«граждане кале»

Светлана Обухова

Осень 1347 года. Уже десять лет идет война между Францией и Англией, которую потом назовут Столетней. Британцы уже захватили большую часть французских земель, а теперь взяли в осаду портовый город Кале…

Долгие месяцы длилась осада

Люди отважно защищали свой город, но силы иссякали, таяли запасы еды. И страшнее голода терзала мука безнадежности, всем было ясно: еще немного, и город, оставшийся без помощи, падет

Пусть за стены Кале выйдут и станут перед победителем шестеро наиболее именитых граждан города — в одних только сорочках, босые, с непокрытыми головами, с веревками на шее и с ключами от города в руках, пусть примут смерть, и тогда, обещал король англичан Эдуард III, всем остальным будет дарована жизнь.

Собравшиеся на торговой площади люди обреченно слушали слова бургомистра: разве кто-то из знатных согласится умереть за них? Над всегда шумной площадью повисла тишина…

Памятник работы Родена, стоящий в городе Кале
Эсташ де Сен-Пьер, Жан д’Эр и Андрьед Андр

Но вот вперед выступил Эсташ де Сен-Пьер — старейший и знатнейший житель Кале. Следом вышли еще пятеро: Жан д’Эр, братья Жан и Пьер де Виссан, потом Андрьед Андр и Жан ди Фиенн. Выполняя унизительные требования Эдуарда, они сняли одежду и обувь, оставшись в длинных сорочках, повязали на шею веревку, знак рабства и позора, и медленно двинулись к городским воротам…

Эдуард сдержал свое обещание — шесть именитых граждан спасли город.

Пять столетий спустя, в 1884 году, мало кому известный скульптор Огюст Роден получил от властей Кале заказ на памятник Эсташу де Сен-Пьеру. Но, восхищенный подвигом людей, решившихся пожертвовать собой ради спасения родного города, Роден не мог не рассказать об оставшихся пяти. Через четыре года он представил заказчикам своих «Граждан Кале». Скульптура была настолько реалистична и глубоко правдива, что сначала от нее отказались… Только через семь лет памятник все-таки отлили в бронзе.

Шесть человеческих фигур навечно застыли в своем первом шаге к смерти ради жизни других. Но это и не люди вовсе, а силы, вырастающие и борющиеся в человеке, когда он этот шаг совершает.

Позади всех — Андрьед Андр и Жан ди Фиенн. Им так хочется жить! Их так страшит смерть, что они закрывают лица руками — лишь бы не видеть ее. Само отчаяние приняло здесь человеческий облик.

Пьер де Виссан
«Граждане Кале», стоящие в музее Родена в Париже

Рядом еще двое — братья де Виссан. Пьер резко повернулся и, подняв руку, зовет идти. Они больше не боятся и готовы достойно встретить смерть. Но и им причиняет нестерпимую боль мысль о гибели.

Слева от Пьера Эсташ де Сен-Пьер. Он уже сделал первый роковой шаг — он старик и ему не страшно умирать. Но страдания и скорбь давят на его когда-то сильные плечи, покорность судьбе заставила склонить когда-то гордо поднятую голову.

И только Жан д’Эр, не отводя взгляда, смотрит прямо вперед. В его руках — ключ от родного города. Глубокие морщины пересекли его лоб, губы плотно сжаты, но страх уже не властен над ним. Он защитил свой город. И победил.

…Когда их привели к Эдуарду, тот немедленно позвал палачей. Но молодая королева, уроженка Фландрии, бросилась перед супругом на колени и молила пощадить ее соотечественников. Король не мог ей отказать, ведь она ждала его ребенка. Но ярче этого чуда — пример мужества и готовности отдать свою жизнь ради спасения других.

Почти в человеческий рост выполнены фигуры памятника. Роден не делал постамента, он хотел, чтобы герои Кале не возвышались над людьми, но всегда были среди них, на той самой площади, с которой когда-то ушли.

Обсудить статью в сообществечитателей журнала «Человек без границ»

Подписаться на журнал «Человек без границ»

Двенадцать оригинальных изданий

Буржуа де Кале перед ратушей Кале.

Подробная информация о бюргеров Кале ( Пьер де Wissant ) до Музея искусств Метрополитен в Нью — Йорке, первое издание п O  11 расплавлен из группы пластыря с 1889.

Родену пришлось прибегнуть к помощи нескольких своих помощников для этой работы, в том числе его новой помощницы Камиллы Клодель .

Бронзовая скульптура, благодаря отливке из формы, позволяет идентично размножать произведения. Огюст Роден, как скульпторы со времен античности, никогда не создавал бронзу как уникальную скульптуру. При жизни, после инаугурации 1895 года в Кале, художник переплавил и продал еще три памятника Буржуа де Кале . После его смерти и в соответствии с договоренностями, которые он заключил с французским государством, Музей Родена продолжил распространение этой работы, сделав восемь других слепков памятника. В 1995 году, в соответствии с действующим законодательством, указ о коммерческой деятельности музея Родена подтвердил ограничение оригинальных бронзовых изданий до двенадцати экземпляров. Они должны были быть сделаны из терракотовых или гипсовых моделей, сделанных Роденом. В том же году двенадцатая и последняя отливка монумента была выполнена для Фонда искусства и культуры Самсунг в Сеуле; ровно через сто лет после первого оригинального бронзового издания, выставленного сегодня перед ратушей Кале.

Памятник Буржуа де Кале по всему миру:

  1. Кале (Франция), Ратушная площадь, 1895 г.
  2. Копенгаген (Дания), Ny Carlsberg Glyptotek , 1903.
  3. Маримонт (Бельгия), королевский музей , 1905 год.
  4. Лондон (Великобритания), Victoria Tower Gardens , отлит в 1908 году, установлен в Лондоне в 1915 году.
  5. Филадельфия (США), Музей Родена , отлито 1925 г., установлено 1929 г.
  6. Париж (Франция), Музей Родена , отлит в 1926 году, приписывается Музею Родена в 1955 году.
  7. Базель (Швейцария), Художественный музей , отлит в 1943 году, установлен в 1948 году.
  8. Вашингтон (США), Музей и сад скульптур Хиршхорна , отлит в 1943 году, установлен в 1966 году.
  9. Токио (Япония), Национальный музей западного искусства , отлито 1953 года, установлено в 1959 году.
  10. Пасадена (США), Музей Нортона Саймона , 1968 год.
  11. Нью-Йорк (США), Музей Метрополитен , отливка 1985 года, установлена ​​в 1989 году.
  12. Сеул (Южная Корея), Фонд искусства и культуры Самсунг, ПЛАТО (Галерея Родена), 1995.

Есть также слепки персонажей, снятых по отдельности (Fontes Coubertin, 1988, по модели 1887 года) в саду музея Родена в Париже.

Граждане Кале

Историческая основа

Скульптурная композиция рассказывает об одном из эпизодов Столетней войны, которая велась между Англией и Францией в период с 1337 по 1453 год. Изображаемые события относятся к 1346 году, когда расположенную на берегу пролива Па-де-Кале французскую крепость Кале атаковали англичане. Ключевое расположение крепости (это ближайший к Англии французский населенный пункт, по прямой здесь до английских берегов всего 34 километра) заставило англичан ожесточенно осаждать крепость на протяжении почти целого года. Жители города, несмотря на страшный голод, держались под натиском врага, но наступил момент, когда удерживать оборону обессиленные люди просто не могли. Английский король Эдуард III потребовал, чтобы при сдаче Кале шестеро самых богатых и знатных горожан вынесли ему ключи в предельно унизительной форме: они должны были выйти без верхнего платья, в рубище, с обвязанными вокруг шеи веревками. В этом случае английский монарх обещал помиловать остальных горожан, но этих шестерых ожидала жестокая казнь. Вид изможденных горожан, сохранивших свое достоинство перед лицом смерти, вызвал сострадание у супруги Эдуарда — королевы Филиппы. В этот время она была беременна, и во имя еще не родившегося ребенка женщина вымолила у своего мужа-короля помилование для всех шестерых горожан, идущих на смерть.

История создания

Спорный эпизод из истории — все-таки, город передали врагу — долгое время не был отражен в памятниках. Замысел увековечить память шестерых горожан, идущих на смерть во имя своих соотечественников, возник лишь в середине XIX века, но долгое время он оставался лишь замыслом. Толчком для его реализации стала трагическая страница в истории Франции — поражение во Франко-прусской войне. Именно тогда мысль о том, что можно быть побежденным — но не сломленным, стала требовать своего реального воплощения. Случай более чем пятисотлетней давности как раз соответствовал настроениям того времени. Была организована подписка по сбору средств на создание памятника, и мэр Кале обратился к прославленному мастеру своего времени — Огюсту Родену. К сожалению, собранных средств для создания монументального памятника было недостаточно, поэтому заказчик попросил скульптора воздвигнуть памятник лишь одному из тех шестерых — Эсташу де Сен-Пьера, который первым вызвался на смерть и повел своих товарищей за собой. Но Роден, захваченный масштабностью предложенной темы, отверг подобное предложение: «Как я могу пойти на компромисс? Шестеро граждан этого не сделали». Так возник памятник всем шестерым.

Художественные особенности

Главным требованием автора было разместить скульптурную группу не на традиционном высоком постаменте, а на уровне земли: в этом было новаторство и мощь художественного замысла

Обращает на себя внимание взаимодействие статического и динамического: эмоциональное состояние двух персонажей показано через экспрессивные движения, о чувствах четверых героев мы можем судить, в основном, по выражению лица, так как их позы свидетельствуют о страшной обреченности. Для скульптурной группы свойственна высокая степень проработанности характеров: каждый из изображенных Роденом людей — индивидуальность, мы можем с определенностью говорить не только о возрасте, но и об эмоциональном складе, темпераменте, других личностных особенностях

При этом, сохраняя ярко выраженную индивидуальность каждого отдельного персонажа, перед зрителем все-таки — общность людей, единое целое. Композиционные особенности скульптурной группы позволяют максимально повысить сюжетность: мы видим людей в момент наивысшего напряжения, когда их судьба, как им кажется, уже решена, и им предстоит совершить самое главное в жизни — умереть во имя других.

Мастера. Огюст Роден

(12 ноября 1840 — 17 ноября 1917)

Огюст Роден, выдающийся французский скульптор, один из основоположников импрессионизма в скульптуре, родился в Париже в семье мелкого чиновника. В 1854—1857 гг. учился в парижской Школе рисования и математики, готовившей мастеров декоративно-прикладного искусства. Трижды поступал в Школу изящных искусств, высшее художественное учебное заведение, но всякий раз терпел неудачу. В 1864 г. Роден занимался в мастерской при Музее естественной истории у выдающегося скульптора-анималиста А.Л. Бари. Затем работал помощником модного скульптора А.Э. Каррье-Беллеза и изготовлял модели статуэток для Севрской фарфоровой мануфактуры.

Первая крупная работа мастера — «Человек со сломанным носом» (1864) — была отвергнута Парижским салоном за слишком реалистичную манеру работы. Находясь под влиянием скульптур Микеланджело, выполнил статую «Побежденный» (1877). Поначалу жюри Салона отвергло и эту работу, обвинив Родена в том, что он прибег к муляжу — снял слепок с натурщика. Только специально созданная комиссия положила конец незаслуженным обвинениям, и вскоре Салон вновь выставил статую. Однако Роден к тому времени переделал «Побежденного», убрав копье из его левой руки. Образ мгновенно изменился, это был уже не раненый воин, а прекрасный юноша — символ пробуждения человечества. Роден дал своему произведению новое название — «Бронзовый век».

В 1880 г. французское правительство заказало Родену оформление входа в новый, строившийся Музей декоративных искусств в Париже. С этого времени и до конца жизни мастер работал над грандиозной горельефной композицией «Врата ада», навеянной «Божественной комедией» Данте. Скульптурный портал не был закончен, но эскизы к нему вызвали к жизни немало прекрасных образов, ставших самостоятельными работами («Ева», 1881; «Данаида», 1885; «Поцелуй», «Вечная весна», 1886; «Мыслитель», 1888).

Роден создал большое количество портретных бюстов (Виктор Гюго, Оноре де Бальзак, 1897; Бернард Шоу, 1906), в которых проявил себя как наблюдательный человек и тонкий психолог. Среди других крупных произведений — скульптурная группа «Граждане Кале» (1888) — необычный, очень эмоциональный и возвышенный памятник шестерым смельчакам, которые ценой собственной жизни спасли горожан от гибели.

После триумфа на Всемирной выставке в 1900 г. Роден снял мастерскую на первом этаже отеля «Бирон» в Париже, ставшего впоследствии Музеем Родена. Сюда он перевез все свои работы, а также коллекции картин, гравюр, античной скульптуры, которые завещал государству.

Огюст Роден умер 17 ноября 1917 г. в своем доме в Медоне недалеко от Парижа. Похоронен в саду рядом с домом, на могиле торжественно и печально возвышается фигура «Мыслителя».
 

Е.Н. Кубряк, старший научный сотрудник Отдела межбиблиотечного взаимодействия с библиотеками России и стран СНГ, Российская государственная библиотека

Идти глубже

Библиография

  • Домен Магали, Les Six Bourgeois de Calais , La Voix du Nord, 2001
  • Жан-Мари Моэглен, Les Bourgeois de Calais, очерк исторического мифа , Альбин Мишель, 2002 г.
  • Огюст Роден: памятник мещанам Кале и его фотографам , Музей изящных искусств, 1987 г.
  • Антуанетта Ле Норманд-Ромен и Аннетт Одике, Роден: les Bourgeois de Calais , Editions du musée Rodin, 2001

Примечания и ссылки

  1. ↑ и Жан-Мари Моэглен , Буржуа де Кале: очерк исторического мифа , Альбин Мишель,2002 г., стр.  234.
  2. Жан-Мари Moeglin , Les Bourgeois de Calais: essay sur un Mist Historique , p.  39–49
  3. Доминик Вьевиль, «Проект памятника Эсташу де Сен-Пьеру в Кале в девятнадцатом веке (1820–1884)», Огюст Роден, памятник Буржуа де Кале (1884–1895) в собраниях Музея Родена и Музея изящных искусств Кале , изд. Музей Родена, 1977, с.  26-29 .
  4. Жан-Мари Моэглен, Les Bourgeois de Calais: очерк исторического мифа , Альбин Мишель,2002 г., стр.  320.
  5. Жан-Мари Моэглен , Les Bourgeois de Calais: очерк исторического мифа , Альбин Мишель,2002 г., стр.  272.
  6. Ален Кабантос , Городские мифологии: Города между историей и воображением , Rennes University Press,2015 г., стр.  106.
  7. Жан-Мари Моэглен, Les Bourgeois de Calais: очерк исторического мифа , Альбин Мишель,2002 г., стр.  410.
  8. (in) Ричард Сведберг , « Бюргеры Кале »  Огюста Родена. Карьера скульптуры и ее призыв к гражданскому героизму , Теория, культура и общество , т.  22, п о  2Апрель 2005 г., стр.  46 ( DOI   )
  9. Ионель Цзяну, Сесиль Гольдшайдер, Роден , Артед,1967, стр.  160.
  10. Серж Жерар, Роден, наглый человек , Éditions Cheminements,2004 г., стр.  52.

Осада Кале

Основная статья: Осада Кале

Роден работал над группой из шести фигур с 1884 по 1888 годы. По тем временам роденовское исполнение памятника казалось крайне спорным. Заказчики ожидали скульптуру в виде одной фигуры, символизировавшей Юсташа де Сен-Пьера. Кроме того до Родена памятники запечатлевали героические победы и с постамента господствовали над зрителями. Роден же настоял на отказе от постамента , дабы фигуры находились на одном уровне со зрителями (хотя они выполнены несколько больше человеческого роста).

Впервые памятник был представлен публике в 1889 году и был встречен почти всеобщим восхищением. Ещё несколько лет прошло, прежде чем он был установлен в Кале: церемония открытия состоялась в 1895 году. Однако по настоянию городских властей он был установлен на традиционном пьедестале и с оградой. Воля скульптора, согласно которой «Граждане Кале» должны были быть размещены на земле, была исполнена только после его смерти, в 1924 году .

В продолжение XX века копии роденовской скульптурной группы появились во многих городах мира, включая Париж и Лондон .

Оценка

Стиль и творческий метод

Главным мотивом на протяжении творческого пути Родена было изображение человеческого тела в движении. Стремясь передать движение, Роден рассматривал будущую скульптуру не как статичный объект, а как некоторый центр движущихся масс, поэтому в замысле скульптуры у него особое место занимал торс как смысловой центр движения. В то время как академическая традиция диктовала, что голова скульптуры должна располагаться прямо или выравниваться по линии опорной ноги, Роден, работая над «Иоанном Крестителем», поместил голову скульптуры посередине между двумя ногами. Пожертвовав анатомической достоверностью, скульптор добился создания иллюзии движения. Роден часто нанимал натурщиков для того, чтобы они отрабатывали определённые движения или просто ходили перед ним обнажёнными, и в это время рисовал или делал наброски из глины. И напротив, он не работал с профессиональными натурщиками, которые просто воспроизводили традиционные позы античных статуй.

Ещё одной особенностью скульптуры Родена является её эмоциональность. Герои Родена охвачены сильными эмоциями — любовью, болью, отчаянием, и Роден добивался убедительного отображения этих состояний, не прибегая к устоявшимся во французской скульптуре приёмам, к тому моменту ставшим своего рода скульптурными клише. По словам самого скульптора, на его работы надо смотреть сквозь слёзы эмоций. Так, страсть мужчины в «Поцелуе» видна во всём его теле: в напряжённой спине, в руках, вплоть до пальцев ног, впившихся в мраморный постамент. Роден говорил о «Мыслителе»: «Мой „Мыслитель“ думает не только мозгом, с нахмуренными бровями, расширяющимися ноздрями и сжатыми губами, но каждым мускулом своих рук, спины и ног, со сжатым кулаком и сжатыми пальцами ног».

Одним из излюбленных методов Родена была работа с профилями. Он ставил натурщика так, чтобы был отчётливо виден его профиль, и затем воспроизводил этот силуэт на глиняной модели. Затем Роден менял угол зрения, получая новый силуэт и снова воспроизводя его. Таким образом он постепенно создавал всю скульптуру.

Роден воспринимал скульптуру не как завершённый объект, а как произведение, которое может и должно меняться вслед за автором; для него не существовало такой категории, как законченность или совершенство; он мог работать над одной и той же скульптурой годы, многократно её переделывая. По этой же причине он мог выставлять этюды или незавершённые работы.

Значение и место в истории скульптуры

Сам Роден не относил себя к какому-либо течению. Корни его творчества лежали в реализме и романтизме. Роден был близок со многими французскими импрессионистами, а одним из повлиявших на него скульпторов был его современник Медардо Россо, стремившийся перенести открытия импрессионистов в скульптуру. В то же время от современников-живописцев Родена отличало тяготение к символичности образов и вневременным сюжетам. С середины 1880-х характерной чертой скульптур Родена стало намеренно создаваемое впечатление незавершённости: фигура, «выплывавшая» из глыбы мрамора, словно олицетворяла метафизический процесс рождения формы из аморфной материи. Согласно Британнике, «главным достижением Родена было возвращение западной скульптуре того, что всегда было её главным достоинством, — знания и великолепного изображения человеческого тела».

Оценка Родена менялась с течением времени. Добившись известности, он долгое время был противоречивой, даже скандальной фигурой, «бунтарём», шокировавшим консервативный истеблишмент своим подходом к скульптуре. Но в последние годы жизни к нему пришёл оглушительный успех, Роден был повсеместно признан величайшим мастером со времён Микеланджело. Хотя позднее, в 1920—1930-х годах, авангардисты отвергали Родена как старомодного, а современные критики отмечают в его скульптурах влияние того времени, когда Роден зарабатывал ремеслом декоратора, его огромное воздействие на всю последующую скульптуру общепризнанно.

История создания памятника

Мастера заинтересовала тема, особенно, когда он прочитал, что Сен-Пьер был не одинок, вместе с ним на смерть пошли еще пять человек. Почему же памятник решили ставить только одному?Роден
приступил к работе. Его задача была сложна. Как передать в камне психологическое состояние и величие духа людей, идущих на смерть ради родного города?

Скульптор решил обойтись без постамента, чтобы исполненная почти в натуральную величину группа не возвышалась над окружающими, и герои совершали свой крестный путь так, как оно было в жизни. Роден
стремился максимально обнажить фигуры. Тело, которое выражает движения души, уже давно занимало мастера. И еще его интересовала тесная взаимосвязь фигур.
Скульптура (ваяние) – вид изобразительного искусства, в котором произведения имеют объемную форму. Работы выполняются из твердых (камень, металл, дерево, кость) или пластичных (глина, воск) материалов.
Внутренним взором Роден
видел их всех: двух братьев, из которых один, прощаясь, поднимает согнутую в локте руку; юношу, полного тоски и отчаяния; сурового в своей решимости горожанина, чьи руки сжимают ключи от города. И старика Сен-Пьера, чей дух по-прежнему неукротим, склонившего голову перед судьбой.

Уже через полгода после начала работы Роден
отправил готовый эскиз в Кале. Для его обсуждения собрались все знатные горожане. Они были обижены и возмущены. Им не нравилась идея.

Им не нравилась композиция из шести фигур. Им не нравился художественный язык Родена. Им вообще ничего не нравилось. Кроме того, против мастера и его проекта выступили некоторые парижские газеты.

Но Роден
категорически отказался что-либо менять. Он всегда считал, что настоящее искусство требует смелости. К счастью, его идею поддержал мэр Кале. Однако сопротивление горожан не было сломлено. Начался спор из-за постамента. Кроме того, вдруг выяснилось, что у города нет средств на изготовление шести бронзовых фигур. Более того, нет денег даже на их установку.

Роден
был согласен на любую сумму, которую мэрия Кале может заплатить. Но «отцов города» не устроило и это.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: