Петр чайковский

Детство и юность

Евгений Николаевич Широков – известный советский художник, выдающийся портретист и пейзажист. Родился 28 марта 1931 года в маленьком поселке Касли на севере Челябинской области. Этот живописный уголок окружен прелестными голубыми бусами озер, издавна славился мастерами чугунного литья. Отец Евгения, Николай Федорович Широков, работал на Демидовском заводе слесарем, отливал печные заслонки. Мать, Татьяна Афанасьевна, была крестьянкой, родилась в поселке Сосновка, занималась ведением хозяйства. Оба родителя — уроженцы Челябинской области. Евгений был долгожданным и единственным сыном в семье.

Страсть Широкова к искусству проявилась еще в дошкольном возрасте. Он рисовал часами, «с пяти лет не выпускал карандаш из рук».

С 1943 года, когда юному Евгению едва исполнилось 12 лет, он стал работать на Каслинском заводе художественного литья, где получил навыки в области декоративно-прикладного искусства, пригодившиеся в творчестве, освоил мастерство чеканщика. Возможно, безграничное уважение и симпатия художника к простым работящим людям вызваны тем, что Евгений сам рано начал трудовую жизнь. Суровые условия жизни в военное время заставили его почитать стойкость и твердость характера.

Евгений Широков

Популярность

Популярность к Энтину приходит стремительно. Его песни расхватывают на цитаты, причем они нравятся не только детям, которым непосредственно адресованы, но и взрослым. Сегодня можно с уверенностью сказать, что Энтин — автор большинства песен из любимых нами советских мультиков и фильмов. Фразы «До чего дошел прогресс», «Никто не водится со мной», «Триста лет тому назад», «Такая-сякая сбежала из дворца» и в наши дни используют в разговорах уже взрослые и пожилые люди, которые выросли на этих песнях.

Сам поэт неоднократно признавался, что любимой для него самого остается песня Водяного, которую он сочинил, пока принимал ванну. Она исполняется в мультфильме «Летучий корабль». Поэту пришлось долго убеждать художественный совет, что в строчках «Эх, жизнь моя жестянка, да ну ее в болото…» нет совершенно ничего предосудительного.

Энтин понял, что к нему пришла настоящая слава, буквально через несколько дней после выхода на экраны мультфильма «Антошка». Под окнами своего дома он услышал, как подвыпивший мужчина напевает строчку из его песни: «Антошка, Антошка, пойдем копать картошку». В тот момент он сразу же понял, что эта песня гарантированно станет шлягером, так и получилось.

Великая отечественная война

*    С первых дней Великой Отечественной войны Н.К.Рерих использует все возможности, чтобы помочь Родине. Вместе с младшим сыном он устраивает выставки и продажу картин, а все вырученные деньги перечисляет в фонд Красной Армии.*    Н.К.Рерих пишет многочисленные статьи в газеты, выступает по радио в поддержку советского народа.*    «Спорили мы со многими шатунами, сомневающимися. Лжепророки предрекали всякие беды, но всегда говорили мы: «Москва устоит!», «Ленинград устоит!», «Сталинград устоит!». Вот и устояли! На диво всему миру выросло непобедимое русское воинство!»,- писал Н.К.Рерих в 1943 году в статье «Слава».*    В эти грозные для России годы художник в своём творчестве вновь обращается к теме родной земли. Он создаёт целый ряд картин — «Александр Невский», «Партизаны», «Победа». Н.К.Рерих, используя образы русской истории, предвидит победу русского народа над фашизмом.

В эвакуации

В биографии Юрия Сергеевича Энтина наступил непростой период. Его отца призвали на фронт. Тот служил переводчиком, дошел до Берлина. Самого Юрия вместе с мамой и дедушкой отправили в эвакуацию. Они переехали в Оренбург.

На новом месте жительства им пришлось поселиться среди татар, которые практически не знали русского языка. Так что Юрию пришлось самому быстро учить их наречие, чтобы общаться с соседями и новыми знакомыми.

Отдушиной стали артисты театра из Кирова и ленинградского цирка, которых тоже эвакуировали в Оренбург. Маленькому мальчику посчастливилось познакомиться с талантливыми звездами, среди них оказался и знаменитый тогда на всю страну клоун Карандаш.

Евгений Евгеньевич Лансере

Евгений Евгеньевич Лансере

  • Дата рождения: 4 сентября 1875 г. ; St. Petersburg , Russian Federation
  • Дата смерти: 13 сентября 1946 г. ; Moscow, Russian Federation
  • Национальность:русский
  • Направление:Ар Нуво , Социалистический Реализм (Соцреализм)
  • Школа/группа:Мир Искусства
  • Сфера:живопись , иллюстрация
  • Учителя:Николай Семёнович Самокиш
  • Арт-институции:Академия Коларосси , Академия Жюлиана
  • Семья и родственники:Зинаида Серебрякова , Александр Бенуа
  • Википедия:ru.wikipedia.org/wiki/Лансере,_Евгений_Евгеньевич
Заказать репродукцию

Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник. Народный художник РСФСР (1945). Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1933). Лауреат Сталинской премии второй степени (1943).

Сын известного скульптора Е. А. Лансере, брат художницы З. Е. Серебряковой и архитектора Н. Е. Лансере, племянник А. Н. Бенуа, стоявшего вместе с Сергеевм Дягилевым и Дмитрием Философовым у основания «Мира искусства».

Выпускник Первой Санкт-Петербургской гимназии.С 1892 года учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, Петербург, где посещал классы Я. Ф. Ционглинского, Н. С. Самокиша, Э. К. Липгарта.С 1895 по 1898 годы Лансере много путешествовал по Европе и совершенствовал мастерство во французских академиях Ф. Коларосси и Р. Жюлиана.

С 1899 года — член объединения «Мир искусства». В 1905 году уехал на Дальний Восток.

В 1906 году был издателем еженедельного иллюстрированного журнала политической сатиры «Адская почта» (вышло 3 номера).

В 1907—1908 годах стал одним из создателей «Старинного театра» — кратковременного, но интересного и заметного явления в культурной жизни России начала века. Лансере продолжил работу с театром в 1913—1914 годах.

1912—1915 — художественный руководитель фарфоровой фабрики и мастерских гравировки стекла в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.

1914—1915 — военный художник-корреспондент на Кавказском фронте во время Первой мировой войны.1917—1919 годы провёл в Дагестане.В 1919 году сотрудничал как художник в Осведомительно-агитационном бюро Добровольческой армии А. И. Деникина (ОСВАГ).В 1920 году переезжает в Ростов-на-Дону, затем в Нахичевань-на-Дону и Тифлис.

С 1920 года — рисовальщик в Музее этнографии, выезжал в этнографические экспедиции с Кавказским археологическим институтом.С 1922 года — профессор Академии художеств Грузии, МАРХИ.В 1927 году был командирован на полгода в Париж от Академии художеств Грузии.

В 1934 году переехал на постоянное жительство из Тифлиса в Москву. С 1934 по 1938 годы преподавал во Всероссийской Академии Художеств в Ленинграде.

Е. Е. Лансере умер 13 сентября 1946 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 4).

С 1897 года работал в книжной графике. Плотно сотрудничал с издательством Общины Святой Евгении, в частности, оформил в 1904 адресную часть открытки, которая продержалась целых десять лет. Исполнил несколько работ к юбилейным торжествам Санкт-Петербурга, на открытках также кроме декоративных композиций выходили его военные рисунки времён Русско-японской и Первой мировой войн.

В советское время направленность творчества художника с большой полнотой проявилась в монументально-декоративном искусстве. Его работы в этой области характеризуются динамикой пространственного построения, пышностью обрамления и общей торжественностью напоминают плафоны XVII—XVIII веков:

Лансере работал в области оформления театральных постановок в Москве, Петербурге, Одессе, Кутаиси:

На выставках с 1900: «Мира искусств», «36-ти», Союза русских художников и др. Являясь одним из членов Северного кружка любителей изящных искусств в Вологде, принимал участие в художественных выставках, организованных членами кружка.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

http://artinvestment.ru/auctions/1076/biography.htmlhttp://design.wikireading.ru/13786http://www.wikiart.org/ru/evgeniy-evgenevich

Личная жизнь

Семья в биографии, деятельности Юрия Энтина всегда играла большую роль, так не раз признавался он сам. Поэт был дважды женат. Его первая супруга Марина была родной внучкой революционера Николая Васильевича Крыленко, первого народного комиссара юстиции и председателя Верховного суда в СССР. Они познакомились и поженились как раз в то время, когда Юрий страстно увлекался историей.

От первого брака у него осталась дочь Елена, которая окончила философский факультет Московского государственного университета. Отцу она подарила трех внуков — Марину, Сергея и Анну.

Удивительно, но вторую жену поэта тоже зовут Марина. Когда они поженились, она уже была мамой трехлетнего сына Леонида, которого Юрия Энтин, о биографии, семье которого подробно рассказано в этой статье, воспитывал как своего родного ребенка.

Леонид стал профессиональным художников, сейчас он занимается фотографией, оформлением, нередко работает вместе со своим отцом.

Рассказывая о биографии, семье Юрия Сергеевича Энтина, нужно упомянуть, что сейчас он живет с супругой в загородном доме в Подмосковье. Это здание до Октябрьской революции принадлежало высокопоставленному священнику, есть даже легенда, что он где-то в доме спрятал свои сокровища, когда скрывался от большевиков. Но их пока найти не удалось, с легкой грустью отмечает поэт.

Краткая биография

  • В 1949 году Евгений поступил в Свердловское художественное училище на кафедру живописи. Перед этим он окончил курс школы в учебном заведении при заводе. Правда, Евгений с детства мечтал стать скульптором, но, как выяснилось уже при поступлении, такой специальности в Свердловском училище не было.
  • В 1952 году юный живописец блестяще закончил курс. Одаренный художник решил продолжить обучение.
  • В том же 1952 году он приехал в Северную столицу и поступил в престижное по тем временам Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной (ныне Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица).
  • В стенах «Мухинки» начинающий творец провел 6 лет и выпустился в 1958 году.
  • В отличие от многих сокурсников, Широков не остался в столице, а отправился нести свет искусства в провинцию. Практически случайно по дороге в Свердловск Евгений остановился у друга-живописца в Перми и…остался там на всю жизнь. Служителя муз вдохновляла суровая и прекрасная природа Прикамья, близкие по духу личности, например, А.С. Солдатов, председатель совнархоза г. Пермь, который помогал начинающим художникам устраиваться на работу. Ко всему прочему, душой Евгения завладел пермский балет. Множество живописных полотен Широкова изображают изящных балерин во время тренировок и выступлений. Благодаря совершенному исполнению поз танцовщиц, Евгения Николаевича можно назвать «русским Эдгаром Дега».
  • Широков как художник был последователем «сурового стиля». Это течение в искусстве появилось во времена Оттепели 50-60-х годов. Оно возникло как противоположность соцреализму – «стилю Сталина», средству пропаганды, идеализирующему режим, превозносящему вождей. К «суровому стилю» относились члены группы «Семерка», братья Смолиновы и др. Один из основоположников течения, Алексей Бобриков, проводил аналогию между персонажами живописных полотен «сурового стиля» и пуританами – протестантами. И те и другие – люди возмужалые, волевые, привыкшие нести ответственность за свои решения, имеющие собственное мировоззрение, отличающееся от официального. Они направляли свои силы в общее русло, трудились на общее благо. Художники «сурового стиля» писали «героев своего времени» — обычных людей из низших слоев общества, воспевали их тяжелый труд и непоколебимую силу воли.
  • В 1979 году написана наиболее знакомая простому обывателю картина художника — «Друзья». По этому произведению часто пишут сочинения в школе. Картина изображает представления живописца о дружбе и обоюдной привязанности человека и четвероногого питомца. Между героями присутствует глубокая духовная связь. Они понимают друг друга без слов.
  • В 1969 году создан портрет писателя и драматурга Виктора Петровича Астафьева, выполненный Евгением Широковым и тоже принесший художнику успех. Картина воспринималась как образец портретного искусства, ценилась не только российскими, но и зарубежными искусствоведами. Сейчас она расположена в Третьяковской галерее.
  • Широков всегда был признанным деятелем искусства. Одно за другим он получал:
    • В 1968 году — звание Заслуженного художника РСФСР.
    • В 1976 году — Народного художника РСФСР.
    • В 1986 году — Народного художника СССР.
  • Помимо этого, он был награжден званием Почетного гражданина Перми и Пермской области, получал грамоты от Министерства культуры и даже от Верховного Совета СССР (1973 год).
  • Огромное значение Широков придавал сохранению живописной школы. «Нельзя стать мастером в искусстве, не впитав достижений предшественников».
  • С 1993 по 2017 год Евгений Николаевич преподавал в Пермском государственном институте искусств и культуры. В последние годы жизни он даже больше занимался преподавательской деятельностью, чем созданием художественных произведений. Профессор Широков видел свою миссию в том, чтобы открывать новые таланты. Он говорил: «каждый ученик — индивидуальность, и эту индивидуальность надо поддерживать».
  • Евгений Николаевич самостоятельно разрабатывал учебную программу для ПГИИКа, основал кафедру портретной живописи.
  • За всю свою карьеру в институте Широков выпустил 46 студентов. 18 из них удостоились чести вступить в Союз художников России.
  • 31 декабря 2017 года Евгений Николаевич умер в возрасте 86 лет. Смерти предшествовала продолжительная болезнь.

Художник Евгений Широков

Детство

*    Николай Рерих родился 9 октября 1874 года в Петербурге, в семье нотариуса.*    В семье Рерихов было четверо детей. Их детство проходило традиционно: летом — усадьба с её деревенским привольем, зимой — учёба, рождественские праздники, прогулки по Невскому проспекту, занятия музыкой.*    Беззаботная пора быстро пролетела и в восьмилетнем возрасте Николай Рерих перешагнул порог известной тогда в Петербурге частной гимназии Карла Ивановича Мая.*    Собеседование при приёме он прошел легко. И опытный педагог, директор гимназии К.И. Май, сказал: «Будет профессором!» Проницательность старого учителя оправдалась.

Смерть

Композитора не стало 25 октября (6 ноября по новому стилю) 1893-го. Официальной причиной смерти Петра Ильича медики назвали холеру. В то время Санкт-Петербург оказался во власти эпидемии из-за плохого качества воды. Вечером 20 октября вместе с братом Модестом Чайковским и друзьями мастер посетил ресторан Ф. О. Лейнера на Невском проспекте. По свидетельству некоторых очевидцев, музыкант выпил стакан сырой воды, что и оказалось причиной заражения.

В рамках этого факта существовали и расхождения — приводились мнения о том, что вечером композитор пил белое вино, а некипяченую воду употребил дома, ночью. Также упоминалось, что еще до 20 октября музыкант уже был болен, но не мог распознать болезнь. Уже к утру 21-го у Петра Ильича появились признаки недомогания, которые он оставил без внимания (симптомы совпадали с теми, что уже случались у него в связи с катаром желудка).

Вечером того же дня состояние ухудшилось, прибывшие медики констатировали у больного холеру. В течение следующих дней врачи пытались облегчить страдания композитора, советовали принять горячую ванну с целью выведения токсинов, что ужаснуло Чайковского — ведь именно в ванне умерла его мать, так же заболевшая холерой. Однако медицинские манипуляции не увенчались успехом — время было упущено, и спасти мастера не представлялось возможным.

Нашлось место и альтернативным версиям. В основном они связывались с идеей «скрытого» самоубийства композитора — причины же для такого ухода из жизни (с помощью стакана зараженной воды или яда) назывались разные. Среди наиболее популярных — страх Петра Ильича перед преследованием за гомосексуализм (слух якобы распространили родственницы Николая Римского-Корсакова в отместку за нежелание Чайковского жениться на одной из них).

Существовала и версия об угрозах композитору от русской императорской семьи якобы за связь с одним из ее представителей. Также бытует мнение, что ориентация Петра Ильича стала камнем преткновения для выпускников училища правоведения, потребовавших от музыканта добровольного ухода из жизни. Однако эти домыслы опроверг биограф Чайковского Александр Познанский.

За несколько месяцев до смерти Петр Ильич, находясь на гастролях в Одессе, позировал художнику Николаю Дмитриевичу Кузнецову. Живописец вел работу в перерывах между репетициями и концертами — композитор представлял публике Шестую симфонию, драматизм которой многие позднее объяснили предчувствием скорого ухода. В 1984-м портрет выкупил Павел Михайлович Третьяков.

Институт «Урусвати»

*    Обширные научные материалы, собранные во время экспедиции, требовали систематизации и обработки. В 1928 году Н.К.Рерих основывает в Индии высокогорный Институт научных исследований «Урусвати», что в переводе с санскрита означает «Свет утренней зари».

*    Н.К.Рерих привлёк к сотрудничеству и обмену информацией десятки научных учреждений Азии, Европы, Америки.*    Из института «Урусвати» поступали научные материалы в Мичиганский университет, Нью-Йоркский ботанический сад, Пенджабский университет, Парижский музей естественной истории, Гарвардский университет.*    Директор Института генетики АН СССР академик Н.И.Вавилов обращался в институт «Урусвати» за информацией и получал семена для своей уникальной ботанической коллекции.*    Сотрудникам института «Урусвати», при участии лам-лекарей, удалось составить первый в мире атлас тибетских лекарственных трав.*    Работала биохимическая лаборатория, велось исследование космических лучей в высокогорных условиях, выпускался научный сборник.*    В настоящее время в институте находится музей, где можно познакомиться с документами того времени.*    Работой института руководил старший сын Н.К.Рериха — Юрий Николаевич, к тому времени всемирно известный учёный-востоковед и лингвист.*    Младший сын Н.К.Рериха — Святослав Николаевич, всемирно известный художник и учёный, изучал древнее искусство народов Азии и занимался вопросами тибетской фармокопеи.

Учёба в Академии художеств и Петербургском университете

*    В Академии художеств Н.К.Рерих занимается в классе знаменитого пейзажиста Архипа Ивановича Куинджи.*    В 1897 году Николаю Рериху вручили диплом на звание художника. Его дипломная работа называлась «Гонец. Восстал род на род». Эту работу прямо с выставки приобрёл для своей коллекции П.М. Третьяков.

*    Через год в 1898 году Николай Рерих заканчивает юридический факультет Петербургского университета.*    Отец надеялся, что старший сын наследует его нотариальную контору и станет юристом. Но, к тому времени, Николай Рерих уже выбрал другой жизненный путь и будущее звало его к новым горизонтам. *    После окончания учебы Николай Рерих поступил на службу в Общество поощрения художеств помощником директора музея и одновременно — помощником главного редактора журнала «Искусство и художественная промышленность». *    Каждое лето Николай Константинович, к тому времени уже активный член Археологического общества, совершает археологические экспедиции, которые дают ему богатый материал для творчества.*    Он создаёт серию архитектурных этюдов,  которая и сейчас помогает увидеть красоту русского зодчества.

Детство и юность

Петр Ильич родился 7 мая 1840 года в поселке Воткинске, расположенном на территории современной Удмуртии. Отец мальчика — Илья Петрович Чайковский, инженер, происходивший из казачьего рода Чаек, известного в Украине. Матерью будущего композитора стала Александра Андреевна Ассиер, выпускница училища женских сирот, где она получила знания по литературе, арифметике, риторике и иностранным языкам.

На Урале семейство оказалось из-за того, что Илье Петровичу предложили должность руководителя Камско-Воткинского сталелитейного завода. В Воткинске Чайковский-старший получил дом с прислугой, в который заглядывали дворяне, молодежь из столицы, английские инженеры и другие достопочтенные личности.

Петр Чайковский(слева) в детстве с семьей /

Петр оказался вторым ребенком. У него также был старший брат Николай, младший брат Ипполит и младшая сестра Александра. В доме Чайковских жила не только сама семейная чета с детьми, но и многочисленные родственники Ильи Петровича. Для обучения наследников из Санкт-Петербурга вызвали гувернантку-француженку Фанни Дюрбах, которая впоследствии стала практически членом семьи Чайковских.

Музыка была желанным гостем в родительском доме Петра. Отец умел играть на флейте, матушка — на фортепиано и арфе, а также умело исполняла романсы. Гувернантка музыкальным образованием была обделена, однако тоже питала страсть к творчеству. У Чайковских стоял оркестрион (механический орган) и рояль. В детстве Петя брал уроки игры на рояле у крепостной Марьи Пальчиковой, которая владела музыкальной грамотой.

В 1848 году Чайковские переехали в Москву, так как Илья Петрович ушел на пенсию и намеревался найти частную службу. Через пару месяцев семейство снова переехало, на этот раз — в Санкт-Петербург. Здесь Петр продолжал обучаться музыке, а также ближе познакомился с балетом, оперой и симфоническим оркестром.

В 1849 году Николая Чайковского, старшего брата Петра, определили в Институт Корпуса горных инженеров, а остальные дети вместе с родителями вернулись на Урал, в город Алапаевск. Там глава семейства занял пост руководителя завода наследников Яковлева. Фанни Дюрбах к тому времени покинула семью Чайковских, и для подготовки подросшего Петра к получению дальнейшего образования наняли другую гувернантку — Анастасию Петрову. В том же году у юного музыканта появились еще два младших брата — близнецы Модест и Анатолий.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: