Две молодые крестьянки
«Две молодые крестьянки» были написаны для выставки работ Писсарро, однако, продать их не удалось и Писсарро передал картину своей жене, Джули Веллей. Мы видим двух молодых крестьянок на переднем плане, отдыхающих от работы, с полями и деревьями, простирающимися позади них. Акцент явно делается на двух женщинах, одна из которых — девушка слева — племянница Джулии, Эжени Эструк. Несмолтря на то, что в этой картине, Писсарро несомненно продолжает эксперименты с пуантилизмом, этот прием не так явно выражен здесь. Мы видим четкие очертания образов, которые лишь заполнены отрывистыми мазками.
Детство и юность
Жакоб Абраам Камиль Писсарро (полное имя художника) родился 10 июля 1830 года на острове Сент-Томас, расположенном в Вест-Индии. Родители мальчика были представителями разных культур: глава семейства был португальским евреем с французским гражданством, а мать — коренной доминиканкой.
До 12 лет Камиль со своими родителями и тремя братьями и сёстрами проживал в Вест-Индии, после чего семья переехала во Францию, обосновавшись неподалёку от Парижа.
После окончания парижской Школы изящных искусств Камиль Писсарро отправился в Венесуэлу, где оттачивал искусство живописи. В 1855 году он вернулся в Париж, где продолжил учёбу в академии Сюиса.
Площадь французского театра в Париже
Эта картина Писсарро – одна из самых известных, она находится в Эрмитаже. Как и другие полотна художника, она очень теплая, выполнена в зеленовато-охристых тонах, слегка приглушенных и светлых. На площади мы видим много людей, повозки. Удивительно, но всю картину занимают земля и здания, не видно ни кусочка неба. Так еще никто не делал, но это изобразил Камиль Писсарро. Картины, описание того, почему художник нарисовал именно так, и не иначе – интересное занятие для тех, кто хочет понять живопись. Рассматривая работу «Площадь французского театра», зритель не видит неба, но от этого не создается ощущения тяжести. Только густые кроны каштанов и крохотные фигуры людей. В деревьях художник использовал очень много цветов и их оттенков: здесь есть не только зелень, но и красноватые, коричневые, песочные оттенки. В этих каштанах светотень показана мастерски.
На заднем плане – части архитектуры, которые не закрыли ветви деревьев. Здания очень светлые, можно увидеть элементы колонн и лепнины возле окон. Если посмотреть на левую часть картины, вдалеке можно разглядеть два цветущих дерева на площади, кафе, прилавки магазинов. Художник изобразил эти детали деревянными, с темными стеклами.
Революционер в мировой живописи, Камиль Писсарро, картины которого через сто лет после его смерти приносили целые состояния, — один из самых интересных художников в истории.
1857–1866 (Париж)
Изображение | Имя | Год | В x Ш (см) | Текущее местоположение | Кат. Номер |
---|---|---|---|---|---|
Урожай (Ла Муассон) | 1857 г. | 14 х 26,7 | 34 | ||
Осел перед фермой, Монморанси | 1859 г. | 21,5 х 27,2 | 37 | ||
Лесная тропа (Allée dans une forêt) | 1859 г. | 41 х 33 | 42 | ||
Деревянная тележка (La charette du bois) | 1862 г. | 16,5 х 25 | 61 | ||
La roulotte (Караван) | 1862 г. | 25 х 38 | 62 | ||
La Petite Fabrique (Маленькая фабрика) | 1862–1865 гг. | 26,5 х 40,2 | Страсбургский музей современного искусства | 130 | |
Телеграфная башня на Монмартре (La tour du Tèlegraphe à Montmartre) | 1863 г. | 40,7 х 32,4 | 67 | ||
Фермерский двор (Cour de ferme) | 1863 г. | 38,1 х 47,1 | 69 | ||
Деревенский уголок, Женщины в чате (Coin de village, femmes causant) | 1863 г. | 40 х 52 | 70 | ||
Въезд в деревню ( деревня Entrée d’une) | 1863 г. | 33 х 41 | 71 | ||
La Varenne-Saint-Hilaire vue de Champigny | 1863 г. | 49,6 х 74 | 74 | ||
Баржи на Сене (Péniches sur la Seine) | 1863 г. | 46 х 72 | 79 | ||
Берег реки и баржа (Bord de rivière avec péniche) |
1863 г. | 9,9 х 18,5 | 80 | ||
В лесу Су-Буа | 1864 г. | 26,5 х 21 | 84 | ||
Дорога, ведущая в лес (Chemin à l’entrée d’un bois) | 1864 г. | 28 х 35,3 | 86 | ||
Встреча на Деревенской дороге (Rencontre sur la route du village) | 1864 г. | 21,8 х 35 | 91 | ||
Крестьянка в поле, Ла Варен-Сен-Илер (Paysanne dans un champ, Ла Варен-Сен-Илер) | 1865 г. | 18,5 х 35 | 99 | ||
Дорога (La route) | 1865 г. | 40,7 х 31,8 | 100 | ||
Марна в Шенневьер ( Bords de la Marne à Chennevieres) | 1865 г. | 91,5 х 145,5 | 103 | ||
Площадь в Ла-Рош-Гийон (Place à La Roche-Guyon) | 1865 г. | 50 х 61 | 104 | ||
Поездка на осле в Ла-Рош-Гийон (Promenade à dos d’âne à La Roche-Guyon) | 1865 г. | 35 х 51,7 | 105 | ||
Берега Марны зимой (Bords de la Marne en hiver) | 1866 г. | 91,8 х 150 | 107 |
Личная жизнь
Вопреки воле родителей в 1871 году Камиль взял в жены служанку матери по имени Джули Вэллей, которая была дочерью виноградаря и родила художнику 8 детей. Семья жила за пределами Парижа, где Писсарро мог наслаждаться деревенскими пейзажами и спокойно работать.
Камиль Писсарро и его жена Джули
Лишенный наследства из-за любви к простолюдинке, живописец едва сводил концы с концами, финансовое положение немного улучшилось лишь в конце жизни, когда в одной из галерей провели выставку-ретроспективу его картин. После начала Франко-прусской войны, не имея возможности вступить в армию из-за отсутствия французского гражданства, Писсарро перевез родных в Англию, а через 2 года вновь вернулся в предместья Парижа.
Камиль Писсарро с женой и детьми
Сыновья много времени проводили в мастерской отца и постепенно приобщались к творческому процессу. Самым талантливым продолжателем традиций художника стал Люсьен Писсарро, посвятивший себя живописи, ксилографии и графике.
Жорж-Анри, бывший третьим ребенком Джули и Камиля, также был одаренным ребенком. Выбрав профессию художника, он, в отличие от отца и брата, увлекся модернизмом и создавал полотна под влиянием творчества Гогена.
Биография Камиля Писсарро
Камиль Писсарро родился 10 июля 1830 года на острове Сент-Томас (Вест-Индия), в буржуазной семье еврея-сефарда Абрама Писсарро и Рашель Мансано-Помье, уроженки Доминиканской республики. До 12 лет Камиль жил в Вест-Индии, затем, уже в возрасте 25 лет, вместе со всей семьёй переехал в Париж. После окончания школы снова ездил на Сен-Тома, а также в Венесуэлу, где вместе со своим другом, датским художником Мёльбу осваивал в Каракасе искусство живописи.
В 1855 году окончательно вернулся во Францию. С 1855 по 1861 год учился в Школе изящных искусств и в Академии Сюиса в Париже. Его учителями были Камиль Коро, Гюстав Курбе и Шарль-Франсуа Добиньи. Брал частные уроки у И. Даньяна. Основные сюжеты его произведений в этот период — сельские пейзажи, а также виды Парижа. Во время франко-прусской войны 1870—1871 годов Писсарро переехал в Лондон. За это время множество его работ, оставленных в Париже, было уничтожено немецкими солдатами, жившими в его доме. Сохранилось лишь сорок картин.
Он дружил с такими художниками, как Дега, Сезанн и Гоген. Писарро — единственный участник всех 8 выставок импрессионистов.
Ещё в период обучения в Академии начался роман Писсарро с горничной его родителей — Жюли Веллей. Но оформить отношения молодые люди смогли лишь через 10 лет. В семье Писсарро было восемь детей. Двое из них — Жорж и Люсьен — стали художниками.
Художник скончался 12 ноября (по другим сведениям — 13 ноября) 1903 года в Париже. Похоронен на кладбище Пер-Лашез.
«Папаша Писсарро»
После войны Камиль вернулся в Понтуаз. Как Аржантей для Моне, этот пригород Парижа стал для Писсарро тем местом, где он вел творческий поиск и воплощал свои замыслы. Открытый и уравновешенный, Писсарро всегда привлекал людей, и со временем вокруг него начала собираться творческая молодежь, художники, среди которых были Поль Сезанн и Арман Гийомен. Писсарро особенно сдружился в Сезанном, и в картинах того периода, периода расцвета для Камиля, отчетливо видно влияние, которое живописцы оказывали друг на друга.
Принципы работы Писсарро были просты: он искал натуру по своему темпераменту, форма и цвет интересовали его гораздо больше, чем собственно рисунок. Он писал, пытаясь выделить самое существенное в увиденной натуре, удержать и передать мгновенное впечатление от увиденного. Молодых товарищей по цеху Писсарро учил работать, охватывая сразу все полотно и постепенно заполняя его до того момента, когда добавить будет уже нечего.
В эти годы окончательно сформировался его хорошо узнаваемый стиль. В картинах Камиля Писсарро мы не найдем ни декоративности, присущей Сислею, ни изумительной, неповторимой верности глаза Моне, но зато в них есть глубокое понимание природы и сила кисти, с которой художник обращался вольно и свободно. Он писал не только пейзажи, но и людей, делал зарисовки из крестьянской жизни.
«Дорога в Лувесьенне» (1870), «Въезд в деревню» (1872), «Жатва» (1876), «Красные крыши» (1877), «Отец Мелон за распиливанием дров» (1879) — можно продолжать перечислять шедевры тех лет. Тонкое владение техникой градации одного цвета,«унаследованной» от Коро, смелость в противопоставлении контрастных тонов, выдержанная, продуманная ритмика полотен — все говорит о том, что перед нами работы уже сформировавшегося мастера.
Камиль Писсарро «Въезд в деревню Вуазен» (1872)
Художник всегда очень, много делал для признания импрессионизма, умел уладить почти любой конфликт, помогал, поддерживал, хлопотал… Он — единственный из импрессионистов, кто принял участие во всех восьми организованных ими выставках. Его, старшего в содружестве импрессионистов, по-дружески называли «папаша Писсарро» и, несмотря на разногласия, все относились к нему с равной теплотой.
А ведь на плечах Камиля лежала забота о жене, бывшей горничной его родителей, и семерых детях. Если Писсарро не работал, то целыми днями искал покупателей на свои полотна. В конце концов, ему повезло. Коллекционер Поль Дюран-Рюэль, когда-то купивший две его картины, заключил с Писсарро контракт на монопольное право продажи его работ. Материальные проблемы многодетного семейства были решены. И только в 1901 году живописец захотел снова вернуть себе право свободно распоряжаться картинами.
1871–1872 (Лувесьен)
Изображение | Имя | Год | В x Ш (см) | Текущее местоположение | Кат. Номер |
---|---|---|---|---|---|
Дорога Версаля, Роккенкур | 1871 г. | 51,5 х 76,2 | 195 | ||
Версальский путь, Лувесьен, Солнечный свет | 1871 г. | 45 х 55 | 196 | ||
Рут де Версаль, Лувесьен | 1871 г. | 38 х 46 | 198 | ||
Сена в Буживале | 1871 г. | 44 х 60 | 200 | ||
Берега Сены в Буживале | 1871 г. | 27,5 х 40,5 | Украдено в 1993 г., восстановлено поврежденным в 2009 г. | 201 | |
Плотина на Сене в Буживале (Barrage sur la Seine à Bougival) | 1871 г. | 33 х 46 | 203 | ||
Louveciennes | 1871 г. | 90 х 116,5 | 207 | ||
Каштаны в Лувесьен (Châtaigniers à Louveciennes) | 1872 г. | 41 х 54 | 218 | ||
Каштановая поросль зимой, Лувесьен (Bois de châtaigniers en hiver, Louveciennes) | 1872 г. | 27 х 40,4 | 220 | ||
Почтовый дом в Лувесьен, Эффект снега (Le relais de post à Louvecienne, effet de neige) | 1872 г. | 45,7 х 55 | 221 | ||
Рут де Версаль, Лувесьен | 1872 г. | 60 х 73,5 | 224 | ||
Тележка на дороге возле Лувесьен, Зима (Charette sur une route, hiver, environs de Louveciennes) | 1872 г. | 32,4 х 46,3 | 226 | ||
Каштановая роща в Лувесьен (Bois de châtaigniers à Louveciennes) | 1872 г. | 40,6 х 54,4 | 233 | ||
Въезд в деревню Вуазен. | 1872 г. | 46 х 55,5 | 235 | ||
Пейзаж с женщиной, пасущей корову (Paysage avec une vachère) | 1872 г. | 33 х 46,4 | 242 | ||
Плотина и замок в Сен-Уэн-л’Омон (Le déversoir et l’écluse à Saint-Ouen-l’Aumônt) | 1872 г. | 38,1 х 54,6 | 244 | ||
Отдых под деревьями (Le repos sous les arbres) | 1872 г. | 73,7 х 92,7 | 253 |
Детство и юность
Жакоб Абраам Камиль Писсарро родился на одном из островов в Вест-Индии 10 июля 1830 года. Отец Абрам Писсарро был португальским евреем с французским гражданством, а мать, коренную доминиканку, звали Рашель Мансано. До 1842 года семья с четырьмя детьми проживала на острове Сент-Томас, принадлежавшем Дании, а затем переехала во Францию и обосновалась неподалеку от столицы.
Камиль Писсарро
Камиль учился в интернате, по окончании которого поступил в Академию Савари. Юноша рано начал ценить искусство и в студенческие годы брал уроки рисования и живописи у преподавателей учебного заведения. В 17-летнем возрасте Писсарро увлеченно писал с натуры, а отец, не принимавший творчество за профессию, заставлял сына работать на семейном предприятии.
В 1951 году Камиль ушел из родительского дома и переехал в Венесуэлу, где некоторое время работал художником-ремесленником. Собирая портфолио, молодой человек рисовал все, что видел, включая деревенские пейзажи и бытовые сцены, а через 2 года, вернувшись во Францию, устроился помощником в мастерскую датского живописца Антона Мельбе.
Автопортрет Камиля Писсарро
В Париже Писсарро посещал частные уроки и курсы мастеров Академии Сюиса, больше других предпочитая занятия Жан-Батиста Коро. Его дебютными работами стали множественные пейзажи Сент-Томаса, а также портреты его обитателей: «Залив на Сент-Томас», «Прачки на берегу реки», «Пейзаж с фигурами у реки» и др.
Биография
Камиль Писсарро – известный художник, родоначальник и приверженец импрессионизма, являлся одним из создателей парижского общества «отвергнутых» живописцев. Будучи одновременно учеником и учителем, мастер перенимал опыт предшественников и передавал полученные навыки потомкам.
Художник Камиль Писсарро
Став творческим «отцом» Жоржа Сера, Поля Сезанна, Винсента Ван Гога и Поля Гогена, пейзажист проповедовал новое искусство. В глазах коллег и соратников талантливый француз был предметом восхищения, а критикам и публике казался примитивным дилетантом. Время расставило все по местам, и величие Писсарро признало большинство ценителей настоящего искусства.
Биография
Камиль Писсарро – известный художник, родоначальник и приверженец импрессионизма, являлся одним из создателей парижского общества «отвергнутых» живописцев. Будучи одновременно учеником и учителем, мастер перенимал опыт предшественников и передавал полученные навыки потомкам.
Художник Камиль Писсарро
Став творческим «отцом» Жоржа Сера, Поля Сезанна, Винсента Ван Гога и Поля Гогена, пейзажист проповедовал новое искусство. В глазах коллег и соратников талантливый француз был предметом восхищения, а критикам и публике казался примитивным дилетантом. Время расставило все по местам, и величие Писсарро признало большинство ценителей настоящего искусства.
1882–1884 (Осны) [ править ]
Изображение | Имя | Год | В x Ш (см) | Текущее местоположение | Кат. Номер |
---|---|---|---|---|---|
Дорога в Понтуаз, Осны | 1883 г. | 41 х 32 | Частная коллекция | 698 | |
Ферма Ле Фрише в Осни | 1883 г. | 46 х 54 | Частная коллекция | 701 | |
Вид на село Осны | 1883 г. | 60 х 73 | Частная коллекция | 703 | |
Мясник из свинины La charcutiėre | 1883 г. | 65,1 х 64,3 | Галерея Тейт , Лондон | 706 | |
Площадь Лафайет, Руан | 1883 г. | 46,3 х 55,7 | Галерея Курто , Лондон | 724 | |
Набережная Наполеона, Руан (Quai de Paris et Pont Corneille, Rouen, soleil) | 1883 г. | 54,3 х 64,4 | Художественный музей Филадельфии | 727 | |
Пон-Корнель и баржи, Руан (Le Pont Corneille et péniches à Rouen) | 1883 г. | 54,3 х 65,2 | Музей искусств Колумбуса , Огайо | 728 | |
Крестьянская девушка греется (Paysanne se chauffant) | 1883 г. | 73 х 60 | Частная коллекция | 739 |
Импрессионизм
В 1873 году Камиль Писсарро стал главным организатором сообщества, в которое вошли художники-изгои: Поль Сезанн, Клод Моне, Эдуард Мане, Пьер Огюст Ренуар, Эдгар Дега. Этих мастеров объединяла общая любовь к использованию ярких и выразительных, но при этом несколько небрежных мазков.
Художники-импрессионисты постоянно экспериментировали со светом и тенью, стремясь передать впечатление от пейзажа, человека или бытовой сценки, а не просто копировать изображения на холсте. Однако публика не принимала работы импрессионистов, считая их дилетантскими.
В преклонном возрасте у Писсарро заметно ухудшилось зрение, и он уже не мог работать на улице. Однако проблемы со здоровьем не стали помехой для художника, который продолжил работать. Интересный факт — на склоне лет, почти полностью ослепший, Писсарро создал лучшие свои полотна. Он написал серию непревзойдённых по своему художественному исполнению пейзажей Парижа, которые открывались ему из окон гостиничных номеров. «Бульвар Монмартр в Париже», «Оперный проезд в Париже. Эффект снега. Утро» и «Улица Эписери, Руан» стали высшим достижением импрессиониста.
Творчество Камиля Писсарро не было оценено по достоинству современниками. Слава к живописцу пришла спустя много лет после его смерти: его полотна уходил с молотка за астрономические суммы и выставлялись в лучших залах мира.
Француз с Антильских островов
Камиль Писсарро
Камиль Писсарро родился в небольшом портовом городке острова Сент-Томас в Карибском море. Его отец-еврей был женат на креолке, торговал скобяным товаром. Детство Камиля прошло в Вест-Индии. В Париж он приехал в возрасте одиннадцати лет (в 1841 году): родители отправили его туда учиться
Директор пансиона Пасси сразу обратил внимание на художественное дарование мальчика и посоветовал развивать его. На Сент-Томас Камиль вернулся, когда ему исполнилось семнадцать
Отец тут же отправил его торговать в лавку, и в течение пяти лет юноша пытался совместить работу за прилавком и занятия рисованием.
Однако на более долгий срок его терпения не хватило. Камиль открыто заявил отцу, что совершенно не собирается становиться коммерсантом, а станет рисовать, и поступил в ученики к датскому художнику Фрицу Мельби. Датчанин был старше Камиля всего на пару лет, но в отличие от него имел прекрасные навыки живописи. Спустя годы Писсарро писал о том времени: «В 1852 году у меня была хорошо оплачиваемая работа на Сент-Томасе, но я там не выдержал. Недолго думая, я все бросил и удрал в Каракас, чтобы полностью расстаться с буржуазной жизнью». Два года спустя Камиль вернется на родной остров, но только для того, чтобы снова уехать — во Францию, и на этот раз навсегда.
Его приняли в Академию Сюиса, где Камиль приобрел прочные профессиональные знания, однако на его творческую манеру это обучение особо не повлияло. Писсарро вообще обладал свойством учиться у всего и у всех и щедро делиться выученным и найденным в собственных поисках, которые вел постоянно. Уже первые картины Камиля — пейзажи, написанные в окрестностях Парижа, — отличались четко наметившейся манерой письма, выработанной им самостоятельно.
Писсарро многое почерпнул в реализме Курбе, но его кумиром стал Коро. Знаменитый пейзажист разрешил юноше указывать в каталогах выставок, что он ученик Коро. Впервые полотна Камиля Писсарро, в частности «Пейзаж в Монморанси», были выставлены в Парижском салоне 1857 года. Его работы имели успех, но добрые отношения с жюри Салона у Писсарро так и не сложились.
Выставлялся Писсарро и в Салоне отверженных, и примерно тогда же познакомился с будущими импрессионистами: Клодом Моне, Альфредом Сислеем, Фредериком Базилем. Пожалуй, принципы импрессионизма он стал применять при написании своих работ даже раньше других соратников. Свет и воздух — вот главные герои его картин уже в то время.
Постепенно палитра Камиля светлела, освобождаясь от влияния Коро. Писсарро писал все более широкими и пластичными мазками. Любимым местом пленэра на долгие годы для него стал Понтуаз, расположенный на реке Уазе. Художник смело разбавлял холодные зеленые и синие тона теплыми. Небо и зелень смотрелись еще воздушнее от мазков красного и желтого, какими Писсарро наносил на картину людей или черепицу крыш.
Камиль Писсарро «Каштаны в Лувесьене» (1870)
В 1869 году Камиль с семьей переехал в Лувенсьенн, но начавшаяся франко-прусская война заставила его, как и многих других живописцев, бросить все имущество и бежать, сначала в Бретань, а оттуда в Лондон. В 1870 году он писал своему другу Теодору Дюре: «Я не останусь здесь; только за границей чувствуешь, как Франция велика, прекрасна и гостеприимна. Здесь все иначе! Здесь встречаешь лишь равнодушие, презрение, даже грубость. Художники тут завидуют и не доверяют друг другу. Здесь нет искусства, здесь все предмет коммерции».
Однако в Лондоне Писсарро ждала еще одна встреча — с Клодом Моне.
Друзья были счастливы, хотя и находились вдали от родины, но они были вместе, оба восхищались лондонскими видами и моли работать — чего еще желать? Они ходили по музеям, изучали полотна Тёрнера, Гейнсборо, Лоуренса и Констебла и очень много писали, Моне — в парках, а Писсарро — в предместье Норвуда, где он пытался уловить и воплотить на холсте эффект тумана, снега и наступающей весны.
1866–1868 (Понтуаз) [ править ]
Изображение | Имя | Год | В x Ш (см) | Текущее местоположение | Кат. Номер |
---|---|---|---|---|---|
Дом Пер Галлиена в Понтуазе (La maison de père Gallien, Понтуаз) | 1866 г. | 40,3 х 55,2 | Музей Ипсвича , Великобритания | 111 | |
Натюрморт с графином для вина (Nature morte à la carafe du vin) | 1867 г. | 81 х 99,6 | Художественный музей Толедо , Огайо | 114 | |
Le Jardin de Maubuisson | 1867 г. | 81,5 х 100 | Национальная галерея Праги | 115 | |
Кот-де-Жале, Понтуаз | 1867 г. | 87 х 114,9 | Метрополитен-музей , Нью-Йорк | 116 | |
Берега Уазы в Понтуазе (Bords de l’Oise à Saint-Ouen-l’Aumône) | 1867 г. | 45,7 х 71,1 | Денверский художественный музей | 117 | |
L’Hermitage at Pontoise | 1867 г. | 91 х 150,5 | Музей Вальрафа-Рихарца , Кельн | 119 | |
L’Hermitage at Pontoise (Vue de l’Hermitage, Côte de Gratte-Coqs, Понтуаз) | 1867 г. | 70 х 100 | Музей Соломона Р. Гуггенхайма , Нью-Йорк | 120 | |
Набережная Потуи, Понтуаз | 1868 г. | 52 х 81 | Кунстхалле Мангейм | 123 | |
Берега Уазы в Понтуазе (Bords de l’Oise à Pontoise) | 1868 г. | 54 х 65 | Частная коллекция | 124 | |
Яблони в Понтуазе, Дом Пер Гальена (Pommiers à Pontoise, la maison du Père Gallien) | 1868 г. | 38,3 х 46,4 | Частная коллекция | 128 | |
Плотина в Понтуазе (Le Déversoir à Pontoise) | 1868 г. | 58,5 х 72 | Частная коллекция | 129 |
Писсарро, Камиль
(Pissarro, Camille)
1830, о-в Сент-Томас, Антильские о-ва — 1903, Париж.
Французский живописец и график. Пейзажист, представитель импрессионизма. Общее образование получил в Париже (1842— 1847). Вернувшись на Сент-Томас, начал помогать отцу в магазине. Страстное желание стать художником привело к тому, что Писсарро бежит в Венесуэлу (1853), после чего отец наконец разрешает сыну поехать в Париж для обучения живописи (1855). На Всемирной выставке 1855 Писсарро открывает для себя Энгра, Курбе, но особенно его привлек Коро; Писсарро пользуется советами мастера. Поступает в Школу изящных искусств к А. Мельби, посещает студию Сюиса, где знакомится с Моне. Пишет пейзажи тропиков, окрестностей Парижа и др. В 1859 впервые выставляется в Салоне. Ранние работы несут следы влияния Коро и отчасти Курбе, но постепенно вырабатывается собственный стиль. Писсарро, как и других импрессионистов, интересует жизнь природы в ее движении, в ее изменениях; он с увлечением пишет берега Сены (Сена в Марли, 1871, Англия, частное собрание), отражения облаков в воде, окрестности Понтуаза, где обосновывается с 1872 до 1884 (Уаза в Понтуазе, 1873, Уильямстоун, Художественный институт Кларк), тихие селения, уходящие вдаль и манящие за собой дороги, туманную дымку над осенними полями (Дорога из Жизора в Понтуаз под снегом, 1873, Бостон, Музей изящных искусств; Красные крыши, 1877, Париж, музей Орсе; Пейзаж в Понтуазе, 1877, Лондон, Нац. галерея). Выставляясь в Салоне, Писсарро принимает участие и во всех восьми выставках импрессионистов (с 1874 по 1886). Доброжелательный и мудрый, он охотно помогал советами молодым, обладая прирожденным педагогическим даром: «Он может научить рисовать даже камни» (М. Кассат). Живописная одаренность Писсарро уникальна, он различает тончайшие оттенки разных цветов там, где обычный глаз видит лишь серое, коричневое, зеленое. Хороши и городские пейзажи мастера. В 1890-е художник подолгу живет в Дьеппе, Руане (Большой мост в Руане, 1896, Питсбург, Институт Карнеги; Мост Буальдье в Руане на закате солнца, 1896, Бирмингем, Музей). Художник раскрывает красоту старинных площадей, поэзию переулков, древних строений, окрашенных патиной времени (Церковь Сен-Жак в Дьеппе, 1901, Париж, музей Орсе). Но главная любовь Писсарро — Париж, он его певец и почитатель. Мастер сумел уловить магию, присущую великому городу, тонкую гармонию цветовых соотношений в окраске зданий, изысканную графику жалюзи и балконных решеток, таинственную прелесть огромных деревьев, придающих городскому пейзажу одухотворенность, серебристую дымку, смягчающую линии и цвета. Художник снимает комнаты в своих любимых местах на улице Сен-Лазар, Больших Бульварах и т. д. (Итальянский бульвар утром, освещенный солнцем, 1897, Вашингтон, Нац. галерея искусства; Площадь Французского Театра в Париже, Весна, 1898, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; та же площадь под дождем, 1898, Миннеаполис, Институт искусств; Оперный проезд в Париже. Эффект снега. Утро, 1898, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Пейзажи Писсарро не ярки по краскам, как правило, сдержанны по колориту. Однако живописная фактура его полотен сложна и необычайно многокрасочна; так, серый тон булыжной мостовой образуется из мазков чистого розового, голубого, синего, золотистой охры, английской красной и т. д. Поэтому серое кажется перламутровым, переливается, светится, превращая полотна мастера в подлинную драгоценность. Уже будучи зрелым, признанным мастером, Писсарро откликается на новые веяния в искусстве. В сер. 1880-х под влиянием Сёра и Синьяка увлекается «дивизионизмом» и начинает писать картины мелкими цветными точками (Остров Лакруа, Руан, Туман, 1888, Филадельфия, Музей искусств). Однако через некоторое время (1890) возвращается к прежней манере. Помимо живописи Писсарро работал в технике акварели, делал офорты, литографии, рисунки.
Лит.: Юденич И. В. Пейзажи Писсарро в Эрмитаже. Л., 1963; Камиль Писсарро. Письма. Критика. Воспоминания современников / Вступ. ст., сост. и примеч. К. Г. Богемская. М., 1974; Pissarro L. R., Venturi L. Camille Pissarro, son art, son ?uvre. Paris, 1939. Vol. 1—2; Rewald J. Camille Pissarro. Paris, 1962; Reid M. Pissarro. London, 1993.
В. Стародубова
- Блог
- Ежи Лец
- Контакты
- Пользовательское соглашение
2005—2020 Gufo.me