Мунк эдвард «поцелуй» описание картины, анализ, сочинение

Литература [ править ]

  • К. Бертелли, Дж. Бриганти, А. Джулиано История итальянского искусства , Electa-Mondadori vol. 4.
  • К. Кастелланета, С. Корадески. L’Opera complete di Hayez , Classici dell’arte Rizzoli, Милан, 1966.
  • Ф. Маццокка Хайез , Dossier Art Giunti , Флоренция, 1998.
  • М. Монтеверди, Неоклассицизм и аспекты академического итальянского первоисточника , в: Storia della pittura italiana dell’Ottocento. Vol. И. Браманте Эдитрис, Бусто Арсицио, 1984.
  • La Nuova Enciclopedia dell’arte Garzanti , Джунти, Флоренция, 1986.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Il bacio Франческо Хайеса .
vтеФранческо Хайес
Картины
  • Спортсмен-победитель (1813)
  • Одиссей при дворе Алкиноя (1814-1816)
  • Пьетро Росси (1818-1820)
  • Сицилийская вечерня (1822, 1826-1827, 1846)
  • Автопортрет в компании друзей (1824-1827)
  • Заговор Лампуньяни (1826)
  • Беженцы Парги (1831)
  • Меланхолия (1840-1841)
  • Портрет Алессандро Мандзони (1841 г.)
  • Портрет Терезы Манцони Стампа Борри (1849)
  • Портрет Матильды Хувы Бранки (1851 г.)
  • Триптих мести (1848-1853)
  • Портрет графини Антониетты Негрони Прати Морозини в детстве (1858 г.)
  • Поцелуй (1859)
  • Автопортрет, 71 год (1862)

Франческо Айец, «Последний поцелуй Ромео и Джульетты»

Спасибо! Ваш голос принят. Рейтинг

Франческо Айец (1791 – 1882), один из известнейших мастеров итальянского романтизма, в своем творчестве не раз обращался к литературным сюжетам, создавая на их основе поистине гениальные произведения, которые являются по сей день примером прочтения образов, представленных знаменитыми писателями. Уроженец одного из самых романтических мест в мире – Венеции, художник все свое творчество посвятил воспеванию темы романтики и страсти, подлинных чувств и нескрываемых эмоций. И, конечно же, настоящий романтик не мог обойти в своем творчестве историю прекрасной и трагической любви двух юных сердец – Ромео и Джульетты.

К шекспировским образам не раз обращались многие мастера и не только в живописи – хорошо известны скульптурные произведения, изображающие героев этой трагедии, многие композиторы писали музыкальные сочинения, навеянные их историей любви. А кинематографисты просто обожают этот сюжет, по мотивам которого снят уже не один фильм, показывающий разные интерпретации образов, поселяя их в разные страны и помещая в разные временные рамки. Но картины, созданные Франческо Айецом, написанные в манере академической исторической живописи, стали настоящим воплощением романтизма в искусстве. О них писали Стендаль и Мандзони, их обсуждали в самых разных общественных кругах, ими любовались и восхищались.

Вообще к образам двух юных возлюбленных – Ромео и Джульетте, Айец обращался в своем творчестве не единожды. Им было написано десять картин, в основу сюжета которых легло гениальное произведение Шекспира. Но одним из самых трогательных и, пожалуй, самым обсуждаемым стало его знаменитое полотно «Прощание Ромео с Джульеттой (последний поцелуй)», написанное в 1823 году.

Выставленное в том же году в галерее Брера в Милане, произведение даже оказалось на некоторое время в эпицентре скандала – критики упрекали автора в излишнем веризме (реализме), с которым Айец изобразил своих героев. Их нескрываемые чувства настолько точно переданы художником, что у зрителей не остается никаких сомнений в том, что эти два юных сердца созданы друг для друга и не смогут жить поодиночке. Такому впечатлению способствует сама композиция картины, позы влюбленных, в которых хорошо видно их магнетическое притяжение друг к другу. С помощью красок и кисти автору удалось передать то чувство, для описания которого у писателей есть огромный выбор слов.

В этом и состоит подлинное мастерство художника – в сюжете картины, в технике изображения показать подлинные эмоции и устремления героев так, чтобы они были видны зрителю. Без этого мастерства художественные произведения становятся просто застывшими картинками, не вызывающими никаких чувств, кроме, возможно, любования эстетикой и яркостью красок. Работы Айеца относятся к той категории полотен, которые вызывают восхищение не только композиционной составляющей и правильным распределением света и тени, эти полотна живут, лучатся подлинными чувствами и страстями, заставляя зрителей не просто рассматривать их, но и сопереживать их героям, волноваться за них и испытывать самые сильные эмоции.

Сочинение по картине Поцелуй — Эдвард Мунк

«Поцелуй» воплощает любовную страсть, объединяющую двоих людей. Мунк представляет «фатальное сексуальное влечение»: картина призвана не столько вызвать у зрителя эротические ассоциации, сколько убедить его в опустошающем, уничтожающем воздействии секса. Мы не видим уст мужчины и женщины — их лица сливаются в одно бесформенное цветовое пятно, производящее отталкивающее впечатление.

Станислав Пшибышевский, один из друзей Мунка, тонко уловил основную мысль художника, описывая картину следующим образом: «Это две фигуры, лица которых сливаются. Рассмотреть их черты невозможно: мы видим только место, где они соединились. И место это напоминает гигантское безобразное ухо, оглушенное напором пульсирующей крови.

Это лужа крови, в которой тонут души целующихся. Это отвратительно, хотя выглядит настолько естественно, что мастера трудно обвинить в нарочитой эксцентричности, — скорее всего, мы имеем дело с его субъективным восприятием поцелуя, которым он открыто и искренне делится с нами».

Мунк представляет влюбленную пару в центре композиции, которая замыкается справа коричневато-красной стеной, а слева — светло-синей занавеской, пропускающей желтый солнечный свет и, одновременно, отделяющей слившиеся в поцелуе фигуры от внешнего мира. Художнику удается добиться поразительного «эмоционально-слухового» эффекта — контраст между тишиной помещения н уличным шумом придает атмосфере картины оттенок интимности.

Картина написана свободными, широкими движениями кисти. В рассеянном полумраке комнаты целующаяся пара образует плоское, абстрактное пятно. Мунк обводит фигуры персонажей темным контуром — подобный прием сближает живописное полотно с гравюрой по дереву.

(1

“The Kiss – Поцелуй” Репродукции Франческо Хайес, Francesco Hayez

Вы присылаете нам фото. Мы делаем макет и высылаем Вам на утверждение

Картина печатается на натуральном хлопковом холсте чернилами Epson

Холст натягивается на модульный подрамник из натуральной сосны

На все работы мы заботливо устанавливаем крепеж “Крокодил”

Картину аккуратно упаковывают и доставляют в кратчайшие сроки

Обновлено 14/02/13 16:26:

Некоторые намного чувственнее, чем на фото. Красиво.

14 февраля 2013, 10:55

а с какой стати “славянский поцелуй” – вдруг славянский. Срисовано наглым образом с Климта и его незабвенного “Поцелуя”. ужасть! плагиатчики!

14 февраля 2013, 10:58

и у него, ко всему прочему, изысканнее.. хотя, разве это не очевидно! http://www.superstyle.ru/pic/art_pics/0_86_8605_1305551179.jpg

14 февраля 2013, 10:58

Skarletty, абсолютно! Я сперва подумала, что это глюк..

14 февраля 2013, 11:35

2 картина очень понравилась)) я – полный профан в искусстве, но мне интересно, как называется этот стиль/течение?

14 февраля 2013, 11:51

azharo4ka, я бы назвала это самодеятельностью! прошу прощения.

14 февраля 2013, 12:11

azharo4ka, насколько я могу судить, этот стиль называется абстракцией.

14 февраля 2013, 12:21

minatal, не думаю, что это абстракционизм)) думаю дело в технике

14 февраля 2013, 14:11

даа..хороший пост. впечатляет больше, чем фотографии хотя есть одна фотография, которая мне очень нравится – там военный девушку целует, где-то в Европе сделано. вот не помню названия а ещё сюда смело можно добавить “Амура и Психею” и роденовский “Поцелуй” (вот где чувственность! аж током бьёт)

14 февраля 2013, 12:25

кстати, фото, о котором я говорю, не по третьей ли картине сделано? очень подозрительно напоминает))

14 февраля 2013, 12:28

_stirlitz_, да эта картина срисована с известного фото, но по-моему американского.

14 февраля 2013, 12:32

А где ж знаменитый поцелуй Климта.

14 февраля 2013, 13:09

А вообще- шикарная подборка!

14 февраля 2013, 13:10

А где знаменитый ПОЦЕЛУЙ Климта?

14 февраля 2013, 15:45

Очень романтично, в такой день. У нас еще погодка почти что весенняя, всех с праздником!

14 февраля 2013, 15:51

Der Kuss Климта очень люблю, былоб хорошо, еслиб добавили!

14 февраля 2013, 15:55

altushik, спасибо, и вас так же!

14 февраля 2013, 16:28

aniase, Спасибо, что добавили, оригинал видела в музее в Вене, там краски с позолотой, очень красиво. И аура очень романтичная у картины.

14 февраля 2013, 17:02

Отдельное спасибо за стихи. У Бальмонта эти мои любимые).

История [ править ]

Первую версию «Поцелуя» заказал граф из Саличето . Хайеса, который был очень известен среди миланских патриотов, граф попросил его описать надежды, связанные с союзом между Францией и Королевством Сардиния .

Произведение искусства было создано в 1859 году и представлено в Pinacoteca di Brera 9 сентября, а затем более двадцати пяти лет висело в качестве украшения в роскошной резиденции семьи Висконти. Только в 1886 году, за год до своей смерти, граф вернул полотно в Пинакотеку Брера, где оно до сих пор выставлено в зале XXXVII.

Хотя эта масляная версия, несомненно, самая известная, Хайез создал еще три версии (две масляные и одну акварель) картины. Вторая редакция была написана в 1861 году для семьи Милиус и была отправлена ​​в Париж для экспонирования на Всемирной выставке в 1867 году. В 2008 году эта версия была продана на аукционе Sotheby’s за 780 450 фунтов стерлингов. Отличие этой картины от предыдущей — женское платье, на этот раз окрашенное в белый цвет. Третья версия — единственная, которая была перенесена на акварель на бумаге, она имеет овальную форму и была написана в 1859 году. Она была подарена Хайес Каролине Цукки и сейчас выставлена ​​в Пинакотеке Амброзиана в Милане.

Последняя картина отличается от оригинала добавлением белой ткани, лежащей на ступенях рядом с парой, и ярко-зеленой краской, использованной для мантии мужчины.

Тайная вечеря — Леонардо да Винчи — церковь Санта Мария делле Грацие

Леонардо, Тайная вечеря, 1495-97. Темпера на стене, 4,6 x 8,8 м. Милан, Санта Мария делле Грацие, Трапезная

С первых веков христианства эпизоду Тайной Вечери придавалось особое значение, так как это важнейший эпизод в истории Христа. Многие художники работали над этой темой, начиная с раннехристианской эпохи. Самой известной «Тайной вечерей» в мировом искусстве, однако, стала настенная живопись Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.), ведущего творца эпохи Возрождения. Леонардо создал этот шедевр, известный так же как «Ченаколо» (с ит. cenacolo — «тайная вечеря»), на стене трапезной монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане, по заказу Людовико иль Моро, начиная с 1495 года.

Особенность работы Леонардо в том, что он решил отойти от традиционной для тех времён техники фресковой живописи,  отдав предпочтение окрашиванию стены в сухую, используя темперу и масляные краски на штукатурке. Этот эксперимент позволил художнику работать медленно, обдумывая каждую деталь и воплощая новые параметры мировосприятия Возрождения, что однако, пагубно сказалось на сохранности изображения.

«Тайная вечеря» Леонардо стала воплощением новых принципов живописи и в целом философских идей той эпохи.

Состав

Геометрическая и перспективная схема Поцелуя построена на серии диагоналей, которые следуют по ходу шагов и сходятся к точке схода , расположенной слева от двух влюбленных

Эти линии представляют собой каркас картины и привлекают внимание наблюдателя к паре.. Хроматизм картины унаследован от школ венецианских мастеров эпохи Возрождения, где Хайес проводил свои первые исследования

Коричневый плащ и красный колготки мальчика гармонично сочетаются с голубым в платье девушки, а нейтральные оттенки фона помогают паре выделиться. Свет, исходящий от внешнего источника, расположенного слева от картины, равномерно попадает на всю сцену: его отражения подчеркивают шелковистое платье девушки, подчеркивая также тротуар и кирпичи на стене.

Хроматизм картины унаследован от школ венецианских мастеров эпохи Возрождения, где Хайес проводил свои первые исследования. Коричневый плащ и красный колготки мальчика гармонично сочетаются с голубым в платье девушки, а нейтральные оттенки фона помогают паре выделиться. Свет, исходящий от внешнего источника, расположенного слева от картины, равномерно попадает на всю сцену: его отражения подчеркивают шелковистое платье девушки, подчеркивая также тротуар и кирпичи на стене.

Исторический контекст

После поражения наполеоновской Франции в 19 веке в 1815 году был проведен Венский конгресс, чтобы перекроить карту Европы. Италия играла очень маргинальную роль по сравнению с другими европейскими странами и должна была быть разделена на несколько государств. Каждое государство либо управляли непосредственно, либо сильное влияние, по Габсбургов в Австрийской империи . Эта фрагментация противоречила растущим националистическим настроениям в пользу объединения Италии и вызвала создание тайных обществ с радикально-демократическими ориентациями, таких как « Карбонерия» и « Молодая Италия» . Хотя эти ассоциации не увенчались успехом, их роль была фундаментальной в формировании общественного мнения.

Первая война за независимость Италии (1848 г.) была неудачной, но к 1859 г. секретное соглашение между Наполеоном III и Камилло Бенсо, графом Кавурским, предусматривало формирование антиавстрийского союза. Вклад Франции считался решающим, потому что австрийские армии потерпели поражение от союза в Королевстве Ломбардия-Венеция . Эта победа положила начало процессу объединения, и несколько лет спустя, в 1861 году, было провозглашено Королевство Италии .

Именно в этот период Франческо Хайес написал «Поцелуй» . Помня о кровавых репрессиях против националистического движения, художник решил замаскировать идеалы заговора и борьбы с захватчиками под репрезентацию событий прошлого. Использование неоднозначных, непрозрачных метафор позволило художнику избежать цензуры со стороны властей.

Отрывок, характеризующий Поцелуй (картина Мунка)

Один молодой белокурый солдат – еще князь Андрей знал его – третьей роты, с ремешком под икрой, крестясь, отступал назад, чтобы хорошенько разбежаться и бултыхнуться в воду; другой, черный, всегда лохматый унтер офицер, по пояс в воде, подергивая мускулистым станом, радостно фыркал, поливая себе голову черными по кисти руками. Слышалось шлепанье друг по другу, и визг, и уханье. На берегах, на плотине, в пруде, везде было белое, здоровое, мускулистое мясо. Офицер Тимохин, с красным носиком, обтирался на плотине и застыдился, увидав князя, однако решился обратиться к нему: – То то хорошо, ваше сиятельство, вы бы изволили! – сказал он. – Грязно, – сказал князь Андрей, поморщившись. – Мы сейчас очистим вам. – И Тимохин, еще не одетый, побежал очищать. – Князь хочет. – Какой? Наш князь? – заговорили голоса, и все заторопились так, что насилу князь Андрей успел их успокоить. Он придумал лучше облиться в сарае. «Мясо, тело, chair a canon ! – думал он, глядя и на свое голое тело, и вздрагивая не столько от холода, сколько от самому ему непонятного отвращения и ужаса при виде этого огромного количества тел, полоскавшихся в грязном пруде. 7 го августа князь Багратион в своей стоянке Михайловке на Смоленской дороге писал следующее: «Милостивый государь граф Алексей Андреевич. (Он писал Аракчееву, но знал, что письмо его будет прочтено государем, и потому, насколько он был к тому способен, обдумывал каждое свое слово.) Я думаю, что министр уже рапортовал об оставлении неприятелю Смоленска

Больно, грустно, и вся армия в отчаянии, что самое важное место понапрасну бросили. Я, с моей стороны, просил лично его убедительнейшим образом, наконец и писал; но ничто его не согласило

Я клянусь вам моею честью, что Наполеон был в таком мешке, как никогда, и он бы мог потерять половину армии, но не взять Смоленска. Войска наши так дрались и так дерутся, как никогда. Я удержал с 15 тысячами более 35 ти часов и бил их; но он не хотел остаться и 14 ти часов. Это стыдно, и пятно армии нашей; а ему самому, мне кажется, и жить на свете не должно. Ежели он доносит, что потеря велика, – неправда; может быть, около 4 тысяч, не более, но и того нет. Хотя бы и десять, как быть, война! Но зато неприятель потерял бездну…

Климт «Поцелуй». Описание картины


Картина «Поцелуй» является одним из самых известных произведений Густава Климта. Оно относится к «золотому» периоду творчества художника и в полной мере отражает все особенности данного этапа. Название «золотой» связано прежде всего с техникой работы, которая преобладала в это время. Климт активно использовал оттенки золотого, работал с сусальным золотом. В соответствии с этим, преобладающим цветом на картине «Поцелуй» является золотой. Такой оттенок занимает большую часть полотна.

Картина символична и даже несколько схематична. Сюжет довольно прост. В центре полотна изображены две фигуры, стоящие на краю скалы. Мужчина наклонился к женщине, чтобы поцеловать ее.

Пара абсолютно отделена от всего, что ее окружает, молодые люди увлечены друг другом. Примечательно, что никакие детали больше не видны, их просто нет.

Да и зритель оказывается несколько отстраненным, сторонним наблюдателем.

Оригинальность картины и в необычном целостности фигур. Кажется, что мужчина и женщина слились воедино, стали одним целым. Однако автор все же разделил их с помощью различного орнамента.

Причем исследователи отмечают, что узоры подобраны художником в соответствии с полом героев. Фигура мужчины изображена с помощью четких, строгих форм и оттенков.

Женщина же выделена посредством более мягкого, утонченного орнамента.

Фон картины также выполнен с использованием оттенков золотого. Вкрапления этого цвета напоминают мерцающие звезды. Этот эффект подчеркивает ощущение, будто герои стоят не просто на краю скалы, но на краю вселенной, одни в целом мире. Это впечатление усиливается также плавным перетеканием одних линий и форм в другие.

Полотно «Поцелуй» выделяется в общем ряду работ Климта

Большая часть его картин посвящена обнаженной натуре, в «Поцелуе» же любовь изображена целомудренной, нежной, особое внимание уделено одежде. Однако популярная во времена создания картины теория Фрейда все же нашла свое отражение в полотне

Характерно, что лицам героев картины художник уделил мало внимания. Если лицо женщины видно зрителю, то лицо мужчины скрыто. Однако накал чувств, буря эмоций чувствуется в позе влюбленных. Примечательна отрешенная фигура женщины, которая буквально дышит покорностью, и страстная, трепетная фигура мужчины.

Исследователи предполагают, что в основе картины «Поцелуй» автобиография художника. Считается, что в образе женщины, Климт воплотил черты Эмилии Флеге, которая сыграла важную роль в жизни художника.

ТВОРЧЕСТВО

Начало творчества Хайеса пришлось на переходный период в итальянской живописи от неоклассицизма к романтизму. Но в основном Хайес являлся ярким выразителем и главой итальянского романтизма.

Художник работал большей частью с религиозными, историческими и мифологическими сюжетами (“Ромео и Джульетта”, 1823, вилла Карлотта, Тремеццо; “Седьмой крестовый поход на Иерусалим”, 1840-1850, Королевский дворец, Турин; “Нимфы”, 1831; “Руфь”, 1835, Городское собрание, Болонья), испытал влияние Делакруа и Делароша.

Франческо Хайес был замечательным портретистом. Его портретам свойственны лиричность и романтизм, многие считают их достойными сравнения с портретами Энгра (“Венецианка”, 1850, частная коллекция, Милан; “Балерина Карлотта Шабер”, 1830; “Портрет Каролины Цукки”, 1825; “Портрет Россини”, 1870, Пинакотека Брера и другие). Многие из великих и знаменитых людей Италии почитали за честь позировать Хайесу при написании портрета.

ПОЦЕЛУЙ

«Поцелуй» (итал. Il bacio) — картина итальянского художника Франческо Хайеса, написанная в 1859 году в стиле итальянского романтизма. Хайес написал также три копии этой картины, две из которых хранятся в частных коллекциях, а третья, где женщина одета в белое платье, была написана в 1861 году для семьи Мюлиус (Mylius) и продана 12 ноября 2008 года с аукциона Сотби в Лондоне за 780 450 фунтов стерлингов.

Хайес считал «Поцелуй» одной из своих важнейших работ

В ней он попытался объединить такие свойства итальянского романтизма, как натурализм и пристальное внимание к чувственной любви, с идеалом Рисорджименто — патриотизмом

Интерпретация

Символ итальянского романтизма

Эта картина считается сильным символом итальянского романтизма  : портретист I, который в совершенстве владеет кодами неоклассической живописи (анатомия, освещение, чистые линии, контрасты), Хайес черпает здесь свое вдохновение из воображения средневековья, переосмысление этого многие художники эксплуатировали это в то время, и это критики назвали стилем трубадуров . Но именно в терминах свободы, поцелуя в губы, выражает эта картина и которая поразит зрителей того времени: страна глубоко католическая, и эта фигура, даже в светотени, выходит за рамки кодексов. . Поэтому эту картину можно рассматривать как форму освобождения, вызов условностям.

Аллегория Рисорджименто

При более глубоком чтении этот холст имеет тенденцию передавать дух Рисорджименто в очень патриотической ноте. Это праздник безудержной юности, мастерски воплощенный в любви к Родине и военно-политическом обязательстве. Именно в этой атмосфере пара Хейсов становится олицетворением, олицетворением единой Италии: «Ее кожа (для молодой женщины) — это кожа всей Италии. Его тело представляет нацию. Его рот — это точка Союза. Нет разделения, нет контраста между женщиной и деревней » . Эта картина, в конечном счете, воплощает романтические, националистические и патриотические идеалы изгнания Рипура, в последний раз обнимая свою возлюбленную.

Аллегория союза Франции и Италии

Anonymous ( XIX — го  века), триумфальный въезд Виктор Эммануил II и Наполеон III в Милан на8 июня 1859 г.под Аркой делла Паче , местонахождение неизвестно.

Но это полотно передает другие аллегорические послания и символы, узнаваемые благодаря хроматической гамме картины. Этот поцелуй, кажется, фактически представляет через одежду персонажей союз 1859 года между Францией и Италией. Бледно-голубое платье и белый рукав молодой девушки, а также красные брюки молодого человека олицетворяют Францию, в то время как небольшой оттенок зеленого на пальто мужчины также ассоциируется с белым цветом рукава девушки. красные штаны, кажется, олицетворяют Италию .

Наследие и анекдоты

«Поцелуй » пользовался огромной известностью и популярностью с момента своей первой выставки до сегодняшнего дня, особенно в Италии, и был предметом множества комментариев. Несомненно, воспроизведенная периодическими изданиями и торговцами печатными изданиями, она появляется, например, в виде гравюры, нарисованной итальянским художником Джероламо Индуно в украшении интимной сцены и озаглавленной « Triste presentimento» (1862 г.).

В 1920-х годах художественный руководитель Perugina , одной из крупнейших итальянских шоколадных фабрик, воспроизвел рисунок на крышках нескольких коробок с шоколадными конфетами под названием Baci .

В 1954 году итальянский режиссер Лукино Висконти был вдохновлен этой картиной на композицию сцены из своего фильма « Сенсо» — поцелуй Алиды Валли и Фарли Грейнджер на вилле Альдено.

Эдвард Мунк «Поцелуй». Описание картины

Для Мунка характерным было возвращение при написании картин к уже проработанным сюжетам. Не стало исключением и полотно «Поцелуй». Время написания первых его вариантов относится к началу 1890-х годов, но наибольшую известность получила работа, законченная в 1897 году. Именно она стала частью цикла картин «Фриз жизни».

Мрачная и отталкивающая с одной стороны, она в то же время захватывает все внимание зрителя, заставляя подолгу рассматривать каждую грань полотна в надежде раскрыть тайны его притягательности. Между тем сюжет необычайно прост и до Мунка был привлекателен художникам всех эпох

Особенно оценили бы его мастера кокетливой эпохи рококо. Отгородившись от мира тонкой занавеской, влюбленная пара слилась в страстном поцелуе

Между тем сюжет необычайно прост и до Мунка был привлекателен художникам всех эпох. Особенно оценили бы его мастера кокетливой эпохи рококо. Отгородившись от мира тонкой занавеской, влюбленная пара слилась в страстном поцелуе.

В свете сумерек эти двое наслаждаются друг другом, позабыв обо всем на свете.

Порыв страсти, эмоциональный накал исходят от них электрическими волнами, которые мастеру удалось отразить на холсте с помощью характерного искажения пространства.

Художник сознательно не прописывает лица и тела влюбленных. Разве для любви важны черты лица и силуэты фигуры, положение в обществе и достаток? Только эмоции, только чувства, переживания и накал страстей – любовь, по мнению художника, должна существовать только на духовном уровне.

Цветовая гамма работы не отличается разнообразием, и редкие цветовые акценты в несколько раз усиливают темпераментность полотна. Так, обозначив ярким оранжевым цветом детали женской одежды, Мунк создал атмосферу таинственности и некоторой фантастичности происходящего.

Скупость цветовой палитры картины компенсируется выразительностью линий, пластичностью и грациозностью фигур, размытых очертаний слившихся в единое целое лиц.

Только крохотный кусочек открытого окна напоминает о существовании общества – безликого, пустого социума.

Общества, в котором живут маленькие, никчемные, но довольные собой человечки, как тот, что горделиво вышагивает на улице за чуть приоткрытой занавеской.

Картина норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка «Поцелуй» 1897 г. Холст, масло. 99 x 81 см. Музей Мунка, Осло, Норвегия

Cristo Morto di Andrea Mantegna — Pinacoteca di Brera

Андреа Мантенья, Мертвый Христос, 1480 г. Темпера на холсте, 68 х 81 см. Милан, Пинакотека Брера

«Мертвый Христос» Андреа Мантеньи (1431-1506) считается одним из самых ярких произведений всего Ренессанса. Работа была написана  около 1480 года, вероятно, для погребальной капеллы художника. Её нашли дети автора после его смерти в его мастерской, и затем продали кардиналу Сигисмондо Гонзаге, чтобы рассчитаться с некоторыми долгами. Далее картина побывала в коллекциях английского короля Карла I, кардинала Мазарина во Франции и, наконец, через антикварный рынок, она попала в 1824 году в Пинакотеку Брера в Милане, где ее можно увидеть и по сей день.

Небывалая иконография

На холсте изображено тело Христа, частично покрытое плащаницей, лежащее на плите из красноватого камня с белыми прожилками, покоясь головой на подушке. Ракурс, выбранный художником, чуть выше плоскости, на которой лежит тело, выводит на первый план ноги Иисуса. Этот художественный приём был уникальным случаем в истории живописи XV века. Сцена разворачивается в закрытом и темном пространстве, возможно, в гробнице. Справа — ваза с благовонным миром, используемым, согласно Евангелиям, для помазания тела Иисуса перед погребением.

Плиту из красного камня принято отождествлять с так называемым «камнем помазания», драгоценной реликвией, которая до XII века находилась в базилике Гроба Господня в Иерусалиме и которая, перевезенная в Константинополь, впоследствии была утеряна. Так же справа, можно узнать часть пола и дверь, ведущую в другую темную комнату. Живые раны на руках и ногах Христа, намеренно изображены с пугающим реализмом, достойным самого искусного фламандского художника.

Андреа Мантенья, Мертвый Иисус, 1480г, фрагменты

Рядом с мертвым телом Христа лица плачущей Марии, протирающей глаза платком, а на переднем плане — святого Иоанна. Полузакрытая фигура на заднем плане — Мария Магдалина. И в их образах Мантенья, чтобы подчеркнуть драматичность сцены, тщательно вырисовывает детали — глубокие морщины пожилой матери, опухшие красные глаза, охваченный болью или деформированных гримасами плача рот.

Уникальный ракурс

Картина «Мертвый Христос» является результатом серии экспериментов, проведенных художником с этим ракурсом, одним из важных примеров которого будут  путти, младенцы на плафоне свода Камеры дельи Спози (Брачного чертога) в Палаццо дукале в Мантуе. Несмотря на то, что на первый взгляд ракурс тела Христа выглядит очень необычно, Мантенья не стал применять к нему уже известные в те времена правила перспективы. Фигуры, стоящие на коленях в профиле, на самом деле изображены так, как будто на них смотрят с их высоты, и предполагают очень низкий горизонт. Тело же Иисуса, представлено с более высокого ракурса, находящегося за пределами картины.

Если бы Мантенья сохранил фотографическую точку зрения и для Христа, его ноги были бы намного больше, голова намного меньше, тело еще короче, а анатомические части почти неузнаваемы. Строгое применение перспективы Альберти привело бы, таким образом, к искажению этого акцентированного на деталях изображения, поставив под угрозу разборчивость произведения.

Мертвый Иисус, Пинакотека Брера, куратор экспозиции — кинорежиссёр Эрманно Ольми (2013г)

Шедевр Мантеньи не имел мгновенного успеха: его реализм был слишком откровенным и радикальным, а пафос, пронизывающий его, слишком акцентированным. Смелое ракурсование Христа явно опережало своё время, оно мешало сосредоточиться на точности пропорций, что очень раздражало сторонников классицизма. Вазари определил это ракурсное изображение тел снизу как «сложное и капризное изобретение». Картина Мертвого Христа, однако, очень повлияла на некоторых художников XVI века и, прежде всего, на великих мастеров XVII века, таких как Аннибале Карраччи, Лелио Орси, Садома.

Иконография ракурса, снятого с креста Иисуса, стала неоднократной цитатой в фильмах таких режиссёров как Пьер Паоло Пазолини в своем шедевре 1962 года «Мамма Рома», Паоло Бенвенути «Поцелуй Иисуса» (1988), Андрей Звягинцев в фильме «Возвращение» (2003).

Алтарь Монтефельтро — Пьеро делла Франческа

Пьеро делла Франческа, алтарь Монтефельтро, 1472-74 гг. Темпера, панель, 2,48 x 1,70 м. Милан, Пинакотека Брера

Знаменитая алтарная картина была написана великим художником эпохи Возрождения Пьеро делла Франческа (1415/20-1492) по заказу Федерико да Монтефельтро, герцога Урбино, в честь рождения наследника в 1472 году и в память о смерти его жены Баттисты Сфорца, которая умерла в результате родов. Предназначенную для семейного мавзолея, который так и не был построен, картину повесили в церкви Сан Бернардино в Урбино, где покоятся герцог и его жена.В XIX веке она была выкуплена французскими искусствоведами, отправленными Наполеоном в Италию для скупки произведений искусства.

Однако, благодаря низкой репутации, которой в то время пользовался ее автор, произведение передали в Пинакотеку Брера в Милане, считавшуюся «малым» Наполеоновским музеем, вместо того, чтобы отправить её в Лувр.

Загадочная Мадонна

На картине Бреры изображены тринадцать фигур: Мадонна, Младенец Иисус, шесть святых, четыре ангела и заказчик. Нежная и загадочная Мадонна сидит на низком троне, держа руки вместе, в то время как Младенец спит у нее на коленях. Угол наклона малыша такой же, как у рук Фредерико и его меча, что символично связывает эти две фигуры и намекает на рождение наследника.

Пьеро делла Франческа, Алтарь Монтефельтро, 1472-74 гг. Фрагмент с Мадонной, Младенцем и ангелами.

На голом Иисусе весит коралловое ожерелье, используемое в качестве амулета с древних времен. Сон младенца Иисуса символически предопределяет Его будущую смерть: висящая коралловая ветвь указывает на место, откуда будет вскоре кровоточить рана. Стоящие рядом ангелы украшены жемчугом и рубинами, символами чистоты и любви.

Федерико да Монтефельтро стоит на коленях на переднем плане, как и в других своих изображениях левой стороной. Он одет в доспехи, что свидетельствует о его приверженности делу защиты Церкви.

Сложная перспектива

Фигуры находятся в центре, перед хором, из полихромного мрамора, покрытым сводом из раковинообразной ниши со свисающим страусиным яйцом. Яйцо символизирует Богородицу и ее непорочное зачатие, когда-то считалось, что страусы способны оплодотворять сами себя. Кроме того, образ страуса отсылает к эмблеме Монтефельтро, на которой изображён страус с копьём в клюве.

Пьеро делла Франческа, Алтарь Монтефельтро, 1472-74 гг. Фрагмент со страусиным яйцом

Архитектура представлена в строго выдержанном ключе перспективы эпохи Возрождения. Перспективный эффект усиливается с помощью света, который идёт слева. Этот трехмерный эффект был еще более очевидным до того, как картина была обрезана по бокам и лишена части нефа, от которого сегодня видны только углы. Тем не менее, стоит отметить, что в этой картине чувствуется рука великого мастер перспективы, ловко играющего с иллюзионистическими эффектами.

Поцелуй в истории искусства

Рене Магритт. «Любовники». 1928. The Museum of Modern Art (MOMA), New York

Рене Магритт ненавидел, когда искусствоведы трактовали его работы. Так и одна из самых загадочных его картин — «Любовники» 1928 года — осталась без авторских комментариев, а у зрителей и ученых появился простор для интерпретаций.

Последние трактуют образы в мрачном свете: они видят в картине отсылку к подростковым страданиям художника, связанным с самоубийством матери (когда ее тело достали из реки, голова утопленницы была обмотана подолом ночной сорочки). А любители искусства видят в ней более очевидный смысл.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: