Творчество Эль Греко
С 1585 г. мастер, чтобы поддержать привычный уровень жизни, арендовал одно крыло дворца у маркиза де Вильены. Покупателям он называл огромную сумму, в которую оценивал свои произведения. Это несколько раз заканчивалось судебными процессами между мастером и заказчиками.
Случались и другие неприятности. Служители церкви неоднократно высказывали претензии к картинам мастера. Они настаивали, чтобы произведения, исполненные по заказу церкви, соответствовали традиционным ортодоксальным принципам изображений.
Но слава мастера росла с каждым днем. Он продолжал получать большие заказы от богатых клиентов. В это время Толедо был известен далеко за пределами Испании. Хороших живописцев здесь было мало.
Художник пытался привлечь к себе внимание не только горожан, но и сеньоров со всей Испании. Особенно он мечтал обратить внимание на свои творения могущественного Филиппа II, слывшего ценителем живописи
Король подыскивал мастеров для росписи интерьеров дворца, который был возведен вблизи Мадрида. Закладка фундамента прошла в 1563 г. Приезд мастера связан с его стремлением поучаствовать в оформлении интерьеров. Сюда прибыло много мастеров, в т.ч. и великий Тициан.
«Мученичество святого Маврикия». 1580-1582, Монастырь де Эль Эскориал, Мадрид
Главную сцену сюжета Эль Греко «удалил» вглубь полотна. На переднем плане написал св. Маврикия с друзьями, когда они единодушно решают отдать жизнь за истинную веру. Получилось, что традиционное толкование сюжета художник принес в жертву своему стилю.
«Кающаяся Магдалина» 1594, Национальный музей изобразительных искусств, Будапешт
Последние годы жизни
Эль Греко возвратился в Толедо навсегда. Он активно работал в 1597 — 1607 г.г., когда началась массовая перестройка храмов. И это открыло для него огромное поле деятельности. Слава мастера пересекла границы Испании и ему стали поступать заказы из соседних европейских стран.
В 1603 г. он принял заказ на создание алтарного образа для госпиталя в окрестностях Толедо. Вновь последовало разбирательство об оплате, которое мастер проиграл.
В конце жизни для живописца наступила черная полоса. Возникли проблемы со здоровьем, мучили финансовые проблемы. Его осаждали многочисленные кредиторы, он не мог оплатить аренду жилья.
Эль Греко скончался в 1614 г. и был похоронен в храме Санто-Доминго. Но церковные дрязги продолжились. Сын вынужден был перевезти прах отца в монастырь Сан-Торквато. Этот монастырь подвергся разрушению в XIX в. Могила художника не была найдена, но память об этом величайшем живописце пережила века.
Композиция
Фрагмент картины Пространство картины чётко разделено на две части — мир небесный и мир земной. Различия между двумя мирами художник отобразил всеми доступными ему средствами. Над отчётливо материальной нижней частью композиции восседает Христос в окружении сонма святых — небесный мир у Эль Греко напоминает «Страшный суд» Микеланджело — он изучал эту фреску в Сикстинской капелле]. Фигура Христа в белых одеждах, венчает треугольник, который составляют персонажи Деисуса. На фоне движущихся в холодном свете облаков слегка деформированные, вытянутые фигуры святых кажутся фантомами. Ангел уносит ввысь animula
, душу усопшего, которую готовы принять расступившиеся облака, — художник здесь следует византийской иконографии. Три центральных фигуры окружены апостолами, мучениками, библейскими царями, среди святых по правую руку Иисуса можно увидеть портрет Филиппа II] — возможно, ещё одна попытка Эль Греко снискать расположение монарха, который не ценил картин художника]. Мир земной, в противовес небесному, изображён предельно реалистично, без визионерского искажения], на фоне толпы в траурных одеждах происходит чудо. Святые Стефан и Августин (первый в диаконском, второй в епископском облачениях) почтительно поддерживают тело графа. Мальчик слева, указывающий на сцену погребения — сын Эль Греко, Хорхе Мануэль, будущий помощник отца. На носовом платке, выглядывающем из его кармана художник поставил свою подпись по-гречески и год рождения сына — 1578. Портрет самого Эль Греко легко найти: он располагается выше поднятой руки над головой святого Стефана]. И отец, и сын смотрят прямо на зрителя, устанавливая с ним контакт . Колорит картины необычайно богат: на фоне чёрных одеяний выделяются шитые золотом далматики святых. Художник демонстрирует своё мастерство в передаче не только цвета, но и фактуры материала: блеска металла рыцарских доспехов графа, в которых отражается фигура святого Стефана, прозрачной ткани священнического стихаря. На далматике святого Стефана Эль Греко изображает сцену его мученичества. В верхней части композиции господствует гармония переливающихся всеми оттенками серого и цвета слоновой кости, которые сочетаются с тёплой охрой. Экспрессивные взгляды и жесты персонажей делают сцену чрезвычайно динамичной
Эль Греко. Успение Богородицы ок. 1567 года. Предполагается, что композицию этого образа художник повторил в «Погребении графа Оргаса»
Несмотря на реминисценции из произведений мастеров византийской живописи, венецианской школы, Высокого Возрождения и маньеризма, Эль Греко, точно следуя пожеланиям заказчика в изображении легенды, тем не менее создал абсолютно оригинальную работу, алтарный образ нового типа. Пространство картины трактовано условно: нет линии горизонта, отсутствует перспективная глубина
.
Дополнение: еврейские коллекционеры в Будапеште начала XX века
К началу XX века коллекционерская деятельность в Будапеште переживала золотой век, причем ее основными представителями были как раз Немеш, Херцог и другие представители элитного еврейства. Это были разбогатевшие буржуа, которые собрали в своих виллах на холмах Буды и во дворцах на стороне Пешта впечатляющие художественные богатства, делавшие эти дома больше похожими на частные музеи. Столь интенсивной деятельности в сфере коллекционирования предметов искусства, какая наблюдалась в этот период в Будапеште, не было ни в одной другой стране Центральной Европы.
Еврейская буржуазия в ту эпоху занимала видное положение в венгерском обществе: это были крупные банкиры, юристы, доктора, предприниматели, представители финансовой элиты… Многие из них были посвящены в рыцари самим императором Францем-Иосифом. Они были членами парламента и завсегдатаями элитных клубов и салонов, покровителями искусства и учредителями литературных обществ. Зачастую они были большими патриотами Венгрии, чем сами этнические венгры. Они были в большей степени интегрированы в венгерское общество и ощущали себя в Будапеште в большей степени «своими», чем евреи в Праге или Вене. Многие из них давно приняли христианство, имели дворянский титул. Однако именно искусство и литература стали для этих людей основным механизмом закрепления своего аристократического статуса в социуме: чуть ли не каждый представитель еврейской элиты в Будапеште рубежа XIX-XX вв. тратил свою энергию и средства на коллекционирование произведений искусства.
Перечень использованных в статье репродукций картин из собрания Немеша (позднее частично находившихся в собрании Херцога):
1) Якопо дель Селлайо. Иоанн Креститель. Около 1485 года.
2) Полидоро да Ланчано (ок. 1515–ок 1565). Христос и грешница.
3) Бартоломеус Брейн Старший (1493–1555). Портрет юриста Петруса фон Клаписа. Около 1528 года.
4)Эль Греко (1541–1614). Кающаяся Мария Магдалина. Около 1589 года.
5) Эль Греко (1541–1614). Снятие одежд с Христа. Около 1600 года.
6) Эль Греко (1541–1614). Святое семейство со святой Анной. Около 1605 года.
7) Эль Греко (1541–1614). Моление о чаше (Христос на Масличной горе). Около 1608 года.
Адам Маньоки (1673 — 1757). Портрет Ференца II Ракоци. 1724 год.
9) Михай Мункачи (1844–1900). Христос перед Пилатом. 1880 год.
10) Йожеф Рипль-Ронаи (1861–1927). Дядя Пьячек и куклы (Piacsek bácsi babákkal). 1905 год.
11) Йожеф Рипль-Ронаи (1861–1927). Портрет Марселя Немеша. 1912 год.
12) Йожеф Рипль-Ронаи (1861–1927). Лайош и Эдён, мои братья (Lajos és Ödön). 1918 год.
13) Оскар Кокошка (1886–1980). Портрет Марселя Немеша. 1928/29 год.
Погребение графа Оргаса — Эль Греко
Картина испанского живописца Эль Греко «Погребение графа Оргаса». Размер картины 480 x 360 см, холст, масло. Слава Эль Греко в Испании достигла вершины после создания для скромной приходской церкви Санта-Томе великолепной картины «Погребение графа Оргаса» на сюжет старинной легенды.
В большинстве своем картины художника, написанные на сюжеты Нового завета, обладают известным единообразием художественных решений. Греко часто возвращался к одним и тем же образам. Среди произведений подобного рода выделяется его знаменитая картина «Погребение графа Оргаса». В основу ее сюжетного замысла положена средневековая легенда о чудесном погребении благочестивого графа Оргаса святыми Августином и Стефаном. Торжественно-скорбная сцена погребальной церемонии помещена в нижней зоне картины. Вверху разверзается небо, и Христос во главе сонма святых принимает душу усопшего. И здесь мистическое чудо составляет основное содержание картины. Однако ее образное решение отличается гораздо большей сложностью и глубиной, чем в других произведениях мастера.
В этом полотне слиты в гармоническом единстве как бы три плана представления художника о мире. Его чисто визионерское восприятие воплощено в верхней, небесной зоне. Вместе с тем изображение участников погребальной мессы — монахов, духовенства и особенно толеданского дворянства, в образах которых Эль Греко создал превосходные портреты своих современников, вносит в картину ощущение реальности. Но и эти реальные участники погребения графа Оргаса сопричастны чуду. Их духовные переживания с удивительной утонченностью воплощены в тонких бледных лицах, в сдержанных жестах хрупких рук — как бы всплесках внутреннего чувства.
Наконец, своего рода синтез конкретно-реального и отвлеченно-возвышенного несут в себе образы святых Августина и Стефана, которые на переднем плане бережно поддерживают тело усопшего. Нигде у Эль Греко печаль, глубокая нежность и скорбь не были выражены с такой человечностью. И в то же время образы святых — само воплощение высшей духовной красоты.
Обращение живописца Эль Греко к теме жизни и смерти, к непосредственной передаче мира человеческих чувств и их идеальному преображению придает картине исключительную содержательность и многозвучность. Сложное сопоставление различных образных планов проявляется даже в частностях. Так, парчовая риза святого Стефана украшена изображениями эпизодов из его жития — побиения святого камнями. Это не просто нарядная вышивка, а целая картина типичного для Эль Греко призрачного характера. Введение подобного мотива как бы совмещает в изображении прекрасного юноши настоящее и прошлое, придает его образу многоплановый оттенок. И в колористическом звучании картины, написанной в великолепной торжественно-траурной гамме с акцентами бело-серебристых, желтых, темно-синих и красных тонов, слиты различные живописные решения.
Условному нереальному колориту небесной сферы, где прозрачные облака озарены внутренним светом, противостоят более весомые, темные, серо-черные тона нижней зоны в одеждах дворян, монашеских рясах, в сверкающих холодным блеском металлических латах Оргаса. Своеобразным объединением этих противоположных тенденций являются фигуры святых Августина и Стефана. Сохраняя меру реальности, яркие на темном фоне пятна их тяжелых златотканых риз вместе с тем фантастически переливаются в сиянии розовато-красного света погребальных факелов.
Колорит
Он весь построен на торжественном и траурном слиянии черных, серебристо-серых и золотистых холодных тонов. Выделяются красные, черные, синие и желтые акценты. Но даже золотые одеяния святых не несут тепла. Холодно светят и факелы, один из которых почти касается крыла ангела в холодном желтом с зеленоватыми отблесками одеянии. Оно словно надуто ветром, который его поднимает в небесные сферы. Весь заоблачный мир наполнен плотными, но одновременно полупрозрачными, с твердыми краями, серовато-серебристыми облаками. На них играют разнообразные тени от черно-серых до холодных, нежно-голубоватых.
Смотреть галерею
Ярко выделяются только белеющая фигура Иисуса, уходящая в золотистые глубины, крупно выписанный Иоанн Креститель и алое платье с синим плащом Марии. Она, опустив руку, касается полупрозрачной пелены, в которую завернута душа графа, и по-матерински ее встречает. Так написал Эль Греко «Погребение графа Оргаса». Описание не может передать, как соединил художник реальный и возвышенный миры в картине.
Биография
Для испанского языка фамилия Теотокопулос была слишком сложной, поэтому после переезда в Толедо художник стал называть себя Доменико Греко, или просто Эль Греко. Псевдоним отражал происхождение – он появился на свет на Крите, а второй родиной для него стала Испания.
Предполагаемый портрет Эль Греко
Здесь в конце 16 – начале 17 века живописец создал известные во всем мире полотна, в том числе «Погребение графа Оргаса» и «Снятие пятой печати», которые считаются образцами маньеризма. Напряженная композиция, контраст красок и множественность источников света – все в произведениях Эль Греко работало на достижение и выражение наивысшей драматичности. Его наследие повлияло на деятелей искусства, в том числе Пабло Пикассо, Поля Сезана, Эдуарда Мане.
Творчество Греко
Расцвет творчества Эль Греко наступил в Испании, куда он отправился в 1577 году. Не получив признания при дворе в Мадриде, он поселяется в Толедо, где в скором времени получает заказ на сооружение главного алтаря в монастыре Санто-Доминго эль Антигуо.
Благодаря алтарным картинам «Троица», «Воскресение Христа» и др. художник приобрел широкую известность.
В 1579 г. для толедского собора Эль Греко исполняет «Эсполио» («Снятие одежд с Христа»). Композиция имела невиданный успех, однако этот заказ повлек за собой и первый судебный процесс, затеянный капитулом собора за «отклонение от канонов иконографии». Тяжбу художник выиграл. Впоследствии мастер сделал 17 повторений картины («Снятие одежд с Христа»).
Эль Греко был выдающимся портретистом. В Толедо он создал целую портретную галерею своих знаменитых современников: кардинала Таверы, ученого А. де Коваррубиаса, поэта И. де Себальоса. Один из самых знаменитых — портрет инквизитора Ниньо де Гевары.
Свою красавицу-жену, аристократку Иерониму де Куэвас, художник запечатлел на полотне «Портрет дамы в мехах». На многих картинах изображен их единственный сын Хорхе Мануэль.
Художника занимают мотивы мученичества святых («Мученичество св. Маврикия»), тема «святого семейства» («Святое семейство»), сюжеты из жизни Иисуса Христа («Несение креста», «Моление о чаше»).
Особое место в искусстве Эль Греко занимают образы святых; художник нередко изображает их беседующими друг с другом («Св. Иоанн и св. Франциск», «Апостолы Петр и Павел»). В творчестве Эль Греко нашли отражение местные предания, связанные с христианской верой и христианской церковью («Погребение графа Оргаса»).
Поздние работы Эль Греко («Лаокоон», «Снятие пятой печати»), в которых воображение художника принимает причудливые, ирреальные формы, не были поняты современниками.
Последней значительной работой Эль Греко стал пейзаж «Вид Толедо». Тяжело больной, почти лишенный возможности передвигаться, Эль Греко до последнего дня продолжал творить. Скончался художник 7 апреля 1614 г. и был похоронен в церкви Санто-Доминго эль Антигуо, украшенной его первыми живописными произведениями.
Эль Греко: биография
Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 г. на о. Крит. Долгое время он жил в Испании, где стал представляться как Эль Греко. Но подпись на своих произведениях пишет по-гречески, указывая настоящее имя.
До 25 лет о его биографии практически ничего не известно. Отец — сборщик налогов, мог дать сыну хорошее образование. Позже Эль Греко подружился с известными учеными. В его домашней библиотеке было более 130 рукописей по разным сферам науки на пяти языках. Факт, который может сказать о многом.
В архивах 1566 г. обнаружены документы, где его величают «мастер Доменико Теотокопули». Сохранились работы того периода, где его произведения в традициях икон Византии. Хотя это, конечно, выглядит достаточно странно, потому что семья мастера посещала римскую католическую церковь.
В 1568 г. мастер на пару лет перебрался в Венецию. Некоторые архивные документы указывают на то, что он обучался у великого Тициана.
Эль Греко провел в Риме 5-6 лет. Он познакомился с живописцем Дж. Кловио, по просьбе которого кардинал Фарнезе поселил его в своем дворце.
В 1572 г. художник был принят членом гильдии св. Луки и периодически наведывался в Венецию. Там он познакомился с видными религиозными деятелями. Служащий кардинала Орсини, купил у мастера семь больших картин. Но больше выгодных заказов не поступало. Это стало главной причиной отъезда в Толедо.
Толедо
Здесь дела быстро наладились. В 1577 г. он завершил «Успение Богородицы». Затем приступил к созданию образа «Снятие одежд с Христа». Это полотно, представленное на суд зрителя в 1579 г., стало популярно. Мастер долгое время писал с него копии, которые быстро раскупались.
«Совлечение одежд с Христа». 1577–1579 . Толедский собор, Толедо, Испания
В Толедо мастер женился на Иерониме де лас Куэвас. Брак не был зарегистрирован в мэрии. По этой причине в городе ходили всевозможные догадки и невероятные слухи.
Одни говорили, что иностранец не получил нужные для заключения брака документы. Другие шепотом рассказывали, что он женат, но оставил семью на произвол судьбы. Однако личная жизнь мастера остается тайной.
Имя живописца встречается во многих архивах по поводу его договоров на исполнение заказов. Но в архивах не удалось найти ни одного письма самого мастера.
“Вид Толедо перед грозой” 1610-1614. Метрополитен-музей Нью-Йорк
Эль Греко был умным человеком, но часто гордился тем, что создает величественные произведения искусства. Иногда это было похоже на высокомерность.