Клод моне: творец впечатлений

С апреля по ноябрь творение художника цветет и благоухает

Сад Клода Моне и его дом в Живерни принимают посетителей с весны до осени. Находится он в 80 км от Парижа: любителям творчества художника стоит приехать из Парижа по железной дороге, с вокзала Сен-Лазар, которому мастер посвятил целую серию работ.

Любителей живописи в Живерни собирают творческие фестивали, выставки, встречи. Ежегодно весной здесь проходит Международная выставка пастели, летом – международный кинофестиваль «Нормандия и мир», осенью – Фестиваль камерной музыки и Музыкальный фестиваль авторов-исполнителей. Работают Музей импрессионизма и дом-музей Клода Моне.

За палитрой сада ухаживает международная команда ландшафтных дизайнеров, научных сотрудников, садовников. Великое живое полотно Клода Моне каждый год расцветает вновь, притягивая художников, туристов и поклонников прекрасного.

*Сад, созданный художником Клодом Моне

Описание и особенности полотна

Новаторская работа «Стог сена в Живерни» удивила публику сельской тематикой, характерной для импрессионизма, но практически неприемлемой для классического пейзажа. Из-за ярких цветовых пятен со слегка размытыми очертаниями, переливов света и тени, картина напоминает набросок, близкий к абстракционизму.

Сам стог сена в Живерни расположен на первом плане, но, при этом, Клод Моне сместил его влево от центра, отчего он кажется всего лишь продолжением желтоватого поля. Позади соломы на холсте «Стог сена в Живерни» поле ярко-красных маков, главный цветовой акцент картины. Еще дальше – маленькие однотипные домики, за ними – темно-зеленые деревья, утопающие в зеленовато-голубой дымке. Над этим живописным сельским пейзажем Клод Моне изобразил нахмуренное небо, скрытое нависшими серыми тучами.

Фонд Клода Моне

Фонд Клода Моне является вторым самым посещаемым туристическим объектом в Нормандии после Мон-Сен-Мишель.

Адрес:

84 Rue Claude Monet, 27620 Giverny, France

Время работы:

С 1 апреля по 1 ноября

9.30 – 18.00 ежедневно

Сайт

Стоимость билета:
  • 11 евро
  • 6,50 евро для лиц младше 18 лет
  • Бесплатно для детей до 7 лет

Комбинированный билет в Фонд Клода Моне и музей импрессионизма в Живерни:

  • 21 евро
  • 6,50 евро для детей младше 12 лет
  • Бесплатно для детей до 7 лет

(Стоимость актуальна на 17.06.22)

Как добраться до музея Клода Моне в Живерни:

На поезде + автобусе

Сначала необходимо доехать до станции Вернон (Vernon).

Если Вы едете из Парижа, то поезда в этом направлении отправляются с вокзала Saint Lazare.

От жд вокзала Вернон через 15 минут после прибытия любого поезда из Парижа или Руана до Живерни отправляются автобусы. Стоимость проезда – 10 евро «туда-обратно».

История усадьбы Моне в Живерни

В 1883 г. Моне искал себе просторный дом для проживания с семьей вдали от Парижа и за умеренную плату. По легенде, он увидел маленькую деревню Живерни из окна поезда. Здесь он нашел «крестьянский» дом с садом и огородом, где и поселился в апреле 1883 г. И сразу активно стал переделывать свои угодья: перепланировал сады, построил три теплицы и выкупил рядом земли, на которых после многочисленных административных проволочек был вырыт пруд. В 1885 г. через пруд был построен знаменитый японский мостик, изображенный на многих картинах художника. В 1890 г. Моне выкупает усадьбу и становится ее собственником.

Дом художник также постоянно перестраивает и переделывает под свои нужды. Он перекрашивает стены в цвета своей палитры: двери и ставни в зеленый, столовую в желтый и украшает ее стены японскими эстампами 18-19 вв. в синей доминанте; кухню «одевают» в сине-белую плитку.

Моне с увлечением занимается садом. Кроме него в нем работает еще несколько нанятых садовников. Один из них постоянно занимается кувшинками.

После смерти художника в 1926 г. поместье, также как и находящиеся там картины и богатая коллекция японских эстампов переходят в руки единственного живого в то время сына – Мишеля. Но Мишеля больше интересует Африка и сафари. Дом остается на попечении вдовы среднего сына художника. После ее смерти в 1947 г. усадьба остается заброшенной.

Мишель Моне погибает в 1966 г. в дорожной аварии. Наследников у него не было, и по завещанию собственность и коллекции из Живерни переданы Академии изящных искусств. Жак Карлю, архитектор Дворца Шайо, член Академии изящных искусств и попечитель музея Мармоттан не располагал необходимыми финансовыми средствами, чтобы предпринять необходимые работы по реконструкции. Ему удается только починить крышу, защитить эстампы и перевезти остатки картин в музей Мармоттан.

После смерти Карлю попечителем усадьбы в Живерни был назначен Жерар Ван дер Кемп, известный удачными кампаниями по реставрации Версальского дворцами. Дом в Живерни к тому времени был в настоящем упадке, многие деревья в саду погибли, в теплицах больше не было стекол, сад порос сорняками. Японский мостик гнил в грязной воде, берега были разрушены нутриями.

Бюджета Академии изящных искусств было недостаточно. Кемп призывает меценатов помочь спасти Живерни. И его просьба была услышана. За три года были реставрированы дом, мастерские, мебель, эстампы, восстановлены сады. Аллеи и японский мостик реконструированы в идентичном виде, были сохранены глицинии, посаженные самим Моне.

В 1980 г. был создан Фонд Клода Моне, усадьба открыла двери посетителям. И очень скоро стала любима туристами со всего мира.

В доме, где Клод Моне прожил 43 года, можно посетить первый и второй этажи. На первом этаже расположены «малый голубой салон» (читальня), салон-мастерская, столовая и кухня. На втором – личные комнаты семейства, в том числе спальня Моне.

Практически вся коллекция картин Клода Моне из Живерни сейчас находится в музее Мармоттан Моне в Париже. В доме Моне осталась коллекция из 250 японских эстампов 18-19 вв., среди которых работы известных японцев Китагава Ютамаро, Кацушика Хокусая, Утагава Хирошиге. Увлечение Моне японскими эстампами родилось в годы его учебы в Гавре и прослеживается как в его творчестве, там и обустройстве садов в Живерни.

Творчество в судьбе Клода Моне

Помимо фактов, на любое произведение искусства влияет человеческий фактор. Так, художник в плохом расположении духа никогда не напишет лёгкую радостную картину. По серии «Руанский собор» можно не только представить причуды погоды в городе, но и душевное состояние Клода Моне.

Жизненный период, на который приходится время работы над «Собором», был крайне трудным для живописца. Он сомневался, но всё равно творил на протяжении нескольких лет. Порой Моне не заканчивал свою работу на месте, а доделывал в мастерской. Однако это не сделало его картины менее живыми и впечатляющими. Ведь главной задачей Моне, как и его друзей по художественной школе, было передать впечатление, impressione.

Художник хотел показать, как неразличима грань между светом и тенью, как лучи солнца могут преломлять, причудливо изменять форму каменных, не поддающихся изменениям, арок, контрфорсов и башен. Действительно: многим трудно понять, как один и тот же цвет может приобретать разные оттенки при разном освещении. На примере работ «Руанский Собор» Клод Моне ставит под вопрос понятие цвета, тем самым бросая вызов своему времени.

Живерни: нормандская коммуна во Франции, приют художников

Это местечко Клод Моне увидел из окна поезда, откуда любовался живописными местами Нормандии. Полюбив его с первого взгляда, Моне вернулся сюда и прожил здесь остаток жизни. В Живерни похоронены сам Клод Моне, его вторая жена Алиса, оба его сына и другие члены семьи.

На месте поселения Живерни люди селились со времен каменного века, а Клод Моне «открыл» его в конце XIX века для мира художников. В художественных галереях хранятся полотна с видами Живерни не только кисти Моне — сюда приезжали поработать друзья и единомышленники Клода, импрессионисты:

  • Анри Матисс
  • Поль Сезанн
  • Огюст Ренуар
  • Камиль Писарро.

Приезжали в Живерни и художники из других стран: здесь жили и творили известные американские импрессионисты Ги Роуз и Теодор Баттлер, испанец Карл Фризеке. В наше время Живерни также привлекает художников невероятными пейзажами, но теперь туристическое место не может похвастаться прежним покоем.

История усадьбы Живерни Клода Моне

Моне давно уже мечтал о своём просторном доме, в тихом уединенном месте, вдали от шумного Парижа. И когда в 1883 году, путешествуя на поезде, он заметил небольшую деревушку – она стала его любовью с первого взгляда. Почти мгновенно он находит дом с усадьбой и поселяется в нем.

Клод Моне развивает бурную деятельность, переделывая купленные угодья и выкупая близлежащие земли, он перестраивает дом и разбивает новый сад. А в довершении, хотя и после бюрократических проволочек, вырывает пруд. Немного позже в 1885 г. через озеро будет перекинут известный всем ценителям творчества великого мастера, японский мостик, получивший отражение во многих произведениях Моне.

Все годы своей жизни художник, с завидным постоянством, менял облик дома. Возможно, следуя каким-то своим внутренним творческим порывам, он перекрашивал стены, двери, фасады в яркие желто-зеленые цвета своего настроения. Кроме того, Моне с невероятной страстью, ухаживал за садом, где помимо него неустанно трудились нанятые садовники.

После кончины мастера в 1926 году, все имущество, включая полотна и богатейшее собрание японских гравюр наследует его сын Мишель. Но у Мишеля свои интересы, его увлекают Африканские страны и охотничьи поездки по сафари. Поэтому усадьба оказывается на попечении вдовы. После ее смерти в 1948 г. дом пустеет…

Сам Мишель погибает в 1966 г. в автомобильной катастрофе и особняк переходит под опеку Академии изящных искусств. К сожалению ее скудных средств, не хватает, чтобы полностью вернуть величие и красоту усадьбе. Тогда Академия обращается к меценатам Франции, с просьбой о помощи. За три с половиной года, на собранные средства удалось реставрировать дом, мастерские, восстановить интерьер, очистить пруд и заново отстроить Японский мостик.

В 1980 году усадьба открыла свои двери посетителям и буквально за короткий срок стала любима многими туристами всего света.

Работы художника

Арка на запад от Этрета

Впечатляющие меловые скалы близ Этрета, на побережье Нормандии, манили к себе художников ещё с XVII века. Моне приезжал сюда каждый год с 1883 по 1886 и написал здесь более 60 полотен, на шести из которых изображен один и тот же вид самой большой арки, известной как Маннпорт.

Терраса в Сент-Адресс

Один из ранних шедевров Моне. Картина написана в тот период, когда страдающий от нужды художник был вынужден оставить Париж и вернуться в отцовский дом в Сент-Адрессе. На картине изображены отец Моне, его тётка и кузина. В тот период Моне ещё стремился к строгому построению картины: она чётко прописана и тщательно выверена по композиции.

Поле маков у Аржантёя

На картине «Поле маков», представленной на первой выставке импрессионистов, изображены жена Моне Камилла и их сын Жан в поле неподалёку от дома в Аржантёе. Как и на многих других работах Моне, Камилла нарисована с зонтиком в руке, и его изящные очертания придают картине особое впечатление.

Водяные лилии

Эта картина Клода Моне является одной из наиболее поразительных в серии из 60 холстов, изображающих пруд с кувшинками, которые Моне написал в период между 1914 и 1917 годами. Плавающие на воде кувшинки резко обрезаются краями холста, создавая впечатление, что картина на самом деле является лишь частью чего-то большего.

Вечерний собор

«Руанский Собор» Моне – ярчайший пример импрессионизма. В картинах, написанных во второй половине дня, ближе к вечеру, гораздо больше грусти, чем в других. Моне использует красноватые и медные оттенки для изображения вечерних этюдов собора. Иногда присутствуют оттенки только одного цвета: красного, синего или коричневого, охристого.

Гармония в коричневых тонах – мрачное изображение собора «против света». Все детали сооружения находятся в тени и полутени, а на заднем плане выделяется светло-жёлтое яркое небо. Контрасты картины и одновременное сочетание всех оттенков приводит в восторг.

Садовник Клод Моне: работа господа Бога

Здесь, в Живерни, открылся другой талант художника – ландшафтная архитектура и создание садового пространства. Купив вместе с домом участок, Моне решил изменить его вид. Это не было рядовое любительское садоводство — Клод Моне буквально учился новой профессии: ему пришлось осваивать ботанику, геологию, получать знания из других областей. Клод общался и переписывался с садоводами и селекционерами, заказывал семена, саженцы во Франции и из-за границы.

Преображение сада началось с вырубки старых фруктовых деревьев. Натура художника требовала цветников, он выбирал растения для сада, как художник палитру. Цветы и были его палитрой: Моне подбирал цветущие растения по сочетанию оттенков и форм, по времени цветения: сад засаживали культурами, имеющими разные периоды цветения, благодаря чему постоянно распускались новые цветы, сменяя осыпающиеся.

Ландшафтные работы требовали не только времени и физических усилий, но и денежных вложений. Поселившийся в Живерни Моне был уже известным художником, но состояния у него не было, а доходы художников нерегулярны. Временами возникали финансовые трудности, тем более что Моне жили большой семьей. Но Клод не мог отказаться от сада — это было его художественное полотно.

«Написав» свой нормандский сад, Клод Моне задумывает окружить его прудами с мостиками в японском стиле. Он покупает болотистые участки рядом с домом, чтобы вырыть там пруды и пустить в них воду из местной речки. Кроме тяжелой работы и серьезных затрат Моне получил еще и судебные иски от соседей, которые не одобряли его деятельности.

Но художник не сдавался. На создание японских прудов ушло более 10 лет. Этот рукотворный участок природы трудно назвать садом, настолько естественно он выглядит. Это уголок Японии, заботливо перенесенный вдохновением мастера во Францию! Плакучие ивы вдоль прудов, бамбук и, конечно, цветы – рододендроны, глицинии – были выписаны из стран Азии, Южной Америки, а пруды соединяли маленькие мостики и один большой деревянный мост.

Главная находка и любовь самого Клода Моне – розовые кувшинки в пруду. Это решение было найдено не сразу: во Франции кувшинки бывают только белого и желтого цветов, но для Моне они не создавали нужную палитру. Розовые кувшинки он заказал в Японии, у селекционеров, и вот тогда картина сложилась.

Клод Моне без устали писал свои сады, но больше всего – японский мост и кувшинки: более 200 картин с одним пейзажем, который меняется с каждым днем, с каждым лучом солнца. Моне был первым, кто сделал сначала работу Творца, создал пейзажи, а потом уже взялся за кисть.

История создания

Картина «Стог сена в Живерни» написана через 3 года после покупки загородной усадьбы – в 1886 г. Местность, изображенная на полотне, называлась «пустошь Амискур». Позже с правой стороны от домиков Клод Моне выстроит художественную мастерскую, где будет работать над циклом «Кувшинки».

«Стог сена в Живерни» — картина, предваряющая схожий по тематике цикл, созданный в 1889-1891 гг

Клод Моне обращает внимание форму и солнечные оттенки соломенно-желтых холмиков на фоне красных маков и аккуратных домов. Жанр картины – пейзаж, форма холста «Стог сена в Живерни» – горизонтальный прямоугольник.
История произведения известна точно только с начала XX века:

  1. После окончания работы «Стог сена в Живерни» автор Клод Моне продал ее Дюран-Рюэлю.
  2. В 1904 г. из галереи последнего картина была выкуплена коллекционером из Москвы С.И. Щукиным.
  3. После Революции 1917 г. полотно «Стог сена в Живерни», как и другие экспонаты коллекции Щукина, было национализировано.
  4. В 1930 г. картина была отдана в петербургский Эрмитаж.
    На сегодняшний день «Стог сена в Живерни» выставляется в Главном Штабе музея, в галерее им. Щукина и Морозовых.

Примечания и ссылки

  1. (in) Museum Kroeller Mueller, (доступ 21 мая 2021 г. )
  2. (in) Barnes Foundation, (доступ 21 мая 2021 г. )
  3. ↑ и Даниэль Вильденштейн, Monet ou le Triomphe de l’Impressionisme , Taschen,2003 г., Страницы с 317 по 319
  4. Деревня Живерни в то время обслуживалась железнодорожной веткой от Жизор-Буа-Желуп до Паси-сюр-Эр . Эта, однопутная, пролегала по ведомственной дороге №5.
  5. Даниэль Вильденштейн, Моне или триумф импрессионизма , Ташен,1996 г., стр.98
  6. Жан-Доминик РЕЙ, Дени РУАР, Моне, Кувшинки, Полнота , Париж, Фламмарион,сентябрь 2016, страницы 46-51
  7. (in) RISD, (по состоянию на 10 июля 2021 г. )
  8. (in) МИД Бостон, (доступ осуществлен 20 мая 2021 г. )
  9. (in) Художественный музей Северной Каролины, (по состоянию на 20 мая 2021 г. )
  10. (in) ARTIC, (по состоянию на 20 мая 2021 г. )
  11. (in) Музей Кригера, (по состоянию на 20 мая 2021 г. )
  12. (in) Художественный музей Мида, (доступ 20 мая 2021 г. )
  13. (in) Музей искусств Хиросимы, (доступ 20 мая 2021 г. )
  14. (in) MFA Boston, (по состоянию на 20 мая 2021 г. )
  15. (in) The Met, (доступ осуществлен 20 мая 2021 г. )
  16. (in) Историческая ассоциация Белого дома, (по состоянию на 20 мая 2021 г. )
  17. Пожертвование Белому дому от семьи Джона Фицджеральда Кеннеди

Клод Моне

Семья Камилла Донсьё (жена)  • Алиса Ошеде (жена во втором браке)  • Бланш Ошеде (невестка и студентка)  • Сюзанна Ошеде (невестка)  • Жан Моне (сын)  • Мишель Моне (сын)
Художники Эжен Буден  • Фредерик Базиль  • Эдуард Мане  • Огюст Ренуар  • Гюстав Курбе  • Камиль Писсарро  • Джон Сингер Сарджент  • Альфред Сислей
Отношения Жорж Клемансо  • Гюстав Жефруа  • Эрнест Ошеде  • Октав Мирбо  • Гюстав Кайботт  • Поль Дюран-Рюэль (галерист)  • Жорж Пети (галерист)
Движение Импрессионизм
Работы (в алфавитном порядке) Автопортрет  • Баня а ля Гренуйер  • Пруд с водяными лилиями, зеленая гармония  • Лодки, выходящие из порта  • Бра-де-Сена возле Живерни  • Каррьер-Сен-Дени  • Бульвар Капуцинов  • Большой канал  • Маковое поле  • Садовый уголок Монжерон  • Les Coquelicots  • Дама в белом в саду  • Обед на траве  • Пруд в Монжероне  • Скалы возле Дьеппа  • Скалы в Этрета  • Женщина с зонтиком, повернутым вправо  • Женщина с зонтиком, повернутым влево  • Большая набережная в Гавре  • Hôtel des Roches Noires  • Впечатление, восходящее солнце  • Сад в Бордигере, впечатление утра  • Лестер-сквер, ночь  • Мёль в Живерни  • Мишель Моне с помпоном  • Натюрморт с яйцами  • Пти-бюстгальтер в Аржантее  • Ла Пуант-де-ла-Эв, Сент-Адресс  • Пещеры Пуасси  • Ла-Пи  • Пон-д’Аржантей  • Луга в Живерни  • Весна  • Набережная  • Регаты в Аржантее  • Регаты в Сент-Адрессе  • Ла-Рю Монторгей  • Бурное море в Этрете  • Сен-Жорж-Май в сумерках  • Сена в Аньер  • Сена в Руане  • Терраса в Сент-Адрессе  • Les Tilleuls в Пуасси  • Виллы в Бордигере (Чикаго)  • Виллы в Бордигере (Орсе)
Ряд Гар Сен-Лазар  • Стога сена  • Тополя  • Соборы Руана  • Парламент Лондона  • Мост Ватерлоо  • Мост Чаринг-Кросс  • Кувшинки  • Скалы в Этрета  • Мост в Аржантёе  • Маки  • Утро
Музеи Музей Орсе  • Музей Мармоттан Моне  • Музей Оранжери  • Фонд Клода Моне  • Музей изящных искусств Руана  • Дворец изящных искусств в Лилле  • Музей Метрополитен  • Чикагский институт искусств  • Эрмитаж  • Пушкинский музей Художественный музей  • Национальная художественная галерея
Места Аржантей  • Этрета  • Живерни  • Руанский собор  • Сент-Адресс
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: