«музыка в тюильри» эдуарда мане: почему это шедевр импрессионизма

Содержание

Современную публику шокировала не нагота Олимпии и не присутствие ее полностью одетой служанки, а ее конфронтационный взгляд и ряд деталей, определяющих ее как демимондэн или проститутка. К ним относятся орхидея в ее волосах, ее браслет, жемчужные серьги и восточная шаль, на которой она лежит, символы богатства и чувственности. Черная лента на ее шее, резко контрастирующая с ее бледной кожей, и выброшенная туфля подчеркивают чувственную атмосферу. Имя «Олимпия» ассоциировалось с проститутками в Париже 1860-х годов.

Картина создана по образцу Тициан с Венера Урбино (ок. 1534 г.). В то время как левая рука Венеры Тициана скручена и, кажется, соблазняет, левая рука Олимпии, кажется, блокирует, что было интерпретировано как символ ее роли проститутки, предоставляющей или ограничивающей доступ к своему телу за плату. Мане заменил маленькую собачку (символ верности) на картине Тициана черным котом, существом, ассоциирующимся с ночной распущенностью. Возбужденная поза кошки была провокационной; На французском, болтать (кошка) — это жаргонное обозначение женских гениталий. Олимпия с презрением игнорирует цветы, подаренные ей ее слугой, вероятно, подарком от клиента. Некоторые предположили, что она смотрит в сторону двери, поскольку ее клиент врывается без предупреждения.

Картина отклоняется от академического канона по своему стилю, характеризующемуся широкими быстрыми мазками, студийным освещением, устраняющим полутона, большими цветовыми поверхностями и малой глубиной. В отличие от гладкой идеализированной ню Александр Кабанель с La Naissance de Vénus Олимпия, также написанная в 1863 году, представляет собой настоящую женщину, наготу которой подчеркивает резкий свет. Один только холст имеет размеры 51,4 х 74,8 дюйма, что для этого достаточно велико. жанровая живопись. Большинство картин такого размера изображали исторические или мифологические события, поэтому размер работы, среди прочего, вызвал удивление. Наконец, Олимпия довольно худая по художественным меркам того времени, и ее относительно неразвитое тело скорее девичье, чем женственное. Шарль Бодлер считал худобу неприличнее полноты.

Модель для Олимпии, Викторина Мерент, была бы признана зрителями картины, потому что она была хорошо известна в парижских кругах. Она начала работать моделью, когда ей было шестнадцать лет, и она также была самостоятельным художником. Некоторые из ее картин выставлялись в Парижском салоне. Знакомство с личностью модели было главной причиной, по которой эта картина считалась шокирующей для зрителей. Хорошо известная женщина, которая в настоящее время живет в современном Париже, не может одновременно представлять историческую или мифологическую женщину.

Содержание

Современную публику шокировала не нагота Олимпии и не присутствие ее полностью одетой служанки, а ее конфронтационный взгляд и ряд деталей, определяющих ее как демимондэн или проститутка. К ним относятся орхидея в ее волосах, ее браслет, жемчужные серьги и восточная шаль, на которой она лежит, символы богатства и чувственности. Черная лента на ее шее, резко контрастирующая с ее бледной кожей, и выброшенная туфля подчеркивают чувственную атмосферу. Имя «Олимпия» ассоциировалось с проститутками в Париже 1860-х годов.

Картина создана по образцу Тициан с Венера Урбино (ок. 1534 г.). В то время как левая рука Венеры Тициана скручена и, кажется, соблазняет, левая рука Олимпии, кажется, блокирует, что было интерпретировано как символ ее роли проститутки, предоставляющей или ограничивающей доступ к своему телу за плату. Мане заменил маленькую собачку (символ верности) на картине Тициана черным котом, существом, ассоциирующимся с ночной распущенностью. Возбужденная поза кошки была провокационной; На французском, болтать (кошка) — это жаргонное обозначение женских гениталий. Олимпия с презрением игнорирует цветы, подаренные ей ее слугой, вероятно, подарком от клиента. Некоторые предположили, что она смотрит в сторону двери, поскольку ее клиент врывается без предупреждения.

Картина отклоняется от академического канона по своему стилю, характеризующемуся широкими быстрыми мазками, студийным освещением, устраняющим полутона, большими цветовыми поверхностями и малой глубиной. В отличие от гладкой идеализированной ню Александр Кабанель с La Naissance de Vénus Олимпия, также написанная в 1863 году, представляет собой настоящую женщину, наготу которой подчеркивает резкий свет. Один только холст имеет размеры 51,4 х 74,8 дюйма, что для этого достаточно велико. жанровая живопись. Большинство картин такого размера изображали исторические или мифологические события, поэтому размер работы, среди прочего, вызвал удивление. Наконец, Олимпия довольно худая по художественным меркам того времени, и ее относительно неразвитое тело скорее девичье, чем женственное. Шарль Бодлер считал худобу неприличнее полноты.

Модель для Олимпии, Викторина Мерент, была бы признана зрителями картины, потому что она была хорошо известна в парижских кругах. Она начала работать моделью, когда ей было шестнадцать лет, и она также была самостоятельным художником. Некоторые из ее картин выставлялись в Парижском салоне. Знакомство с личностью модели было главной причиной, по которой эта картина считалась шокирующей для зрителей. Хорошо известная женщина, которая в настоящее время живет в современном Париже, не может одновременно представлять историческую или мифологическую женщину.

Содержание

Современную публику шокировала не нагота Олимпии и не присутствие ее полностью одетой служанки, а ее конфронтационный взгляд и ряд деталей, определяющих ее как демимондэн или проститутка. К ним относятся орхидея в ее волосах, ее браслет, жемчужные серьги и восточная шаль, на которой она лежит, символы богатства и чувственности. Черная лента на ее шее, резко контрастирующая с ее бледной кожей, и выброшенная туфля подчеркивают чувственную атмосферу. Имя «Олимпия» ассоциировалось с проститутками в Париже 1860-х годов.

Картина создана по образцу Тициан с Венера Урбино (ок. 1534 г.). В то время как левая рука Венеры Тициана скручена и, кажется, соблазняет, левая рука Олимпии, кажется, блокирует, что было интерпретировано как символ ее роли проститутки, предоставляющей или ограничивающей доступ к своему телу за плату. Мане заменил маленькую собачку (символ верности) на картине Тициана черным котом, существом, ассоциирующимся с ночной распущенностью. Возбужденная поза кошки была провокационной; На французском, болтать (кошка) — это жаргонное обозначение женских гениталий. Олимпия с презрением игнорирует цветы, подаренные ей ее слугой, вероятно, подарком от клиента. Некоторые предположили, что она смотрит в сторону двери, поскольку ее клиент врывается без предупреждения.

Картина отклоняется от академического канона по своему стилю, характеризующемуся широкими быстрыми мазками, студийным освещением, устраняющим полутона, большими цветовыми поверхностями и малой глубиной. В отличие от гладкой идеализированной ню Александр Кабанель с La Naissance de Vénus Олимпия, также написанная в 1863 году, представляет собой настоящую женщину, наготу которой подчеркивает резкий свет. Один только холст имеет размеры 51,4 х 74,8 дюйма, что для этого достаточно велико. жанровая живопись. Большинство картин такого размера изображали исторические или мифологические события, поэтому размер работы, среди прочего, вызвал удивление. Наконец, Олимпия довольно худая по художественным меркам того времени, и ее относительно неразвитое тело скорее девичье, чем женственное. Шарль Бодлер считал худобу неприличнее полноты.

Модель для Олимпии, Викторина Мерент, была бы признана зрителями картины, потому что она была хорошо известна в парижских кругах. Она начала работать моделью, когда ей было шестнадцать лет, и она также была самостоятельным художником. Некоторые из ее картин выставлялись в Парижском салоне. Знакомство с личностью модели было главной причиной, по которой эта картина считалась шокирующей для зрителей. Хорошо известная женщина, которая в настоящее время живет в современном Париже, не может одновременно представлять историческую или мифологическую женщину.

Прецеденты

Отчасти картина была вдохновлена Тициан с Венера Урбино (ок. 1534 г.), который, в свою очередь, происходит от Джорджоне с Спящая Венера (ок. 1510 г.). На заднем плане у Тициана две полностью одетые женщины, предположительно служанки. Леонсе Бенедите был первым искусствоведом, открыто признавшим сходство с Венера Урбино в 1897 г. Также есть некоторое сходство с Франсиско Гойя с La maja desnuda (ок. 1800 г.).

Были также наглядные прецеденты, когда обнаженная белая женщина часто изображалась с черной служанкой, например Леон Бенувиль с Эстер с одалиской (1844), Ingres ‘ Одалиска с рабом (1842 г.), и Чарльз Жалабер с Одалиска (1842). Также проводится сравнение Ingres ‘ Гранд Одалиска (1814 г.). Мане не изображал богиню или одалиска но высококлассный девушка легкого поведения ожидание клиента; часто утверждается, что Тициан делал то же самое.

Батиньольская группа

Мане часто посещал кафе «Гербуа» на бульваре Батиньоль, и вскоре поползли слухи, что там можно встретить создателя «Олимпии». В кафе стали собираться друзья Эдуарда. Для Мане эта поддержка имела большое значение, и Café Guerbois стало местом встречи единомышленников, среди которых были художники Базиль, Фантен, Дега, Ренуар, Моне, Сислей, Сезанн, Берта Моризо, Писсарро, фотограф Надар.

Мане был самым старшим участником группы (в 1869 году ему было 37 лет). Публика дала им название «Ecole des Batignolles» или «банда Мане». Но на самом деле у Мане не было желания быть бунтарем. Люди в группе были совершенно разные, но их объединяли общие помыслы, и все они не любили официальное салонное искусство.

Биография Эдуарда Мане

Эдуард Мане появился на свет 23 января 1832 года в Париже. Он рос и воспитывался в семье главы Министерства юстиции Огюста Мане и его жены Эжени-Дезире Фурнье. Его мать приходилась крестницей шведскому монарху Карлу XIII.

Детство и юность

Когда будущему импрессионисту исполнилось 7 лет его отдали в пансион аббата Пуалу. Мальчик не проявлял к учебе абсолютно никакого интереса, вследствие чего Мане-старший решил перевести сына в коллеж Роллена.

В этом учебном заведении Эдуард обучался 4 года (1844-1848). Однако и здесь, он не проявил никаких успехов. Вместо этого подросток всерьез увлекся живописью, вызвав этим сильное раздражение у отца.

Мужчина видел в своем сыне только юриста, поэтому и слышать не хотел о его увлечении художественным искусством. Любопытно, что родной дядя Эдуарда, быстро смог рассмотреть в юноше талант. В результате, он согласился оплатить лекции по живописи, на которые племянник ходил с большим удовольствием.

Тогда же дядя начал водить Мане по разным музеям и галереям, включая Лувр. Интересен факт, что Эдуард не любил уроки рисования. Во многом, это объяснялось академичным стилем преподавания.

Вместо этого, подростку больше нравилось рисовать портреты друзей. После выпуска из колледжа он столкнулся с серьезным противодействием родителя, мешавшим ему связать свою жизнь с художественным искусством. Осознавая, что сын вряд ли станет хорошим юристом, Мане-старший пошел на своеобразный компромисс, разрешив ему заняться мореплаванием.

В конце 1848 г. Эдуард был зачислен на парусное судно в качестве юнги. Ему удалось побывать в Бразилии, увидев собственными глазами ее живописные пейзажи. Одновременно с этим, он продолжал рисовать, успев сделать много рисунков и набросков. Стоит отметить, что в будущем импрессионист будет уделять немало внимания именно морской тематике.

Необычный центр картины

А теперь посмотрим в центр картины. К нам боком стоит брат художника, Эжен Мане. А перед ним и чуть позади — очень расплывчатые формы. Как будто изображение сильно выпало из фокуса.

Тем самым мастер хочет продемонстрировать реальное восприятие происходящего. Когда мы смотрим на что-то или кого-то, объекты, находящиеся рядом, оказываются вне фокуса, расплываются. Мы не видим все сразу вокруг себя четко.

Так почему же на картине все должно быть четким, раз это противоречит особенности нашего зрения? Так подумал Мане. И написал свою будущую жену Сюзанну очень широкими, намеренно небрежными мазками. Даже стул стал расплывчатым.

А рядом с ней точно в таком же ключе он изобразил свою мать и сына.

Ранний прием [ править ]

«Балкон» и « Завтрак в мастерской» Мане экспонировались в том же году. Оба подверглись критике. Линхофф также появляется на этой картине на темном фоне.

Картина была выставлена ​​в Парижском салоне 1869 года вместе с «Балкон» Мане , еще одной работой, в которой отсутствовала простая жанровая принадлежность , и в которой, по крайней мере, одна из фигур, кажется, противостоит зрителю, словно бросая вызов « четвертой стене »

Художественные критики того времени сочли недостающими обоих произведений; К этому времени Мане часто критиковали за то, что его целью было «привлечь внимание любой ценой». Рецензент Жюль-Антуан Кастагнари раскритиковал эти две картины в цитате, которая хорошо отражает традиционные ожидания от картины того периода, как раз перед дальнейшим потрясением, которое импрессионизм навлек на искусство:

Другой критик, Мариус Шомлен, поддержал это мнение (говоря об обеих картинах): «Персонажи … совсем не красивы [за исключением сидящей женщины на балконе , Берты Моризо], в их лицах есть что-то мрачное и неприятное. , как лица позирующих людей, и на самом деле все эти фигуры имеют вид говорящего нам: «Посмотри на меня! … Таким образом, ни выражения, ни чувства, ни композиции». Он говорил о «типах без характера, о сценах, лишенных всякого интереса» и пренебрежительно (но проницательно с точки зрения современной критики) сказал, что «Мане нарисовал портрет балкона и завтрака ».

Парижский салон

Благодаря холсту «Испанский певец» Мане получил свой первый приз на Парижском салоне. Жюри отметило превосходную обработку темных тонов, вероятно, навеянных испанским барокко. Еще одной его работой, связанной с Испанией, стал портрет страстной танцовщицы из балетной труппы Кампруби.

Изначально отвергнутая Осенним салоном и подвергшаяся критике со стороны многих живописцев картина «Завтрак на траве» (1863 г.) в последующем стала очень известной. На ней изображена обнаженная женщина в окружении двух разодетых юношей. Прообразом героини стала любимая модель художника Викторин Мёран. В работе использован революционный прием в трактовке перспективы и изображении природного окружения.

Искусство порой бывает парадоксально, и Работы Мане, которые обычно не одобрялись салоном, были великолепны. Особенно стоит упомянуть холст «Олимпия» (1863). На этой картине обнаженная куртизанка предстает в компании чернокожей женщины с букетом цветов. Работа вызвала бурные споры, потому что модель была известной парижской проституткой. Для общества это была картина на нереспектабельную тему.

Внешние ссылки

  • Ресурсы изобразительного искусства

    Салоны 1673-1914 гг.

     :

Работы Эдуара Мане

Таблицы (в хронологическом порядке) Барк Данте после Делакруа (1854) · абсента (1858-1859) · Испанских Всадников (1859) · Портрет г — н и М я Огюст Мане (1860) · Портрет мадам Брюны 1860-1861 · Испанского Singer ( 1860) · Удивленная нимфа (1860-1861) · Ребенок с мечом (1861) · Маленький Ланге (1861) · Лежащая госпожа Бодлера (1862) · Негритянка (1862) · Лола Валенсия (1862) · М Мисс  В. в костюме espada (1862 г.)· Музыка в Тюильри (1862 г.)· Старый музыкант (1862 г.)· Портрет Викторины Дайм (1862 г.)· Молодая женщина в испанском костюме (1862 г.)· Уличная певица (1862 г.)· Олимпия (1863)· Завтрак на траве (1863)· Молодой человек в костюме Майо (1863)· Мертвый Христос и ангелы (1864)· Мертвец (1864-1865)· Битва между Кирсарджем и Алабамой (1865) )· Чтение (1865)· Иисуса оскорбляют солдаты (1865)· Коррида: смерть быка (1865)· Битва быка (1865-1866))· Философ (1865-1866)· Девушка в 1866 г. (1866 г.) · Матадор кланяется (1866-1867)· Игрок Файф (1866)· Похороны (1867-1870)· Скачки в Лоншане (1867)· Мыльные пузыри (1867)· Портрет Теодора Дюре (1868)· Казнь Максимилиана (1868 г.)· Портрет Эмиля Золя (1868 г.)· Обед в студии (1868 г.)· Портрет мадемуазель Клаус (1868 г.)· Мальчик чистит грушу (1868 г.)· На пляже Булони (1869 г.)· Лунный свет над порт Булонь (1869 г.)· Отправление парохода из Фолкстона (1869 г.)· Ле-Балкон (1869 г.)· Портрет Берты Моризо (1869-1870 гг.) в Ле Репо · Лодки в море; закат (1869-1872-1873)· Эффект снега в Пти-Монруж (1870)· В саду (1870)· Ла-Бриош (1870)· Берта Моризо с букетом фиалок (1872)· Железная дорога (1872-1873) )· Партия крокета (1873 г.)· Ле Бон бок (1873 г.)· на пляже (1873 г.)· Дама с веерами (1873-1874 гг.)· Опера в маске Бал (1873 г.)· Берта Моризо в веере (1874 г.)· На лодке (1874)· Аржантей (1874)· Картина Клода Моне в его мастерской (1874)· Le Linge (1875)· Портрет Стефана Малларме (1876)· Маргарита де Конфлан (1876)· Нана (1877))· Самоубийство (1877) -1881)· Портрет Антонин Пруст (1877)· Маргерит Готье-Lathuille (с. 1878)· в кафе, кабаре Reichshoffen в (1878)· в кафе, кафе-концерт (1878)· сливы (1878)· Улица Моснье с флагами (1878 г.)· Улица Моснье с брусчаткой (1878 г.)· У отца Латюля (1879 г.)· Автопортрет с палитрой (1879 г.)· Мадам Эдуард Мане в оранжерее (1879 г.)· В оранжерее ( 1879)· официантка Бокс (1879)· Уголок кофе é-концерт (1879)· Портрет мадемуазель Люси Делабинь (1879)· Портрет Клемансо (1879-1880)· Букет спаржи (1880)· Спаржа (1880)· Человек в круглой шляпе ( Альфонс Морю ) ( 1880 г.)· Л’Эвасьон де Рошфор (1881 г.)· Осень (1881 г.)· Портрет М. Пертуизе, охотника на львов (1881 г.)· Великий герцог (1881 г.)· Принтемпс, Жанна де Марси (1881 г.))· заяц (1881 г.) )· Бар в Фоли-Бержер (1881–1882 гг.)· Гвоздики и клематисы в хрустальной вазе (1882 г.)· сверкающие розы в вазе (1882 г.)· розы в бокале для шампанского (1882 г.)· лето или Амазонка или всадник (1882)· Chez Tortoni (1882)                                                                                                                                                                     
Гравюры и рисунки (в хронологическом порядке) Мальчик и собака (1862 г.) · Этюд для молодой женщины, лежащей в костюме экспаньола (1862 г.) · Эскиз для лежащей дамы Бодлер (1862 г.) · Мальчик с мечом лицом влево III (1862 г.) · Медведь-2 , ( 1862 г.) · Улица Зингер (1862 г.) · Воздушный шар (1862 г.) · Офорты Эдуарда Мане, представленные Панчем (1862 г.) · Офорты Эдуарда Мане со шляпой и гитарой (1862-1863/1874) · Гитанос (1862 г.)

Олимпия

Ее называли самкой гориллы, а ее руку, лежащую на бедре, окрестили отвратительной жабой. Гюстав Курбе сравнивал фигуру Олимпии с дамой пик из колоды карт в морге, а критики искренне не советовали беременным женщинам и юным девушкам смотреть на эту картину. Если бы нескольких крепких охранников не выставили перед полотном, разъяренная публика его бы точно уничтожила. Через несколько дней от греха подальше повесили эту непристойность повыше, чтоб никто не достал, да и разглядеть было сложно. Так случился одни из самых яростных скандалов, положивший начало современному искусству. Мане в ужасе, он подавлен и уничтожен. Не зря его терзали сомнения, не зря он испугался своей «Олимпии» и спрятал ее на несколько лет в дальний угол мастерской, опасаясь показывать и без того оскорбленным критикам свою новую картину. Он как всегда не собирался никого шокировать и устраивать революций – в истории живописи 19 века вряд ли найдется художник, настолько же провально стремившийся получить официальное признание. И на этот раз у него опять не получилось.

Хлесткое слово «непристойность», прилипшее к Эдуару Мане еще со времен Салона двухгодичной давности, когда он представил «Завтрак на траве», теперь станет его постоянным спутником. И все же что так потрясло и оскорбило взгляды респектабельных французов? Не обнаженное тело, конечно. Его хватает в мировой живописи.

Эдуар Мане недоумевает: «Я писал только то, что видел». Но зритель наотрез отказывался видеть то, что увидел Мане: уверенную, свободную, притягательную и чувственную богиню-куртизанку, чью наготу художник даже не потрудился прикрыть мифологическим сюжетом. Назови он картину «Венерой», градус возмущения, возможно, и поубавился бы.

Но всю эту литературщину с выбором названий и сюжетов Мане не воспринимал всерьез – гораздо больше его интересовали живописные возможности задуманной картины. И название «Олимпия» пришло от кого-то из друзей. Ну, Олимпия, так Олимпия.

Но это имя вызывало совершенно определенные «непристойные» ассоциации. Такие экзотические и выспренные имена любили выбирать себе дорогие проститутки. К тому же Олимпией звали одну из самых знаменитых куртизанок в истории – любовницу папы Иннокентия Х, которая фактически 10 лет управляла католической церковью. И, наконец, прошло чуть меньше 20 лет с тех пор, как во Франции был опубликован роман Александра Дюма-младшего. Одну из героинь-куртизанок в нем тоже звали Олимпией.

Сомнений в роде занятий героини не остается. Даже если не вдаваться в толкование символов, вроде мюлей на ногах Олимпии или орхидеи в ее волосах. Даже если забыть о том, что собаку, символ семейного счастья и верности, лежащую у ног прототипа Олимпии, Венеры Урбинской Тициана, Мане заменил на своенравную кошку. За этого шипящего котенка Мане досталось не меньше чем за смелый, вызывающий взгляд Олимпии, слишком независимый и откровенный.

Когда после смерти Мане художники под руководством Клода Моне собрали 20 тыс. франков, не допустили эмиграции Олимпии за океан, выкупили ее и подарили Лувру, чиновники от искусства приняли такой дар без энтузиазма. «Олимпию» опять упрятали еще на 17 лет – теперь в запасники Люксембургского музея. Она была написана лет на 50 раньше времени.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: