Николай ярошенко (1846-1898), полтава

Главная картина. Ярошенко

Главная картина

Если бы художническая деятельность Ярошенко оборвалась в середине восьмидесятых годов, если бы он был автором только «Кочегара» и «Заключенного», «Студента» и «Курсистки», портретов Стрепетовой, Глеба Успенского, Салтыкова-Щедрина, он уже успел бы завоевать себе прочное место в русском искусстве. Он уже выказал бы себя как художник-демократ, выразитель настроений передовой интеллигенции и революционной молодежи, — о нем уже можно было бы сказать едва ли не все лучшее, что о нем сказано, что принято о нем говорить.

Но в 1888 году появилась картина «Всюду жизнь» — и оказалась высшей точкой в творчестве Ярошенко. И не потому, что это — итоговая картина, хотя в какой-то степени картина действительно итоговая, завершающая искания художника в семидесятые и восьмидесятые годы. И не потому, что это — картина переломная, хотя картины, за ней следующие, по замыслу, по настроению, по манере, в самом деле, существенно отличаются от картин, ей предшествующих. «Всюду жизнь» — высшая точка в творчестве Ярошенко потому, что — вне зависимости от рассуждений и доводов биографического, общественного, искусствоведческого порядка — именно эта картина стала для большинства зрителей, современников и потомков, главной картиной художника. Сразу же. И вроде бы сама собой.

Порой трудно обнаружить закономерности, благодаря которым то или иное произведение (нередко с точки зрения специалистов и не самое лучшее) для зрителей оказывается главным произведением художника. Наверно, это происходит, когда картина отвечает насущным и глубоким душевным потребностям многих и разных людей, вызывает во многих и разных людях сильный душевный отклик.

— Играйте Бетховена, — просил и просил Суриков, слушая музыку. — Играйте, я найду свое.

Ярошенковский «иероглиф» — как музыка — настраивает зрителей на определенный лад, но не исчерпывается названием, объединяет всех общим чувством, но оставляет возможность каждому найти свое.

«Кочегар», «Заключенный», «Курсистка», портреты кисти Ярошенко — все это часто воспроизводится, знакомо людям с детства, по букварям, по школьным учебникам, по календарным картинкам и репродукциям из массовых журналов, но все же для многих, для большинства зрителей Ярошенко — это «Всюду жизнь», более того, «Всюду жизнь» — это Ярошенко: картина как бы исходная точка, с которой начинается интерес к художнику и познание его. И еще того более: для многих «Всюду жизнь» — одна из исходных точек интереса к русскому искусству вообще, познания его; «Всюду жизнь», наконец, одна из тех первых, первоначальных русских картин, к которым мы приходим так рано, что и не успеваем заметить, когда вобрали их в себя, мы растем, развиваемся (и не только в своих отношениях к искусству), уже храня в памяти, в душе эту картину, ставшую частицей нашей духовной жизни.

Вряд ли большинство зрителей достаточно четко помнит все подробности полотна и не мелочи, даже самые существенные подробности: лица, образы, положение каждого из людей, изображенных художником, но и тюремный вагон, арестанты в окне, ребенок за решеткой, кормящий вольных голубей, — вот это горькое, больное, привычное для русского сердца, как песня, как пословица, запрещающая от тюрьмы и от сумы зарекаться, это и остается в душе, как песня, как пословица, памятью сердца: можно неточно помнить мотив, слова, расположение их — суть давно и навсегда стала частицей нашего «я».

Здесь, наверно, одна из причин безгранично широкой известности картины, ее долголетия — не музейного, но долгой жизни в людях, в народе и в каждом человеке, с ней однажды соприкоснувшемся, общего для всех ощущения ее значительности и многозначности ее восприятия.

Следующая глава >

Описание картины Николая Ярошенко «Кочегар»

“Кочегар” Ярошенко стал одной из первых картин, повествующих о нелегкой судьбе русского народа. Она, вместе с другими, посвященными той же теме, создавала образ пролетария, рабочего, который не получает удовольствия от работы, который работает, как скот, в скотских же условиях, и которого никто и никогда не вспоминает, когда думает о горячей ванне или о том, что пора купать ребенка.

Печь на картине не видна, но её присутствие ощущается совсем рядом. Алые отблески пламени играют на фигуре человека, на неровной кирпичной стене, напоминая об адских мучениях и грешниках, которые будут ввергнуты в геенну огненную. Однако, кочегар не грешник. Если пользоваться этой терминологией, он скорее черт, который заправляет в адском жаре котельной. Но и этот образ неточен – черти должны получать удовольствие от работы.

Что-то заставило кочегара прерваться. Он стоит, переложив кочергу из правой руки в левую, в позе расслабленной, выдающей сильную усталость и попытку хотя бы немного передохнуть. На нем грубая, перепачканная углем одежда, руки перевиты венами и бугрятся от ожогов. В ладони чернота, кажется, въелась так, что её уже не отмыть. Борода кочегара расчесана, лицо тоже бугристое, на нем видны шрамы. Он смотрит на зрителя не обвиняюще и без особенного интереса, скорее с недоумением.

Чем-то это недоумение сродни растерянности коровы, которую ведут к мяснику. Но в лице его нет даже мимолетного удовольствия от передышки, только запредельная усталость. На такой работе нельзя быть счастливым. Когда пашешь, как вол, нельзя быть счастливым. За плечами кочегара семья – её нет на картине, она угадывается – и трудная жизнь, полная тяжелого труда.

Один из художников, увидевших эту картину, сказал очень точно: “Я всю жизнь и не знал, что я кому-то должен. А оказывается, ещё как, и что хуже – мне никогда не погасить этого долга”.

Описание картины Николая Ярошенко «Студент»

Кроме «Курсистки» известной работы бывшего генерал майора, после выбравшего ремесло художника, Николая Александровича Ярошенко является работа «Студент». Николай Александрович, несмотря на свое происхождение, не чурался общением с людьми из значительно низших слоев населения. Его кисть отображала на холсте и богатых, и бедных.

Картина «Студент» послужила некоторым ориентиров в образе для известного в те времена актера Садовского. В постановке «Таланты и поклонники», которая проходила в театре в 1881-ом году, актер старался уподобиться именно этому неизвестному студенту, которого изобразил Ярошенко. Это оставило свой отпечаток на образе персонажа пьесы.

На темном фоне перед нами предстает молодой человек, с аккуратно подстриженной бородкой. На его голове мягкая шляпа, схожая с той, что носил когда-то Александр Сергеевич Пушкин. Студент не из богатого рода. Это можно понять по пледу, находящемуся на его плечах. Лишь только богатые студенты того времени могли позволить себе шубу и ли пальто. Те же, что не располагали средствами обходились пледом, который они носили вместо куртки в холодное время года.

На персонаже надета форма студента – черный короткий сюртук и брюки. Данную форму выдавали бесплатно ввиду реформы 1861-ого года. Студент имеет длинные черные волосы, что было характерно для интеллигентной молодежи тех времен. Волосы на его голове значительно отличаются от бородки, ведь она светло-коричневого цвета. Это говорит о совсем юном возрасте, когда не доходило и до первого бритья.

Несмотря на принадлежность к классу «бедняков» студент позирует, демонстрируя аристократические повадки. Чуть наклоненный, он смотрит на нас, повернув голову немного в бок. Его рука подобно влиятельным господам, засунута в нагрудный проем сюртука.

«Всюду жизнь» Ярошенко: история картины — Рамблер/субботний

Николай Ярошенко вращался в кругу самых модных и интересных людей конца 19 века. Сергей Рахманинов, Фёдор Шаляпин, Константин Станиславский, Глеб Успенский, Дмитрий Менделеев и многие другие — все они были близко знакомы с Ярошенко и гостили у него.

Товарищество передвижников называло Николая Александровича своей совестью, а о его вкладе в географическое распространение движения и говорить не приходится. Однако в памяти широкого зрителя Ярошенко остался автором одного шедевра — картины «Всюду жизнь». Отношение современников к ней менялось от года к году — от принятия и восторга до обвинения в толстовстве и тенденциозности. Что пошло не так в истории шедевра?

Сюжет

Внимание зрителя приковывает зарешеченное окно арестантского вагона. Мы следуем за взглядом узников, которые наблюдают за тем, как едят свободные голуби

Как тут не вспомнить пушкинского «Узника». В числе этапируемых — вдова с ребёнком, бородатый крестьянин, интеллигент и заключённый с хохлацким чубом. Через разнообразные образы Ярошенко постарался показать, что каток пенитенциарной системы не щадит никого из народа.

Мы не знаем, виновны ли они на самом деле или несправедливо осуждены, но художник всеми средствами показывает, на чьей стороне должен быть зритель. По мнению Ярошенко, люди арестованы несправедливо — об этом говорят их невинные лица. Собственно, по этой причине и обвиняли художника в идеализации: преступники — хорошие, государство — плохое. На деле же, конечно, ситуация всегда сложнее.

Контекст

Поначалу картину приняли с восторгом. И женщина вышла удачно, и ребенок, и композиция выверена. Загляденье! Однако вскоре критик за критиком стал уличать Ярошенок в тенденциозности: «Всюду жизнь» в профессиональных кругах стала картиной «Всюду тенденция». Находились и те, кто усматривали символизм. Например, звучали сравнения женщины с Мадонной, которая, скорбя, взирает на пташку.

Через 20 лет после кончины художника заговорили о его увлечении толстовством. Был ли он вхож в кружок поклонников идей Льва Николаевича, сказать сложно, но знакомы они были, причем довольно близко. В частности, Ярошенко приписывали следование идее, что любовь есть основа жизни и что жизнь всегда там, где есть любовь.

Поклонники же Ярошенко понимали, что художник не мог быть таким плоским. Формулу «где любовь, там и бог», приписываемую полотну, они встретили насмешкой, настаивая на социальности сюжета и силе «мотивов гражданской скорби».

Судьба автора

Николай Ярошенко родился в семье отставного военного и, естественно, родители прочили ему карьеру отца, однако мальчик выбрал свой путь. Художественный талант, который его мать и отец старались игнорировать, молодой человек направил в конструктивное русло — будучи студентом Михайловской артиллерийской академии, он одновременно посещал Академию художеств и брал частные уроки рисования.

Вращаясь в художественной среде, Ярошенко сблизился с передвижниками. Он даже был избран в правление общества и оставался его ведущим представителем вместе с Иваном Крамским в течение многих лет. Для современников он был вдохновляющим примером, человеком твердого характера, решительным и приверженным искусству.

Заслуга Ярошенко во многом в том, что благодаря ему выставки уходили все глубже в провинцию, поддерживая идею движения, перемещения из пространства в пространство. Благодаря Ярошенко, выставки охватывали более 10 городов и объединяли тысячи людей.

Ярошенко писал пейзажи, писал и портреты. Кстати, пейзажи кавказского хребта обеспечили ему прозвище «портретиста гор». Все это составило художнику славную репутацию. Однако не хватало шедевра или скандала. Картиной «Всюду жизнь» удалось добиться и того, и другого.

В доме Ярошенко в Кисловодске перебывали самые яркие представители российской интеллигенции. А Лев Толстой даже планировал скрываться у Ярошенко во время первого побега из Ясной Поляны.

Скончался художник скоропостижно: пройдя под дождем более 10 км, он получил сердечный приступ и вскоре почил.

Ярошенко Николай Александрович1846–1898

1 декабря 1846 (Полтава) — 25 июня 1898 (Кисловодск)

Живописец, график

Происходил из дворянской семьи, сын военного. С 1855 учился в полтавском Петровском кадетском корпусе. В 1863 вместе с родителями переехал в Петербург, продолжил образование в Павловском военном училище (1863–1864) и в Михайловском артиллерийском училище (1864), которое окончил в числе лучших учеников. В 1867–1870 учился в Михайловской артиллерийской академии. С 1870 руководил штамповальной мастерской на Петербургском патронном заводе. В 1892 вышел в отставку в чине генерал-майора.

Наряду с военной службой занимался искусством. Первоначальное художественное образование получил в Петровском кадетском корпусе у И. К. Зайцева. В начале 1860-х брал частные уроки живописи и рисования у А. М. Волкова, благодаря которому познакомился с кругом художников и литераторов, сотрудничающих в сатирическом журнале «Искра». Посещал вечерние классы Рисовальной школы Общества поощрения художников, где учился у И. Н. Крамского, и занятия в ИАХ (1867–1873). Летом 1874 вместе с Крамским работал на станции Сиверская под Петербургом. С 1874 был организатором так называемых «ярошенковских суббот» на Сергиевской улице в Петербурге, которые были популярны в среде демократической интеллигенции. Неоднократно бывал на Украине и Кавказе, совершил поездку по Уралу. В 1895–1896 путешествовал по Италии, Ближнему Востоку. В 1885 приобрел усадьбу в Кисловодске, жил в ней летом и осенью.

С 1875 — член и постоянный экспонент ТПХВ, а с 1879 — член правления Товарищества. Экспонировал свои работы также на Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде (1896), международных художественных выставках в Копенгагене и Мюнхене (обе — 1897).

В 1898 в Петербурге и 1899 в Москве состоялись мемориальные выставки художника.

Ярошенко — крупнейший мастер жанровой живописи в России второй половины XIX века, один из идеологов и активных участников ТПХВ. Его творчеству присущи критическая направленность, демократизм, стремление рассказать о передовых социальных и этических идеалах своей эпохи. В картинах создал собирательные образы рабочих, учащейся молодежи, революционной интеллигенции, первым среди русских живописцев обратился к , 1878). Много работал в жанре портрета, создав целую галерею образов представителей отечественной культуры — Л. Н. Толстого, Н. Н. Ге, В. Г. Короленко, В. С. Соловьева, П. А. Стрепетовой и других.

Произведения Ярошенко находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Полтавском художественном музее, Киевском музее русского искусства и других. В Кисловодске открыт мемориальный музей-усадьба художника.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: