Файл: франс хальс — портрет мужчины с черепом.jpg

Характер

Хальс был натурой всесторонне одаренной и увлекающейся. В 1616-1625 годы он входил в состав Кафедры риторики, своеобразного общественного объединения любителей литературы. В этом клубе Хальс приобрел друзей и единомышленников, а также заказчиков.

Свидетельства современников характеризуют Франса Хальса как человека энергичного, жизнелюбивого, любителя веселья и шуток. Как и его герои, он любил развеселые пирушки, шумные празднования. Это не соответствовало жестким требованиям направления протестантизма, которое тогда было ведущим в Голландии, – кальвинизма.

В списке отрицательных черт характера художника – прямолинейность, упрямство, вспыльчивость, неорганизованность. Такие качества очень вредили Хальсу в жизни, не давали ему пробиться к почестям и славе.

Портрет неизвестного (1650-1652)

Скупая цветовая гамма, к которой Франс Хальс приходит в эти годы, позволяет полностью сосредоточиться на лице изображаемого человека

Широкий белый воротник модели еще больше привлекает внимание к выражению лица. с длинными завитыми волосами и усами спокойно и уверенно в упор смотрит на зрителя

Он состоятелен и независим, насмешлив и, пожалуй, полон апломба. Его поза естественна и непринужденна. Никакие пертурбации в жизни ему не грозят. Он явно умеет справляться с любыми жизненными ситуациями. Портрет не производит впечатление застывшего, статичного. Художник получает этот эффект динамики за счет того, что модель приближена к зрителю, взгляд обращен прямо на него, а локоть руки, на которую опирается портретируемый, выдвинут вперед. Ею «разорван» плоский холст. Это был шаг вперед, в будущее из портретной живописи его времени.

Франс Халс (1581–1666)

Голландский живописец Халс внес значительный вклад в развитие и формирование портретного искусства 17-го века. Мастер известен прежде всего портретами, в том числе групповыми, а также своей манерой письма, с выделенными мазками. Неудивительно, что ряд работ мастера можно найти в Амстердамском государственном музее. Вот описание некоторых из них.

Портрет молодой пары

Необычным для 17-го века были счастья и безмятежность, изображенная на лицах главных героев произведения. Считается, что это Исаак Масса и Беатрикс Ван дер Лан. Он был богатым купцом из Харлема, а она дочерью бургомистра.

Холст, масло. Около 1622. 140*166,5 см.

Они поженились 26 апреля 1622 года, и вскоре после этого Франс Халс написал этот необычный свадебный портрет. Зачастую молодожены желали, чтобы мастер передавал величавость и серьезность, а также, как правило, по отдельности. Однако, эта пара хотела иного и позировала в саду, рядом друг с другом, влюбленными и рассеянно улыбающимися живописцу. Беатрикс гордо показывает обручальное кольцо, а Исаак прижимает ее руку к сердцу. Портрет напоминает мгновенный снимок, как будто бы Халс действительно застал героев в саду и сфотографировал их. Фигуры написаны плавно, почти небрежно. Только лица, воротники и манжеты, изображены с большей точностью.

Использовать сад в качестве декорации для свадебного портрета было гениальным шагом.

Сад любви: здесь фонтан является источником любви.

Таким образом. Халс смог добавить некоторые растения, которые кажутся обычными при первом взгляде, но имеют особый смысл. Чертополох, растущий рядом с Исааком, был в те времена известен под названием «мужская верность», а плющ рядом с Беатрикс символизирует любовь и преданность. Лоза, обвивающая дерево также является символом любви и дружбы. Даже сад несет особый смысл. Это вариант средневекового сада любви в 17-м веке.

Веселый пьяница

Неизвестно, кого же Франс Халс так наглядно изобразил на этом полотне. Это портрет или просто картина пьяного мужчины, предназначенная для свободной продажи? В 17-ом веке пьяниц запечатлевали довольно часто, обычно в виде типов в забавной одежде. Но пьяница Халса одет в одежду 17-го века, и изображен так правдиво, что кажется, что он может в любой момент выйти из картины.

Франс Халс известен за свой виртуозный стиль в живописи. «Веселый пьяница» — один из самых известных тому примеров. Формы подсказаны решительными, широкими мазками кисти и несколькими быстрыми акцентами. Стекло, например. состоит лишь из нескольких черных линий и небольшой белой линии, для изображения отражения. Еще более необычен клубок линий, который превращается в кружевной воротник, если смотреть на него издалека. Манера Халса настолько подвижная, что некоторое время считалось, что работа не была завершена.

Портрет неизвестного (1650-1652)

Скупая цветовая гамма, к которой Франс Хальс приходит в эти годы, позволяет полностью сосредоточиться на лице изображаемого человека

Широкий белый воротник модели еще больше привлекает внимание к выражению лица. с длинными завитыми волосами и усами спокойно и уверенно в упор смотрит на зрителя

Он состоятелен и независим, насмешлив и, пожалуй, полон апломба. Его поза естественна и непринужденна. Никакие пертурбации в жизни ему не грозят. Он явно умеет справляться с любыми жизненными ситуациями. Портрет не производит впечатление застывшего, статичного. Художник получает этот эффект динамики за счет того, что модель приближена к зрителю, взгляд обращен прямо на него, а локоть руки, на которую опирается портретируемый, выдвинут вперед. Ею «разорван» плоский холст. Это был шаг вперед, в будущее из портретной живописи его времени.

Чем хорош Халс

В живописи ценят разное.

Рафаэля сперва любили за эффектный рассказ, когда он, как режиссер, выстраивал героев картин разнообразно и всем понятно. Через какое-то время публике пришлись по сердцу уже его мадонны, ибо те были священны, чистейши, неземны, в точности такие, какие мадонны и бывают на самом деле. Про эффектную же драматичность гения стали забывать.

Усидчивых художников ценят за усидчивость. Ван Эйк выписывал многочисленные морщинки, складочки, сложные узоры в крутой перспективе, отражения в зеркале, и до сих пор удивительно, как у него получилось. Да и картины его неплохи…

В импрессионистах часто восхищаются цветом, пространством и настроением.

Хамершея за цвет не похвалишь, зато там воздух, пространство, свет и настроение.

Чем хорош Халс? Многим. Но главное уверенностью манеры, к которой другие стремятся, но без пота не умеют, а этот подходил к холсту и заканчивал портрет быстро, нагло и весело. И экономно.

Экономное письмо это достойный путь изображения. И не только в живописи. Говоря об отличии стиля Платона от стиля Лисия, отмечают, что если у Платона выкинуть из текста одно слово, то будет не так прекрасно, а если у Лисия одно, то станет попросту непонятно. Можно десятком предложений или мазков стараться передать чувство, форму, образ, материальность. У некоторых же получается всего двумя-тремя словами или парой ударов кисти, тогда картина (или проза) почему-то задевает, почему-то живая. Халс как раз таков. Вблизи – хаотические пятна краски, а отступить пять шагов назад – цельно, верно, с хорошим рисунком, с характером. Он писал портреты не для рассматривания, а создавал изображения, которые воспринимались с определенной дистанции, и ни к чему другому не стремился. Впрочем, цельности портретов, лихости и верности для создания картины недостаточно, есть ли там что-то помимо? Да. Свободно и свежо написано.

№ 1 Франс Халс Смещющийся мальчик ок. 1625, Маурицхейс, Гаага, диаметр 30.4 см.

А вот пример пятен, которые издали уже не кажутся пятнами, а становятся шитым дублетом.

№ 2 а Фрагмент.

№ 2 Франс Халс Портрет Яспера Схаде  1645, Национальная галерея, Прага, 80х67.6 см.

Тут небольшое уточнение. Похвала «вблизи виден лишь хаос, а издали пятна складываются в изображение», это известное клише. Так часто хвалят художников-виртуозов. Когда-то я читал такое же о Гейнсборо, вот только потом каждый раз, рассматривая его картины вблизи, видел не брызги краски, а мыльную, разочаровывающую живопись.

Халс же писал именно пятнами, потому-то он и пришелся по душе новой живописи, возникшей в середине 19 века.

Про Халса считалось, что он работал быстро, мокрое по мокрому, писал картину за один присест. Потом историкам искусства стало неудобно, ибо как же гений без творческих мук? Тогда сразу нашли у него многослойность и успокоились. Многослойность там иногда есть, но все же большая часть картин на самом деле мгновенно и уверенно. Без мук. Исправлений (pentimenti) на картинах почти нет. У Халса почти всегда и стандартная, обычная композиция (ну, опирается кто-то на стул или подбоченился – невелика разница), и те же самые цвета, и сходные решения одежды-лица-рук, но, тем не менее, мастерство изумительное. Характер у всех моделей разный, и вообще они живые, особенно мужские портреты.

№ 3 Франс Халс Claes Duyst van Voorhou ок. 1638, Метрополитен, Нью-Йорк, 80.7х66 см.

№ 4 Франс Халс Портрет молодого человека между 1646 и 1648, Национальная галерея, Вашингтон, 68х55.4 см.

Кисти рук, которые тогда писали, с пыхтением считая пальцы и скучно, Халс изображал играючи. Он схватывал тон точно, и в два-три мазка делалось понятно, где какая фаланга.

№ 5а фрагмент.

№ 5 Франс Халс Молодой человек в большой шляпе между 1628 и 1630, Национальная галерея, Вашингтон, 29.2х11.4

Портрет Изабеллы Койманс (1689)

Не вдаваясь глубоко в психологизм, художник Франс Хальс пишет молодую круглолицую миловидную, доброжелательную и простодушную женщину. Это состоятельная заказчица, и живописец прикладывает все мастерство, чтобы показать украшения и пышную дорогую одежду. С необычайным старанием выписаны кружева воротника и манжет. Сияют атласные банты и ленты, украшающие пояс и воротник модели, а также полупрозрачные ленты в ее волосах.

Мерцает жемчужное колье на стройной шее и браслет на изящной руке, которая держит розу. От атласа платья, которое на подоле украшено светлой вставкой с кружевом, невозможно отвести взгляд. Портрет выполнен в золотисто-коричневатых тонах. Богатые нюансы цвета темного платья и игра теней позволяют сделать модель выпуклой, выступающей из плоскости картины. Несмотря на всю парадность, портрет не потерял своего демократического характера. Он находится в частной коллекции.

Новаторство фламандского художника в жанре портрета

Рамки портретной живописи в стиле барокко и классицизма, весьма популярных в искусстве Нидерландов начала 17 столетия, оказались для Хальса слишком тесными, и мастер выступил реформатором жанра практически в самом начале своей карьеры. Он буквально выискивал индивидуальный характер человека в присущих лишь ему движениях, жестах, взглядах и в мимике.

Благодаря новаторству Франса Хальса герои полотен перестали изображаться в одной единственной канонической позе, которая господствовала веками. Художник упорно экспериментировал с положением человеческих фигур в пространстве, отказываясь от традиционных условностей фронтального или профильного портрета.

Женские портреты и львы

Женщины же у Халса написаны чистенько и с опаской. Аккуратненько. Мужики и мужчины у него часто опухшие, осоловевшие, потрепанные, а иногда настолько пьяненькие, что современные искусствоведы объясняют нетрезвость модели ухудшившимся к старости зрением художника, который хотел, мол, написать трезвого, да мазнул не туда. Дамы же у мастера сидят по центру в креслицах, и кружева на них не помяты.

№ 6 Франс Халс Портрет Марии Ларп между 1635 и 1638, Национальная галерея, Лондон, 83.4х68.1 см.

№ 7 Франс Халс Портерт женщины 1638, Музей искусств, Кливленд, 66.5х52.3 см.

Скажите, нужны ли нам такие дамы?

Любопытна эта разница в подходе. И не только фигуры, одежда, характер у мужчин и женщин различаются в тщательности. Но антураж тоже. Вот спинка кресла с навершиями в виде львиных голов. На портрете мужчины (№ 4) лев даже на первом плане!

№ 4а фрагмент.

Это вид сзади (только грива), лев узнается лишь потому, что у голландцев таких кресел множество. Логика художника ясна, но она на 200 лет опредила время, Халс писал не мебель, а человека. Переиначивая слова Цорна, что он «не портной», а потому о пуговицах на портрете не заботится, можно сказать, что Халс явно не столяр, не резчик по дереву. Пару столетий тому назад его не любили как раз за такую мазню. Да и живо нарисованные люди на портретах были не к месту, тогда любили величественность. Потом Халса за свободную манеру полюбили, заглаженные же портреты других живописцев, где шишечки, пуговички, щербинки, теперь почти всегда вопринимаются как салонные и от «хорошего» искусства даже иногда отсекаются. Именно так перестал нравиться Доу. Халс же в 19 веке оказался современен, пришелся по вкусу искусству живописи, борющемуся с фотографией за место под солнцем. А так как спор живописи с фотографией продолжается и по сей день, то и Халса по-прежнему ценят.

Все же на женских портретах Халс становится краснодеревщиком, портным и салонным дамским угодником. На картине № 6 лев на самом заднем плане и в тени, но выписан старательно, и видно, что лев. Написан с тактом – спокойно и незаметно, как и подобает третьему плану.

№ 6а фрагмент.

Тут мне хочется привести львов у пары других живописцев. Вот Ян Стен и Вермеер.

У Стена львы кривые и непрофессионально нарисованные, спрева захотелось ему сделать иллюзорно, с блеском лака, да вдруг надоело стараться, и он бросил их недоделанными.

№ 8 Ян Стен Гуляки ок. 1660, Эрмитаж, Санкт-Петербург, 39х30 см.

У Вермеера же каждая деталь обдумана и исполнена божественно. И лев тоже такой.

№ 9 Вермеер Женщина с кувшином ок. 1660-1662, Метрополитен, Нью-Йорк, 45.7х40.6 см.

Когда было нужно, то Халс мог нарисовать/написать все что угодно. Но почти никогда не было ему нужно, ибо в своих «импрессионистических» картинах он заботился лишь об одном – общем живом впечатлении от модели. Вермеер обдумывал каждый квадратный сантиметр холста, доводил картины до совершенства, Стен же не имел индивидуальных художественных задач, он писал, как все, и ни к чему большему не стремился.

Портрет Изабеллы Койманс (1689)

Не вдаваясь глубоко в психологизм, художник Франс Хальс пишет молодую круглолицую миловидную, доброжелательную и простодушную женщину. Это состоятельная заказчица, и живописец прикладывает все мастерство, чтобы показать украшения и пышную дорогую одежду. С необычайным старанием выписаны кружева воротника и манжет. Сияют атласные банты и ленты, украшающие пояс и воротник модели, а также полупрозрачные ленты в ее волосах.

Мерцает жемчужное колье на стройной шее и браслет на изящной руке, которая держит розу. От атласа платья, которое на подоле украшено светлой вставкой с кружевом, невозможно отвести взгляд. Портрет выполнен в золотисто-коричневатых тонах. Богатые нюансы цвета темного платья и игра теней позволяют сделать модель выпуклой, выступающей из плоскости картины. Несмотря на всю парадность, портрет не потерял своего демократического характера. Он находится в частной коллекции.

Глобальное использование файлов

Следующие другие вики используют этот файл:

  • Использование на br.wikipedia.org
  • Использование на cs.wikipedia.org
  • Использование на de.wikipedia.org
    • Benutzer: Penta / Bilder
    • Benutzerin: Jane023 / Gemälde von Frans Hals
  • Использование на el.wikipedia.org
    • Φρανς Χαλς
    • Κατάλογος έργων του Φρανς Χαλς
  • Использование на et.wikipedia.org
  • Использование на fr.wikipedia.org
    • Франс Хальс
    • Liste des peintures de Frans Hals
    • Пользователь: Jane023 / Tableaux par Frans Hals
  • Использование на nl.wikipedia.org
    • Франс Хальс
    • Производитель: Jane023 / schilderijen door Frans Hals
    • Лийст ван шильдериен ван Франс Хальс
  • Использование на pt.wikipedia.org
  • Использование на www.wikidata.org
    • Q17646765
    • Викиданные: сумма всех картин WikiProject / Автор / Франс Хальс
    • Викиданные: WikiProject сумма всех картин / Каталог / Резюме каталога Франса Хальса, 1974
    • Викиданные: WikiProject сумма всех картин / Каталог / Резюме каталога Франса Хальса, 1989
    • Викиданные: WikiProject сумма всех картин / Каталог / Резюме каталога Франса Хальса, 1941
    • Викиданные: WikiProject сумма всех картин / Подвесные портреты
    • Викиданные: WikiProject сумма всех картин / Каталог / Резюме каталога Франса Хальса, 1923 г.
    • Викиданные: WikiProject сумма всех картин / Каталог / Alle tot nu toe bekende schilderijen van Frans Hals
  • Использование на zh.wikipedia.org

Герои полотен голландского живописца

В портретах Хальса можно увидеть представителей всех слоев общества Нидерландов: бюргеры, стрелки, ремесленники, представители из простого народа, в том числе и детей. Такой демократизм его искусства был обусловлен традициями эпохи, в которой свершилась нидерландская революция.

Хальс запечатлевая своих героев в действии, в конкретной жизненной ситуации, делал акцент на мимику, жесты, позу, мгновенно и точно схватывая их. Он не только реформировал единичный заказной и групповой портреты, но стал создателем портрета, граничащего с бытовым жанром, при этом не детализируя его.

Стоит отметить, что заказные портреты Франс Хальс старался писать почти всегда в своей мастерской. Причем всегда усаживал свою модель так, чтобы та была освещена слева. В первую очередь, мастер концентрировался на лице и характере модели, а уж потом думал об игре света и тени на ее одежде

Еще меньше он уделял внимание реквизиту и аксессуарам, сводя его до минимума. Так, к примеру, для того чтобы подчеркнуть высокое положение заказчицы, ему хватало перчаток или веера

Знаменитая хальсовская «Цыганка» — портрет не заказной. Вероятно, любой другой голландский портретист, включил бы ее в какую нибудь жанровую сценку, добавив, к примеру, «цыганке» кавалера или даже двух, старуху сводницу, иль несколько монеток, которые объясняли бы, сколько стоит её лукавая улыбка и высоко приподнятая корсажем грудь. Но Хальс, остался верен себе, он, как всегда, немногословен, он не стал расширять сюжет какими-либо подробностями.

«Голова мальчика в берете» (1640)

Крупным планом в круг на золотистом светлом фоне помещена головка ребенка. Круг сразу придает законченность портрету.

Внимательный взгляд кареглазого ребенка обращен на что-то любопытное вверх и вправо. Художник отражает момент, живое мгновение жизни. Оно им схвачено и перенесено на полотно. Левая часть лица находится в тени, которая позволяет отчетливее вылепить овал юного лица и подбородок с ямочкой. Правая, освещенная светом, играет румянцем. Яркие губы красивого рисунка плотно сжаты. Лицо обрамляют легкие золотистые волны коротких волос. Их крупные кудри низко спускаются на лоб, показывая красоту формы бровей. Невысокий синеватый воротник и белое жабо открывают стройную шею. Волосы и берет повторяют первоначально заданную форму круга. Работа находится в частной коллекции в Лондоне.

В этой статье мы постарались поместить известные и малознакомые публике работы мастера. Чувства, эмоции, интеллект, а не парадный костюм прежде всего старался передать живописец

И потому свое внимание художник обращал на мимику, жест, позу. Его художественное наследие, которое в основном находится на родине, далеко вышло за ее пределы

Лицензирование

Это точная фотографическая репродукция двумерного произведения искусства, являющегося общественным достоянием . Само произведение искусства является общественным достоянием по следующей причине:
Общественное достояние Общественное достояние ложь ложь

Это произведение находится в общественном достоянии в стране его происхождения, а также в других странах и регионах, где срок действия авторских прав составляет жизнь автора плюс 100 лет или меньше .

Эта работа находится в общественном достоянии в Соединенных Штатах, поскольку она была опубликована (или зарегистрирована в Бюро регистрации авторских прав США ) до 1 января 1926 года.

Официальная позиция Фонда Викимедиа заключается в том, что « достоверное воспроизведение двумерных произведений искусства, являющихся общественным достоянием, является общественным достоянием ». Таким образом, это фоторепродукция также считается общественным достоянием в Соединенных Штатах. В других юрисдикциях повторное использование этого контента может быть ограничено; подробности см. в разделе « Повторное использование фотографий PD-Art» .

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: