Франц ксавер винтерхальтер: жизнь и творчество художника

Интересные факты

Сама императрица сидит чуть левее центра картины в белом платье с сиреневыми бантами.

Слева от императрицы, в розовом платье принцесса Анна Эсслинг (d’Essling) (1802-1887), статс-дама.
Между ней и императрицей на первом плане две дамы в белом – баронесса Жанна де Пьер (de Pierres) (1821-1873) в белом платье с синими бантами, и виконтесса Луиза де Лезей- Марнезиа (de Lezay-Marnesia), в белом платье с розовым бантом (1826-1891).

Рядом с императрицей дама в черном, герцогиня Паулина Бассано (Bassano) 1814-1867.
В центре картины одетая в зеленое платье маркиза Адрианна де Монтебелло (Montebello) 1826-1870.
И справа группа фрейлин: баронесса Натали де Маларе (Malaret) в желтом (1827-1910), маркиза де Лас Марисмас (Vicomtesse Aguado, Marquise de Las Marismas del Guadalquivir) в белом (1817-1905), и маркиза де Ла Тур-Мабур (de la Tour Mabourg) в синем (1829-1900). 

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: , 

Франц Ксавер Винтерхальтер: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

4.5/5 — (2 голоса)

Придворный художник

Пример ранней манеры: портрет княгини Л. И. Витгенштейн, 1843

 В Париже Винтерхальтер быстро заслужил репутацию модного художника. Он был назначен придворным художником Луи-Филиппа, короля Франции, который доверил ему создание индивидуальных портретов своей многочисленной семьи. Винтерхальтеру предстояло выполнить для него более тридцати заказов.

Этот успех принёс художнику репутацию знатока династической и аристократической портретной живописи, способного, мастерски сочетая точность портретного сходства с едва уловимой льстивостью, изображать государственную помпезность в живой современной манере.

Однако в художественных кругах репутация Винтерхальтера страдала. Критики, восхвалявшие его дебют на выставке в Салоне 1836 года, отвернулись от него как от художника, которого нельзя воспринимать серьёзно. Это отношение сохранялось на всём протяжении карьеры Винтерхальтера, обрекая его работу стоять особняком в иерархии живописи. Сам Винтерхальтер рассматривал свои первые государственные заказы как временный этап перед возвращением к предметной живописи и восстановлением академического авторитета; он оказался жертвой собственного успеха, и для своего же спокойствия ему приходилось работать почти исключительно в портретном жанре. В этой области он добился немалого успеха, что, в свою очередь, помогло ему разбогатеть. Одновременно Винтерхальтер получил международную славу и покровительство царствующих особ.

Среди множества его королевских «натурщиц» была также и королева Виктория. Впервые Винтерхальтер посетил Англию в 1842 году, а затем несколько раз возвращался туда, чтобы написать портреты Виктории, принца Альберта и их растущей семьи, создав для них в общей сложности не менее 120 работ. Большинство из этих полотен теперь находятся в Королевском собрании и открыты для демонстрации публике в Букингемском дворце и других местах. Также Винтерхальтер написал несколько портретов представителей английской аристократии, в большинстве входивших в придворный круги. Падение Луи-Филиппа в 1848 году не оказало влияния на репутацию художника. Винтерхальтер переехал в Швейцарию, а кроме того, работал по заказам в Бельгии и Англии.

За два года до смерти он переселяется в Париж. Перерыв в поступлении заказов на портреты во Франции позволил ему вернуться к тематической живописи, и он, вдохновлённый испанской легендой, пишет полотно «Флоринда» (1852, музей «Метрополитен», Нью-Йорк), являющее собой радостный праздник женской красоты. В этом же году он решил создать собственную семью, но его предложение руки и сердца было отвергнуто; Винтерхальтер остался холостяком, преданным своей работе.

После вступления на престол Наполеона III популярность художника увеличилась. С этого времени в подчинении Второй империи Винтерхальтер сделался главным портретистом императорской фамилии и французского двора. Красавица императрица Евгения стала его любимой моделью, и сама она великодушно относилась к нему. В 1855 году Винтерхальтер пишет свой шедевр «Императрица Евгения в окружении фрейлин», где изображает её в сельской обстановке, собирающей цветы вместе со своими фрейлинами. Картина была хорошо принята и выставлена для всеобщего обозрения, по сей день оставаясь, пожалуй, наиболее известной работой мастера.

В 1852 году он едет в Испанию, чтобы написать королеву Изабеллу II, работает для португальской королевской фамилии. Приезжавшие в Париж представители русской аристокртии также желали получить свой портрет от известного мастера. Как «королевский художник» Винтерхальтер пользовался постоянным спросом при дворах Британии (с 1841 г.), Испании, Бельгии, России, Мексики, Германии и Франции.

 В последующие годы потребность в его услугах становится ещё больше. В 1856 году он едет в Польшу писать для аристократии там, в 1857 — в Верхнюю Баварию, где пишет портрет царицы Марии Александровны. На протяжении следующих лет, в 1860-е, художник много пишет по заказам русских аристократок. Для ускорения работы он перестаёт делать предварительные наброски портретируемых; на смену прежней академической манере, напоминающей миниатюры на эмали, приходит свободный мазок в духе романтизма.

Во время Второй мексиканской империи, возглавляемой Максимилианом первым, Винтерхальтер получил заказ написать портреты императорской четы. Императрица Мексики Шарлотта Бельгийская была дочерью королевы Бельгии Луизы Марии Французской, которую Винтерхальтер писал ещё в начале своей карьеры во Франции.

Стиль

Елизавета Баварская , императрица Австрии (1865), холст, масло, 255 × 133 см, Художественно-исторический музей , Вена . Этот портрет представляет императрицу в романтической манере, укрепляя ее репутацию одной из величайших красавиц своего времени. Императрица предстает в чувственной позе с обнаженными плечами и поворачивает голову к зрителю. На ней белое платье из атласа и тюля, усеянное звездами из серебряной фольги и бриллиантовыми звездами в волосах. Этот портрет — одно из самых знаковых изображений императрицы Елизаветы и одна из самых известных работ Винтерхальтера.

Винтерхальтер проявил себя как портретист во времена Второй Империи, и он написал свои лучшие работы за последние два десятилетия своей жизни. Он сопоставил свой стиль с роскошной и непринужденной атмосферой того времени, его гедонизмом и весельем. Его натурщицы 1850-х и 1860-х годов живут в другом физиологическом климате, чем те, которые он рисовал ранее; они не молчаливы и сдержанны. Его натурщики-мужчины вдохновили на создание нескольких оригинальных или запоминающихся композиций.

Винтерхальтер никогда не получал высоких оценок за свою работу со стороны серьезных критиков, его постоянно обвиняли в поверхностности и аффектации в погоне за популярностью. Однако он был высоко оценен своими аристократическими покровителями. Королевские семьи Англии, Франции, Испании, России, Португалии, Мексики и Бельгии заказали ему портреты. Его монументальные холсты приобрели значительную популярную репутацию, а литографические копии портретов помогли распространить его известность.

Портреты Винтерхальтера ценились за их тонкую интимность; природу его обращения нетрудно объяснить. Он создал образ, который его натурщики хотели или должны были проецировать на своих подопечных. Он не только умел позировать натурщикам для создания почти театральных композиций, но и был виртуозом в искусстве передачи фактуры тканей, меха и украшений, которым уделял не меньше внимания, чем лицу. Он писал очень быстро и очень плавно, создавая большинство своих композиций прямо на холсте. Его портреты изящны, утончены, реалистичны и приятно идеализированы.

Что касается метода работы Винтерхальтера, считается, что, когда он практиковался в рисовании и изображении фигур, он рисовал прямо на холсте, не делая предварительных исследований. Он часто выбирал платье и позу натурщика. Его стиль был учтивым, космополитичным и правдоподобным. Многие портреты были скопированы в его мастерской или воспроизведены в виде литографий.

Как художник он оставался фигурой, которую трудно разместить; мало художников, с которыми его можно было бы сравнить, и он не вписывается ни в одну школу. Его ранняя близость была неоклассической, но его стиль можно охарактеризовать как неорококо . После его смерти его живопись вышла из моды, считаясь романтичной, глянцевой и поверхностной. Лично о нем было мало что известно, и до недавнего времени его искусство не воспринималось всерьез

Однако крупная выставка его работ в Национальной портретной галерее (Великобритания) в Лондоне и Пети-Пале в Париже в 1987 году снова привлекла к нему внимание. Его картины сегодня выставлены в ведущих музеях Европы и Америки.

Семья королевы Виктории и принца Альберта в 1846 году. Автор Франц Ксавер Винтерхальтер. Слева направо : принц Альфред (без штанов в два года); принц Уэльский ; Королева Виктория ; Принц Альберт ; и принцессы Алиса , Елена и Виктория

Ранние годы

Франц Ксавер Винтерхальтер родился в небольшой деревне Menzenschwand, (теперь часть Санкт-Блазиен ), в Германии Дремучий лес в Электорат Бадена, 20 апреля 1805 г. Он был шестым ребенком Фиделя Винтерхальтера (1773–1863), деревенского фермера и производителя смолы, и его жены Евы Мейер (1765–1838), члена давней семьи Мензеншванд. Его отец был крестьянином и оказал сильное влияние на его жизнь. Из восьми братьев и сестер только четверо пережили младенчество. На протяжении всей своей жизни Франц Ксавер оставался очень близок со своей семьей, в частности со своим братом. Германн (1808–1891), который также был художником.

После посещения школы в Бенедиктинский В монастыре Санкт-Блазиен Винтерхальтер покинул Менценшванд в 1818 году в возрасте 13 лет, чтобы изучать рисунок и гравюру. Получил образование рисовальщика и литографа в мастерской Карла Людвига Шулера (1785–1852) в г. Фрайбург-им-Брайсгау. В 1823 году, в возрасте 18 лет, он отправился в Мюнхен, спонсором которого был промышленник барон фон Эйхталь (1775–1850). В 1825 году он получил стипендию от Людвига I, великого герцога Бадена (1763–1830), и начал курс обучения в Академии художеств в г. Мюнхен с Петр фон Корнелиус (1783–1867), академические методы которого вызывали у него дискомфорт. Винтерхальтер нашел более близкого по духу наставника в лице модного портретиста. Йозеф Карл Стилер (1781–1858). В это время он зарабатывал литографом.

Винтерхальтер вошел в придворные круги, когда в 1828 году стал мастером рисования. Софи Маргрейвин из Бадена, в Карлсруэ. Его возможность обосноваться за пределами южной Германии представилась в 1832 году, когда он смог поехать в Италию в 1833–1834 годах при поддержке Великий герцог Леопольд Баденский. В Риме он сочинял жанровые романтические сцены на манер Луи Леопольд Робер и присоединился к кругу директора Французской академии, Орас Верне. По возвращении в Карлсруэ он написал портреты великого герцога Леопольда Баденского и его жены и был назначен художником при дворе великого герцога.

Тем не менее он покинул Баден, чтобы переехать во Францию, где его итальянская жанровая сцена

Il dolce Farniente привлек внимание на Салоне 1836 года. Il Decameron год спустя тоже получил похвалу; обе картины представляют собой академические композиции в стиле Рафаэль

В Салоне 1838 года выставил портрет принц Ваграм со своей маленькой дочерью. Его карьера портретиста вскоре была обеспечена, когда в том же году он написал Луиза Мари Орлеанская, Королева бельгийцев, и ее сын. Вероятно, именно благодаря этой картине Винтерхальтер обратил внимание на Мария Амалия из Обеих Сицилий, Королева французов, мать королевы бельгийцев.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: