Легендарный танец саломеи: миф или реальность, отражение в искусстве

Библейский фон

Ирод Антипа женился во второй раз на своей невестке Иродиаде . Иоанн Креститель критиковал этот факт , что, согласно библейской истории в Новом Завете, привел к его убийству. Вот сообщения о событиях, в которых имя Саломея не фигурирует, но которые легли в основу более поздней легенды о Саломее. Согласно этому, Иродиада желала смерти Иоанна, но Ирод отказался убить его. По случаю празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады исполнила танец, которым она так восхитила присутствующих, что Ирод поклялся ей: Что бы ты ни попросил у меня, я дам тебе половину моего царства» . девочка спросила у матери, что ей нужно, и она прошептала свое желание. Она должна попросить голову Джона. Тогда Ирод Антипа «поклялся перед всеми гостями, что не откажется от ее просьбы» . Он обезглавил Иоганнеса и принес его голову танцору на чаше.

Описание изображения

Основные различия между двумя изображениями заключаются в деталях изображения, разном размере и формате изображений. На более ранней и меньшей картине Саломея изображена в виде полного портрета, на котором также видны босые ноги танцовщицы и другие детали фона. На большей картине, напротив, изображена только часть: танцовщица изображена на портрете в три четверти, который начинается выше колен. Верхняя часть тела и лицо сдвигаются еще дальше в центр картины, а сама она немного сдвинута влево от центра картины.

В центре обеих картин Саломея изображена в образе юной танцовщицы. Верхняя часть тела женщины обнажена, а шея, зона декольте, волосы и руки украшены золотыми украшениями с драгоценными камнями. Зеленая юбка из легкой ткани обвязывается вокруг бедер, сквозь которую просвечивают контуры бедер и ног. На обеих фотографиях Саломея поддерживает его левую руку на бедре. Правая рука поднята в каждом случае, при этом на широкоформатном изображении горизонтально вытянутого плеча предплечье вытягивается вверх под углом 45 градусов, и рука опускается в открытом жесте к лицу, а в маленьком — Формат изображения: рука захватывает волосы в более естественном положении. На обоих изображениях голова наклонена назад над левым плечом, так что танцор смотрит в сторону и показывает зрителю подбородок.

На обеих фотографиях за танцором слева стоит слуга. Эта темнокожая фигура наблюдает за Саломе, слегка склонив голову и глядя в глаза. Он представляет отрубленную голову Иоанна Крестителя на золотом блюде , окруженном сияющим голубым нимбом. Это выделит его на картинке.

Фон состоит из черного звездного неба с мерцающими золотыми, красными и белыми звездами. На полном портрете нижнюю часть занимает светлая балюстрада, за которой видны несколько домов с окнами, освещенными красным светом, а в самом низу — светлый пол. Эти элементы помещают сцену в пространственную перспективу. Другой человек изображен перед парапетом в левом краю картины. Этот одетый в красное человек — Ирод Антипа , внимательно наблюдающий за танцором. Дальнейшие различия в изображениях касаются деталей украшений и изображения слуги.

Рамы также являются важными элементами картины и были разработаны Францем фон Штуком. Полный портрет полностью окружен очень широкой золотой рамкой, состоящей из четырех полей рамки. На двух боковых частях показаны сужающиеся кверху колонны, капители которых поддерживают верхний элемент рамы с изображением фриза и фронтона . Под изображением находится название «SALOME» в области, смоделированной на этикетке, а также квадратные орнаменты с кругами на каждой стороне. Трехчетвертный портрет обрамлен узкой золотой каймой и имеет более широкие элементы рамки по бокам, благодаря которым фактически прямоугольное изображение вместе с рамкой образует квадратную поверхность. На боковых элементах расположены столбы из связок папирусов , которые заканчиваются наверху капителями, на которых покоятся головы Медузы .

Саломея и Иоанн Креститель


Монета с изображением Саломеи Мать Саломеи, Иродиада, состояла в связи с братом своего мужа (и отца Саломеи) Филиппа (Ирода Боэта), за что публично осуждалась Иоанном Крестителем. Осуждение, вероятно, и послужило причиной заключения, а в дальнейшем и казни Иоанна Крестителя. По Марку, Ирод Антипа был против казни Иоанна, «зная, что он муж праведный и святой» (Мк. 6:20), и согласился на неё лишь потому, что пообещал дочери Иродиады (она не названа им по имени) выполнить любое её желание. Однако, по Матфею, Антипа и сам «хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка» (Мф. 14:5). Танец юной Саломеи на праздновании дня рождения Ирода Антипы (его дата рождения неизвестна) привёл к тому, что Антипа согласился выполнить любое её желание, и, будучи научена своей матерью, Саломея потребовала убить пророка Иоанна Крестителя, и после казни ей была принесена на блюде его голова. Точная дата казни Иоанна неизвестна, но традиционно считается, что она состоялась до распятия Христова, а Иосиф Флавий указывает, что это случилось до 36 года.

Иосиф Флавий отвергает историю о танце Саломеи (имя которой известно именно из его труда), считая, что Иоанн был арестован и затем обезглавлен по чисто политическим мотивам, не упоминая и о мессианских ожиданиях, составлявших значительную часть проповедей Иоанна Крестителя. Многие исследователи расценивали отсутствие у Флавия указания на эту связь как намеренное умолчание в тексте, предназначенном для римлян. Иосиф Флавий сообщает, что под надуманным предлогом о якобы участии Ирода Антипы в организации заговора против Рима он и его семья были сосланы Калигулой в Лугдунум Конвенарум в Галлии (современный Сен-Бертран-де-Комменж). Иродиаде было предложено остаться под покровительством брата (Агриппы), но она предпочла отправиться в ссылку с мужем (Иродом Антипой), где он через два года (после 39 г н. э.) умер в заточении в полной безвестности и нищете.

В православной иконописной традиции сюжет известен под названием «Усекновение главы Св. Иоанна Предтечи».

Танец Саломеи, фреска в Монастыре Св. Иоанна, XII в.

Святыня, глава Иоанна Предтечи, хранится на Афоне. 11 сентября, в память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост, как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка. Известно написанное в XVII веке «Сказание об усекновении главы святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна» в изложении святителя Димитрия Ростовского.

Известны многие храмы, как в католической, так и в православной церкви, освящённые как храмы Усекновения главы Иоанна Предтечи. Один из древнейших московских храмов, сохранившихся до нашего времени, — шестипрестольный обетный храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Коломенском.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: