Не фамильный портрет трудно вместить в личный, частный интерьер, а вот портреты Савелия Сорина можно, в чём причина?
Портрет – это, действительно, очень личное. Недавно я прочитал одну давнюю статью в старой американской газете, большой репортаж о выставке, проходившей в Нью-Йорке в 1934 году. Там было 40 работ деда. Первые строки такие: «Особенные работы Сорина следует рассматривать долго. Особенные работы Сорина следует рассматривать в подлиннике. Если вам не повезло, и вы не можете посмотреть их в подлиннике, смотрите в хороших репродукциях, но только в натуральную величину». В той же стать есть замечательные слова, что почти про каждый портрет Сорина можно написать роман. Так что, любой портрет Савелия Сорина может быть в любом интерьере, как хорошая книга, и у вас, и у меня.
Интересные факты[ | код]
Жена художника, почетная гражданка Франции, ветеран медицинской службы армии США, в 1973 году посетила Москву и передала в дар художественным музеям СССР двадцать его полотен, в числе которых портреты киноактрисы Н. И. Кованько (1923), М. М. Фокина (1926), композитора А. С. Лурье (1943), Ф. И. Шаляпина (1943), А. Н. Бенуа (1946), С. Ю. Судейкина, Дж. Баланчина, Л. Ф. Мясина и другие
В 1974 году она же подарила Музею искусств Грузии в Тбилиси портреты знатных грузинок (Эписо Дадиани и Мелиты Чолокашвили и других).
Портрет Анны Павловой работы Сорина привлёк внимание рейхсмаршала Германии Германа Геринга, который увёз его из Парижа в Германию. После окончания войны портрет был возвращён во Францию.
Владимир, это новое открытие Савелия Сорина?
Да, конечно, что очень важно сегодня. Выросло несколько поколений людей, которые ничего не знали про этого художника
Более того, они ничего не знали и про то, что в огромной толпе художников-авангардистов начала ХХ века всё же было несколько человек, которые не пошли по общему пути, но продолжили, как сейчас говорят, нео-академическую традицию. Конечно, это не один Савелий Сорин, но такие большие художники, как Борис Григорьев, Василий Шухаев, Александр Яковлев и др., которые, что говориться, не дали выплеснуть с водой ребенка. Путей в искусстве много и неверно следовать одному-единственному. Помните, как у Киплинга: «96 дорог есть, чтоб песнь сложить ты мог»? И это правильно, поверьте. Дед следовал выбранному необщему пути, который не совпадал с мейнстримом. Несмотря ни на что, он стал очень популярен, был одним из самых успешных художников и во Франции, и в Соединённых Штатах. Он внесён в галерею величайших художников Америки. Его работы правительство Франции поместило в Люксембургский музей Парижа, что очень почётно. Его портреты вошли в собрания крупных западных музеев – Метрополитен-музея и Фрик Коллекшн (Нью-Йорк), Музея изобразительных искусств (Сан-Франциско), Национальной галереи искусства (Вашингтон). Они до сих пор украшают резиденцию членов британской королевской семьи Кларенс-хаус в Лондоне.
Сейчас искусство Савелия Сорина снова становится актуальным, в чём дело?
Дело вот в чём. Портрет – это самый сложный вид деятельности художника. Это, пожалуй, самый трудный жанр в изобразительном искусстве. Потому что не внешний вид нужно изображать — это с успехом делает фотография — необходимо изображать главное в психологическом строе – сущность человека. А это совсем не простая задача. Суть человека, его истинное лицо проявляется не сразу и не вдруг. Её надо увидеть, разглядеть. Для это необходим второй талант — психолога. Деду повезло. У него были эти два таланта. Он был хороший художник и удивительный психолог. В свои бродяжнические годы, когда он был ещё подростком из Полоцка, этот талант просто помогал ему выжить, когда надо было понять, что за человека он встречает на дороге. От этого зависело, будет он сегодня бит или сыт. У него эти способности обострились. Он уже был известным и преуспевающим художником, но не оставлял своих специальных «рабочих» приёмов. Во время работы он непрерывно разговаривал со своей моделью. Этому, конечно, учил и Илья Репин в Петербурге, об этом в Одессе ему рассказывал Кириак Костанди. Это общее место, об этом знают все художники, но не все этим умеют пользоваться, как следует, а дед умел. С некоторыми он разговаривал жёстко, с некоторыми – мягко, с некоторыми – по-светски… В эпоху модерна, когда Савелий Сорин сложился как художник, как личность, он примкнул к модному тогда философскому течению — богостроительству, к идеалу Вечной Женственности, увидеть отражение которой можно только в те редкие моменты, когда грубая материя не заслоняет этой сущности, которую надо зафиксировать. Дед это научился делать фантастически виртуозно!
Работы
В 1902 году, в бытность учеником, написал в Арзамасе один из первых портретов Максима Горького (b) . Быстро приобрел репутацию превосходного портретиста и в 1900—1910 годах Сориным были выполнены портреты Ф. И. Шаляпина (b) , А. А. Ахматовой (b) , А. С. Лурье (b) , Т. П. Карсавиной (b) , князя С. М. Волконского (b) , княгини О. К. Орловой, баронессы Ю. Т. Штейнгель и многих других. Произведения художника часто репродуцировались в журналах «Солнце России», «Столица и усадьба», «Аполлон».
В Крыму в 1917 г. написал портрет княгини Ольги Орловой.
В эмиграции во Франции выполнил много портретов знаменитостей, в частности, Лилиан Гиш (b) , Элеоноры Дузе (b) , Джорджа Баланчина (b) , Сержа Полякова (b) , Надежды Тэффи (b) , Льва Шестова (b) и Анны Павловой (b) .
Произведения Сорина находятся в коллекциях крупнейших музеев мира, в том числе в Люксембургском музее в Париже, Бруклинском музее в Нью-Йорке, Государственной Третьяковской галерее (b) и других, а также в частных собраниях. Его работы имеются и на Украине — Донецке (b) и Одессе (b) .
Сорина знали в Европе и Америке, а он мечтал об известности в России и перед смертью завещал отправить на Родину 30 портретов деятелей русского искусства, исполненных им в 1920—1940 годы. Его волю выполнила вдова — Анна Семёновна Сорина — после падения «железного занавеса (b) ». Распоряжением всесоюзного Министерства культуры дар Сорина был передан в фонды Третьяковской галереи.
Биография
Родился 14 февраля (b) (26 февраля (b) по новому стилю) 1878 года (b) в Полоцке Витебской губернии в небогатой еврейской (b) семье. Отец был портным, мать состояла в секте молокан (b) . В 16 лет ушел из дома, некоторое время жил в Туле (b) и Орле (b) , затем — в Одессе (b) .
В 1896—1899 годах учился у К. К. Костанди (b) в Одесской художественной школе, которую окончил с медалью, дававшей право поступления в Императорскую Академию художеств (b) (ИАХ) без экзаменов. С 1899 года занимался в Высшем училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ у И. И. Творожникова (b) и В. Е. Савинского (b) , затем — в мастерской И. Е. Репина (b) . В 1907 году за картину «Вдохновенная минута» был выпущен из Академии со званием художника и правом пенсионерской поездки за границу, таким образом побывав в 1908 году в Голландии и Франции.
В 1911 работы Сорина экспонировались на Всемирной выставке (b) в Турине (b) , Италия (b) . В 1913, 1915 и 1917 годах он принял участие в выставках «Мира искусства» в Петербурге (b) , в конце 1917 года — в выставке Нового общества художников в Петрограде (b) . Также экспонировался на выставках ТПХВ (b) .
После Октябрьской революции (b) художник некоторое время жил в Ялте (b) , где в 1918 году был экспонентом выставки «Искусство в Крыму». В 1919 году переехал в Тифлис (b) , там встречался с С. Ю. Судейкиным (b) , В. В. Каменским (b) , Н. Н. Евреиновым (b) . Принял участие в выставке «Малый круг».
Позднее непродолжительное время жил в Баку (b) , где вместе с С.Ю. Судейкиным и литератором Н.Н. Евреиновым (b) способствовал созданию кабаре (b) «Веселый Арлекин».
8 мая 1920 года он выехал вместе с Судейкиными из Батума (b) в Марсель (b) на пароходе «Souirah», и 20 мая они прибыли в Париж. Поселившись в этом городе, быстро снискал себе известность в европейских художественных кругах. В 1922—1923 годах Сорин выставлял свои работы в Осеннем салоне, в 1926—1930 — в салоне Тюильри. Продолжал участвовать в выставках русского искусства, в том числе в 1921 в галерее «Денси», в 1927 году — в последней выставке «Мира искусства» в галерее «Бернхейма». В 1920—1930 годах провел ряд персональных выставок в галереях Парижа (b) и Лондона (b) . Часто бывал в США, подолгу жил в Нью-Йорке (b) , его персональные выставки прошли в Бруклинском музее (1923), галерее «Вильденштайн» в Нью-Йорке (1927, 1934), Вашингтоне (b) (1924), Питтсбурге (b) (1924—1925), Чикаго (1927). В 1932 году принял участие в выставке современного русского искусства в Филадельфии (b) .
Во время Второй мировой войны (b) поселился в США (b) . Сделал несколько крупных денежных взносов в Фонд помощи СССР. В послевоенные годы он изредка приезжал в Париж.
Умер 22 ноября 1953 года в Нью-Йорке.
Внук — Сорин, Владимир Григорьевич (b) (1938—2022), санкт-петербургский реставратор.