Содержание и анализ
Габаритные размеры
Кстати, Христос изображен, и зрителям сложно определить реальные размеры тела Христа. Мантенья демонстрирует сильное понимание перспективы; однако между довольно большим туловищем Христа, руками и ногами, которые изображены ближе к зрителям, трудно определить его пропорции. Историк искусства Хьюберт Шраде указывает на «волнение масштабов работы, которое допускает непосредственную близость, но отрицает любую близость». Хотя есть ощущение, что зрители находятся у его ног, нет ощущения, что они смогут лично дотянуться до его тела или физически стать частью этой сцены. Несмотря на светлые, теплые тона и тон картины, трагедия сцены не сдерживает приглашения скорбеть.
Многие ученые проанализировали эту сцену и пришли к разным точкам зрения. В частности, один немецкий ученый, Ганс Янцен, считал, что перспектива картины более ортогональна. Для него это была перспектива, когда ее рисовали как высшую значимую ценность.
Перспектива
Эта картина — один из многих примеров мастерства художника перспектива. Мантенья уже продемонстрировал свое умение смотреть на перспективу через «Camera degli Sposi « творение в Мантуе, и он снова показывает это здесь. На первый взгляд кажется, что картина отображает точную перспективу. Однако тщательное изучение показывает, что Мантенья уменьшил размер ступней фигуры, которые, как он, должно быть, знали, при правильном представлении покрыли бы большую часть тела.
Находясь на уровне глаз у ног Христа, прямо перед его открытыми ранами, зрители приглашают вспомнить причину его смерти. Мантенья представил как душераздирающее исследование трупа в сильно укороченном ракурсе, так и чрезвычайно пронзительное изображение библейской трагедии. Хотя это может быть болезненным напоминанием о страданиях Иисуса Христа перед этим событием, оно позволяет зрителям почувствовать некоторую надежду. В дополнение к этому, использование скерцо далее применяется в сцене. В музыке скерцо обычно называют беззаботным, игривым отрывком симфонии. Применяя это к картине, есть легкое ощущение света, надежды и обещания от того, что Христос предложил каждому. Хотя Христос умер за грехи каждого, но, как бы это ни было печально, через три дня он должен подняться снова. Картина является еще одним зеркалом средневековых надписей на изображениях, связанных с Христом на кресте или Страсть Господня в котором говорилось бы: «Aspice qui transis, quia tu mihi causa doloris (смотрите сюда, вы, проходящие мимо, потому что вы причина моей боли)». Ткань, на которую возлагается Христос, указывает не только на то, что он находится перед открытыми ранами, но и на то, что пришло время оплакивать его перед тем, как его похоронить. Камень, на котором возлежит Христос, также известен как Камень Помазания или Камень Помазания. Это та самая каменная плита, на которую кладут тело Христа сразу после распятия. Ожидается, что зрители не только будут оплакивать, но и почувствуют, что они не могут протянуть руку и коснуться его тела. Другой историк искусства, Хуберт Шрейд, комментирует это, говоря: «Никто из скорбящих не осмеливается прикоснуться к трупу, он неприкасаемый».
Еще одно символическое значение представления в перспективе ногами — указать, что человек проиграл битву или войну. Тем не менее, это обычно применяется, когда человек является дегенератом или проигравшим, который проиграл из-за некоторой формы неудачных событий, будь то наводнение или несчастье. Это особенно используется в качестве изображений для тех, кто был лишен святой или божественной защиты. Мантенья демонстрирует этим свой ум, но также и свое храброе и рискованное поведение, осмелившись нарисовать одну из самых святых фигур в таком положении.
Хотя эта концепция является вариантом, также стоит отметить, что ступни также являются самыми низкими и учтивыми частями человеческого тела. Магдалина, которая присутствует среди людей на картине, была тем, кто омыл ноги Христу своими слезами и волосами в знак высочайшего уважения и в знак просить прощения.
На картине голова Христа несколько повернута от Марии, Иоанна и Марии Магдалины, чтобы смотреть в сторону света. Это изображено, чтобы символизировать учение и обещание Бога, когда человек приближается к концу своей жизни.
Анализ
Если эта перспективная постановка вызывает беспокойство, потому что она необычна и преувеличена, она позволяет художнику одним взглядом показать основные стигматы из-за гвоздей распятия Христа на ногах и руках. Угадываем, зная его положение, и след копья на фланге.
Талант Мантеньи во всех архитектурных образах и его мастерство обработки искусственного мрамора выражается здесь в холодном мраморе морга, в драпировке, покрывающей мертвого человека, и даже в атласной розовой подушке, даже в красных прожилках мрамора. пролитая кровь Христа.
Христос кажется одиноким в смерти, живые оттеснены к краю кадра, оплакивая страдания его страстей. Это явный акцент на человечности Христа, сына Человеческого, фигура без сильного символизма (несмотря ни на что, голова Христа окружена нимбом — очень слабо видна).
Разрушение шедевра и его реставрация
Одна из известнейших статуй неоднократно была повреждена – при транспортировке и нападении сумасшедшего вандала. В 1972 году статую повредил молотком одержимый венгр Ласло Тот (геолог, работавший в Австралии), возомнивший себя одним из воплощений Христа. Скальным молотком он отбил около 50 кусков мрамора, пока его не схватила охрана и передала полиции.
От акта вандализма пострадал лик Богородицы, отбита часть носа и покрывала, а также рука Христа. Часть кусков было утрачено, но многие были тут же возвращены служителям храма туристами и очевидцами. После реставрации она обрела первоначальный вид, хотя утраченные фрагменты были вырезаны из маловажных участков скульптуры на заднем плане.
С тех пор скульптура Пьеты надежно защищена от неуравновешенных посетителей закаленным стеклом. А безумец был схвачен и передан властям. Итальянские реставраторы сделали все возможное, чтобы Пьета Микеланджело Буонарроти, выставленная в Соборе Св. Петра (Ватикан) выглядела как новая. Композиция подсвечена на возвышении, чтобы и за акриловым стеклом была отлично видна паломникам и многочисленным туристам главного храма Ватикана.
Описание
Пьета Микеланджело – скульптурная композиция пирамидальной формы, высеченная из цельной глыбы светлого мрамора. Рука мастера отсекла все лишнее, и миру явился потрясающий образ скорбящей матери, утратившей сына. Скульптура находится за бронированным стеклом, ее нельзя рассмотреть со всех сторон. Но есть в ней нечто, влекущее любопытные взгляды туристов и порождающее особые чувства у тех, кто уверовал в искупительную жертву Иисуса Христа.
Рекомендую: полюбоваться Пьетой без очередей и толп туристов во время индивидуальной экскурсии в Ватикан на рассвете.
https://www.youtube.com/watch?v=KfTiYvYef6oVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: La Pietà by Michelangelo (https://www.youtube.com/watch?v=KfTiYvYef6o)
В XIV веке в христианстве зародилось почитание скорбей Девы Марии, что находило отражение в европейском искусстве того времени. На ребрах и кистях рук безжизненного Иисуса – следы от ран после Голгофы. Поразительно, как молодому Микеланджело удалось в фигуре Святой Марии, держащей на руках умершего Сына, выразить весь трагизм произошедшего.
Правая рука удерживает тело в привычной для женщин позе – так кормят грудью младенцев. Но это зрелый мужчина, и его голова ниспадает с плеча матери. Левая рука как бы вопрошает – это немой вопрос, выраженное пальцами скорбящей матери недоумение о бесцельной смерти безгрешного Христа. Накидка на голове как бы небрежно заломлена, небольшие складки ткани максимально открывают чело и последний взор Богоматери.
Мария изумленно смотрит не на лицо Иисуса, а на пронзенные рёбра и кисть руки, пытаясь запечатлеть малейшие детали перед тем, как отдать Его тело на погребение. Изломы грубой ткани искусствоведы ассоциируют с изломами души – от невосполнимой утраты. Ее лицо не искажено гримасой скорби, такое ощущение, что это все уже позади, остался последний взгляд на фигуру Сына и осмысление происходящего. Возможно, скульптор хотел передать ее воспоминание о пророчестве Христа, который обещал воскреснуть на 3-й день. А, может, так выглядит смирение – немое безучастие оттого, что ничего не исправить?
На материнских коленях – безжизненное тело 33-летнего Христа. Лицо не выражает перенесенных Им страданий, голова откинута назад, вся фигура расслаблена, но удерживается Марией. Кисти рук и стопы ног – со следами от гвоздей после распятья. Рёбра Иисуса были проколоты на кресте уже после его смерти, перед тем, как Его сняли римские воины (так повествует Святое Писание).
Мать Христа изображена молодой, без глубоких возрастных морщин, хотя ей во время распятия Первенца было около 50 лет. Теологические каноны были нарушены, но искусствоведы настаивают на идее, что так во времена Ренессанса было принято изображать чистоту души и одухотворенность Непорочной Девы. Пресвятая Мария, как известно, зачала Христа от Святого Духа, согласно пророчествам. После рождения Иисуса у них с Иосифом были другие дети, зачатые естественным путем. Но в христианстве принято говорить о ней как Пречистой и Святой Деве Марии, Богородице и Матери Господа нашего Иисуса Христа. Вот почему все картины и скульптуры изображают ее молодой и миловидной девственницей.
https://www.youtube.com/watch?v=MYW_haD_XPQVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: La pieta (Michelangelo) – Ave Maria (Andrea Bocelli) (https://www.youtube.com/watch?v=MYW_haD_XPQ)
Работа была затяжной и кропотливой, мало кто верил, что никому неизвестный 24-летний художник и начинающий скульптор справится с такой задачей. Но результат превзошел все ожидания – никто не смог превзойти этот шедевр Микеланджело, как по эстетике, так и силе эмоционального воплощения.
Кому раньше принадлежала гробница Христа?
Есть ли помимо Библии доказательства того, что гробница Иисуса Христа была раньше собственностью Иосифа из Аримафеи и что Пилат поставил охранников у гробницы?
Ответ:
У нас нет внешнего подтверждения тому, что гробница Христа раньше принадлежала Иосифу, как об этом сказано в Библии и тому, что Пилат выставил у нее охрану. Мы располагаем лишь записями очевидцев и свидетельством ранней церкви, точно знавшей, правда это или нет. Апостолы были правдивыми свидетелями, и потому считаю разумным предположить, что авторы Евангелий не врут, сообщая об этом. Они доказывают честность свидетельства своими жизнями и характерами, не допускающими продажности. Даже если один апостол решил бы солгать (что маловероятно), остальные бы указали на ошибки, чтобы не опозорить христианскую церковь.
Есть несколько исторических записей с древних времен. Предположить, что эта маленькая деталь о том, чья была раньше гробница, в которую был положен Иисус Христос, была записана не христианином — все равно что предположить что-то неразумное. У язычников не было оснований упоминать эту деталь, поэтому нас не должно удивлять отсутствие этой детали в трудах Иосифа Флавия, Тацита и др. На самом деле было бы удивительно, если бы эта деталь была зафиксирована, потому что для язычников и евреев это было незначительное событие. Для христиан же это событие имеет большое значение, вот почему оно отражено в Евангелиях.
Джон Окс
Перевод: Мария Егорова
Последнее ложе Спасителя
Столкнулись археологи и с другими загадками. Больше всего их удивила скамья в усыпальнице. Под накрывавшей её плитой находился слой каменных обломков, затем ещё одна плита — мраморная, с вырезанным на ней крестом, — и уже под ней сама поверхность скамьи, на которой лежало тело Христа. Что означало это каменное крошево? Возможно, охрана отнимала у паломников осколки камня, которые они норовили унести с собой на память, и оставляла в пещере. При реконструкции 1555 года само ложе для лучшей сохранности накрыли мраморной плитой, сложили на эту плиту скопившиеся осколки и сверху накрыли ещё одной плитой — каменной. Но самое удивительное заключалось в том, что поверхность ложа Спасителя оказалась нетронутой, а ведь её «современники» — боковые стены пещеры — были уничтожены ещё в начале I тысячелетия, при перестройке раннего храма Гроба Господня. Археолог Фредерик Хиберт делился впечатлениями в одном из интервью: «Это абсолютно поразительно. У меня дрожат колени, потому что я не ожидал такого… Мы не можем со стопроцентной уверенностью говорить, но, на первый взгляд, есть явные доказательства того, что гробница не пострадала за все это время». Дальнейшие исследования показали, что скамья, на которой лежал Иисус, не имела каких-либо механических повреждений, сколов или деформаций, и при этом от неё шло удивительное благоухание. Научные и ремонтные работы были благополучно завершены, но вряд ли их результаты могут как-либо повлиять на взгляды верующих и неверующих. Самому невероятному чуду неверующий найдёт объяснения, точно так же как верующий отвергнет самые логичные и убедительные доводы атеистов. При этом в истории Гроба Господня есть много лакун и неясных моментов. Одна из самых интригующих тайн связана с Русью.
Камень помазания
Описание и стиль [ править ]
Оплакивание окрашено в светотени . Картина демонстрирует графический стиль на деревянной опоре. Хотя это выглядит как монохромный набросок, картина демонстрирует высокую степень намерения. Грунт не подготовлен, но фактически образует слой росписи.
Эскиз фигуры Никодима
По сравнению с другими композициями Pietà Беллини, Lamentation более многолюдно. Мертвый Христос сидит в центре картины. Его сбоку поддерживают выразительные Мадонна и Иоанн Креститель . Слева узнаваемы Мария Магдалина и Иосиф из Аримфеи. Вверху более тускло изображены три фигуры: девушка, лысый, бородатый мужчина и Никодим , пожилой монах с длинной бородой. В коллекции рисунков Уффици есть этюд фигуры Никодима, .
Выступающие колени Христа в укороченном ракурсе разрушают иллюзию отделения картины от зрителя.
История создания Pietà
Интерес к библейскому сюжету о времени между распятием Иисуса и его чудесным воскресением давно волновал умы христиан разных конфессий. Начиная со времен готической скульптуры и искусства Раннего Возрождения, мастера Италии в других соседних с ней европейских стран воспевали скорбный образ Марии, утратившей Первенца. Наверняка картины Перуджино «Оплакивание Христа» (1493-94 гг., сейчас находится в галерее Уффици во Флоренции) и «Пьета» Боттичелли (1495 г.) побуждали многих последователей отражать в камне и на полотне эту трагическую сцену.
Но в религиозных и богемных кругах не все могли принять, что никому не известный, но способный юноша способен внести весомый вклад в искусство и превзойти шедевры Античности и Древнего Рима. Он частично нарушил каноны, в чем-то использовал удачные находки предшественников, но отказался от второстепенных фигур «очевидцев».
Пьета была сотворена для кардинала Жана Билэра де Лагрола, служившего французским послом при дворе папы Александра VI Борджиа во времена Карла VIII. Мраморная композиция предназначалась для капеллы Святой Петрониллы, принадлежавшей французской общине. Маловероятно, что серьёзный заказ мог получить молодой скульптор, но за него поручился влиятельный патриций – римский банкир Якопо Галли, покровитель таланта Микеланджело.
Договор был заключен 26 мая 1498 года, и в карьер за глыбой мрамора скульптор отправился в Каррару с подсобными рабочими, которые обязались доставить материал на место работы. Галли поручился перед заказчиком, что за год Пьета Микеланджело предстанет взору скептиком и завистников. Работать пришлось дольше, но было выиграно пари, что скорбная скульптура станет красивейшим мраморным творением Рима.
Факт признания шедевра подтвержден множественными копиями по всему миру. Некоторые кустарные мастерские выполняют грубые подделки для состоятельных заказчиков, желающих видеть Пьету у себя в саду, у фонтана или среди скульптурных копий мировых шедевров.
Я не похож на остальных
Бывают такие ситуации, когда тебе кажется, что ты не на своем месте – думаешь не так, говоришь не так как все, стремишься молиться, а не проповедовать как другие. Или наоборот, не можешь часами молиться как другие, а хочешь изучать Слово.
Все как раз наоборот. Это и есть Тело Христа, где есть все члены. Ухо очень сильно не похоже на ногу. Глаз и нос, хоть и находятся рядом, очень близко, но выполняют совершенно разные функции. Сегодня есть такие учителя, которые советую людям соединяться в церкви по интересам!!! Или национальностям!!! Это же ужасно. Это НЕ СОЕДИНЕНИЕ. Это РАЗДЕЛЕНИЕ. И таковых сказано остерегаться.
Тема
Тема Оплакивания Христа распространена в искусстве средневековья и Возрождения , хотя такая трактовка, восходящая к теме, известной как Помазание Христа , необычна для того периода. Большинство Плача показывают гораздо больший контакт между скорбящими и телом. Изобилуют богатые контрасты света и тени, проникнутые глубоким чувством пафоса . Реализм и трагедия сцены усиливаются перспективами , которые и драматизируют лежачую фигуру, подчеркивая анатомические детали: в частности, Христос грудной клетки . Дыры в руках и ногах Христа, а также лица двух скорбящих изображены без каких-либо уступок идеализму или риторике . Резко нарисованная драпировка, покрывающая труп, способствует драматическому эффекту. Композиция помещает центральный центр изображения на гениталии Христа — акцент, который , особенно в младенческом возрасте, в этот период, что было связано с богословским акцентом на человечности Иисуса Лео Стейнбергом и другими. Пространство, в котором находятся фигуры, кажется ограниченным, маленьким и мрачным, что указывает на морг.
Мера веры
…при действии в свою меру каждого члена…
Понимаете, разговор идет НЕ О ВАШИХ СИЛАХ. Ваша мера – это ваша мера веры, ибо вы умерли и жизнь ваша сокрыта, а то, что живете ныне – живете верою в Сына. Вы не сможете полюбить своей силой того, кто вас предал или обидел. Вы будете наоборот, стараться избегать всяких контактов. Связи в Теле возможны только силой Бога.
Видите ли, каждый человек знает, на что способен. Никто не пойдет в магазин за шубой стоимостью 5000 долларов, имея зарплату в 300. Мы знаем, КУДА можно ходить за покупками, а куда на экскурсию. Это наша мера.
В духовном плане все несколько иначе. Вера – это уверенность в невидимом. Вы должны действовать не СВОИМИ силами. Не тем, что имеешь, а что ПОЛУЧИЛ
Очень важное указание — …при действии… Не просто желание действовать (как в одной песне поется – служить желал бы я – не знаю как начать). Именно ДЕЙСТВИЕ от нас ожидает Господь
Потому что Он нас создал и поставил, чтобы мы ШЛИ И ПРИНОСИЛИ ПЛОД.
Когда получили и от кого?
Каждому из нас дано проявление Духа Святого. КАЖДОМУ!!! И я должен ЭТИМ служить ближним. Это и будут те самые связи Христовы. И это приведет к росту Церкви. Это то самое действие благодати, строительство благодати Божией Его инструментами. Это и есть работа Божия, дело Божье. Это и есть Тело Христа
Ссылки [ править ]
- .
vтеДжованни Беллини | |
---|---|
Список работ | |
Картины |
|
Семья |
|
* Мастерская |
Интересные факты
- Сюжет скорбящей Марии над снятым с креста телом Иисуса Христа не новый, ран ее он находил отражение на полотнах и в скульптурах мастеров Раннего Ренессанса. Сила трагизма этих работ, скорее всего, и побудила к работе Микеланджело Буонарроти, который решил все сделать немного иначе.
- Сложная задача – соединить в общую скульптурную композицию 2 фигуры во весь рост, не нарушая пропорций, но мастер блестяще справился. Стоит напомнить, что это мрамор, и многотонная глыба после работы должна была сохранять равновесие.
- Натурализм выражен в росте фигур Пьеты. Специалисты подсчитали, что рост Христа (если бы Он поднялся) составлял бы около 175см, Марии – немного больше. Но это естественно для композиции скорбящей Матери с Сыном на руках.
- Фигуры прославленной композиции были высечены из мрамора для кардинала из Франции. Такой шедевр нельзя было оставлять неизвестным. Его объявили «национальным достоянием» итальянцев и «образцом для подражания», поэтому перенесли в Ватикан в XVIII веке.
- Размеры многотонной скульптуры 174×195×69см. Основание для пьеты изготовлено в 1626 г. Франческо Борромини. Это единственная работа Микеланджело, где стоит его подпись (на перевязи Богоматери), поскольку еще до завершения шли споры об авторстве и ее подлинности.
Единственная подписанная работа Микеланджело
«Оплакивание Христа» – одна из самых любимых работ великого Микеланджело. Завершив ее, скульптор отбыл во Флоренцию, но очевидцы свидетельствовали, что при каждом удобном случае он посещал своё величайшее творение в Риме. Никто не знал, влекла ли его эстетика собственного шедевра или глубина образа с восхитительным контрастом живого и мёртвого тела…
Микеланджело, как утверждали его современники, жил как аскет, был немногословен, никогда не вступал в споры, не отстаивал своё авторство, которое нередко ставили под сомнение. Вероятно, сторонним наблюдателем было сложно признать гениальность юного скульптора. А бездарные завистники не могли согласиться с тем, что его руками из камня высечен неподражаемый шедевр, признанный эталоном.
Во время посещения своей статуи Микеланджело, изображая постороннего, наблюдал за тем, как реагируют на его произведение искусства наблюдатели. И тут он подслушал оживленный спор двух зевак, которые отрицали авторство Буонарроти. Один из них отстаивал версию, что это мог высечь в камне только миланский скульптор Гоббо. Великий мастер не стал спорить с неосведомленными соотечественниками, решив увековечить подлинность своего шедевра автографом по перевязи Марии. Об этом рассказал миру Джорджо Вазари (Giorgio Vasari), поэт и биограф нескольких итальянских художников.
https://www.youtube.com/watch?v=2ggwZ-Fq-qsVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Michelangelo’s Pieta (https://www.youtube.com/watch?v=2ggwZ-Fq-qs)
Намерение было настолько твердым, что Микеланджело решил на ночь остаться в базилике, где стояла его скульптурная композиция, и выбить на мраморе свое имя. Однако «бедный художник» был полуграмотным, поэтому допустил ошибку в начертании своего имени. До сих пор её никто не исправил:
Никто не посмел исправить неверную 4-ю букву, нарушив целостность автографа, хотя мрамор – мягкий камень. Глыбу чистейшей породы почти без вкраплений и трещин скульптор выбирал лично, отправившись в Карарские каменоломни. Его усилия и хлопоты оправдались – великолепная статуя телесного цвета превзошла все ожидания.
Хотя заказчик не дожил до завершения шедевра, слухи о превосходном творении быстро разошлись по всему Риму. Вскоре вся Италия говорила про «Пьету» Микеланджело Буонарроти, и многие спешили это видеть. Гениальный образец был удостоен самого почетного места в Ватикане – Соборе Святого Петра. А молодых скульпторов учителя обязывали осмотреть ее в качестве образца для подражания.
До наших дней дошел еще один автограф великого мастера, хотя большинство эскизов и работ было уничтожено им собственноручно, как «далёкие от совершенства». На аукционе Sotheby’s с молотка ушли 30 исторических документов с автографами знаменитостей, включая подпись Микеланджело от 1521 года – контракт об оплате работы 2-х ваятелей. Они помогали Буонарроти работать над статуей Христа в церкви Санта-Мария Сопра Минерва (Santa Maria sopra Minerva) в Риме. Но тот шедевр остался без подписи.
Увидеть статую Христа можно во время индивидуальной экскурсии по Риму на рассвете.
Разгром крестоносного «спецназа»
Считается, что самая ранняя плита, покрывавшая ложе Спасителя, была отправлена в столицу Византийской империи. Однако в 1204 году, получив рапорт от захвативших Константинополь крестоносцев, папа Иннокентий III с ужасом обнаружил, что в списке трофейных святынь эта плита отсутствует. Куда же она делась? В одной из новгородских былин рассказывается о том, как Василий Буслаев увёз на Русь крышку Гроба Господня. Былина, конечно, произведение художественное, да Буслаева нельзя со всей ответственностью назвать лицом историческим. Но вот запись из IV Новгородской летописи, датированная «В лето 6719» (то есть в 1211 году), где говорится о персонаже, существовавшем в реальности: «Тогда же было пришёл Добрыня Ядрейкович из Цареграда и привезе с собою Гроб Господень, а сам пострижен на Ху-тыни у Святого Спаса». Итак, некий новгородский боярин Добрыня Ядрейкович, вернувшись на родину через семь лет после захвата Царь-града «латинянами», привёз с собой «Гроб Господень». Логично предположить, что речь шла всё-таки не о Гробе, а о закрывавшей последнее ложе Христа плите. При разорении Царьграда бравый новгородец постарался спасти святыню от крестоносцев, в которых он (учитывая тогдашние конфликты между православными и католиками) видел не столько защитников, сколько поругателей веры Христовой. Такое деяние требовало великой награды, и, в общем, понятно, что, постригшись в монахи, он вскоре становится настоятелем едва ли не самой почитаемой в новгородских землях Варлаамо-Хутынской обители. Однако известие о том, что плита от Гроба Господня находится у схизматиков, конечно, дошло до «латинян» и должно было вызвать у них ярость. Не этим ли объясняется странный поход «псов-рыцарей» 1240 года, закончившийся Невской битвой? Слишком уж много вопросов он вызывает и по своей мотивации, и по немногочисленности крестоносного войска, и по огромному резонансу, который в масштабах Руси вызвала пограничная, в сущности, стычка. Всё становится на свои места, если предположить, что отряд крестоносцевсобирался не покорять Новгород, а лишь захватить важную для всего христианского мира святыню. Но, высадившись в устье Ижоры, европейский «спецназ» расслабился, а местные жители предупредили князя Александра. Тот воспользовался расслабленностью противника, нанёс внезапный удар и одержал победу, которая в глазах соплеменников воспринималась как свидетельство того, что Бог ещё не оставил Русь Святую
Однако, учитывая, что Русь находилась под игом монголов, нарываться на дополнительные неприятности как-то не хотелось, и факт обладания столь важной святыней новгородцы старались лишний раз не афишировать. Могло всё быть именно так? А почему бы и нет?
Традиция захоронения раннего христианства
Первое открытие было сделано в 2002 году. На коробке, датируемой I в., была найдена надпись на арамейском языке: «Джемс, сын Иосифа, брат Иисуса». Если этот артефакт подлинный, то вероятно, он относился к реликвиям семьи Иисуса из Назарета. Предмет перешел в частную коллекцию в 1976 году.
В 2003 году Израильский департамент древностей установил, что слова «брат Иисуса» выгравированы позднее коллекционером Одедом Голаном, осужденным за мошенничество. После семи лет заключения, израильски судья пришел к выводу, что Голан не виновен в подлоге в частности по тому, что на фотографии 1976 на шельфе уже находилась эта надпись. Вносить исправления на артефакт не имело смысла после того, как об открытии стало известно общественности.