Анализ картины эжен делакруа «свобода на баррикадах»

Покупка и выставка

Французское правительство купило картину в 1831 году за 3000. франки с намерением выставить его в тронном зале Люксембургский дворец как напоминание «гражданину-королю» Луи-Филипп июльской революции, в результате которой он пришел к власти. Этот план не был реализован, и полотно несколько месяцев висело в музейной галерее дворца, а затем было удалено из-за подстрекательского политического послания. После Июньское восстание 1832 года возвращена художнику. Согласно с Альберт Бойме,

Делакруа разрешили отправить картину своей тете Фелисите на хранение. Он ненадолго экспонировался в 1848 году, после восстановления республики в результате революции того же года, а затем в Салон 1855 года. В 1874 году картина поступила в собрание Дворец Лувра в Париж.

В 1974–75 эта работа была представлена ​​на выставке, организованной французским правительством. Метрополитен-музей в Нью-Йорк и Детройтский институт искусств как Двухсотлетие подарок народу Соединенных Штатов. Выставка под названием Французская живопись 1774–1830 гг .: эпоха революции, отметила редкую выставку картины Делакруа и многих других 148 работ за пределами Франции. Впервые экспонат был показан на Гранд Пале с 16 ноября 1974 года по 3 февраля 1975 года. Он переехал в Детройт с 5 марта по 4 мая 1975 года, затем в Нью-Йорк с 12 июня по 7 сентября 1975 года.

В 1999 г. совершил полет на борту лайнера Airbus Beluga от Париж к Токио через Бахрейн и Калькутта примерно через 20 часов. Большой парусин размером 2,99 метра (9,8 фута) в высоту и 3,62 метра (11,9 фута) в длину был слишком большим, чтобы поместиться в Боинг 747. Его перевозили в вертикальном положении в специальном герметичном контейнере, снабженном изотермической защитой и противоударной защитой. -вибрационное устройство.

В 2012 году его перевели в новый Лувр-линза музей в Объектив, Па-де-Кале, как главная работа в первом транше картин из собрания Лувра, которые будут установлены. 7 февраля 2013 года картина подверглась вандализму посетителем в «Линзе». Неизвестная 28-летняя женщина якобы написала надпись («AE911») по картине. Женщина была немедленно арестована охранник и посетитель. Вскоре после инцидента руководство Лувра и его филиала в Па-де-Кале опубликовало пресс-релиз, в котором указывалось, что «на первый взгляд надпись поверхностна и ее легко удалить». На следующий день официальные лица Лувра объявили, что письмо было удалено реставратором менее чем за два часа, не повредив оригинальную краску, и утром картина вернулась для демонстрации.

Свобода, ведущая народ

В картине на фоне собора Нотр-Дам изображены повстанцы различных социальных классов, что видно по их одежде и вооружению. Например, размахивающий шашкой человек — представитель рабочих слоев общества, фигура в шляпе — представитель буржуазии, а мужчина на коленях — сельский житель и, вероятно, строитель. Два мертвых тела в мундирах на переднем плане, скорее всего, это солдаты из королевского полка. Маленький мальчик часто ассоциируется с Гаврошем, персонажем книги Виктора Гюго, несмотря на то, что картина была написана за двадцать лет до ее публикации.

Над композицией доминирует Свобода, вызвавшая скандал среди первых зрителей. Делакруа изображает ее не красивой идеализированной женщиной, а грязной, полуголой и мускулистой активисткой, переступающей через трупы и даже не обращающей на них внимания. Посетители выставки в Париже называли женщину торговкой или даже путаной. Героиня, несмотря на всю критику, символизирует молодого революционера и, само собой, победу.

Некоторые искусствоведы утверждают, что Делакруа, создавая свою Свободу, вдохновлялся статуей Венеры Милосской (ее автором считается Александрос Антиохийский), что подчеркивает классицизм композиции. Об этом также говорит классическая драпировка желтого платья. Цвет флага намеренно выделяется на фоне серой цветовой гаммы холста.

Венера Милосская

Предыстория

«Свободу, ведущую народ» Эжен Делакруа написал в 1830 году, через несколько месяцев после событий, столь ярко отражённых на полотне. Летом этого года Карл X подписал ряд указов, что были связаны с изменением избирательных прав, ужесточением цензуры, ограничением свободы слова.

Такие изменения вызвали народное возмущение, что и послужило началом Июльской революции. Жители Парижа восстали против власти, свергли короля и за три дня назначили новое правительство.

Эти неординарные и поистине великие исторические перемены не могли не отразиться в искусстве. Эжен Делакруа, выдающийся французский художник решил отразить Июльскую революцию, свидетелем которой был сам.

Эжен Делакруа «Автопортрет», 1837 годМестонахождение: Лувр, Париж, Франция

Делакруа

Сильное влияние на французскую живопись 19-го века оказал один из самых известных мастеров романтизма. Тем не менее, на Делакруа в значительной мере повлияли старые мастера, такие как Паоло Веронезе и Рубенс, а также более поздние художник, например, Гойя. Романтическая экспрессивность художника состояла из комбинации классических элементов живописи, барочных цветов и шероховатого реализма. Заядлый путешественник ассимилирует цвета и мотивы Северной Африки и Испании. Более свободную и красочную манеру письма художник перенимает в процессе общения с английскими мастерами Джоном Констеблем и Уильямом Тернером.

Анализ картины Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ»

Безусловно, одной из наиболее известных картин художника является именно эта, поэтому ей в рамках этой статьи будет уделено несколько больше внимания, чем остальным.

В 1830 году в Париже грянуло восстание, народ был недоволен властью династии Бурбонов. Это событие вдохновило художника создать полотно на основе этих событий. Картина Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ» на постсоветском пространстве известна также под названием «Свобода на баррикадах».

Произведение было показано в Парижском салоне в 1831 году. Народ просто ликовал, люди были восхищены и поражены этим полотном. Несмотря на то что новое правительство выкупило картину у художника, ее немедленно сняли с показа, поскольку было рискованно демонстрировать столь провокационное произведение разгоряченному французскому люду.

На картине изображена сцена, где люди, победив в сражении с неугодным правительством, идут вперед. Во главе народа и в центре картины изображена девушка, держащая в руках флаг Франции. Именно она является олицетворением свободы. При этом у девушки оголилась грудь, это типично для картин Делакруа, который постоянно добавляет в свои полотна эротический элемент. На фото отображена часть полотна «Свобода, ведущая народ».

Примечания и ссылки

Заметки

  1. Делакруа однажды подумывал назвать свое полотно La Barricade, и его рекламировали как Scènes de barricades во время его первой выставки 28 июля.
  2. Бальзак также видит в нем популярную икону, которая вдохновила персонажа Екатерины в его романе Les Paysans (1855): «Екатерина, высокая и сильная, во всем похожа на дочерей, которых принимают скульпторы и художники, как и в прошлом. République, как образец Свободы, очаровал молодежь из долины Эйвон той же объемной грудью, теми же мускулистыми ногами, такими же размерами, крепкими и гибкими, этими мясистыми руками, этим сияющим огнем глазом гордый вид, волосы, завитые большими ручками, мужской лоб, красный рот, губы, скрученные в почти свирепой улыбке, которую Эжен Делакруа, Давид д’Анжер, оба восхитительно схватили и представили. Образ народа, пламенная и темноволосая Екатерина вырвала восстания в глазах светло-желтых, проницательных и солдатской дерзости. «.
  3. Это случай картин Салона 1831 года, посвященных июльским дням. Сравнение Свободы с Ли баррикады улицы Soufflot по Орас Верна, который , хотя и восемнадцать лет спустя имеет дело с подобной темой, подчеркивает предвзятость Делакруа.

Рекомендации

  1. Уильям Кидд, «Английские капризы Марианны», в «Республика в репрезентации»: вокруг работ Мориса Агульона , Париж, Publications de La Sorbonne, 2006.
  2. Письмо Торе от 18 января 1836 г., Общая переписка Эжена Делакруа , А. Жубен, Париж, 1936 г.
  3. Элен Туссен, op. соч. , стр.  7-8 .
  4. Ф. Хамон и П. Dagen, Современная эра XIX — го  -  XX — го  веков , Coll. История искусства, Фламмарион, 1995, с.  68 .
  5. Ив Шёберг, Чтобы понять Делакруа , Beauchesne, 1963.
  6. «Простому ходунку вроде меня посчастливилось поймать мяч не больше и не меньше, чем импровизированным героям, которые шли к врагу с кусками железа, вставленными в ручки метлы». Письмо своему племяннику Шарлю де Вернинаку,17 августа 1830 г.. Однако установлено, что он отправился в Лувр, чтобы защитить коллекции от боевых действий.
  7. Давид Дельпеш, Франция с 1799 по 1848 год: Между деспотическими соблазнами и либеральными устремлениями , Арман Колин ,2014 г., 132  с. .
  8. Дж. Трэгер, «Богоявление свободы», цитируемая статья, стр.  11 .
  9. «Дело в том, что Либерти не графиня / Из благородного предместья Сен-Жермен», а «сильная женщина с мощной грудью  ».
  10. Генрих Гейне, Де ла Франс , Париж, Эжен Рендюэль, 1833, стр.  300 .
  11. .
  12. Никос Хаджиниколау процитировал статью.
  13. Журнал художников ,8 мая 1831 г.цитата: Доминик Массоно (под руководством), Le Nu moderne au salon (1799-1853): обзор прессы , Гренобль, 2005, с.  121 .
  14. А. Sérullaz и В. Pomarede, Эжен Делакруа: Свобода , ведущая народ , коллекция Solo, Париж, 2004.
  15. Никос Хаджиниколау, «  Свобода, ведущая народ » Делакруа перед его первой аудиторией, « Proceedings of the Social Science Research» , 1979, Vol.   28.
  16. Паскаль Риче , «  Покройте эту грудь Свободы!  », Rue89 .com ,27 августа 2009 г..
  17. (in) Кэти Зезима, «  Запрет на дерзкие этикетки пива приводит к иску о свободе слова , The New York Times .com ,3 декабря 2006 г..
  18. ↑ и
  19. ↑ и .
  20. «  Надпись на« Свобода, ведущая народ »« полностью снята »  », Le Monde.fr ,7 февраля 2013 г.
  21. Бернадетт Арно, «  Мое вмешательство позволило удалить чернила, не растворяя лак  », Sciences et Avenir .fr ,21 февраля 2013 г..

Биография Эжена Делакруа

Эжен Делакруа появился на свет 26 апреля 1798 года в Париже. Принято считать, что его отцом был политик Шарль Делакруа, однако существуют предположения, что на самом деле он являлся внебрачным сыном знаменитого дипломата Шарля Талейрана.

Кроме этого, некоторые приписывали отцовство самому Наполеону Бонапарту. Его мать, Виктория, была дочерью столяра Жана-Франсуа Робина. У него было 2 брата и сестра.

Детство и юность

В детстве Делакруа часто проказничал. Один из его близких друзей, Александр Дюма-отец, вспоминал, что «к 3-м годам Эжен уже вешался, горел, тонул и травился»: чуть не «повесился», случайно обмотав вокруг шеи мешок; «горел», когда над его постелью воспламенилась противомоскитная сетка; «тонул» во время купания в Бордо; «травился», наглотавшись краски-медянки.

В юности Делакруа остепенился, начав проявлять живой интерес к искусству. Во время обучения в лицее Людовика Великого у него проявились прекрасные способности в словесности и рисовании.

Любопытно, что Эжен удостаивался разных призов за рисунок и познания в литературе. Настоящее увлечение живописью у него началось в Нормандии, где он часто находился рядом с дядей, который рисовал картины с натуры.

Когда Делакруа было около 16 лет он стал круглым сиротой, вследствие чего юношу отправили к старшей сестре. Поскольку спустя год его сестра начала испытывать серьезные материальные проблемы, Эжен был предоставлен сам себе.

В итоге молодой человек решил связать свою жизнь с живописью. Он стал обучаться художественному искусству у знаменитого классициста Пьера-Нарсиса Герена. В 1816 г

он продолжил обучение в Школе изящных искусств, в которой главное внимание уделялось классическому академизму

Эжен Делакруа. Первые успехи, провокация, кровь и богохульство

Ещё в лицее Людовика Великого, где будущий художник учился до смерти родителей, Эжен проявлял хорошие способности во многих гуманитарных дисциплинах. А первые уроки живописи он получил от своего дяди, сопровождая его на плэнерах в Нормандии. Поэтому, оставшись без средств к существованию, Эжен делает жизненно важный выбор – начал работать в мастерской Пьера Нарсиса Герена, а потом – пошёл учиться в Школу изящных искусств. Там  он изучал академизм, в Лувре познавал классику, а вместе с молодым художником Теодором Жерико проводил художественные эксперименты. Оба они положили начало французскому романтизму – совершенно новому направлению, которое, не смотря на безобидное название, вызывало порой резкое неприятие публики. 

Первый настоящий успех и резонанс принесла Делакруа работа «Резня на Хиосе», сюжет которой был навеян художнику недавней борьбой Греции за независимость. За эту работу Делакруа обвинили в излишнем натурализме, но это было лишь начало.

Делакруа. «Резня в Хиосе». 1824

Вскоре, в 1828-м году, Делакруа представил в Салоне ещё более шокирующую работу «Смерть Сарданапала». На 5-метровой картине изображена сцена из драмы Байрона «Сарданапал», но с некоторыми авторскими дополнениями. По сюжету ассирийский царь и известный распутник  Сарданапал после неудачной попытки подавиться мятеж в своём царстве решает покончить жизнь самоубийством. На полотне представлена сцена, когда по приказу царя слуги убивают его коня, собак и женщин, а сам царь – расслаблено наблюдает за финалом своего пути на фоне горящей башни. За эту работу на Эжена Делакруа навесили ярлык эротомана, непрофессионала (ввиду изменённой им перспективы) и просто жестокого человека. Сам же Делакруа трактовал своё полотно как предупреждение всем, кто не стремиться к добродетели.

Делакруа. «Смерть Сарданапала». 1828

И как бы логическим продолжением предыдущей работы стала картина, ставшая самой известной в наследии Эжена Делакруа – «Свобода, ведущая народ» (или «Свобода на баррикадах»). На картине фактически задокументирован сюжет восстания парижан против монархии Бурбонов в июле 1830-го года. Впервые публика увидела полотно в Салоне в 1831-м году. Картину сразу же выкупило новое правительство, но выставлять не решилось из-за её чрезмерного пафоса.

Делакруа. «Свобода, ведущая народ». 1830

Делакруа Эжен

(26 апреля 1798 — 13 августа 1863)

Фердинанд Виктор Эжен Делакруа — французский живописец, график, представитель французского романтизма в изобразительном искусстве.

Родился художник 26 апреля 1798 г. близ Парижа в семье французского дипломата. Сын состоятельных родителей, Эжен получил прекрасное образование — окончил Лицей Людовика Великого в Париже.

В 1816 — 1822 гг. Делакруа учится в мастерской классициста П.Н. Герена, где сближается с основоположником романтизма Т. Жерико, оказавшим на Делакруа сильное влияние. В Париже Эжен посещает Лувр, где изучает произведения старых мастеров, особенный интерес проявлялся к полотнам Рубенса.

С первых шагов творчества Делакруа вступает на путь романтизма, и в скором времени его уже считают признанным главой романтической школы. В 1822 г. в Салоне художник выставляет композицию «Данте и Вергилий» («Ладья Данте»). Картина вызвала неоднозначную реакцию критики, однако была приобретена правительством. В 1824 г. Делакруа представляет публике композицию «Резня на Хиосе» — грандиозное полотно, изображающее трагический эпизод из истории Греции, находившейся в то время под властью Турции.

Проникнутое драматизмом и сочувствием к бедствиям народа, это произведение прозвучало как протест против жестокости и насилия. К теме борьбы с насилием и угнетением художник вернулся в картине «Греция на развалинах Миссолунги».

Гражданская позиция Э. Делакруа, жизненность образов и необычная свежесть живописи вызвали нападки реакционной критики. Складывавшаяся живописная система Делакруа отличалась новизной приемов, насыщенностью колорита, экспрессивностью мазка, яркими контрастами света и тени. Художник выбирал для своих полотен сюжеты, часто наполненные аллегорическим смыслом.

Делакруа был большим ценителем искусства английских пейзажистов: Дж. Констебла, Дж. Тернера и Р. Бонингтона. Следуя примеру Т. Жерико, в 1825 г. он отправляется в Лондон изучать картины старых мастеров. Там художник присутствовал на постановках пьес Шекспира, что впоследствии нашло отражение в его творчестве («Гамлет»,1839; «Смерть Офелии», 1844).

Прослушав оперу по мотивам «Фауста» Гете, Делакруа через несколько лет создает серию литографических иллюстраций к поэме («Мефистофель над Виттенбергом»; «Фауст, соблазняющий Маргариту»), чем заслуживает похвалу из уст самого автора. В своем творчестве художник обращается также к произведениям других писателей и поэтов: В. Скотта («Похищение Ребекки»), Дж. Байрона («Смерть Сарданапала», «Селим и Зулейка») и др.

В 1830 г., под непосредственным впечатлением от Июльской революции, Делакруа создает большую композицию «Свобода, ведущая народ» («Свобода на баррикадах»). Делакруа  — автор произведений на темы Великой французской революции, батальных композиций на исторические сюжеты («Битва при Тайбуре», «Взятие крестоносцами Константинополя»), религиозных («Пьета») и мифологических композиций («Медея»).

В 1832 г. Делакруа совершает путешествие в Алжир и Марокко. По возвращении во Францию, на основе сделанных за время этой поездки набросков и дневниковых записей, он создает целый ряд романтически окрашенных произведений, отражающих своеобразие восточного быта, нравов и характеров («Алжирские женщины», «Еврейская невеста из Танжера», «Марокканец, седлающий коня», «Танжерские фанатики»). Делакруа — автор ряда портретов («Автопортрет», «Портрет Шопена»).

Значительное место в творчестве художника занимает монументальная живопись. Он создал росписи Бурбонского дворца в Париже (1833— 1847), зала Мира в Парижской ратуше (1851 — 1853), Люксембургского дворца (1845—1847), а также церкви Сен-Сюльпис в Париже (1849— 1861). К работе над фресками он относился с огромным энтузиазмом. «Мое сердце, — писал Делакруа, — всегда начинает учащенно биться, когда я остаюсь лицом к лицу с огромной стеной, ожидающей прикосновения моей кисти».

О литературном даре художника свидетельствует эпистолярное наследие, а также интереснейший дневник, который он вел с 1822 г., представляющий собой летопись культурной жизни эпохи.

Во многих поздних произведениях Делакруа обращался к отвлеченным романтическим сюжетам, к поискам живописных эффектов. В то же время им были созданы и реалистические портреты, пейзажи, натюрморты, акварели, рисунки. Скончался Делакруа 13 августа 1863 года.
 

Елена Алексеевна Жилкина, выпускающий редактор журнала «Медиатека и Мир», Российская государственная библиотека

Смысл и объем работы

Раненая амазонка типа Сосиклес. Римская копия с греческого оригинала V — го  века  до нашей эры. Ж.-К.

Центральная женская фигура привлекает внимание. Свобода заимствует столько же у древних скульптур — задрапированные, босые ноги, предложенная грудь — так и у изображений обычных женщин с тяжелой мускулатурой и загорелой кожей

Таким же образом он заимствован из безмятежных и иератических аллегорий Свободы и Республики, появившихся после 1789 года, таких как Антуан-Жан Гро или Нанин Валлен . Здесь она и идея, и реальный человек, на полпути между материальным и идеей. Именно это наложение ссылок и эта неуверенность отличает Генриха Гейне, который дает длинный литературный комментарий к произведению: «В его чертах можно прочесть дерзкую боль, в целом причудливую смесь Фрины , женщины-рыбки и богини свободы». Любопытно, что эта аллегорическая фигура смешивается с мужчинами и принимает участие непосредственно в драках. Он объединяет людей, пригород и рассекреченную буржуазию в одном революционном лиризме, который несет пирамидальная конструкция.

Для историка Жана-Клемана Мартена обнаженная грудь — это не просто художественный код, смоделированный по древней модели, но представляющий женщину как приемную мать, что точно ограничивало ее свободу.

Столп и пьедестал, люди, чьи страдания сублимированы героическими действиями, представлены там как активный элемент революции. Более того, такое прочтение событий 1830 года вызывало недовольство первой буржуазной публики, упрекавшей Свободу и главных героев в их «мерзости».

Делакруа играет на патриотическом регистре, намеренно ограничивая свою цветовую палитру и распространяя три цвета национального флага через «проводящий мотив» ( лейтмотив ) по всей картине . Это производит эффект идентификации: публика чувствует себя призванной, чувствует себя частью народа, даже если последний изображен с двусмысленными чертами.

Делакруа сочиняет сцену вопреки принципам военной живописи, которым соответствовали батальные сцены революций 1830 и 1848 годов. Повстанцы смотрят на зрителя лицом к лицу, доминируют над ним и маршируют на него. В середине справа холста мы видим башни собора Парижской Богоматери, значит, действие происходит в Париже. Кроме того, противников практически не видно, они теряются в дыму на заднем плане. Наконец, нападающие образуют разрозненный отряд, каждый член которого, кажется, придерживается нескольких направлений.

Наследие

Свобода для Франции, свобода для французов (1940), плакат с изображением Марианна

Интерпретация Свобода, ведущая народ на разделительном барьере, который проходит через Вифлеем

Хотя Делакруа был не первым художником, изображающим Свобода в Фригийская шапка, его картина может быть самой известной ранней версией фигуры, широко известной как Марианна, символ Французская Республика и из Франция в общем.

Картина могла повлиять Виктор Гюго Роман 1862 года Отверженные. В частности, характер Гаврош Считается, что он был вдохновлен фигурой мальчика с пистолетами, бегущего через баррикаду. Роман описывает события Июньское восстание Через два года после революции, прославленной на картине, того же бунта, который привел к тому, что картина была удалена из поля зрения публики.

Картина вдохновила Фредерик Огюст Бартольди с Свобода, просвещающая мир, известный как Статуя Свободы в Нью-Йорк, который был подарен Соединенным Штатам французами спустя полвека после Свобода, ведущая народ был окрашен. Статуя, держащая в руке факел, принимает более устойчивую, неподвижную позицию, чем у женщины на картине. Гравированная версия части картины вместе с изображением Делакруа была представлена ​​на банкноте в 100 франков с 1978 по 1995 год.

Картина оказала влияние на классическую музыку. Джордж Антейл назвал свою Симфонию № 6 После Делакруа, и заявил, что работа была вдохновлена Свобода, ведущая народ. Изображение было адаптировано Роберт Баллах в память о борьбе Ирландии за независимость на ирландской почтовой марке в 1979 году, к столетию со дня рождения Падрайг Пирс, и картина была использована для группы Холодная игра обложка альбома 2008 года Viva la Vida или Смерть и все его друзья, со словами Viva La Vida написано белым. Обложка книги 2010 года Достаточно, достаточно: как построить новую республику от Финтана О’Тула ссылается на картину, но с Кэтлин Ни Хулихан держа ирландский триколор в Дублине, в то время как лидеры трех основных политических партий в то время (Брайан Коуэн, Энда Кенни и Эймон Гилмор ) лежать на земле.

В эпизоде ​​от 20 октября 2011 г. BBC Radio 4 серии В наше время, хозяин Мелвин Брэгг провел панельную дискуссию по живописи.

Синопсис

«Свобода, ведущая народ» — это одновременно политическая и аллегорическая работа. Картина, созданная в период с октября по декабрь 1830 года, представляет собой пример французского романтизма, но при этом развивает идеи реализма. Эта работа посвящена июльской революции 1830 года, при которой был свергнут король Франции Карл X, что привело к восхождению на трон его двоюродного брата — Луи-Филиппа I. Впервые продемонстрированная на Парижском салоне 1831 года, где вызвала переполох из-за своего политического значения, композиция демонстрировала аллегорическую фигуру Свободы (известную как Марианна, национальный символ Французской Республики), ведущую свой народ к победе по телам павших товарищей. Правой рукой она поднимает триколор, в левой держит мушкет со штыком. Из-за своего политического содержания картина длительное время была скрыта от общественности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: