Распятый и воскресший
Размеры скамьи, на которой покоилось тело Христа: длина — 2 метра, ширина — 0,8 метра и высота — 0,6 метра. Над всей высеченной в скале пещерой возвели как бы «футляр» — Кувуклию. После падения Рима хозяевами Иерусалима были арабы, крестоносцы, османы. В 1555 году скамью-ложе Христа накрыли новой плитой. В 1809-1810 годах Кувуклию пришлось перестраивать заново после пожара, а в 1927 году — после землетрясения (укрепив снаружи стальными балками и стяжками). Тело Иисуса находилось в этой усыпальнице меньше трёх суток. В составляющих Новый Завет четырёх Евангелиях события излагаются следующим образом. Христос был распят на Голгофе и умер на кресте через несколько часов. Чтобы мучения не растягивались на 2-3 дня, казнённым перебивали голени, после чего, потеряв точку опоры, они умирали от удушья. Когда голени перебивали двум распятым рядом разбойникам, Иисус был уже мёртв (возможно, его добил копьём легионер Лонгин). Пилат разрешил выдать Его тело Иосифу Аримафейскому и Никодиму. Те обвили Его пеленами и уложили в гробницу, рядом с которой остались мать Иисуса и Мария Магдалина. Иудейские первосвященники попросили у Пилата выставить у гробницы охрану. Аргумент был таков — апостолы выкрадут тело Своего учителя и будут говорить о Его воскресении. Пилат ответил им с раздражением: «Имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете». Какую-то охрану действительно выставили. Но воскресным утром грянул гром, сошёл ангел, могильная плита отодвинулась, а стражники поверглись в прах. Первыми пришедшие к гробу Мария Магдалина, Пётр и Иоанн увидели в усыпальнице только пелены, ставшие впоследствии ещё одной христианской святыней, известной как Туринская плащаница.
Примерно так выглядела высеченная в Гробу полка, на которой лежал Иисус.
Прежде чем Он на 40-й день вознёсся на небо, Иисус явился двум Мариям, апостолам и ещё примерно пяти сотням человек. Верующие принимают слова Евангелия как бесспорную истину. Неверующие, разумеется, выдвигают другие версии, например, в духе высказанной британским историком и писателем Робертом Грейвсом — мол, Иисус принял некий препарат, позволивший имитировать смерть, затем пришёл в себя, явился ученикам и ушёл, оставив после Себя легенду. В 70 году войска будущего императора Тита после долгой осады взяли Иерусалим, подавив так называемое Иудейское восстание. В тонкости верований иудеев римляне не вдавались, а потому поруганию подверглись также места, связанные со смертью Иисуса. Его гробницу засыпали мусором, позже замостили камнем, а при Адриане возвели на этом месте храм Венеры.
Кувуклия храма Гроба Господня
В 313 году император Константин принял христианство, а ещё через 13 лет его мать, императрица Елена, организовала в Иерусалиме работы, в ходе которых храм Венеры снесли и построили усыпальницу Иисуса. Тогда же, стараниями Елены, и началось создание огромного архитектурного комплекса, который на сегодня включает Голгофу, а также Кафоликон (кафедральный соборный храм Иерусалимской православной церкви), подземный храм Обретения Животворящего Христа, храм Святой Равноапостольной Елены, приделы шести христианских церквей, представляющих три ветви христианства. Главное сооружение всего комплекса — Кувуклия, часовня размером 6 на 8 метров, возведённая непосредственно над Гробом Господним.
Крыша Храма Гроба Господня
Евангельское повествование о Распятии Христа
Каждый из евангелистов ведет рассказ о последних днях и часах Спасителя на земле. В главном апостолы сходятся, хотя детали разнятся.
Кадры из фильма Мэла Гибсона «Страсти Христовы»
Так, во всех четырех текстах написано, что, когда повели Иисуса на казнь, крест за Ним нес некто Симон, встреченный по дороге и возвращавшийся, как упоминает Марк, с полевых работ. На Голгофе Его распяли, а рядом – двух преступников. Один хулил Его вместе с книжниками, фарисеями и другими зеваками. Они говорили:
Солдаты же, что находились возле казненных, делили облачение Иисуса. Через несколько часов Спаситель скончался.
Это факты, которые, в большей или меньшей степени, изложены во всех Евангелиях. Но каждый из учеников добавил свои подробности.
Например, Лука упоминает, что Иисус, когда Его вели на казнь, обращался к женщинам, говоря:
А Иоанн рассказывает о том, как Спаситель перепоручил его заботам Матерь свою:
Описание
Пьета Микеланджело – скульптурная композиция пирамидальной формы, высеченная из цельной глыбы светлого мрамора. Рука мастера отсекла все лишнее, и миру явился потрясающий образ скорбящей матери, утратившей сына. Скульптура находится за бронированным стеклом, ее нельзя рассмотреть со всех сторон. Но есть в ней нечто, влекущее любопытные взгляды туристов и порождающее особые чувства у тех, кто уверовал в искупительную жертву Иисуса Христа.
Рекомендую: полюбоваться Пьетой без очередей и толп туристов во время индивидуальной экскурсии в Ватикан на рассвете.
https://www.youtube.com/watch?v=KfTiYvYef6oVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: La Pietà by Michelangelo (https://www.youtube.com/watch?v=KfTiYvYef6o)
В XIV веке в христианстве зародилось почитание скорбей Девы Марии, что находило отражение в европейском искусстве того времени. На ребрах и кистях рук безжизненного Иисуса – следы от ран после Голгофы. Поразительно, как молодому Микеланджело удалось в фигуре Святой Марии, держащей на руках умершего Сына, выразить весь трагизм произошедшего.
Правая рука удерживает тело в привычной для женщин позе – так кормят грудью младенцев. Но это зрелый мужчина, и его голова ниспадает с плеча матери. Левая рука как бы вопрошает – это немой вопрос, выраженное пальцами скорбящей матери недоумение о бесцельной смерти безгрешного Христа. Накидка на голове как бы небрежно заломлена, небольшие складки ткани максимально открывают чело и последний взор Богоматери.
Мария изумленно смотрит не на лицо Иисуса, а на пронзенные рёбра и кисть руки, пытаясь запечатлеть малейшие детали перед тем, как отдать Его тело на погребение. Изломы грубой ткани искусствоведы ассоциируют с изломами души – от невосполнимой утраты. Ее лицо не искажено гримасой скорби, такое ощущение, что это все уже позади, остался последний взгляд на фигуру Сына и осмысление происходящего. Возможно, скульптор хотел передать ее воспоминание о пророчестве Христа, который обещал воскреснуть на 3-й день. А, может, так выглядит смирение – немое безучастие оттого, что ничего не исправить?
На материнских коленях – безжизненное тело 33-летнего Христа. Лицо не выражает перенесенных Им страданий, голова откинута назад, вся фигура расслаблена, но удерживается Марией. Кисти рук и стопы ног – со следами от гвоздей после распятья. Рёбра Иисуса были проколоты на кресте уже после его смерти, перед тем, как Его сняли римские воины (так повествует Святое Писание).
Мать Христа изображена молодой, без глубоких возрастных морщин, хотя ей во время распятия Первенца было около 50 лет. Теологические каноны были нарушены, но искусствоведы настаивают на идее, что так во времена Ренессанса было принято изображать чистоту души и одухотворенность Непорочной Девы. Пресвятая Мария, как известно, зачала Христа от Святого Духа, согласно пророчествам. После рождения Иисуса у них с Иосифом были другие дети, зачатые естественным путем. Но в христианстве принято говорить о ней как Пречистой и Святой Деве Марии, Богородице и Матери Господа нашего Иисуса Христа. Вот почему все картины и скульптуры изображают ее молодой и миловидной девственницей.
https://www.youtube.com/watch?v=MYW_haD_XPQVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: La pieta (Michelangelo) – Ave Maria (Andrea Bocelli) (https://www.youtube.com/watch?v=MYW_haD_XPQ)
Работа была затяжной и кропотливой, мало кто верил, что никому неизвестный 24-летний художник и начинающий скульптор справится с такой задачей. Но результат превзошел все ожидания – никто не смог превзойти этот шедевр Микеланджело, как по эстетике, так и силе эмоционального воплощения.
Место и дата распятия
Спаситель принял смерть на холме, имеющем форму, схожую с черепом и называемом Голгофа. Евреи верили, что под холмом был похоронен праотец Адам. Там традиционно совершались все публичные казни. Место Распятия находится в исторической части современного Иерусалима и относится к комплексу Гроба Господня. Сюда ежегодно приходят сотни тысяч паломников.
Место распятия Христа в храме Гроба Господнего в Иерусалиме
А вот точная дата, и тем более год, доподлинно неизвестны.
Согласно Евангелиям, произошло это в пятницу, в 15-й день месяца ниссана, что приблизительно соответствует марту-апрелю по Григорианскому календарю.
Воскрес же Спаситель в воскресенье. Возникает вопрос: как такое возможно, если между Распятием и Воскресением прошло три дня? Исследователи до сих пор спорят по этому поводу. В частности этот «просчет» объясняют тем, что евреи считали время по-другому. У иудеев день начинался не с полуночи, а на шесть часов раньше. Римляне пользовались Юлианским календарем. Отсюда разница во времени.
Популярное за 7 дней
Спецпроект портала «Православная жизнь»: О гонимых братьях наших помолимся
09.09.22 23:43
Отличие православного креста от католического
05.09.22 19:25
Как часто нужно причащаться?
05.09.22 09:49
Почему Бог назван Богом?
06.09.22 13:56
Что значит «распныйся волею» и зачем приносить с утра полунощную песнь
08.09.22 11:25
Митр
Антоний (Паканич): Для христиан особенно важно делать своё дело на своём месте
05.09.22 11:32
Есть ли у православных слова-паразиты?
07.09.22 16:43
8 сентября — день памяти мучеников Адриана и Наталии
08.09.22 07:58
«Владеем сокровищем, которому цены нет…» Николай Гоголь о Церкви и душе
08.09.22 13:28
Запрещены в служении пятеро клириков Черниговской епархии УПЦ
09.09.22 15:13
Традиция захоронения раннего христианства
Первое открытие было сделано в 2002 году. На коробке, датируемой I в., была найдена надпись на арамейском языке: «Джемс, сын Иосифа, брат Иисуса». Если этот артефакт подлинный, то вероятно, он относился к реликвиям семьи Иисуса из Назарета. Предмет перешел в частную коллекцию в 1976 году.
В 2003 году Израильский департамент древностей установил, что слова «брат Иисуса» выгравированы позднее коллекционером Одедом Голаном, осужденным за мошенничество. После семи лет заключения, израильски судья пришел к выводу, что Голан не виновен в подлоге в частности по тому, что на фотографии 1976 на шельфе уже находилась эта надпись. Вносить исправления на артефакт не имело смысла после того, как об открытии стало известно общественности.
Страшная казнь
Крестная мука была не только самой страшной, но еще и самой позорной казнью. Она пришла в Римскую Империю из Карфагена, а туда, в свою очередь, проникла из Финикии. Римляне никогда не казнили таким способом граждан – исключительно рабов.
Интересный фактПосле поражения Спартака в 73 г. до н.э. было распято 6000 мятежников. И кресты стояли вдоль самой длинной Аппиевой дороги на протяжении 195 км.
Впрочем, иногда в Риме делали исключение для самых злостных преступников. Такие казни проводили в назидание другим злодеям, чтобы они, убоявшись смертной муки, прекратили свои темные дела.Не все кресты были такими, как тот, на котором распяли Христа, использовались и другие формы:
- Т-образная;
- Х-образная;
- Y-образная.
Чаще всего распинали головой вниз, поскольку это было удобнее – длинный столб втыкали глубок в землю, и поперечная планка оказывалась довольно низко.
Существует несколько версий того, как именно происходила сама казнь. По одной из них, казнимые сами несли до места своей гибели ее орудия – кресты, по другой – только поперечную перекладину, тогда как столбы были установлены заранее.
В некоторых случаях руки не прибивали, а привязывали веревками. Но чаще все-таки использовали гвозди. Вбивали их не в ладони, так как они бы не выдержали вес тела, а в запястья. Ноги так же прибивали гвоздями. У крестов никогда не было поперечной планки, так как если бы она была, смысл страшной казни пропал бы. Жертвы на кресте умирали не от кровопотери и не от боли, а от удушья – именно потому, что под ногами не было опоры.
Бичевание Христа, Надругание над Христом, Шествие на Голгофу, Восхождение на крест
Перед казнью их, как правило, бичевали. Затем они должны были нести на место распятия поперечную часть креста.
Чтобы предотвратить смерть от болевого шока, приговоренным к казни подносили вино с опием. Но, как гласит Евангелия от Марка, Иисус подношение отверг, а потому мучился больше, чем другие.
«И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял».
(Мк 15:23)
Удар же копьем под ребро наносили не для того, чтобы добить, а уже посмертно, в качестве доказательства факта смерти.
Творчество Нольде
После 1902 года Эмиль взял себе псевдоним в честь своей родной деревни Нольде. До 1903 года Нольде ещё писал лирические пейзажи.
В 1906—1907 годах Эмиль Нольде входил в художественную группу «Мост» и там познакомился с Эдвардом Мунком.
К 60-летию Нольде в 1927 году в Дрездене прошла юбилейная выставка художника.
Нольде давно был убеждён в превосходстве «германского искусства». В 1934 году он вступил в Национал-социалистическую рабочую организацию Северного Шлезвига (NSAN), которая в ходе гляйхшальтунг вошла в состав датского отделения НСДАП.
Однако национал-социалисты признали творчество Нольде дегенеративным: «Житие Христа» оказалось одним из центральных экспонатов известной пропагандистской выставки «Дегенеративное искусство», более тысячи работ Нольде были конфискованы, частью проданы, а частью — уничтожены.
В 1941 году Нольде запретили писать, и ожесточившийся Нольде уединился в Зеебюле, где тайком писал небольшого размера акварели и закапывал их в землю, назвав впоследствии своими «ненаписанными картинами».
После 1945 года Нольде ожидал почёт и многочисленные выставки. В 1946 году умерла его жена, а двумя годами позднее Нольде женился на Йоланте Эрдманн.
До 1951 года Нольде написал ещё около ста картин и много акварелей. Они считаются венцом и итогом его творчества.
Эмиль Нольде принял участие в documenta 1 1955 года, его работы были представлены уже после его смерти на documenta II в 1959 году и на documenta III 1964 года в Касселе.
Ежегодно музей Нольде посещает около 100 тысяч человек. К 50-летию со дня смерти в 2006 году прошла выставка поздних работ Нольде.
Жизнь Эмиля Нольде, лишённого права на творчество, описана в романе «Урок немецкого» Зигфрида Ленца.
Религиозные мотивы [ править ]
Хотя религиозные образы составляют относительно небольшую часть художественного творчества Нольде, он считал некоторые из них «вехами» в своем творческом пути.
Нольде, который вырос в семье фермера в небольшой религиозной общине недалеко от немецко-датской границы, оставил неизгладимые впечатления от иудео-христианских историй после того, как полностью прочитал Библию. В своих ранних религиозных работах (1900–1904) он не смог укрепить свой собственный стиль и отличиться от нескольких образцов для подражания, Жан-Франсуа Милле и Оноре Домье .
1906 год стал поворотным для Нольде, когда он перешел от импрессионистического стиля к изображению религиозных тем, в котором подчеркивалась эмоция момента, использование ярких цветов и только два измерения изображения. Эта новая преданность религиозному искусству была ускорена почти смертельным переживанием в 1909 году после употребления отравленной воды в возрасте 42 лет.
После 1911 года религиозные обращения Нольде — теперь включая офорты — стали более темными и зловещими по тону, чем его предыдущие работы. Даже его жена Ада была обеспокоена его смелым видением. В ответ на его «Жизнь Христа» , состоящую из девяти частей , она написала в письме: «Первые несколько дней я могла лишь украдкой заглядывать изредка, настолько сильным был эффект».
Ретроспектива Эмиля Нольде проходит в Эдинбурге
Масштабная выставка классика немецкого экспрессионизма «Эмиль Нольде. Цвет — это жизнь» открылась в Национальной галере Шотландии. Более ста работ — живопись, рисунки, акварели, гравюры — привезли в Эдинбург из коллекции Фонда Эмиля Нольде в Зеебюле.
Выставка охватывает все периоды творчества художника — от ранней импрессионистической живописи, мощного расцвета экспрессионизма в 1910–1930 годах до поздних акварелей, созданных Нольде в 1940-е.
Нольде — маг цвета, открывший совершенно новые возможности живописи. Начав с увлечения импрессионизмом, в 1900-х он присоединился к группе «Мост», ставшей колыбелью немецкого экспрессионизма. Впрочем, с «Мостом» Нольде продержался всего два года, затем продолжил собственный путь в искусстве. Его способность писать оглушающими цветами, как будто наполненными внутренним светом и даже звуком, нашла свое воплощение в нескольких сюжетных линиях. Нольде удивительно эмоционально переосмыслил библейскую историю, приблизив ее к современности. Еще одним сюжетом стала ночная жизнь Берлина с ее кабаре, кафе и театрами. Жена Нольде Ада была танцовщицей, так что он имел возможность видеть это карнавальное существование изнутри. Еще один значительный сюжет — мощные пейзажи, звучащие как средневековые оратории.
1930-е годы стали для художника периодом испытаний. Он увлекся идеями фашизма и вступил в НСДАП. Организаторы предупреждают, что на выставке есть работы, которые могут «огорчить» зрителя. Это, например, «Martydom 1921», где распятый Христос осмеян персонажами с семитскими чертами. Из-за политических взглядов и членства в НСДАП на творчестве Нольде навсегда останется печать сожаления.
Впрочем, нацисты не ответили ему взаимностью, искусство Нольде признали дегенеративным, а его живопись заняла центральное место на известной выставке «Дегенеративное искусство». У Нольде конфисковали более 1000 произведений, которые были частично уничтожены, частично проданы. Он получил запрет на художественную деятельность и, уединившись в своем доме в Зеебюле, писал акварели подпольно, зарывая их в собственном саду. Эта «ненаписанная живопись» была так же светоносна и оглушительна, как и его предыдущие работы.
После войны Нольде был реабилитирован, вновь взялся за кисть, работал до самой смерти и даже был приглашен на легендарную выставку documenta.
Для тех, кому на нынешнюю выставку попасть не удастся, организаторы сняли объемный ролик, подробно показывающий экспозицию, который можно увидеть на сайте музея.
Emil Nolde «Free Spirit» 1906 Nolde Stiftung Seebüll
Emil Nolde «Party» 1911 Nolde Stiftung Seebüll
Emil Nolde «Exotic Figures II» 1911 Nolde Stiftung Seebüll
Emil Nolde «Prophet» 1912 Nolde Stiftung Seebüll
Emil Nolde «Candle Dancers» 1912 Nolde Stiftung Seebüll
Emil Nolde «Junks» (red) 1913 Nolde Stiftung Seebüll
Emil Nolde «Bay» 1914 Nolde Stiftung Seebüll
Emil Nolde «Landscape / North Friesland» 1920 Nolde Stiftung Seebüll
Emil Nolde «Paradise Lost» 1921 Nolde Stiftung Seebüll
Emil Nolde Large Poppies / Red, Red, Red» 1942 Nolde Stiftung Seebüll
Emil Nolde «Skater» 1938-1945 Nolde Stiftung Seebüll
Живопись
В начале 1900-х годов Эмиль взял псевдоним Нольде в честь места, в котором довелось родиться и прожить десяток лет. Именно так он подписывал картины, созданные в течение творческой карьеры, и исключением не явился единственный сохранившийся автопортрет.
Известность пришла благодаря лирическим экспрессионистским пейзажам и оригинальным трактовкам религиозной темы, представленным в 1910-х годах. Самыми знаменитыми картинами стали «Троица», «Причастие» и «Осмеяние», а также хронология жития Христова в девяти полноформатных частях.
Художник неоднократно выставлялся в галереях Эссена и Гамбурга, где лично познакомился с Эдвардом Мунком, творившим в стиле импрессионизм. Работы выдающегося коллеги повлияли на мастера акварели, и поэтому более поздние произведения ему особенно удались.
Эмиль Нольде — «Тайная вечеря» Интересными считались зарисовки о ночной жизни Берлина, а также натюрморты с масками и ряд театральных сцен
Автор мечтал, чтобы его картины украсили музеи современного искусства и с первого взгляда привлекали внимание и брали зрителя в плен
Был период, когда, помимо живописи, Нольде занимался дизайном, а также чертежами и моделированием в ряде датских и немецких фирм. Но развитию творчества в этом направлении помешала политическая доктрина Германии, при которой художник чуть не бросил искусство, приняв фашистский национал-социализм.
В начале Второй мировой войны Эмиль изготавливал антисемитские плакаты, но потом партийные руководители запретили ему писать. Мастер продолжал работать тайно, получил статус дегенерата и, пожалев о неправильном выборе, хотел повернуть время вспять.
Поздние работы художника представлялись на серии выставок Documenta, которые раз в пятилетие проходили в городе Кассель. Многие из них были включены в фотокаталоги и попали в частные коллекции, но самые выдающиеся содержатся в фондах, которыми владеет дом-музей.
ЛУКИАН, сатирик и безбожник
Какие еще знаменитые свидетельства можно привести? Существует свидетельство Лукиана – сатирика, безбожника, жившего во II в. Его называют «Вольтером классической древности», и даже Энгельс усматривает в нем плоско-рационалистическую точку зрения. У Лукиана есть сочинение «О кончине Перегрина», или «О смерти Перегрина», где под именем Перегрина подразумевается конкретная историческая личность. Перегрин занимается тем, что входит в доверие к христианам, а потом ведет себя так, что его изгоняют из общины. И вот что пишет Лукиан о христианах:
«Так до сего времени они чтут того великого мужа, который был распят в Палестине за то, что ввел в жизнь этот новый культ». И вот характеристика христиан: «Эти безумцы убеждены, что они бессмертны, что будут жить вечно, поэтому они презирают смерть и идут на нее добровольно. Их первый законодатель им внушил, что они друг для друга братья с тех пор, как они отреклись от эллинских богов. Они обожают своего распятого мудреца и живут по его закону. Они с презрением смотрят на земные блага и считают их общим достоянием. Но это учение ни на чем не основано. Достаточно какому-нибудь обманщику, желающему использовать их положение, прийти к ним и объявить себя христианином, чтобы сразу же разбогатеть, что нисколько не мешает ему смеяться в глаза этим простакам».
Таким обманщиком и был выведенный в сатире Перегрин.
биография
Эмиль Нольде родился как Ганс Эмиль Хансен, недалеко от деревни Нольде (с 1920 года часть муниципалитета Буркал в Южной Ютландии , Дания ), в прусском герцогстве Шлезвиг . Он вырос на ферме. Его родители, набожные протестанты, были крестьянами из Дании и Фриза . Он понял, что непригоден для фермерской жизни и что он и три его брата совсем не похожи друг на друга. С 1884 по 1891 год он учился на резчика по дереву и иллюстратора во Фленсбурге , а в юности работал на мебельных фабриках. Он провел годы, путешествуя по Мюнхену , Карлсруэ и Берлину .
В 1889 году он поступил в Школу прикладных искусств в Карлсруэ. С 1892 по 1898 год он был инструктором по рисованию в школе Музея промышленного и прикладного искусства ( Industrie- und Gewerbemuseum ; сегодня Textilmuseum , или Текстильный музей) в Санкт-Галлене , Швейцария. его мечта стать независимым художником. В детстве он любил рисовать и рисовать, но к тому времени, когда он начал новую карьеру, ему уже был 31 год. Когда он был отвергнут Мюнхенской академией изящных искусств в 1898 году, он провел следующие три года, посещая частные уроки живописи, посещая Париж и знакомясь с современной импрессионистической сценой, которая была популярна в то время. Он женился на датской актрисе Аде Вилструп в 1902 году и переехал в Берлин, где встретился с коллекционером Густавом Шифлером и художником Карлом Шмидт-Ротлуффом , оба из которых позже будут защищать его работы. С этого года он назвал себя по месту своего рождения.
Он стал членом революционной группы экспрессионистов Die Brücke (Мост) из Дрездена в 1906 году по приглашению группы. Это объединение продлилось только до конца следующего года. Он был членом Берлинского сецессиона с 1908 по 1910 год, но затем был исключен из-за разногласий с руководством. Он выставлялся с мюнхенской группой Кандинского Der Blaue Reiter (Синий всадник) в 1912 году; к этому времени он добился некоторой известности и смог поддержать себя своим искусством.
Нольде был сторонником Национал-социалистической немецкой рабочей партии с начала 1920-х годов, став членом ее датской секции. Он выражал антисемитские, негативные мнения о еврейских художниках и считал экспрессионизм явно германским стилем. Эту точку зрения разделяли и некоторые другие члены нацистской партии, в частности Йозеф Геббельс и Фриц Хипплер .
Однако Адольф Гитлер отверг все формы модернизма как « дегенеративное искусство », а нацистский режим официально осудил творчество Нольде. До этого времени он пользовался большим уважением в Германии. В общей сложности 1052 его работы были удалены из музеев, больше, чем у любого другого художника. Некоторые из них были включены в выставку Entartete Kunst 1937 года, несмотря на его протесты, включая (позднее) личное обращение к нацистскому гауляйтеру Бальдуру фон Шираху в Вене. После 1941 года ему не разрешали рисовать — даже в частном порядке. Тем не менее, за это время он создал сотни акварелей, которые скрывал. Он назвал их «Неокрашенные картинки».
В 1942 году Нольде писал:
После Второй мировой войны Нольде снова был удостоен награды Pour le Mérite .
Признавая его успех как блестящего колориста, большее понимание приверженности Нольде нацизму и обсуждение взаимосвязи между его политикой, осуждение нееврейских противников как евреев и его искусство рассматривается в более поздних исследованиях. Недавняя выставка ( Эмиль Нольде: Немецкая легенда, Художник во время нацистского режима, Берлинская национальная галерея, 2019) исследовала самопровозглашенные нацистские склонности Нольде и склонность послевоенных историков искусства преуменьшать их.
Он умер в Зеебюлл (ныне часть Нойкирхена ).
Помимо картин, работы Нольде включают в себя множество гравюр, часто в цвете, и акварельных картин на самые разные темы (пейзажи, религиозные изображения, цветы, бурное море и сцены из ночной жизни Берлина). Знаменитая серия картин посвящена экспедиции в Германию в Новую Гвинею , посетившую Южные моря , Москву , Сибирь , Корею , Японию и Китай . Резюме каталога его гравюр Шифлера описывает 231 гравюру , 197 гравюр на дереве , 83 литографии и четыре гектографа .