использованная литература
- Примечания
- Цитаты
Библиография
- Дейл, Энтони (1989). Брайтонские церкви . Лондон: Рутледж. ISBN 0-415-00863-8.
- Дейли, Гей (1989). . Тикнор и Филдс. ISBN 978-0-89919-450-9.
- Фицджеральд, Пенелопа (1975). Эдвард Бёрн-Джонс: биография . Лондон: Джозеф. ISBN . OCLC .
- Парри, Линда, изд. (1996). Уильям Моррис . Абрамс. ISBN 0-8109-4282-8.
- Роза, Андреа (1981). . Оксфорд: Oxford Illustrated Press. ISBN 0-902280-82-1.
- Вуд, Кристофер (1999). Бёрн-Джонс: жизнь и творчество сэра Эдварда Бёрн-Джонса (1833–1898) . Лондон: Phoenix Illustrated. ISBN 0-7538-0727-0.
- Сутер, Тесса; Саутер, Ник (2012). Справочник по иллюстрации: руководство для величайших иллюстраторов мира . Океана. ISBN .
дальнейшее чтение
- Маккарти, Фиона (2011). Последний прерафаэлит: Эдвард Бёрн-Джонс и викторианское воображение . Faber & Faber. ISBN 978-0-571-22861-4.
- Арскотт, Кэролайн. Уильям Моррис и Эдвард Бёрн-Джонс: переплетение, (Нью-Хейвен и Лондон: издательство Йельского университета (опубликовано для Центра исследований британского искусства Пола Меллона), 2008 г.). ISBN 978-0-300-14093-4 .
- Mackail, JW (1899). Жизнь Уильяма Морриса в двух томах . Лондон, Нью-Йорк и Бомбей: Longmans, Green and Co.
- Mackail, JW (1901). «Моррис, Уильям (1834–1896)» . В Ли, Сидни (ред.). Национальный биографический словарь (1-е приложение) . 3 . Лондон: Смит, Элдер и Ко, стр. 197–203.
- Марш, Ян, Джейн и Мэй Моррис: биографическая история 1839–1938 , Лондон, Pandora Press, 1986 ISBN 0-86358-026-2 .
- Марш, Ян, Джейн и Мэй Моррис: биографическая история 1839–1938 (обновленное издание, опубликовано автором частным образом), Лондон, 2000.
- Марш, янв (2018). Иллюстрированные письма и дневники прерафаэлитов (иллюстрированное издание). Бэтсфорд. ISBN 978-1849944960.
- Робинсон, Дункан (1982). Уильям Моррис, Эдвард Бёрн-Джонс и Келмскотт Чосер . Лондон: Гордон Фрейзер.
- Сполдинг, Фрэнсис (1978). Великолепные мечты: Бёрн-Джонс и поздние викторианцы . Оксфорд: Phaidon. ISBN 0-7148-1827-5.
- Тодд, Памела (2001). Прерафаэлиты дома . Нью-Йорк: Уотсон-Гаптил. ISBN 0-8230-4285-5.
Литература
- Бёрн-Джонс, Эдвард // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Булгаков, Ф. И. Сэр Эдуард Бёрн-Джонс // Сто шедевров искусства. — СПб. : изд. ред. «Нового журнала иностранной литературы», 1903. — С. 12—14.
- Лис Бодри. Бёрн Джонс : с восемью иллюстрациями в красках / пер. Е. Боратынской. — Москва — Санкт-Петербург — Киев — Одесса : Книгоиздательство Ю. И. Лепковского, 1910. — (Художественная библиотека).
- Де Кар, Лоранс. Прерафаэлиты. Модернизм по-английски = Les Préraphaélites : Un modernisme à l’anglaise / перевод с французского Юлии Эйделькинд. — Москва: Астрель : АСТ, 2003. — 127 с. — (Живопись. Открытие). — ISBN 5-17-008099-9.
1860-е годы
- Девушки на лугу (1860), частное собрание.
- Сидония фон Борк 1560 (1860), Тейт Британия, Лондон.
- Клара фон Борк 1560 (1860), Тейт Британия, Лондон.
- Мерлин и Нимуэ из «Смерти д’Артура» (1861), Музей Виктории и Альберта, Лондон. Перечислен в Библиотеке искусств Бриджмена.
- Бассейн с золотой рыбкой или Девушка и Золотая рыбка (1861), Дом-музей Тулли, Карлайл.
- Клерк Сондерс (1861), Тейт Британия, Лондон.
- Благовещение и поклонение волхвов (1861), Тейт Британия, Лондон.
- Игроки в нарды (1861–62), Бирмингемский музей и художественная галерея, Бирмингем.
- Морган ле Фэй (1862), Сесил Френч Завещание, Лондонский боро Хаммерсмит и Фулхэм.
- Безумие сэра Тристрама (1862), частное собрание.
- Король Марк и Ла Белль Изоль (1862), Бирмингемский музей и художественная галерея, Бирмингем.
- Прекрасная Розамунда и королева Элеонора (1862), Тейт Британия, Лондон.
- Золушка (1863), Музей изящных искусств, Бостон.
- Милосердный рыцарь (1863), Бирмингемский музей и художественная галерея, Бирмингем.
- Астрология (1865), частное собрание. Перечислен в Библиотеке искусств Бриджмена.
- Принцесса Сабра (1865), Musée d’Orsay, Париж.
- Плач (1865), Галерея Уильяма Морриса.
- Сказка настоятельницы (1865–98), Художественный музей Делавэра.
- Амур и Психея (1865), Художественная галерея Манчестера, Манчестер. Вторая версия (около 1865 г.), Йельский центр британского искусства, Хартфорд. Оба перечислены в Библиотеке искусств Бриджмена.
- Гирлянда: Девушка, ухаживающая за цветами (1866), Сесил Френч Завещание, Лондонский боро Хаммерсмит и Фулхэм.
-
Зеркало Венеры
1873–77 гг. Фонд Галуста Гюльбенкяна, Лиссабон.
(1866–77), частное собрание. Более поздняя версия, выполненная одновременно:
- Благотворительная деятельность (1867), частное собрание. Перечислен в Библиотеке искусств Бриджмена.
-
Амур, доставляющий психику (1867), Сесил Френч Завещание, Лондонский боро Хаммерсмит и Фулхэм. Три более поздних версии того же предмета (все перечислены в Библиотеке искусств Бриджмена).
- 1867 г. Художественная галерея Сесила Хиггинса.
- c1871 в Галереи и музеи Шеффилда.
- Дата неизвестна, частное собрание.
- Песня о любви (ок. 1868–73), Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
- Зеленое лето (1868), частное собрание. Перечислен в Библиотеке искусств Бриджмена.
- Laus Veneris (1869), Художественная галерея Laing, Ньюкасл-апон-Тайн.
- Осень (1869–70), изящные картины Роя Майлза. Перечислен в Библиотеке искусств Бриджмена.
Как Бёрн-Джонс мумию похоронил.
В свете своего предыдущего поста о выставке Нефертари расскажу о том, как мумифицирование помогло увековечить тела некоторых египтян в искусстве. Неожиданным способом, и не совсем так, как бы им этого возможно хотелось. Древние цивилизации угасали, и Египет не был исключением. Религии менялись, и отношение к телам усопших тоже. По последним данным мумифицирование в Египте началось аж в период Накада II (а это ок.3600гг до н.э.), и к тому же египтяне мумифицировали не только тела людей, но еще птиц и животных, начиная от кошек и ибисов, заканчивая крокодилами и верблюдами, — представляете, какое количество мумий хранил в себе Египет к Средним векам? Учитывая интерес европейцев к загадочному Египту ещё со времён Геродота и не угасающий до сих пор, было очевидно, что вечно покоиться с миром этим бедным забальзамированным останкам никто не даст. . Где-то с XVI века мумии (как полностью, так частично))) в Европе пользовались большим спросом, как диковинка, но в основном их применяли в качестве лекарства. Египтянам, уже к тому времени прочно ставшим мусульманами, это было только на руку, ибо это был хороший бизнес.
Торговец мумиями, 1875г.:
Но был и ещё одни способ применения мумий: перетертыми в порошок их смешивали со смолой и миррой и далее они использовались художниками в качестве краски. Называлась такая краска «коричневая мумия», производилась она с XVI аж до начала XX века. По-видимому использовались не только египетские останки, считается, что Мартин Дроллинг в качестве пигмента в этой краске применял останки французских королей, выброшенных из могил после революции.
Мартин Дроллинг «Интерьер кухни», 1815г.:
Особенно популярна «коричневая мумия» была в XIX веке среди прерафаэлитов, но, нужно отдать должное, не все из них «ведали, что творят». Джорджина, жена художника-прерафаэлита Эдварда Бёрн-Джонса вспоминала в своей книге такой случай:
«Мы все сидели и беседовали после обеда… и мужчины обсуждали различные краски, которыми пользовались в работе. Мистер Тадема всех удивил, сообщив, что недавно в мастерской своего поставщика осматривал мумию, предназначенную для изготовления краски. Эдвард презрительно отверг саму мысль о том, что пигмент как-то связан с мумиями; он сказал, что название лишь указывает на определенный оттенок коричневого. Но когда его заверили, что краску изготовляют из самых настоящих мумий, он тут же нас покинул, поспешил в мастерскую и вернулся со своим единственным тюбиком “коричневой мумии”, настаивая на немедленном и достойном погребении. Мы вырыли ямку в зеленой траве у наших ног, положили туда тюбик, и одна из девочек отметила могилу, посадив там маргаритки».
Позже об этом случае вспоминал и Редьярд Киплинг, который приходился племянником Джорджине и присутствовал при этом инциденте.
Эдвард Бёрн-Джонс «Милостивый рыцарь», 1863г.:
«Коричневая мумия» очень скоро перестала пользоваться спросом по нескольким причинам: во-первых, она обладала не очень хорошими чисто техническими характеристиками; во-вторых, морально-этические и религиозные убеждения среди художников все-таки взяли верх; да и запас мумий хоть и был велик, но постепенно иссяк.
Внешние ссылки [ править ]
- Легенда о шиповнике в парке Бускот
- Эдвард Бёрн-Джонс, викторианский художник-мечтатель , полностью оцифрованный текст из библиотек Метрополитен-музея
vтеЭдвард Бёрн-Джонс | |
---|---|
Список картин | |
Картины |
|
Гобелены |
|
Связанный |
|
vте» Спящая красавица» / «Маленькая шиповник-роза » Шарля Перро и братьев Гримм | |
---|---|
Театр |
|
Варианты |
|
Пересказы |
|
Фильмы |
|
Дисней |
|
Символы |
|
vтеБратство прерафаэлитов (картины) | |
---|---|
|
|
Ассоциированные художники и деятели |
|
Некоторые известные произведения (период и постпериод) |
|
Модели |
|
Связанный |
|
1880-е годы
- Золотая лестница (1880), Тейт Британия, Лондон.
- Леди Фрэнсис Бальфур (1880), Musée des Beaux-Arts de Nantes
- Ангел (1881), Музеи Глазго, Глазго.
- Последний сон Артура в Авалоне (1881), Museo de Arte de Ponce, Пуэрто-Рико.
- Мать Земля (1882), Художественный музей Вустера, Массачусетс. Вторая версия находится в частной коллекции (обе перечислены в Библиотеке искусств Бриджмена.
- Русалка (1882), Тейт Британия, Лондон.
- Мельница (1882), Музей Виктории и Альберта, Лондон.
- Древо прощения (1882), Художественная галерея Леди Левер, Порт Санлайт.
- Волшебный круг (ок. 1882), Тейт Британия, Лондон.
- Джорджиана Бёрн-Джонс (1883), частное собрание (?).
- Король Кофетуа и нищенка (картина) (1884), Тейт Британия, Лондон.
- Паломник у ворот праздности (1884), Далласский художественный музей.
- Утро воскресения (1886), Тейт Британия, Лондон.
- Сибилла Дельфика (1886), Художественная галерея Манчестера, Манчестер.
- Сад Пана (ок. 1886), Национальная галерея Виктории, Мельбурн.
- Глубины моря (1887), Художественный музей Фогг, Гарвардский университет.
- Вифлеемская звезда (1887–91), Бирмингемский музей и художественная галерея, Бирмингем.
- Рождество (1888), Художественный музей Карнеги, Питтсбург.
- Король и пастырь (1888), Художественный музей Карнеги, Питтсбург.
- Сердце розы (1889), частное собрание.
Кто такие прерафаэлиты
Из статей авторитетного критика той эпохи Джона Рескина Берн-Джонс узнает о Братстве прерафаэлитов – группе молодых художников, провозгласивших своим идеалом простоту и искренность ранних итальянских мастеров. По их мнению, искусство было «идеальным» только до Рафаэля: после оно впало в манерничанье и изнемогало под тяжестью стереотипов и нежизнеспособных «образцовых» клише. Моделями прерафаэлитов становятся не античные статуи и слепки, а друзья, родственники, соседи. Колорит их картин не окрашен коричневыми тонами, как того требовала Академия, а искрится яркими, чистыми, свежими красками.
«Свадьба Психеи»
Живопись
«Любовь среди руин», 1873 г.
В двадцатидвухлетнем возрасте Бёрн-Джонс открыл для себя «Смерть Артура» Томаса Мэлори, и до конца своей жизни он создавал полотна, посвящённые этим легендам. Красота и таинственность древних преданий пленили Бёрн-Джонса ещё и потому, что это были христианские предания, построенные на тематике битвы добра и зла, греха и спасения. Как многие другие современники, которые потеряли свою веру в Бога, Бёрн-Джонс сохранил веру в христианские добродетели, романтическую любовь, благородство. За два года до смерти он писал: «Поразительно, но эта история о Святом Граале всегда была в моих мыслях… Есть ли в мире что-нибудь столь же прекрасное?»
Бёрн-Джонс много рисует обнажённое мужское тело. Его картины почти плоскостны, в них нет ярко выраженной игры светотени. Он делает упор на линию, а колорит его работ очень часто золотисто-оранжевый. Детализация и излишний реализм прерафаэлитов нехарактерны для Бёрн-Джонса. Его герои очень статичны, их лица отрешены, а позы скорее напоминают изящные позы статуй. На картинах почти нет динамики, только созерцание.
Оказал влияние на творчество художника Джона Стэнхоупа.
«Лес шиповника», 1890 г.
Серии
Легенда о святом георгии и драконе (1865–67)
Серия из семи работ:
- Дочь короля, Musée d’Orsay, Париж.
- Петиция к королю, Ганноверский колледж, Индиана.
- Принцесса рисует жребий, Ганноверский колледж, Индиана.
- Принцесса Сабра привела к дракону, частное собрание.
- Принцесса, привязанная к дереву, частное собрание.
- Святой Георгий убивает дракона, Художественная галерея Нового Южного Уэльса, Сидней. Вторая версия, 1868 г., в Галерея Уильяма Морриса.
- Возвращение принцессы, Бристольский городской музей и художественная галерея, Бристоль.
Легенда о шиповнике розе (1885–90)
Коллекционный фонд Фаррингдона, Buscot Park, Оксфордшир. Четыре основных картины с 10-дюймовыми стыковочными панелями:
- Шиповник
- Вересковый лес (1-я большая картина)
- Шиповник
- Колючки, со шлемом и наголенниками
- Терраса с занавеской, висящей перед цветущим вереском
- Зал Совета (2-я большая картина)
- Терраса с занавеской, висящей перед цветущим вереском
- Каменный зал с цветущими вересками
- Садовый двор (3-я основная картина)
- Каменный зал с цветущими вересками
- Каменная кухня, заросшая вереском
- Кухня со шкафом, заросшим вересками
- Беседка роз (4-я большая картина)
- Кухня с раковиной, полотенцем и вересками
Museo de Arte de Ponce, Пуэрто-Рико.
- Вересковый лес
- Зал Совета
- Беседка роз
Третья серия Briar Rose
- Садовый двор, Бристольский городской музей и художественная галерея, Бристоль.
- Зал Совета, Художественный музей Делавэра, Уилмингтон.
- Беседка роз, Галерея современного искусства Хью Лейн, Дублин.
Дни творения (1870–76)
Художественный музей Фогг, Гарвардский университет:
- Первый день
- Второй день
- Третий день
- Четвертый день
- Пятый день
- Шестой день
Пигмалион серии (1868–70)
Коллекция Джозефа Сеттона (частная), Париж — в настоящее время принадлежит Лорд Ллойд Уэббер:
- Сердечные желания
- Рука сдерживается
- Божественные огни
- Душа достигает
Пигмалион и серия изображений или «Серия Пигмалион и Галатея» (1875–78)
Бирмингемский музей и художественная галерея, Бирмингем:
- Сердечные желания
- Рука сдерживается
- Божественные огни
- Душа достигает
Цикл Персея (1875-90-е)
Только четыре картины выполнены маслом, хотя в натуральную величину. гуашь были выполнены исследования всех изображений.
- Зов Персея, полноразмерный кабинет в Художественной галерее Саутгемптона.
- Персей и Грии завершена работа в масле на Staatsgalerie, Штутгарт. Этюд в частной коллекции, этюды в галерее Сесила Хиггинса и полноразмерный кабинет Художественной галереи Саутгемптона.
- Вооружение Персея или Персей и Нереиды (Морские нимфы), этюд в Художественной галерее Саутгемптона.
- Обретение Медузы, полноразмерный кабинет в Художественной галерее Саутгемптона.
- Смерть Медузы, полноразмерный кабинет в Художественной галерее Саутгемптона.
- Рождение Пегаса и Хрисаора, полноразмерный кабинет в Художественной галерее Саутгемптона.
- Скала Судьбы, закончил работу маслом на Staatsgalerie, Штутгарт; полноразмерный кабинет в Художественной галерее Саутгемптона.
- Рок свершился, закончил работу маслом на Staatsgalerie, Штутгарт; полноразмерный кабинет в Художественной галерее Саутгемптона.
- Гибельная голова, закончил работу маслом на Staatsgalerie, Штутгарт; полноразмерный кабинет в Художественной галерее Саутгемптона.
- Атлас превратился в камень, полноразмерный кабинет в Художественной галерее Саутгемптона.
Женитьба и семья[ | ]
Портрет Джорджианы Бёрн-Джонс с Филиппом и Маргарет, 1883 В 1856 Бёрн-Джонс обручился с Джорджианой (Джорджи) Макдональд (1840—1920), одной из сестёр Макдональд. Она училась на художницу, и была сестрой старого школьного друга Бёрн-Джонса. В 1860 году пара поженилась. Джорджиана занялась созданием гравюр по дереву и подружилась с Джордж Элиот. (Другая сестра Макдональд вышла замуж за художника Эдварда Пойнтера, вторая — за владельца металлургических предприятий Альфреда Болдуина и стала матерью премьер-министра Стэнли Болдуина, а третья — матерью Редьярда Киплинга. Таким образом, Киплинг и Болдуин были племянниками Бёрн-Джонса).
Джорджиана родила сына Филиппа в 1861 году. Второй сын, рождённый зимой 1864 года, когда Джорджиана болела скарлатиной, умер вскоре после рождения. Затем семья переехала в дом № 41 на Кенсингтон-сквер, и их дочь Маргарет родилась там в 1866 году.
В 1867 году Бёрн-Джонс и его семья переехали в Гранж, дом 18-го века с большим садом в Фулеме. В течение 1870-х Бёрн-Джонс почти не выставлял своих работ, переживая остро-враждебные нападки прессы и страстный роман (описанный как «эмоциональная кульминация его жизни») с греческой моделью Марией Замбако, закончившийся её попыткой совершить самоубийство, бросившись в канал Регента. В эти тяжёлые годы Джорджиана стала близким другом Морриса, чья жена Джейн была влюблена в Россетти. Джорджи и Моррис могли быть влюблены друг в друга, но, если он и просил её оставить мужа, она отказала. В конце концов Бёрн-Джонсы, как и Моррисы, остались вместе, но Джорджи и Моррис были близки до конца жизни.
Их сын Филипп стал известным портретистом и умер в 1926 году. Их любимая дочь Маргарет (умерла в 1953 году) вышла замуж за Джона Уильяма Маккейла, друга и биографа Морриса. Их дети Анджела Тёркелл и Деннис Маккейл стали писателями.
Женитьба и семья
Портрет Джорджианы Бёрн-Джонс с Филиппом и Маргарет, 1883 г.
В 1856 году Бёрн-Джонс обручился с Джорджианой (Джорджи) Макдональд (1840—1920), одной из сестёр Макдональд. Она училась на художницу, и была сестрой старого школьного друга Бёрн-Джонса. В 1860 году пара поженилась. Джорджиана занялась созданием гравюр по дереву и являлась подругой известной писательницы Джордж Элиот. (Другая сестра Макдональд вышла замуж за художника Эдварда Пойнтера, вторая — за владельца металлургических предприятий Альфреда Болдуина и стала матерью премьер-министра Стэнли Болдуина, а третья — матерью Редьярда Киплинга. Таким образом, Киплинг и Болдуин были племянниками Бёрн-Джонса).
«Последний сон Артура», 1898 г.
Джорджиана родила сына Филиппа в 1861 году. Второй сын, рождённый зимой 1864 года, когда Джорджиана болела скарлатиной, умер вскоре после рождения. Затем семья переехала в дом № 41 на Кенсингтон-сквер, и их дочь Маргарет родилась там в 1866 году.
В 1867 году Бёрн-Джонс и его семья переехали в Гранж, дом XVIII века с большим садом в Фулеме. В течение 1870-х Бёрн-Джонс почти не выставлял своих работ, переживая остро-враждебные нападки прессы и страстный роман (описанный как «эмоциональная кульминация его жизни») с греческой моделью Марией Замбако, закончившийся её попыткой совершить самоубийство, бросившись в канал Регента. В эти тяжёлые годы Джорджиана стала близким другом Морриса, чья жена Джейн была влюблена в Россетти. Джорджи и Моррис могли быть влюблены друг в друга, но, если он и просил её оставить мужа, она отказала. В конце концов Бёрн-Джонсы, как и Моррисы, остались вместе, но Джорджи и Моррис были близки до конца жизни.
Их сын Филипп стал известным портретистом и умер в 1926 году. Их любимая дочь Маргарет (умерла в 1953 году) вышла замуж за Джона Уильяма Маккейла, друга и биографа Морриса. Их дети Анджела Тёркелл и Деннис Маккейл стали писателями.
1890-е годы
- Sponsa de Libano или Невеста Ливана (1891), Художественная галерея Уокера, Ливерпуль
- Сирены (1891–98), Музей искусств Ринглинга, Флорида.
- Веспертина успокаивается (1893), Тейт Британия, Лондон.
- Любовь среди руин (1894), Поместье Уайтвик, Вулверхэмптон
- Падение Люцифера (1894), Музей Ашмола, Оксфорд. (Взято из частной коллекции Эндрю Ллойда Уэббера)
- Свадьба Психеи (1895), Королевские музеи изящных искусств Бельгии.
- Сон Ланселота в часовне Сан-Грааль (1895), Художественная галерея Саутгемптона, Саутгемптон.
- Надежда (1896), Музей изящных искусств, Бостон.
- Мастер (1896–98), Бирмингемский музей и художественная галерея, Бирмингем.
- Любовь и пилигрим (1896–7), Тейт Британия, Лондон.