Дева Мария в искусстве
Вознесение Девы Марии не упоминается в Новом Завете , но появляется в апокрифической литературе 3-го и 4-го веков, и к 1000 году в Западной церкви широко верили , хотя и не являлись формальной католической догмой до 1950 года . Впервые он стал популярным предметом в западном христианском искусстве в 12 веке, наряду с другими сюжетными сценами из Жизни Богородицы и Коронации Богородицы . Эти «марианские» подданные особенно поощрялись Цистерцианским Орденом и Сен- Бернаром Клервоским (ум. 1153).
Литературные рассказы с более подробными сведениями, такими как присутствие апостолов , появлялись в позднесредневековых произведениях, таких как Золотая легенда , и сопровождались художниками. К концу средневековья большие и многолюдные запрестольные образы дали художнику возможность проявить виртуозность в композиции, колорите и позе фигур. После Реформации он использовался для утверждения католической позиции, отвергнутой протестантами.
Выставки
- По, Салоны бывшего Асиле де По, Картины, принадлежащие наследникам покойной госпожи. Младенец дон Себастьян де Бурбон и Браганса, сентябрь 1876 г., кот. 668.
- Мадрид, Национальный музей Pintura y Escultura, Exposición de las obras работы Доменико Теотокопули, ламадо Эль Греко, 30 апреля — 31 июля 1902 г., кат. 6.
- Институт искусств Чикаго, Век прогресса, 1 июня — 1 ноября 1933 г., кат. 169, пл. 25.
- Институт искусств Чикаго, Век прогресса, 1 июня — 1 ноября 1934 г., кат. 70.
- Париж, Гран-Пале , Греко, 14 октября 2019 г. — 10 февраля 2020 г., кат. 73.
- Институт искусств Чикаго, Эль Греко: амбиции и вызов, 7 марта — 21 июня 2020 г., кат. 14.
Происхождение
Картина была заказана для монастырской церкви Санто-Доминго-эль-Антигуо в Толедо доном Диего де Кастилья в 1577 году. Успение Пресвятой Богородицы оставалось в церкви более 200 лет.
Около 1830 года картина была продана инфанту дона Себастьяна Габриэля де Бурбон-и-Браганса в Мадриде. В 1835 году испанское правительство конфисковало картину у него и установило в Национальном музее Тринидада в Мадриде, однако в 1861 году картина была возвращена Дону Себастьяну. После смерти Дона Себастьяна в 1875 году его наследники начали продавать работы из его коллекций. Картина принадлежала его вдове, инфанте Марии Кристине де Бурбон, до ее смерти в 1902 году, а затем в 1902–1904 годах была одолжена наследниками Инфанты музею Прадо в Мадриде.
В 1904 году американская художница Мэри Кассат убедила известного парижского торговца произведениями искусства Поля Дюран-Рюэля купить картину на средства, предоставленные Х.О. Хавмейером. В 1906 году картина была продана Художественному институту Чикаго .
Портрета кардинала
Эль Греко
Хотя Эль Греко был известен своими религиозными и запрестольными работами, отражающими сущность испанского фундаментализма того времени, он также являлся выдающимся портретистом, чьи картины стоят наряду с произведениями Диего Веласкеса и Ван Дейка. Живописный стиль Греко был сформирован рядом различных факторов, в том числе его изучением иконописи, традиционного византийского искусства и маньеризма, интересом к венецианской живописи, а также влияниям испанской мистики в городе Толедо. Кроме того, мастер заимствует некоторые приемы работы с цветом у Тициана, драматичность освещения у Тинторетто, искажение тел у Пармиджанино и композиционные особенности у Микеланджело, оставаясь при этом прекрасным мастером, со своеобразным стилем.
Описание портрета
Фернандо Ниньо де Гевара, чей портрет изображен на полотне, являлся одним из самых выдающихся деятелей Испании, служил в качестве Великого Инквизитора, архиепископа и президента канцелярии Гранда. После смерти, кардинал был погребен в монастыре Толедо Сан-Пабло. Считается, что этот портрет создавался для украшения его могилы. Фернандо являлся одним из ряда высокопоставленных людей, работая с которыми Эль Греко стал известен как один из лучших портретистов эпохи.
Это картина увлекательна по нескольким причинам, в частности, благодаря необычному отношению художника и кардинала. За девять лет до создания этого портрета, Эль Греко лишается заказов со стороны представителей власти, однако, по-прежнему находит признание и восторженность среди покровителей со стороны церквей и монастырей Толедо. Но в центр общего внимания он не попадает. С точки зрения художника заказ для влиятельного и известного Фернандо Ниньо де Гевары следовало сделать максимально лестным, представляя кардинала в наиболее выгодном свете. Вместо того, греческий живописец создал произведение, поражающее болезненной честностью и реализмом.
Обычно Эль Греко подписывал свои работы фразой «Доменико Теотокопулос сделал это». В этом портрете подпись художника можно видеть на листочке бумаги, лежащем в ногах кардинала.
Кардинал изображен сидящим на бархатном кресле в малиновой мантии, а его фигура слегка наклонена по диагонали, что добавляет большей глубине композиции. Руководитель испанской инквизиции смотрит на нас сквозь очки, и окружается символами своего высокого положения. Восхитительный наряд усиливает ледяная выдержка и отстраненность этого безжалостного генерала-инквизитора, пообещавшего преследовать еретиков повсюду.
При ближайшем рассмотрении, однако, видно, что Эль Греко издевается и насмехается над кардиналом, поскольку все внимание зрителя фокусируется на неживой декоративности. Огромное внимание уделяется цвету, складкам, драпировке одежд и другим деталям, изображенным в мельчайших подробностях
Сам же инквизитор занимает гораздо меньше места, и несмотря на пышные облачения, представлен маленьким человеком. Его характер также подвергается критике. Кардинал будто прячется за стеклами очков.
Портрет Парависино, например, содержит совершенно иной настрой и является более романтичным.