Бульвар Монмартр в Париже
Эта картина – очень свежая и яркая. На ней изображена дорога, чистое небо, пригород и несколько деревьев.
Теплая цветовая гамма подобрана очень верно, в картине нет ярких контрастов.
Синеватые, охристые, зеленоватые пятна на холсте очень гармонично смотрятся вместе. Можно сказать, что все цвета картины – пастельные. Благодаря этому создается ощущение уюта.
Многие люди привыкли, что небо голубого цвета. Однако, присмотревшись внимательнее, можно увидеть множество оттенков, как это сделал Камиль Писсарро. Картины этого импрессиониста полны рефлексов и разнообразных цветовых сочетаний. Основной цвет неба – ярко-бирюзовый. Чисто-белый встречается только в самых светлых частях облаков. Гораздо чаще в тучках встречаются зеленоватые и охристые оттенки, будто небо впитало цвет травы и песка на дороге. Эти оттенки художник добавил для того, чтобы объединить небо и землю. Если бы небо было только голубым, без оттенков – оно смотрелось бы отдельно, и единство композиции потерялось бы.
Красные крыши
Еще одно восхитительное полотно Писсарро, которое можно увидеть в Париже в Музее Орсе — «Красные крыши», картина, впервые показанная на выставке импрессионистов 1877 года. Писсарро был единственным художником, выставленным на всех восьми импрессионистских выставках. Через деревья с голыми ветвями выглядывают ряды беленных домов, увенчанных крышами разных оттенков оранжевого, красного и коричневого . За домами поля в зеленых и коричневых тонах, поддерживающих единый цветовой тон в работе; техника импасто позволяет свету танцевать на поверхности, придавая глубину живописи.
Красные крыши, 1877
История жизни Камиля Писсарро
Писсарро с упорством добивался признания движения импрессионистов и много сделал для этого. Он принимал участие на всех выставках, начиная с первой. Официальная критика называла его пейзажи «непонятными». Художник писал в 1878 году «Эту неделю я обегал весь Париж в тщетных поисках чудака, который купил бы картины импрессиониста». Ничего не изменилось и через несколько лет «Я убежден, что, увидя мои работы, любители забросают меня гнилыми яблоками. Для Парижа мы еще шантрапа, сброд. Нет! Невозможно, чтобы искусство, которое нарушает столько старых убеждений, нашло бы одобрение. Нет! Буржуа есть буржуа с головы до ног!»
Его доходы едва могли обеспечить большую семью. Писсарро был отцом семерых детей, которые появились на свет с 1863 по 1884 год. Женился же на их матери, бывшей служанке Жюли Веллей, он только в 1870 году. Интересно, что все пять сыновей «Папаши Писсарро», как ласково обращались к нему друзья и коллеги, стали художниками.
Однако постоянная беготня за франками никак не отражалась на его картинах. Его искусство серьезно, но не печально, оно излучает неизменный оптимизм. Вот, к примеру, картина «Крестьянка с прутиком» (1881). Здесь солнышко приласкало девочку-пастушку, которая, забывшись на миг, прилегла на бугорке.
Крестьянка с тележкой, 1874(Дом Рондес, Понтуаз). Стокгольм,Национальный музей Швеции.
В 1884 году Писсарро переехал в Эраньи-сюр-Эпт, который до конца жизни оставался его пристанищем. В 1885 году он познакомился с Сера и заинтересовался его теориями пуантилизма. Художник считает, что разложение тона на маленькие, положенные рядом друг с другом пятнышки цвета придает красочной поверхности большую светосилу «Я уверен, что это направление представляет собой большой прогресс и однажды продемонстрирует необычайные результаты». В этой технике Писсарро, в частности, исполняет картины, показанные на Восьмой выставке импрессионистов 1886 года.
Но довольно скоро художник меняет точку зрения. В сентябре 1888 года он пишет сыну Люсьену «Здесь я обдумываю, как обойтись без точки. Я надеюсь достичь этого, но пока еще не могу додуматься, как передать чистый тон, чтобы не было жестко. Как сохранить чистоту и простоту точки и вместе с тем пастозность, гибкость, свободу мазка, непосредственность и свежесть ощущения нашего импрессионистического искусства Этот вопрос меня очень беспокоит точка жидка, бестелесна, не имеет содержания, прозрачна, скорее однообразна, чем проста, даже у Сера, особенно у Сера…» В итоге Писсарро возвращается в стан импрессионистов.
Начиная с 1890 года, материальное положение художника заметно улучшилось. Так в мае того же года на аукционе два его пейзажа были проданы за 3500 франков. В последующие годы Писсарро неоднократно посещал Англию, Бельгию, Голландию, Бургундию, Руан и Гавр. Большую роль в творчестве художника девяностых годов играют городские пейзажи. Художник обращается к видам Руана, Дьеппа, Парижа. Особое место занимает в творчестве позднего Писсарро столица Франции. Художник постоянно жил за городом, но Париж настойчиво притягивал его.
Каштаны в Лувесьене, vers 1870
«Писсарро Париж пленяет непрекращающимся и всеобщим движением — ходьбой пешеходов и бегом экипажей, течением потоков воздуха и игрой света, — пишет А.Д. Чегодаев. — Город Писсарро — не перечень достопримечательных домов, попавших в поле зрения художника, а живой и беспокойный организм. Захваченные этой жизнью, мы не осознаем банальности строений, составляющих бульвар Монмартр. Неповторимое очарование находит художник в неугомонности Больших бульваров. Утренним и дневным, вечерним и ночным, залитым солнцем и посеревшим запечатлел Писсарро бульвар Монмартр, рассматривая его из одного и того же окна. Вся серия состоит из тринадцати полотен.
Ясный и простой мотив уходящей вдаль улицы создает четкую композиционную основу, не меняющуюся от холста к холсту. Совершенно иначе строился цикл холстов, написанных в следующем году из окна Луврского отеля. В письме к сыну во время работы над циклом Писсарро подчеркивал отличный от Бульваров характер этого места, то есть площади Французского театра и прилегающего района. Действительно, там все устремляется вдоль оси улицы. Здесь — площадь, служившая конечной остановкой нескольких омнибусных маршрутов, пересекается в самых различных направлениях, и вместо широкой панорамы с обилием воздуха нашим глазам предстает замкнутое пространство переднего плана».
Урожай, Понтуаз, 1880
Работал Писсарро также и как рисовальщик, акварелист и гравер — в технике офорта и литографии. Наибольших достижений он добился в графике. Из всех импрессионистов он лучше всех смог перенести в офорт и литографию атмосферу мимолетного и изменчивого.
1869–1870 (Лувесьен)
Изображение | Имя | Год | В x Ш (см) | Текущее местоположение | Кат. Номер |
---|---|---|---|---|---|
Деревня сквозь деревья (Le Village à travers les arbres) | 1869 г. | 54 х 44,5 | 134 | ||
Версальская дорога в Лувесьенн (Круизант де ла Рут де Версаль и дю Шмен де л’Акедюк, Лувесьен) | 1869 г. | 38,4 х 46,3 | 138 | ||
Версальский путь, Лувесьен, снег (La route de Versailles, Louveciennes, neige) | 1870 г. | 43,2 х 65 | 142 | ||
Территория Шато дю Пон под снегом, Лувесьен, Парк дю Шато дю Пон-су-ла-Неж, Лувесьенн) | 1870 г. | 32,3 х 47,5 | 143 | ||
Вход в Марлийский лес (эффект снега) (Entrée de la forêt de Marly, effet de neige) | 1870 г. | 38 х 46 | 144 | ||
Каштаны в Лувесьен, весна (Châtaigniers à Louveciennes) | 1870 г. | 59,5 х 73 | 148 | ||
Рут де Версаль, Лувесьен | 1870 г. | 32,8 х 41,1 | 151 | ||
Дилижанс в Лувесьен (La Diligence sur la route de Versailles, Лувесьен) | 1870 г. | 25,5 х 35,7 | 152 | ||
Версальский путь, Лувесьен, после дождя | 1870 г. | 50 х 61 | 153 | ||
Дорога Версаля, эффект дождя | 1870 г. | 40,2 х 56,3 | 155 | ||
Дома в Буживале (Maisons à Bougival) | 1870 г. | 89 х 116 | 157 | ||
Вид на акведук в Лувесьен, весна | c. 1870 г. | 52,7 х 81,9 | 158 | ||
Chemin de Prunay, Цветущее дерево, Louveciennes (Chemin de Prunay, arbre en fleur, Louveciennes) | 1870 г. | 46,7 х 56,5 | 159 | ||
Дом месье Мюзи, Лувесьен (La maison de M. Musy, Louveciennes) | 1870 г. | 43,5 х 65 | 161 | ||
Разговор, Лувесьен | 1870 г. | 100,5 х 81 | 163 | ||
Коляски на Версальском пути, Louveciennes Promeneurs sur la route de Versailles, Louveciennes) | 1870 г. | 45,8 х 55,7 | 164 | ||
Дорога в Лувесьен (Route à Louveciennes) | 1870 г. | 44 х 30 | 167 | ||
Вид на Марли-ле-Руа (Vue sur le Village de Marly-le-Roi) | 1870 г. | 47 х 71 | 170 | ||
Лес (La forêt) | 1870 г. | 78,8 х 97,6 | 172 | ||
Сосны в Лувесьен (Les sapins à Louveciennes) | 1870 г. | 69 х 78 | 173 |