Эжен делакруа (1798–1863)

Биография художника

Родился Эжен Делакруа 26 апреля 1798 года в небогатой семье. Его отец был чиновником, министром Батавской республики. В 1802 году его переводят на должность в Бордо, куда и последовала за ним вся семья. С сыном он провел немного времени, так как скончался, когда Эжену было около 7 лет. После смерти главы семьи будущий художник с мамой и остальными детьми переезжает в Париж, где поступает в лицей. В учебном заведении мальчик изучает литературу, музыку, а также знакомится с азами рисования.

В год, когда Эжену исполнилось 16 лет, умирает его мать, и он оказывается в небогатой семье своих родственников. Через год парень поступает в художественную школу, где изучает различные направления творчества и знакомится с именитыми творцами. По окончании своего обучения Делакруа решил поехать на время в Англию, чтобы познакомиться с шедеврами изобразительного искусства и литературы этой страны. Эжен Делакруа настолько вдохновился работами мастеров, что в его полотнах появляются более светлые и легкие тона.

Всю свою жизнь Эжен Делакруа, картины которого были и остаются достоянием и гордостью, творил для своего народа. Он постоянно находился в процессе изучения и совершенствования своей техники. Учился у старых мастеров, постоянно путешествовал и изучал новые техники живописи.

Эжен Делакруа, биография которого наполнена путешествиями и творческими процессами, умер в Париже от болезни, с которой он боролся длительное время. Трагедия произошла в 1863 году, когда художнику исполнилось 65 лет.

Цифры

Делакруа в течение нескольких недель показывает в своем дневнике желание попытаться уйти от академически обоснованных и мускулистых фигур его предыдущей работы « Данте и Вергилий в аду » . Два этюда, над которыми работал Делакруа в это время, «Голова женщины» и «Девушка, сидящая на кладбище », демонстрируют сочетание непреувеличенного моделирования и акцентированного контура, которое он стремился включить в свою большую работу. Однако окончательная обработка фигур в « Резне» менее последовательна, чем в этих двух исследованиях. Плоть мертвого (или умирающего) мужчины на переднем плане, например, сильно окрашена в цвет , контрастируя с более тональным моделированием обнаженной натуры справа и схематическим моделированием ребенка в
стиле Веронезе .

Резня на Хиосе

Эту картину размером четыре на три с половиной метра Эжен Делакруа писал полгода, а потом взял и полностью переписал за 15 дней! История длинная, страстная и отчаянная, так что обо всем по порядку. В сером, бесцветном Париже, истерзанном войнами и революциями, так не хватало ярких красок и эмоций. Делакруа ходил в гости к некоему господину Огюсту, художнику, который прокатился по Греции, Египту и Сирии и привез оттуда оружие, одежду, курительные принадлежности, посуду и ковры и, конечно, акварели. Казалось, что именно там, на Востоке, сосредоточена вся страсть и блеск этого мира. И так случилось, что именно в это время увлечения Востоком главным событием в парижских газетах становится великая Греция – Греция восстает против господства турок. Жители острова Хиос в мятеже не участвовали, но восставших поддержали, за что жестоко поплатились. В 1822 году здесь погибли 25 тыс. человек, а еще 45 тыс. были проданы в рабство. Кому-то удалось сбежать с острова, а немногих оставшихся в живых обратили в ислам.

После долгих метаний от библейских сюжетов к средневековым Делакруа находит тему, которая доводит его до исступления. Несчастная Греция. Он рисует сотни этюдов с лошадей в манеже, он находит на улице смуглую худенькую девочку и просит ему позировать. Она кажется Эжену гречанкой, лишившейся родителей. Еще не обозначено, еще невнятно его преследует сложнейшая задача и мечта: передать не только сюжетный ужас события, но и собственное волнение от этих событий. Напрямую в сердце зрителя. А для этого нужно изобрести новый живописный язык.

Получив для Салона готовую картину Делакруа, критики были в растерянности: «Это все очень трогательно, здесь много чувства. Но почему, когда я приближаюсь, я не могу ничего разобрать? Почему он не заканчивает свою живопись, столь экспрессивную?» Да потому что он нашел способ передать свое волнение. Вернее, почти нашел.

За две недели до открытия Салона художникам разрешалось взглянуть на готовую экспозицию – и тут в поисках собственного живописного языка Делакруа наконец-то ставит точку. Он увидел пейзажи британца Джона Констебла, вернее, увидел чистые, настоящие цвета, отмытые от копоти и модной, проверенной «старинной» поволоки траву, облака, листья на деревьях. Легенда гласит, что Делакруа уговорил судей разрешить ему забрать свою картину в мастерскую и полностью переписал ее за две недели. Четыре на три с половиной метра.

Художник проделал грандиозную работу, но вызвал настоящую волну возмущения. Начиная с этого года и еще надолго к нему прилипнет мрачное прозвище – «художник морга, чумы и холеры».

Ссылки и примечания [ править ]

Рекомендации
  1. ^ Делакруа, Ли Джонсон, WWNorton & Company, Inc., New York, 1963. Page 19.
  2. ^ Лувр архивации 24 марта 2009 в Wayback Machine
  3. ^ Хаскелл, Фрэнсис. «Хиос, резня и Делакруа». В книге Джона Бордмана и К. Э. Вапопулу-Ричардсона, Хиос: Конференция в Гомереоне на Хиосе, 1984 , Clarendon Press, Oxford, 1986. Страница 340. ISBN  9780198148647 . OCLC 12663084 . 
  4. ^ FCHL Pouqueville, Histoire де — ла — де — ла Регенерация Grèce , второе издание, Париж, 1825, том III. Стр.532.
  5. The Star, 19 мая и 6 июля 1822 г. (См . Картины Эжена Делакруа: Критический каталог , 1816–1831 гг., Том первый, Ли Джонсон, Oxford University Press, 1981. стр. 86.)
  6. Delacroix, Rene Huyghe (перевод Джонатана Гриффина), Thames and Hudson, London, 1963. Pages 120, 121.
  7. Journal de Eugène Delacroix, Tome I, 1822–1852, André Joubin, Librairie Plon, 8 rue Garancière, Париж, 1932, запись от 9 мая 1824 года. Страница 96.
  8. Delacroix, Rene Huyghe (перевод Джонатана Гриффина), Thames and Hudson, London, 1963. Pages 128, 129.
  9. Интерпретация Делакруа в 1820-е годы: Чтения по художественной критике и политике Реставрации Франции, Элизабет А. Фрейзер, Йельский университет, 1993, Глава третья, Резня Делакруа на Хиосе: Конвенция, Насилие и зритель в 1824 году. Страница 65. См. также Элизабет Фрейзер, Делакруа, Искусство и наследие в постреволюционной Франции (Cambridge University Press, 2004).
  10. ^ Делакруа, Ли Джонсон, WWNorton & Company, Inc., Нью-Йорк, 1963. Страница 20.
  11. Journal de Eugène Delacroix , Tome I, 1822–1852, André Joubin, Librairie Plon, 8 rue Garancière, Париж, 1932, запись от 11 апреля 1824 года. Страница 72.
  12. Journal de Eugène Delacroix, Tome I, 1822–1852, André Joubin, Librairie Plon, 8 rue Garancière, Париж, 1932, запись от 9 мая 1824 года. Страница 96.
  13. ^ Картины Эжена Делакруа, Критический каталог, 1816–1831 , Том первый, Ли Джонсон, Oxford University Press, 1981. Страница 87.
  14. Piron, Eugène Delacroix, sa vie et ses œuvres, Claye, Paris, 1865. (см . Картины Эжена Делакруа, Критический каталог , 1816–1831, Volume One, Lee Johnson, Oxford University Press, 1981, стр. 87.)
  15. Резня на Хиосе, Делакруа, Галерея шедевров, с эссе Поля-Анри Мишеля, помощника хранителя журнала Bibliothèque Magazine, Max Parrish & Co. Ltd., Лондон. Произведено Vendome, 4 Rue de la Paix, Париж, 1947, напечатано Artra, Brugière, Fournier и Lang & Blanchong, Париж. Страница напротив пластины 15. (страницы, не пронумерованные в этом буклете).
  16. Histoire des artistes vivant, T. Silvestre, 1855, с перепечатками в том же году под разными названиями. (см. «Картины Эжена Делакруа», «Критический каталог», 1816–1831 гг. , том первый, Ли Джонсон, Oxford University Press, 1981, стр. 88.)
  17. Элизабет Фрейзер, «Негражданские союзы: Делакруа, частный коллекционер и публика», Oxford Art Journal 21: 1 (1998): 87–103.
  18. ^ Картины Эжена Делакруа, Критический каталог, 1816–1831 , Том первый, Ли Джонсон, Oxford University Press, 1981. Страница 83.
  19. ^ «Eπισκόπηση Τύπου» . naftemporiki.gr . 8 ноября 2009 г.
  20. ^ Хиос Полное руководство в архив 2009-08-29 в Wayback Machine .
Примечания
  1. ^ Его первая большая картина маслом, Данте и Вергилий в аду , была написана в 1822 году.
  2. ^ 7 мая 1824 г., согласно Паку: Журнал Эжена Делакруа , Уолтера Паха, Hacker Art Books, Нью-Йорк, 1937 г., переиздан в 1980 г., ISBN 0-87817-275-0 , запись от 7 мая 1824 г. Страница 85. 
  3. ^ 9 апреля 1824 г., согласно Паку: Журнал Эжена Делакруа , Уолтера Паха, Hacker Art Books, Нью-Йорк, 1937 г., переиздан в 1980 г., ISBN 0-87817-275-0 , запись от 9 апреля 1824 г. Страница 73. 
  4. ^ 7 мая 1824 г., согласно Паку: Журнал Эжена Делакруа , Уолтера Паха, Hacker Art Books, Нью-Йорк, 1937 г., переиздан в 1980 г., ISBN 0-87817-275-0 , запись от 7 мая 1824 г. Страница 85. 

Личная жизнь

По официальной информации, Делакруа не был женат. Однако он был страстно влюблен в Жюльетту де Лавалетт, жену Тони де Форже, родственницу императрицы Жозефины.

Когда началась эта связь, неизвестно, сохранилось письмо Эжена к возлюбленной, датированное 23 ноября 1833 года. В это время Жюльетта рассталась с супругом и жила с матерью в Париже. Их роман вскоре перерос в нежные дружеские отношения, длившиеся до смерти художника.

Во время работы во дворце Бурбонов Делакруа начал длительную дружбу с художницей Мари-Элизабет Блаво-Буланже, подробности их отношений – белое пятно в биографии обоих.

Одной из причин безбрачия живописца исследователи считают тот факт, что он не любил детей. Для него ребенок был воплощением грязных рук, портящих холсты, шума, отвлекающего от работы.

Делакруа жил в Париже, а с 1844 года приобрел небольшой коттедж на севере Франции, где любил отдыхать в сельской местности. С 1834 года до самой смерти о нем добросовестно заботилась его домработница Жанна-Мари Ле Гийю, которая ревностно охраняла его личную жизнь.

Детство и юность

Фердинан Виктор Эжен Делакруа родился 26 апреля 1798 года в пригороде Парижа – Шарантон-Сен-Морис региона Иль-де-Франс. Его мать Виктория была дочерью краснодеревщика Жана-Франсуа Робина. У него было трое старших братьев и сестер. Карл-Анри Делакруа дослужился до генерала в наполеоновской армии. Генриетта вышла замуж за дипломата Раймонда де Вернинака Сен-Мора. Анри был убит в битве при Фридланде 14 июня 1807-го.

Есть основания полагать, что отец Шарль-Франсуа Делакруа не был истинным предком будущего художника. Шарль Талейран, министр иностранных дел Франции при Наполеоне, который был другом семьи и которого взрослый Эжен напоминал по внешнему виду и характеру, считал себя его настоящим родителем. Шарль Делакруа умер в 1805 году, а Виктория — в 1814-м, оставив 16-летнего сына сиротой.

Азы образования мальчик получил в лицее Людовика Великого в Париже, а затем в лицее Пьера Корнеля в Руане, там он проявил склонности к литературе и живописи, получал награды в этих областях.

В 1815 году, после кончины матери, Эжена взяла на воспитание небогатая семья родственников. Делакруа решил посвятить себя живописи и поступил учеником в мастерскую Пьера-Нарцисса Герена, а затем в 1816 году в Школу изящных искусств.

Ученики много писали с натуры, совершенствуя технику рисунка, посещали музеи, чаще всего Лувр. Там юный художник познакомился с Теодором Жерико, талантливым начинающим живописцем, повлиявшим на его творчество. Работы именитых мастеров восхищали Эжена, он был очарован полотнами Гойи, Рубенса и Тициана.

История создания[ | ]

15 сентября 1821 года написал своему приятелю Реймону Сулье, что хотел бы получить известность картиной на тему греко-турецкой войны за независимость, выставив её в Парижском салоне. В то время Делакруа ещё не был известен, и его работы не выставлялись на обозрение публики. В итоге, он всё же начал писать «Ладью Данте», но даже к апрелю 1822 года, когда онп была представлена публике, зверства на Хиосе ещё не разгорелись в полную силу. К работе над картиной о событиях на Хиосе Делакруа приступил в мае 1823 года.

Фрагмент этюда«Женская голова» , 1823.

Из многочисленных записей в дневнике Делакруа видно его желание избежать излишне мускулистых тел и академического звучания, свойственных его предыдущей работе «Ладья Данте». Два этюда, над которыми Делакруа работал в это же время — «Женская голова» и «Сирота на кладбище» — демонстрируют сочетание искусной моделировки и акцентирования контуров, которые художник постарался перенести в основную работу. Однако, окончательное исполнение персонажей в «Резне на Хиосе» оказалось менее последовательным, чем в этюдах. Например, цветовое решение умирающего человека на переднем плане сильно контрастирует с более тональной моделировкой обнажённой женщины справа и схематичной моделировкой ребёнка в стиле Веронезе.

Парижский салон 1824 года открылся в необычную для этой выставки дату — 25 августа, и картина Делакруа была представлена на нём под номером 450 с названием «Scenes des massacres de Scio; familles grecques attendent la mort ou l’esclavage, etc.»(Сцены резни на Хиосе; греческие семьи ожидают смерти или рабства, и так далее) . Картина висела в одном зале с «Обетом Людовика XIII» Энгра. Демонстрация рядом двух работ с настолько различающимися подходами к выражению формы положила начало публичному соперничеству художников. Делакруа считал, что именно с этого момента он стал «объектом антипатии» Академии.

Александр Дюма писал: «Нет такой картины с группой людей… из-за которой у художников не разгорелся бы жаркий спор». И Дюма, и Стендаль считали картину изображением чумы, что отчасти было правдой. Гро, написавший «Наполеона возле больных чумой в Яффе», влияние которой заметно и в «Резне на Хиосе», называл последнюю «резнёй живописи». Энгр назвал картину образцом «лихорадки и эпилепсии» современного искусства. Анн-Луи Жироде-Триозон и Адольф Тьер отозвались о картине более лестно, и в том же году Люксембургский музей оценил картину достаточно высоко, чтобы приобрести её за 6000 франков. В ноябре 1874 года картину переместили в Лувр.

Сочинение

На Делакруа большое впечатление произвела картина его товарища-парижанина Теодора Жерико « Плот Медузы », для которой он сам изобразил молодого человека впереди с протянутой рукой. Пирамидальное расположение, управляющее картиной Жерико, аналогично фигурам на переднем плане «Резни на Хиосе» . По поводу этого маловероятного расположения персонажей Делакруа прокомментировал: «Нужно заполнить; если это менее естественно, это будет более красиво и fécond . Если бы все держалось вместе!» Плотное скопление персонажей впереди резко контрастирует с открытым и рассредоточенным пространством позади них. Земля и море, свет и тень кажутся полосами дрейфующих цветов, вяло перетекающих друг в друга, а Делакруа, кажется, вообще отказывается от законов перспективы, изображая облака. Полный эффект этого фона предполагает постоянное раскрытие, растворение и отсутствие центра. Эстетик Генрих Вельфлин определил эту технику и классифицировал ее как тектоническую форму .

Композиционная структура двух человеческих пирамид

Тринадцать мирных жителей — мужчин, женщин и детей — были схвачены на бойню или порабощение. Они резко представлены зрителю в почти плоской плоскости; сплюснутые, беспорядочные и неравномерно распределенные. Их расположение в основном состоит из двух человеческих пирамид: одна пирамида слева от холста завершается человеком в красной феске, а другая справа завершается конным солдатом. В пространстве между двумя пирамидами находятся двое солдат в тени и еще две греческие жертвы — молодой человек в объятиях молодой женщины. Двое мужчин в пирамиде слева ранены. Человек впереди находится на грани смерти или близок к ней, а человек, балансирующий на вершине группы, кажется, не в состоянии подготовить для себя защиту. Его взгляд направлен в сторону страдающих детей перед ним, но не падает на них. Эта кажущаяся отстраненность вкупе с пустым взглядом умирающего придают этой группе вид унылой покорности.

Фигура старухи у подножия картины

Деталь из этюда Делакруа » Голова женщины» , 1823 год.

Напротив, человеческая пирамида справа имеет мощный вертикальный толчок. Корчащаяся женщина, привязанная к лошади, тянущаяся вверх фигура слева от нее, шокирующая грива лошади и изгибающаяся и властная фигура солдата на ней — все это придает динамизма группе, когда она поднимается. Но у подножия пирамиды старуха поднимает голову, чтобы посмотреть в небо, а справа от нее младенец ищет материнского утешения у сжатого в кулак трупа. Части тела, включая руку и предплечье, и нечеткая застывшая кровавая масса мрачно парят над младенцем.

Что касается задней части, Элизабет А. Фрейзер отмечает, что «фон прорезает центр композиции и необъяснимым образом выпадает из группы фигур »

Эта драматическая аранжировка разбивает картину на фрагменты, где за внимание зрителя соревнуются сгустки спутанных тел, рассеянные взгляды и другие детали. На среднем расстоянии разворачивается еще одна схватка гуманитарной катастрофы, а фон представляет собой неровное отображение разграбленных, горящих поселений и выжженной земли

Большая часть средиземноморского горизонта окрашена в суровые землистые цвета, и на нем видны только дым, грива вставшей на дыбы лошади и голова солдата.

Картина, изменившая Париж: «Резня на Хиосе» Делакруа

«Резня на Хиосе» Делакруа

В мае 1823 года молодой, но — по общему мнению — очень многообещающий художник, записал в своём дневнике: «Я решился написать для Салона сцену резни на острове Хиос». Звали художника Эжен Делакруа.

30 марта 1822 года к Хиосу подошел турецкий флот под командованием капудан-паши Кара-Али. Он должен был наказать жителей острова за поддержку греческого восстания против турецкого правления.

Надо сказать, что значительная часть хиоссцев восстания не поддерживала и всячески демонстрировала лояльность к туркам, но — по выражению «Монинг Кроникл» — на своё несчастье «во-первых, они были богатыми, во-вторых, имели семьи и наконец, то что делает две предыдущие вины невыносимыми, они были безоружными».

Спастись от смерти могли юноши и молодые мужчины, изъявившие готовность принять ислам. После разграбления города — напомним: Хиос был богатым торговым городом — турки двинулись в сельскую местность. Крестьяне ушли в пещеры и леса, и Вахит-паша (начальник турецкого гарнизона на Хиосе) объявил амнистию.

Он освободил часть заложников (которых хиоссцы предоставили добровольно ещё в начале восстания — чтобы доказать свою лояльность) и поручил им оповестить об амнистии скрывающееся от турков население. Поверившие в амнистию были убиты. Вслед за ними были уничтожены оставшиеся заложники.

Смерть

Утомительная работа над фресками подорвала здоровье Делакруа. Зимой 1862-1863 годов он страдал от тяжелой инфекции горла, ставшей причиной смерти.

1 июня 1863 года он обратился к своему врачу в Париже. Через 2 недели ему стало лучше, и он вернулся в свой дом за городом. Но к 15 июля состояние ухудшилось, а приглашенный доктор сказал, что больше ничего не может для него сделать. К тому времени единственной пищей, которую ел художник, были фрукты.

Делакруа понял серьезность своего состояния и написал завещание, каждому из друзей предназначался подарок. Доверенной домработнице, Дженни Ле Гийю, он оставил достаточно денег, чтобы жить. Затем приказал продать все в своей студии. Последней волей Эжена был запрет на любое его изображение,

«будь то посмертная маска, рисунок или фотография».

13 августа 1863 года художник скончался в Париже, в доме, где в настоящее время находится его музей. Могила Делакруа расположена на кладбище Пер-Лашез.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: