Позирующая танцовщица
Эдгар Дега: Набросок танцора с поднятыми руками , 1874 г.
Эдгар Дега: Три танцора в тренировочной комнате , 1873 г.
Артисты балета были обычным мотивом в творчестве Эдгара Дега с конца 1860-х годов. С разрешения Парижской оперы ему разрешили делать зарисовки танцоров в репетиционных залах и на сцене. Его изображения — это не портреты отдельных танцоров, а изображения их типичных поз, без особого акцента на индивидуальных чертах лица. До нас дошли имена лишь нескольких моделей на картинах Дега, и личности тех, что изображены фотографом на картине « Танцовщица» , также неизвестны.
Предварительной работой для этой картины может быть набросок углем танцовщицы с поднятыми руками 1874 года. Здесь танцор принимает ту же позу, что и натурщик на картине « Танцовщица» с фотографом . В других произведениях Дега также можно встретить танцоров в такой же позе. Например, на картине « Три танцора в тренировочной комнате» (частное собрание) 1873 года в левом углу картины изображена танцовщица с поднятыми над головой руками, как это видно на картине « Танцовщица с фотографом» . Точно так же Дега изобразил группу из трех танцоров перед большим окном с видом на дома напротив. Эти совпадения могут быть признаком того, что титульный танцор для фотографа не указывает на реальную ситуацию для фотографа. Поза танцовщицы перед зеркалом так же легко могла быть разыграна в репетиционной комнате оперы или в художественной студии.
Для картины « Танцовщица у фотографа» в первые несколько лет после создания картины были разные имена. Историки искусства, такие как Рональд Пикванс и Жан Сазерленд Боггс, предполагают, что картина « Танцовщица» была впервые показана фотографу в 1875 году на лондонской выставке Десятой выставки Общества французских художников , где она называлась « Практика балерины» (аналогично: балерина на репетиции ) носил. По этому поводу один лондонский критик положительно прокомментировал картину: « Настоящий шедевр в своем роде» (что означает: настоящий шедевр в своем роде ). В Париже Дега представил картину публике только в 1879 году. На четвертой групповой выставке импрессионистов в залах на авеню де л’Опера, 28, она называлась Danseuse posant chez le photographe ( танцор, позирующий фотографу ). В 1899 году картина находилась в галерее Дюран-Рюэль , которая поместила на подрамнике картины табличку с названием « Танцовщица у фотографа », которое до сих пор широко распространено . «Фотограф» в названии картины восходит к самому Эдгару Дега. Однако на снимке нет ничего, что предполагает фотографа. Отсутствует личность фотографа, а также какие-либо реквизиты, которые могли бы указать на фотографа. Здесь нет фотоаппарата, штатива, фотопластинок и фоновых пейзажей, которые часто можно было найти в фотостудии в 19 веке. Только большое окно на заднем плане, возможно, относится к студии фотографа, но оно также может принадлежать мастерской художника или репетиционной комнате балета. Еще неизвестно, действительно ли картина изображает сцену в студии фотографа или Дега выбрал название по другим причинам.
У Эдгара Дега были особые отношения к фотографии. Он уже побывал на фотовыставке 1855 года и всегда интересовался техническими новинками в этой области. Однако фотографировать на свой фотоаппарат он не стал до 1895 года. Влияние фотографии можно увидеть неоднократно в его работах, это особенно заметно в более поздних картинах с мотивами ипподрома и в его скульптурах лошадей, в которых он был основан на серии фотографий Эдварда Мейбриджа . В круг друзей Дега входил и фотограф Надар , в залах которого в 1874 году прошла первая групповая выставка французских импрессионистов, в которой также принимал участие Дега.
Индивидуальные доказательства
- Немецкое название взято из каталога выставки Georg-W. Кёльтч: Морозов — Щукин, коллекционеры , с. 389.
- Французское название основано на Поля-Анде Лемуана: Degas et son oeuvre , Vol. II, p. 246, no. 447.
- Джин Сазерленд Боггс датирует картину 1875 годом, Рональд Пикванс дает отклонение 1874 годом. См. Жан Сазерленд Боггс: Дега , стр. 244. Картина также датирована 1875 годом на выставке в коллекции Щукина 2016–2017 в Париже. См. Anne Baldassari: Icônes de l’art moderne, la collection Chtchoukine , стр. 439.
- Джейкоб Тогендхолд: Французская коллекция С. Чукина в «Аполлоне 1914», цитата из Анны Бальдассари: Icônes de l’art moderne, la collection Chtchoukine , S. 236th
- ↑ Георг-В. Кёльч: Морозов — Щукин, коллекционеры , с. 389.
- Поль-Andé Lemoisne: Дега и др сын творчество …, Том II, стр 246, № 447.
- ^ Жан Сазерленд Боггс: Дега , 244
- Поскольку изображений выставки в Лондоне 1875 года нет, два историка искусства ссылаются на письмо Дега его лондонскому торговцу произведениями искусства Чарльзу В. Дешаму, датированное 15 мая 1876 года историком искусства Теодором Реффом. В нем упоминается, что цвет изображения еще не полностью высох. См. Жан Сазерленд Боггс: Дега , 244.
- Жан Сазерленд Боггс: Дега , 245.
- Французское и немецкое название от Georg-W. Кёльч: Морозов — Щукин, коллекционеры , с. 389.
- Felix Baumann (ред.), Сазерленд-Боггс: Дега, штампованные портреты , стр 305..
- См. Дега и Мейбридж в Джин Сазерленд Боггс: Дега , 459.
Гладильщицы.
Эдгар Дега. Гладильщицы. 1884 г. Музей Д’Орсе, Париж.
Написанием работающих женщин Дега увлекался несколько десятилетий своего творчества. До него простых женщин, в частности прачек, изображал только Оноре Домье.
Также жизнь простых женщин, зарабатывающих себе пропитание не самым благородным занятием, показывал и Эдуард Мане, чем немало шокировал публику. Его картины “Олимпия” иявляются одними из самых эпатажных для своего времени. А купальщицы и простолюдинки Дега – это уже дань новой традиции изображать жизнь разных людей, а не только мифических богинь и знатных дам.
Работа “Гладильщицы” примечательна не только самым обыденным жестом и позой героини, которая не стесняясь зевает во весь рот. Но и тем, что краски нанесены на необработанный холст, что создаёт неоднородную “неряшливую” текстуру полотна.
Возможно, используя такую технику наложения красок, Дега хотел ещё больше подчеркнуть спонтанность и обыденность изображённого момента чужой жизни.
***
Эдгар Дега создавал картины принципиально по-другому в отличие от академистов и даже импрессионистов. Его картины – словно моментальные фотоснимки чужой жизни, без постановочных сцен и декораций.
Андрей Аллахвердов. Эдгар Дега. 2020. Частное собрание (всю серию портретов художников XIX-XX веков смотрите на сайте allakhverdov.com).
Он как будто специально стремился остаться для своего героя незамеченным, чтобы уловить самое сокровенное в его движениях, позах и эмоциях. В этом и проявляется гениальность этого художника.
Если вам интересны жизнь и творчество Эдгара Дега, рекомендую также почитать статью:
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Описание изображения
На картине « Танцовщица у фотографа» Эдгар Дега изображает юную балерину в скудно обставленной комнате. Что бросается в глаза, так это неестественная поза молодой женщины, которая не кажется необычной для танцора классического балета. Правая нога ее поддерживает ногу, в то время как она слегка подняла левую ногу , чтобы положить кончик левой ноги — пуанты — на поле. Две руки — очень близко — подняты над головой по кругу, не касаясь руками друг друга. Она слегка повернула голову к левому плечу и приподняла подбородок. На ней белый балетный костюм с пачкой , на которой несколько цветных пятен на левой стороне предполагают красноватый декор из шелковых цветов . Отдельные, довольно коричневатые пятна на краю декольте и других частях платья тоже могут быть украшениями. Ноги танцовщицы обуты в белые чулки, ступни — в пуанты . Она повязала себе шею черной лентой, а на запястьях — золотые браслеты . Еще она носит украшение на мочке уха — возможно, жемчуг. В коричневых заколоченных волосах сбоку есть еще один декоративный объект, который может быть искусственными цветами, но здесь возможны и другие материалы. Ее лицо поразительно темное по сравнению со светлой одеждой. Ее цвет лица мог стать ярким из-за напряженной позы. Хотя губы обозначены только бледно-розовым цветом, видимый правый глаз танцора выглядит как темное, почти черное пятно, которое можно прочитать как признак усталости. Напряженное выражение лица танцовщицы заставило российского искусствоведа Якоба Тугендхольда провести сравнение с персонажами из художественных произведений Эмиля Золя или братьев Гонкур . В 1914 году он описал танцора как «bête humaine», имея в виду роман Золя « Чудовище в человеке» .
Танцовщица стоит, перемещенная из центра картины влево, на бежево-серый дощатый пол, занимающий нижнюю половину картины. Справа от края картины отрезано зеркало, из которого видны только ножка и деревянная рама сбоку. Позади танцовщицы большое окно с узкими стеклами, идущими от верха картины почти до пола. Стекло от деревянного пола отделяют только оконная рама, узкая планка стены и плинтус. Справа перед этим стеклянным фасадом задернуты белая и синяя занавеска. Рассеянный свет падает через стеклянные панели в комнату. Только синяя занавеска справа частично светится более ярким светом. При взгляде на улицу вид с возвышенности выходит на фасады жилых домов с несколькими рядами окон. Выше есть заснеженный ландшафт крыш, состоящий из крыш и дымоходов, расположенных рядом и позади друг друга, поверх которого несколькими мазками нарисовано сине-серое небо. В целом картина довольно схематична, благодаря чему Дега удалось проработать разные материалы. Стоящее зеркало в правом краю картины представляет собой тяжелую деревянную мебель, а юбка танцовщицы кажется легкой и почти прозрачной. Картинка подписана, но не датирована, справа внизу «Дега». По мнению искусствоведа Марины Бессоновой , картина — «возможно, одно из самых выразительных сочетаний натуры и интерьера во французской живописи» и «несомненно, один из шедевров Дега».