Мексиканка или немка?
Магдалена Кармен Фрида Кало родилась 6 июля 1907 года в Койоакане, фешенебельном пригороде Мехико. А вот её отец Карл Вильгельм был выходцем из семьи немецких ювелиров. В молодости он отправился в Мексику и решил начать новую жизнь. Сменил имя на Гильермо и обвенчался с молодой мексиканкой.
От матери Фрида унаследовала склонность к переживаниям и целеустремленность, от отца — душевное тепло, нежность, но прежде всего прославленную немецкую дисциплинированность. Кстати, она любила подтрунивать над его немецким происхождением и ласково называла отца «герр Кало».
Слева — Фрида в детстве, справа — Фриде двенадцать лет
Картины Фриды Кало
Перечень картин мексиканской художницы очень большой. Многие работы – уникальные автопортреты, которые Фрида начала писать еще будучи недвижимой после страшной автокатастрофы. На своих портретах Кало часто изображена в национальных мексиканских костюмах. Многие работы известны во всем мире, они неоднократно выставлялись и при жизни Кало, и после ее смерти. К таким картинам можно отнести неповторимое полотно «Две Фриды», «Маленькая лань», «Сломанная колонна», «Автопортрет. Свободные волосы». Также в перечне достижений творчества:
- «Моисей» (1945)
- «Мое платье там или Нью-Йорк» (1933)
- «Плоды Земли» (1938)
- «Самоубийство Дороти Хэйл» (1939)
- «Что дала мне вода» (1947)
- «Автопортрет» (1930)
- «Автобус» (1927)
- «Девочка в маске смерти» (1938)
- «Мечта» (1940)
- «Натюрморт» (1942)
- «Маска» (1945)
- «Автопортрет» (1948)
- «1945 магнолии» и многие другие.
Фрида Кало рисует портрет
Последняя работа, натюрморт «Viva la vida» (в переводе «Да здравствует жизнь!») прекрасно показывает отношение к окружающему миру этой удивительной женщины, чей путь был очень сложным и болезненным. Некоторые картины Кало нужно не просто рассматривать, а даже разгадывать. Это сложная живопись, притягательная и завораживающая. Увидеть картины Кало можно в музеях Мексики и других стран, также в частных коллекциях.
И вновь неудачи: измены, болезни и скандалы
Наступил конец конфетно-букетного периода, и начались проблемы. Поступки Ривера на свадьбе действительно нужно было воспринять как плохой знак.
Мужчина изменял жене чуть ли не с первого дня совместной жизни. Пара переехала в Сан-Франциско, и там Ривера закрутил роман с теннисисткой Хелен Муди, с которой по иронии познакомился тоже во время работы над муралом. Фрида об этом узнала, и в отместку начала встречаться с Кристиной Гастингс — женой одного из помощников Диего.
Но и на этом неудачи в их семье не закончились. Художницу начали мучить сильные боли в ноге — она уже давно страдала от полиомиелита. Хирург заключил, что ухудшение здоровья связано со стрессом, и прописал постельный режим и правильное питание.
Фрида попрощалась с мужем и любовницей и отправилась восстанавливаться на родину. Диего приехал к ней только через месяц, и за это время Кало познакомилась с Николасом Мюреем, роман с которым тоже принёс ей много боли и продлился около 10 лет!
Так Фрида и Диего жили. Не скрывая друг от друга любовников, встречаясь только лишь по вечерам — и то не всегда. Диего купался в лучах славы, а Кало оставалась нереализованной «миссис Ривера». Казалось, что рождение ребёнка должно было вернуть всё на свои места. Художница вновь забеременела, но на четвёртом месяце у неё случился выкидыш.
Не успев отойти от потери сына, в жизни Фриды произошло новое горе. Её мать оказалась смертельно больна.
Диего тоже не находит больше причин улыбаться — его карьера уничтожена скандалом. Заказы отменились, денег не осталось.
Фрида и «лос Фридос»
У Фриды был свой взгляд на вещи, своя, очень личная, философия, и в 1943 году она начала преподавать ее ученикам в государственной школе живописи и скульптуры Ла-Эсмеральда. Фрида работала три дня в неделю по 12 часов и получала зарплату 252 песо. Но она давала намного больше тем, кто скоро станет именовать себя «лос Фридос».
В манере преподавания Фриды не было ничего академического. Она проводила занятия в импровизированных мастерских (у себя дома, в саду), брала студентов на рынок, отводила в трущобы, они посещали археологические раскопки и даже пулькерии (бары, в которых подают мексиканский напиток пульке). Ей хотелось показать жизнь такой, какая она есть, научить видеть ее в самых разных проявлениях.
Сверху — картина «Четыре жителя Мексики», ниже — Фрида Кало на выставке Артуро Эстрады с одним из своих любимых учеников
Коммунизм
Политические убеждения художницы были столь же революционными, как и ее искусство. Фрида вступила в мексиканскую компартию в 1928 году, однако через год покинула ее вслед за исключенным Диего. А через десять лет вновь присягнула на верность идеям коммунизма.
Ее дом-музей в Мехико по сей день хранит зачитанные до дыр тома Маркса, Ленина, работы Сталина и публицистику Гроссмана, посвященную Великой Отечественной войне. Место над изголовьем ее кровати украшают большие портреты основоположников марксизма-ленинизма, а также их выдающихся последователей вроде Мао Цзэдуна. Инвалидная коляска стоит рядом с подрамником, на холсте – незаконченный портрет Сталина.
Bettmann
Интересный эпизод связан с похоронами Фриды. Ее бывший одноклассник и художник Артуро Гарсия Бустос, который также был приверженцем революционных идей, принес красное зная с серпом и молотом в центре большой звезды, возложив его на гроб. Произошел скандал, и знамя убрали. Хотя Фриде столь эффектный жест наверняка пришелся бы по вкусу.
Вероятно, вам также будет интересно:
Гид по творчеству Энди Уорхола
Кто такой Маурицио Каттелан
Еда как искусство: что готовили и любили есть художники
4 великих автора подделок
Почему искусство стоит так дорого?
Поездка в Америку
В 1930 году Диего получил зарубежный заказ и супруги уехали в Америку. Здесь экстравагантную пару радушно приняли, пресса не уставала восхищаться мощным Диего и миниатюрной Фридой, которая одевалась в национальные мексиканские наряды
На улицах Нью-Йорка, Детройта и Сан-Франциско яркая пара привлекала всеобщее внимание, их повсюду приглашали на выставки и концерты. Всё закончилось скандальным разрывом контракта в 1934 году, когда ярый коммунист Ривера отказался убрать со своего панно Ленина, не понравившегося заказчику Рокфеллеру
Супруги Ривера вернулись на родину.
Жизнь в развитой индустриальной стране обострила во Фриде чувства к Мексике и народной культуре, национальные различия чувствовались ощутимо. Эта разница, воспринимаемая болезненно, наглядно демонстрируется характерными изображениями наиболее говорящих признаков двух соседних стран, которые Фрида разместила по правую и левую руку своей фигуры на автопортрете 1932 года.
Встреча вторая: «Фрида стала самой важной частью моей жизни. И оставалась ею до самой своей смерти»
Прошло несколько лет. За это время Кало перенесла свою первую трагедию — аварию. Деревянный автобус, на котором она ехала вместе со своим парнем Алехандро, столкнулся с трамваем. Тройной перелом позвоночника, перелом ключицы, сломанные рёбра, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленная правая стопа, вывихнутое плечо… кроме того, металлические перила прошли через таз девушки.
Месяц она провела в больнице, а потом ещё год была прикована к кровати. От карьеры врача пришлось отказаться. Фриду спасало творчество, так что она решила стать медицинским иллюстратором. Отец купил ей кисти и краски, установил специальный подрамник, с помощью которого она могла писать лёжа, а возле кровати прикрепили большое зеркало — именно благодаря нему у мексиканки за тот период появилось столько автопортретов.
Наконец, Кало заново научилась ходить. Тогда и произошла вторая встреча с её судьбой. Ривера вновь работал над фресками, как вдруг услышал крик:
Но незнакомка разрушила тишину, не дав мужчине рассмотреть её внешность. Она сразу перешла к делу:
Заинтригованный Диего не мог не согласиться, и тогда Фрида показала ему три женских портрета, которые принесла с собой. Он был поражён. Сочетание цветов, необычная энергия и экспрессия, смысл… «Было очевидно, что эта девушка — подлинный художник», — признавался Ривера.
Но Фрида поверила его словам не сразу, зная его репутацию альфа-самца. Она просила критики, но мужчина не нашёл у картин недочётов. И тогда девушка назвала свой адрес и имя, попросив прийти к ней домой и оценить остальные её работы. Диего понял: она — та самая бесстрашная девчонка, которая когда-то дразнила его, прячась за колоннами.
Мода
Носить мужскую одежду художница начала еще задолго до того, как это стало общепринятой нормой. Для этого стоит вспомнить хотя бы знаменитый «Автопортрет с остриженными волосами», где она предстает в мужском костюме. В юности Фрида отдавала предпочтение брюкам и джинсам, чтобы скрыть физический дефект ноги после перенесенного в детстве полиомиелита.
После замужества на смену им пришли длинные юбки и платья в традиционном теуанском стиле. Однако образ Фриды был скорее вольным переосмыслением мексиканских традиций, которые тесно переплетались с элементами других культур. Художница могла запросто соединить вместе индийское сари с цветастой блузкой в креольском стиле, довершив комплект серьгами работы Пикассо. В конце концов ее изобретательность превратила этот маскарад в отдельный способ творческого самовыражения.
Michael Ochs Archives
Созданные образы стали важными смысловыми элементами картин Фриды, а также оказали заметное влияние на мир моды. Так, парижский визит Кало в 1939 году вдохновит дизайнера Эльзу Скьяпарелли на создание платья «Мадам Ривера», и в этом же году художница украсит собой обложку французского Vogue. Колоритный образ и яркая личность этой женщины будут вдохновлять самых выдающихся дизайнеров последующих десятилетий: от Жан-Поля Готье до Рикардо Тиши.
Andrew Hasson