Медея

Страшная месть царевны Медеи

Увы, самоотверженность и безумная страсть Медеи не принесли ей счастья. Ясон однажды встретил Главку, коринфскую царевну, которую полюбил всем сердцем. Не раздумывая, он тут же сообщил о решении жениться на Главке.

Медея, которая к тому моменту воспитывала детей, рождённых от Ясона, обезумела от ревности. Своей сопернице она послала подарок – отравленную накидку необыкновенной красоты. Когда Главка набросила на плечи тонкую ткань, одежда тут же вспыхнула, превратив девушку в пепел. Погиб и царь-отец, пытавшийся спасти дочь.

Шарль Андре Ван Лоо «Ясон и Медея», 1759 годМестонахождение картины: Музей изящных искусств, По, Франция

Ясон проклинал свою могущественную супругу, а Медея понимала, что его любовь навсегда потеряна для неё. В отчаянии она попросила своего деда, солнечного бога Гелиоса, прислать колесницу, на которой она бы смогла оставить прежний мир. Эта мольба была услышана и, улетая, Медея говорит Ясону, что убила своих детей, его потомков, которых возненавидела за унаследованные от него черты.

Медея – один из самых жутких женских образов в мифах грековЭжен Делакруа «Медея и ее дети», 1862 годМестонахождение картины: Музей Лувр, Париж, Франция

Несмотря на все ужасы, совершённые Медеей, я бы хотела сказать несколько слов в её пользу. Исследователи утверждают, что в изначальной версии мифа убийцами детей Ясона выступают коринфяне, выступившие на стороне другого правителя. Медее же пришлось скрыться, чтобы спасти собственную жизнь. В поздней версии Еврипид несколько изменил сюжет, чтобы обелить жителей Коринфа. Если всё было действительно так, то Медея напоминает более жертву, чем преступницу.

Значение притчи

В целом экзегетика этого места в писании достаточно очевидна: существуют вечные ценности, которые всегда актуальны, и именно они должны занимать приоритетное место в жизни христианина. Что касается бытовых и других обязанностей, то, речь, конечно же, не идет о том, чтобы ничего не делать вовсе. Но в ситуации выбора этот отрывок Евангелия учит верующего избирать главное. Другими словами, Христос у Марфы и Марии не призывает категорически к отказу от повседневных забот, но говорит о необходимости четкого осознания вечного и временного, абсолютного и относительного. В каждом человеке, особенно среди последователей каких-либо религий, духовных учений и практик, есть на уровне субличностей своя Мария и своя Марфа. От того, чей голос более слышен и авторитетен человеку, зависит качество его жизни, осмысленность и внутреннее, духовное развитие. И при встрече со своим Христом, то есть, когда речь в жизни заходит о вечных, высших ценностях, необходимо отдавать себе отчет, правильный ли образ действия был избран, потому что, заботясь об «угощении», рискуешь сам остаться без того, что Иисус называет «хлебом вечной жизни».

Мария Магдалина

У людей пред праздником уборка.
В стороне от этой толчеи
Обмываю миром из ведерка
Я стопы пречистые твои.

Шарю и не нахожу сандалий.
Ничего не вижу из-за слез.
На глаза мне пеленой упали
Пряди распустившихся волос.

Ноги я твои в подол уперла,
Их слезами облила, Исус,
Ниткой бус их обмотала с горла,
В волосы зарыла, как в бурнус.

Будущее вижу так подробно,
Словно ты его остановил.
Я сейчас предсказывать способна
Вещим ясновиденьем сивилл.

Завтра упадет завеса в храме,
Мы в кружок собьемся в стороне,
И земля качнется под ногами,
Может быть, из жалости ко мне.

Перестроятся ряды конвоя,
И начнется всадников разъезд.
Словно в бурю смерч, над головою
Будет к небу рваться этот крест.

Брошусь нá землю у ног распятья,
Обомру и закушу уста.
Слишком многим руки для объятья
Ты раскинешь по концам креста.

Для кого на свете столько шири,
Столько муки и такая мощь?
Есть ли столько душ и жизней в мире?
Столько поселений, рек и рощ?

Но пройдут такие трое суток
И столкнут в такую пустоту,
Что за этот страшный промежуток
Я до воскресенья дорасту.

Борис Пастернак, 1949

Тропарь, глас 1:

Христу нас ради от Девы рождшемуся честная Магдалина Мария последовала еси, того оправдания и законы хранящи: темже днесь всесвятую твою память празднующе, грехов разрешение молитвами твоими приемлем.

Кондак, глас 3:

Предстоящи преславная у креста Спасова со иными многими, и Матери Господни состраждущи, и слезы точащи, сие в похвалу приношаше глаголющи: что сие есть странное чудо; содержай всю тварь пострадати изволи: слава державе Твоей.

Молитва святой равноапостольной Марии Магдалине:

О святая мироносице и всехвальная равноапостольная Христова ученице Магдалино Марие! К тебе, яко верней и мощней о нас к Богу ходатаице, грешнии и недостойнии, ныне усердно прибегаем и в сокрушении сердец наших молимся. Ты в житии своем страшныя козни бесовския испытала еси, но благодатию Христовою явно тех свободилася еси, и нас молитвами твоими от сети бесовския избави, да выну во всем житии нашем делом, словом, мыслию и тайными помышлении сердец наших верно послужим единому Святому Владыце Богу, якоже Тому обещалися есмы. Ты паче всех благ земных сладчайшаго Господа Иисуса возлюбила еси и Тому чрез все житие добре последовала еси, Божественными учении Его и благодатию не токмо свою душу питающи, но и множество людей от тьмы языческия ко Христа чудному свету приводящи; то ведуще, просим тя: испроси нам у Христа Бога благодать просвещающую и освящающую, да, ею осеняеми, преуспеваем в вере и благочестии, в подвизех любве и самоотвержения, да неленостно тщимся служити ближним в их нуждах духовных и телесных, памятующе пример твоего человеколюбия. Ты, святая Марие, бодренно благодатию Божиею протекла еси житие на земли и мирно отшла еси во обители Небесныя, моли Христа Спаса, да молитвами твоими сподобит нас непреткновенно совершити странствие наше в сей юдоли плача и в мире и покаянии скончати живот наш, да тако и в святости на земли поживше, вечныя блаженныя жизни на Небеси сподобимся и тамо с тобою и всеми святыми вкупе выну восхвалим Троицу Нераздельную, воспоим Едино Божество, Отца и Сына и Духа Всесвятаго, во веки веков. Аминь.

По материалам: hram-troicy.prihod.ru, pravmir.ru

Святые мощи

Считается, что до XI в. мощи пребывали при храме константинопольского монастыря св. Лазаря. После Крестовых походов католиками были взяты многие христианские святыни Востока. С XI-XII вв. честные останки множества угодников Божиих, разделенные на части, встречаются во многих храмах Запада. Та же участь постигла мощи св. Марии. Сейчас их части есть как на Западе, так и на Востоке.

Западная Европа

Свт. Димитрий Ростовский полагал, что мощи, кроме главы, находятся в храме св. Иоанна Латеранского (Рим). Однако, это не совсем так. Части мощей известны также:

  • в аббатстве Везле (уничтожены протестантами во время Реформации XVI в.);
  • в Риме в храме Сан-Джованни-деи-Фиорентини – здесь можно увидеть стопу св. Марии в серебряной раке; ее изготовил неизвестный мастер XVII в., подставку под реликварий – знаменитый скульптор, ювелир Бенвенуто Челлини (XVI в.)
  • в церкви, посвященной святой, города Сен-Максимен-да-Сент-Бом французской области Прованс; здесь находится глава святой; во время религиозных войн верующие смогли спасти ее от уничтожения.

На Востоке

Местом нахождения частей мощей угодницы Божией считаются Иерусалим, Ливия, ряд греческих обителей, включая монастыри горы Афон:

  • часть десницы находится в храме Гроба Господня; другие части правой руки святой – святыни монастыря Икосифинисса (горы Пангей в Греции) и так называемого «Сирийского монастыря» из ливийской долины Вади-эн-Натрун;
  • левая рука святой с середины XVII в. была одной из главных святынь афонской обители Симонопетра; от нее засвидетельствовано множество чудес; в 1747 г. святыню похитили пираты, она оказалась в Ливии; выкупить мощи удалось лишь через 20 лет;

Интересный фактДлань св. Марии известна множеством чудотворений: так, после молебна перед мощами в 1911 и 1912 гг. погибли гусеницы и саранча, уничтожавшие урожай на полуострове Халкидики и близ Фессалоники, дважды – в 1945 и 1947 гг. – монастырь был спасен от лесных пожаров. Последний приезд святыни в Россию состоялся 2 сентября 2006 г.

малые частицы честных мощей можно увидеть также по крайней мере в 20 обителях Афона, материковой Греции, островов Патмос, Эвбея.

Притча от Луки

Автор третьего Евангелия передает историю о сестрах, как поучительное наставление, ключевыми символическими фигурами в которой являются Марфа и Мария. Притча строится как рассказ о Христе, который пришел в гости к упомянутым женщинам и стал наставлять их в Божьей воле. Марфа между тем готовила угощение, чтобы оказать другу необходимое гостеприимство, а Мария сидела возле Иисуса и, ни на что не отвлекаясь, слушала его наставления. Хлебосольную сестру это обстоятельство вывело из себя, и она пожаловалась Христу, что Мария оставила ее одну на кухне заниматься трапезой, а сама предалась разговорам

Иисус отреагировал на это неожиданно – он осадил Марфу, заявив, что ее хлопоты — это житейская суета, не имеющая большого значения, тогда как Мария выбрала то, что действительно важно и необходимо человеку, а именно слушание Воли Божией. Он назвал поведение младшей сестры благой частью, добрым выбором

Любовь, граничащая с безумием

Любовь Медеи была безгранична. Вместе с Ясоном она крадёт золотое руно и, взяв с собой младшего брата, покидает родные края. Поскольку Ээт не дал своего согласия на брак дочери, он бросился в погоню за «Арго», на котором ушли аргонавты.

И в описании этого эпизода я впервые замечаю безграничную жестокость и одержимость, которые свойственны Медее. Чтобы задержать своего отца, настигающего корабль Ясона, женщина убивает своего брата. Его тело она рубит на части и постепенно выбрасывает их за борт. Ээт вынужден был остановиться, чтобы подобрать останки сына, а потому «Арго» успешно ушёл от погони.

Во время долгого пути Медея успешно прошла через многие испытания. Часть команды предлагала отдать царевну отцу, если она не является женой Ясона. Не раздумывая, Медея согласилась на брак, чтобы всегда быть рядом с возлюбленным.

По дороге одна из союзниц Ясона, Аталанта, серьёзно заболела, но Медее удалось исцелить её благодаря тайным магическим знаниям. Остановку «Арго» сделал и у дальнего острова, принадлежавшего тётке Медеи, волшебнице Цирцее (Кирке). Это была вынужденная мера, поскольку царевна хотела снять с себя и Ясона грех убийства, что им и помогла сделать Цирцея.

Жан-Франсуа Детруа «Клятва Ясона Медее в вечной любви», 1742-1743 годМестонахождение картины: Лондонская национальная галерея, Великобритания

Когда Ясон прибывает на родину, в Иолк, там по-прежнему правит его дядя Пелий. Племянник продемонстрировал ему добытое золотое руно, однако царь отказался уступить престол. И снова Медея превращает себя в оружие возлюбленного. С помощью магии она внушает дочерям Пелия страшные мысли. Не помня себя, они убивают отца, хотя руководят ими благие намерения (Медея сказала, что так можно вернуть человеку молодость).

После совершённого тяжкого преступления Медее с Ясоном необходимо было скрыться, и лучшим вариантом для беглецов стал Коринф. Поразительно, но там Медее удалось изобрести целебный состав, что мог возвращать молодость людям. Предания рассказывают, что она сделала молодым Эсона, отца своего супруга.

Коррадо Джакинто «Медея омолаживающая Эсона»,1760 годМестонахождение картины: Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

Марфа и Мария возможно были участницами Вечери в Вифании


В католической традиции Марию отождествляют с Марией Магдалиной В Евангелии есть рассказ о том, как перед Пасхой Иисус пришел в Вифанию и остановился в доме у Симона прокаженного.

Одна из женщин обмазала Христу ноги (или голову, Евангелия не совпадают) миром и обтерла своими волосами. Миро — ароматическое масло, используется в богослужении.

Евангелие от Иоанна сообщает о том, что этой женщиной была Мария, сестра Марфы и Лазаря:

(Ин. 12:1-3)

Другие Евангелия не содержат имени помазавшей ноги Христу женщины. У Луки эта женщина именуется грешницей. Это позволило толкователям предположить, что Мария, сестра Марфы — и есть Мария Магдалина.

Работает

Ранняя работа

Кошмар , 1857 г.

Сэндис проявил большие навыки рисовальщика, добившись признания своей гравюрой «Кошмар» (1857), пародией на « Сэра Изумбраса» Джона Эверетта Милле в «Форде» . Карикатурист превратил лошадь сэра Исумбраса в смеющегося осла с надписью «JR, Oxon.», Понимаемой как отсылка к Джону Раскину . На осле сидел сам Милле в образе рыцаря, а Россетти и Холман Хант заменили двух детей, одного спереди и одного сзади. Карикатура, созданная с использованием нового процесса автографической литографии, вызвала много разговоров о том, кем может быть художник, и в конечном итоге представила Сэндис лондонскому арт-сообществу.

Россетти и Сэндис стали близкими друзьями, и с мая 1866 года по июль 1867 года Сэндис жила с Россетти в доме 16, Чейн-Уок , Челси . На творчество Сэндиса сильно повлияли работы Россетти. Он сосредоточился в основном на мифологических сюжетах и ​​портретах.

Рисунки и иллюстрации

Грейт-Ярмут и Брейдон-Уотер (1871), Тейт Британия

Гравюры на дереве
Некоторые из первых знакомств с учениями прерафаэлитов появились в таких журналах, как Once a Week , Cornhill Magazine , Good Words и Sunday Magazine . Сэндис начал рисовать в 1860-х годах для журнала Once a Week , журнала Cornhill , Good Words и других периодических изданий, на его работы оказали влияние Альбрехт Дюрер , Амброзиус Гольбейн и Альфред Ретель . В период с 1859 по 1866 год Сэндис сделал в общей сложности 26 экземпляров, но каждый из них был прекрасным представителем этого жанра, точно выгравированный профессиональными граверами по дереву, в том числе братьями Далзил и Джозефом Суэйном , и они достойны коллекционного портфеля. Чтобы граверы смогли успешно вырезать замысловатые иллюстрации на дереве, им нужно было начать с детального и ясного рисунка художника. Сэндис обладал глазом и талантом к точным деталям, намерением точно отразить предмет, обнаруживаемым в качестве его работ, одинаково впечатляющих как своими техническими деталями, так и своей образной точкой зрения.

Сэндис Смерть король Warwulf является примером его способности создавать рисунки , которые переведены хорошо для гравюр. Вихревые формы пламени, изгиб лодки, ее парус и окружающая его одежда короля создают ощущение движения. В центре внимания склоненная голова царя.

Его последняя гравюра на дереве была посвящена Данае в Медном зале . Он был выгравирован Суэйном для журнала Once A Week, но был запрещен редактором издания, несмотря на то, что Сэндис пользовался поддержкой издателей журнала на том основании, что это было слишком чувственно.

Рисунки мелом людей с буквами.
Он сделал несколько рисунков мелом известных литераторов, в том числе Теннисона , Браунинга , Мэтью Арнольда и Джеймса Рассела Лоуэлла .

Этюд для картин Этюд для Вивьен изображает возлюбленную Сэндис, Кеоми Грей, в роли Вивьен из поэмы Теннисона « Идиллии короля» . В стихотворении Вивьен — роковая женщина в истории короля Артура, который использовал свою внешность, чтобы соблазнить Мерлина, чтобы узнать его секреты. Ранее Сэндис использовал сказки о короле Артуре в качестве вдохновения для своих работ, таких как «Дочь короля Пеллеса» . Его тянуло к рассказам о женщинах, которые «соблазняют, ловят и уничтожают мужчин, таких как Елена Троянская , Морган Ле Фэй и Медея ». Сэндис изображает Вивьен красивой, уверенной в себе женщиной. Поставленное перед ней яблоко может относиться к истории Адама и Евы.

Этюд для осени , сделанный в 1860 году, является одним из многих этюдов, которые Сэндис сделал перед тем, как нарисовать « Осень», и свидетельствует о его мастерстве рисовальщика. Он запечатлел мельчайшие детали, такие как солдатская форма, растения и цветы. Этюд очень похож на готовую картину, за исключением того, что банка имбиря находится на переднем плане.

Картины

Мария Магдалина , ок. 1859, Художественный музей Делавэра

В начале 1860-х он начал выставлять картины, ставшие печатью его славы. Самыми известными из них являются Вивьен (1863 г.), Морган ле Фэй (1864 г.), Кассандра и Медея (1868 г.).

Почитание

Оно складывается не ранее VI в. – именно тогда документы упоминают о первых паломниках на родину святой.

В православии

К настоящему времени святая почитается как «равноапостольная», что означает признание ее выдающихся заслуг в проповеди Евангелия. Особые службы ей совершаются на день памяти, в Неделю жен-мироносиц.

Как почитают католики

Образ св. Марии не менее тысячелетия считался символом покаяния, так как святую отождествляли с Евангельской кающейся грешницей. Однако воздавать ей почести как «равноапостольной» начали совсем недавно.

3 июня 2016 г. Папа Франциск подписал декрет, по которому память святой становится «литургическим праздником». По словам понтифика, это «подчеркивает достоинство женщины, призывает к новой евангелизации и напоминает о величии тайны Божьего милосердия».

В исламе

Почитание св. Марии у мусульман отсутствует. Хотя они считают Евангельскую историю частью исламской, уважением пользуется только «Мать Иисуса», Богородица. Известно, что церковь в Магдале на месте дома св. Марии, возведенная императрицей Еленой, уничтожена именно во время господства здесь мусульман.

Иконы

Первые изображения святой известны с III в. Как правило, православные иконописцы пишут ее:

  • вместе с другими мироносицами у Гроба Спасителя; обычно в ее руках сосуд с благовониями;
  • предстоящей Кресту во время Распятия Спасителя; сюжет встречается сравнительно нечасто, как правило, при Кресте изображаются только Богородица и св. Иоанн Богослов;
  • иногда Марию можно увидеть на православных и католических иконах, изображающих Положение Христа во Гроб;
  • наконец, греческие мастера XVIII-XIX вв. заимствовали у католической традиции сюжет явления Воскресшего Спасителя Марии; она представлена припавшей к ногам Христа, облаченного белыми ризами Воскресения; иногда подобные иконы встречаются и в России.

В России

Особое почитание угодницы Божией здесь начинается с XIX в. Оно связано с тем, что супруги нескольких императоров тезоимениты святой.

В Москве существовало несколько церквей, все они были домовыми – при больницах, приютах. Одна из самых известных была при так называемом Вдовьем Доме, учрежденном самой императрицей Марией Феодоровной, женой Павла I, в начале XIX в. как приют для бедных вдов.

К настоящему времени по всей стране известно несколько десятков церквей, посвященных св. Марии, среди которых немало строящихся.

В Иерусалиме

Строительство этого храма также связано с Россией. Она посвящена памяти другой царицы, Марии Александровны, супруги Александра II, освящена в Иерусалиме 14 октября 1888 г. Она построена по инициативе начальника Русской Духовной миссии на Святой Земле, архим. Антонина (Капустина), а средства на строительство выделила царская семья. Самый крупный вклад, 100000 рублей сделал сын императрицы, Александр III.

Интересный фактНа освящении церкви присутствовали члены императорской семьи, включая великую княгиню Елисавету Федоровну. А в 1921 г. она, убитая большевиками, будет похоронена при этом храме вместе с келейницей, инокиней Варварой. С 1988 г. здесь образован женский монастырь, посвященный св. Марии Магдалине.

В Европе

Так как почитание святой как равноапостольной началось у католиков не более 5 лет назад, храмов, посвященных ей, в Европе относительно немного. При этом, например, из 5 церквей святой в Польше 2 принадлежат Польской Православной Церкви, но только 3 – собственно католические, а в Германии оба храма св. Марии – православные. Немного церквей святой в других странах. Среди наиболее известных:

  • во Вроцлаве; собор известен еще с XII в., несколько раз был разрушен; с XVI в. он был известен, как протестантский, ныне – католический; последняя реставрация проводилась после 2 мировой войны, когда здание в очередной раз сильно пострадало;
  • в Веймаре; православная церковь появилась с XIX в., она построена для дочери Павла I, принцессы Марии, тезоименитой святой;
  • в Париже; католический храм именуется «церковь Мадлен»; его строительство продолжалось около 80 лет, с 1764 по 1842; проект, посвящение церкви несколько раз менялись, ныне она представляет, по мнению специалистов, образец стиля «ампир»; на таком архитектурном решении настаивал Наполеон Бонапарт, считавший храм символом величия Франции.

В США

Храм святой находится в городе Солт-Лейк-Сити. Стиль ее архитектуры считается смешением неороманского и неоготического. Строительство проходило с 1900 по 1918 г., когда окончательно были достроены приделы, завершена роспись. На фресках храма св. Мария представлена помазывающей ноги Иисуса миром, то есть, по католической традиции, отождествляется с кающейся грешницей.

Сведения о сестрах находятся в Евангелиях от Луки и от Иоанна

Полностью притча о Марфе и Марии звучит так:

(Лк. 10:38-42)

Библия наполнена притчами, которые нужно правильно толковать.


Христос у Марфы и Марии рассказал о спасении души

Толкуют эпизод обычно следующим образом:

Христа приняла Марфа. Она была главной в доме: либо хозяйкой, либо старшей в семье. Приняла его вместе с учениками: Христос везде ходил вместе с ними.

То, что в притче про них не сказано, не должно беспокоить: Иисус как Сын Божий был главным и ему уделялось основное внимание. Марфа приняла Христа как странника, ведь Он не имел места жительства, проповедовал по Палестине и питался подаянием

Марфа приняла Христа как странника, ведь Он не имел места жительства, проповедовал по Палестине и питался подаянием.

Иисус вошел в дом и начал проповедь. В повествовании появляется третий персонаж притчи — сестра Марфы Мария.

Марфа продолжает исполнять обязанности старшей по дому. Ей надо накормить пришедшую компанию. Но делает это она одна: Мария внимает Христу, обратив свой слух и мысли к его речам и не хочет пропустить ни единого слова из Божественного Откровения.

Марфа откровенно не справляется. Долг странноприимства обязывает ее угодить гостям, но одной пары рук мало, тем более, что она хочет подать странникам «большое угощение». Ей нужна помощь сестры, которая сидит и слушает Иисуса.

Марфа просит Христа воздействовать на «непутевую» сестрицу.

Возникает противоречие: с одной стороны, очень нужные, но мирские дела. С другой, можно упустить слова учителя и не прийти таким образом к спасению.

Две сестры выражают Христу любовь, но по-разному: Марфа — исполняя долг гостеприимства, Мария — вниманием к его учению. Об этом и говорит Христос:. Противопоставление мирского и духовного войдет в Нагорную проповедь: нельзя служить одинаково двум господам, Богу и маммоне, т.е

нельзя с одинаковым усердием заниматься и духовными, и мирскими делами Христос благодарен Марфе, но обращает ее внимание на другую, духовную сторону дела, наставляет на путь к Высшему Благу. В Нагорной проповеди Он скажет:

Противопоставление мирского и духовного войдет в Нагорную проповедь: нельзя служить одинаково двум господам, Богу и маммоне, т.е

нельзя с одинаковым усердием заниматься и духовными, и мирскими делами Христос благодарен Марфе, но обращает ее внимание на другую, духовную сторону дела, наставляет на путь к Высшему Благу. В Нагорной проповеди Он скажет:

(Мф. 6:33)

И еще:

(Мф. 16:26)

Таким образом, Христос учит, чтобы мы внимали его учению и искали прежде всего спасения нашей бессмертной души.

Однако не стоит думать, что можно все бросить и ничего не делать. Не стоит думать о материальном в ущерб духовному, но и забывать своих обязанностей по отношению к близким, работе, делам не надо.

Примеры помощи

Известно о множестве чудес, совершившихся по молитве к святой еще в Средние века. Вот некоторые из них, приводимые сборником «Золотая легенда»:

  • во время кораблекрушения святая спасла беременную женщину, давшую обет отдать своего ребенка в посвященный ей монастырь; обет был исполнен;
  • слепой, шедший к мощам угодницы Божией, прозрел, едва его поводырь разглядел вдали монастырь, где они находились;
  • ведший греховную жизнь человек совершенно раскаялся после явления ему святой.

А вот случай исцеления души уже из современной жизни. Его приводит интернет-страница Спасского собора г. Кирова, где есть икона святой с частицей мощей.

В туристическую поездку на Святую Землю отправились Марина с дочерью Катей. Мать очень беспокоило то, что Екатерина стала равнодушна к вере. Не оправдала ожиданий и поездка, став больше туристической. Но на обратном пути, когда экскурсовод заговорила о посещения монастыря св. Марии Магдалины, кто-то из группы задал вопрос:

«А кто такая Магдалина?». Неожиданно, к удивлению матери, Катя встала, и, опередив экскурсовода, громко сказала: «Мария Магдалина – это мироносица, это ученица Господа нашего Иисуса Христа! Она не оставила Его во время страданий. Стояла при Кресте вместе с Богородицей и с другими женщинами, утешала и поддерживала плачущую Мать Христа, изнемогающую от боли за Сына! Вот она кто!». Праздные разговоры тут же стихли. Позже Катя сказала: «Мам, знаешь, мы вернёмся домой – и снова в храм сходим! Ты не думай, я всё помню: и Рождество, и лампадки, и как мы с тобой причащались – всё! Не знаю, почему так долго в храм не ходила… Какое-то прямо помрачение… А вот сейчас всё высказала – и поняла: я верю по-прежнему! Как будто туман какой-то в голове рассеялся – и всё стало ясно!»

Марию, которую не все понимали при земной жизни, многие не понимают и сейчас: ее ревность, горячую проповедь, нерассуждающую веру. Возможно она – самый яркий пример того, что значит быть святым, причастным иному миру, а значит – чуждым миру земному, насмехающемуся, иногда – кощунствующему. К таковым обращено слово св. Иоанна, духовного друга Марии:

«Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Ин. 4:4).

Наталья Сазонова

Иисус Христос и Мария Магдалина

Явление воскресшего Христа Марии Магдалине – это встреча двух друзей, ведь именно так относится Христос к своим последователям: «вы други Мои» — говорит Создатель мира через своих апостолов и нам. Но такую дружбу нужно заслужить преданностью, которую показала простая женщина из Магдалы, ничем не выдающаяся рядовая жительница.

Мария, едва рассвело, и кончился шабат – время покоя – была уже в гроте и обнаружила пустые пелены. Она испугалась и заплакала, так как подумала, что Христа украли и спрятали, а откровение о Его воскресении еще не было известно людям.

-Мария! – услышала она голос, который узнала бы из тысячи.

-Раввуни!

Что она чувствовала в тот момент, когда вместе с немыслимым и невообразимым Воскресением перед ней открывалась новая реальность с бесконечной жизнью и новым мировым устройством. Когда вмиг преобразилась привычная картина мира, и человеку стало доступно бессмертие, подаренное Искуплением. В первый момент она даже не узнала Его лицо – не помещалось в сознании, что все может быть настолько хорошо.

Вряд ли она в этот момент задумывалась о смысле произошедшего. Ведь главное, что Учитель рядом и их больше не разлучает смерть – что может быть важнее для любящего сердца.

«Я видела Господа!» – только и могла сказать Мария на вопросительный взгляд учеников. Это было невероятно. «Он воистину Сын Божий!» — как сложно было в это поверить после кровавого месива, в которое превратили Учителя «служители закона».

Значение воскрешения Лазаря

Для последователей исторического христианства, то есть православия, католичества, а также протестантизма, событие воскрешения Лазаря, описанное в Евангелии, воспринимается буквально, то есть как имевшее место быть. Мы же, оставив вопрос о его историчности за скобками, обратимся к богословской рефлексии. Во-первых, сама по себе эта история говорит о том, что Христос был не просто человеком. В повествовании он называет себя «жизнью» и «воскресением» и утверждает, что тот, кто верит в него – не умрет. Это подчеркивает неотмирность его подлинной природы – христиане считают, что Иисус Христос — это сам Всевышний Господь Бог, воплотившийся в образе человека. Власть Христа над жизнью и смертью, описанная в Евангелии, иллюстрирует и подчеркивает эту мысль. Святая Мария и ее сестра Марфа демонстрируют веру во Христа и по вере своей получают желаемое – воскрешение своего брата. Далее, его намеренное ожидание смерти и утверждение, что это событие было для славы Господа, говорит о том, что Бог проявляется себя в истории мира, и у него имеется промысел о каждом человеке. В принципе, на основании тех или иных стихов из данного отрывка можно извлечь еще много теологических выводов, но эти два – главнейшие.

Образ в искусстве

Писатели, художники, кинематографисты не могли обойти стороной образ Марии Магдалины. Как в любом творчестве, их произведения имеют выдуманные события и не претендуют на достоверность.

Фильмы

В конце февраля 2018 г. в Дублине состоялся премьерный показ фильма Гарта Дэвиса «Мария Магдалина» (Mary Magdalene). Кинолента рассказывает о трагичной судьбе девушки из бедной рыбацкой деревни, которая покинула семью, чтобы примкнуть к христианству. Мария – одна из ролей в мистической кинокартине «Код да Винчи» (2006 г.).

Эта святая как персонаж встречается во многих фильмах на религиозную тематику: «Иисус. Бог и человек», «Жизнь и страсти Христовы», «Библейские сказания: Мария Магдалина» и др. Образ мироносицы создавали О. Мутти, М, Беллуччи, И. Мирошниченко, Руни Мара, Ж.Бинош.

Музыка

На эстраде звучат песни, в названии которых имя Мария Магдалинаю Их исполняют Ф. Киркоров, А. Таргынов, Сандра, «Дедал грустит», группы JCSS, АСК, «Седьмая модель», но эти произведения не имеют отношения к святой мироносице. Это лирические песни о неразделённой земной любви между мужчиной и женщиной.

Однако есть произведения по Библейским мотивам. Это песни на стихи Светланы Копыловой и Марины Цветаевой, христианские композиции в исполнении матушки Надежды и ансамбля «Слово жизни Music».

В апреле 1873 г. французская публика услышала ораторию Жюля Масне, написанную по книге Э. Ренана о жизни Иисуса. Произведение имело успех, его высоко оценили маститые композиторы Чайковский, Бизе, Гуно. Вскоре ораторию инсценировали и в 1903 г. она превратилась в оперу.

Однако представленные события слегка отличалась от евангельских, за что либретто было подвергнуто критике. Ныне в репертуарах оперных театров это произведение исполняется редко.

Мария Магдалина – персонаж рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда», написанной американскими авторами. Её ария – одна из главных в этом произведении.

Литература

Многие классики мировой литературы обратились к образу Марии Магдалины в своём творчестве. О ней писал Р. М. Рильке («Пьета»), Пастернак («Магдалина»), М. Цветаева (цикл стихов), Н. Огарёв («Мария Магдалина»). С любимой ученицей Христа сравнивал свою возлюбленную Е. Баратынский. Поэму с названием «Магдалина» написали И Анненский (1875) и А. Мариенгоф (1919).

Романисты описывали святую мироносицу блудницей, погрязшей во грехе, либо целомудренной развратницей, стоящей выше апостолов. В романах Н. Казандзакиса «Последнее искушение Христа» и Ж. Сарамаго «Евангелие от Иисуса» женщина представлена женой Христа.

Заслуживает внимания ещё одно литературное произведение – «Евангелие от Марии». Это апокриф нашли в 1850 г. в Каире, а опубликовали в середине XX ст.

Живопись

Художники и иконописцы часто использовали образ этой великой женщины. На иконах святая изображена с сосудом для благовоний, на некоторых она ещё держит красное яйцо.

Есть списки, на которых святая обнимает ногу распятого Иисуса, присутствует при его положении в гроб, оплакивает Христа, изображена в числе других жён-мироносиц, в паре с Александром Невским (XIX в.).

Кающаяся Мария Магдалина (картина Тициана, 1565 г.).

Марию Магдалину изображали многие великие живописцы. Одно из таких полотен – «Кающаяся Мария Магдалина» – принадлежит кисти итальянского художника Тициана и находится в Государственном Эрмитаже.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: