Фрида Кало — Моя нянька и я, 1937, 37×31 см: Описание произведения

Смерть Фриды Кало

Примерно через неделю после своего 47-летия Кало умерла 13 июля 1954 года в своем любимом Голубом доме. Были некоторые предположения относительно характера ее смерти. Сообщалось, что это было вызвано тромбоэмболией легочной артерии, но также были истории о возможном самоубийстве. Проблемы со здоровьем Кало стали почти всепоглощающими в 1950 году. После того, как у нее диагностировали гангрену на правой ноге, Кало провела девять месяцев в больнице и за это время перенесла несколько операций. Она продолжала рисовать и поддерживать политические идеи, несмотря на ограниченную мобильность. В 1953 году часть правой ноги Кало была ампутирована, чтобы остановить распространение гангрены. Глубоко подавленная, Кало была снова госпитализирована в апреле 1954 года из-за плохого самочувствия или, как указывали некоторые сообщения, попытки самоубийства. Через два месяца она вернулась в больницу с бронхиальной пневмонией. Независимо от ее физического состояния, Кало не позволяла этому встать на пути ее политической активности. Ее последним публичным выступлением стала демонстрация против поддерживаемого США свержения президента Гватемалы Якобо Арбенса 2 июля.

Становление характера

Фрида выросла в женском окружении. Она была третьей из четырех дочерей в семье и, кроме того, имела двух старших сестер от первого брака отца. Помимо этого обстоятельства, на становление ее характера немалое воздействие оказала Мексиканская революция 1910-1917 годов. Серьезный экономический кризис, гражданская война, постоянные насилие и стрельба вокруг закалили Фриду, воспитав в ней стойкость духа и желание бороться за счастливую жизнь.

Однако история Фриды Кало не была бы столь трагичной и уникальной, если бы на этом ее злоключения заканчивались. Будучи еще ребенком, в возрасте 6 лет, Фрида заболела полиомиелитом. В результате этого страшного заболевания ее правая нога сделалась тоньше левой, а сама Фрида осталась хромой.

Брак Фриды Кало с Диего Риверой

В 1929 году Кало и знаменитый мексиканский художник-монументалист Диего Ривера поженились. Кало и Ривера впервые встретились в 1922 году, когда он начал работать над проектом в ее средней школе. Кало часто наблюдала, как Ривера создает фреску под названием «Творение» в школьном лекционном зале. По некоторым данным, она сказала подруге, что когда-нибудь у нее будет ребенок от Риверы. Кало вновь соединился с Риверой в 1928 году. Он поощрял ее творчество, и у них начались отношения. В первые годы их совместной жизни Кало часто следовала за Риверой, основываясь на том, где были заказы, которые получал Ривера. В 1930 году они жили в Сан-Франциско, штат Калифорния. Затем они отправились в Нью-Йорк на выставку Риверы в Музее современного искусства, а затем переехали в Детройт по поручению Риверы в Детройтский институт искусств.

Время, проведенное Кало и Риверой в Нью-Йорке в 1933 году, было окружено спорами. По заказу Нельсона Рокфеллера Ривера создал фреску под названием «Человек на перекрестке» в здании RCA в Рокфеллеровском центре. Рокфеллер приостановил работу над проектом после того, как Ривера включил в фреску портрет коммунистического лидера Владимира Ленина, который позже был закрашен. Через несколько месяцев после этого инцидента пара вернулась в Мексику и переехала жить в Сан-Анхель, Мексика.

Никогда не будучи традиционным союзом, Кало и Ривера держались отдельно, но соседствовали с домами и студиями в Сан-Анхеле. Она была опечалена его многочисленными изменами, в том числе романом с ее сестрой Кристиной. В ответ на это семейное предательство Кало отрезала большую часть своих фирменных длинных темных волос. Отчаянно желая иметь ребенка, она снова испытала разбитое сердце, когда в 1934 году у нее случился выкидыш.

Кало и Ривера пережили периоды разлуки, но в 1937 году они объединились, чтобы помочь изгнанному советскому коммунисту Льву Троцкому и его жене Наталье. Троцкие приехали к ним в Голубой дом (дом детства Кало) на некоторое время в 1937 году, когда Троцкий получил убежище в Мексике. Когда — то соперник советского лидера Иосифа Сталина, Троцкий боялся, что его убьет его старый заклятый враг. По сообщениям, в это время у Кало и Троцкого был короткий роман.

Кало развелась с Риверой в 1939 году. Они недолго оставались в разводе, снова поженившись в 1940 году. Пара продолжала вести в основном раздельную жизнь, и с годами оба стали общаться с другими людьми.

Роман с Львом Троцким

В январе 1937 года по приглашению своего друга Диего Риверы из Европы приехал опальный в СССР Лев Троцкий с супругой Натальей Седовой.

Художник тогда лежал в больнице с воспалением почек, и эмигрантов в порту Мехико встречала Фрида Кало.

Яркая и обаятельная супруга Диего с первого взгляда приглянулась революционеру в изгнании. Их флирт вскоре перерос в роман. Парочка не стеснялась жены Троцкого, при которой они говорили друг другу нежности на английском (Наталья не знала языка) и передавали фривольные записки в книгах.

Диего не подозревал об измене жены, а вот Седова быстро догадалась о влюбленности Троцкого. Биографы Кало считают, что она закрутила роман с революционером, чтобы отомстить Ривере за отношения с ее сестрой. Говорят, что при друзьях она называла Троцкого стариком и козлом и жаловалась, что он ей надоел. Их отношения закончились, когда Диего узнал о романе и выгнал супругов-эмигрантов из дома.


Революционер Лев Троцкий. Снимок сделан в полиции при оформлении документов, когда решался вопрос о предоставлении ему политического убежища. Репродукция Фотохроники ТАСС

[править] Происхождение

Родилась 6 июля 1907 года в Койоакане, пригороде Мехико. Её отцом был фотограф Гильермо Кало, родом из Германии. По мнению Фриды, он был венгерским евреем. Мать Фриды, Матильда Кальдерон, была мексиканкой с индейскими корнями:

По какой причине Фрида считала своего отца евреем, не совсем понятно. Согласно позднейшему исследованию, её отец Гильермо Кало происходил из немецкой лютеранской семьи, корни которой отслеживаются до XVI века. Конечно, может ошибаются исследователи, а может не учитывают супружескую измену её бабушки с неким евреем, а возможно Фрида вообще была неравнодушна к евреям, ведь её мужем был Диего Ривера, считавший себя потомком крещённых евреев, а любовником — Лев Троцкий. Пока невозможно установить истину.

Её сестра — Кристина Кало.

«Сломанная колонна» (1944)


Фрида Кало. Сломанная колонна. 1944. Музей Долорес Ольмедо-Патиньо, Мехико, Мексика

Одна из самых известных работ Фриды Кало — «Сломанная колонна» — относится к циклу автопортретов. Произведение называют манифестом страданий и стойкости перед ударами судьбы Фриды, художественным символом женской силы.

В тяжелой аварии 1925 года она получила тройной перелом позвоночника и после многочисленных операций долгое время носила ортопедический корсет. На полотне на месте сломанного позвоночника Кало изобразила разрушенную колонну и обручи металлического корсета, которые стягивали ее тело. Гвозди, воткнутые в тело, — символ физических и душевных страданий. Как и во многих других работах 1940-х годов, чтобы показать растущую тревогу и физическое недомогание, Фрида использовала камни и расщелины пустынного вулканического пейзажа. Для фона художница взяла вид Педрегальского плоскогорья — места, где в начале 1940-х годов Диего Ривера строил музей для своей коллекции доколумбовой скульптуры.

Творчество

Все работы Кало отличаются яркой индивидуальностью, нельзя выделить ни одну посредственную картину, что ни полотно, то самородок. Однако во всем, что она писала, сквозит горечь надежд, которым не суждено сбыться. Где-то она откровенна, где-то — едва заметна, заглушаемая одой природе во всем ее буйстве и торжеству жизни. Боль и страсть будто стали ее кистями. Что ни работа, то сочность, буйство, чрезмерность и такая холодящая глубина, что можно прочесть по губам историю. Это не столько картины, которые написала Фрида Кало, книги, скорее, в которых по слогам выписана вся трагедия мятущейся души. Рассмотрим некоторые ее полотна, что отражают момент.

Сквозь боль и слезы

Титановая твердость характера Фриды и ее несокрушимая воля к победе, сделали свое дело, девушка встала на ноги. Закованная в корсеты, превозмогая сильную боль, она все-таки начала ходить самостоятельно, это была огромная победа Фриды, над, пытавшейся сломить ее, судьбой. В возрасте 22-х лет, весной 1929 года, Фрида Кало поступает в престижный Национальный Институт, где опять встречается с Диего Риверой. Здесь она, наконец, решается показать ему свои работы. Маститый художник оценил творения девушки, а заодно увлекся и ей самой. Между мужчиной и женщиной вспыхнул головокружительный роман, который уже в августе того же года, закончился свадьбой. 22-х летняя Фрида стала женой 43-х летнего толстяка и бабника, Риверы.

Самые известные картины Фриды Кало

Многие работы Кало были автопортретами. Некоторые из ее самых известных картин включают в себя:

«Фрида и Диего Ривера» (1931)

Кало показала эту картину на Шестой ежегодной выставке Общества женщин-художников Сан-Франциско, города, где она в то время жила с Риверой. На картине, написанной через два года после того, как пара поженилась, Кало слегка держит Риверу за руку, а другой берет палитру и кисти — чопорная официальная поза, намекающая на будущие бурные отношения пары. Сейчас эта работа находится в Музее современного искусства Сан-Франциско.

«Больница Генри Форда» (1932)

В 1932 году Кало включила в свои работы графические и сюрреалистические элементы. На этой картине обнаженная Кало появляется на больничной койке с несколькими предметами — плодом, улиткой, цветком, тазом и другими — плавающими вокруг нее и связанными с ней красными, похожими на вены нитями. Как и в случае с ее более ранними автопортретами, эта работа была глубоко личной, рассказывая историю ее второго выкидыша.

«Самоубийство Дороти Хейл» (1939)

Кало попросили нарисовать портрет Люси и общей подруги Кало, актрисы Дороти Хейл, которая покончила с собой в начале этого года, прыгнув с высотного здания. Картина предназначалась в подарок скорбящей матери Хейл. Однако вместо традиционного портрета Кало нарисовал историю трагического прыжка Хейл. В то время как работа была объявлена критиками, ее покровитель был в ужасе от законченной картины.

«Две фриды» (1939)

Одна из самых известных работ Кало, картина показывает две версии художника, сидящего бок о бок, с открытыми сердцами. Одна Фрида одета почти во все белое, у нее повреждено сердце и пятна крови на одежде. Другая носит яркую цветную одежду и имеет неповрежденное сердце. Считается, что эти фигуры представляют «нелюбимую» и «любимую» версии Кало.

«Разбитая колонна» (1944)

Кало снова поделилась своими физическими проблемами через свое искусство с этой картиной, на которой была изображена почти обнаженная Кало, расколотая посередине, открывая ее позвоночник как разбитую декоративную колонну. Она также носит хирургический корсет, и ее кожа усеяна гвоздями. Примерно в это же время Кало перенесла несколько операций и носила специальные корсеты, чтобы попытаться исправить свою спину. Она будет продолжать искать различные методы лечения своей хронической физической боли, но без особого успеха.

Мужчина и вода

Тезис: “В творчестве Фриды мужчина рассматривается как источник опасности для женщины, он – воплощение насилия, он несет смерть. Если после контакта с мужчиной женщина уцелела, то его разрушительное дело обязательно завершит ребёнок

Важно отметить отсутствие воды в произведениях Фриды. Это, по сути, тоже отсутствие жизни”. 

Факт: Практически вся жизнь Фриды связана с Диего Риверой. Первый их брак состоялся, когда Фриде было 22 года, а Диего – 43. Он постоянно ей изменял, но она находила в себе силы прощать его. Во многих работах Фриды отразилась ее боль в отношениях с Риверой: на них она изображала себя искалеченной рядом с равнодушным мужчиной. Про эти отношения даже есть знаменитая цитата Фриды: “В моей жизни было две аварии: первая – с автобусом, вторая – с Диего”. Они даже разводились. По слухам, поводом стало то, что Диего совратил младшую сестру Фриды Кристину. Но через какое-то время Фрида опять стала жить с Диего. Она поклялась родить ему ребенка и очень страдала, что ей не удается это сделать. Она переживала выкидышей один за другим и все свои страдания отдавала картинам. 

Авторы: Юна Твердовская.

Анима или анимус

Тезис:  “Человеку сложно сделать гендерный выбор, похоже у Фриды одинаково проявлены и анима и анимус, но сознательный выбор в пользу мужского или женского так и не сделан. В случае с Фридой, воля подавлена душевным смятением.  На то, что во Фриде и женское и мужское переплетено и соединено воедино, указывает и часто встречающийся в ее творчестве персонаж-гермафродит: Улитка”. 

Факт: Действительно Фрида Кало часто открыто заявляла о своей  бисексуальности. Не стоит забывать и то, что она была порой слишком экстравагантна и любила эпатировать публику. В ее истории стиля эксперименты в поиске себя начались именно с мужского костюма, в подтверждении есть ее фотографии еще до страшной аварии. 

Авария и начало художественного пути

Фриде было 18 лет, когда она вместе с парнем Алехандро попала в страшную аварию: деревянный автобус, на котором они ехали, столкнулся с трамваем. Фрида получила серьёзные травмы: тройной перелом позвоночника (в поясничной области), перелом ключицы, сломанные рёбра, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо. Кроме того, металические перила прошли через ее таз.

Месяц она провела в больнице, а после почти год была прикована к кровати. От карьеры врача пришлось отказаться, поэтому Фрида задумалась о профессии медицинского иллюстратора. Она попросила у отца кисти и краски. Ей установили специальный подрамник, позволявший писать лёжа, а под балдахином кровати прикрепили большое зеркало.

Лежа в постели, восстанавливаясь после тяжелой аварии, она начала писать первые картины. С тех пор темы смерти и хрупкости человеческого тела нередко проявлялись в ее картинах. А больничная кровать стала определенным символом ее творчества.

Большинство работ, которые Кало написала за то время, — портреты сестер, школьных подруг и себя самой. Но самой первой картиной стал автопортрет, что навсегда определило основное направление творчества: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и знаю себя лучше всего».

После выздоровления Фрида вступила в Коммунистическую партию Мексики и познакомилась со многими политическими активистами и художниками, в том числе с изгнанным кубинским коммунистом Хулио Антонио Мелле и фотографом Тиной Модотти. Именно последняя представила Фриду ее будущему мужу — Диего Ривере — одному из самых успешных художников того времени.

«Раненый олень»

Тематика этой работы близка к уже рассмотренной нами «Сломанной колонне». Здесь Фрида вновь обнажает зрителю свою душу, рефлексируя о переживаемой ей эмоциональной и физической боли.

Художница изображает себя в виде грациозного оленя, тело которого пронзают стрелы. Почему выбор пал именно на это животное? Есть предположения, что художница ассоциировала с ним страдания и смерть.

В период, когда создается автопортрет, здоровье Фриды начало стремительно ухудшаться. У нее началась гангрена, которая требовала скорейшей ампутации. Каждая секунда жизни Фриды приносила ей мучительную боль. Отсюда столь трагичные и пугающие своей обреченностью мотивы ее последних автопортретов.

Роковая авария

Фрида Кало прожила не слишком долгую жизнь, которая оборвалась в 47 лет. И с раннего возраста ее жизненный путь сопровождался страданиями, борьбой, преодолением. В 6 лет она перенесла полиомиелит, оставивший тяжелые последствия в виде хромоты и изуродованной правой ноги, из-за чего художница всегда носила только длинные юбки. Но в 18 лет судьба уготовила девушке куда более серьезный удар. Автобус, в котором ехала Фрида, совершил столкновение с трамваем.

Страшные травмы, включая несколько переломов позвоночника, костей таза, правой ноги и других конечностей, на целый год приковали ее к больничной кровати. Впрочем, с последствиями этой аварии Кало пришлось сталкиваться всю дальнейшую жизнь. Она перенесла множество операций, а полученные повреждения детородных органов навсегда лишили ее возможности стать матерью.

Во время восстановления после аварии Фрида, чтобы хоть как-то отвлечься, попросила у родных кисти и краски. Ее первой художественной работой стал собственный портрет, и впоследствии этот жанр всегда оставался преобладающим в творчестве эксцентричной мексиканки. Кало действительно была крайне необычной женщиной: яркая, раскрепощенная, порывистая. Она курила, употребляла алкоголь, сквернословила и не стеснялась своей бисексуальности. Безусловно, не каждый мужчина мог соответствовать столь незаурядной личности.

Вопрос к искусствоведам

Многие убеждены в том, что Фрида Кало – художница-сюрреалист. В действительности сама она достаточно прохладно относилась к этому званию. Творчество Фриды, отличающееся самобытностью, каждый истолковывает по-разному. Одни полагают, что это наивное искусство, другие называют фолк-артом. И все-таки чаша весов склоняется в сторону сюрреализма. Почему? В заключение приведем два аргумента. Согласны ли вы с ними?

  • Картины Фриды Кало нереальны и являются плодом воображения. Воспроизвести их в земном измерении невозможно.
  • Ее автопортреты прочно связаны с подсознанием. Если сравнивать с признанным гением сюрреализма Сальвадором Дали, то можно провести такую аналогию. В своих работах он играл с подсознанием, словно разгуливая по стране снов и эпатируя публику. Фрида, напротив, обнажала на холсте душу, тем самым притягивая к себе зрителя и покоряя мир искусства.

Наследие Фриды Кало

Умерла Фрида Кало, во сне, в возрасте 47 лет, от воспаления легких, будучи признанной великой художницей, ее прах и посмертная маска по сей день хранится в доме – музее, открытом через два года после ее смерти, в доме, где прошла вся ее нелегкая жизнь. Здесь собрано все, что связано с именем великой художницы. Обстановка и атмосфера, в которой проживали Фрида и Диего сохранена с безукоризненной точностью, а вещи, принадлежавшие супругам, казалось бы, до сих пор хранят тепло их рук. Кисти, краски и мольберт с незаконченной картиной, все выглядит так как будто автор вот-вот вернется и продолжит работу. В спальне Риверы, на вешалке, ждут своего хозяина его шляпы и рабочий комбинезон.

В музее сохранены многие личные вещи великой художницы, одежда, обувь, украшения, а также предметы, напоминающие о ее физических страданиях: сапожок с укороченной правой ноги, корсеты, инвалидное кресло и накладная нога, которую Кало носила после ампутации конечности. Повсюду стоят фотографии супругов, разложены книги и альбомы и, конечно, их бессмертные картины. (посетить Музей Фриды Кало можно в нашем экскурсионном туре «Рай Кетсалькоатля»)

Попадая во внутренний дворик «голубого дома» понимаешь насколько дорога мексиканцам память о легендарной женщине по его идеальной чистоте и убранству, а расставленные повсюду диковинные статуэтки из красной глины, рассказывают посетителям о любви супругов к произведениям искусства, Америки доколумбового периода.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: