Николай рерих

Семья

*    В одной из поездок по делам Археологического общества Николай Рерих знакомится с удивительной девушкой — Еленой Ивановной Шапошниковой. 28 октября 1901 года состоялась их свадьба. *    В 1902 году в семье Рерихов родился сын Юрий, ставший впоследствии всемирно известным востоковедом, в 1904 году — Святослав, пошедший по стопам отца и ставший художником с мировым именем.*    «Ладой» называл Николай Константинович свою «другиню и вдохновительницу» Елену Ивановну.*    Многие картины, общественные начинания Н.К.Рериха являются результатом совместного творчества, в котором Елена Ивановна принимала активное участие.*    Как писал Николай Константинович: «Творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны бы носить два имени — женское и мужское».

Николай Назаркин / Cтатьи

  • Назаркин, Н. Н. Библиодоктор / Н. Н. Назаркин // Библиотека в школе : газ. изд. дома «Первое сентября». — 2010. — 1–15 фев. — С. 32–33.
  • Назаркин, Н. В поисках утешительной книги : (о приёмах библиотерапии и о секретах библиорецептуры) / Н. Назаркин // Что читать. — 2009. — № 9. — С. 56–58.
  • Назаркин, Н. Н. Две книжки на моём столе : (библиотерапия; книги Дж. Р. Толкин «Властелин колец» и «У Яруна гемофилия») / Н. Н. Назаркин // Библиотека в школе : Прил. к газ. «Первое сентября». — 2010. — № 6/16—31 март. — С. 29–30.
  • Назаркин, Н. Жалко — у пчёлки : (размышления писателя Н. Назаркина о проблеме отношения школьников к детям-инвалидам) / Н. Назаркин // Библиотека в школе : газ. изд. дома «Первое сентября». — 2009. — 1–15 июня. — С. 36–37.
  • Назаркин, Н. Н. И книжку захвати! : (рекомендации по выбору книг для чтения детьми в больнице) / Н. Н. Назаркин // Библиотека в школе : газ. изд. дома «Первое сентября». — 2011. — 1–15 апр. — С. 35–37.
  • Назаркин, Н. Н. Книжка на костылях, или Поговори со мной о Робин Гуде : (о значении книги и чтении для детей-инвалидов) / Н. Н. Назаркин // Библиотека в школе : газ. изд. дома «Первое сентября». — 2011. — 16–30 апр. — С. 30–31. — (Работа с читателями) (Библиодоктор).
  • Назаркин, Н. Непохожий на тебя, не похожий на меня : Нина Дашевская. День числа «ПИ» и «Сальери» / Николай Назаркин // Библиотека в школе : журн. изд. дома «Первое сентября». — 2018. — № 1/2 (350). — С. 30–31. — (Остров сокровищ) (Сигнальные флажки).
  • Назаркин, Н. Н. Романтическая фантастика как средство вспомогательной анестезии : (по результатам исследования в психологической службе при гематологическом научном центре РАМН) / Н. Н. Назаркин // Библиотерапия : задачи, подходы, методы / сост. О. Л. Кабачек. — Москва : БМЦ, 2001. — С. 60–65. — (Профессиональная библиотечка школьного библиотекаря : Прил. к журн. «Школьная. Библиотека»).
  • Назаркин, Н. Н. Связанные одной цепью, связанные одной целью. Подводные течения и перекаты потока детской литературы : об итогах трех лет работы конкурса «Книгуру» / Николай Николаевич Назаркин // Библиотека в школе : журн. изд. дома «Первое сентября». — 2013. — № 6 (309). — С. 10–13. — (Внутренняя работа).
  • Назаркин, Н. «Я с осины в небо уйду!» : Александр Киселев. «Сделайте добрые зверские лица!» : (рецензия на рукопись, попавшую в финал всероссийского литературного конкурса «Книгуру») / Николай Назаркин // Библиотека в школе : журн. изд. дома «Первое сентября». — 2018. — № 1/2 (350). — С. 31. — (Остров сокровищ) (Сигнальные флажки).
    • Назаркин, Н. Нельзя исправить мир. Но можно посмотреть на него по-другому (Электронный ресурс) / Николай Назаркин ; беседу вела Алёна Васнецова // Папмамбук. — Режим доступа: Открытый доступ (дата обращения: 12.07.2019).
    • Назаркин, Н. Примите пять капель Аверченко на стакан Донцовой (Электронный ресурс) / Николай Назаркин ; (интервьюер) Ирина Лукьянова // Милосердие. — Режим доступа: Открытый доступ (дата обращения: 12.07.2019).
    • Назаркин, Н. (Статьи, посвящённые библиотерапии) (Электронный ресурс) / Николай Назаркин // Флаймама. — Режим доступа: Открытый доступ (дата обращения: 12.07.2019).

Литература

Велико и литературное наследие Николая Константиновича Рериха. Он издал сборник стихов «Цветы Мории», несколько прозаических книг – «Твердыня Пламенная», «Алтай-Гималаи», «Шамбала» и др.

Но, пожалуй, главным литературным произведением Рериха является духовное учение «Агни-йога» или «Живая Этика». Оно создавалось при участии супруги Николая Константиновича – Елены Рерих. В первую очередь это философия космической реальности, закономерной эволюции Космоса. По учению смысл эволюции человечества – духовное просветление и совершенствование.

Подписание Пакта Рериха 15 апреля 1935 год

В 1929 году благодаря Рериху Николаю Константиновичу начался новый этап в истории всего человечества – был принят Пакт Рериха. Это был первый в истории документ, речь в котором шла о защите мирового культурного наследия. Договор об охране художественных и научных учреждений, а также исторических памятников был подписан 21 страной.

Николай Назаркин / Переводы

  • Даниелс, Г. Ведьмочкин друг, или Как Элла знакомится с новым одноклассником : (сказка) / Гай Даниелс ; (перевод с бельгийского Николая Назаркина) ; иллюстрации Лизы Бранденбург. — Москва : ИД Мещерякова, 2019. — (32) с. : ил. — (Очень добрая книга).
  • Даниелс, Г. Ведьмочкин торт, или Как Элла знакомится пошла в школу : (сказка) / Гай Даниелс ; (перевод Николая Назаркина) ; иллюстрации Лизы Бранденбург. — Москва : ИД Мещерякова, 2019. — (24) с. : ил. — (Очень добрая книга).
  • Куйер, Г. Рассказы о Маделиф (Текст: Электронный ресурс) / Гус Куйер ; перевод с нидерландского Н. Назаркина // Библиогид.
  • Шмидт, А. Рассказы о Йипе и Янеке (Текст: Электронный ресурс) / Анни Шмидт ; перевод с нидерландского Н. Назаркина // Библиогид.

Учёба в Академии художеств и Петербургском университете

*    В Академии художеств Н.К.Рерих занимается в классе знаменитого пейзажиста Архипа Ивановича Куинджи.*    В 1897 году Николаю Рериху вручили диплом на звание художника. Его дипломная работа называлась «Гонец. Восстал род на род». Эту работу прямо с выставки приобрёл для своей коллекции П.М. Третьяков.

*    Через год в 1898 году Николай Рерих заканчивает юридический факультет Петербургского университета.*    Отец надеялся, что старший сын наследует его нотариальную контору и станет юристом. Но, к тому времени, Николай Рерих уже выбрал другой жизненный путь и будущее звало его к новым горизонтам. *    После окончания учебы Николай Рерих поступил на службу в Общество поощрения художеств помощником директора музея и одновременно — помощником главного редактора журнала «Искусство и художественная промышленность». *    Каждое лето Николай Константинович, к тому времени уже активный член Археологического общества, совершает археологические экспедиции, которые дают ему богатый материал для творчества.*    Он создаёт серию архитектурных этюдов,  которая и сейчас помогает увидеть красоту русского зодчества.

Об авторе

  • Бондарева, А. Без особых примет : (о проблеме героя в современной русской детской литературе, в том числе на примере книги Н. Назаркина «Мандариновые острова») / Анна Бондарева // Октябрь. — 2014. — № 11. — С. 166–171. — (Публицистика и критика) (Предчувствие героя).
  • Галкин, Н. Писатель на открытке: портреты детских писателей в фотографиях Николая Галкина : (70 фотопортретов современных детских писателей и краткие биобиблиографические справки) / Н. Галкин. — Москва : Центральная городская детская библиотека имени А. П. Гайдара, 2015. — 32 л. : фот.
  • Ерохина, Е. Изумрудная книжка : (о книге Николая Назаркина «Изумрудная рыбка») / Е. Ерохина // Русский язык и литература для школьников. — 2008. — № 8. — С. 60–61.
  • «Книгуру» выбрало своих героев : (о лауреатах второго сезона Национального конкурса на лучшее произведение для подростков «Книгуру», в частности — о занявшем второе место сборнике Н. Назаркина (Нидерланды) «Три майские битвы на золотом поле») // Современная библиотека. — 2012. — № 2. — С. 79. — (Чтение).
  • Кудрявцева, Н. Вселенная внутри : (о Николае Назаркине и его первой книге «Изумрудная рыбка») / Н. Кудрявцева // Книжное обозрение. — 2007. — № 47. — С. 21.
  • Ли Цзянхуа. Издательское партнерство между Россией и Китаем в области детской литературы : (преподаватель и переводчик российской детской литературы рассказывает о планах крупного китайского издательства «Эстафета» по выпуску книг современных российских детских писателей, в том числе — произведений Н. Назаркина) / Ли Цзянхуа // Библиография и книговедение. — 2018. — № 1. — С. 122–123. — (За рубежом).
  • Лукин, Б. Больничные острова : (о книге Н. Назаркина «Изумрудная рыбка») / Лукин Б. // Литературная газета. — 2008. — 28 мая — 3 июня. — Вкл. Семейное чтение. — С. 3.
  • Мяэотс, О. Смотрите, кто идёт! : (об альманахе ДЕТГИЗа «Как хорошо» и «новой волне» в детской литературе; о произведениях молодых детских писателей, в которых появляется реальный герой, действующий в реальных обстоятельствах, в частности — о книге Н. Назаркина «Изумрудная рыбка» / О. Мяэотс // Библиотека в школе : журн. изд. дома «Первое сентября». — 2012. — № 7. — С. 30, 35–37. — Ил. — (Книжная лоция).
  • Порядина, М. Е. Эксперимент удался : (об итогах первого сезона Всероссийского конкурса на лучшее литературное произведение для детей и подростков «Книгуру» : обзор произведений — финалистов конкурса, в частности — о научно-художественном произведении Н. Назаркина «Рассказки о Нижних Землях») / М. Е. Порядина // Библиотека в школе : журн. изд. дома «Первое сентября». — 2011. — № 15. — С. 26–28.
  • Хомич, Э. П. Подросток в литературе нового типа / Хомич Эмилия Петровна // Литература в школе. — 2016. — № 7. — С. 17–19. — Фот. — Библиогр. в примеч. — (Журнал «Литературе в школе» в Барнауле и Алтайском крае) (Филологическая и педагогическая науки — школе).
  • Яковлева, Е. (О книге Н. Назаркина «Изумрудная рыбка») / Е. Яковлева // Библиополе. — 2009. — № 11. — С. 39.
  • Копейкин, А. Николай Назаркин. Три майские битвы на золотом поле : (обозреватель «Библиогида» Алексей Копейкин о книге Н. Назаркина «Три майские битвы на золотом поле») (Текст: Электронный ресурс) / Алексей Копейкин // Библиогид.
  • Малая, С. Николай Назаркин. Изумрудная рыбка : (обозреватель «Библиогида» Светлана Малая о книге Н. Назаркина «Изумрудная рыбка») (Текст: Электронный ресурс) / Светлана Малая // Библиогид.]
  • Назаркин, Н. Софья Прокофьева. Девочка-свеча : (обозреватель «Библиогида» Николай Назаркин о книге С. Прокофьевой «Девочка-свеча») (Текст: Электронный ресурс) / Николай Назаркин // Библиогид.
  • Назаркин, Н. Серия «Настя и Никита» — детский проект православного журнала «Фома» (Текст: Электронный ресурс) / Николай Назаркин // Библиогид.
  • Савушкина, Н. Николай Назаркин. Мандариновые острова : (обозреватель «Библиогида» Наталья Савушкина о книге Н. Назаркина «Мандариновые острова») (Текст: Электронный ресурс) / Наталья Савушкина // Библиогид.

Детство и юность

Николай Рерих родился в Петербурге 9 октября 1874 года. Его отец Константин Федорович Рерих был влиятельным в городе юристом. Мать Мария Васильевна была домохозяйкой, воспитывала детей. У Николая были старшая сестра Лидия и два младших брата – Владимир и Борис.

Художник Николай Рерих

В детстве мальчик увлекся историей, много читал. Скульптор Михаил Микешин, который был частым гостем в семье Рерихов, заметил, что у Николая есть талант к рисованию, и начал его обучать художественному ремеслу. Учился Рерих в гимназии Карла Мая. Его одноклассниками были Александр Бенуа, Дмитрий Философов.

По окончании поступил в Императорскую Академию художеств. И параллельно учился в университете на юриста. В академии работал в мастерской именитого художника Архипа Ивановича Куинджи. В это время близко общался с Ильей Репиным, Николаем Римским-Корсаковым, Анатолием Лядовым и другими.

Николай Рерих в детстве и молодости

В студенческие годы ездил на археологические раскопки, а в 1895 году он стал членом Русского археологического общества. В этих поездках он записывал истории местного фольклора.

В 1897 году Николай Рерих окончил Академию художеств. Его дипломной работой была картина «Гонец», ее приобрел для своей галереи Павел Третьяков. Тогда же молодой художник получил должность помощника заведующего Императорским музеем, а параллельно работал в издании «Искусство и художественная промышленность».

Живопись

В 1900 году Николай Константинович Рерих решает поехать в Париж, там обучался в студиях художников Фернана Кормона и Пьера Пюви де Шаванна. По возвращении Рерих предпочитал писать исторические сюжеты. К раннему периоду его творчества относятся картины «Идолы», «Строят ладьи», «Сходятся старцы» и т.д. Художник работал в области монументальной и театрально-декоративной живописи.

Картина Николая Рериха «Эверест»

Начиная с 1905 года Рерих трудился над оформлением балетных, оперных и драматических постановок. В этот период времени Николай Константинович ведет активную деятельность по возрождению художественной Руси и сохранению памятников старины.

В 1903 году он организует путешествие по древнерусским городам. В это время пишет серию этюдов с памятниками архитектуры России. Также художник создает эскизы для росписи церквей и часовен. В 1910 году участвовал в археологических раскопках, в которых ему удалось обнаружить остатки кремля Древнего Новгорода.

Картина Николая Рериха «Огни победы»

В 1913 году Рерих начал работу над двумя панно – «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани». Размеры полотен были впечатляющие. «Покорение Казани» создавалось для оформления Казанского вокзала в Москве. Но из-за войны строительство вокзала затянулось. Временно панно было передано в Академию художеств.

Но новый ее руководитель из своих личных соображений решил уничтожить музей Академии и все экспонаты, в нем находившиеся. В итоге полотно Рериха было разрезано на куски и роздано студентам. Вот так безвозвратно погибла работа великого художника.

Панно Николая Рериха «Покорение Казани»

Также Николай Константинович трудился и над оформлением книжно-журнальной графики, например, он участвовал в создании издания пьес Мориса Метерлинка. В 1918 году Рерих переехал в США. В Нью-Йорке он создал Институт объединенных искусств. В 1923 году в городе стал функционировать Музей Рериха – это был первый музей русского художника, открытый за пределами России.

Картина Николая Рериха «Путь в шамбалу»

Но, пожалуй, наибольший след на творчестве Рериха оставила его экспедиция в Гималаи. В 1923 году он вместе с семьей приехал в Индию. Он сразу же начал готовиться к важнейшему путешествию в его жизни – в экспедицию по труднодоступным местам Центральной Азии.

Эти территории интересовали его не только как художника. Он хотел изучить и решить проблемы, связанные с мировой миграцией древних народов. Маршрут был длинным и сложным. Он проходил через Сикким, Кашмир, Синцзян (Китай), Сибирь, Алтай, Тибет и даже нехоженые области Трансгималаев.

Картина Николая Рериха «Заморские гости»

По количеству собранного материала данную экспедицию можно смело заносить в число крупнейших экспедиций ХХ века. Длилась она 39 месяцев – с 1925 по 1928 годы.

Пожалуй, самые популярные картины Рериха созданы именно под впечатлением от этого путешествия и великих гор. Художник создал серию картин «Учителя Востока», «Матерь Мира» – цикл, посвященный Великому Женскому Началу. В этот период он написал свыше 600 картин. В его творчестве на первый план вышли философские поиски.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: