Темы сюжеты и образы произведений э дега. эдгар дега: биография, самые известные произведения

Эдгар Дега. Начало творческого пути

Эдгар де Га (впоследствии художник отказался от дворянской фамилии отца и стал подписываться «Дега») был аристократом, из богатой семьи банкира (крайне редкое положение для художника XIX века). Его успешный отец Огюст де Га имел на сына большое влияние. Однако когда он узнал, что ради карьеры художника Эдгар бросил юридическое образование, протестовать не стал (де Га-старший, стоит отметить, и сам был большим любителем живописи).

Последовав совету художника Энгра, Дега устроился копиистом в Лувр, где работал буквально за копейки. Благо, положение семьи позволяло ему не задумываться о пропитании, а всецело отдаваться искусству.

Автопортрет, 1857 год. (holstshop.ru)

Портрет инфанты Маргариты кисти Веласкеса, который Дега копировал в Лувре, сблизил его с Эдуардом Мане. Когда началась франко-прусская война, художники, записавшись добровольцами, ушли на фронт. Во время стрельбищ стало известно, что правый глаз Дега практически не видит. Отслоение сетчатки — таков был диагноз врачей. Тем не менее в армии художника оставили, переведя его в артиллерийский полк. Там он и закончил войну.

Особенность творчества Эдгара Дега

“Погода была серой, но в этом сером было больше перламутра, чем шифера”, — писал как-то художник в одном из посланий другу. Дега обладал удивительной способностью показать “перламутр” там, где другие видели лишь “шифер”. Художник находил прекрасное в самом непритязательном, одухотворяя любое проявление жизни. Поэтому любовью к человеку, истинным гуманизмом, высочайшим художественным совершенством проникнуто каждое его произведение.

Конечно в нашей статье мы не рассказали о многих картинах Эдгара Дега. Его творчество такое широкое и многогранное! Предлагаем посмотреть другие знаменитые картины художника:

Эдгар Дега. Хлопковая контора в Новом Орлеане.1873 г.Эдгар Дега.Две танцовщицы выходят на сцену.1878 г.Эдгар Дега.Танцевальный класс.1874 г.Эдгар Дега.Четыре танцовщицы.1902 г.Эдгар Дега.Танцовщица и тамбурин.1897 г.Эдгар Дега.Танцовщицы за кулисами. 1901 г.Эдгар Дега.Мисс Ла-Ла в цирке Фернандо.1879 г.Эдгар Дега. Причёсывающаяся женщина.1885 г.Эдгар Дега.Ванна.1886 г.Эдгар Дега.Женщины на террасе кафе.1877 г.Эдгар Дега.В кафе.1877 г.Эдгар Дега.Модистки.1882 г.Эдгар Дега.У модистки.1883 г.Эдгар Дега.Пейзаж у моря.1898 г.

«Голубые танцовщицы». Картины Дега

Рассуждая о своем творчестве, Дега говорил, что когда художник пишет с натуры, то всегда отвлекается на детали, его глаз перестает замечать основное. Другое дело, когда он делает это по памяти — тогда через линию все выкристаллизовывается в одну общую идею. Натурщицы Дега, как правило, занимались повседневными делами: стирали, купались, расчесывали волосы. А он, расставив в мастерской лестницы и развесив зеркала, внимательно наблюдал за ними, запоминая невиданные до этого ракурсы. Когда женщины уходили, Дега начинал творить.

В начале 70-х годов XIX века художник увлекся балетом. На своих полотнах он не хотел изображать балерин как зритель, его больше интересовали движения, одежда, наконец, что-то личное в каждой из танцовщиц. Именно балет, в котором Дега видел не только изящество, грациозность, волшебство, но и изнурительный ежедневный труд, принес ему невиданный успех.

Наблюдая за балеринами на репетициях, художник не делал зарисовок, понимая, что это будет отвлекать «натурщиц». Он запоминал. В личных документах Дега были обнаружены негативы одной-единственной балерины в различных ракурсах. Существует мнение, что именно по ним была создана одна из лучших композиций художника «Голубые танцовщицы».

Голубые танцовщицы, 1897 год. (wikipedia.org)

Другую серию картин Дега посвятил совсем иным женщинам — прачкам, гладильщицам, модисткам. Но одно в его работах осталось неизменно: женщины, занимаясь монотонным, тяжелым трудом, отдают часть себя, чтобы сделать жизнь других людей красивее и чище.

На многих полотнах Эдгара Дега главные действующие лица — купальщицы. Другие живописцы, изображая обнаженных женщин, любуются их телами, подчеркивают достоинства своих натурщиц. На картинах Дега женщины не позируют. Они даже не подозревают, что за ними наблюдают. Принимая ванну или отдыхая, они всегда естественны и непринужденны.

Учеба

В одиннадцать лет Эдгар Дега начал свое образование в лицее Людовика Великого. Дега взялся за кисть и попробовал творить очень рано. В восемнадцать лет он поменял комнату на мастерскую художника, а в 1853 году стал переписчиком в Лувре.

Отец хотел, чтобы он учился на юриста, и Дега, как и планировалось, начал изучать юриспруденцию. Но ее он бросил всего через год, чтобы посвятить себя живописи. Первоначально он учился у Луи Ламота, который, в свою очередь, был учеником Жана-Огюста-Доминика. Совет, который он дал ему в начале карьеры: «Нарисуй линии … Множество линий, по памяти или с натуры», стал художественным кредо Эдгара Дега на всю жизнь.

Молодой художник был увлечен рисованием и изучением старинной живописи, в том числе во время своих путешествий в Италию в 1856-1860 годах. Он вызывал восхищение своей строгой росписью в стиле кватроченто. Вдохновение Мантенья или Гиотто можно увидеть даже в композициях, которые он создал много лет спустя. Именно в этот период Эдгар Дега изучал и достиг совершенства в методах высокого, академического и классического искусства.

Эдгар Дега

Дега (Degas) Илер Жермен Эдгар 1834 – 1917гг, французский живописец, график и скульптор. В 1855-56 учился в Школе изящных искусств в Париже. В 1854-59 подолгу жил в Италии; изучал искусство итальянского кватроченто. Испытал влияние Ж. О. Д. Энгра, усилившее пристрастие Дега к линейной основе живописной формы. Начал со строгих по композиции исторических картин и портретов (“Семейство Беллелли”, около 1858-60, Музей импрессионизма, Париж). Наметившийся у Дега в конце 1860-х гг. принцип острого, динамичного восприятия окружающей среды и повседневного бытия человека сблизил художника в 1870-х гг. с импрессионизмом. Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах, воссоздавая атмосферу капиталистического города (“Площадь Согласия”, около 1875; “Абсент”, 1876, Музей импрессионизма). Дега показывает характерность поведения и облика людей, порождённую спецификой их труда и быта (“Женщины на террасе кафе”, монотипия, пастель, 1877, “Гладильщицы”, около 1884, оба произведения – в Музее импрессионизма); он выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, их пластическую красоту. В пристальном внимании к персонажам (представляющим часто социальные низы), в утверждении эстетической значимости их обычного состояния сказывается своеобразный гуманизм Дега. Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного, и прозаического; передавая в многочисленных сценах балета притягательно-праздничный дух театра (“Звезда”, пастель, 1878, Музей импрессионизма), Дега, трезвый и тонкий наблюдатель, фиксирует одновременно скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (“Экзамен танца”, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк). Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. Утончённая сдержанность колорита, присущая работам 1870-х гг., со временем всё больше дополняется эффектами резкого искусственного света. Напряжённый характер обретают произведения Дега 1880-90-х гг. (изображения балерин и занятых туалетом обнажённых женщин, выполненные главным образом пастелью), более интенсивные и богатые по цвету, с укрупнёнными и почти плоскостными формами, тесным пространством (“Голубые танцовщицы”,пастель, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). В конце 1880-х – начале 1910-х гг. Дега много занимался скульптурой; в фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры.

Жизнь в движении

Хотя Дега стал одним из основоположников импрессионизма, сам он любил называть себя «реалистом в искусстве». Он интересовался современной жизнью во всех ее подробностях. Но в отличие от других импрессионистов, не стремился к «живописи чистого воздуха» (во многом, правда, из-за того, что у Дега диагностировали «отслоение сетчатки» и он не мог долго находиться на улице). Он выискивал камерные сюжеты и переносил их на полотно до мельчайших подробностей. Если бы Дега жил в наше время, а в руках у него вместо кисти была бы камера, он мог стать потрясающим документалистом.

Друзья художника вспоминали, как однажды Дега стащил в свою мастерскую разные принадлежности для мытья и стирки и нагнал натурщиц. Девушки должны были делать обычные дела, а художник лишь наблюдал. Только когда натурщицы раскрепостились, стали мыться, раздеваться и одеваться, Дега взялся за работу. Так из-под кисти художника вышла картина «Ванная». Сюжет выглядит настолько будничным и естественным, что картина больше похожа на фотографию.

Дега мастерски изображал движения в картинах. Именно на движение, а также на цвет ставил акценты художник. Он был очень изобретателен в плане поиска сюжета. Зацепить художника могли даже самые неживописные действия: женщина расчесывается, стрижет ногти, моет ногу и т.п.

Не пугали художника и неловкие позы. Парадокс, но Дега называли женоненавистником, хотя писал он преимущественно женщин. Такое нелестное мнение о художнике сложилось именно из-за того, что на многих его полотнах натурщицы изображены в «неудобный момент». Например, это картины «Женщину причесывают», «Педикюр», «Женщины на террасе кафе вечером».

Эдгар Дега «Педикюр», 1873 годМестонахождение: Музей Орсе, Париж, Франция

В своем стремлении передать малейшие нюансы движения Дега, конечно, «отыгрался» на балеринах. Их он изображал танцующими и отдыхающими, красивыми и не очень, в одежде и без нее. Но все же кроме балерин у мастера есть огромное количество замечательных картин. Не зря, когда отец Дега умер и художнику пришлось распродать часть полотен для погашения долгов, он стал одним из немногих импрессионистов, чьи работы пользовались большим спросом.

Как “Танцовщицы” Дега оказались на грани уничтожения

Этот шедевр не дошёл бы до нас, если бы не бдительность её первого владельца Анри Руара. Осталось бы нам любоваться лишь этюдами.

Эдгар Дега. Этюд к картине “Танцовщицы занимаются у станка” (масло, бумага). 1876-1877 гг. Британский музей, Лондон

Анри Руар, промышленник и художник, был одним из самых страстных коллекционеров 19 века. В его коллекцию входило более 500 картин.

При выборе картин для своей коллекции он опирался исключительно на свой вкус. Нравится-не нравится. Он не поддавался модным течениям. Он не боялся покупать картины импрессионистов: Дега, Моне или Ренуара. Картины тех, кого публика их ещё не признавала.

В его коллекции было аж 5 работ ! Как мы знаем, при жизни художника его работы почти не покупали. У Руара даже было несколько картин . Его таитянские картины другие коллекционеры считали в то время “безобразными”. Не говоря уже о рядовых обывателях.

Те, кто бывал в доме Анри Руара, выходил оттуда ошеломлённым. Все стены особняка были увешаны  картинами. Полностью. То есть стен не было видно вообще. Порой даже рама одной картины заходила на раму другой.

Дега был частым гостем Анри Руара. Ведь он служил лейтенантом под командованием Руара во время Франко-Прусской войны. Также Дега выступил сватом для семьи своего друга. Он многое сделал, чтобы женить его сыновей на дочерях другого своего друга, Анри Лероля.

Эдгар Дега. Анри Руар перед своей фабрикой. 1875 г. Музей искусств Карнеги, Питтсбург, США

Каждый раз, приходя в гости к Руару, Дега лицезрел свои же картины. И однажды попросил ничего не подозревающего друга дать ему на время одну из них. Очень ему хотелось внести в неё пару изменений. Изменения он внёс. Но они ему так не понравились, что в сердцах он уничтожил картину.

Чтобы восполнить потерю, Дега подарил Руару картину “Танцовщицы занимаются у станка”. Самое интересное, что Дега через какое-то время и её порывался изменить! Его шутка с лейкой ему стала претить. Он просил Руара дать ему картину, чтобы её закрасить. На этот раз коллекционер проявил твердость и отказал художнику.

Звезда (1876-1877)

Дега обожал балет, это видно, с какими любовью и трепетом он изображал своих балерин. Волшебный мир театра привлекал Художника со всех сторон — со стороны сцены, стороны кулис, балетных классов. Его интересовал весь процесс подготовки к балету. Именно пастель смогла вознести балерин Дега на уровень небожительниц. Изысканные мягкие тона, нежность, воздушность и прозрачность делают его работы превосходными. Центральная фигура картины — балерина, которая парит в воздухе, касаясь сцены кончиком пуантов. Она белоснежная, вся светится изнутри.

На заднем плане декорации и кулисы. Из-за декорации видна фигура респектабельного человека, мецената, роль которого в жизни примы неоднозначна. Эта фигура возвращает зрителя из волшебной страны эльфов в суровую земную жизнь.

5

Форма или цвет?

Оставив родительский дом, Дега переехал в мастерскую на Рю-де-Лаваль, в которой ему будет суждено прожить до конца своих дней. Теперь натура для него — повседневная жизнь, посетители кафе, парижане на прогулке, певицы и танцовщицы из дешевых кабаре. С 1870-х годов художник начал экспериментировать с техникой пастели. Естественное и органичное сочетание живописи и графики крайне привлекало Дега. Он сам называл себя «колористом посредством линий». Его манеру невозможно не узнать — легкая, эскизная, но при этом удивительно точная и пластичная в рисунке, она сразу, же приобрела своих почитателей и подражателей, самым известным из которых стал Тулуз-Лотрек.

Эдгар Дега «Скаковые лошади перед трибунами» (1869-1872)

Дега был активным членом «Анонимного общества художников, живописцев, скульпторов, графиков и пр.», постоянно участвовал в выставках импрессионистов, пропустив лишь одну (в 1882 году). Критики упоминали его вместе с Моне, Ренуаром и Сислеем, но на самом деле в группе этих художников Эдгар Дега стоял особняком. Импрессионисты ставили во главу угла цвет, Дега — рисунок. И это противоречие не имело решения. Постепенно зревший конфликт привел, в конце концов, к расколу группы. К Дега присоединились художники более молодого поколения: Видаль, Кэссет, Руар, Тил-ло. В сущности, назвать Дега импрессионистом можно лишь очень условно, его творческие искания лежали за гранью этого направления — там, где позже зародится мощное течение постимпрессионизма.

Особенно ярко противостояние «рисовальщика» Дега «колористам» лагеря Моне отразилось в картине «Любители абсента» (1876).

Голубые танцовщицы (1898)

Небольшой квадратный лист бумаги превратился в настоящий шедевр под искусной рукой Дега. Волшебство, очарование этой картины неоспоримо. Изящество балерин, изысканный голубой цвет делает работу узнаваемой и необычайно эстетичной.

Балерины и балет были для Дега одной из любимых тем. Он рисовал девушек в самых различных позах, ракурсах, как будто выхватывал из ленты времени маленький фрагмент движений балерин. Эта картина, скорее всего, похожа на современную фотографию. У неё необычный ракурс — вид сверху. Зритель видит только изящные шеи, плечи и талии танцовщиц. Каждая балерина занята своим делом: одна поправляет бретельку платья, другая — проверяет, как сидит танцевальный костюм на её прекрасных плечах, третья пытается рассмотреть через плечо свои ноги, а у четвертой зритель видит только затылок и часть спины — видно, что балерина нагнулась завязать бант на пуантах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: