МАШКОВ, ИЛЬЯ ИВАНОВИЧ
МАШКОВ, ИЛЬЯ ИВАНОВИЧ
(1881–1944), русский художник, один из наиболее значительных и в то же время самых характерных живописцев круга «Бубнового валета». Также по теме: ФОВИЗМ
Родился в станице Михайловская (ныне в Волгоградской области) 17 (29) июля 1881 в крестьянской семье. В юные годы работал сидельцем в лавках. Приехав в Москву, с 1900 посещал Училище живописи, ваяния и зодчества, где среди его наставников были К.А.Коровин и В.А.Серов. В 1909 был исключен из училища за художественное вольнодумство. В студенческие годы много путешествовал, посетив ряд стран Западной Европы, а также Турцию и Египет. Был членом объединений «Мир искусства» и «Бубновый валет». Жил в Москве, порою (особенно часто в 1930-е годы) наезжая в родную станицу.
Уже в ранних произведениях Машкова проявилось его замечательное умение строить форму цветом – плотным, сильным, выразительно раскрывающим материальную плоть мира. В отличие от ряда других «бубновалетцев», влияния западного авангарда влекли его не столько к кубизму с его сдержанными тональностями, а к фовизму. Фовистская красочная стихия господствует в его портретах конца 1900 – начала 1910-х годов (Мальчик в расписной рубашке
, 1909;Дама с фазанами (Ф.Я.Гессе), 1911; оба – в Русском музее), порой сочетаясь с чувством гордого самоутверждения (Автопортрет с П.П.Кончаловским , 1910, частное собрание, Петербург; на картине художники представлены в виде музицирующих атлетов-борцов). Яркой, но в то же время и конструктивно-четкой декоративностью выделяются его натюрморты (Ягоды на фоне красного подноса , 1910–1911, Русский музей). Художник охотно использует приемы примитива и изо-фольклора (живопись вывесок и подносов), благодаря чему смысловые планы гротескно смещаются, и, к примеру, чучела фазанов в портрете Гессе кажутся не менее «живыми», чем сама дама.
Также по теме:
РУССКОЕ ИСКУССТВО
Игровое, отчасти «протофутуристическое» начало, присущее раннему творчеству Машкова, с годами стихает. Примкнув в 1924 к традиционалистам АХРР, он придает своим композициям более академичный, классически уравновешенный вид. Известные его «парадные натюрморты» со «снедью московской» – Хлебы
иМясо и дичь (оба – 1924, Третьяковская галерея) – воспринимались как красочные символы сравнительного благополучия и сытости, наступивших в годы нэпа. Плодотворно работал как живописец и позже, вместе с тем с годами как бы отступая в тень официально-выставочной жизни. Прославился и как педагог, завел свою школу-студию уже в 1902; преподавал в ней, а в 1918–1930 – во Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские).
Умер Машков в Москве 20 марта 1944.
Вы здесь
Советские хлебы (1936)
Только на Русский
Советские хлебы (1936)
Play
Pause
Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
Тематический натюрморт «Советские хлебы» был написан И.И.Машковым в 1936 году в двух вариантах, что свидетельствует о горячей увлеченности автора темой. Второй вариант работы находится в Казани, в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан. Особая привязанность к данному мотиву подтверждает и преемственность с такими знаменитыми его работами как «Хлебы. Натюрморт» 1913 года из Русского музея и «Снедь московская. Хлебы» 1924 года из Третьяковской галереи. Композиция и сама идея этой группы работ связаны с вывесочными прототипами. Натюрморт «Советские хлебы» по манере письма и размерам (150 на 180 сантиметров) стоит на грани станкового произведения и монументального панно и обладает прокламативным характером. Он призван был восприниматься как символ изобилия, богатства и могущества родины. Идея избыточности выражена здесь переполненностью холста, практически полным исчезновением фона. Высятся горы хлебобулочных изделий среди россыпи неисчислимых булок, тортов и пирожных. Выше, среди симметрично установленных батонов, как в лучах восходящего солнца, установлен съедобный герб СССР с блестящей, румяной корочкой. В стране, только что пережившей страшный голод, такая натура должна была восприниматься как священный объект. Известно, что все хлебобулочные изделия для этого натюрморта были выпечены специально по эскизам Машкова. Гиперреалистичность, мелкий мазок, статичность, подчеркнутая декоративность отличают эту работу от близкого натюрморта 1924 года, но это не менее вдохновенное произведение. Тематические натюрморты Машкова- это часть мифа соцреализма, прославляющего действительность, в котором великая земля и великие герои производят феноменальные плоды и продукты. При этом по своему образному строю картина «Советские хлебы» очень характерна для машковского творчества в целом. Работа в полной мере воплощает «живописный гигантизм», особенно ярко проявлявшийся в картинах Машкова 1910-1920-х годов, тяготение к которому всегда сохранял художник. Жанр, органичный для его музы, – это торжественный гимн во славу щедрой и изобильной жизни. Фантастическая, грандиозная картина мира, запечатленная в натюрморте, была подспудной смысловой доминантой искусства Машкова на протяжении всего творчества. При всей серьезности отношения и торжественности «Советские хлебы» оставляют впечатления веселого зрелища. Активная идеологичность, ставшая основной чертой произведений менее талантливых художников, здесь выглядит чужеродной и входит в противоречие с вещественностью, от чего приобретает комический оттенок и придает зрелищу оттенок картины абсурда. Наивно-искренняя картина избыточного изобилия и безудержной радости, картина-миф написана с увлечением и убежденностью, что делает невозможным трактовать ее как сугубо конъюнктурную. Восприятие формы, предметного мира Машковым можно назвать патетическим. Меняя технические средства, мастер сохраняет неизменной утверждающую, оптимистическую интонацию.
Открыть в приложении
Предоставлено
Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова — единственный художественный музей региона.
Все аудиогиды
Детство и юность[ | ]
Могила Машкова на Новодевичьем кладбище Москвы. Илья Машков родился 29 июля 1881 года в станице Михайловской-на-Дону Хоперского округа Области Войска Донского (ныне Урюпинский район Волгоградской области). Художник пишет : «Мои родители по отцу и матери пришли на Дон .. из Проненского уезда , Рязанской губернии.. были государственными крестьянами». Родители занимались мелочной торговлей. Илья Машков был старшим из девятерых детей в семье.
В 1889—1892 гг. учился в приходских школах, в станице Михайловской и на хуторе Сычеве.
В 1892—1899 гг. — отдан родителями «в люди», вначале в станицу Филоновскую, в бакалейную торговлю, затем в г. Борисоглебск к купцу М. Е. Юрьеву. Рисовал вывески. Начал учиться рисованию у учителя Борисоглебской гимназии Н. А. Евсеьева.
В 1900—1905 и 1907—1910 годах учится в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у знаменитых художников Л. О. Пастернака, Валентина Серова, Константина Коровина, Аполлинария Васнецова, А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина, С. Д. Милорадовича. Во время учёбы отличался эксцентричным характером. Более всего любил работу с цветом, гиперболу, преувеличение, гигантизм. В 1904 г. оставил учение, на три года : в 1907 г. вновь его возобновил.
Как нуждающемуся ученику, ещё во время учения, Машкову был предложен «заработок в виде уроков по рисованию». С 1904 г. преподаёт; частные уроки художник давал вплоть до сентября 1917 года. Из тех. кто учился у него рисованию, Машков выделял немногих : «.. занимались серьёзно живописью Фальк, Грищенко, Фёдоров, Мильман Татлин, Осмёркин. Блюменфельд, М. Родионов, Королёв». У Машкова учились И. Клюн, В. Мухина и многие другие художники.
В 1905 г. женился на Софии Стефановне Аринцвари. В 1906 г. в этом браке родился сын, Валентин Ильич Машков (репрессирован в 1937 г.) .
В 1906 г. выстроил для себя мастерскую в здании Политехнического общества, по адресу Малый Харитоньевский пер,. 4. Работал в этой мастерской до конца жизни. В 1907 г. познакомился с художником П. П. Кончаловским.
В 1908 г. , с марта по август. путешествовал по Франции, Германии, Австрии, Англии, Испании и Италии. По возвращении из поездки продолжил учение. в мастерской К. а. Коровина. Пишет портреты и натюрморты.
В 1910 г. исключён из училища (МУЖВЗ).
С весны 1938 года художник подолгу жил в Абрамцеве. Период творчества этих лет, многие исследователи называют «абрамцевским».
Изображать то, что уходит…
Помимо необузданного «дикого» умения передать на холсте цветом чувственные ощущения, Машков отличался организационными способностями. Он жаждал упорядочивать, собирать, делать – самое время вспомнить о его стремлении создавать руками. Он был одним из организаторов «Бубнового валета», потом его секретарем. В 1915 году его приняли в «Мир искусства». В этом же году – второй брак, на этот раз со своей ученицей, художницей Еленой Федоровой. Она изображена на «Натюрморте с женской фигурой». Революцию Машков принял с восторгом, как и многие другие авангардисты. Занимался профсоюзом художников, состоял во множестве сообществ и организаций, преподавал живопись во Вторых Свободных государственных мастерских (в которые превратилось Московское училище живописи, ваяния и зодчества), а затем – в Высших художественно-технических мастерских.
Параллельно бурной организационной деятельности он начал писать совсем иного толка картины, так называемые «музейные натюрморты Машкова». Это изобилие фарфора, алой мебели, декоративности. Сопоставив с историческим контекстом, понимаем, что всё это в постреволюционные годы довольно активно разрушалось. И речь отнюдь не о случайном совпадении. На выставке Ассоциации художников революционной России (АХРР) «Революция, быт и труд» в 1925-м году Машков выставляет знаменитый триптих «Снедь московская»: «Хлебы», «Мясо, дичь» и «Фрукты». В изготовлении составляющих «Хлебов» принимала участие уже третья и последняя жена Машкова, художница Мария Данилова, которая испекла некоторые «атрибуты» собственными руками. Оглянувшись на исторические события, понимаем, что страна в этом время мучительно отходила от попыток создания военного коммунизма и впереди тоже маячили не золотые времена. И вдруг – такая роскошь, такое изобилие! Прощание с едой?
Речь не о том, что Машкой был диссидентом – отнюдь. В юношестве презирающий авторитеты, он бьется за каждую грамоту и каждое звание в СССР и с гордостью цитирует к месту и не к месту аббревиатуры организаций, в которых «состоит и привлекается». В данном случае, вероятно, имеет место ситуация, когда творчество выходит за рамки взглядов личности. И машковские несказанно яркие, притягательные, безусловно вкусные яства, кажется, предчувствуют свою судьбу – надолго превратиться из еды в муляжи.
Картины приняли, а от художника стали ждать шедевра на революционную тему. Он едет в Крым, собирает впечатления, пишет импрессионистские пейзажи и портреты – отправленные в крымские дворцы рабочие и крестьяне, множество купальщиц, пляжи. Портретам Машкова не свойственен психологизм, люди у него представляют слепок формы, функции. Но от него по-прежнему ждут революционного панно.
И тогда Илья Машков решает отправиться на свою родину, в Волгоградскую область, где пишет серию крестьянских портретов и пытается обучать живописи крестьянских детей, а также проявляет необычайно активную деятельность в создании в родной станице в бывшем помещении церкви Дома культуры. По собственноручно сделанному им эскизу изготавливают вывеску «Дом Социалистической культуры (ДСК) имени заслуженного деятеля искусств профессора И.И.Машкова». Он отправляет послания в органы и сетует в них на несознательность станичников, которые, кулаки упертые, не светятся от счастья, осознав возможность, бросив всё, строить коммунизм. Например, жалуется, что его старания в создании ДСК «кулацким агентам и другим вредным элементам как в городе Урюпинске, так и в хуторе Михайловском – не по вкусу. Установить, кто именно персонально это такие люди для точности и пользы дела при желании вышеперечисленные органы могут выяснить в кратчайшие сроки сами».
А на его картинах румяные колхозницы пышут здоровьем, на них смотреть тепло и сытно! Всё в лучших традициях натюрмортов Машкова. Но сегодня-то мы знаем, что 30-е годы – это жестокий голод в Поволжье… Певец плоти и чувственности снова пишет о том, что уходит, уже ушло?
«Радость дикаря»
Именно в студии Машкова зародился будущий «Бубновый валет» – одно из самых знаменитых авангардистских сообществ тех лет. Дела пошли неплохо, и уже в 1908 году Машков путешествовал по Европе и знакомился с новыми художественными течениями в Германии, Франции, Испании, Австрии, Англии. А по возвращении он решил продолжить и собственное обучение, ради чего снова пошел в Московское училище живописи на курс к Серову и Коровину. Параллельно Машков участвовал в выставках. Успех к нему пришел быстро, но с оттенком скандала. В картинах Машкова даже на фоне «уходящих в отрыв» авангардистов поражает неукротимая дикость, страсть, неистовая радость от плоти изображаемых вещей. Кто-то из искусствоведов тех лет охарактеризовал настроение картин Машкова так: «чувствуется радость дикаря, который впервые видит вот это».
Его картины гиперболизированы, преувеличены, слишком натуральны. А с учетом исторического контекста? Если даже мы соглашаемся с их «ого-эффектом», то какую бурю они произвели во время становления «Бубнового валета», самим существованием своим бросающего вызов академической живописи, ранее безраздельно властвующей над умами? «В это время в России наибольший успех имею я, в смысле ругани», – смеялся художник.
Машков стал известным, но продолжал обучение, особо не стесняя своё видение и не пытаясь соответствовать требованиям преподавателей. В частности, его попытки изображать чистым цветом женскую натуру (что он впоследствии и сделал), понимание встречали только у Коровина. Если большинство «бубновалетцев» испытывали явное влияние кубизма, то Машков однозначно тяготел к цветовой безудержности фовизма. Серов на вопрос о том, что же вытворяет этот «дикарь от живописи», изображая красные, зеленые, желтые тела, разводил руками: «Говорит: доведу до реальной правды». Судя по тому, что вскоре на одном из эскизов Ильи Машкова появилась краткая о, таки довёл…
Машков был очень благодарен Коровину за понимание и огорчался разрыву с Серовым. Зато какой радостью для него стало последовавшее за его исключением признание учителя! Несколько картин Ильи Машкова были выставлены на Осеннем салоне в Париже в 1910 году. Художнику было очень приятно узнать, что Серов и Матисс единодушно посоветовали известному коллекционеру Морозову приобрести его «Синие сливы».