Площадь французского театра в Париже
Эта картина Писсарро – одна из самых известных, она находится в Эрмитаже. Как и другие полотна художника, она очень теплая, выполнена в зеленовато-охристых тонах, слегка приглушенных и светлых. На площади мы видим много людей, повозки. Удивительно, но всю картину занимают земля и здания, не видно ни кусочка неба. Так еще никто не делал, но это изобразил Камиль Писсарро. Картины, описание того, почему художник нарисовал именно так, и не иначе – интересное занятие для тех, кто хочет понять живопись. Рассматривая работу «Площадь французского театра», зритель не видит неба, но от этого не создается ощущения тяжести. Только густые кроны каштанов и крохотные фигуры людей. В деревьях художник использовал очень много цветов и их оттенков: здесь есть не только зелень, но и красноватые, коричневые, песочные оттенки. В этих каштанах светотень показана мастерски.
На заднем плане – части архитектуры, которые не закрыли ветви деревьев. Здания очень светлые, можно увидеть элементы колонн и лепнины возле окон. Если посмотреть на левую часть картины, вдалеке можно разглядеть два цветущих дерева на площади, кафе, прилавки магазинов. Художник изобразил эти детали деревянными, с темными стеклами.
Революционер в мировой живописи, Камиль Писсарро, картины которого через сто лет после его смерти приносили целые состояния, — один из самых интересных художников в истории.
Камиль Писсарро — художник, чьи картины сегодня стоят миллионы, а раньше оценивались не дороже пирожных
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Камиля Писсарро называли предтечей европейского импрессионизма, оказавшим огромное влияние на художников, писавших в дальнейшем в этом жанре. Художник бросил высокооплачиваемую работу, чтобы посвятить себя живописи, однако это занятие не приносило приличного дохода. Это сегодня его картины стоят сотни тысяч долларов, а при жизни их стоимость иногда оценивалась в одно пирожное.
В своих воспоминаниях французский художник Камиль Писсарро писал: «Я был в 1852 году хорошо оплачиваемым клерком в Сен-Тома, но я не смог там выдержать. Не раздумывая долго, я все бросил и удрал в Каракас, чтобы сразу порвать связь с буржуазной жизнью. То, что я претерпел, невообразимо, то, что мне приходится терпеть сейчас, — ужасно. Однако если можно было бы начать сначала, я думаю, я не стал бы колебаться и пошел бы по тому же пути».
Но, как говорится, одной духовной пищей сыт не будешь. Тем более что дома художника ждали жена и восемь детей. На помощь Камилю Писсарро пришел его друг Эжен Мурер. Он тоже очень любил живопись и относил себя к импрессионистам, но основным занятием Эжена была кондитерская. Он часто подкармливал голодных художников, а они, чтобы хоть как-то отблагодарить Эжена, презентовали ему свои полотна.
Картины Камиля Писсарро продавались и ряда вон плохо, и однажды Эжен Мурер решил ему помочь. Владелец кондитерской устроил лотерею. Одними из призов были 4 картины Писсарро. Для участия в лотерее необходимо было заплатить 1 франк за вход. Одну картину художника выиграла девушка, однако она считала себя слишком далекой от искусства и отдала Муреру полотно, заплатив им за пирожное. Художнику тяжело было наблюдать эту сцену, но в тот вечер Эжен Мурер передал ему целых 100 франков. Это считалось довольно хорошим заработком для Писсарро. Ему было чем накормить семью.
История с картиной, проданной за пирожное, ударила по самолюбию художника, но гораздо тяжелее ему пришлось после возвращения домой в Париж из Англии в 1871 году. Тогда бушевала франко-прусская война. Писсарро с семьей вынужден был скрываться на Британских островах. По возвращении домой он увидел, что дом практически разграблен (во время войны там квартировали немцы). Но тяжелее всего было видеть испорченные картины. Их скопилось примерно 1500, а уцелело только 42. Немцы использовали холсты вместо фартуков, стелили их на пол, выбрасывали на навозную кучу.
Камилю Писсарро посчастливилось добиться признания еще при жизни, правда, уже в преклонном возрасте. Что касается его друга Эжена Мурера, то у владельца кондитерской собралась приличная коллекция картин. Некоторые художники считали, что он нажился на полотнах, ведь к концу XIX века за работы импрессионистов стали хорошо платить. Однако Эжен Мурер не сумел разбогатеть на этом, т. к. еще раньше распродал свою коллекцию практически за бесценок, потому что очень нуждался в деньгах.
Еще один из родоначальников импрессионизма Клод Моне волшебным образом мог передать на холсте впечатления от увиденного. Однако, находясь даже в самом тяжелом финансовом положении, он предпочел сжечь свои картины, но не отдавать кредиторам.
Источник
1870–1871 (Лондон)
Образ | имя | Год | В x Ш (см) | Текущее местоположение | Кат. Номер |
---|---|---|---|---|---|
Лисий холм, Верхний Норвуд, эффект снега | 1870 | 35,3 х 47,5 | 180 | ||
Церковь Святого Стефана, Далвич | 1870 | 42,6 х 52,8 | 181 | ||
Хрустальный дворец, вид с Фокс-Хилл, Верхний Норвуд | 1871 | 47 х 73,2 | 183 | ||
Кристал Пэлас, Верхний Норвуд | 1871 г. | 40 х 50,8 | 184 | ||
Церковь Всех Святых, Холм Беула, Снег | 1871 | 46 х 55 | 186 | ||
Снежный пейзаж в Южном Норвуде Paysage sous la neige à South Norwood | 1871 | 44,5 х 55,5 | 187 | ||
Авеню, Сиденхэм | 1871 | 48 х 73 | 188 | ||
Станция Lordship Lane, Ист-Далвич | 1871 | 44,5 х 72,5 | 189 | ||
Вид на парк Аллейн, Западный Далвич | 1871 | 43,5 х 53,5 | 190 | ||
Колледж Далвич | 1871 | 50 х 61 | 191 |
1871–1872 (Лувесьен)
Образ | имя | Год | В x Ш (см) | Текущее местоположение | Кат. Номер |
---|---|---|---|---|---|
Дорога Версаля, Роккенкур | 1871 | 51,5 х 76,2 | 195 | ||
Версальский путь, Лувесьен, Солнечный свет | 1871 | 45 х 55 | 196 | ||
Рут де Версаль, Лувесьен | 1871 | 38 х 46 | 198 | ||
Сена в Буживале | 1871 | 44 х 60 | 200 | ||
Берега Сены в Буживале | 1871 | 27,5 х 40,5 | Похищен в 1993 г., восстановлен поврежден в 2009 г. | 201 | |
Плотина на Сене в Буживале (Барраж-сюр-ла-Сена-а-Буживаль) | 1871 | 33 х 46 | 203 | ||
Louveciennes | 1871 | 90 х 116,5 | 207 | ||
Каштаны в Louveciennes (Châtaigniers à Louveciennes) | 1872 | 41 х 54 | 218 | ||
Каштановая поросль зимой, Лувесьен (Bois de châtaigniers en hiver, Лувесьен) | 1872 | 27 х 40,4 | 220 | ||
Почтовый дом в Лувесьен, Эффект снега (Le relais de post à Louvecienne, effet de neige) | 1872 | 45,7 х 55 | 221 | ||
Рут де Версаль, Лувесьен | 1872 | 60 х 73,5 | 224 | ||
Тележка на дороге возле Лувесьен, Зима (Маршрут Шарет-сюр-У, уивер, окрестности Лувесьен) | 1872 | 32,4 х 46,3 | 226 | ||
Каштановая роща в Лувесьенн (Bois de châtaigniers à Louveciennes) | 1872 | 40,6 х 54,4 | 233 | ||
Въезд в деревню Вуазен. | 1872 | 46 х 55,5 | 235 | ||
Пейзаж с женщиной, пасущей корову (Paysage avec une vachère) | 1872 г. | 33 х 46,4 | 242 | ||
Плотина и замок в Сен-Уан-л’Омон (Le déversoir et l’écluse à Saint-Ouen-l’Aumônt) | 1872 | 38,1 х 54,6 | 244 | ||
Отдыхая под деревьями (Le repos sous les arbres) | 1872 | 73,7 х 92,7 | 253 |
Тропический пейзаж с сельскими домами и пальмами
В возрасте 21 год Писсарро покинул свой дом и переехал в Венесуэлу, чтобы полностью посвятить себя живописи. В течение нескольких лет он вместе со своим учителем Фрицем Мельбюем безостановочно рисовал все, что видел, включая дома, пейзажи, деревни и т. д. Одной из таких работ, созданных им в Южной Америке, является картина «Тропический пейзаж с сельскими домами и пальмами», написанная в 1853 году. , на которой изображена сельская местность с парой домов. Это одна из его самых ранних работ и хороший пример того, как Писсарро начинает чувствовать себя художником. Сегодня картина находится в коллекции Национальной художественной галерее в Каракасе.
Тропический пейзаж с сельскими домами и пальмами , 1853
Картины Камиля Писсарро
Камиль Писсарро оставил множество произведений. В основном, это городские, сельские и морские пейзажи. Визитной карточкой мастера стали виды парижского бульвара Монмартр, которые он написал за несколько лет до смерти. Художник снимал комнату в гостинице Гранд Отель де Рюсси и снова и снова писал эту улицу: пустую и многолюдную, в ясную и дождливую погоду, промозглой осенью и под весенним солнцем. При взгляде на эти картины слышится городской шум и кажется, что экипажи движутся, а пешеходы спешат по своим делам.
Вот еще несколько известных картин Камиля Писсарро:
- «Ла Варен-Сент-Илер, вид из Шампиньи» (1863);
- «Каштановые рощи в Лувесьенне» (1872);
- «Цветущий сад, Лувесьенн» (1872);
- «Маленький мост, Понтуаз» (1875);
- «Тополя. Осень» (1894);
- «Пейзаж в Эраньи» (1897).
Если вам нравятся живописные пейзажи или картины другого жанра, вы можете приобрести их на сайте Very Important Lot. Здесь регулярно проходят аукционы, где выставляются работы русских и зарубежных мастеров. В разделе современного искусства также можно купить картины современных художников.
Холм Жалле, Понтуаз
Изображение пасторального французского пейзажа, холм Жале, нарисованный в 1867 году, был показан в Салоне 1868 года. Именно эта картина закрепила за Писсарро звание новатора в живописи сельских пейзажей. На переднем плане зрители видят изогнутую дорожку, по которой идут две женщины; за ними деревня, усеянная домами. Вдохновленный такими художниками, как Коро, Курбе и Милле, Писсарро начал выезжать из Парижа, чтобы запечатлеть на холсте красоту сельской местности. И хотя многие художники того времени выезжали на плэнеры, чаще всего, они заканчивали свою работу в студии; однако данная картина полностью написана Писсарро на месте. Картина выставлена в музее Метрополитен в Нью-Йорке.
Холм Жалле, Понтуаз, 1867
Париж и его окрестности глазами Писсарро
Всё – прекрасно, достаточно лишь уметь присмотреться. Камиль Писсарро
190 лет назад, 10 июля 1830 года, в портовом городке Шарлотта виргинского острова Сент‑Томас в семье коренной доминиканки Рашель Мансано и португальского еврея с французским паспортом Абрама Писсарро родился сын Камиль, которому суждено было оставить ярчайший след в истории мировой живописи.
Камиль Писсарро прожил 73 года и прославился особой техникой в прорисовке света и освещённых предметов. Творческое наследие великого французского художника насчитывает около 800 полотен, большинство из которых – неповторимые пейзажи окрестностей Парижа и сцены из крестьянской жизни. Вершиной творчества Писсарро считается серия видов французской столицы, созданная им уже на закате жизни.
В день юбилея ярчайшего представителя импрессионизма мы предлагаем вам отправиться в увлекательное путешествие по Парижу, Лувесьену, Понтуазу и Эраньи времён Камиля Писсарро.
Понтуаз
Эрмитаж в Понтуазе, 1867. Хранится в Музее Соломона Гуггенхейма, Нью‑Йорк
Место для стирки белья в Понтуазе, 1872. Хранится в Музее д’Орсе, Париж
Эрмитаж в Понтуазе, снежный эффект, 1874. Хранится в Гарвардском художественном музее
Фруктовый сад в Понтуазе, 1877. Хранится в частной коллекции
Красные крыши в углу деревни зимой, 1877. Хранится в Музее д’Орсе, Париж
Лувесьен
Пейзаж близ Лувесьена, 1870. Хранится в Музее Гетти, Лос‑Анджелес
Почтовая карета в Лувесьене, 1870. Хранится в Музее д’Орсе, Париж
Версальская дорога, Лувесьен, 1870. Хранится в Национальном музее Тиссена-Борнемисы, Мадрид
Каштаны в Лувесьене зимой, 1872. Хранится в Музее д’Орсе, Париж
Улица Лувесьена, 1872. Хранится в Музее д’Орсе, Париж
Эраньи
Закат в Эраньи, 1890. Хранится в Израильском музее, Иерусалим
Цветущая слива в Эраньи, 1894. Хранится в Музее Ордрупгард, Копенгаген
Тополя в полдень в Эраньи, 1899. Хранится в частной коллекции
Утреннее солнце в Эраньи, 1899. Хранится в Израильском музее, Иерусалим
Париж
Бульвар Монмартр. После полудня, солнечно, 1897. Хранится в Государственном Эрмитаже, Санкт‑Петербург
Бульвар Монмартр весной, 1897. Хранится в Израильском музее, Иерусалим
Итальянский бульвар в утреннем свете, 1897. Хранится в Национальной галерее искусства, Вашингтон
Улица Сент Оноре, 1897. Хранится в Национальном музее Тиссена-Борнемисы, Мадрид
Оперный проезд, 1898. Хранится в Музее изящных искусств, Реймс
Оперный проезд в снег, утро, 1899. Хранится в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина, Москва
Парк Лувра утром в серую погоду, 1899. Хранится в частной коллекции
Сад Тюильри зимой, 1899. Хранится в Метрополитен-музее, Нью‑Йорк
Мост Пон-Нёф и статуя Генриха IV в солнечную погоду, 1900. Хранится в Художественном музее Краннерт, Шампейн
Лувр, утреннее солнце, 1901. Хранится в Художественном музее Сент-Луиса
Источник
Отели и рестораны улицы
Бурная жизнь на Сент-Оноре продолжается и сегодня. Презентабельные отели всегда рады гостям, в многочисленных ресторанах, кафе и бистро практически всегда многолюдно. Есть здесь и весьма необычные заведения. Например, Le Bio d’Adam et Eve будет интересен вегетарианцам и всем приверженцам здорового образа жизни. Пообедать здесь предложат экологически-чистой пищей, приготовленной из продуктов, поставляемых частными фермерскими хозяйствами.
- В доме № 221 находится комфортабельный отель Royal Saint-Honoré, который высоко ценится за близость к Лувру, Опере, Вандомской площади. При отеле работает ресторан Café Saint-Honoré, привлекательный не только для туристов, но и для местных гурманов.
- Дом 239-241 занимает фешенебельный отель Кост (Hotel Costes), гармонично сочетающий в своём интерьере стиль барокко с авангардом. Около 100 его номеров пользуются популярностью у крупных бизнесменов и голливудских звезд. Легендарные диджеи проводят в ресторане отеля шикарные вечеринки. Кост дал название серии музыкальных композиций в жанре лаунж, созданных диджеем Помпоньяком. Теперь название альбома Café Costes — известный бренд в мире хорошей музыки.
1869–1870 (Лувесьен)
Образ | имя | Год | В x Ш (см) | Текущее местоположение | Кат. № |
---|---|---|---|---|---|
Деревня сквозь деревья (Le Village à travers les arbres) | 1869 г. | 54 х 44,5 | 134 | ||
Версальская дорога в Лувесьенн (Круизан-де-ла-Рут де Версаль и Шемен де л’Акведук, Лувесьен) | 1869 г. | 38,4 х 46,3 | 138 | ||
Дорога Версаля, Лувесьен, снег (La route de Versailles, Louveciennes, neige) | 1870 | 43,2 х 65 | 142 | ||
Территория Шато дю Пон под снегом, Лувесьен Парк Шато дю Пон-су-ла-Неж, Лувесьен) | 1870 г. | 32,3 х 47,5 | 143 | ||
Вход в марлийский лес (эффект снега) (Entrée de la forêt de Marly, effet de neige) | 1870 г. | 38 х 46 | 144 | ||
Каштаны в Лувесьен, весна (Châtaigniers à Louveciennes) | 1870 | 59,5 х 73 | 148 | ||
Рут де Версаль, Лувесьен | 1870 | 32,8 х 41,1 | 151 | ||
Дилижанс в Лувесьен (La Diligence sur la route de Versailles, Лувесьен) | 1870 | 25,5 х 35,7 | 152 | ||
Версальский путь, Лувесьен, после дождя | 1870 | 50 х 61 | 153 | ||
Дорога Версаля, эффект дождя | 1870 | 40,2 х 56,3 | 155 | ||
Дома в Буживале (Maisons à Bougival) | 1870 | 89 х 116 | 157 | ||
Вид на акведук в Лувесьен, весна | c. 1870 г. | 52,7 х 81,9 | 158 | ||
Chemin de Prunay, Цветущее дерево, Louveciennes (Chemin de Prunay, arbre en fleur, Louveciennes) | 1870 | 46,7 х 56,5 | 159 | ||
Дом месье Мюзи, Лувесьен (Дом М. Мюзи, Лувесьен) | 1870 | 43,5 х 65 | 161 | ||
Беседа, Louveciennes | 1870 | 100,5 х 81 | 163 | ||
Коляски на Версальской дороге, Лувесьен Promeneurs sur la route de Versailles, Louveciennes) | 1870 | 45,8 х 55,7 | 164 | ||
Дорога в Лувесьен (Route à Louveciennes) | 1870 | 44 х 30 | 167 | ||
Вид на Марли-ле-Руа (Vue sur le Village de Marly-le-Roi) | 1870 | 47 х 71 | 170 | ||
Лес (La forêt) | 1870 | 78,8 х 97,6 | 172 | ||
Сосны в Лувесьен (Les sapins à Louveciennes) | 1870 | 69 х 78 | 173 |
Галерея
Иллюстрации некоторых работ:
- MuMA — Pissaro — L’avant-port du Havre. Matin. Soleil. Marée montante.jpg
Внутренняя гавань Гавра — Солнце с утра, начавшийся прилив
, 1902, Гавр, Музей современного искусства Андре Мальро.
- MuMA — Pissaro — L’anse des pilotes au Havre. Haute mer. Après-midi. Soleil.jpg
Лоцманский пирс в Гавре
, 1903, Гавр, Музей современного искусства Андре Мальро.
- Camille Pissarro 018.jpg
Каштаны в Лувесьене
, vers 1870, Париж, Музей Орсе.
- Camille Pissarro 012.jpg
Въезд в деревню Вуазен
, 1872, Париж, Музей Орсе.
- Camille Pissarro Pontoise 1874.jpg
Крестьянка с тележкой
, 1874 (Дом Рондес, Понтуаз). Стокгольм, Национальный музей Швеции.
- Camille Pissarro 011.jpg
Красные крыши в углу деревни зимой
, 1877 (Кот-Сен-Дени, Понтуаз). Париж, Музей Орсе.
- Camille Pissarro — Dans le jardin des Mathurins, Pontoise — 503.jpg
Фруктовый сад в Понтуазе
, 1877, частная коллекция
- Camille Pissarro — La récolte, Pontoise (1881) 648.jpg
Урожай, Понтуаз
, 1880, частная коллекция
- Camille Pissarro — The Harvest.jpg
Урожай
, 1882, Токио, Художественный музей Бриджстоун.
- Bergère rentrant des moutons.jpg
Пастушка. Привлечение овец
, 1886, Норман (Оклахома), Музей искусств Фреда Джонса младшего.
- Camille Pissarro — Boulevard Montmartre, printemps — Israel-Museum.jpg
Бульвар Монмартр весной
, 1897, Иерусалим, Израильский музей.
- Camille Pissarro 036.jpg
Улица Эписери, Руан
, 1898, Норман (Оклахома), Музей искусств Фреда Джонса младшего.
Вечный поиск
Всегда находившийся в активном творческом поиске Камиль Писсарро оставался таким до самого конца жизни. В возрасте пятидесяти пяти лет художник не побоялся отказаться от не только сложившейся, но и приносившей доход манеры письма, чтобы попробовать силы в новом направлении — пуантилизме. В этой манере работали неоимпрессионисты Жорж Сёра и Поль Синьяк. Помимо чисто профессионального риска, папаша Писсарро не побоялся и гнева друзей — Моне, Сислей и Ренуар возмущенно осуждали его за отступление от их общих художественных принципов и не желали выставляться вместе с пуантилистами.
Камиль Писсарро «Урожай» (1882)
Однако Камиль Писсарро настоял на том, чтобы картины Сёра и Синьяка, а также его собственные, и работы его сына Люсьена, писавшего в той же манере, были приняты на Восьмую выставку импрессионистов, хотя они и демонстрировались в отдельном зале.
Работа с чистым цветом увлекала и завораживала мастера, но очень скоро он понял, что ему все-таки недостаточно только точки, чтобы выразить через нее свои эмоции, — ему нужен мазок. Так и не сумев найти другой выход, в 1889 году Писсарро отказался от пуантилизма и вернулся к своей прежней манере.
В 1892 году Камиль Писсарро предпринял поездку в Англию, откуда привез целый ряд прекрасных работ, в том числе «Риджент-парк» (1892) и «Лондонский парк» (1892). По возвращении он, уже шестидесятисемилетний, вдохновился примером Клода Моне, начавшего писать свои знаменитые серии: «Стога», «Японский мостик», «Руанский собор». Несмотря на слабеющее зрение, Писсарро создал замечательную серию видов парижского бульвара Монмартр.
Камиль Писсарро «Бульвар Монмартр. После полудня, солнечно» (1897)
Казалось, стареющий живописец никогда не утратит интереса и тяги ко всему новому. На склоне лет Писсарро пробовал себя в литографии и офорте и снова добился успеха, хотя сам говорил, что не понимает, чем привлекают зрителя «эти бесформенные пробные офорты».
За долгую творческую жизнь Камиль Писсарро не получил никаких наград от государства, ни одна его картина не была куплена официальными учреждениями. Но куда важнее было то, что его несомненный талант признавали не только друзья, но и художники-соперники, представители иных направлений. После смерти Камиля Писсарро символист Шарль Морис сказал: «В его лице французское искусство лишилось одного из выдающихся живописцев и графиков XIX века», — едва ли не самая достойная эпитафия.
Поделиться ссылкой
Хрустальный дворец
Когда в 1870 году началась франко-прусская война, Писсарро и его семья переехали на окраину Лондона, в Норвуд. Находясь там, он написал большое количество пейзажей и архитектуры, включая Хрустальный дворец. Построенный в 1851 году для Гайд-парка и спроектированный Джозефом Пакстоном, Хрустальный дворец представлял собой красивое сооружение из стекла и железа, которое, к сожалению, было разрушено в 1936 году. Несмотря на то, что картина известна как «Хрустальный дворец», здание не является ее центральным объектом. Сегодня полотно находится в постоянной коллекции Чикагского института искусств.
Хрустальный дворец, 1871
Художник Камиль Писсарро: биография и творчество
Камиль Писсарро родился 10 июля 1830 года на одном из Виргинских островов, которые тогда принадлежали Датскому королевству. Он был третьим сыном в обеспеченной семье, занимавшейся продажей хлеба и выпечки. В 12-летнем возрасте родители отправили его учиться в школу-интернат в пригороде Парижа на пять лет. Уже тогда будущий художник был страстно увлечен рисованием и часто посещал Лувр.
Когда Камиль Писсарро вернулся домой, он работал в отцовском магазине, но рисовал каждую свободную минуту. Со временем он познакомился с датским пейзажистом Фрицем Мельби (Fritz Melbye) и под его руководством написал первые настоящие картины. Лишь в 1855 году молодой Писсарро сумел убедить отца, что живопись — его призвание, и уехал в Париж для получения образования. На постижение секретов художественного мастерства и выработку собственного стиля уйдет еще около 10 лет.
Как раз в 1855 году в Париже проходила Всемирная выставка. На ней Писсарро познакомился с творчеством художников старшего поколения, ставших для него образцом. В первую очередь, это:
- Жан-Франсуа Милле (Jean-François Millet);
- Гюстав Курбе (Gustave Courbet);
- Камиль Коро (Camille Corot).
Вскоре нашлись единомышленники младшего возраста, также предпочитавшие живую реалистичность сухим и консервативным канонам академизма. Среди них были:
- Клод Моне (Oscar-Claude Monet);
- Огюст Ренуар (Auguste Renoir);
- Поль Сезанн (Paul Cézanne).
В 1860 году художник повстречал будущую супругу Жюли Веллей (Julie Vellay), с которой проживет 30 лет. Большую часть этого времени многодетная семья проведет в бедности и заботах, но Камиль Писсарро не унывал и смотрел в будущее с неизменным оптимизмом.
В официальном Салоне картины Писсарро принимали прохладно. Если и не отвергали, то развешивали где-то под потолком. Но со временем к нему пришла известность и появился круг поклонников. Про художника писали, что он «рисует запах земли». Материальное положение стало улучшаться после поездки в Лондон с Клодом Моне во время франко-прусской войны. Художники знакомятся с творчеством Уильяма Тернера (William Turner) и коллекционером Полем Дюран-Рюэлем (Paul Durand-Ruel), который поддерживал импрессионистов.
После возвращения художник обнаружил, что почти все его картины, созданные за 20 лет, уничтожены солдатами. Из полутора тысяч полотен уцелело лишь 40. Это стало бы ударом для любого, но Писсарро лишь с удвоенной энергией принялся вновь за работу. Наступили самые плодотворные годы его творчества. В 1873 году, при его активном участии, 15 молодых художников объединяются в «Анонимное общество живописцев, скульпторов и граверов», а еще через год состоялась первая выставка импрессионистов.
Привыкшие к традициям академизма критики ужаснулись, увидев картины молодых художников, и нашли в них «грубейшие ошибки»:
- слишком обыденные и даже вульгарные сюжеты;
- небрежную и схематичную манеру исполнения;
- странный выбор оттенков и цветные тени.
Искусствовед Альбер Вольф (Albert Wolff) писал о Камиле Писсарро: «нужно объяснить этому художнику, что деревья не бывают фиолетовыми, а небо не окрашивается в цвет свежего масла». Но уже вторая выставка была успешной, и многие картины нашли покупателей. В дальнейшем Писсарро участвовал во всех экспозициях импрессионистов, а на последней представил работы в технике пуантилизма. В 1884 году у него останавливался молодой Ван Гог, которому художник передал идеи выражения света и цвета.
На склоне лет Писсарро продолжал писать пейзажи в стиле импрессионизма, которые пользовались большой популярностью и попали в музей уже при жизни автора. Когда болезнь глаз затруднила работу на пленэре, художник стал писать виды из окон своего дома и городских гостиниц. Умер Камиль Писсарро 13 ноября 1903 года в Париже в возрасте 73 лет. Несколько его сыновей и дочь пошли по стопам отца. В настоящее время правнук художника работает куратором в Музее MoMA в Нью-Йорке.
1857–1866 (Париж)
Образ | имя | Год | В x Ш (см) | Текущее местоположение | Кат. Номер |
---|---|---|---|---|---|
Урожай (Ла Муассон) | 1857 | 14 х 26,7 | 34 | ||
Осел перед фермой, Монморанси | 1859 г. | 21,5 х 37,2 | 37 | ||
Лесная тропа (Allée dans une forêt) | 1859 г. | 41 х 33 | 42 | ||
Деревянная тележка (La charette du bois) | 1862 г. | 16,5 х 25 | 61 | ||
La Roulotte (Караван) | 1862 г. | 25 х 38 | 62 | ||
La Petite Fabrique (Маленькая фабрика) | ок. 1862–65 | 25 х 38 | Страсбургский музей современного искусства | 130 | |
Телеграфная башня на Монмартре (La tour du Tèlegraphe à Montmartre) | 1863 | 40,7 х 32,4 | 67 | ||
Фермерский двор (Cour de ferme) | 1863 г. | 38,1 х 47,1 | 69 | ||
Деревенский уголок, Женщины в чате (Монета деревни, причинительница женщин) | 1863 | 40 х 52 | 70 | ||
Въезд в деревню (Деревня Entrée d’une) | 1863 г. | 33 х 41 | 71 | ||
La Varenne-Saint-Hilaire vue de Champigny | 1863 | 49,6 х 74 | 74 | ||
Баржи на Сене (Пениш-сюр-ла-Сен) | 1863 г. | 46 х 72 | 79 | ||
Берег реки и баржа(Bord de rivière avec péniche) | 1863 г. | 9,9 х 18,5 | 80 | ||
В лесах Су-буа | 1864 | 26,5 х 21 | 84 | ||
Дорога, ведущая в лес (Chemin à l’entrée d’un bois) | 1864 г. | 28 х 35,3 | 86 | ||
Встреча на Деревенской дороге (Rencontre sur la route du village) | 1864 г. | 21,8 х 35 | 91 | ||
Крестьянка в поле, Ла Варен-Сен-Илер (Paysanne dans un champ, Ла Варен-Сен-Илер) | 1865 | 18,5 х 35 | 99 | ||
Дорога (La route) | 1865 | 40,7 х 31,8 | 100 | ||
Марна в Шенневьер (Bords de la Marne à Chennevieres) | 1865 | 91,5 х 145,5 | 103 | ||
Площадь в Ла-Рош-Гийон (Place à La Roche-Guyon) | 1865 | 50 х 61 | 104 | ||
Поездка на осле в Ла-Рош-Гийон (Променад à dos d’âne à La Roche-Guyon) | 1865 | 35 х 51,7 | 105 | ||
Берега Марны зимой (Bords de la Marne en hiver) | 1866 | 91,8 х 150 | 107 |
Французский живописец Камиль Писсарро (1830-1903)
бращаясь к скромным мотивам (городские предместья и бульвары, сельские ландшафты), открывал очарование и поэзию в будничном, внутреннюю эстетическую и духовную ценность заурядных на первый взгляд моментов в жизни природы и человека (“Почтовая повозка в Лувесьене”, 1870).
Писсарро достигал особой тонкости в передаче прозрачности и влажности воздуха, ощущения только что прошедшего или приближающегося дождя; вместе с тем, в отличие от большинства импрессионистов, он тяготел к более законченному и ясному построению композиции, к большей пластической определённости форм (“Вспаханная земля”, 1874).
Был близок к леворадикальному политическому движению.
Камиль Писсарро родился 10 июля 1830 года в Сент-Томас в Вест-Индии, где его отец был процветающим купцом. Получил воспитание в школе недалеко от Парижа, уже там проявился его талант художника.
А в 1852, бросив семейное дело, в компании с датским художником Фрицем Мельбуе, Камиль отправляеться в Венесуэлу, там он работал как художник в течение двух лет.
В 1855 году Писсарро переселился во Францию. Он приехал как раз, чтобы увидеть большую экспозицию Всемирной выставки, которая включает в себя большой раздел об искусстве.
В своих ранних работах художник выступал как последователь Коро, и лишь с 1865 года, когда Писсарро начинает интересоваться творчеством Эдуарда Мане и внимательно изучает произведения Курбе, художник постепенно находит свой стиль.
Эрмитаж в Пуазане. 1868
В эти годы Писсарро часто бывал в Париже, посещал кафе Гербуа, служившее местом встреч молодых художников. Он познакомился с Ренуаром и Сислеем и, как и они, стал увлекаться пленэрной живописью.
Писсарро был старше своих товарищей, он лучше и раньше сумел усвоить основные принципы французской пейзажной школы, ее дух пытливого реализма и демократическую тенденцию, которые он как эстафету принес в кружок своих друзей. В это время эволюция художественного метода Писсарро протекает параллельно развитию Ренуара и Моне.
Он часто писал маленькие пейзажи-этюды, имевшие значение законченных картин, они были свидетельством исканий нового живописного метода, в основе которого лежало непосредственное наблюдение натуры, изучение атмосферных явлений, эффектов освещения, цветовых рефлексов.
Сбор яблок
1852–1856 (Сент-Томас, Вест-Индия)
Образ | имя | Год | В x Ш (см) | Текущее местоположение | Кат. № |
---|---|---|---|---|---|
Пейзаж с домом в лесу на острове Сент-Томас, Антильские острова (Scène villageoise) | c.1854–55 | 23,5 х 30,5 | 8 | ||
Деревня у подножия холма на острове Сент-Томас, Антильские острова (Деревня au pied d’une colline) | c.1854–55 | 24 х 30,4 | 9 | ||
Горный пейзаж в Сент-Томас, Антильские острова (незавершенный) (Деревня Монтань) | c.1854–55 | 26,2 х 23,5 | 10 | ||
Женщина, несущая кувшин на голове (Femme Noire portant une cruche sur la tête) | 1854–55 | 33 х 24 | 15 | ||
Ручей с пальмами (Crique avec palmiers) | 1856 | 24,5 х 32,2 | 16 | ||
Антильский пейзаж, Сент-Томас (Personnages discutant au bord d’un chemin) | 1856 | 32,5 х 46 | 19 | ||
Две женщины болтают у моря (Deux femmes causant au bord de la mer) | 1856 | 27,9 х 41 | 23 | ||
Крик в Сент-Томас, Антильские острова (Crique avec voilier) | 1856 | 35 х 53 | 24 | ||
Прачка на берегу реки (Femme lavant du linge dans une rivière) | 1856 г. | 16,9 х 24 | 28 |
Париж
Париж оказался слишком большим, шумным, непостижимо свободным и вызывающе беззастенчивым для скромного еврейского юноши. Город стремительно меняется в эти годы – растут широкие бульвары, строятся новые современные здания, зажигаются первые газовые фонари. В 1855 году, выбравшись в большой мир, Писсарро попадает прямиком на парижскую Всемирную выставку. Ритм его жизни сразу же меняется: большие художники-наставники Коро, Курбе, Милле, академия Сюисса, знакомство с юными Моне, Ренуаром и Дега, совместные пленэры и постоянные разговоры о революционном искусстве. Это именно Писсарро, который лет на 10 старше каждого из них, станет вдохновителем и наставником Общества отверженных. Он нащупает и разработает главные художественные принципы будущих импрессионистов.
1870–1871 (Лондон)
Изображение | Имя | Год | В x Ш (см) | Текущее местоположение | Кат. Номер |
---|---|---|---|---|---|
Лисий холм, Верхний Норвуд, эффект снега | 1870 г. | 35,3 х 47,5 | 180 | ||
Церковь Святого Стефана, Далвич | 1870 г. | 42,6 х 52,8 | 181 | ||
Хрустальный дворец, вид с Фокс-Хилл, Верхний Норвуд | 1871 г. | 47 х 73,2 | 183 | ||
Кристал Пэлас, Верхний Норвуд | 1871 г. | 40 х 50,8 | 184 | ||
Церковь Всех Святых, Холм Беула, Снег | 1871 г. | 46 х 55 | 186 | ||
Снежный пейзаж в South Norwood Paysage sous la neige à South Norwood | 1871 г. | 44,5 х 55,5 | 187 | ||
Авеню, Сиденхэм | 1871 г. | 48 х 73 | 188 | ||
Станция Lordship Lane, Ист-Далвич | 1871 г. | 44,5 х 72,5 | 189 | ||
Вид на парк Аллейн, Западный Далвич | 1871 г. | 43,5 х 53,5 | 190 | ||
Колледж Далвич | 1871 г. | 50 х 61 | 191 |