Клуэ Жан (ок.1485/88-1541) и Клуэ Франсуа (ок.1516-1572)
Еще в период Столетней войны начался процесс собирания французского национального государства. Политическое объединение страны было завершено в основном при Людовике XI. К середине 15-го века относится и начало французского Возрождения. На ранних стадиях оно еще тесно было связано с готическими традициями. Однако,походы французских королей в Италию познакомили художников с итальянским искусством, и с конца XV века начинается решительный разрыв с готическими традициями , итальянское искусство переосмысливается в связи с собственными национальными задачами.
Французкий Ренессанс в изобразительном искусстве носил характер придворной культуры. 16-й век — время блестящего расцвета французского портрета, как карандашного (итальянский карандаш, сангина, акварель), так и живописного. В этом жанре особенно прославились отец и сын Клуэ.
Отец, Жан Клуэ, придворный художник Франциска I, окружение которого он увековечил в своей портретной галерее. Небольшие по размеру, тщательно выписанные, портреты Клуэ тем не менее призводят впечатление многогранных по характеристике, парадных по форме.
Его сын, Франсуа Клуэ, еще глубже отца умел подметить в модели самое главное, не обедняя ее. Франсуа — самый крупный художник Франции. Исключительны его карандашные портреты и акварели.
Портрет ФранцискаI в образе Иоанна Крестителя (Жан Клуэ, 1538)
Франциск I (Жан Клуэ, 1525)
Один из лучших портретов Франциска I, короля Франции. Изображенный на узорчатом малиновом фоне, король легко, с чувством врожденной грации несет тяжесть парадного костюма. Он элегантный, рыцарственый, этот блестящий дворянин и государь.
У него несколько неправильное, даже некрасивое лицо, но живописец облагораживает его красотой гибких линий, мягкостью светотени, сдержанностью выражения. Но почти неуловимое скольжение теней, тонкий рисунок губ, глаз, бровей рождает смутное, едва заметное движение в лице — отражение затаенных мыслей и чувств.
Этот человек скрытен, лукав, не очень надежен, может быть, даже жесток. Этим он ничуть не отличается от большинства людей из «мира сильных и великих».
Сын Франциска I (Жан Клуэ)
Купание Дианы (Франсуа Клуэ, 1560)
Портрет Карла IX (Франсуа Клуэ)
Портрет графини де Молевр, дочери Дианы Пуатье (Франсуа Клуэ)
Портрет Франциска Колиньи (Ф.Клуэ, рисунок)
Диана Пуатье (Франсуа Клуэ, 1571)
Франциск II, король Франции (Франсуа Клуэ, рисунок)
Елизавета Австрийская (Ф.Клуэ, 1572)
Конный портрет Франциска I (Ф.Клуэ)
ЖАН КЛУЭ
Страница 1 из 4
ЖАН КЛУЭ (около 1485 – около 1540 гг.) – придворный художник французского короля Франциска I, заложивший основы французской портретной традиции. Отец художника эпохи Возрождения Врансуа Клуэ. Учёные отождествляют его с Муленским мастером. Впервые имя Жана Клуэ упоминается в 1509 г. в поэме Лемера Бельгийского. С 1516 г. Жан Клуэ становится придворным художником Франциска I. Подписанных произведений Жана Клуэ не сохранилось, однако ему исстари приписывают семь миниатюр из рукописной «Галльской войны» и собрание из 130 портретных эскизов французской знати, хранящееся в Шантильи. Среди этих эскизов есть наброски полотен на библейские темы в стиле миланца Солари, которые висят в Лувре. Руки моделей выполнены в разной технике, что свидетельствует об участии в их написании подмастерий. Старинный замок Шантильи стоит, отражаясь в ясных водах, в окружении весёлых рощ, среди холмов и просторных зеленых лугов, озарённых солнцем Иль-де-Франса, в тридцати километрах от Парижа. Несколько столетий он служил жилищем именитому и славному роду герцогов Монморанси-Конде, а теперь в нём находится музей Конде, как принято его называть. Он невелик, однако известен, пожалуй, не меньше, чем Лувр. В его библиотеке, в высокой полутёмной зале, заставленной шкафами с книгами, хранятся рисунки старых французских мастеров. Не все имеют доступ к этому сокровищу: рисунки берегут от опасного и вредоносного воздействия света, их не выставляют в залах, где экспонируются лишь прекрасно выполненные факсимильные копии. И только редкие счастливцы, чаще всего исследователи, получают возможность посмотреть оригиналы. Их в Шантильи более 350, и, главное, среди них около 130 рисунков Жана Клуэ – почти всё дошедшее до нас наследие одного из самых выдающихся художников Франции эпохи Возрождения, создателя школы французского карандашного портрета. Портретные рисунки во времена Жана Клуэ делали все художники. В эпоху Возрождения, когда в людях пробудился особый интерес к индивидуальности, возникла и потребность в портретах, обладающих сходством с моделью, правдивостью и точностью психологической характеристики. Этому помогал сделанный с натуры рисунок, который можно было использовать при создании и живописного, и скульптурного портрета в любой технике и в любом материале. Но рисунки Жана Клуэ были не только подготовительными набросками. Сами по себе они обладали выразительностью и художественной завершённостью самостоятельного произведения. Французы, современники Жана Клуэ, быстро заметили и оценили его карандаши
Их легко перевезти с места на место, что тоже было важно в те неспокойные времена. Подражатели и ученики мастера Жане, а среди них был и его сын Франсуа, ставший позднее знаменитым портретистом, усвоили и развили традиции учителя
Карандашный портрет завоевал Францию, к концу XVI в. почти вытеснил все другие формы этого жанра и стал, по мнению знатоков, самым ярким явлением французского искусства эпохи Возрождения. Вряд ли сам Жан Клуэ подозревал о той важной роли, какую ему было суждено сыграть, но мог быть вполне доволен своей судьбой. Более 25 лет он занимал должность живописца короля Франциска I – одного из самых могущественных государей той поры.
<< Первая < Предыдущая 1 Следующая > Последняя >>
Биография — Клуэ — Музей Арт-Рисунок
Клуэ, семья французских живописцев
Клуэ (Clouet), или Жане (Janet), семья французских живописцев эпохи Возрождения. Жан Клуэ Старший (умер около 1500) иногда отождествляется с т. н. Муленским мастером.Жан Клуэ Младший (около 1475 — около 1540/1541), «первый художник» Франциска I (с 1523). Автор живописных портретов, отличающихся точностью характеристик, торжеств, статичностью поз, миниатюрной тщательностью исполнения и ярким, чистым колоритом. Известен также строгими по графической манере, объективно точными подготовит, рисунками (для живописных портретов), исполненными итальянским карандашом и сангиной (портрет госпожи де Лотрек, Музей Конде, Шантийи).Франсуа Клуэ (р. между 1505-10 — ум. 1572). Сын и ученик Жана Клуэ Младшего; с 1540 придворный художник. Портретное творчество Франсуа Клуэ — одна из вершин французского Возрождения. Его насыщенным по цвету, сравнительно свободным по композиции живописным портретам («Генрих II», 1559, Уффици; «Аптекарь Пьер Кют», 1562, «Елизавета Австрийская», около 1571, — оба в Лувре) присущи тщательное воспроизведение натуры, яркость характеристик, величавое спокойствие поз, роскошь виртуозно выписанных костюмов. Самостоятельное значение имеют его сдержанно-изящные, тонкие по моделировке карандашные портреты («Карл IX», 1566, ГЭ).
Лит.: Н. Мальцева, Клуэ, М., 1963; Mellen P., J. Clouet, N. Y., 1971.
Примечания и ссылки
- Жан-Мари Ле Галль, « Франсуа I эр , король Франции,» История с помощью образов , доступ к15 ноября 2017 г.. URL: http://www.histoire-image.org/node/6361
- (en) , стр. 42-43
- ↑ и Большой словарь живописи: от истоков до наших дней , EDDL,1998 г.( ISBN 2-237-00329-7 ) , стр. Клуэ, Жан
- (Пт) , стр. VI
- (Пт) , стр. 1
- (Пт) , стр. 3
- (Пт) , стр. 7
- (Пт) , стр. 8
- (Пт) , стр. 13
- (Пт) , стр. 15
- (ru) , стр. 204
- (Пт) , стр. 21 и 26
- (Пт) , стр. 34 и 38
- Винсент Pomarede , 1001 картин в Лувре: от античности до XIX — го века , Париж / Милан, Лувр Editions2005 г., 576 с. ( ISBN 2-35031-032-9 ) , стр. 508
- (фр) , , стр. 40
- ↑ и Мина Грегори ( перевод с итальянского), Музей Уффици и дворец Питти: Живопись во Флоренции , Париже, Editions Place des Victoires,2000 г., 685 с. ( ISBN 2-84459-006-3 ) , стр. 314
- Согласно Матье Дельдик, «Портрет во времена Валуа, рождение искусства», в Grande Galerie — Le Journal du Louvre , сентябрь / октябрь / ноябрь. 2017, п о 41, то возможно , что Polet Clouet, брат Жан, участвовал в картине.
- (Пт) , стр. 55
- (Пт) , стр. 204
Библиография
- Сесиль Scailliér, Франсуа I эр по Clouet , Национальный Музеи Конференц — 1996.
- Dictionary Bénézit , критический и документальный словарь художников, скульпторов, дизайнеров и граверов всех времен и стран , Vol. 3, выпуски Gründ,Январь 1999 г., 13440 с. ( ISBN 2-7000-3013-3 ) , стр. 725.
- Словарь Ле Роберта и Роберта Майяра (реж.), Универсальный словарь живописи , т. 2, Париж, Smeets Offset BV Weert (Нидерланды),Октябрь 1975 г., 3000 с. ( ISBN 2-85036-002-3 ) , стр. 42-43.
- (ru) Питер Меллен , Жан Клуэ, полное издание рисунков, миниатюр и картин , Лондон, Нью-Йорк, Phaidon Press,1971 г., 262 с. ( ISBN 0-7148-1431-8 ).
- Питер Меллен ( перевод Анны Рулле), Жан Клуэ, Резюме каталога рисунков, миниатюр и картин , Париж, издания Flammarion ,1971 г., 250 с.
- Лоуренс Гоуинг ( преф. Мишель Лаклотт), Картины Лувра , издания Натана Пэрис ,1988 г., 686 с. ( ISBN 2-09-284739-2 ) , стр. 204.
биография
Франсуа I Франции — Жан и Франсуа Клуэ (около 1535 г., масло на панели) (Лувр).
Достоверное присутствие этого художника на французском дворе впервые упоминается в 1516 году, второй год царствования Франциска I . Из акта подарка, сделанного королем сыну художника из имения его отца, которое было передано короне, мы узнаем, что он на самом деле не был французом и никогда не натурализовался. Предполагается, что он был уроженцем Нидерландов , и, вероятно, его настоящее имя было Клоет. Несколько лет он прожил в Туре , где познакомился со своей женой, дочерью ювелира.
Зарегистрировано, что он жил в Туре в 1522 году, и есть ссылка на резиденцию его жены в том же городе в 1523 году. В этом году Клуэ был удостоен должности Жениха Палаты королем с стипендией в начале 180 ливров, а позже — 240. Он и его жена определенно жили в Париже в 1529 году, вероятно, по соседству с приходом Сент-Инносент, на кладбище которого они были похоронены. Он был крестным отцом на крестинах 8 июля 1540 года, но уже не жил в декабре 1541 года.
Его брат, известный как Клуэ де Наварра, состоял на службе у Маргариты д’Ангулем, сестры Франциска I, и упоминается в письме, написанном Маргаритой около 1529 года. У Жана Клуэ было двое детей, Франсуа и Катрин, которые вышли замуж за Абеля. Фулон, и остался один сын, который продолжил профессию Франсуа Клуэ после его смерти.
Жан Клуэ, Портрет Маргариты д’Ангулем , ок. 1530
Жан Клуэ, несомненно, был очень искусным портретистом, хотя не было доказано, что ни одна из существующих работ принадлежала ему. Он написал портрет математика Оронса Фине в 1530 году, когда Файну было тридцать шесть лет, но сейчас портрет известен только по гравюру. Однако, как правило, считается, что Джанет была ответственна за очень большое количество замечательных портретных рисунков, хранящихся в настоящее время в Шантильи и в Национальной библиотеке, и ему приписывают портрет неизвестного человека в Хэмптон-корте. дофина Франциска, сына Франциска I в Антверпене, и еще один портрет Франциска I в Лувре .
Семь миниатюрные портреты в рукописном галльской войне в Национальной библиотеке (13,429) приписываются Джанет с очень сильной вероятностью, и к ним могут быть добавлены восьмой в коллекции Дж Пирпонт Моргана , и представляя Чарльз I де Cosse , Maréchal de Brissac, идентичный по своим характеристикам уже известным семеркам. В коллекции мистера Моргана есть и другие миниатюры, которые с большой долей вероятности можно отнести к Жану Клуэ, поскольку они очень напоминают портретные рисунки в Шантильи и в Париже, которые считаются его работами.
Коллекция рисунков, сохранившаяся во Франции и приписываемая этому художнику и его школе, включает портреты всех выдающихся личностей времен Франциска I. В одном альбоме рисунков к портретам аннотации самого короля и его веселые размышления. язвительные насмешки или язвительные сатиры в значительной степени способствуют правильному пониманию жизни его времени и двора. Однако до сих пор отсутствуют определенные доказательства, чтобы установить принадлежность лучших из этих рисунков и некоторых картин маслом Жану Клуэ.