Цены, рекорды продаж картин Левицкого
Левицкий был выдающимся художником эпохи классицизма, поэтому его работы находятся в известных музеях и весьма редко появляются на аукционах. Рассмотрим две крупные продажи, которые состоялись не так давно.
В июне 2021 года на торгах Christie’s в Лондоне появился портрет императора Павла I, созданный Левицким примерно в 1796 году. Еще в 2010 году эта картина стала сенсацией на выставке Левицкого, состоявшейся в Санкт-Петербурге в 2010 году. До этого момента о ней мало кто знал, так как работа находилась в частных коллекциях. Изначально портрет был в распоряжении полковника Андрея Квитки, который обладал обширной коллекцией живописи и даже одалживал некоторые картины для выставки Сергею Дягилеву. Портрет Павла I висел на стенах виллы Квитки в Риме, а после его смерти перешел по наследству в семью Голицыных. На аукционе холст выставили с эстимейтом 700-900 тысяч фунтов стерлингов и продали за 862 тысячи фунтов.
Д.Г. Левицкий. Портрет императора Павла I. Около 1796 г.
2021 год оказался богат и на еще одну продажу картины Левицкого. В декабре на торгах MacDougall’s в Лондоне был выставлен портрет Екатерины II и письмо императрицы о первой вакцинации. В нем императрица писала графу Румянцеву о необходимости делать прививки от черной оспы, причем сама подала пример другим. Лот вызвал живой интерес и был продан за 951 тысячу фунтов стерлингов. На сегодня это самый дорогой уход картин Левицкого с официальных торгов.
Д.Г. Левицкий. Портрет императрицы Екатерины II с письмом графу П.А. Румянцеву о вакцинации от оспы
Благодаря этим двум работам Левицкий попал в ТОП-100 русских художников с самой дорогой продажей за последний год (занимает 13-е место), с самой дорогой продажей за период с 2000 года (занимает 88-е место) и с самым большим оборотом (занимает 14-е место).
Литература
Дебютная книга («А если это правда?», второе название «Между небом и землей») знаменитого романиста вышла только в 1998-ом году. Это произведение получило первую экранизацию из всех романов Леви. На него был снят одноименный фильм в 2005-ом в главной роли с Риз Уизерспун и Марком Руффало.
Риз Уизерспун и Марк Руффало в фильме по книге Марка Леви «Между небом и землей»
Романтическая и в то же время трагическая история девушки-призрака и простого парня из Сан-Франциско также была поставлена режиссером Марком Уотерсом, являющегося создателем комедий «Дрянные девчонки» и «Чумовая пятница».
В 2001-ом вышел роман «Где ты?», ставший основой для одноименной многосерийной ленты телеканала «M-6». Снятый сериал включал в себя десять серий, а сам Леви стал одним из постановщиков картины. В России в переводе книга появилась только в 2007 году, как и большинство его переведенных на русский язык романов.
В 2008-ом году была экранизирована еще одна книга писателя «Каждый хочет любить», режиссером фильма выступила родная сестра автора — Лоррейн. Затем свет увидели еще пара романов Марка, среди которых знаменитые «Семь дней творения», «Встретиться вновь», «Те слова, что мы не сказали друг другу», «Первый день» и «Первая ночь».
Писатель Марк Леви
2010-ый ознаменовался публикацией произведения «Похититель теней». Главный герой — мечтательный мальчик, умеющий общаться с человеческими тенями и даже их похищать. Тени делятся с ребенком тайнами, а иногда даже просят о помощи. Повзрослев и став врачом, он использует свой дар для исцеления больных. Однако излечить собственную душу от любовных терзаний парень не может.
Через год на прилавках появились книги «Странное путешествие мистера Долдри», «Уйти, чтобы вернуться», а в 2013-ом и в 2014-ом читатели оценили произведения «Сильнее страха» и «Другое счастье».
Книги Марка Леви
В тот же период было опубликовано творение Леви под названием «Гениальность на заказ», в котором Марк описывал технику работы под названием фрирайтинг. Писатель лично использовал ее на протяжении пары лет для решения бизнес-задач, генерации идей, написания статей и книг.
В 2016 был опубликовано произведение «Опрокинутый горизонт», в котором три студента американского университета нейробиологии находятся на пороге научного открытия. В разгар работы одного из них настигает неизлечимый недуг. Не желая смириться с судьбой, друзья решают воспользоваться своими научными достижениями и приступают к рискованному эксперименту, результат которого непредсказуем.
Марк Леви и его книги
Несмотря на такую бешеную популярность во всем мире, у писателя нет литературных премий (за исключением премии Гойи за первый роман). Сам творец философски относится к такому положению дел, отмечая, что во Франции институт литературных премий вымер, а награды интересны только тем, кто их организовал, и тем, кому их вручили. Сами они ничего не говорят читающему человеку.
Федор Ясновский
Творчество художников-передвижников стало важной вехой в истории русской культуры 2-й половины XIX – начала XX вв. Невозможно представить себе отечественную живопись без Репина, Крамского, Сурикова, Шишкина, Нестерова, Серова, Маковского, Мясоедова
Представители этого объединения создали широкий спектр сельских пейзажей, а также портретов и жанровых картин, которые затем были представлены на выставках по всей России.
Среди передвижников были и белорусы. Один из них – Федор Ясновский, родившийся в 1833 году в городе Игумен (ныне город Червень Минской области). Он окончил именитое Строгановское училище в Москве, дорос до академика Императорской Академии художеств (1860). Его работы были представлены на первой выставке передвижников в Москве в 1871 году.
Жил и работал Ясновский в Москве. Многие годы преподавал в Строгановском училище. Сегодня его картины экспонируются в Третьяковской галерее («Кладбище в Мазилове под Москвой»), Русском музее, Государственном историческом музее.
Искусство Ясновского никогда не было ориентировано на коммерцию. В разных источниках говорится, что он прогнал из своей мастерской Павла Третьякова, да и вообще не позволял себе дружбы ни с кем из меценатов. Вероятно, поэтому его картины относительно малоизвестны ценителям живописи.
Георгий Нисский
Детство художника прошло на небольшой железнодорожной станции Новобелица (нынче Новобелицкий район города Гомеля) в Могилевской губернии. Неудивительно, что именно с железнодорожной тематики он начал свои художественные эксперименты. Нисский получил образование сначала в художественной академии Гомеля, а затем на отделении живописи при ВХУТЕМАСе. Большое влияние на живописца оказали работы Александра Дейнеки.
Основным направлением творческой деятельности Георгия Григорьевича считается пейзажная живопись. Ранние работы посвящены железной дороге, полотна 1930-1940-х годов написаны на морскую тематику – морские пейзажи и морские батальные сцены («Маневры кораблей Черноморского флота», «Потопление фашистского транспорта», «На рейде»). После Великой Отечественной художник много путешествует по своей стране и создает ландшафтные пейзажи. Георгий Нисский считается одним из основателей сурового стиля (возник на рубеже 1950-1960-х годов, его характерной особенностью было то, что художники воспевали труд и его героев).
Живопись Нисского признана как на родине, так и за рубежом. На Всемирной выставке в Париже в 1937 году за свои работы он получил бронзовую медаль. В 1951 году художник стал лауреатом Сталинской премии третьей степени, был принят в Академию художеств СССР, награжден серебряной медалью АХ СССР за композицию «На Дальнем Востоке», стал кавалером ордена Трудового Красного Знамени. В 1965 году Нисскому присвоено звание Народного художника РСФСР. Сегодня картинам белорусского художника отведены почетные места в таких музеях, как Третьяковская галерея, Русский музей, Художественный музей в Днепропетровске.
Витольд Бялыницкий-Бируля
Работы одного из создателей жанра мемориального пейзажа, передвижника Витольда Бялыницкого-Бирули хрянятся в музеях и частных коллекциях по всему миру, включая Третьяковскую галерею (картины «Из окрестностей Пятигорска», «Весна», «Лед прошел», «Задумчивые дни осени», «Нивогэс», «Белоруссия. Вновь зацвела весна»), художественные музеи Минска, Костромы, Нижнего Новгорода, Красноярска, Воронежа, Томска, Челябинска, Ставрополя, Семея, Сочи, Одессы, Днепропетровска, Киева, Могилева и Белынич и т.д.
Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля родился в Белоруссии в местечке Бялыничи в 1872 году. Семья часто меняла место жительства. Первые уроки живописи он получил в Киеве. Эти знания пригодились Бялыницкому-Бируле в семнадцатилетнем возрасте при поступлении в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В это время художник увлечен пейзажем (впоследствии исследователи его работ будут говорить о влиянии Исаака Левитана).
На ежегодных ученических выставках картины Бялыницкого-Бируля обращали на себя внимание. Благодаря им в 1897 году его картину «Из окрестностей Пятигорска» приобрел для своей тогда уже знаменитой галереи Павел Третьяков
Это было крупнейшим событием в биографии молодого художника, только вступившего на самостоятельный творческий путь.
С 1897 года художник начинает показывать свои картины на выставках Московского Общества любителей художеств и Московского Товарищества художников. Наконец, в 1899 году произведения Бялыницкого-Бирули появляются на Передвижной выставке, и в скором времени он становится членом Товарищества передвижников. Через четыре года получает звание академика живописи. В 1910-е годы Бялыницкий-Бируля участвует в выставках в Западной Европе, где удостаивается престижных наград.
В тот же период художник приобретает участок земли в Тверской губернии на берегу озера Удомля, недалеко от мест, где часто работал Левитан. Там он строит дом с мастерской. В 1917 году Бялыницкий-Бируля открывает художественную школу для крестьянских детей. Художник много путешествует по стране и продолжает традиции русского импрессионизма. Он пишет этюды на Азовском море, трижды посещает Заполярье. В 1930-х годах создает индустриальные пейзажи. В 1936-1937 годах Бялыницкий-Бируля создает цикл картин по местам жизни Александра Пушкина, Михайловскому и Тригорскому.
Великая Отечественная война нашла отражение в полотнах «Красная Армия в лесах Карелии» и «По следам фашистских варваров». В конце 1940-х годов Бялыницкий-Бируля создал цикл белорусских пейзажей, в которых леймотивом прозвучало возрождение природы от войны.
Иван Хруцкий
Иван Хруцкий остался в истории искусства благодаря своим работам в малых жанрах. Во многом он заложил основы традиционного русского натюрморта. Его работы украшали наиболее богатые дома современников и были коммерчески успешны. Из-за огромного количества заказов Хруцкий часто повторял полотна, зачастую лишь незначительно меняя композиционное решение. Так, «Натюрморт с биноклем», написанный в 1839 году, художник воспроизвел восемь раз. Хруцкий также был прекрасным портретистом, в работах которого отчетливо проступали принципы венециановской школы.
Родился в 1810 году в местечке Улла Лепельского уезда Витебской губернии. Его отец, греко-униатский священник Фома Хруцкий, вскоре после рождения сына был уволен со службы и перебрался с семьей под Полоцк. Там будущий художник получил образование в высшем училище пиаров (католического монашеского ордена).
В 1830-х годах Хруцкий посещал классы Императорской Академии художеств как вольнослушатель и брал уроки у английского живописца Джорджа Доу. В 1836 году за картину «Плоды и цветы» получил большую серебряную медаль и звание свободного художника, что стало для него дополнительным стимулом продолжать учиться в Академии. Через три года Хруцкий получил малую золотую медаль и был возведен в звание академика. После смерти отца в 1839 году молодой художник остался опекуном младших братьев и сестер. В 1840 году по разрешению Академии он возвращается в Полоцкий уезд и строит там дом.
В 1846 году архиепископ Иосиф Семашко (известный тем, что в 1839 году сыграл ключевую роль в воссоединении униатов с православной церковью) приглашает Хруцкого на работу. Художник приезжает в Вильно, где ему предоставляют квартиру и гонорар. В течение восьми лет Хруцкий пишет портреты ближайших сподвижников Семашко. Из тридцати двух работ сохранилась всего одна – «Портрет Викентия Лисовского». Художником также были созданы иконы для Александро-Невского собора в Ковно (Каунасе), пещерной церкви трех мучеников в Вильно, церкви Св. Иосифа Обручника в Тринополе.
В натюрмортах Ивана Хруцкого можно найти влияние и голландских, и фламандских мастеров, однако Хруцкий выработал свой личный, узнаваемый стиль. К наиболее известным работам художника относят «Портрет неизвестной с цветами и фруктами», «Цветы и плоды», «Старуха, вяжущая чулок», «Натюрморт с биноклем», «Плоды и дыня», «Натюрморт со свечой».
В последние годы жизни художник ведет скромную, почти затворническую жизнь, работает мало, пишет семейные портреты и домашние интерьеры, почти позабыв о любимых натюрмортах. Одна из последних работ Ивана Хруцкого – «Автопортрет», созданный в 1884 году, за 9 месяцев до смерти.
Никодим Силиванович
Сегодня мало кто знает, что часть мозаичных композиций Исаакиевского собора была создана белорусским художником ХІХ столетия, несправедливо забытым в ХХ веке. Никодим Силиванович родился в 1834 году в деревне Цинцевичи Вилейского уезда. Его отец считался свободным крестьянином. Мальчик получил возможность обучаться в Молодеченском училище для дворян, где впервые проявились его способности в изобразительном искусстве. После окончания училища Силиванович нанялся гувернером в дом одного из местных помещиков. Тот решил помочь талантливому юноше, на свои средства отправив Никодима учиться в Рисовальную школу в Санкт-Петербург.
В 1859 году Силиванович поступил в Императорскую Академию художеств. Однокурсниками художника были Иван Крамской, Василий Верещагин, Павел Чистяков. Селиванович хорошо зарекомендовал себя как портретист. После окончания Академии он вернулся на родину. Его талант не нашел практического применения, поэтому Селиванович испытывал нужду. Единственный заказ, за который он тотчас же взялся, исходил от Лидского уездного управления: живописцу предстояло оформлять храмы. Такая работа принесет ему в дальнейшем художественную славу.
В тот период Силиванович увлекся техникой мозаики. Чтобы усовершенствовать мастерство, он вернулся в Санкт-Петербург и учился у Федора Бруни. Вскоре художник приступил к оформлению Исаакиевского собора. Вместе с Иваном Лаверецким он завершил мозаичную композицию «Тайная вечеря» для главного иконостаса Исаакиевского собора, а с помощником Михаилом Щетининым создал грандиозное мозаичное панно «Поцелуй Иуды» (выставлялась в Берлине, Копенгагене и Париже, имела небывалый успех) по картине Карла Брюллова. За выдающиеся достижения в искусстве мозаики Силивановича избрали академиком живописи.
На тот момент в искусстве мозаики Силивановичу не было равных в России. Он получил чин титулярного советника, который давал право на личное дворянство. Художник также был награжден орденами Святого Станислава ІІІ степени и Святой Анны ІІІ степени. В Российской империи такие награды давались тогда очень немногим мастерам.
Мозаика «Тайная вечеря»
Обращался Силиванович и к белорусским крестьянским мотивам, о чем свидетельствуют картины «Пастух из Свентянщины», «Солдат с мальчиком» и другие. Во время масштабных преобразований графа Михаила Муравьева-Виленского в Беларуси и Литве участвовал в росписи православных храмов в Лидском уезде, писал портреты православных священников, а в год разгрома польского восстания (1864) написал икону Александра Невского (не сохранилась).
Василий Сазонов
Выходец из семьи крепостных крестьян, будущий академик Императорской Академии художеств Василий Сазонов родился в Гомеле в 1789 году. Граф Николай Румянцев (министр иностранных дел России в 1808-1814 годах) заметил талант мальчика и определил его за свой счет в Императорскую академию художеств. Там Сазонов учился под руководством небезызвестного художника Григория Угрюмова. За выдающиеся успехи в учебе граф Румянцев дал своему крепостному вольную.
Художник оканчивает академию в 1815 году, получает две серебряные медали и большую золотую медаль за картину «Расстрел русских патриотов». В 1817 году при поддержке графа Румянцева уезжает в Рим совершенствовать мастерство. Там создает копии с картин «Положение во гроб» Караваджо и «Любовь небесная и любовь земная» Тициана.
Вскоре живописец возвращается в Петербург и начинает работу над частными заказами – эти работы в дальнейшем и сделают Сазонову имя. Среди них «Первая встреча князя Игоря с Ольгой» (хранится ныне в Третьяковской галерее), «Дмитрий Донской на Куликовом поле» (хранится в петербургском Русском музее), «Святые Константин и Елена вокруг Животворящего Креста Господня». В 1830 году Сазонов становится академиком Императорской академии художеств и входит в творческую элиту Российской империи.
Блудный сын (Исаакиевский собор)
Кроме картин, бывший гомельский крепостной создавал образа и росписи (для Спасо-Преображенского собора Санкт-Петербурга, церкви Таврического дворца, Гатчинского собора, Троицкой церкви Измайловского полка, Александровского собора в Варшаве, церквей св. Екатерины в Царском Селе и св. Петра и Павла в Петергофе и т.д.). Вершина церковного творчества Сазонова – образы для малого иконостаса Казанского собора, а также картины «Милосердие самарянина» и «Блудный сын» для Исаакиевского собора.
Художник умер в 1870 году в Санкт-Петербурге. Улицы в честь Сазонова нет ни в Гомеле, ни в каком-либо другом городе Беларуси. Никто не знает, где похоронен гомельский самородок.
Алексей Бродович
Будущий пионер графического дизайна, гуру рекламы и учитель Ирвина Пенна, Ричарда Аведона, Луизы Даль-Вульф (наиболее влиятельных фотографов XX века), Алексей Бродович родился в 1898 году в деревне Оголичи (ныне Петриковский район Гомельской области). Он учился в престижном петербургском Тенишевском училище (из которого вышли Мандельштам, Набоков, Бруни) и готовился к поступлению в Императорскую Академию художеств. Однако ему была уготована иная судьба.
Шестнадцатилетним юношей Бродович бросает учебу и добровольцем уходит на фронт Первой мировой. Он не принимает революцию, присоединяется к Белому движению и в возрасте двадцати двух лет эмигрирует в Париж вместе с молодой женой. Там живет на Монпарнасе, заводит богемные знакомства с Сальвадором Дали, Марком Шагалом, Жаном Кокто. В скором времени становится декоратором в антрепризе Сергея Дягилева, создает афиши и декорации для «Русских сезонов». Бродович занимается всем: фотографирует танцовщиков, декорирует интерьеры домов и квартир, рисует по тканям для Модного дома Поля Пуаре, чертит эскизы мебели для Bianchini.
В начале 1920-х годов начинает карьеру в дизайне. В 1924 году участвует в конкурсе плакатов для благотворительного бала и занимает первое место, сумев обойти самого Пикассо. А через год на парижской Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности получает сразу пять медалей.
В начале 1930-х вместе с семьей переезжает в США по приглашению ректора Филадельфийского колледжа искусств, чтобы преподавать там дизайн и фотографию. В 1934 году на выставке фотографии Бродович знакомится с Кармел Сноу, главным редактором известного глянцевого журнала Harper’s Bazaar. Он еще не знает о том, что на посту арт-директора Bazaar ему предстоит провести почти четверть века и в корне изменить общемировые представления о рекламе и дизайне. Еще одна заслуга Бродовича – создание школы «Лаборатория дизайна», через которую прошли многие ныне известные американские дизайнеры и фотографы.
Обложки Harper’s Bazaar, созданные Алексеем Бродовичем.
Мы изучаем — Биография Григорович Дмитрий Васильевич. Подсказки школьнику
(1822 1899)
Григорович Дмитрий Васильевич (1822 1899), прозаик, переводчик. Родился 19 марта (31 н. с.) в Симбирске в семье небогатого помещика. Рано остался без отца, воспитывался матерью, француженкой по происхождению, говорившей только по-французски, поэтому русскому языку учился у дворовых.
Образование получал в частных немецких и французских пансионах в Москве (1832 35). В 1836 поступил в Петербургское Главное инженерное училище, где подружился с Ф. Достоевским. Карьера офицера его не привлекала, поэтому Григорович покидает училище в 1840 и поступает в Академию художеств, но скоро оставляет и ее. В 1842 определяется на службу в Дирекцию императорских театров, заводит круг знакомств среди литераторов. В 1845 сотрудничает с Н. Некрасовым в альманахе Физиология Петербурга, пишет очерк Петербургские шарманщики, отмеченный Белинским. В 1847 выходит повесть Антон Горемыка, принесшая Григоровичу настоящую литературную славу и единодушное одобрение читателей, писателей и критиков.
Далее следуют Проселочные дороги (1852), Рыбаки (1853), ставшие заметным явлением в литературной жизни того времени. Следующие произведения Григоровича Переселенцы (1855) и Пахарь (1856) были встречены критически, поскольку от него ждали иного. В этот период шла острая борьба между сторонниками чистого искусства и революционными демократами, но Григорович стремился остаться от нее в стороне: …Право, душу теснят статьи, исполненные ненависти… писал он Некрасову. В 1858 59 писатель принял приглашение Морского министерства совершить путешествие на военном корабле, о чем рассказал в путевых очерках Корабль Ретвизан, в которых нашел место для описания архитектуры и искусства. Он был известен как знаток скульптуры и живописи и коллекционер. С 1864 занял пост секретаря Общества поощрения художников, где проработал около двадцати лет, оставив литературное творчество. В 1883 Григорович возобновляет литературную деятельность повестью Гуттаперчевый мальчик, названной критикой маленьким шедевром. В эти же годы выступает как переводчик (повесть П. Меримо Этрусская ваза). В последние годы жизни работает над Литературными воспоминаниями, рисуя для будущих поколений портреты И. Тургенева, Л. Толстого и других. Умер Григорович 22 декабря 1899 (3 января 1900 н. с.) в Петербурге. Похоронен на Волковом кладбище. Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Все биографии
Личная жизнь
Личная жизнь писателя уже на протяжении многих лет не претерпевает существенных изменений. Покорить сердце литератора смогла симпатичная француженка по имени Полин Левек. Известно, что до встречи с Марком она работала журналистом «Пари Матч» и отвечала за новости кинематографа.
Марк Леви и его жена Полин Левек
Когда у супругов родился Георгес, Полин стала все время уделять новорожденному, придумывала и рассказывала сыну сказки и в один прекрасный момент решила их записать и опубликовать.
Отец супруги литератора — художник, который еще в детстве научил дочь рисовать, поэтому с иллюстрациями к новой книжке проблем у Левек не возникло.
Так как Георгес любил играть в машинки, главным персонажем произведения стал маленький красненький Фиат 500 по имени Бип-Бип. Первая книга написана для англоязычных читателей, а вторая — диглотта, т.е. двуязычная, англо-французская.
Марк Леви
Мало кто знает, но когда книги были готовы, у Полин возникли проблемы с их изданием. Барышня решила издаваться исключительно во Франции, но ни один французский издатель книг начинающей писательницы не взял, посчитав ее сказки банальными и неинтересными. После пары безуспешных попыток публикаций она решила издавать свои творения самостоятельно.
Стоит отметить и то, что после рождения второго сына Луиса Левек не оставила сочинительство и по сей день пишет короткие рассказы и повести, ориентированные на детей.
Сергей Зарянко
В Третьяковской галерее хранится несколько выразительнейших портретов XIX века кисти Сергея Зарянко. Он родился в селе Ляды Могилевской губернии (нынешний агрогородок Ляды Дубровенского района Витебской области) в семье крепостного крестьянина. Вскоре семья будущего художника получила вольную и переехала в Санкт-Петербург.
Отец поступил на службу к князю Голицыну. Сергей начал учебу в Третьей гимназии, в которой учились дети разных сословий. В 1833 году скончалась мать Сергея, отец уехал из Санкт-Петербурга с новой женой. На попечении пятнадцатилетнего мальчика оказались братья и сестры. Гимназию пришлось бросить, чтобы содержать семью.
В 1834 году Зарянко в качестве вольнослушателя стал посещать Императорскую Академию художеств. Одновременно он учился у Алексея Венецианова. В 1838 году Зарянко получил звание свободного художника. В возрасте 25 лет ему было присвоено звание академика, а в 32 года он уже был профессором исторической и портретной живописи.
Сергей Зарянко преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников – Василий Перов («Охотники на привале»), Илларион Прянишников («В ожидании шафера»), Василий Пукирев («Неравный брак»), братья Маковские, Владимир Шервуд (архитектор Исторического музея на Красной площади в Москве) и другие.
Портреты Зарянко очень хорошо передавали сходство. Художник мастерски показывал объем благодаря светотени. Эта, как мы бы сейчас сказали, фотографическая точность производила большое впечатление на современников, и потому работы Зарянко пользовались успехом у заказчиков. За время своей творческой деятельности он написал более ста портретов. Наиболее примечательные из них – портрет цесаревича Николая Александровича и великого князя Александра Александровича, будущего императора Александра III.
В 1860-е годы слава Зарянко стала меркнуть. В это время на арену художественной жизни пришло новое поколение художников. Возникла и новая эстетика критического реализма, но Зарянко не захотел менять свою живописную манеру. Его новые произведения критиковали за натуралистичность и ремесленный подход. Разочарованный холодным приемом критики и публики, переживший свою славу, Зарянко скончался в Москве в возрасте пятидесяти двух лет.