Габриэль метсю, «девушка за туалетом». почему она безрадостная?

Габриэль Метсю, «Завтрак». Как надо есть устриц?

«Открывать устрицу вы будете с узкого конца острым ножом. Прижмете устрицу полотенцем и перережете ей мышцу-держатель. После этого вы моментально съедаете мякоть, выковыривая ее маленьким двузубцем от ножки моллюска в узком углу в сторону широкого угла. Оросите мякоть соком свежего лимона», – Лаура Ли, «Ода устрицам».

Картина Габриэля Метсю «Завтрак». Действующие лица – он, она, собачка и устрицы на блюде. Она держит в правой руке нож, в левой – открытую устричную раковину. Она сосредоточена, как будто сдает какой-то очень важный экзамен. Он стоит рядом, левой рукой приподнимает край блюда с устрицами. На великолепном столе (мощная столешница, под стать ей точеные ножки, резьба) лежит не менее великолепная красная скатерть, которую сдвинули, чтобы освободить место. Рядом с блюдом – затейливый стеклянный кувшинчик с жидкостью (скорее всего – уксус). Стол украшает огромный рог: у него искусная подставка с множеством фигур.

У собачки расстроенный вид и недовольная поза: на нее никто не обращает внимания, к тому же этот запах устриц… Хочется удрать, но оставить хозяйку она не решается… Кто эти люди? Чем они связаны? Зачем нужен такой урок (как бы не вызывает сомнений, что это – урок)? Безусловно, можно принять точку зрения искусствоведов: у картины избитый сюжет, художник написал ее покрасивее, пороскошнее, чтобы можно было легче продать. И незачем искать какой-то тайный смысл, какую-то идею. А с другой стороны, не исключено, что подобное событие автор видел и запомнил. Видимо, красиво одетая девушка (точнее, роскошно одетая) еще не привыкла к своему положению: она держится очень напряженно, пытаясь сделать то, чему ее учит ее спутник. Очень может быть, что она – бедная родственница, а молодой человек приставлен к ней главой семейства для обучения хорошим манерам. Ей предстоит участвовать в застольях (вероятно, и не только семейных), она не должна уронить честь дома. Но что-то не вяжется это предположение с правой рукой молодого человека: она как бы лежит на плечах девушки. А что, если это – обычная сценка соблазнения? И даже не соблазнения – попытки пробудить в девице желание (считается, что устрицы как раз и влияют на вот это). Как бы он пришел к ней, она отнеслась к визиту более чем прохладно. Они поговорили, выяснилось, что она еще не завтракала. Тогда он заказал кухарке блюдо, способное растопить лед нежелания (кухарки нигде нет, но кто-то же приготовил устрицы!). И девица пытается есть, но это дается ей с большим усилием. И что он? Ждет, когда она все это проглотит, подбадривая девицу поглаживанием плеч. А сколько нужно устриц, чтобы все задуманное состоялось? На блюде их четыре. Раковин нигде не видно. Значит, завтрак только начался. Хватит или нет для получения желаемого? Ну, и как же все-таки есть устриц? Скажем, на картине они лежат уже раскрытые. Если они с двумя створками, если они закрыты полностью, следует загнать нож между створками и разрезать стягивающий их мускул «с острого конца острым ножом». А уже затем подрезать связку тела устрицы со створкой. Уксус используют для улучшения запаха и вкуса (сегодня вместо уксуса – лимонный сок). Следуя советам Лауры Ли, им надо было бы устрицы запить белым вином. Но поскольку назначение завтрака (предположительно) – не еда как таковая, то герои Габриэля Метсю решили обойтись без вина. Урок только начался. Что-то будет в конце…

Борис Рохленко

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: