Завтрак на голландский манер: как «вкусные» натюрморты превратились в отдельное направление живописи

[править] Литература

  • Выставка произведений художников союзных республик, автономных республик и областей РСФСР. Каталог. М-Л., Искусство, 1945.
  • Художественная выставка 1950 года. Живопись. Скульптура. Графика. Каталог. М., Советский художник, 1950. С.149.
  • Выставка произведений ленинградских художников 1951 года. Каталог. Л—М., Искусство, 1951. С.16.
  • Выставка живописи и акварели запасного фонда музея. Каталог. Краснодар, Художественный музей им. А. В. Луначарского, 1955.
  • Выставка произведений художников Узбекской, Казахской, Киргизской и Таджикской ССР. М., Оргкомитет Союза советских художников, 1956.
  • Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1956 года. Каталог. Л., ЛССХ, 1956.
  • Осенняя выставка произведений ленинградских художников. 1956 года. Каталог. Л., Ленинградский художник, 1958. С.46.
  • Выставка живописи, скульптуры, графики к Первому Всесоюзному съезду советских художников. Каталог. М., Оргкомитет Союза советских художников, 1957.
  • Выставка изобразительного искусства Таджикской ССР. Каталог. М., Министерство культуры СССР, 1957.
  • Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Каталог. М., Советский художник, 1960. С.33.
  • Выставка произведений ленинградских художников 1961 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1964. С.18.
  • Ленинград. Зональная выставка. Л., Художник РСФСР, 1965. С.21—22.
  • Натюрморт. Выставка произведений ленинградских художников 1973 года. Л., Художник РСФСР, 1973. С.9.
  • Выставки советского изобразительного искусства. Справочник. Т.3. 1941—1947 годы. М., Советский художник, 1973. С.154, 163, 248, 256, 262, 307, 333, 338, 347, 358, 368, 393, 396, 406.
  • Изобразительное искусство Ленинграда. Каталог выставки. Л., Художник РСФСР, 1976. С.19.
  • Справочник членов Союза художников СССР. Т.1. М., Советский художник, 1979. С.399.
  • Выставки советского изобразительного искусства. Справочник. Т.5. 1954—1958 годы. М., Советский художник, 1981. С.107, 158, 219, 258, 340, 349, 373, 384, 386.
  • Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. Т.4. Кн.1. М., Искусство, 1983. С.254—255.
  • Мария Авраамовна Зубреева, Сергей Ефимович Захаров. Выставка произведений. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1984.
  • Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л., Художник РСФСР, 1987. С.47.
  • Интерьер и натюрморт. Выставка произведений живописи художников Российской Федерации. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1991. С.50.
  • Связь времён. 1932—1997. Художники — члены Санкт-Петербургского Союза художников России. Каталог выставки. СПб, ЦВЗ «Манеж», 1997. С.288.
  • Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб, НП-Принт, 2007. С.24, 361, 387—391, 393, 396, 397, 399, 402, 405, 444.
  • Иванов С. В. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. СПб.: Галерея АРКА, 2019. С.221, 290, 327, 328, 335, 345, 369, 371, 372, 374-377, 379-382, 388.

Историческая справка

В период существования Римской империи на месте площади находилось здание театра. Даже фрагменты античной постройки не сохранились до наших дней. Позже, здесь было возведено несколько башен, в которых жили представители влиятельного флорентийского клана Уберти (Uberti), выступавшие за ограничение власти понтифика.

Во второй половине XIII века, когда гибеллины, приверженцы императора Священной Римской империи, потерпели поражение, начались гонения и репрессии со стороны их политических оппонентов (гвельфов). Все дома и башни, принадлежавшие семейству Уберти, были снесены до основания, а освободившееся пространство вымостили камнем. Так образовалась городская площадь, которая со временем сменила несколько названий:

  1. площадь Приоров;
  2. площадь Великого Герцога;
  3. площадь Нации;
  4. площадь Сеньории.

Долгие годы это место было главным политическим центром Флоренции. Последнее название площадь приобрела благодаря расположенному здесь зданию, в котором заседали правители коммуны. Его строительство завершилось в 1310 году, по проекту архитектора Арнольфо ди Камбио (Arnolfo di Cambio)

В XV веке важное правительственное учреждение, служившее впоследствии резиденцией для членов могущественной семьи Медичи (Medici), стали именовать дворцом Синьории (Palazzo della Signoria), а позже – палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio)

Площадь была свидетелем ярких исторических событий, например, в 1498 году здесь проводилась казнь Джироламо Савонаролы (Girolamo Savonarola), фанатичного монаха и реформатора, сумевшего стать в течение непродолжительного времени негласным правителем Флоренции. Круглая плита, установленная на мостовой, недалеко от фонтана Нептуна, свидетельствует о публичной расправе над еретиком.

Контекст

Корзина с фруктами Караваджо, сохранились в Пинакотека Амброзиана в Милане .

Караваджо известен за изобретение современной натюрморт, жанр в его начала в первые годы XVII — го  века , в Риме до сих пор жизнь существовала в древности, но исчезли в средние века. Хотя Караваджо очень часто использовал элементы натюрморта в своих работах, только натюрморт с фруктами и корзина с фруктами, хранящиеся в Pinacoteca Ambrosienne в Милане , до сих пор считаются независимыми натюрмортами благодаря кисти Караваджо. Как необычайная виртуозность исполнения, так и сложность смысла, предлагаемого этой композицией, заслужили оценку некоторых исследователей Nature morte aux fruit как «главный образ художника» и как «первый шедевр». Натюрморт ». .

Источник

Присутствие картины впервые засвидетельствовано в собраниях кардинала Барберини в 1671 году, как «в руках» живописца. Если мы не знаем, как Барберини стал его владельцем, мы знаем, что он купил часть коллекции кардинала Франческо Мария дель Монте , первого покровителя Караваджо, после его смерти в 1627 году. Следовательно, эта картина могла быть заказом дель Монте. Другая возможность заключается в том, что в 1644 году кардинал Антонио Барберини унаследовал натюрморт с фруктами от своего дяди, Папы Урбана VIII , великого покровителя и опытного коллекционера произведений искусства. Установлено, что Урбан VIII приобрел в 1603 году, еще будучи кардиналом, ряд картин непосредственно у Караваджо. Имея те же размеры и палитру, что и « Жертвоприношение Исаака» — известно, что он был частью этой группы и датируется тем же периодом в карьере Караваджо — « Натюрморт с фруктами» легко мог быть частью этой партии.

[править] История написания

С. Е. Захаров (1900-1993)

Роскошная композиция с керамикой и фруктами на тему «изобилия», популярная в искусстве 1950-х. Щедрый дар художника, соединяясь с дарами земли, создаёт ощущение подлинного праздника жизни. Сравнение одной из лучших работ конца 1950-х с произведениями того же жанра 1980-х позволяет наглядно увидеть, как менялась манера художника.

Как акварелист С. Захаров работал преимущественно в технике акварельной заливки и именно эти работы принесли автору всеобщее признание.

В 1984 году натюрморт С. Захарова «Натюрморт с гранатами и дыней» экспонировался на совместной выставке произведений С. Захарова и М. Зубреевой в Ленинградском Союзе художников.

В 1996 году «Натюрморт с гранатами и дыней», принадлежавший наследникам автора, экспонировался на персональной выставке произведений С. Захарова и М. Зубреевой в петербургском «Манеже».

Примечания и ссылки

  1. (in) Джон Л. Варриано, Караваджо: Искусство реализма , Университетский парк, Издательство Пенсильванского государственного университета, 2010, XIII-183  стр. , стр.  69 .
  2. Джон Т. Спайк, специалист по Караваджо, поддерживает последнюю дату.
  3. ↑ и (in) на Sotheby’s (по состоянию на 30 ноября 2017 г. ) .
  4. Знание искусств , т.  524-526, Общество экономических исследований и публикаций, 1996, стр.  18 .
  5. ↑ и Пьер Арно, Элизабет Анхель-Перес, Взгляд в пластическом искусстве и литературе , колл. Критика шлейфов, Париж, Presses Paris Sorbonne, 2003, 153  стр. ( ISBN  978-2-84050-296-8 ) , стр.  10
  6. Мы знаем, что в то время на Караваджо подал в суд его домовладелец, который обвинил его в том, что он проделал дыру в потолке комнаты, которую он снимал, без сомнения, чтобы создать такое освещение, характерное для его работы.
  7. (in) Дэвид Виннер, Аль Денте: Безумие, красота и еда Рима , Лондон, Саймон и Шустер, 2012, 304  стр. ( ISBN  978-0-85720-881-1 ) .
  8. (в) Джон Т. Спайк «Караваджо erotico» ФМР: Журнал Франко Мария Риччи , п о  15, 1995 р.  14-22 .
  9. (in) Джон Л. Варриано, Вкусы и соблазны: еда и искусство в Италии эпохи Возрождения , Калифорнийский университет Press, 2009, 259  с. ( ISBN  978-0-52025-904-1 ) , стр.  123 .

Анализ

Мальчик, укушенный ящерицей , в Национальной галерее в Лондоне.

В первую очередь, эту картину можно прочитать как исследование текстуры, формы и света, относящихся к образцу храбрости, символика фруктов и овощей была богатой и сложной в эпоху Возрождения, и, учитывая этот элемент, тот факт, что так много На первый взгляд простые караважские картины, на самом деле, как « Мальчик, укушенный ящерицей» , содержат закодированные сообщения. Несколько комментаторов отметили визуальную привлекательность свежесрезанных фруктов и дынь и искривления выступающих тыкв. Ботаники утверждают, что примерно семнадцать различных видов фруктов и овощей, изображенных, включая их идентифицируемые насекомоядные хищники и разрушительные воздействия болезней, на дюжине картин, оставленных Караваджо, предлагают уникальный взгляд на садоводство его времени. В большинстве этих изображений иконографическое значение фрукта минимально, но в « Натюрморт с фруктами» сексуальная природа сообщения очевидна. Эротизация инжира, персиков, дынь и других тыкв была особенно частой практикой в ​​период от Рафаэля (1483-1520) до Караваджо (1571-1610). Дыни, гранаты, кабачки, инжир и другие фрукты расположены таким образом, чтобы предполагать половое набухание и восприимчивость к проникновению. Таким образом, можно заметить стебель центральной дыни, направленный к расколотому фигу, и две мясистые тыквы, лениво поставленные на две зияющие дыни, «идущие в некотором роде перед желанием, которое они рождают». Этот сексуальный символизм, тем не менее, остается очень неоднозначным, поскольку сексуальный символизм, связанный с таким плодом, как гранат, является символом зарождения и оплодотворения, но его также можно сравнить с кошельком. Столь же двусмысленна фигура, взрыв которой напоминает женский пол, призывающий к проникновению, но чей внешний вид часто сравнивают с мошонкой . Нет даже этого самого символизма, который не имел бы своей доли амфибологии, поскольку изображенные плоды проявляют признаки болезни: яблоко, запретный плод по преимуществу, оказывается ужаленным червями; Что касается кожи инжира, то она представляет собой раздражение, указывающее на сифилитическую язву . Поскольку его образы больше не ограничиваются рамками и не затмеваются человеческим присутствием, эротизация натюрморта достигает своего пика с этой картиной, которая действительно представляет собой первый автономный эротический натюрморт в истории искусства.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: