Детство
Семья Серовых была очень открытой и гостеприимной, в их дом всегда приходило много гостей. Мама и папа сына ласково называли Тоша, мальчику было около четырёх лет, когда он уже впервые побывал с родителями за границей.
Ранние детские годы Валентина прошли в артистическом мире, повсюду его окружало искусство. Среди друзей отца было много знаменитых и талантливых людей – Тургенев, Антокольский, Репин, Ге, последний к малышу был особенно ласков и часто рисовал ему в альбомах лошадок. Мама была одержимой нигилисткой и полностью поддерживала идеи Чернышевского. Её соратники часто собирались в доме Серовых и порой за спорами мешали маленькому Тоше слушать новые музыкальные произведения отца. Тем не менее мальчик любил такую суетность и шум. В эти минуты он получал возможность остаться наедине с собой, наблюдать за всеми, разглядывать, размышлять.
Но в январе 1871 года скоропостижно от сердечного приступа умер отец, и для маленького Валентина начались бесконечные скитания. После смерти Александра Николаевича его вдова решила написать оперу, но для этого нужно было дальше обучаться теории музыки и композиции, она уехала в Мюнхен.
А шестилетнего сына отправила в имение к своей подруге Н. Н. Друцкой-Соколинской на хутор Никольский в Смоленской губернии. Там мальчика определили в коммуну последователей Чернышевского.
Именно здесь был впервые замечен его талант к художеству. Но, в общем, от коммуны у ребёнка остались не самые лучшие воспоминания. За какую-то детскую проказу Друцкая порвала его рисунок. Но мальчик не смог этого простить и тайком порезал ножницами её любимое платье.
В 1872 году коммуна распалась, и маленького Валентина перевезли к матери в Мюнхен.
Детство и юность
Будущий литератор и ведущий программ на «Радио Свобода» (внесено Министерством юстиции РФ в список иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иноагента) появился на свет во второй февральский день 1947 года в семье военнослужащего. Малая родина Алексея Петровича — город Станислав Украинской ССР, в 1962 году переименованный в Иваново-Франковск.
Когда Алеше было два года, отца мальчика направили учиться в военную академию в Москву. В столице Советского Союза будущий поэт заболел костным туберкулезом. Родители отправили Алексея на лечение в санаторий в Евпаторию, где мальчик и начал обучение в школе. Аттестат зрелости Цветков-младший получил в городе Запорожье.
Уроженец Станислава трижды поступал в МГУ. В первый раз на вступительных экзаменах на химический факультет главного вуза Страны Советов юноша написал на тройку сочинение по произведениям Михаила Лермонтова, однако набранных баллов хватило для поступления на аналогичный факультет Одесского университета. Отучившись в «жемчужине у моря» два семестра, Алексей понял, что не хочет связывать биографию с химией и поступил на истфак Московского государственного университета.
Вскоре свободолюбивого парня, высказывавшего крамольные идеи, выгнали из МГУ. Цветков не отчаялся и перевелся на заочное отделение исторического факультета Запорожского университета. Учеба в областном центре Украины не понравилась сыну офицера, и Алексей поступил в МГУ третий раз — теперь на факультет журналистики.
На каникулы студент приезжал к родителям в Запорожье, где подрабатывал техническими переводами в НИИ. Алексея вызвали в запорожское отделение КГБ, где «прощупали» на предмет возможного сотрудничества. Получив уклончивый отказ, органы безопасности инспирировали фельетон в местной газете и отправили послание на факультет журналистики МГУ.
Алексей Цветков в молодости с Аллой Козиной / Фото: @alexei.tsvetkov
Когда письмо легло на стол Ясену Засурскому, декан и строптивый студент совместно пришли к выводу, что Цветкову лучше перевестись на заочную форму обучения. Однако Алексей учебу в МГУ не закончил и подал документы на отъезд из СССР. Вначале Цветкова арестовали, затем выслали в Запорожье, и только через год дали разрешение на эмиграцию. Причинами отъезда литератор называл невозможность публиковать стихи и зарабатывать на жизнь без перманентной лжи.
В 1975 году Алексей полгода прожил в Италии, а затем уехал в США. Образования, полученного в СССР, Цветкову хватило, чтобы поступить в аспирантуру факультета славистики Мичиганского университета, по окончании которой в 1983 году уроженец Станислава получил диплом доктора PhD по русской литературе.
В интервью 2019 года Алексей Петрович сказал, что в молодости успел поработать техническим переводчиком, рабочим сцены, корректором в издательстве, ночным сторожем, а в зрелости — уборщиком, вахтером, дворником, сотрудником эмигрантской газеты и преподавателем колледжа.
«Велосипедная прогулка»: картина полувековой давности или новодел? Давайте попробуем разобраться
На этой картине мы видим тёплый майский денёк в большом городе. Только что прошёл дождь, оставив после себя лужи и мокрую дорогу по которой резво мчатся участники велосипедной гонки. Только вот главной героине сюжета пришлось сойти с дистанции из-за поломки её транспорта.
Девушке пришёл на помощь молодой парень, который, скорее всего, является её поклонником или женихом. Это можно понять по букету сирени, лежащему на багажнике. Ведь велосипедистка не могла везти его с самого начала соревнований.
Картина очень яркая, красочная и оптимистичная. Она наполнена свежестью, весной, молодостью и ностальгией. Но хотя полотно было создано более полувека назад, у меня создалось чёткое ощущение, что это современная работа.
Вроде всё в ней отсылает в прошлое: и старинного вида автобусы с трамваями, и толстая оправа очков парня, и велосипед . Но всё же у картины мне видится современный почерк. Я решила узнать о ней побольше и обнаружила одну интересную деталь, которая подтверждает мою версию.
Во-первых, картина, распространённая на просторах интернета, называется «Велосипедная прогулка», хотя хорошо видно, что девушка участвует в велопробеге — об этом говорит её спортивная форма, явно не характерная для повседневной одежды того времени, а также едущие впереди велосипедисты. То есть в сюжете совсем не прогулка, что не совпадает с названием.
Во-вторых, в биографии художника Виктора Цветкова нет картины с таким названием, да и его стиль значительно отличается от стиля написания представленной работы.
Зато подобная картина была написана совсем другим человеком — мало кому известной Верой Ивановной Сорокиной. Полотно под названием «Молодость» начинающая художница создала в 1963 году, представив его в качестве своей выпускной работы.
Репродукция «Молодости» была напечатана в журнале «Юность». Причём как раз эта работа полностью погружает зрителя в ту эпоху на 57 лет назад.
Картина Сорокиной значительно отличается от той, которая широко распространена в интернете. И в первую очередь посылом сюжета. В оригинале мы видим, что лицо главной героини напряжено — она очень нервничает от того, что отстала и внимательно вглядывается в хвост гонки, прикидывая, сможет ли ещё всех догнать.
В варианте, якобы созданным Цветковым, мы видим, что девушка в хорошем настроении и очень довольна собой. При этом она немного скучает, пока её друг чинит велосипед.
Как же вообще появился на свет второй вариант картины? Всё очень просто — кто-то захотел подзаработать и подделал работу Сорокиной, выдав её за картину Цветкова.
Дело в том, что картины Цветкова пользовались большой популярностью за рубежом и активно продавались на аукционе «Сотбис». Надеясь, что работа никому неизвестной Сорокиной никогда не всплывёт, предприимчивые художники создали копию картины «Молодость», назвали её «Велосипедная прогулка» и выставили на аукционе, приписав авторство Цветкову. Полотно ушло с молотка за 42000 фунтов стерлингов в 2003 году. Скорее всего, сам Цветков этого даже не знал.
Источник
Детство Серова
Александр Николаевич Серов ушел из жизни, когда Валентину было всего 6 лет. Мать будущего художника, охваченная любовью к искусству и страстью к общественной деятельности, часто не находила времени на воспитание сына
Однако это пошло Валентину только на пользу: не избалованный чрезмерным вниманием, он развивался как самостоятельная личность. Громадное влияние на Серова как на будущего художника оказывал Николай Николаевич Ге
Автор «Распятия», «Тайной вечери» и прочих знаменитых работ проводил много времени с маленьким Валентином. Более того, стиль Ге можно проследить, взглянув на лучшие картины Валентина Серова.
Валентина Семеновна Бергман, заметив пристрастие своего сына к искусству, отправилась вместе с ним во Францию. В Париже Валентин поступил на обучение к знаменитому на тот момент Илье Ефимовичу Репину. Долгое время Серов оставался во Франции один: его мать, в виду активной общественной деятельности, вынуждена была отправиться в Россию.
Закончив обучение, пятнадцатилетний Валентин вернулся в Москву. Здесь он поселился в доме одного мастера. Вся его деятельность была направлена на копирование холстов и работу с гипсом. Здесь же начинают зарождаться первые картины Валентина Серова.
Цветков Виктор Александрович(1920)
Советский и российский художник. Живописец.
Советский и российский художник. Живописец. Роддился 22 января 1920 года в городе Красный Холм. Начальное художественное образование получил у своего отца, иконописца. Окончил Институт живописи и архитектуры им. И.Е. Репина (1952), где учился у Б. Иогансона, М. Чепцова, В. Оболенского и Р.Р. Френца. Член Союза художников СССР (1953). Наиболее известные работы художника: «В.И. Ленин в подполье в поселке Разлив» (1969), «Выступление Ленина на III съезде РКСМ» (1971), «Крейсер Аврора» (1982), дипломная работа «Финиш пробега в Ленинграде, посвященного борьбе за мирФиниш пробега в Ленинграде, посвященного борьбе за мир. 1946—1952Холст, масло, 100 х 163Частная коллекция» (1946-1952), «Пастушок» (1966) и др. Персональная выставка состоялась в Ленинграде в 1953г. В 1989 году в г. Красный Холм была открыта Картинная галерея В.А. Цветкова. Работы Цветкова хранятся во многих частных коллекциях, успешно продаются на международных аукционах, пользуются популярностью у западных коллекционеров.
Название : Революция свершилась
Название : Осенний вечер. Луна
Название : Портрет Галины Фоминой. «Люди, берегите розы!»
Название : Родительский дом
Название : «За труд и успех!»
Название : Анжела — история, подобная Данае
Название : Вид на площадь Ленина у Финляндского вокзала в Ленинграде
Название : Вид на Дворцовую площадь из-под Арки Главного штаба
Название : В Совнарком к Ленину
Название : Ленин в петербургской политической тюрьме
Название : Натюрморт с цветами (уголок мастерской живописца)
Материал : Бумага, карандаш
Название : Финиш пробега в Ленинграде, посвященного борьбе за мир
Источник
N.Dank. Согревая ладошки луж.
Сирень. Стихи к картине Виктора Цветкова «Велосипедная прогулка».
*Охапка счастья, запах, как в раю,Сирень цветет стремительно и пылко.Пока тебе велосипед чиню,Расправит шмель прозрачные закрылки,Взлетит, сердито обжужжав дома,И нас с тобой, и красный бок трамвая,Ведь мы, букет сирени наломав,Шмеля невольно выгнали из рая.
Художник Виктор Александрович Цветков.
Ах, проказник! Куда это он там поверх очков смотрит? :))
«обжужжав дома» — хорошо так Шмеля (птичку) жалко. Хотя, завидую ему немного. Я бы тоже сейчас вместо работы на дачу поехал. И хорошенько бы там «нажужжался» — прямо в домике
Я, думается, в сети все обсуждения данной картины перечитала) Люди интересуются, что он там вообще «чинить» может без инструментов-то. Но я все-таки «вижу» инструмент, в его руках может быть монетка, к примеру. Или он просто попавшую в спицы растительность убирает, по парку ж катались. Моя фантазия идет дальше, мне думается это Сосновка, есть такая парковая зона в Питере, но я никак не могу «подобрать» подходящую улицу, так чтоб и парк, и трамваи.
Идею про дачу поддерживаю!) Спасибо!!
Источник
Учиться – только художественному мастерству
Обучение в гимназии не давалось. Валентин её так и не окончил, он ни о чём не хотел думать, кроме рисования. Правда, много лет спустя он высказывал матери упрёки в том, что она не сумела заставить его получить образование.
Отчисленный из гимназии в 1879 году, Антоша с удовольствием переехал к Репину. Илья Ефимович был чутким учителем – он только направлял ученика, а тот, следуя собственному вкусу, изображал по наитию. И пришло время, когда Репин понял, что ученик готов к испытанию в Академию художеств. Осенью 1880 года зачисленный вольнослушателем, Серов одновременно посещает занятия в студии П.П. Чистякова, знаменитого профессора портретной живописи и гениального педагога, у которого и Репин учился. Впоследствии именно Чистякова как своего педагога Серов будет ценить и чтить более всего. И Чистяков будет отмечать ученика, как одного из наиболее понятливых и талантливых. Мастерство Серова, автопортрет которого работы 1881 года, выполненный карандашом, уже впечатляет, росло заметными темпами. «Говорят, что похож» – написано под автопортретом. С каждым новым произведением похвал и признания будет всё больше.
В 1882 году успешно сдал экзамены и был переведён в «академисты» на 3-й курс (вольнослушатели учениками не считались). Учёба в стенах Академии перемежалась с разъездами: к тётке, Аделаиде Семёновне Симонович-Бергман, к известному меценату Савве Мамонтову в Абрамцево, в путешествия на Кавказ и Крым. Везде много работает, появились первые карандашные портреты: Репина и Чистякова, любимых учителей, четы Мамонтовых, у которых подолгу жил. Живописный портрет их дочки Верушки, известный как «Девочка с персиками», восхитил весь абрамцевский кружок. Серов портретами увлекался всё больше – азарт вызывала задача точно подметить характер и настроение модели.
Мысль покинуть Академию возникла в 1884 году – ценным педагогом для Серова был только Чистяков, учиться стало скучно и как-бы незачем. Ещё весной 1885-го получил в Академии за этюд с натуры серебряную медаль, а осенью не вернулся на занятия с каникул. Молодой художник смело решил действовать самостоятельно: искать заказы, много работать, выставляться, делать себе имя и карьеру.
Интересные факты из жизни художника Валентина Серова
Разнообразные события и факты повлияли на жизнь и творческий путь Валентина Серова.
- Художника причисляют к основоположникам импрессионистского движения. Картины за его авторством сравнивались с произведениями Пьера Огюста Ренуара. Если верить мнению некоторых критиков, Серов смог превзойти французского живописца благодаря особой передаче освещения, благородству и интенсивности оттенков. Валентин был покладистым мастером, не упускавшим из виду даже маловажные детали. Востребованность он обрел не только в импрессионизме, но и в новом реализме.
- Несмотря на закрытость и неразговорчивость, Серов пользовался положением инициативного общественного деятеля. Мастер полотна организовывал передвижные выставки, иллюстрировал сатирическое журнальное издание «Жупел» и детские басенные сборники Крылова.
- Даже в создании сложных портретов Валентин не делал наброски. Он предпочитал сразу применять акварельные краски. Охотно использовал карандаши, уголь, кисти.
- Одним из светлых детских воспоминаний художника является событие 1869 года, когда родители поехали вместе с ним за границу. Особенно мальчику запомнилась резиденция немецкого дирижера Рихарда Вагнера.
И. Е. Цветков и его коллекция. Хроника
1845
28 апреля
Родился в селе Астрадамовка Алатырского уезда Симбирской губернии в бедной семье потомственного священника.
1862 — 1863
Обучение в Симбирской духовной семинарии.
1864 — 1866
Обучение в Симбирской гимназии.
1868 — 1869
Обучение на математическом факультете Казанского университета.
1869–1873
Обучение на математическом факультете Московского университета, защищает диссертацию на тему «Интегрирование линейных уравнений с постоянными коэффициентами».
1871
Знакомится с собраниями Голицынского и Румянцевского музеев в Москве.
1872
Лето
Отправляется с семьей князя И. А. Гагарина в Женеву. Осматривает картинные галереи Вены и Берлина.
1873
Посещает вторую выставку ТПХВ в Харькове, которую считал своим первым знакомством с современной русской живописью.
1874
Январь
Работает бухгалтером в Московском земельном банке.
Июнь
Начинает посещать галерею Павла Михайловича Третьякова.
1876
Апрель
Получает место агента по оценке имущества, предоставлявшегося Московскому земельному банку в качестве залога.
1877
С этого года совершает ежегодные поездки в Санкт-Петербург для осмотра картин в Эрмитаже и Кушелевской галерее, посещения музея Академии художеств и выставок русского искусства.
1877
Первые приобретения в коллекцию живописи.
1881
Приобретает картину «Сказитель былин Никита Богданов» (1876, Государственная Третьяковская галерея) Поленова, которую впоследствии будет считать началом своего собрания русской живописи.
Начало 1880-х
Становится членом МОЛХ.
1886
Покупает особняк в Кривоарбатском переулке.
Конец 1880-х
Знакомство с П. М. Третьяковым.
1890
Апрель
Назначен членом оценочной комиссии банка.
1892
Приобретает всего 11 картин, исключительно русской школы.
В течение 1890-х почти вся европейская живопись покинула цветковское собрание, иногда она выменивалась на русские картины.
1892 — 1898
Регулярно общается с П. М. Третьяковым, И. С. Остроуховым, обмен художественными новостями и книгами.
1895
Назначен председателем оценочной комиссии Московского земельного банка.
Осень
Поездка с коллекционером С. С. Шайкевичем за границу для изучения живописи и рисунков старых мастеров (Вена, Венеция, Рим и др.).
1899
8 июня
Избран сроком на три года в Совет Третьяковской галереи, образованный после смерти ее основателя, вместе с И. С. Остроуховым и В. А. Серовым.
Осень
Покупает землю на Пречистенской набережной.
1900
Сентябрь
Избран Московской городской думой попечителем Александровско-Смоленского училища.
1901
Размещает свою коллекцию в построенном доме на Пречистенской набережной.
27 сентября
Избран председателем МОЛХ (до 1905).
1903
За свой счет устраивает для студентов 1-го общежития Московского университета имени Николая II классы рисования и живописи для желающих. Уроки рисования давались до 1905 года.
27 августа
Представляет на заседании Совета первую в Третьяковской галерее экспозицию икон при участии Н. П. Лихачёва, Н. П. Кондакова, В. М. Васнецова и И. С. Остроухова.
27 октября
Избран действительным членом Академии художеств.
1904
Цветков издает и раздает бесплатно знакомым «Перечень» картин и рисунков своего собрания.
1909
Передает свою коллекцию (300 картин, 1200 рисунков) и дом на Пречистенской набережной в дар городу Москве. После передачи галереи городу с мая по декабрь покупает для нее еще 11 картин.
1911
Февраль
В журнале «Русская старина» опубликована биография Цветкова, написанная И. И. Янжулом (воспоминания, написанные Цветковым для Янжула, появились еще в 1909).
1915
Публикует последнюю прижизненную опись своего собрания («Перечень художественных произведений Цветковской галереи»), в которой значится 1819 произведений.
1917
18 февраля
Умирает от грудной жабы.
16 августа
Комиссия городской думы делает Цветковскую галерею самостоятельным музеем, доступным для посещения.
1926
В Государственную Третьяковскую галерею поступает коллекция рисунков и живописи, личный архив и библиотека Цветкова; часть собрания живописи (свыше 100 картин) осталась в Галерее, на протяжении нескольких последующих лет свыше 300 картин переданы в Государственный музейный фонд и распределены по другим музеям страны.
[править] Литература
- Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1954 года. Каталог. Л.: Изогиз, 1954. С.21.
- Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1955 года. Каталог. Л.: ЛССХ, 1956. С.20.
- 1917—1957. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. Л.: Ленинградский художник, 1958. С.34.
- Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1958 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1959. С.29.
- Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1961. С.45.
- Выставка произведений ленинградских художников 1961 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1964. С.42.
- Ленинград. Зональная выставка. Л.: Художник РСФСР, 1965. С.61.
- Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1968 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1971. С.16.
- Наш современник. Каталог выставки произведений ленинградских художников 1971 года. Л.: Художник РСФСР, 1972. С.23.
- По родной стране. Выставка произведений художников Ленинграда. 50-Летию образования СССР посвящается. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1974. С.27.
- Зональная выставка произведений ленинградских художников 1980 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1983. С.26.
- Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л.: Художник РСФСР, 1987. С.141.
- Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб.: НП-Принт, 2007. С.403, 438.
- Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. СПб.: Первоцвет, 2007. С.69.
- Беляева Е. В. Цветков Виктор Александрович // Страницы памяти. Справочно-биографический сборник. 1941—1945. Художники Санкт-Петербургского (Ленинградского) Союза художников — ветераны Великой Отечественной войны. Т.2. СПб.: Петрополис, 2014. С.551—553.
- Иванов С. В., Левитин А. П., Сидоров В. М. и др. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. Под ред. Дмитренко А. Ф. и Иванова С. В. СПб.: Галерея АРКА, 2019. С.386, 390, 395, 432.
Выставки ленинградских художников
Первая выставка ленинградских художников 1935 года • Выставка 1950 года • Выставка 1951 года • Весенняя 1954 года • Весенняя 1955 года • Осенняя 1956 • Выставка 1957 года • Всесоюзная выставка 1957 года • Осенняя 1958 года • Выставка 1960 года в ЛОСХ • Выставка 1960 года в ГРМ • «Советская Россия» 1960 года • Выставка 1961 года • Осенняя 1962 года • Зональная 1964 года • Весенняя 1965 года • «Советская Россия» 1965 года • «Советская Россия» 1967 года • Осенняя 1968 года • Весенняя 1969 года • Выставка ленинградских художников 1970 года • Наш современник 1971 года • По родной стране 1972 года • Наш современник 1972 года • Наш современник. Зональная 1975 года • Выставка женщин-художников 1975 года • Изобразительное искусство Ленинграда 1976 года • Портрет современника 1976 года • Выставка 60 лет Октября 1977 года • Осенняя 1978 года • Зональная 1980 года • Выставка к 150-летию железных дорог страны • Ленинградские художники 1994 года • Этюд в живописи 1994 года • Лирика художников военного поколения 1995 года • Живопись. Ленинградская школа 1996 года • Натюрморт. Ленинградская школа 1997 года • Памяти учителя 1997 года
Самые дорогие картины Валентина Серова
Картины Серова высоко ценятся на международных аукционах и нередко уходят с них в частные коллекции по высоким ценам. За последние двадцать лет в период с 2000 года оборот продаж работ художника составил 25 млн долларов суммарно за 83 картины. Посмотрим несколько примеров наиболее дорогих уходов.
Рекорд принадлежит картине «Портрет Марии Цетлиной», которая наделала много шума на аукционе Christie’s. Появление здесь в 2014 году полотна такого большого значения стало полной неожиданностью. Обычно такие холсты висят в музеях и крайне редко оказываются на торгах. И именно из музея портрет попал на аукцион вот по какой причине. Картина украшала один из музеев города Рамат-Ган (Израиль), куда она попала после смерти наследников Цетлиной. Так как музеи города пришли в упадок, городские власти решили выставить некоторые работы на аукцион, чтобы на вырученные средства поправить положение. Местным жителям такой подход совсем не понравился, и они устроили забастовку. Однако эта мера не помешала холсту попасть на торги, причем ушел он с молотка за баснословные 14,5 млн долларов. Так как эта сумма оказалась в 4 раза больше ожидаемой прибыли, власти пообещали построить в городе новый музей русского искусства.
В. Серов. Портрет Марии Цетлиной. 1910 г.
Не меньшей неожиданностью для аукциона стал и портрет Оскара и Розы Грузенберг. На нем запечатлен знаменитый юрист, которого называли защитником угнетенных, Оскар Грузенберг и его супруга Роза. Репродукция этой картины неоднократно появлялась в монографиях о художнике. При этом копия была черно-белой, так как местонахождение оригинала никто не знал. Как выяснилось на аукционе, портрет все это время оставался в семье Грузенберг и был выставлен на торги правнучкой пары с портрета. Картину продавали в 2012 году на аукционе Fine Art Auctions в Майами.
Эксперты были весьма удивлены, что такая масштабная работа предлагалась на малоизвестном аукционе всего за 150-200 тысяч долларов. Однако покупатели по достоинству оценили это произведение и бились до тех пор, пока цена не взлетела в десятки раз и не достигла планки 4,67 млн долларов.
В. Серов. Портрет Оскара и Розы Грузенберг. 1910 г.
Третьей работой стал портрет Прасковьи Мамонтовой, выполненный художником в те же годы, что и знаменитая картина «Девочка с персиками». На портрете изображена Прасковья — двоюродная сестра Веры Мамонтовой (той самой Веры, что позировала Серову в усадьбе Мамонтовых для «Девочки с персиками»). Этой картине не суждено было стать столь известной: то ли выражение лица девочки не способствовало этому, то ли мрачные тона, из-за чего в картине не ощущалось легкости момента, как в работе «Девочка с персиками». Однако это произведение имеет высокую ценность по другим причинам: оно не только демонстрирует известную семью Мамонтовых, но и является отличным образцом ранней живописи Серова, который уже в свои двадцать с небольшим лет создавал картины высокого уровня. Картина была выставлена на международных торгах Sotheby’s в 2012 году и ушла за 1,9 млн долларов.
В. Серов. Портрет Прасковьи Мамонтовой. 1889 г.
Мы рассмотрели только тройку наиболее крупных уходов, остальные продажи можно посмотреть в каталогах аукционных домов, в частности найти их на Sotheby’s и Christie’s. Заметим, что картины Серова появляются на аукционах достаточно редко. Как мы писали выше, за последние двадцать лет на аукционах было продано только 83 картины, а выставлено — 130.
Прекрасные работы талантливого живописца Валентина Серова можно перечислять и описывать еще долго. Хотя мастер ушел из жизни в самом расцвете лет, его наследие очень велико и сегодня восхищает зрителей не меньше, чем в годы работы художника.
Самые известные произведения Серова, художника двух столетий
Серов – мастер, соединивший искусство XIX и ХХ века. Не отрицая и очень взвешенно применяя приёмы импрессионизма и методы модернизма, всегда оставался реалистом и искуснейшим мастером психологического портрета.
Наиболее известны его картины под названиями:
- «Яблоки и листья» (1879);
- «Автопортрет» (живописный, 1880-х) – визитная карточка Серова;
- «Девочка с персиками» (1887);
- «Девушка, освещённая солнцем» (1888);
- «Заросший пруд. Домотканово» (1888);
- «Дети» (1899);
- «Портрет Мики Морозова» (1901);
- «Пётр I» (1907);
- «Портрет Иды Рубинштейн» (1910);
- «Похищение Европы» (1910) .
Валентин Серов и им написанные творения – настоящий клад, ценность которого с течением лет только возрастает. Всё дальше по времени становятся герои картин художника, реальные люди, тем важнее для истории сохранить образы этих некогда важных для отчизны людей и понять их характеры.