Фламандский художник Иоахим Бейкелар вошел в историю искусств как яркий представитель эпохи Северного Возрождения.
Одним из представителей бытового жанра был нидерландский художник эпохи позднего Возрождения Иоахим Бейкелар. Он родился в 1533 году, в крупном торговом городе Антверпен, который в конце 16 века стал одним из центров иконоборческого восстания.
Можно сказать, что будущий художник пошел по семейным стопам: его отец Mattheus и брат Huybrecht Beuckeleer профессионально занимались живописью, а тетка Кателина была женой известного фламандского художника Питера Артсена. Закономерно, что именно у него в мастерской Иоахим постигал основы живописи. На протяжении всего своего творческого пути он оставался верным последователем учителя.
В 1560 году Бейкелар стал членом антверпенской гильдии художников св. Луки. В течение 1560-ых Бейкелар в основном писал полотна на религиозные темы и разрабатывал проекты витражей. Но настоящую славу ему принесли более поздние картины на «рыночные» и «кухонные» темы, в которых религиозный сюжет часто отодвигался на задний план натюрмортом или жанровой сценой. По мнению искусствоведов, Бейкелар стал первым художником, начавшим писать рыбные лавки. Умер Иоахим Бейкелар в 1573 или 1574 году, в возрасте примерно 40–43 лет.
Самой знаменитой работой Иоахима Бейкелара стал тетраптих «Четыре стихии» написанный между 1569 и 1570 годами. Темы картин – аллегории на четыре первичных элемента Земля, Вода, Воздух и Огонь. Для фламандской живописи XVI-XVII веков является характерным символическое изображение элементов в виде различных природных явлений или бытовых сцен.
Интересна в творчестве фламандского художника картина “Кухонная сцена с Христос в Эммаусе” (1560–1565), которая является прямой предшественницей натюрмортов XVII века. Бейкелар демонстрирует зрителю кухню с подготовленными продуктами для обильного застолья, а также кухонное белье и посуду, выписанные с большим мастерством. Библейская история о Христе отодвинута на задний план.
Иоахим Бейкелар жил и творил в стремительно меняющемся мире религиозных потрясений и экономических перемен, где купцы, торговцы, мастера начали играть важную роль в становлении новой Европы. Повседневная жизнь простолюдинов заняла на его картинах главное место. Картины часто имели морализаторскую цель, иллюстрирующую противостояние между мирскими и духовными ценностями и предупреждающую о греховных плотских удовольствиях. Перфекционизм знаменитых “рыночных” и “кухонных” сцен до сих пор впечатляют зрителя вниманием к мельчайшим деталям. Бейкелар продолжил и развил традиции фламандской жанровой живописи, заложенные его учителем Питером Артсеном. Но композиции Бейкелара более сбалансированы, использование цвета более насыщено нюансами, а разнообразие и обилие еды поражает. Работы Артсена и Бейкелара были высоко оценены их последователями. Уже в конце XVI и начале XVII картины этих фламандских художников значительно выросли в цене и стали предметами коллекционирования.
Работы Бейкелара оказали существенное влияние на творчество фламандского художника Франса Снайдерса, а также на итальянских живописцев, таких как Винченцо Кампи и Якопо Бассано.
‹‹ к списку статей
Работы в публичной коллекции
Хорошо укомплектованная кухня. На заднем плане Иисус, Марфа и Мария , перевернутый натюрморт (1566 г.), Рейксмузеум .
Рыбный рынок , 1568, Страсбургский музей изобразительных искусств.
- Амстердам : горничная готовит птицу. В основном Иисус, Марфа и Мария (или Хорошо оборудованная кухня. В основном Иисус, Марфа и Мария , 1566, Рейксмузеум ) — Ecce Homo .
- Антверпен : Рыбный рынок — Блудный сын — Торговец яйцами .
-
Брюссель :
- Блудный сын
- Натюрморт с рыбой, селедкой и овощами
- Иисус с Марфой и Марией , 1565, 113 × 163 см , Музей античного искусства
- Будапешт : рынок .
- Дрезден : Четыре евангелиста в комнате — Возрождение .
- Флоренция ( Уффици ): Христос показал людям или Ecce Homo», 1566, 110 × 140 см
-
Гент ( Музей изящных искусств ):
- Кухня , 1570, холст, масло, 157 × 215 см
- Куриный рынок , 1570, холст, масло, 157 × 215 см
- Генуя : рынок .
- Лилль : Поурвуайерист .
- Лондон ( Национальная галерея ): Четыре элемента .
- Мюнхен : Ярмарка на дне бичевания .
- Мюнхен (колл. Д-р Ленуар): Несение креста .
-
Неаполь ( Каподимонте ):
- Рыбный рынок , 1570 г., холст, масло, 155 × 214 см.
- Мясная лавка , 1568, холст, масло
- Продавец игр , 1566-70, холст, масло
- Нюрнберг : Ecce Homo на переднем плане рынок .
-
Париж ( Лувр ):
- Интерьер кухни , 1566, дерево, 109 × 139 см
- Христос на кресте , дерево, 56 × 56 см
- Пиза : Кухня .
- Санкт-Петербург : Иисус исцеляет парализованного, Кермесс .
- Шлейсхайм : Рыбный рынок .
- Стокгольм : Овощной рынок, на заднем плане Христос на дороге к Голгофе — Овощной рынок, на заднем плане Христос показан людям — Овощной рынок, на заднем плане Христос обращается к женщинам — Рыбный рынок, на заднем плане Христос показан людям — интерьер кухни с женщинами
- Страсбург : Рыбный рынок (название дано музеем).
- Тулон , Художественный музей : Святая Марта готовит последнюю трапезу Иисуса , название дано музеем, тогда как эта картина идентична картине под названием La Cuisinière au Musée de Vienne (см. Ниже).
- Варшава : рынок
-
Вена (Императорский музей):
- Повар
- Торговец домашней птицей или Крестьяне на рынке , 1567, панно, 109 × 140 см , Императорская галерея, Художественно-исторический музей
биография
Ученик в 1542 году своего дяди Питера Аэрцена , он был учителем в Антверпене в 1560 году и женился на30 ноябряэтого года Магдалена Шрайверс. Не зная об успехах своего дяди, он работал на Антонио Моро, который доверил ему корректировку его портретов. Возможно, он также украшал фигурами пейзажи Корнелиса ван Далема . Большинство его работ датировано 1561–1571 гг.
Если он возьмется за любимые предметы своего учителя Питера Аэрцена, ярмарки, рынки, кухни, он будет относиться к ним с более здоровой веселостью в чистых карминных и золотых тонах.
Его композиции — готовый повод для роскошных натюрмортов с фруктами, дичью и особенно рыбой. Его техника, быстрая на ощупь, щедрая в импасто, живая по цвету, провозглашает приземленность типично фламандского барокко Якоба Йорданса и Пьера Поля Рубенса . В XVI — м века фламандского это хорошо, он находится на перекрестке Фландрии от средневековья , усвоен и тяжелые, и Фландрия festoyante и чувственный из XVII — го века , в то время как Нидерланды из Рембрандт продолжают медитации лютеранского самоанализа .