Пишет то, что есть: особенности пяти шедевров эдуарда мане

Описание картины «Кабачок»

В Российских музеях очень мало картин Эдуара Мане, можно пересчитать по пальцам. И картина «Кабачок», на которую можно посмотреть в ГМИИ им. Пушкина, пожалуй, одна из самых ценных и показательных для Мане.

Главные российские коллекционеры Сергей Щукин и Иван Морозов увлеклись французским искусством, когда Эдуара Мане уже не было в живых. После его смерти все картины были распроданы на аукционе в отеле Друо и разошлись по частным коллекциям и галереям арт-дилеров. Некоторые были выкуплены сыном и женой Мане, некоторые — его старыми почитателями и друзьями. Когда русские коллекционеры добрались до французского искусства, Мане уже стал классикой. Его «Олимпия» и «Завтрак на траве» готовились занять свои места в Лувре.

«Кабачок» — из поздних смелых ресторанных картин Мане, написанных быстро с натуры. Этюд, оставшийся без воплощения. Блестящая зарисовка с крупными длинными мазками, которая и не требует доработки и изобретает для Мане новую манеру. Он все еще мечтает о Салоне и Ордене, но уже ощущает, что для этого не придется жертвовать своим способом виденья. Какого черта, — решает Мане. — Я буду писать то, что вижу. В 1878 году он наблюдает за посетителями модных кафешантанов, кабаре и баров у подножия Монмартра. Проститутки скучая ждут клиентов, усталые мужчины из-за столиков наблюдают за танцовщицами на сцене, задумчивые женщины забывают о тлеющей сигарете, официантки (совсем недавнее парижское новшество, принятое всего в нескольких заведениях) разносят пиво.

Критики саркастически отмечали, что Мане хорошо удаются натюрморты — потому он и лепит их по поводу и без на жанровые сцены и портреты, не заботясь о логике расположения предметов на одном столе, о сервировке и о кулинарных тонкостях сочетания продуктов. Его волнует только одно: как все эти элементы сочетаются по цвету и как преломляется свет в стекле. И теперь натюрморты удаются ему все лучше — даже когда они складываются всего из пары бутылок, а те в свою очередь — из пары красок разных оттенков. Этот стакан в пять мазков и в два цвета на переднем плане в «Кабачке», этот бокал перед склонившимся мужчиной — отважнее, чем у Ренуара в «Завтраке гребцов» и у Дега в «Абсенте». И это Мане, который отмахивается от своих младших последователей-импрессионистов с их идеями схваченного момента, состояния, движения. Мане, который наотрез отказывается участвовать в их бредовых выставках и уговаривает одуматься самих импрессионистов.

При этом он сам по-японски перерезает композицию в «Кабачке» стволом дерева — сверху донизу по переднему плану. Этот трюк, вдохновленный японской гравюрой укиё-э, использует Дега в картинах, посвященных скачкам, для эффекта случайно захваченной картинки, мгновенного снимка. Но Моне задействует пространственные искажения и такие лобовые эффекты с другой целью: он приближает зрителя к сидящему за столиком мужчине вплотную и буквально втягивает нас в пространство картины.

Через три года Мане получит медаль Салона и долгожданное право демонстрировать свои картины на главной парижской выставке «вне конкурса». Художнику, который уже изменил французское искусство конца XIX века, даже салонное, будет почти 50 лет.

Источник статьи: http://artchive.ru/edouardmanet/works/515305~Kabachok

Дети

Полотно Le Gamin а.е. цзянь , 1860-61, частное собрание, 92 × 72  см были переосмыслены в гравюрах в четырех различных формах которых Théodore Reff предполагает , что вдохновение Мане было сделано с гравюры после Мурильо воспроизведена в истории художников из Шарль Блан создал четыре гравированные работы.

  • Ле Гамин 1962 , офорт, 20,9 × 14,8  см , Национальная библиотека Франции, Париж;
  • Малыш ; 1968-74, литография , 28,9 × 22,8  см , Национальная библиотека Франции, Париж; Публичная библиотека Нью-Йорка, Нью-Йорк;
  • Мальчик и собака , 1862 г., офорт и акватинта , 20,5 × 14,5  см , Нью-Йоркская публичная библиотека, Нью-Йорк, Национальная библиотека Франции, Париж. Мальчик с собакой входит в записную книжку из 8 офортов по полотну Le Gamin au chien (1860, частное собрание). Набор был опубликован под этим названием Cadart в 1862 году под номером 8, свидетельство Национальной библиотеки Парижа указывает на обязательный депозит, зарегистрированный на20 февраля 1874 г., Нью-Йорк является частью коллекции Сэмюэля Патнэма Эйвери .

Очень важная картина «Младенец с мечом» , изображающая молодого Леона Коэлла-Леенхоффа (1861, 131,1 × 93,3  см , Метрополитен-музей ), породила четыре интерпретации в гравюрах.

  • Первый офорт, 1861 г., 27,5 × 21,7  см , находится в Национальном музее в Стокгольме;
  • Рисунок пером и коричневой тушью (1861-62) хранится в частной коллекции;
  • Третья версия « Ребенка с мечом, поворачивающимся налево» — офорт в Нью-Йоркской публичной библиотеке;
  • Четвертая пластинка, озаглавленная « L’Enfant à épée Turned to Left III» , 1862 г., офорт и акватинта , вероятно, является одним из самых первых эссе Мане на медной пластине, выполненным под руководством Альфонса Легро .

Нью-йоркский экземпляр, напечатанный на разложенной бумаге, был отмечен водяным знаком « Можно печатать на аналогичной бумаге в 25 экземплярах». Но эта печать не увенчалась успехом, и Кадар все еще предлагал пробные образцы этой пластины в каталоге 1872 года, согласно Байи-Герцбергу. Национальная библиотека Франции имеет третий и четвертый штаты гравюры (26,8 × 17,9  см ), Метрополитен — третий штат, а публичная библиотека Нью-Йорка — четвертый штат.

Позже Мане переработал эту пластину в офорте с сильным оттенком акватинты. Но результат разочаровал его, несмотря на помощь Феликса Бракемона . Мане не может овладеть техникой укуса .

Музей изящных искусств и археологии Жозеф Дешелетт , Роан: голова мальчика

Индивидуальность наказуема

После закрытия Салона сразу начиналась подготовка к следующему – творческая жизнь художников всегда была направлена на соискание славы и признания через показ на официальной авторитетной выставке. Только так можно было добиться желаемого, вместе с популярностью получая выгодные контракты. Но молодым художникам было очень трудно пробиться к зрителю – Салон в 1862 году прошёл без Мане, хотя материала он уже написал достаточно. В 1863 году та же участь. Не допущенных к выставке и возмущённых этим фактом художников было много. Информация об этом дошла до императора Наполеона III, который распорядился поддержать молодые дарования альтернативным показом их работ. Так появился Салон отверженных, который стал регулярной выставкой картин, не сумевших покорить жюри официального Салона.

В 1863 году Мане с надеждой на успех показывает «Завтрак на траве», где добропорядочные буржуа свободно общаются на природе с обнажёнными девицами. Публика высмеяла полотно, критика злобствовала, но тем не менее именно возле него собиралась самая большая толпа. Да, не такой славы хотел художник. Но как найти взаимопонимание со зрителем и не потерять себя? Как убедить обывателей, что обнажённое женское тело прекрасно и допустимо не только в картинах с героинями богинями?

В 1865 году Мане, выждав некоторое время, нерешительно, но всё-таки выставил в Салоне «Олимпию», в итоге заклеймённую не готовой ещё к подобному публикой. Чиновники и критики загнобили художника так, что он запер своё произведение на долгие годы в мастерской, а сам уехал от злых языков в Испанию. Он очень страдал от непонимания публикой и в работах признанных мастеров искал и находил опору для своего таланта и оправдание собственных эстетических пристрастий. Индивидуальность, смелость и действительная свобода художника – предпосылки шедевров.

Путешествия

По традиции, сложившейся среди начинающих художников, Мане путешествовал по Европе с целью ознакомления и изучения работ старых мастеров. Несколько раз был в музеях Голландии и, конечно, Италии, где попал под обаяние мастерства художников эпохи Возрождения. Венеция и Флоренция открыли перед молодым Мане свои сокровищницы, особенно поразил его Веласкес (1599-1660), испанский живописец, также бывавший в Италии и творивший здесь. Возможно, именно его полотна с жанровыми сценами на кухнях и в трактирах запали в душу ищущему Мане и стали фундаментом в формировании импрессионизма как нового угла отражения действительности в художественном искусстве.

Задержавшись в Италии дольше всего, Мане объездил знаменитые европейские музеи, много копировал, делал наброски, анализировал свои стремления и убедился окончательно, что должен иметь свой путь.

Коллекция → Эдуард Мане → Кабачок

Происхождение

С 1900 — собрание М.А. Морозова (приобретено для него Дюран-Рюэлем с распродажи Тавернье у Жоржа Пти, Париж); с 1903 — собрание М.К. Морозовой; с 1910 — собрание ГТ (дар М.К. Морозовой); с 1925 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.

Инв. ГМНЗИ: 570

Считается, что замысел этой картины, созданной предположительно в 1878 году, возник у Мане под влиянием романа Эмиля Золя «Западня». Живописец пользуется новаторскими художественными приемами, одновременно вступая в диалог с искусством старых мастеров. Автор обращается к традиционному сюжету — сцене в кабачке. Но вместо тщательно проработанных деталей антуража он укрупняет композицию, максимально приближая ее к первому плану. Считается, что художник изобразил уличное кафе у заставы Клиши в Париже. При изображении главного героя Мане пользуется своим любимым приемом — фиксирует характерное движение и позу модели, не прорабатывая черты лица. Выбирая один из самых анекдотичных сюжетов европейской живописи, Мане намеренно отказывается от забавных мизансцен в пользу цельного живописного решения и общего эстетического эффекта. Лишь одна деталь композиции старательно прорисована художником — прозрачный стакан на переднем плане. В поздний период Мане в своих композиция внимательно относился к элементам натюрморта.«Кабачок» из-за ошибки, допущенной в одной из первых публикаций, долгое время считался приобретением Сергея Щукина, которое позже попало к Михаилу Морозову. Теперь документально подтверждено, что произведение было куплено через маршана Поля Дюран-Рюэля за 4800 франков (с его комиссионными — 5040) непосредственно по заказу Морозова на распродаже Тавернье в 1900 году.

Эдуард Мане (Edouard Manet)1832, Париж — 1883, Париж

Знаменитый французский живописец и график, предшественник и вдохновитель импрессионистов и одновременно их современник и товарищ, оказавший влияние на последующую модернистскую живопись.

Музей нового западного искусства. Все права защищены. Использование материалов регламентируется соглашением.

Источник статьи: http://www.newestmuseum.ru/data/authors/m/manet_e/the_bar.php

Обнаженные 1860-1861

Первые рисунки обнаженной натуры не связаны с каким-либо холстом, хотя они были созданы после сюрприза La Nymphe , следовательно, логически вслед за обнаженной натурой , но которые остановятся в следующем году серией костюмированных женщин. Только последний офорт в серии свободно вдохновлен им.

  • Сидящая обнаженная женщина , черный карандаш, 1857-1860 гг., 12,5 × 13,3  см , Лувр , Париж. Это деталь картины Мишеля Корнеля Младшего после Жюля Ромена во Дворце Те в Мантуе, которую Мане начал на месте во время поездки в Италию в 1857 году;
  • Купальщица , черный и красный карандаш , квадрат , 43 × 25,5  см , 1860 год. Сюзанна Линхоф была слишком узнаваема на обоих, Мане поворачивает ее в профиль;
  • Халат , кисти и ручка коричневыми чернилами, красным мелом и черным мелом , изображающая обнаженную женщину, протирающую волосы губкой, 1860-1864 гг., 26,6 × 20,3  см , частное собрание, Лондон. По мягкости линии легко узнать Сюзанну Мане. Вопреки утверждениям Мишеля Лейриса, стирка датируется не 1862-63 годами;
  • После бани 1860-61, сангвиник, 28 × 20  см , Художественный институт Чикаго . Табарант считает, что моделью остается Сюзанна, будущая жена Мане, чью полноту мы признаем. Сзади горничная собирается накрыть его тканью. Только с помощью рентгеновских лучей мы смогли обнаружить лицо слуги, покрытое штриховкой;
  • «Туалетная вода» , 1861 г., офорт в двух состояниях: 28,2 × 21,3  см , Национальная библиотека Франции, Париж, 28,7 × 22,5  см  ; частное собрание, Чикаго. Эта пластина была напечатана в 8 гравюрах неразборчиво в 1862 году Эженом Делатром , чья техника нам известна: светлый тон чернил, оставленный на всей поверхности меди.

Влечение к живописи

Да, науки Эдуарду были скучны и неинтересны, взрослым могло показаться, что он ленив и не очень умён. Но с некоторых пор кое-что было способно преображать его до неузнаваемости. Это была живопись. Открытие произошло в один счастливый день, когда дядя мальчика, Эдмон Фурнье, повёл его в Лувр. С тех пор Эдуард потерял покой, он полюбил эти походы по музеям и ждал их. Удивительно, но уроки рисования никак не интересовали Мане – академичное преподавание с юных лет претило ему, без конца копировать бюсты и статуи было нестерпимо нудно. Эдуарда куда больше увлекали фигуры и портреты одноклассников, живые и эмоциональные.

Дядя поддержал племянника в стремлении к живописи, записал его на курс лекций, оплатил их, ведь отец по-прежнему и слышать не хотел и представить не мог, что сын свяжет свою жизнь не с юриспруденцией или другим серьёзным делом. Эдуард должен был уверить родных, прежде всего отца, что его увлечение не пустой звук. Только продемонстрировав очевидные доказательства таланта, можно будет надеяться на благосклонность и спокойное продолжение учёбы на выбранном пути. Как же это сделать?

Трения с системой и педагогом

Но Кутюр был представителем академической живописи и приверженцем классико-романтической её направленности, господство её во Франции в тот период было незыблемо. Салон выставлял только работы на античные и библейские темы, лишь рыцари и нимфы в парадных позах имели право стать героями картин. Быть натурщиком означало принять исключительно эффектную позу, как никогда не выглядят в повседневной жизни. Мане не понимал этого позёрства, он стремился к естеству и был горячо убеждён, что красота именно в нём.

Когда учителя не было в мастерской, дерзкий ученик просил натурщика посидеть одетым в обычной позе, просто расслабившись. Ни натурщикам, ни наставнику это «неуважение» не нравилось – идеализация натуры и её приукрашивание за долгие годы закостенели в живописи. В результате неоднократных конфликтов с учителем молодой художник решил, что такие занятия ему не нужны. Но отец всё-таки имел некоторое влияние на сына, он убедил его извиниться перед Кутюром и продолжить занятия.

Личная жизнь

Эдуард Мане был женат единожды, но как творческий человек, к тому же красивый, интересный, обаятельный, иногда позволял себе романы и увлечения, бывало даже со страданиями и страстями – в горящее сердце вдохновение попадает метко. Но о своих похождениях никогда не распространялся – истинный мужчина и аристократ. Его женой в 1863 году стала Сюзанна Леенхофф, учительница музыки, дававшая уроки на дому в семье родителей Мане. Больше 10 лет до свадьбы Эдуард скрывал эти отношения, которые запачканы подозрениями на связь Сюзанны и с его отцом. А её сына Леона, 1851 года рождения, Мане долгое время не признавал своим ребёнком. Но так или иначе, жену и сына он любил, они стали моделями для многих картин живописца.

Описание картины:

Находясь у истоков импрессионизма, Эдуард Мане, однако, не примкнул к этому движению, хотя его не оставили равнодушным колористические искания Клода Моне и Пьера Огюста Ренуара.

Полотно «Кабачок» примыкает к серии работ художника на «ресторанную» тему. Картина написана в свободной живописной манере с подчеркнутой эскизностью, благодаря чему ее часто принимали за подготовительный этюд для большой композиции, оставшейся неосуществленной. Произведение представляет сцену в обычном парижском кафе, как бы моментально схваченную внимательным и острым взглядом мастера. В композиции доминируют массивная фигура курильщика и наклонившаяся в его сторону через стол, отяжелевшая от вина поденщица в белой блузе и белом чепце. Интерьер кафе передан обобщенно, свободным мазком, вспышки светлых пятен усиливают оптический эффект глубины пространства.

Источник статьи: http://muzei-mira.com/kartini_francii/606-kabachok-eduard-mane.html

Самые известные картины Мане

Сегодня полотна Эдуарда Мане завидные экспонаты музеев и частных коллекций.

Трудно выделить краткий список наиболее знаменитых полотен, слишком многие достойны и носят признаки зарождающегося импрессионизма:

  • «Музыка в саду Тюильри» (1862);
  • «Завтрак на траве» (1863);
  • «Олимпия» (1863);
  • «Железная дорога» (1872-73);
  • «Аржантей» (1874);
  • «Кабачок» (1878-79);
  • «Сад в Бельвю» (1880);
  • «Букет цветов» (1882);
  • «Гвоздика и клематис в хрустальной вазе» (1882).

Только вот пожил мало и не успел насладиться славой и положением триумфатора, лишь за год до смерти получив право выставляться вне конкурса.

«Олимпия» – смелый шаг Мане

Картина-загадка «Бар в Фоли-Бержер» Эдуарда Мане

«Завтрак на траве» Эдуарда Мане – яркий, но тихий бунт

Религиозные сюжеты

  • Монах в профиль , 1853–1857, красный мел на бумаге , 34,2 × 22  см , Национальная библиотека Франции;
  • Святой Бернар, стоящий на коленях с книгой , по мотивам картины «Распятие Фра Анджелико» , Флоренция , монастырь Сан-Марко, 1857 г., черный карандаш и графит 28,8 × 21,2  см , Музей Орсе, Париж;
  • Два колен религиозного Saint John Galbert и Сент — Питер мученик , после Распятия на Фре Анджелика , Флоренция , монастырь Сан — Марко, 1857, черный карандаш и графит 28,8 × 21,2  см , Musée d’Orsay;
  • Этюд для фигуры Христа (Le Christ Jardinier) , 1856 г., красный мел на кремовой бумаге с водяным знаком, 1856 г., 34 × 23,8  см , частное собрание;
  • Le Christ Mort aux Anges (Le Christ aux Anges) , графит, акварель, гуашь, перо, тушь, 1864 г., 32,4 × 27  см .
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: