Утопленницы барокко, символы брюллова и кровавые трагедии фриды кало. образ женской смерти в искусстве

Хроники умирания в серии Фердинанда Ходлера

Швейцарский символист Фердинанд Ходлер, по утверждению биографов, был одержим женщинами и смертью. Еще в детстве он потерял всех своих близких и остался сиротой. Его мать умирала от туберкулеза на его глазах.

В 1908 году он познакомился с парижанкой Валентин Годе-Дарель, которая была на 20 лет моложе. В 1913 году у пары родилась дочь. В том же году Валентин диагностировали рак матки. Несмотря на то, что Ходлер был женат и имел связи с другими женщинами, он оставался с Валентин на протяжении всей болезни и до самого конца.

Фердинанд Ходлер, «Валентин Годе-Дарель в больнице», 1914 год

Ходлер создал серию из 62 живописных и графических работ, в которых безжалостно и натуралистично изобразил все этапы долгого и мучительного умирания своей любовницы. Подчеркнуто горизонтальный ритм его картин и рисунков несет в себе знак смерти. Сам художник говорил, что никто никогда не делал ничего подобного.

Фердинанд Ходлер, «Валентина Годе-Дарель на смертном одре», 1915 год

На следующий день после кончины Валентин Годе-Дарель Ходлер нарисовал ее последний портрет на смертном одре. Работа напоминает «Мертвого Христа» Гольбейна, которым так восхищался швейцарский художник.

Фигура подчинена строгому композиционному решению, на что указывает лежащая в основе карандашная сетка. Мрачные цвета и черный контур подчеркивают истощенность тела, измученного долгой болезнью.

Политика и любовь

Со своим мужем, художником Диего Риверой, Фрида впервые познакомилась еще в годы студенчества в «Препаратории». Он был на 20 лет старше, состоял в коммунистической партии и считался одним из самых известных в Мексике художников. После того, как Фрида начала писать и участвовать в выставках, простое знакомство переросло в страстную привязанность. В 1928 году Фрида вступила в компартию, а через год вышла замуж за Диего. Этих людей объединяли общие политические убеждения, любовь к искусству, однако, бурный темперамент стал причиной постоянных ссор, скандалов, страстных расставаний и таких же страстных возвращений друг к другу. Фрида говорила потом, что в ее жизни были две аварии: одна, когда автобус столкнулся с трамваем, а вторая — Диего. Одним из самых острых переживаний Фриды стала невозможность родить ребенка. Травма дала о себе знать: все три ее беременности завершились выкидышами.

В 1937 году в доме Диего и Фриды нашел убежище Лев Троцкий. И вновь политические и любовные предпочтения слились воедино в истерзанной душе Фриды. Между художницей и беглым творцом русской революции вспыхнула обоюдная страсть. Говорят, что Троцкий был вынужден покинуть дом, где он был в безопасности, именно потому, что их связь перестала быть секретом.

Творчество

Картины Фриды — пестрая смесь национального фольклора доколумбовой Америки, мотивов европейского Возрождения, сюрреализма и наивного искусства. Она писала себя: в виде женщины, утыканной гвоздями со сломанной колонной вместо позвоночника, как распластанное и окровавленное тело на больничной койке, как черноволосую мученицу, вокруг которой парят ее нерожденные дети, как хрупкую маленькую фигурку рядом с Диего, похожим на доброго великана… Эти картины рождались в муках, как настоящие дети, поскольку в жизни Фриды не было, наверное, ни одного дня, когда она не страдала бы от боли. И только кисти и краски позволяли ей забыть о своих увечьях. Она выезжала вслед за мужем в Америку, во Францию, и эти путешествия только обостряли ее любовь к Мексике, стране загадочных, наивных и страстных людей, взгляд которых мы ловим каждый раз, когда смотрим на один из автопортретов Фриды.

Картины мексиканской художницы

Автопортрет в образе Техуаны Автопортрет посвященный Доктору Элоессеру

Автопортрет посвященный Леву Троцкому (Между занавесок)

Автопортрет с косой

Автопортрет с обезьянками

Автопортрет с попугаями

Автопортрет с портретом Диего на груди и Марией между бровей

Автопортрет

Без надежды

Всего-то несколько царапин!

Госпиталь Генри Форда

Две обнажённые в лесу (Моя медсестра и я)

Две Фриды

Жизнь и времена

Корни

Маленькая лань

Марксизм подарит больным здоровье

Мои бабушки и дедушки, мои родители и я

Моисей (Ядро Создания)

Моя нянька и я

Объятия вселенской любви, Земля, я, Диего и Коатль

Память (сердце)

Тут висит мое платье

Фрида и Диего Ривера

Смерть

Прощальная вечеринка

Вечером ее смерти Хейл неофициально развлекал некоторых друзей; она сказала им, что планирует долгую поездку, и пригласила их на прощальную вечеринку. Среди гостей этой неформальной «последней вечеринки» были миссис Брок Пембертон ; Принц дель Драго Италии; художница Дороти Суинберн, которая была замужем за адмиралом Люком МакНэми (президентом компании McKay Radio and Telegraph); и Маргарет Кейс (позже Гарриман, дочь Фрэнка Кейса ), редактор Vogue, которая впоследствии написала «Порочный круг» . После вечеринки Хейл пошел в театр с мистером и миссис Дж. П. Морган, чтобы посмотреть пьесу Стокса « Оскар Уайльд» .

Побывав в театре, Хейл вернулась в свой дом — однокомнатную квартиру-студию с мини-кухней на 16-м этаже Хэмпшир-хауса — около 1:15 утра, оставив большое количество друзей на вечеринках в клубе « 21» . По-видимому, следующие четыре часа она провела за пишущей машинкой, составляя прощальные записки для друзей: одна для Баруха, выражающего сожаление, что не послушалась его совета; и один своему поверенному, инструктирующий, как обращаться с ее имуществом и похоронами.

21 октября 1938 года в 5:15 утра Хейл выбросилась из окна своей квартиры. Было обнаружено, что она все еще была в своем любимом роковом черном бархатном платье Madame X с букетом маленьких желтых роз, подаренных ей Ногучи.

Хотя The New York Times освещала ее смерть, соответственно, Хопкинс считал, что Барух использовал свое влияние, чтобы приглушить сообщения о самоубийстве Хейла и не допустить его причастности к этому делу.

В своем интервью для книги Эрреры о Фриде Кало Ногучи сказал о Хейле:

Картина Фриды Кало

Фрида Кало. Самоубийство Дороти Хейл , 1939, масло на масоните, 60,4 x 48,6 см, Художественный музей Феникса , Феникс, Аризона. Перевод легенды: «В городе Нью-Йорк в двадцать первый день октября 1938 года. в шесть часов утра миссис Дороти Хейл покончила жизнь самоубийством, выбросившись из очень высокого окна здания Хэмпшир-хаус. В ее памяти это ретабло, исполненное Фридой Кало ». * Слова «миссис Клэр Бут, заказанная Люси» были вырезаны из легенды Ногучи по просьбе Люси после того, как Кало передала заказ.

Подруга Хейла Клэр Бут Люс , горячая поклонница мексиканской художницы Фриды Кало , почти сразу же поручила Кало нарисовать recuerdo (воспоминание) портрет их покойного общего друга, так что, по словам Кало, «ее жизнь не должна быть забыта». Люси понимала, что recuerdo — это идеализированный мемориальный портрет, и, несомненно, ожидала получить обычный портрет у камина за свои 400 долларов. После показа в марте в Париже законченная картина прибыла в августе 1939 года: Люси утверждает, что она была так шокирована развернутой картиной, что «чуть не потеряла сознание».

Кало создала графическое повествовательное ретабло , детализирующее каждый шаг самоубийства Хейла. На нем изображена Хейл, стоящая на балконе, упавшая насмерть, а также лежащая на окровавленной мостовой внизу. Люси была так оскорблена, что всерьез подумала о его уничтожении, но вместо этого она попросила скульптора Исаму Ногучи нарисовать часть легенды, которая носила имя Люси. Люси просто оставила работу в ящике на попечение Фрэнка Крауниншилда только для того, чтобы снова получить ее спустя десятилетия, когда наследники Крауниншилда обнаружили ее на складе. Она анонимно пожертвовала его Художественному музею Феникса , где он был в конечном итоге объявлен даром Люси. Музей остается в собственности, хотя картина часто участвует в выставках работ Кало.

В 2010 году картина была включена в «широкий обзор» карьеры Ногучи на выставке «Как стать художником: Исаму Ногучи и его современники, 1922–1960» в музее Ногути в Лонг-Айленд-Сити, Квинс, Нью-Йорк.

Художественная карьера

Хотя она никогда не считала себя сюрреалисткой, в 1938 году Кало подружилась с одной из главных фигур этого художественного и литературного движения, Андре Бретоном. В том же году у нее была крупная выставка в нью-йоркской галерее, на которой было продано около половины из 25 картин, показанных там. Кало также получила два заказа, в том числе один от известного редактора журнала Клэр Бут Люс, в результате шоу.

В 1939 году Кало на некоторое время переехал жить в Париж. Там она выставила некоторые из своих картин и подружилась с такими художниками, как Марсель Дюшан и Пабло Пикассо.

В 1941 году Кало получила заказ от мексиканского правительства на пять портретов важных мексиканских женщин, но не смогла закончить проект. В тот год она потеряла своего любимого отца и продолжала страдать от хронических проблем со здоровьем. Несмотря на ее личные проблемы, ее работа продолжала расти в популярности и была включена в многочисленные групповые шоу примерно в это время.

В 1953 году Кало получила свою первую персональную выставку в Мексике. Будучи в то время прикованным к постели, Кало не пропустила открытие выставки. Приехав на машине скорой помощи, Кало провела вечер, разговаривая и празднуя с участниками мероприятия, не выходя из кровати с балдахином, установленной в галерее специально для нее.

После смерти Кало феминистское движение 1970-х годов привело к возобновлению интереса к ее жизни и работе, поскольку многие считали Кало иконой женского творчества.

Дерзкая ученица, с первой встречи покорившая сердце художница

1922 год. 36-летний Диего расписывал аудиторию в Национальной подготовительной школе Мехико, пока какая-то девочка пряталась за колоннами и выкрикивала в его сторону ехидные шутки. Мужчина ещё не подозревал, как сильно влюбится в эту малышку.

Прошло несколько дней, Ривера работал на лесах. Был вечер, художник уже изрядно устал, и ему помогала жена Лупе Марин. Тут за дверью раздался какой-то шум и смех, а затем в аудиторию втолкнули девочку.

Это была 15-летняя брюнетка с не слишком примечательной внешностью. Со рдеющими щеками, хромавшая на одну ногу, запыхавшаяся, одетая, как любая другая ученица. Она выглядела так же, как и все её ровесницы, и на первый взгляд, ничем от них не отличалась. Но забыть её было невозможно. Она была особенная.

Потом Диего вспоминал:

Девочка села рядом и несколько часов молча следила за работой художника, внимательно рассматривая каждый новый мазок. Спустя время Лупе начало это смущать, она стала задавать незнакомке вопросы, делать замечания её внешности и оскорблять. Фрида и пальцем не повела, невозмутимо продолжив следить за работой живописца.

Рождение художницы

Много месяцев девушка была прикована к больничной койке, обездвижена специальным корсетом. Свободными были лишь ее руки. Именно тогда она попросила отца принести ей кисть и краски. Для Фриды сделали специальный подрамник, чтобы она могла рисовать лежа. В больничной палате у художницы не было никакой натуры, кроме собственного отражения в зеркале. И тогда Фрида написала свой первый автопортрет. Именно автопортреты стали главной темой ее творчества. «Я пишу себя, — говорила она, — потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего».

«Фрида — деревянная нога»

В шесть лет Фрида заболела полиомиелитом, болезнь приковала задорную, непоседливую малышку на девять месяцев к постели. Белые простыни, сменяющие друг друга медсестры, боль и лекарства стали постоянными спутниками ее жизни. Девочка поправилась, но из-за атрофированных мышц навсегда осталась хромой — за это местная детвора называла ее «Фрида — деревянная нога».

Отец взял на себя заботу о больной дочке. Он придумал для нее целый комплекс упражнений, который казался в то время немыслимым для девочки из уважаемой мексиканской семьи. Она каталась на роликах и ездила на велосипеде, хотя эти виды спорта традиционно считались мужскими, а также занималась греблей и борьбой, играла в мяч. Хромота со временем стала менее заметной, но нога оставалась очень худой. Фрида пыталась это скрыть, надевая несколько пар чулок под высокие сапоги, а позже носила брюки и мешковатую одежду.

Американский период

В США Диего рисовал фрески для фондовой биржи в Сан-Франциско и Калифорнийской школы изящных искусств. Как и в Мексике, в США Диего был знаменитостью, Фриду же знали только как его жену. В это время ее представили известным американским фотографам и художникам, в том числе Николасу Мюрею, с которым у нее завязался 10-летний роман.

Шесть месяцев в Сан-Франциско стали продуктивными для Фриды — она написала одну из самых знаменитых картин «Фрида и Диего Ривера». Это двойной портрет. На картине Фрида и Диего стоят держась за руки — это символ любви. В руках у Риверы палитра и кисть, потому что Фрида всегда восхищалась его талантом

В отличие от других работ, где много красок и разных сцен, в этой нет ничего, что могло бы отвлечь внимание от персонажей. Неожиданно для самой Фриды полотно оказалось на ежегодной выставке Общества женщин-художников — это был первый раз, когда ее работу представили публике

Фрида и Диего Ривера, 1931

После короткого возвращения в Мексику Кало с Риверой снова приехали в США в 1932 году, на этот раз в Детройт. В этот приезд Фрида уже бегло говорила по английски и не стеснялась общаться с прессой. В первый же день она сказала, что из них двоих она — лучший художник.

Многие аспекты жизни в США ей не нравились. Американцы в большинстве своем казались Кало скучными и черствыми. В письме к подруге Фрида писала: «Я видела здесь тысячи людей, которые испытывают самые ужасные страдания без еды и без сна. Ужасно видеть богачей, которые устраивают вечеринки ночью и днем в то время, как тысячи людей умирают от голода». В Детройте ее также возмущало, что некоторые гостиницы не принимали еврейских гостей.

В художественном плане год проходил хорошо. Кало стала пробовать новые техники, например, травления и фрески, стала делать упор на темы боли, хрупкости тела, человеческих страданий. Она пишет несколько картин в манере ретабло (мексиканские небольшие красочные картинки, нарисованные в благодарность святым). Среди картин, написанных в манере ретабло, — знаковые «Больница Генри Форда» и «Автопортрет на границе Мексики и США».

Больница Генри Форда, 1932 год

Автопортрет на границе Мексики и США, 1932 год

Первая нарисована после второго выкидыша. На ней Фрида лежит на больничной койке. Над животом держит три красные, как артерии, ленты. Конец первой ленты превращается в пуповину, которая ведет к зародышу, — это ребенок, потерянный при выкидыше. Над изголовьем кровати витает улитка — символ медленного течения неудавшейся беременности. Анатомическая модель нижней части туловища над изножьем кровати, так же, как и модель кости внизу справа, указывают на причину выкидыша — поврежденные при аварии позвоночник и таз. Устройство внизу слева может символизировать собственные «негодные» мускулы, которые не позволили ей сохранить ребенка. Пурпурную орхидею, изображенную в центре под кроватью, принес Фриде в больницу Диего.

Вторая картина демонстрирует двойственное отношение Фриды к США. Кало изображает себя на пьедестале в виде живой статуи с флажком Мексики в руке. Ее фигура разделяет композицию на две части. Слева — родная Мексика, ее история и символы, включенные в круговорот природы. Справа — образ США, где царят машины, небоскребы, механизмы и дымят трубы.

И хотя ни одна из написанных в этот год работ не была представлена на выставках в Детройте, местная газета сделала интервью с Фридой, которе сниходительно озаглавили: «Жена мастера росписи балуется произведениями искусства».

110 лет Фриде Кало и 65 картин художницы-коммунистки

Сегодня исполняется 110 лет Фриде Кало. Мексиканской художнице и коммунистке. У нее была яркая жизнь, и в дни юбилеев как раз про это много пишут. Самкульт же предлагает вам посмотреть на работы художницы, которая писала не только автопортреты, да и автопортреты мы видели далеко не все.

Фрида была смелой женщиной и писала свои автопортреты даже с кесаревым сечением. Она перенесла в юности тяжелейшую аварию и всю свою жизнь была тяжело больна. Она не дожила даже до 50 и написала сотни работ, которые завораживают по сей день и поражают своей отвагой.

Учитесь искусству и жизни у Фриды!

Четыре жителя Мехико.

Кокосы

Диего и Фрида

Диего и Я

Огненный цветок (Цветок Жизни)

Девочка и маска Смерти

Фуланг Чанг и Я

Плоды земли

  • Плоды жизни
  • Фрида и Диего Ривера
  • Фрида и кесарево сечение
  • В госпитале Генри Форда
  • Раненный олень
  • Самоубийство Дороти Хейл
  • Маска
  • Любовь обнимает Вселенную, Землю, Мехико, меня, Диего и господина Ксолотля
  • Сон (Кровать)
  • Ушедший Димас (Портрет мертвого мальчика — согласно мексиканской традиции XVI века)
  • В автобусе
  • Сломанная колонна
  • Натюрморт с испуганной невестой
  • Птенчик
  • Автопортрет со Сталиным
  • Автопортрет с обрезанными волосами
  • Автопортрет для доктора Элоессера
  • Автопортрет в костюме тихуанки. (Думая о Диего)
  • Автопортрет на границе США и Мексики
  • Автопортрет 2
  • Корни
  • Портрет Мигеля и Лиры
  • Портрет Лютера Бербанка
  • Портрет Лючи Марии, девушки из Тихуаны
  • Портрет семьи Фриды
  • Портрет Розиты Морильо
  • Портрет Диего Риверы
  • Портрет моей сестры Кристины
  • Портрет женщины в белом
  • Портрет Алисии Галант
  • Портрет Алехандро Гомеса Ариаша
  • Питхайя
  • Моя няня
  • Мои предки и я
  • Мое платье висит там
  • Мое рождение
  • Моисей
  • Автопортрет в попугаями
  • Я и моя кукла
  • Что я вижу в воде
  • Марксизм излечивает больных
  • Магнолии
  • Живая природа
  • Пейзаж
  • Автопортрет с ицкуинтли
  • Автопортрет в рамке

Автопортрет с портретом доктора Фарила. Последний большой автопортрет Фриды.

Брак голубки и слона

Сам Диего Ривера так описывал одну из первых встреч с Фридой: «Я работал на одной из фресок в здании Министерства образования, когда услышал: «Диего, пожалуйста, спустись оттуда! Я хочу обсудить кое-что важное с тобой!» Я повернул голову и посмотрел вниз. На земле подо мной стояла девушка лет восемнадцати

У нее было прекрасное нервное тело, увенчанное тонким лицом. Ее волосы были длинными; темные и густые брови сходились над переносицей. Они были похожи на крылья черного дрозда, и их черные арки обрамляли два темных карих глаза».

Фрида Кало и Диего в Мехико, 1933. Фотограф: Martin Munkácsi

Фрида сказала Ривере: «Я пришла сюда не ради удовольствия. Мне нужно заработать на жизнь. Я написала несколько картин и хочу, чтобы ты оценил их как профессионал. Мне нужно честное мнение, потому что я не могу просто тешить свое тщеславие. Я хочу, чтобы ты честно сказал мне, смогу ли я стать достаточно хорошим художником, чтобы это стоило моего времени. Посмотришь на них?»

Кало показала ему три портрета. Ривера был впечатлен, в полотнах он считал необычную энергию, характер и в то же время серьезность. В них не было тех приемов, к которым обычно прибегают начинающие художники, чтобы показаться оригинальными. Напротив, Ривера видел в них честность и самобытность. Для него было очевидно, что Фрида — настоящая художница

«Тогда я об этом еще не знал, но Фрида уже стала самой важной частью моей жизни. И оставалась до самой своей смерти на протяжении последующих 27 лет», — писал Диего

Несмотря на то, что Ривера был старше Кало на 20 лет, они начали встречаться и планировали пожениться. Мать Фриды были против союза и назвала его браком между голубкой и слоном: Ривера был высоким и грузным, а Кало — миниатюрной и хрупкой. Отец же брак одобрил. Он знал, что Ривера богат и сможет без труда содержать семью.

После свадьбы Фрида и Диего переехали в штат Морелос, где во время гражданской войны проходили одни из самых тяжелых боев. Это переезд оставил отпечаток на творчестве Кало. Она все больше черпала вдохновение в мексиканском народном искусстве. Также, по мнению историка Андреа Кеттенманна, на нее серьезно повлиял трактат мексиканского художника Адольфо Бест Моугарда. В ее работах можно найти приемы, которые он в целом описывал: отсутствие перспективы и сочетание элементов доколумбийского и колониального периодов мексиканского искусства.

Подобно многим мексиканским художницам Фрида стала носить платья доиспанской эпохи: длинные красочные юбки — костюм теуаны, сложные головные уборы и массивные украшения. Такой стиль помогал Фриде выразить свои феминистские и антиколониальные идеалы, она не хотела подчиняться европейской моде — и своему стилю она оставалась верна, даже когда они с Диего в 1931 году переехали в Сан-Франциско.

Ранняя жизнь

Магдалена Кармен Фрида Кало Кальдерон родилась 6 июля 1907 года в Койоакане, Мехико, Мексика. Отец Кало, Вильгельм (также называемый Гильермо), был немецким фотографом, эмигрировавшим в Мексику, где он познакомился и женился на ее матери Матильде. У нее было две старшие сестры, Матильда и Адриана, а ее младшая сестра Кристина родилась через год после Кало.

Примерно в возрасте шести лет Кало заболела полиомиелитом, из-за чего была прикована к постели на девять месяцев. Хотя она оправилась от болезни, она хромала при ходьбе, потому что болезнь повредила ее правую ногу и ступню. Ее отец поощрял ее играть в футбол, плавать и даже бороться — весьма необычные движения для девушки в то время — чтобы помочь ей выздороветь.

В 1922 году Кало поступила в знаменитую Национальную подготовительную школу. Она была одной из немногих учениц, посещавших школу, и стала известна своим веселым духом и любовью к яркой, традиционной одежде и украшениям. В школе Кало общался с группой политически и интеллектуально единомышленников. Став более политически активной, Кало вступила в Коммунистическую лигу молодежи и Мексиканскую коммунистическую партию.

Ранняя жизнь

Магдалена Кармен Фрида Кало Кальдерон родилась 6 июля 1907 года в Койоакане, Мехико, Мексика. Отец Кало, Вильгельм (также называемый Гильермо), был немецким фотографом, эмигрировавшим в Мексику, где он познакомился и женился на ее матери Матильде. У нее было две старшие сестры, Матильда и Адриана, а ее младшая сестра Кристина родилась через год после Кало.

Примерно в возрасте шести лет Кало заболела полиомиелитом, из-за чего была прикована к постели на девять месяцев. Хотя она оправилась от болезни, она хромала при ходьбе, потому что болезнь повредила ее правую ногу и ступню. Ее отец поощрял ее играть в футбол, плавать и даже бороться — весьма необычные движения для девушки в то время — чтобы помочь ей выздороветь.

В 1922 году Кало поступила в знаменитую Национальную подготовительную школу. Она была одной из немногих учениц, посещавших школу, и стала известна своим веселым духом и любовью к яркой, традиционной одежде и украшениям. В школе Кало общался с группой политически и интеллектуально единомышленников. Став более политически активной, Кало вступила в Коммунистическую лигу молодежи и Мексиканскую коммунистическую партию.

Смерть Фриды Кало

Примерно через неделю после своего 47-летия Кало умерла 13 июля 1954 года в своем любимом Голубом доме. Были некоторые предположения относительно характера ее смерти. Сообщалось, что это было вызвано тромбоэмболией легочной артерии, но также были истории о возможном самоубийстве. Проблемы со здоровьем Кало стали почти всепоглощающими в 1950 году. После того, как у нее диагностировали гангрену на правой ноге, Кало провела девять месяцев в больнице и за это время перенесла несколько операций. Она продолжала рисовать и поддерживать политические идеи, несмотря на ограниченную мобильность. В 1953 году часть правой ноги Кало была ампутирована, чтобы остановить распространение гангрены. Глубоко подавленная, Кало была снова госпитализирована в апреле 1954 года из-за плохого самочувствия или, как указывали некоторые сообщения, попытки самоубийства. Через два месяца она вернулась в больницу с бронхиальной пневмонией. Независимо от ее физического состояния, Кало не позволяла этому встать на пути ее политической активности. Ее последним публичным выступлением стала демонстрация против поддерживаемого США свержения президента Гватемалы Якобо Арбенса 2 июля.

Дети

Сильнее творческой страсти художницы было только ее желание стать матерью. Однако оно так и осталось мечтой: авария, перенесенная в юности, повлекла за собой три неудачные беременности. Они стали причиной продолжительной депрессии, которую только усугубляли постоянные измены Диего.

Bettmann

Стремление завести ребенка было отчасти бунтом против опеки мужа, который всячески открещивался от роли отца. Фрида прекрасно понимала, что материнство станет помехой для творческого саморазвития и отдалит ее от Диего. Однако в рождении ребенка она видела высший долг перед своим родом, что нашло отражение в работе «Мои бабушки и дедушки, мои родители и я».

«Автопортрет в терновом ожерелье»

Как и большинство мексиканцев, для Фриды особое значение имели символы и знаки. Как и ее муж, Фрида Кало была коммунисткой и не верила в Бога, но вследствие того, что ее мать была католичкой, хорошо разбиралась в христианской символике.

Так и в этом автопортрете, изображение тернового венца служит параллелью с терновым венцом Иисуса. Над головой Фриды порхают бабочки – известный символ воскрешения.

Фрида пишет портрет в 1940 году после развода с Диего Ривера, а потому обезьянку можно воспринимать как недвусмысленный намек на поведение бывшего мужа. На шее Фриды – колибри – символ удачи. Возможно, так художница выражает надежду на скорое избавление от мучений?

Последние годы

В Мехико ее также ждали плохие новости. Ривера потребовал развода, правда публично заявил, что «это вопрос юридического удобства и нет никаких сентиментальных, творческих или экономических причин». Несмотря на развод, они оставались друзьями: она продолжала управлять его финансами и перепиской

После развода художница написала картину «Две Фриды». Здесь изображены две ее личности. Одна — традиционная Фрида в тетуанском костюме, которая так нравилась Диего (справа), вторая — в свадебном платье в викторианском стиле. Обе они несчастны, поскольку любовь одной из них осталась в прошлом, а вторая обречена на жизнь без сердца. И обе они погибают, потому что главная артерия, связавшая их сердца, разрезана, хоть и схвачена хирургическим зажимом. С 1947 картина находится в Национальном институте изящных искусств в Мехико.

Две Фриды, 1947 год

В 1941 году работы Фриды были представлены в Институте современного искусства в Бостоне, а в следующем году она участвовала в двух громких выставках в Нью-Йорке. В 1943 году ее работы включили в выставки «Мексиканское искусство сегодня» в Филадельфийском музее изобразительных искусств и в галерее Гуггенхайма «Искусство этого века». В Мехико она также получила признание. Она выставлялась, принимала участие в художественных конференциях и получила должность преподавателя в школе для художников.

В 1950 году она провела девять месяцев в больнице, перенесла семь операций на позвоночнике, после которых испытывала такие невыносимые боли, что больше не могла работать без болеутоляющих. Ее живопись начинает характеризоваться слабой, торопливой, почти небрежной работой кисти, что является следствием приема сильных препаратов. Желание художницы включить в работы политическое измерение, принести пользу Революции, становится особенно явственным в картинах 1954 года «Марксизм даст здоровье больным», «Фрида и Сталин» и в незаконченном портрете Сталина. Утром 13 июля 1954 года медсестра нашла Фриду мертвой. По ее словам, Кало приняла больше таблеток, чем должна, и умерла от передозировки.

«Автопортрет на границе между Мексикой и Соединенными Штатами»

В начале 1930-х годов вместе со своим мужем Фрида Кало отправилась в Америку. Художница не любила эту страну и была убеждена, что живут там исключительно ради денег.

Посмотрите на картину. На стороне Америки – трубы, заводы, техника. Все окутано клубами дыма. Со стороны Мексики, наоборот, видны цветы, светила и древние идолы. Так художница показывает, насколько дороги ей традиции и связь с природой и древностью, которых не найти в Америке. Для того чтобы выделяться на фоне модных американок, Фрида не переставала носить национальную одежду и сохраняла в себе черты, присущие мексиканкам.

В образе Фриды Кало. Флешмоб на выставке мексиканской художницы

Чтобы быть похожими на Фриду, девушки выбирали яркие платья, вплетали цветы в волосы и рисовали себе густые брови. РИА Новости / Нина Алексеева

Посетительницы в образе художницы Фриды Кало фотографируются на посвященной ей выставке в музее Фаберже в Санкт-Петербурге. РИА Новости / Нина Алексеева

В этот день все посетители в образе художницы попадали на выставку бесплатно и без очереди. РИА Новости / Нина Алексеева

Таким образом, больше гостей смогли посетить ретроспективу картин и прикоснуться к искусству. РИА Новости / Нина Алексеева

Посетительницы в образе художницы Фриды Кало фотографируются на посвященной ей выставке в музее Фаберже в Санкт-Петербурге. РИА Новости / Нина Алексеева

По словам организаторов выставки, такое мероприятие может помочь горожанам получить наиболее точное представление о жизни и творчестве знаменитой художницы. РИА Новости / Нина Алексеева

Посетительницы в образе художницы Фриды Кало на посвященной ей выставке в музее Фаберже в Санкт-Петербурге. РИА Новости / Нина Алексеева

Посетительница в образе художницы Фриды Кало на посвященной ей выставке в музее Фаберже в Санкт-Петербурге. РИА Новости / Нина Алексеева

Посетительницы в образе художницы Фриды Кало на посвященной ей выставке в музее Фаберже в Санкт-Петербурге. РИА Новости / Нина Алексеева

Несчастный случай с Фридой Кало

17 сентября 1925 года Кало и Алехандро Гомес Ариас, школьный друг, с которым у нее были романтические отношения, ехали вместе в автобусе, когда автомобиль столкнулся с трамваем. В результате столкновения Кало была пронзена стальным поручнем, который вошел ей в бедро и вышел с другой стороны. В результате она получила несколько серьезных травм, в том числе переломы позвоночника и таза. Пробыв несколько недель в больнице Красного Креста в Мехико, Кало вернулась домой, чтобы еще больше поправиться. Она начала рисовать во время своего выздоровления и закончила свой первый автопортрет в следующем году, который она подарила Гомесу Ариасу.

Смерть как художественный проект Ханны Уилке

Американская художница-провокатор Ханна Уилке исследовала вопросы женственности, сексуальности и феминизма. Она создавала скульптуры в виде вагин, придумывала перформативные автопортреты и использовала свое тело как объект искусства. Но главной ее работой бесспорно можно считать проект Intra-Venus.

Ханна Уилке, серия SOS, 1974 год, частная коллекция

В начале 1990-х Уилке диагностировали лимфому. Тогда же художница начала работать над серией фотографий, отражающей все этапы лечения и трансформации тела, которые ей пришлось пройти.

Ранее феминистки обвиняли Уилке в гламуризации и нарциссизме — она словно специально эксплуатировала свою красоту и объективировала саму себя. Тем страшнее и поразительнее было видеть, с какой детальной беспощадностью в Intra-Venus художница фиксирует постепенное разрушение своей привлекательности и приближающийся конец.

Само название Intra-Venus — игра слов, отсылающая, с одной стороны, к внутренней Венере — богине красоты, с другой — к слову «внутривенный», ассоциирующемуся с бесконечными сеансами химиотерапии, которые пришлось пережить художнице.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: