Ветер с моря

«Мир Кристины» сегодня

Уайета никогда не привлекали обычные человеческие мотиваторы: деньги, слава, признание. Он работал в своём темпе. И главное в своём стиле.

Это очень удивляло искусствоведов и критиков. Как можно работать в стиле реализма в эпоху модернизма?

Как можно выписывать каждую травинку, когда небрежность – главная «фишка» современной живописи 20 века?

Но Уайет был безразличен к их мнению. Он писал, как хотел и как чувствовал.

А музеи все равно покупали его работы. Тихо, без шумихи, чтобы не прослыть старомодными.

Так случилось и с «Миром Кристины». Директор музея современного искусства (МОМА) купил работу в 1949 году всего за 1800 долларов…

Она так и осталась единственной работой художника в этом музее. Среди работ Поллока, Лихтенштейна и современных инсталляций «Кристина» смотрится чужестранкой.

Но это не мешает ей привлекать до сих пор толпы восторженных зрителей.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Кристина Олсон

Кристина заболела полиомиелитом в 3 года. Она выжила. Но в подростковом возрасте у неё начались проблемы со здоровьем. Она начала спотыкаться и падать. Болезнь прогрессировала. К 30 годам она уже еле-еле делала 2-3 шага.

Диагноз ей так и не смогли поставить. Но сейчас врачи, изучив её медицинские карты, считают, что она страдала моторно-сенсорной нейропатией. При которой в течение жизни у человека постепенно деградирует двигательная активность.

На картине Кристине – 55 лет. Она ещё проживет после этого 20 лет. И продолжит отстаивать своё личную свободу и независимость от других. Вот еще одна картина с мисс Олсон.

Эндрю Уайет. Кристина Олсон. 1947 г. Галерея Кёртис, Миннеаполис. Artchive.ru.

Только представьте. Кристина жила не в квартире со всеми удобствами. Она жила на ферме. Без горячей воды, стиральной машины, посудомойки и прочих благ цивилизации.

И тем не менее была самостоятельной и почти полностью ухаживала за собой сама. И даже немало делала по ведению хозяйства.

Вот об этом картина. О силе духа. Несмотря на казалось бы непреодолимые жизненные обстоятельства, человек нашёл силы достойно прожить жизнь. Без нытья и жаления самого себя.

Уайет не мог не написать эту картину. История Кристины не отпускала художника. Перед его глазами все стояла эта маленькая фигурка на поле.

Американский художник-реалист Эндрю Уайет

Продолжая тему об американских художниках, начатую в статье о Джорджии О’Кифф, я хочу рассказать о замечательном американском художнике Эндрю  Уайете (Andrew Newell Wyeth). Надеюсь, вы согласитесь, что его произведения, да и сама жизнь художника представляют  ваби-саби в чистом виде. 

Эндрю Уайетю Полная луна. 1982.

Эндрю Уайет — один из самых обожаемых и, вместе с тем, один из самых недооцененных американских художников XX века. Уайет писал в реалистичной манере — в эпоху модернизма это была огромная смелость. Критики упрекали его в отсутствии воображения, в том, что он потакает вкусам домохозяек в том, что дискредитировал художественный реализм.

Эндрю Уайет. Альваро и Кристина. 1968.

Эндрю никогда не был модным художником: зачастую, покупая его картины, кураторы музеев старались делать это без лишнего шума — чтобы не прослыть ретроградами и сохранить реноме. Что касается домохозяек, то они отвечали Уайету взаимностью. Его выставки проходили с неизменными аншлагами. «Публика любит Уайета, — писали в 1963-м году в одной нью-йоркской газете, — за то, что носы у его героев там, где им полагается быть».

Эндрю Уайет родился в 1917 году в  городке Чеддс-Форд в Пенсильвании. Его отец — Ньюэлл Уайет был известным иллюстратором. Известным настолько, что в его деревенский дом  приезжали погостить такие знаменитости, как Скотт Фицджеральд и Мэри Пикфорд.

Нюэлл  делал все, чтобы разбудить в своих детях воображение и творческое начало.

У  него были десятки учеников. Неудивительно, что Эндрю начал рисовать едва ли не раньше, чем произнес первое слово. Эндрю Уайет всегда называл отца в числе своих учителей первым. Тем не менее, он быстро понял, что в творческом смысле ему с Ньюэллом не по пути.

Эндрю Уайет. Ветер с моря. 1947.

Реальность влекла Эндрю Уайета сильнее книжных фантазий. Однако «волшебное» детство не прошло даром: в незатейливом северном пейзаже, в простых обветренных лицах соседей, в паутине заиндевевшей сорной травы он умел разглядеть что-то таинственное, иррациональное и нередко пугающее.

Художник : предпочитал маслу акварель и темперу; находил поэзию, философию и магию, которой щедро сдобрен его реализм, в лицах соседей, друзей и пейзажах, открывающихся из окна.

Эндрю Уайет. Мартовские иды. 1974.

Когда Эндрю было 28, автомобиль его отца столкнулся на железнодорожном переезде с товарным составом. С тех пор в его полотнах почти всегда угадывалось ощущение утраты.

Не будет большим преувеличением сказать, что Уайет жил затворником. Он не реагировал на нападки критиков, сторонился светской суеты и, казалось, не замечал, что за окнами ревет и беснуется двадцатый век. Однажды Уайету поставили в упрек, что его модели не носят наручных часов — вот как здорово, по мнению столичных искусствоведов, он опоздал на поезд.

Эндрю Уайет. Весенний выпас. 1967.

Эндрю Уайет очень дорожил уединенным и размеренным образом жизни. Он редко покидал Чеддс-Форд (делая исключения для своего летнего дома на океанском побережье штата Мэн). Художник рисовал только эти два места. Он делал портреты только жителей этих городков — своих друзей и соседей. Так что если говорить о “мире Эндрю Уайета” в терминах географических, то он — крошечный. Но другая особенность Эндрю была в том, что он находился в долгих, теснейших отношениях и с людьми, которых он писал, и с их домами, и с видами, которые открывались из их окон. И испытывал сильнейшие чувства ко всем своим объектам.

«Из путешествия человек возвращается не тем, что прежде, — говорил он

— Я никуда не езжу, потому что боюсь утратить что-то важное — возможно, наивность»

Эндрю Уайет. Яблоки, тронутые морозом. 1967.

Всенародная любовь и признание критиков все-таки настигли художника. Когда схлынула волна повального увлечения абстракционизмом, стало ясно, что у домохозяек — отменный вкус, что старым лодкам тоже есть, что рассказать, что Эндрю Уайет — один из самых ярких и важных художников в человеческой истории. В 2007-м он получил из рук президента Буша-мл. Национальную медаль — высшую награду Америки в области искусств.

Эндрю Уайет. Морские сапоги. 1976.

Эндрю Уайет. Доктор Син. 1981.

В 2009-м Эндрю Уайет умер во сне в возрасте 91 год. Разумеется, в своем доме в Чеддс-Форд. Незадолго до смерти он сказал:

«Когда я умру, не беспокойтесь обо мне. Я не думаю, что буду присутствовать на своих похоронах. Помните об этом. Я буду где-то далеко, идти по новому пути, который в два раза лучше прежнего».

Галерея — Эндрю Ньюэлл Уайет. Работы

О работе «Мир Кристины» художника можно почитать в статье Мир Кристины. Завершение рассказа об Эндрю Уайете смотрите в статье Бетси и Хельга.

2019-12-19T13:35:14+03:00Рубрики: Искусство, Лучшее||

Другие изображения Кристины Олсен

У Эндрю Уайета были и другие портреты Кристины. Художник также рисовал её, сидящей у открытой двери фермы. Её худая фигура совсем не выглядит беспомощной. Во всём образе чувствуется спокойствие и умиротворение. Особую роль играет дующий ей в лицо ветер, который можно заметить по развевающимся волосам Кристины.

Эндрю Уайет. «Кристина Олсон». 1947 г. Галерея Кёртис, Миннеаполис

Одна из самых важных работ называется «Герани». На этой картине Кристины почти не видно, заметен лишь отсвет на её полосатой рубашке. Художник отмечал, что женщина всегда появлялась в странное время и в странных местах. Великий английский живописец Джон Констебл говорил:

Эндрю Уайет «Герани» 1960 г.

Одна из лучших картин мастера — «Ветер с моря» — также имеет отношение к Кристине. Однажды Уайет зашёл на второй этаж её дома, куда она не поднималась и где не убирались…

Эндрю Уайет. «Ветер с моря»

Картины Эндрю Уайета долгое время оставались малоизвестными и невостребованными, пока «Мир Кристины» не приобрёл Нью-Йоркский Музей современного искусства (МСИ). После этого популярность картины быстро стала расти, а её автор приобрёл мировую славу. Сейчас полотна художника считаются образцом современного американского изобразительного искусства.

Некоторые работы

  • В 1948 году он написал «Мир Кристины»картину размером 81,9 × 121,3  см, которая быстро стала известной. На нем изображена молодая женщина-инвалид, лежащая спиной на безлюдном лугу, а на горизонте — дом. В этом произведении заключена огромная сила внушения, присущая его автору. Атмосфера там странная, осанка персонажа напряженная. Мы чувствуем угрозу в этом пейзаже. Уайет показывает мир неуверенности и ожиданий.
  • Леджания , 1952 г., сухая кисть, бумага 35 × 54,6  см .
  • Жареные каштаны. Под патрон Наутилус , 1956 г.
  • «Молодой Бык» , 1960 год, эта картина тщательного реализма источает необычайную силу выражения. Цвета сдержанные, нейтральные, в той же гамме тонов. Бык подчеркивает замкнутость. За невысокой стеной тянется пустой мир, мертвое дерево и бордель. Само небо пусто. Несколько теней показывают нам, что действие происходит в начале или в конце дня. Эта картина — отражение мира с туманной душой.
  • Морской сундук Адам , 1963 год.
  • Скиталец , 1964 год, на нем изображен бродяга-мужчина. Его внешний вид, потрепанная и грязная текстура куртки и трикотажа дают нам эту подсказку. Световые эффекты, нарисованные художником, подчеркивают болезненное достоинство лица.
  • В студии , 1965 год.
  • Ганнинг Рок , 1966 год.
  • Сири Эриксон , 1969 год.
  • Анна Куэрнер , 1971 год.
  • Ногешик , 1972.
  • Приятное платье , 1973 г.
  • Дочь , 1975 год.
  • Голубая шапка , 1976.
  • Обнаженные , 1977.
  • Дневной сон , 1978 год.
  • Джек Лайт , 1980 год.

Рекомендации

  1. Мериман, Ричард (1996). Эндрю Уайет: тайная жизнь. Нью-Йорк: Издательство HarperCollins. п. 21. ISBN  978-0060929213.
  2. Андерсон, Нэнси К .; Брок, Чарльз (2014). Эндрю Уайет: смотрит, смотрит внутрь. Нью-Йорк: распределенные художественные издательства. С. 82–85. ISBN  978-1938922190.
  3. Гезельбрахт, Раймонд Х. (1974). «Призраки Эндрю Уайета: значение смерти в трансцендентальном мифе Америки». Ежеквартальный вестник Новой Англии. 47 (1): 19–20. JSTOR  .
  4. ^ Андерсон, Нэнси К .; Брок, Чарльз (2014). Эндрю Уайет: смотрит, смотрит внутрь. Нью-Йорк: Distributed Art Publishers, Inc., стр. 19–27. ISBN  978-1938922190.

Рекомендации

  1. Мериман, Ричард (1996). Эндрю Уайет: тайная жизнь. Нью-Йорк: Издательство HarperCollins. п. 21. ISBN  978-0060929213.
  2. Андерсон, Нэнси К .; Брок, Чарльз (2014). Эндрю Уайет: смотрит, смотрит внутрь. Нью-Йорк: распределенные художественные издательства. С. 82–85. ISBN  978-1938922190.
  3. Гезельбрахт, Раймонд Х. (1974). «Призраки Эндрю Уайета: значение смерти в трансцендентальном мифе Америки». Ежеквартальный вестник Новой Англии. 47 (1): 19–20. JSTOR  .
  4. ^ Андерсон, Нэнси К .; Брок, Чарльз (2014). Эндрю Уайет: смотрит, смотрит внутрь. Нью-Йорк: Distributed Art Publishers, Inc., стр. 19–27. ISBN  978-1938922190.

Творчество

Дом принадлежал друзьям Уайета Кристине и Альваро Олсонам, которые жили на побережье Мэн. Окно находилось в заброшенной комнате на третьем этаже. Кристина Олсон была частой моделью для Уайета и известна своей картиной. Мир Кристины примерно год спустя. Открыв слуховое окно, чтобы охладить чердак, на котором он работал, Уайет был вдохновлен тем, как входящий ветер оживлял рваные шторы. Пытаясь запечатлеть момент, он сделал набросок на том же листе бумаги, которым рисовал Олсона.

Следуя первоначальному эскизу, Уайет несколько месяцев изучал окно из различных материалов. Изображения перекрытия эскиза Олсона и других исследований в различных материалах представлены в книге Андерсона и Брока. которые показывают исследование Уайета драпировки и композиции.

Творчество

Дом принадлежал друзьям Уайета Кристине и Альваро Олсонам, которые жили на побережье Мэн. Окно находилось в заброшенной комнате на третьем этаже. Кристина Олсон была частой моделью для Уайета и известна своей картиной. Мир Кристины примерно год спустя. Открыв слуховое окно, чтобы охладить чердак, на котором он работал, Уайет был вдохновлен тем, как входящий ветер оживлял рваные шторы. Пытаясь запечатлеть момент, он сделал набросок на том же листе бумаги, которым рисовал Олсона.

Следуя первоначальному эскизу, Уайет несколько месяцев изучал окно из различных материалов. Изображения перекрытия эскиза Олсона и других исследований в различных материалах представлены в книге Андерсона и Брока. которые показывают исследование Уайета драпировки и композиции.

«Мир Кристины» Эндрю Уайет, 1948 год

Этот портрет считается одним из самых загадочных в истории живописи. Он смог прославить художника Эндрю Уайета и его модель на весь мир.

«Мир Кристины» Эндрю Уайет, 1948 год

На картине изображена Кристина Олсон, соседка Уайета по летнему дому в окрестностях города Кушинг штата Мэн. Художник хорошо знал её, и она охотно соглашалась позировать.

С детства Кристина мучилась непонятной неврологической болезнью. К 26 годам она почти не ходила самостоятельно и не могла работать руками. С годами женщина и вовсе потеряла чувствительность стоп и кистей. Но всё же она дожила до 74 лет и скончалась в 1968 году.

Картина «Мир Кристины» создана в 1948 году. В то время Кристине Олсон было уже за 50. Но мы видим на холсте молодую девушку — для неё художнику позировала его жена Бетси. Уайат создавал портрет не самой Кристины, а её души, которая была заложницей больного тела.

Важно отметить, что женщина могла бы передвигаться на инвалидном кресле, но тогда бы ей пришлось привлекать своих близких, а она этого не хотела. Всё свою непростую жизнь Кристина обслуживала себя сама

Она так и ползала всё время по дому и ферме. Эндрю Уайет бесконечно восхищался целеустремленностью и силой духа этой женщины.

Как возникла идея «Мира Кристины»

Однажды Энди Уайет выглянул в окно своего летнего дома в штате Мэн, близ города Кушнер.

И увидел на поле женскую фигуру. Она лежала и видимо отдыхала. И вдруг фигура встрепенулась и … поползла в сторону виднеющейся вдали фермы. Она цеплялась за землю пальцами и волочила за собой свои ноги.

Уайет понял, что это его соседка Кристина Олсон. Он знал, что она частично парализована. Но не ожидал, что она вот так, без инвалидной коляски и сопровождающих передвигается по окрестностям.

Сначала он испытал приступ жалости и хотел броситься помочь. Ведь эта фигурка в розовом платье и болезненной худобой была похожа на омара. Выброшенного на берег и раздавленного безжалостным сапогом. Но он был жив и изо всех сил продолжал ползти в искореженной скорлупе…

Но что-то остановило художника. Он не бросился на помощь. Он понял, что этой женщине она не нужна. Это был её каждодневный вызов судьбе.

Первый взгляд на «Мир Кристины»

Картины Уайета интровертны. Они «не кидаются в объятия» зрителю с первого взгляда. Потому что в них нет яркости.

Выжженная трава. Некрашеные, ветхие дома. Ветер. Один-два предмета. Редко люди. Как на картине “Ветер с моря”.

Эндрю Уайет. Ветер с моря. 1947 г. Национальная галерея Вашингтона, США. Artchive.ru.

Вы не увидите в них главного с разбегу. Вам нужно постоять, приглядеться. И только через какое-то время Вы рассмотрите то, что «спрятано» во втором слое картины.

Я сама на себе это испытала.

Я увидела «Мир Кристины», когда ничего не знала ни о художнике, ни тем более о какой-то там Кристине. И, конечно, картина сразу мне НЕ раскрылась.

Мне показалось, что передо мной стройная девушка с густыми волосами, отдыхающая в праздной позе. Она как будто выразительно поддалась вперёд

На фоне блеклого пейзажа, видимо, чтобы не отвлекать внимание от девушки

И только приглядевшись, меня словно холодом обдало. Как я могла увидеть праздность?

Волосы грязны и нерасчесаны, отсюда и иллюзия густоты.

Эндрю Уайет. Мир Кристины (фрагмент). 1948 г. МОМА. Artchive.ru.

Какая там стройность! У девушки болезненная худоба.

В волосах – виднеется проседь. Да это вовсе и не девушка (Кристине на тот момент было за 50)…

Потом я пригляделась к её пальцам. Они, серые от пыли, впиваются в землю. В этом явно нет ничего романтичного. Это борьба и большое усилие…

После этого открываешь компьютер и читаешь о картине…

Вот так постепенно она раскрылась. Не сразу. Но поразив до глубины души.

Сюжет картины

Полулежащая на земле фигура девушки в розовом платье выглядит «как высохшая раковина омара, выброшенная на берег и раздавленная». Именно так художник описывал то потрясение, которое испытал однажды видя Кристину, ползущую в сторону дома. Но в то же самое время эта беспомощная женщина, кажется, черпает энергию из земли: её руки напряжены и неестественно выгнуты, а тело выражает стремление вперёд.

Художник нарисовал ферму Олсонов таким образом, что она видна снизу. С точки зрения ползущей девушки расстояние до неё кажется непомерно огромным. Но бесконечная, выжженная солнцем земля, оборачивается панорамой мироздания, наполняя жизнью фигуру Кристины.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: