История колокольни Ивана Великого
В 1329 году на этом месте, по повелению князя Ивана Калиты, был построен небольшой храм с возведенной над ним колокольней в честь христианского подвижника и богослова Иоанна Лествичника. Среди историков бытует версия, согласно которой перед походом на Псков князь дал обет в случае удачи построить новый храм. Фортуна благоволила Калите, псковский поход завершился без жертв, и конфликт был решен миром.
Новая церковь с внутренним пространством в 5 на 5 метров была возведена всего за 3 месяца. Внешне она была похожа на древние армянские соборы: имела очертания восьмигранника с полуколоннами по углам, внутреннее помещение поделено на части по крестообразному принципу. На втором ярусе церкви разместились 5 колоколов. Прилежащая к ней площадь получила название Ивановской. Здесь оглашались царские указы и другие важные государственные решения.
Новым строительством, начавшимся в 1505 году, руководил итальянский зодчий Бон Фрязин, добившийся исключительной прочности храма. Для этого в его основание вбили дубовые сваи, приобретшие под действием грунтовых вод колоссальную крепость. Они служат до сих пор, хотя глубина фундамента не превышает 4,5 метров. Эту же задачу выполняют толстые стены нижнего яруса, металлические скрепы, замешенный на яйцах строительный раствор.
В 1508 году работа была завершена: 60-метровую двухъярусную колокольню увенчали куполом. Сооружение стало примером удачного перенесения на русскую землю итальянской традиции возведения кампанил ‒ отдельно стоящих башен с церковными колоколами. В 1532 году строительство возобновилось. Итальянский архитектор Петрок Малой приступил к возведению на северной стороне здания 4-ярусной Успенской церкви-звонницы.
В годы царствования Бориса Годунова мастер Федор Конь добавил к колокольне еще один ярус, после чего ее стены взметнулись вверх на 81 метр. Постройка стала самым высоким и красивейшим сооружением Москвы. Такой она оставалась до возведения в 1860 году храма Христа Спасителя. Наряду с религиозным и эстетическим, башня приобрела и стратегическое значение: с ее высоты появление противника обнаруживалось за 30‒40 км.
По архитектурному проекту Бажена Огурцова в 1624 году к северной стороне Успенской звонницы для большого колокола была добавлена еще одна площадка с шатровым покрытием, получившая название Филаретовой пристройки. На этом ансамбль, включающий три уникальных сооружения, был окончательно оформлен и стал своего рода архитектурным центром всех исторических памятников, расположенных на территории Московского Кремля.
Колокольня пережила немало испытаний. Во время войны с Наполеоном здесь разместилась штаб-квартира французов. Отступая, захватчики попытались взорвать Кремль. В итоге были полностью разрушены Успенская звонница и Филаретовская постройка. Сама колокольня устояла, но верхний ярус изуродовала огромная трещина. С вершины купола был сброшен крест. Не обнаружив золота, французы бросили изувеченную святыню возле Успенского собора.
Проект восстановления пострадавшего от разрушений архитектурного комплекса разработал зодчий Луиджи Руски, а воплотил его в жизнь архитектор из Швейцарии Доменико Жилярди. На куполе колокольни Ивана Великого установили новый крест с медными позолоченными листами. При воссоздании разрушенных зданий использовался белый облицовочный камень, также был перемещен на западную часть крыши купол Успенской звонницы.
Многие годы в церкви-колокольне ежедневно совершались богослужения. С приходом Октябрьской революции все изменилось. В 1918 году церковь закрыли, на территории Кремля колокольный звон запретили. Все вернулось на круги своя только в 1992 году, когда в пасхальные дни над российской столицей вновь разнесся переливный звон пяти колоколов Ивана Великого. В Пасху 1995 года уже звонили 20 колоколов Ивановской колокольни.
Особенности архитектуры и интерьера колокольни Ивана Великого
Храм-колокольня Ивана III органично соединил в себе характерные черты зодчества двух различных веков ‒ строгость конструкций, присущую XV столетию, и декоративность отделки, подаренную XVI веком. Немало решений было позаимствовано из итальянского архитектурного наследия. Однако многие из них были творчески переосмыслены и адаптированы к русским традициям.
Цоколь легендарной звонницы возведен из белого тесаного камня. Его сменяет кладка, выполненная из крупного кирпича. Нижние этажи создали единый монолит с фундаментом здания. Второй восьмигранный ярус колокольни стремится повторить очертания первого ‒ массив стен также идентично прорезан несколькими узкими окнами, над которыми располагается открытая галерея с колоколами.
Невероятная стройность и легкость башни достигнута за счет того, что каждый следующий ярус уменьшается по отношению к предыдущему по высоте и диаметру. Аркады на уровне площадок для звона дарят еще больше изящности восьмичастным вытянутым объемам. Декоративные элементы сооружения в виде угловых лопаток, неглубоких ниш-впадин и фигурных межъярусных карнизов, как и подобает классике, лаконичны и одновременно выразительны.
Внутреннее помещение Успенской звонницы переоборудовано под музей. Здесь собраны всевозможные артефакты, наглядно рассказывающие об архитектурном прошлом Кремля. Музейная коллекция знакомит с существующими и уже исчезнувшими постройками. Также действует выставочный зал, где регулярно обновляются разнообразные передвижные экспозиции.
Колокола
Колокола звонницы, 2005Колокольня Ивана Великого и звонница. Монета Банка России — Серия: «Памятники архитектуры России», 3 рубля, серебро, 1993 год
Всего на колокольне Ивана Великого расположено 34 колокола. Русский учёный, писатель и сенатор XIX века Алексей Малиновский (b) писал о звоне Ивановской колокольни: «Когда звонят во все колокола, то все близкое к звукам их приходит в такое сотрясение, что кажется, будто и земля дрожит». Почти все они были перелиты, но сохранили свои исторические названия. На Успенской звоннице и Филаретовой пристройке действует три колокола.
- Основные колокола ансамбля
- Успенский (масса — 65 тонн 320 кг) — второй по величине после Царь-колокола Троицкой лавры (b) . Считается лучшим по тону и звуку. Воссоздан литейщиками Яковом Завьяловым и Русиновым (имя мастера не сохранилось) в 1817—1819 годах из колокола 1760 года весом 58 тонн 165 кг, повреждённого во время взрывов в Кремле в 1812 году. Колокол украшен шестью горельефными (b) портретами членов императорской семьи (b) и рельефными (b) иконами над ними. Имя скульптора осталось неизвестным.
- Реут, или Ревун (масса — 32 тонны 760 кг) — изготовлен по указу царя Михаила Фёдоровича в 1622 году мастером Андреем Чоховым (b) , известным как автор Царь-пушки (b) . После взрыва французскими войсками у колокола отвалились уши, но благодаря искусной реставрации его звон не изменился. В 1855 году во время торжественного звона по случаю восхождения на престол Александра II (b) колокол сорвался с перекладины, пробил пять этажей и убил несколько человек. Его подняли и поставили на место.
- Великопостный, или Семисотный (масса — 13 тонн 71 кг) — расположен на Филаретовой пристройке. Изготовлен в XVIII веке мастером Иваном Моториным (b) , украшен орнаментами (b) в стиле барокко (b) и скульптурными ликами ангелов (b) .
- Памятная монета Банка России, 1998 г. «Всемирные юношеские игры», колокольня Ивана Великого, 1 рубль.Колокола нижнего яруса
- Медведь (масса — 7 тонн 223 кг) — древнейший из сохранившихся до наших дней колоколов. Получил своё название за мощный голос и низкое звучание. Отлит в 1501 году Иваном Алексеевым и перелит в 1775 году Семёном Можжухиным.
- Лебедь (масса — 7 тонн 371 кг) — получил название за звон, напоминающий лебединый крик. Впервые отлит в XVI веке (b) , в эпоху княжения Василия III (b) . Перелит Семёном Можжухиным из старого колокола в 1775 году с сохранением прежней формы и надписи.
- Новгородский (масса — 6 тонн 880 кг) — впервые отлит при Иване Грозном для Новгородского Софийского собора (b) . Затем был перевезён в Москву и перелит мастером Иваном Моториным в эпоху императрицы Анны Иоанновны (b) . На орнаменте колокола изображены апостолы (b) Пётр (b) и Павел (b) , держащие свиток с видом Петропавловской крепости (b) .
- Широкий (масса — около 5 тонн) — отлит в 1679 году мастерами Василием и Яковом Леонтьевыми. Орнамент колокола напоминает скань (b) .
- Cлободской (масса — чуть более 5 тонн) — отлит в 1641 году, автор неизвестен.
- Ростовский (масса — 3 тонны 276 кг) — отлит в 1687 году. Изначально предназначался для Белогостицкого монастыря под Ростовом (b) . Украшен изображениями крылатых существ, надпись на колоколе свидетельствует об одновременном царствовании трёх русских правителей — царей Ивана V (b) и Петра I и царевны Софьи (b) .
- Колокола второго яруса
- Корсунский — 1554 года, мастер Нестор Псковитинов, привезён из Херсона (b) .
- Немчин — 1550 года, изготовлен европейским мастером и привезён в период Ливонской войны (b) .
- Новый Успенский — 1679 года, мастер Фёдор Моторин.
- Даниловский — 1678 года, мастер Фёдор Моторин, изначально отлит для собора Живоначальной Троицы (b) Свято-Троицкого Данилова монастыря (b) в Переславле-Залесском (b) .
- Ляпуновский — 1698 года, мастер — стольник (b) Андрей Ляпунов.
- Марьинский — 1668 года, отлит в память о боярской чете Бориса и Марии Морозовых (b) .
- Глухой — 1621 года, мастера Андрей Чохов и Игнатий Максимов (b) .
- Первый безымянный — XVI века, авторство иногда приписывается Нестору Псковитинову.
- Второй безымянный — 1687 года, мастер Филипп Андреев.
- Архангельский (XVII век) и безымянный колокол (предположительно XVIII век) — не участвуют в звонах.
Колокола церкви-колокольни Ивана Великого
Главными реликвиями колокольни являются, конечно, ее колокола. В праздничные дни с нее несется звон 34 колоколов ‒ такого количества нет ни в одном соборе Москвы. Большинству из них даны имена, а весь колокольный комплекс получил название Ивановской колокольной фамилии. У каждого свой вес и свое, отличное от других звучание. Прежде их подвешивали на деревянные балки, и только начиная с XIX века дерево стали заменять металлом.
Московские колокольные заводы считались одними из лучших не только в России ‒ заказы приходили и из других стран. Московские мастера владели секретами идеального колокольного звучания. В начале 1990-х годов Банк России выпустил трехрублевую монету, на которой была изображена колокольня Ивана Великого. Но по неизвестной причине в оборот ее так и не пустили.
На почетном месте в центре звонницы расположен Успенский колокол ‒ самый массивный в России, весящий 65,5 тонны. В 1817 году он был перелит Яковом Завьяловым из разбившегося от взрыва, устроенного наполеоновскими солдатами при отступлении из Москвы. Колокол богато украшен художественным литьем. Сила его звука и чистота тона не оставляют равнодушным никого из прихожан храма.
Гигантский вес более чем в 32 тонны имеет колокол Ревун, или Реут, созданный Андреем Чеховым в 1622 году по указу царя Михаила Романова. Неотъемлемой частью Филаретовской пристройки стал 13-тонный колокол Вседневный или Семисотный, отлитый Иваном Федоровичем Моториным в XVIII веке. Древнейшим колоколом церкви Ивана Великого является Медведь, прозванный так за мощное, басовитое звучание.
За звон, подобный клику прекрасной птицы, получил свое имя колокол Лебедь. Колокол с названием Новгородский был отлит при Иване IV Грозном для Софийского собора в Новгороде. Впоследствии колокол перевезли в Москву. Теперь он находится на колокольне в компании с колоколами Слободским, Ростовским, Широким. Незабываемыми голосами обладают колокола Корсунский, Марьинский, Глухой, Новый Успенский, Немчин, Даниловский.
Никто и никогда не слышал его звучания. Еще до подъема на высоту колокол пострадал от пожара, в результате которого от него откололся солидный кусок. Неоднократно звучали предложения спаять Царь-колокол и использовать его в дальнейшем по прямому назначению. Однако, по мнению специалистов, труды окажутся напрасными: чистого звучания от пострадавшего исполина добиться уже не удастся.