Эдгар стал учеником Луи Ламота (1822-1869), которого искусствоведы характеризуют как приверженца художественных традиций христианского благочестия. Сам учитель когда-то был учеником именитого и чрезвычайно авторитетного в европейском искусстве Энгра (1780 – 1867), с которым Эдгару посчастливилось встретиться и даже пообщаться. Можно сказать, Энгр в этих коротких встречах преподал молодому художнику важнейшие уроки, кратко и ёмко сформулировав профессиональные советы. И Энгр, и Ламот в качестве основополагающих ориентиров в художественном искусстве считали ясную форму, выразительную линию и чёткий контур

Старый мастер Энгр, заострив внимание Эдгара на линии, сформировал его пристрастие к ней на всю жизнь

Абсент (1893)

Перед зрителем разворачивается довольно интересный сюжет. В кафе за столиком сидит странная пара — трезвый мужчина с трубкой и выпившая женщина. Перед ней стоит бокал с абсентом. Поза женщины расслаблена, она бесцеремонно выдвинула вперёд ноги, опустила плечи. Её веки отяжелели и чуть прикрывают глаза. Она пьяна и абсолютно безразлична к окружающему миру. Мужчина, по всей видимости, не является спутником дамы. Он смотрит в окно с безучастным видом.

На картине изображено утро, о чём свидетельствует утренняя газета в руках господина, чьими глазами мы наблюдаем эту сценку. У дамы и у мужчины, видимо, была бурная ночь.

Действие абсента имеет определённый эффект на человека. Изрядно выпившие люди становятся равнодушными ко всему на свете, отчуждёнными. Дега смотрит на эту пару трезвым взглядом и подчёркивает пагубность этой привычки. А ведь пристрастие к абсенту было бичом XIX века.

7

«Голубые танцовщицы». Картины Дега

Рассуждая о своем творчестве, Дега говорил, что когда художник пишет с натуры, то всегда отвлекается на детали, его глаз перестает замечать основное. Другое дело, когда он делает это по памяти — тогда через линию все выкристаллизовывается в одну общую идею. Натурщицы Дега, как правило, занимались повседневными делами: стирали, купались, расчесывали волосы. А он, расставив в мастерской лестницы и развесив зеркала, внимательно наблюдал за ними, запоминая невиданные до этого ракурсы. Когда женщины уходили, Дега начинал творить.

В начале 70-х годов XIX века художник увлекся балетом. На своих полотнах он не хотел изображать балерин как зритель, его больше интересовали движения, одежда, наконец, что-то личное в каждой из танцовщиц. Именно балет, в котором Дега видел не только изящество, грациозность, волшебство, но и изнурительный ежедневный труд, принес ему невиданный успех.

Наблюдая за балеринами на репетициях, художник не делал зарисовок, понимая, что это будет отвлекать «натурщиц». Он запоминал. В личных документах Дега были обнаружены негативы одной-единственной балерины в различных ракурсах. Существует мнение, что именно по ним была создана одна из лучших композиций художника «Голубые танцовщицы».

Голубые танцовщицы, 1897 год. (wikipedia.org)

Другую серию картин Дега посвятил совсем иным женщинам — прачкам, гладильщицам, модисткам. Но одно в его работах осталось неизменно: женщины, занимаясь монотонным, тяжелым трудом, отдают часть себя, чтобы сделать жизнь других людей красивее и чище.

На многих полотнах Эдгара Дега главные действующие лица — купальщицы. Другие живописцы, изображая обнаженных женщин, любуются их телами, подчеркивают достоинства своих натурщиц. На картинах Дега женщины не позируют. Они даже не подозревают, что за ними наблюдают. Принимая ванну или отдыхая, они всегда естественны и непринужденны.

Балет и танцовщицы

Тяжелую работу балерин, упорные, изматывающие репетиции, чаще чем празднество спектакля изображал Дега в пастелях и рисунках. Не царицы сцены, а усталые ее поденщицы смотрят с полотен мастера. Струящийся свет рампы, полупрозрачный ореол балетных пачек с резким контрастом — сильные, даже грубые мускулистые ноги, простолюдные лица “нимф” и “сильфид”.

Отношение Дега к “богиням сцены”, его даже насмешливое восхощение ими звучит и в сонетах:

Эдгар Дега.Звезда. Танцовщица на сцене.1878 г.Эдгар Дега.Зеленая танцовщица.1879 г.

Картина “Голубые танцовщицы”

Худенькими девочками с торчащими лопатками на спине прибегают танцовщицы Дега на сцену, и торжественные заученные улыбки уже начинают играть на их личиках. И хотя профессиональные навыки часто подчиняют себе индивидуальность моделей, художник никогда не подчеркивает их калечащее влияние на человека, деформирующее его личность. Свет рампы, звуки музыки одухотворяют танцовщиц, движения балерин становятся не вульгарными, а пленительными. Загадочно темнеют глаза. Легкие, колеблющиеся, нервные штрихи пастели мерцают и искрятся.

Художник подчиняется колдовству сцены, восхищаясь красотой зрелища, возникающего перед ним. И забывает, что “создают цариц лишь грим да расстоянье”. Рука мастера рождает шедевр, поражающий тончайшей гармонией линий, цвета, света и жестов. Речь идет о “Голубых танцовщицах”, которые являются гордостью собрания Государственного музея А.С.Пушкина (г.Москва).

Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. 1897 г.

Художник Дега. «Знаменитый неизвестный»

С возрастом характер Дега становился все несноснее. Художник позволял себе с презрением отзываться о знакомых, легко разрывал отношения с близкими. Стоило ему заподозрить, что кто-то из его друзей не разделяет его взглядов, он сразу же выходил из себя и прекращал с этим человеком всякие отношения. В письме к Писсарро Гоген сетовал, что поведение Дега стало крайне абсурдным, что художника ждет совершенно несчастная старость. И был прав.

Автопортрет, 1895 год. (wikipedia.org)

На склоне лет Эдгар Дега остался совсем один. Лишившись зрения, он жил под присмотром властной и сварливой экономки. «Я никогда не думал, что мне придется так страдать, — писал художник. — На этой земле я очень плохо организовал себе жизнь».

Выставочный скандал

Во время выставки в 1881 году скульптура вызвала удивление и скандал из-за использованной техники и своей реалистичности; и это даже среди поклонников художника, таких как Йорис-Карл Хьюисманс , который говорит о «беспокойстве», которое вид скульптуры может вызвать у публики. Критики сливаются, в обзоре на английском языке художник- эссеист пишет: «Может ли искусство упасть ниже? » . Поль Манц в своей статье в газете Le Temps был одним из самых критичных по отношению к внешности Маленькой танцовщицы  : «Почему ее лоб … как и ее губы, отмечен таким глубоко злобным характером?» » . Другие наблюдатели, такие как художник Огюст Ренуар и критик Шарль Эфрусси , считали скульптуру особенно новаторской попыткой реализма. После скандала Дега привез скульптуру домой, и ее больше никто не видел. Он даже отказался продать ее, и она не участвовала в большой выставке импрессионистов 1886 года в Нью-Йорке, организованной известным арт-дилером Дюран-Рюэлем.

Наперекор правилам

Глядя на «Голубых танцовщиц», можно подумать, что Дега сумел изобразить девушек в тот миг, когда они и не подозревали чужого присутствия. Согласитесь, для художника, пишущего картину по меньшей мере несколько часов, остаться незамеченным крайне сложно.

Исследователи не исключают, что свою знаменитую картину Дега создал по фотокарточке. На это могут указывать и обрезанные края (у одной из балерин чуть обрезана макушка). Фотографу сделать свою работу исподтишка гораздо проще. А если так, то Дега использует виртуозный приём. Мы словно наблюдаем за действующими лицами картины, причём они нас не видят. Это напоминает подглядывание в замочную скважину. Кстати, подобный приём Дега использует в картинах с купальщицами.

На картинах художника балерины далеко не всегда изящныЭдгар Дега «Танцовщица в своей гримерной», 1880 годМестонахождение: Фонд Оскара Рейарта, Винтертурец, Швейцария

Хочу отметить, что Дега был равнодушен к женщинам, которых писал. Именно поэтому балерины далеко не всегда изящны на его картинах, а иногда даже предстают в не самом выгодном свете. Художник стремился показать не парадную картинку, какую видит зритель в театрах, а настоящую жизнь, суть работы тех же балерин.

Изящество появляется на сцене, а вот предшествует ему тяжёлый труд. Но почему-то в «Голубых танцовщицах» Эдгар Дега решил отойти от привычных своих принципов. Здесь наперекор всему балерины выглядят крайне грациозными и обворожительными. Но почему так? Это так и останется загадкой живописца.

Композиция «Голубые танцовщицы» в исполнении хореографического коллектива «Кабриоль» / balakirev.arts.mos.ru

Картина «Голубые танцовщицы» была достойно оценена ещё при жизни автора – её приобрели за 60 тысяч франков. Увы, деньги эти не принесли счастья Эдгару Дега. До конца своих дней он так и оставался отшельником, живущим в одиночестве в своём “странном” доме. Однако именно «Голубые танцовщицы» стали воплощением мастерства и гения этого необыкновенного человека.

Из биографии художника

Иле́р-Жерме́н-Эдга́р де Га, или Эдга́р Дега́, родился в 1834 г. в Париже в семье управляющего французским отделением крупного банка, основанного в Италии дедом Эдгара Дега. Он был старшим из пятерых детей. В возрасте 13 лет Эдгар потерял мать, что стало для него серьёзнейшим ударом. Позже Эдгар изменил свою фамилию с де Га на менее «аристократическую» Дега.

Э. Дега. Автопортрет (1854-1855). Музей Орсе (Париж)Способности к рисованию проявились у Дега уже в детстве. Но отец мечтал о карьере юриста для сына. Однако у Эдгара не было большого желания и способностей к юриспруденции. В 20 лет он поступает учеником в мастерскую известного в своё время художника Ламота. Любимыми художниками молодого Дега в то время были Энгр, Никола Пуссен, Ганс Гольбейн, он усердно копировал их работы.Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке Энгр. Курбе и Делакруа также оказали определённое влияние на творчество Дега, но признаваемым им авторитетом до конца жизни оставался Энгр.Эдгар Дега изучал произведения великих мастеров живописи в Лувре, несколько раз посещал Италию и знакомился с шедеврами мастеров итальянского Возрождения.Открыв на рубеже 60-х годов XIX в. собственную мастерскую, Эдгар Дега занялся портретной живописью, а также историческими полотнами.

Э. Дега «Юные спартанцы» (1861)Но уже в начале 1860-х годов Дега вновь заинтересовался сценами из современной жизни, и в первую очередь скачками.

Э. Дега «Перед стартом» (1862-1880). Музей Орсе (Париж)В 1861 г. Дега познакомился с Эдуардом Мане, дружба с ним продолжалась до конца жизни Мане. Затем было знакомство с другими художниками-импрессионистами. Но он принимал не все техники этого направления, например, не любил работать на открытом воздухе, предпочитая мир театра, оперы и кафешантана

Он считал, что на воздухе рассеивается внимание, отдавал предпочтение среде студии. Кроме того, точность его изображений была совершенно нетипичной для импрессионизма.Сближало его с импрессионистами то, что он всё-таки умел уловить движение. Они – через подвижный и трепетный мир, через постоянный круговорот природы, а Дега – через движение человека

Они – через подвижный и трепетный мир, через постоянный круговорот природы, а Дега – через движение человека.

Э. Дега «Мытьё» (1886). Музей Хилл-Стенд (Фармингтон, Коннектикут, США)После заключительной выставки импрессионистов в 1886 г. художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов.Дега был очень скрытным человеком, сведений о личной жизни художника почти не было.К концу 80-х годов Дега реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Он был практичным, но замкнутым в узком кругу близких друзей. Выставлял свои картины лишь в немногих избранных публичных местах, это вызывало интерес к нему со стороны респектабельных художественных журналов Парижа.К 1882 г. у него начинает резко ухудшаться зрение, он чаще начал обращаться к пастельной технике и к скульптуре.Почти за 10 лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Он жил один. Скончался Эдгар Дега 27 сентября 1917 г. в Париже в возрасте 83 лет, будучи признанным мастером и авторитетным живописцем, считавшимся одним из ярчайших представителей импрессионизма, оригинальным творцом.«Живопись требует небольшой тайны, некоторой неопределённости, некоторой фантазии. Когда вы вкладываете совершенно ясное значение, людям становится скучно» (Эдгар Дега).

Э. Дега «Звезда балета» (Прима-балерина) (1876-1878). Музей Орсе (Париж)

  • < Назад
  • Вперёд >

У модистки (1882)

Дега всегда считал себя реалистом, хотя и рисовал в манере импрессионизма. Реализм его работ настолько велик именно за счёт изображения реальных моментов из жизни парижан. Однажды он проходил мимо витрин дамских шляпных магазинов и не смог отвести глаз от происходящего за витриной. В результате таких наблюдений появился целый цикл «У модистки».

Одна из первых картин изображает двух дам — покупательниц, одна из которых примеряет шляпку. В своей работе Дега использует диагональную композицию, на переднем плане изображены аксессуары — всевозможные шляпки. Но они не отрывают внимания зрителя, его привлекают именно увлечённые дамы, которых словно застали врасплох за примеркой модных шляпок.

9

Обучение в школе искусств

Учась в студии Луи Ламота, любимого ученика и последователя великого французского художника Энгра, юный Дега очутился в среде почитателей искусства античности

Он постиг в лучших традициях классицизма строгость рисунка, внимание к предметной форме. Природное влечение к изобразительной ясности и четкости оказалось близко творческим правилам Энгра

“Делайте рисунки, молодой человек, много рисунков по памяти и с натуры, и тогда вы станете большим и благородным художником”- напутствовал молодого художника великий мастер.

Подлинное искусство, по мнению Дега, могло победить пошлость и фальшь салонной живописи, сохранив связь с реалистическими достижениями прошлого. У него не было рабского преклонения и страха перед традицией. И поэтому не случайно произведения художника заняли впоследствии достойное место в крупнейших музеях мира рядом с полотнами его великих учителей — Пьеро делла Франческа, Тициана, Вермера, Веласкеса, Ватто, Шардена, Гойи, Домье.

У Эдгара Дега был свой стиль, свои творческие взгляды и принципы, выработанная за долгие годы жизни. “Все, что я делаю, есть результат обдумывания и изучения старых мастеров; о вдохновении, непосредственности и темпераменте я ничего не знаю. Нужно копировать и снова копировать старых мастеров. Только когда вы докажете, что вы хороший копиист можно будет позволить вам написать редиску с натуры.”

Эдгар Дега.Портрет итальянца.1856 г.

Гладильщицы (1884–1886)

Фигура гладильщицы, зевающей от своей однотонной, утомительной работы, стала символом работницы XIX века. Женщина решила передохнуть и выпить немного вина. Её поза и весь внешний вид говорит о том, как у неё ноет спина, болят руки. Рядом с ней вторая гладильщица продолжает отутюживать ткань тяжёлым чугунным утюгом. Её усталость видно в напряжённой позе, когда она, опустив голову, пытается со всех сил давить на утюг обеими руками. Это тот Париж, который скрывается за яркими витринами и вывесками богатых магазинов и отелей. Повседневная тяжёлая безысходность работниц делает их жизнь невыносимой.

Дега отработал новую технику, когда грубый холст и грубые мазки создают на картине эффект пастели. Гуманизм картины как раз кроется в этой жёсткой живописи. Зрителю становится невыносимо жаль этих тружениц. И если это так, то Дега смог сдвинуть огромную глыбу проблем женского труда в Европе XIX века.

2

Голубые танцовщицы (1898)

Небольшой квадратный лист бумаги превратился в настоящий шедевр под искусной рукой Дега. Волшебство, очарование этой картины неоспоримо. Изящество балерин, изысканный голубой цвет делает работу узнаваемой и необычайно эстетичной.

Балерины и балет были для Дега одной из любимых тем. Он рисовал девушек в самых различных позах, ракурсах, как будто выхватывал из ленты времени маленький фрагмент движений балерин. Эта картина, скорее всего, похожа на современную фотографию. У неё необычный ракурс — вид сверху. Зритель видит только изящные шеи, плечи и талии танцовщиц. Каждая балерина занята своим делом: одна поправляет бретельку платья, другая — проверяет, как сидит танцевальный костюм на её прекрасных плечах, третья пытается рассмотреть через плечо свои ноги, а у четвертой зритель видит только затылок и часть спины — видно, что балерина нагнулась завязать бант на пуантах.

Личная жизнь

Люди, не знающие биографию Дега, бегло ознакомившись с его творчеством, посчитают, что Эдгар не чурался любовных интрижек с натурщицами. На полотнах колориста часто появлялись образы обнаженных женщин, но достоверно известно, что мэтр не имел близких отношений ни с одной из муз.

Автопортреты Эдгара Дега в шляпе

Любитель широкополых шляп с глазами, отражавшими печаль всего мира, предпочитал гордое одиночество шумным компаниям. Нелюдимый художник не переносил повышенного внимания к своей персоне.

Из-за столь отстраненного образа жизни и привычки вечно бормотать что-то себе под нос друзья и родные ласково называли его «медвежонком».

Скульптуры Эдгара Дега

Являясь свободолюбивым человеком, живописец отрицательно относился к институту брака. По заявлениям биографов, меланхоличный перфекционист не нуждался в физической близости. Скульптор любил глазами и получал удовольствие путем созерцания женского тела.

Неоднократно позировавшая живописцу Сюзанна Валадон заявляла: Дега постоянно делал комплименты ее внешности, но физический контакт был невозможен. Гений импрессионизма считал, что женщина создана не для любви, а для вдохновения. Восхищение было исключительно духовным.

Сюзанна Валадон

Примечательно то, что даже после публикации серии работ «Сцены в закрытых домах», посвященной легкодоступным женщинам, никто и на долю секунды не усомнился в непорочности мэтра.

Единственно приемлемое состояние души творца – одиночество. Его он сознательно выбрал в качестве верного спутника жизни.

Живопись

Балет был излюбленной темой мастера импрессионизма. Популярность балетных сцен, запечатленных Дега, легко объяснить: на своих полотнах художник мастерски показывает мир красоты и грации, не перегружая картины излишней сентиментальностью.

Тема балета фигурирует в творчестве многих художников. Для написания картин все как один пользовались услугами именитых натурщиц. Игра светотеней, специально подобранная для портрета поза – эти нюансы лишали полотна души. Дега первый осмелился показать труд работниц сцены без прикрас.

Картина «Голубые танцовщицы» написана любимой художником пастелью. Четыре балерины в голубых балетных пачках в предвкушении выхода на сцену не находят себе места. Каждый день они отыгрывают роли и каждый день волнуются, как перед дебютом. Глядя на них, зритель невольно сопереживает героиням, чувствуя тот же мандраж. Асимметричность композиции и неравномерный обрез краев говорит об увлечении художника фотографией

Помимо балета, живописец увлекался лошадьми. Эти грациозные животные завоевали любовь творца, когда тот пребывал в Италии. Дега являлся поклонником традиционных римских скачек. Художника привлекала природная пластика лошадей, а профессиональные жесты наездников вызывали в художнике неподдельный восторг.

Картина Эдгара Дега «Джентльмены на скачках: перед стартом»

Первая картина цикла «скачки» появляется на свет В 1860 году и носит название «Джентльмены на скачках: перед стартом». Это полотно является копией стиля и характера художника.

Нечеткие, расплывчатые всадники теряются на фоне плоского ландшафта. Дега переписывает эту работу спустя 20 лет. В поздней версии фоном стали бескрайние холмы и фабрики.

Произведение Эдгара Дега «Абсент», поднимая проблему алкоголизма, в полной мере отражает нравы парижской богемы того времени. Чувство одиночества лучше испытывать вдвоем. Потеря надежды – вот что объединяет этих далеких и в то же время близких людей. Блеклый колорит картины усиливает чувство ничтожности собственного бытия.

Картина Эдгара Дега «Абсент»

Приукрашать действительность живописец не хотел, предоставляя зрителю возможность воочию увидеть те реалии, что его окружают.

Одной из основополагающих работ 19 века является «Площадь согласия». В какой-то момент у мастера не осталось денег и ему пришлось браться за работу любого плана. Мастер вынужден был изобразить семью виконта, а затем продать полотно ему. Это помогло художнику выручить сумму денег, необходимую для жизни. В собственности Л. Лепика картина находилось долгое время. О ее судьбе ничего не было известно до начала 20 века.

Картина Эдгара Дега «Площадь согласия»

Спустя время «Площадь согласия» была обнаружена в собрании именитого владельца картинной галереи П. Дюрана-Рюэля. Однако нижняя часть работы оказалась отрезана. Именно она содержала автограф художника. Отсутствие подписи усложнило определение автора. После долгих тщетных попыток сбыть шедевр, наконец, его приобрел немец О. Герстенберг.

Сюжет работы прозаичен. Несмотря на мнимое спокойствие бледность красок и плавность линий, мысль не лежит на поверхности. Дети и взрослые на картине смотрят в разные стороны. Налицо извечный конфликт отцов и детей. Отраженная разница во взглядах и мировоззрении поколений, словно в насмешку, получает название «Площадь согласия».

Картина Эдгара Дега «Гладильщицы»

Дега умел удивлять зрителя, заставив сопереживать герою, изображенному на полотне. «Гладильщицы» не стали исключением. Работница с бутылкой вина, изнемогающая от скуки и однообразия, стала символом труженицы начала ХХ века.

Сразу бросается в глаза изнеможённость второй женщины. Она не гладит – она валится с ног. У нее нет ни сил, ни желания даже на то, чтобы поднять голову. Ведь вокруг всё та же безысходность и груды белья. Маэстро импрессионизма позволяет людям увидеть Париж под другим углом.

«Прачки» суровы и реалистичны. Великий мастер с чувством глубокого гуманизма относился к человеку труда.

Картина Эдгара Дега «Танцевальный класс»

В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей

Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц. Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения

Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей. Но у прирожденных балерин нет времени на посторонние мысли – они живут танцем, и секунда бездействия, как смерть. Классическая цветовая гамма придает полотну академичность, однако энергия безучастного движения в пространстве возвращает зрителя в мир импрессионизма.

Модель

Эдгар Дега, Балетный класс (1878-1880) Художественный музей Филадельфии . Мари ван Гетем изображена сзади справа от сцены.

Юную танцовщицу, которая послужила моделью для скульптуры Дега, звали Мари Женевьев ван Гетем (или писали «ван Гуттен, Вангутен» или «ван Голетен»). Она родилась7 июня 1865 г.отец-портной и мать-прачка, бельгийки, поселились в бедном районе 9- го  округа Парижа. Мари ван Гетем и две ее сестры Антуанетта и Луиза-Жозефина помещены своей матерью в Парижскую оперу, где они учатся в балетном классе. Мари и ее старшая сестра Антуанетта тоже модели, их имена указаны в записных книжках Дега. Из его биографии можно выделить несколько элементов. Ее уволили из Оперы вМай 1882 г.и с тех пор сама занимается проституцией как ее сестра Антуанетта. Помимо скульптуры, она также появляется в другой работе Дега, класс балета (1880) из Художественного музея Филадельфии в Филадельфии , где она изображена сзади справа от картины, что можно узнать по ее длинным распущенным волосам. .

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: