Книги по вопросам литературы
- Пушкин и Лермонтов : исследования и статьи. — Ростов-на-Дону : Ростовское областное книгоиздательство, 1941. — 301, c. — Библиогр. в подстроч. примеч. — Литература, использованная в статьях о Лермонтове: с. . Содерж.: Пушкин и Лермонтов (вместо предисловия) ; «Братья-разбойники» Пушкина ; Незавершенные замыслы Пушкина в Кишиневе ; Лирика Лермонтова ; Романтические поэмы Лермонтова ; Реалистические поэмы Лермонтова ; Лермонтов-драматург ; Проза Лермонтова.
- Цвет лазоревый : страницы о Михаиле Шолохове. — Ростов-на-Дону : Кн. изд-во, 1965. — 82 с., л. ил.
- Цвет лазоревый : страницы о Михаиле Шолохове. — Москва : Сов. Россия, 1975. — 79 с. : портр.
- Публикации в коллективных сборниках, журналах, газетах
- Романы, повести, рассказы, очерки
- Их слава нетленна // Они прославили Родину : очерки о Героях Советского Союза. Кн. 1. — Ростов-на-Дону, 1974. — С. 5—6.
- Командир донских казаков // Нам дороги эти позабыть нельзя. — Ростов-на-Дону, 1975. — С. 110—113.
- Страницы из дневника // День, который впереди. — Ростов-на-Дону, 1975. — С. 208—221.
- Помни, друг! // Рожденная в боях : очерки о героях-воинах 56-й армии. 1941—1943 гг. — Ростов-на-Дону, 1977. — С. 109—111.
- Радость пахаря // Край Отчизны моей. — Ростов-на-Дону, 1977. — С. 94—104.
- Во имя жизни // Не померкнет никогда : чему учит подвиг героев-малоземельцев. — Ростов-на-Дону, 1978. — С. 54—61.
- В бурунах // Пятый Донской : воспоминания ветеранов пятого гвардейского Донского казачьего кавалерийского Краснознаменного Будапештского корпуса. — Ростов-на-Дону, 1979. — С. 45—48.
- Пядь-кормилица // Что с поля нажито : слово писателей Дона о жизни современного села. — Ростов-на-Дону, 1979. — С. 91—101.
- Преображение : // Ради завтрашних дней : мир современника в рассказах писателей Дона / . — Ростов-на-Дону : Книжное изд-во, 1980. — С. 16—23.
- Самый памятный день // Дон. — 1980. — № 5. — С. 32—34.
- О земле, о хлебе, о любви // Первооснова : слово о хлебе. — Ростов-на-Дону, 1982. — С. 226—235.
- В ожидании весны // Под отчим небом. — Ростов-на-Дону, 1982. — С. 180—195.
- Гордость и слава Дона // Люди земли донской. — Ростов-на-Дону, 1983. — С. 3—7.
- Матерь Человеческая : из повести // Светлое имя твое. — Ростов-на-Дону, 1984. — С. 7—15.
- Два генерала : гл. из кн. «Верность» // Плечом к плечу. — Ростов-на-Дону, 1984. — С. 30—43.
- На Золотых песках : // Дон. — 1985. — № 5. — С. 38—48.
Публикации к юбилеям В. А. Закруткина
К 50-летию со дня рождения
- Алексеев М. Н. Писатель и жизнь // Литературная газета. — 1958. — 29 марта.
- Сутягин И. Писатель-патриот // Молот. — 1958. — 30 марта.
- Пятидесятилетие В. А. Закруткина // Литература и жизнь. — 1958. — 16 апр.
- Писатель-патриот // Дон. — 1958. — № 5. — С. 143—144, портр.
- Софронов А. Всегда с жизнью // Советский воин. — 1958. — № 6. — С. 18.
К 60-летию со дня рождения
- Козлова В. Живет в станице писатель // Дон. — 1968. — № 3. — С. 129—132.
- Дрягин Е. Жизнеутверждающий талант // Молот. — 1968. — 27 марта.
- Дымшиц А. Три школы Виталия Закруткина // Литературная Россия. — 1968. — 30 марта. — С. 8.
- Гегузин И. Писатель и жизнь // Кубань. — 1968. — № 4. — С. 104—107, портр.
К 70-летию со дня рождения
- Ковалев В. Лик художника // Дон. — 1978. — № 3. — С. 156—159, портр.
- Андриасов М. Специальный военный корреспондент // Дон. — 1978. — № 3. — С. 160—165.
- Петелин В. Любовь художника // Москва. — 1978. — № 3. — С. 208—210.
- Софронов А. Характеры и судьбы // Октябрь. — 1978. — № 3. — С. 217—219.
- Андреев М. Верность в борьбе // Огонек, 1978. — № 13. — С. 29.
- Костоглодова М. «Я помню чудное мгновенье…» : // Молот. — 1978. —14 марта.
- Летников Ю. Командир писательского взвода // Красное знамя . — 1978. — 24 марта.
- Тер-Маркарьян А. Школа Закруткина // Молот. — 1978. — 24 марта.
- Кондаков А. Летописец подвига и героизма // Красное знамя . — 1978. — 25 марта.
- Прийма К. Народный писатель // Молот. — 1978. — 25 марта.
- Горбачев Н. Жизнь трудная и любимая // Советская Россия. — 1978. — 26 марта.
- Андриасов М. На боевых позициях // Вечерний Ростов. — 1978. — 27 марта.
- Алексеев М. В. А. Закруткину — 70 лет // Литературная газета. — 1978. — 29 марта. — С. 4.
- Бондарев Ю. Высота чувства // Правда. — 1978. — 18 апр.
К 75-летию со дня рождения
- Андриасов М. О людях, творящих историю // Огонек. — 1983. — № 13. — С. 22—23, портр.
- Народный писатель // Дон. — 1983. — № 3. — С. 126—127.
- Сурганов В. «А горы!..» : В. А. Закруткин. Этюд к портрету // Дон. — 1983. — № 3. — С. 128—139.
- Куликов Б. Дом в станице // Молодая гвардия. — 1983. — № 3. — С. 251—254
- Янченков В. С думой о человеке // Красное знамя . — 1983. — 26 марта.
- В. А. Закруткину —75 лет : поздравление Союза писателей // Литературная газета. — 1983, 23 марта. — С. 5.
- Прийма К. И. «Талант большой, самобытный…» // Молот. — 1983. — 27 марта.
- Янченков В. Самобытный талант // Сельская жизнь. — 1983. — 27 марта.
- Бондаренко В. Писатель, воин, гражданин // Красное знамя . —1983. — 29 марта.
- Сурганов В. Так рождаются реки : штрихи к портрету В. Закруткина // Литературная Россия. — 1983. — 1 апр. — С. 11.
Памяти В. А. Закруткина
- Виталий Александрович Закруткин : // Молот. —1984. — 12 окт.; Правда. — 1984. — 13 окт.; Литературная газета. — 1984. — 17 окт. — С. 7; Литературная Россия. — 1984. — 19 окт. — С. 4.
- Калинин А. С думой о Родине; Корнилов Е. Трудно поверить; Назарько А. Он всегда будет в нашей памяти. — Вечерний Ростов. — 1984. — 12 окт.
- В последний путь : // Вечерний Ростов. — 1984. — 13 окт.
- Стаднюк И. Памяти товарища // Огонек. — 1984. — № 43. — С. 8 : портр.
Мастер
В феврале 1917 года Павел Дмитриевич перебрался в мастерскую на Арбате, на чердак дома 24, где жил до 1934 года. Теперь уже он сам — не ученик, а учитель. Приглашенный преподавать в МУЖВЗ, он совмещал педагогическую деятельность с реставраторской, а кроме того, подрабатывал в голодные годы военного коммунизма в анатомическом театре (работа эта пошла ему впрок как художнику).
В арбатскую мастерскую Павел Дмитриевич привел и жену Прасковью Тихоновну (из воспитанниц Марфо-Мариинской обители), с которой обвенчался в 1926 году. И здесь, под арбатской крышей, в нем постепенно зрел замысел «большой», как сам художник помечал в записной книжке, картины. Сначала это был замысел под рабочим названием «Благослови, душе моя, Господа». Возможно, для его исполнения он копировал этюды Иванова к «Явлению Христа» и зарисовывал в антирелигиозном музее мощи свт. Иоасафа Белгородского. А с 1925 года идея выкристаллизовалась. Работой жизни стал «Реквием».
В 1931 году мастерскую художника посетил Максим Горький, принявший на себя с тех пор роль «охранителя» творческих поисков Корина. С помощью Горького Корину удалось обустроить мастерскую в отдельном доме на Малой Пироговской (сейчас здесь устроен посвященный ему музей) и побывать вместе с братом в Европе, где он увлеченно изучал наследие старых мастеров.
Властью Павел Дмитриевич обласкан не был, хотя на мрачном фоне 1930—1940-х годов его жизнь выглядит вполне благополучной: в 1931—1959 годах он возглавляет реставрационную мастерскую Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, в 1939—1943 годах работает над серией портретов деятелей культуры, заказанной Комитетом по делам искусств, в конце 1940-х — начале 1950-х годов преподает в Художественном институте имени В. И. Сурикова.
Однако настоящее официальное признание мастер получил только в первой половине 1950-х годов, когда по его эскизам были созданы мозаики станции московского метрополитена «Комсомольская» (кольцевая) и витражи станции «Новослобоская». За панно для «Комсомольской» Корин получил в 1954 году Государственную премию, а спустя несколько лет — звание народного художника РСФСР.
Доживал свои последние годы Корин тихо — в мастерской на Пироговке, с верной спутницей Прасковьей Тихоновной и старым эрделем. Время от времени наведывался в Палех, ничего не меняя в родительском доме (о создании «фамильного» музея Корин думал уже тогда). Умер Павел Дмитриевич 22 ноября 1967 года и был похоронен на соседнем Новодевичьем кладбище.
Статьи
Награждения В. А. Закруткина
- Закруткин Виталий Александрович : // Лауреаты Сталинских премий в области художественной прозы, поэзии, драматургии. 1941—1951 гг.: указ. лит. — Новосибирск, 1951. — С. 11.
- О награждении В. А. Закруткина в связи с его пятидесятилетием орденом Трудового Красного Знамени // Литература и жизнь. — 1958. — 18 апр.
- В Президиуме Верховного Совета СССР : // Молот. — 1967. — 29 окт.
- Лауреаты Государственной премии РСФСР 1970 года : // Литературная газета. — 1971. — 1 янв. — С. 3.
- О вручении ордена Трудового Красного Знамени писателю В. Закруткину // Литературная газета. — 1971. — 3 нояб. — С. 1.
- О награждении писателя Закруткина В. А. орденом Ленина : : Указ Президиума Верховного Совета СССР // Литературная газета. — 1978. — 29 марта. — С. 1; Молот. — 1978. — 28 марта.
- Чествование писателя В. А. Закруткина : // Молот. — 1978. — 16 мая.
- Премии : [информация об итогах конкурса за 1981 г. на лучшие произведения литературы г. Ростов н/Д. Первой премии, учрежденной производственным объединением Ростсельмаш и совхозом «Гигант» за лучшее отображение в литературном произведении рабочего промышленного предприятия и труженика сельского хозяйства, удостоен В. Закруткин как автор серии очерков о селе в центральной и местной печати] // Литературная газета. — 1982 — 20 янв. — С. 6.
- О присуждении Государственных премий СССР 1982 года в области литературы, искусства и архитектуры. : Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР // Собр. постановлений Правительства СССР. — 1982. — № 89. — С. 3; Правда. — 1982. — 5 нояб.; Известия. — 1982. — 5 нояб.; Советская культура. — 1982. — 6 нояб. — С. 3.
- Литературная премия — земляку : // Молот. — 1983. — 4 авг.
Работы художника
Павел Корин оставил значительный след в искусстве, особенно важный и ценный для русского человека. Наиболее известны:
- Эскиз «Реквием. Русь уходящая»;
- Портретные этюды к «Реквиему»;
- Триптих «Александр Невский»;
- Пейзажи «Палех» и «Моя Родина»;
- Портреты Жукова, Нестерова, Горького;
- Мозаичные и витражные работы в московском метрополитене.
Моя Родина 1928 г.
Значимые исторические события и великие люди всегда были в центре внимания художника. Главное полотно, к сожалению, осталось на стадии чистого холста, но этюды и эскиз к нему позволяют представить задуманную грандиозность работы и впечатление от неё (размер холста 551 х 941 см).
Реставраторы, работавшие в музее с 1920-х годов
Корин Павел Дмитриевич | |
Годы жизни | 1892–1967 |
Годы работыв музее | 1929–1959 |
Должность | Художник-реставратор станковой масляной живописи высшей квалификации |
П.Д. Корин и П.Т. Корина
Живописец, аттестованный реставратор станковой живописи, собиратель древнерусской иконописи. Брат А.Д. Корина. Окончил иконописную школу в Палехе, в 16 лет получил звание мастера-иконописца. С 1909 – в Москве в иконописной палате Донского монастыря учился у К.П. Степанова. В 1911 году познакомился с М.В. Нестеровым, впоследствии помогал ему расписывать собор, построенный А.В. Щусевым в Марфо-Мариинской обители. С 1912 учился в МУЖВЗ у К.А. Коровина и С.В. Малютина, окончил училище в 1916. Расписывал усыпальницу в подземном храме под собором в Марфо-Мариинской обители (по заказу великой княгини Елизаветы Фёдоровны). Обучался реставрационному делу в Берлине и Париже (1931–1932 и 1935). Блестящий знаток техники живописи. Создатель множества живописных произведений – портретов, триптихов, пейзажей. В области реставрации утвердил многоплановый подход к объекту реставрации как к произведению, имеющему научную и художественную значимость. С 1929 по 1959 работал в ГМИИ, с 1932 – зав. реставрационной мастерской Музея. Участвовал в крупных реставрационных работах в ГТГ, Большом театре, принимал участие в обследовании и реставрации панорамы Франца Рубо «Бородинская битва». Среди отреставрированных картин: «Портрет кардинала Антониотто Паллавичини» Тициана Вечеллио; «Крещение» Корнелиса ван Харлема; «Дама за туалетом» Джулио Пиппи, прозванного Джулио Романо (совместно с В.Н. Яковлевым, С.С. Урановой); «Сатир в гостях у крестьянина» Якоба Йорданса (совместно с В.Н. Яковлевым, С.С. Чураковым). Принимал участие в реставрации картины А.А. Иванова «Явление Христа народу». В годы Великой Отечественной войны обеспечивал сохранность оставшихся не эвакуированными художественных ценностей. В послевоенное время возглавлял работы по реставрации картин Дрезденской картинной галереи, входил в состав комиссии по реставрации живописи в Успенском и Благовещенском соборах Московского Кремля и непосредственно наблюдал за ходом реставрационных работ, в 1948 руководил работами по реставрации фресок Владимирского собора в Киеве. Им лично в этом соборе были восстановлены росписи В.М. Васнецова и М.В. Нестерова. В 1952 закончил выполнение мозаики на станции московского метро «Комсомольская». Составил с А.А. Рыбниковым, С.А. Тороповым и В.Н. Крыловой в 1949 году «Инструкцию по хранению музейных ценностей в условиях военного времени». С 1948 являлся консультантом, а в 1960–1964 – научно-художественным руководителем ГЦХРМ, сменив на этом посту И.Э. Грабаря.Народный художник СССР (1962), действительный член АХ СССР (1958). Лауреат Государственной премии СССР (1952), Ленинской премии (1963).Аттестация – художник-реставратор станковой масляной живописи высшей квалификации (1955).
Литература: Отечественная реставрация в именах 1918–1991 гг.: Биобиблиографический справочник. / Авт.-сост. О.Л. Фирсова, Л.В. Шестопалова. М.: Индрик, 2010. Вып. 1.
Архивы: ОР ГМИИ. Ф. 5, оп. 4, д. 159.
Живопись
По словам Эрика Владимировича, иллюстрированию детских книг он посвящал осень и зиму, в то время как весной и летом продолжал заниматься живописью. Но ранние работы художника мало кто видел, поскольку они были запрещены советской цензурой. Первая выставка состоялась только в 1965 году и продлилась менее часа, поскольку ее быстро закрыли.
В то время у Булатова не было почитателей, поэтому он показывал свои работы всем желающим, а их находилось не так много. Живописец жил в постоянном страхе, что мастерскую закроют и картины будут некуда деть, из-за чего продавал их почти за бесценок. Первыми творчеством Эрика Владимировича заинтересовались иностранцы, это случилось уже в конце 70-х.
Вскоре на Западе начали появляться публикации работ живописца, а его «Горизонт» поместили на афишу Венецианской биеннале. Уже тогда стало понятно, что у Булатова есть свой неповторимый стиль, который вскоре обрел почитателей.
Отличительная черта работ знаменитости — это гармоничное совмещение плакатного жанра, популярного в советское время, и живописной составляющей. Лозунги на картинах Эрика Владимировича соседствуют с пейзажами и портретами. Этим приемом, считают критики, Булатов подчеркивал абсурдность окружающей действительности, ее перенасыщенность пафосными речами и пропагандой.
Первая персональная выставка живописца прошла в Цюрихе в 1988 году. Картины были собраны из частных коллекций по всему миру. После громкого успеха работы творца были показаны в музеях Нидерландов, Франции, Англии и Германии.
На Булатова посыпались предложения о сотрудничестве от галерей, и в итоге он отдал предпочтение нью-йоркской. Художник был счастлив, ведь наконец-то мог посвятить себя написанию картин, не прячась и не боясь. Он почти не выходил из мастерской и успел полюбить США. Но оттуда все равно пришлось уехать по личным причинам.
В итоге в 1991 году после удачной выставки в Центре Помпиду Эрик Владимирович принял предложение от министерства культуры Франции и осел в Париже. В этом городе было создано немало произведений, которые были выставлены в галереях мира.
На родине творчество живописца оценили только с приходом нового столетия. В 2003-м состоялась первая выставка его графики, а спустя 3 года — показ живописи в Третьяковской галерее. После этого Булатов стал регулярно наведываться на родину, привозил новые картины и общался с журналистами.
С годами работы мастера принесли ему славу одного из самых дорогих и востребованных художников современности. Полотно «Брежнев. Советский космос» ушло с торгов за $ 1,6 млн, а еще ряд картин советской тематики стоили новым обладателям по $ 1 млн каждая. В числе других узнаваемых произведений живописца — «Лувр. Джоконда» и «Свобода».
В 2020 году Булатов в очередной раз порадовал поклонников творчества, когда поучаствовал в создании мурала в Выксе. В основу легли творения «Стой — иди» и «Амбар в Нормандии», разделенная на 2 части. Высота изображения составила 20 м, а ширина — 119.
Замысел главной картины
В 1925 году Корин стал свидетелем крестного хода и отпевания Патриарха Тихона. Это происходило в Донском монастыре. Нескончаемый поток тысяч людей, вся православная Россия пять суток шла прощаться к гробу. Художник был потрясён величием и высоким трагизмом увиденного и услышанного. Он ясно понял, какая должна появиться на свет картина. Это скорбное и величественное событие – прощание с патриархом – олицетворяет и прощание с дореволюционной Россией. Это должно быть запечатлено на холсте для потомков, для истории. Слушая «Реквием» Гектора Берлиоза, Корин так же назвал свою будущую картину.
С этого времени художник начал писать этюды к задуманному полотну. Он ходил по московским монастырям, посещал службы. Встречая впечатляющие его типы людей, приглашал их позировать. Сначала те с недоверием и непониманием относились к подобным просьбам, но после благословения митрополита Трифона, который позировал первым, шли в мастерскую охотно.
Детство и юность
Эрик Владимирович родился 5 сентября 1933 года в Свердловске (ныне Екатеринбург). Мальчик рано остался без отца — тот ушел добровольцем на фронт и погиб. Но именно он первым заметил талант сына и предрек, что тот станет великим художником.
Мама живописца была эмигранткой из Польши, работала стенографисткой. После смерти мужа она решила выполнить его завет и отдать сына учиться в Московскую художественную школу. Но с первой попытки Эрика не приняли, тогда он начал заниматься под руководством Александра Михайлова.
Перед экзаменами у юноши открылся туберкулез, из-за чего его отправили лечиться в крымский санаторий. Там он посвящал все свободное время написанию этюдов, которые после возвращения принес в МСХШ. В итоге художника зачислили в учебное заведение.
В художественной школе Булатов обрел верных друзей и научился свободно мыслить, что не одобрялось в Суриковском институте, куда он затем поступил. Шла борьба с формализмом, который, как считали, процветал в МСХШ, поэтому на ее выпускников смотрели с подозрением.
После смерти Иосифа Сталина ситуация стала меняться к лучшему. Студенту прочили блестящее будущее, но он был недоволен методикой преподавания в институте. Получив диплом, Эрик стал переучиваться, брал уроки у Роберта Фалька и Владимира Фаворского, оказавших заметное влияние на его творчество.
Горький в жизни художника
В 1931 году, прослышав о таланте Корина, к нему в мастерскую заглянул Максим Горький. Это неожиданное событие перевернуло судьбу Корина. Осмотрев работы художника, в том числе этюды к «Реквиему», писатель посоветовал изменить название на «Русь уходящая» и предложил поездку за границу. 18 октября 1931 года Павел с братом выехали с семьёй Горького в Европу. Здесь они знакомятся с работами именитых мастеров, посещают музеи. Корин в Риме пишет портрет Горького.
По возвращении писатель устроил Павла Дмитриевича в Пушкинский музей, где тот получил постоянный заработок как реставратор. В 1932 году Горький содействовал получению художником большой мастерской на Малой Пироговской и заказал холст для будущего полотна. Участие Горького в судьбе Корина в смутные времена являлось надёжной защитой от нападок. Ведь с 1930 года советская власть начала гонения на церковь.
После смерти писателя в 1936 году Корин был вынужден переключиться на портреты военачальников, учёных, артистов, писателей.
Становление
Окончив школу, шестнадцатилетний Павел Корин отправился в Москву, рассчитывая продолжить ученье. Пример для подражания он имел в своем близком родстве: Алексей Михайлович Корин, его двоюродный брат (правда, сильно старший), с успехом окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и стал «настоящим» художником.
В Москве Корин поступил в иконописную мастерскую, но учиться здесь ему было нечему, и он «прибился» к иконописной палате Донского монастыря
Вскоре состоялось едва ли не самое важное событие в жизни Корина — он познакомился с Михаилом Васильевичем Нестеровым. Работая вместе с ним (в частности, над росписями Покровского храма Марфо-Мариинской обители, где пять лет спустя молодой палешанин уже самостоятельно будет расписывать крипту), он учился приемам монументальной живописи, и тяга к монументалистике сохранилась в нем на всю жизнь
От Нестерова Корин много почерпнул и в отношении портретного искусства, многие портреты его кисти отзываются нестеровским «послевкусием», хотя, конечно, прямое влияние учителя Корин, обладая большим и самобытным дарованием, преодолел. Под влиянием Нестерова он знакомился и с произведениями искусства — как древними, так и новыми. В особенности обогатили его, по собственному признанию, посещения Третьяковской галереи.
Статьи и выступления по вопросам литературы
Беседы с В. А. Закруткиным
- «Своих героев я вижу вокруг себя» : [беседа с писателем / записал П. Шестаков] // Дон. — 1978. — № 6. — С. 158—162.
- Поэт-солдат : // Дон. — 1980. — № 2. — С. 151—152.
- «Литература забирает человека сполна…» : // Дон. — 1980. — № 3. — С. 138—146.
- Ответственность: беседа / записал А. Обертынский // Литературное обозрение. — 1983. — № 3. — С. 12—14.
- Своя нива : [писатель о творчестве / записала А. Ласкина] // Литературная газета. — 1983. — 9 марта. — С. 6.
- Виталий Закруткин : и молодость, и мудрость лет : [беседа с писателем / записал В. Воронов] // Советская культура. — 1983. — 19 марта. — С. 6.
О М. А. Шолохове
- Цвет лазоревый // Михаил Александрович Шолохов. — М., 1966. — С. 98—116;
- Цвет лазоревый // Слово о Шолохове. — М., 1973. — С. 194—227.
- Обходя моря и земли… // Наш Шолохов. — Ростов-на-Дону, 1975. — С. 17—24.
- Светлая доброта : // «Тихий Дон» : уроки романа. — Ростов-на-Дону, 1979. — С. 86—88.
- Мир Шолохова // Могучий талант. — М., 1981. — С. 62—65.
- Наш Шолохов // Люди земли донской. — Ростов-на-Дону, 1983. — С. 276—280.
- На гребне великой волны // Шолоховская борозда : полвека роману «Поднятая целина». — Ростов-на-Дону, 1983. — С. 26—28.
Общие работы
- Закруткин Виталий Александрович // БСЭ. — 3-е изд.. — 1972. — Т. 9. — С. 310.
- Закруткин Виталий Александрович // Краткая литературная энциклопедия. — 1964. — Т. 2. — С. 981.
- Дрягин Е. Вдохновение и жизнь // Москва. — 1958. — № 12. — С. 203—210.
- Алексеев М. Виталий Закруткин // Алексеев М. Бьют родники. — М., 1963. — С. 83—96.
- Бахарев А. К земле приписанный // Литературная Россия. — 1964. — 3 июля. — С. 6.
- Летников Ю. Как подобает воинам : заметки о военно-патриотической журналистике В. А. Закруткина // Молот. — 1968. — 6 апр.
- Сутягин И. Народ, писатель и его герои : // Литература Советского Дона. — Ростов-на-Дону, 1969. — С. 67—112.
- Степаненко В. Возврати людям щедро…: // Комсомольская правда. — 1969. — 15 янв.
- Дымшиц А. А. Виталий Закруткин в книгах и в жизни // Дон. — 1971. — № 2. — С. 172—179.
- Дымшиц А. А. Виталий Закруткин в книгах и в жизни // Закруткин В. А. Собрание сочинений. Т. 1. — Ростов-на-Дону, 1977. — С. 5—16.
- Тыртышный В. Ко всему причастен… // Комсомолец. — 1971. — 4 дек.
- Кондаков А. Майор Закруткин // Вечерний Ростов. — 1975. — 4 мая.
- Петелин В. Родные судьбы. — Изд. 2-е, доп. — М., 1976. — С. 243—260.
- Куликов Б. Дом человека : штрихи к портрету // Молодая гвардия. — 1976. — № 9. — С. 291—300.
- Шестаков П. Виталий Закруткин : «частица моего труда…» : // Литературная газета. — 1977. — 8 июня. — С. 6.
- Гегузин И. Писатель на войне // Комсомолец. — 1978. — 9 февр.
- Львова Л. Посвящается В. А. Закруткину : // Молот. — 1979. — 17 янв.
- Петелин В. Неувядаемое // Москва. — 1979. — № 11. — С. 201—208.
- Пужаев Г. Военный корреспондент : по страницам фронтовой журналистики В. Закруткина. // Дон. — 1979. — № 12. — С. 166—169.
- Исакова Т. Лицом к Дону // Советская Россия. — 1980. — 19 авг.
- Котов сков В. Человек на земле // Правда. — 1981. — 19 марта.
- Прийма К. Виталий Закруткин // Дон. — 1981. — № 11. — С. 136—148.
Интересные факты
- По словам живописца, он редко дублирует свои работы, но для картины «Слава КПСС» сделал исключение. Она находилась в частной коллекции, владелец которой все время обещал предоставить ее для выставки и не делал этого. В итоге автору это надоело, и он сделал второй экземпляр.
- Каждая картина художника начинается с впечатления, которое требует выражения. Сперва он делает набросок цветными карандашами на бумаге, а уже потом создает полноценное произведение.
- У Булатова есть собственная коллекция его работ, которые он не собирается продавать. В их числе «Дверь», «Подсосенский переулок» и «Белая точка».
Иллюстрации
Еще в молодости Булатов понял, что для того, чтобы стать настоящим художником, ему нужно не зависеть от государства. Понимая, что не сможет подстраиваться под стандарты советской власти, он отказался от живописи как средства заработка.
Но поскольку молодой человек не умел больше ничего, кроме рисования, он взялся иллюстрировать детские книги.
Вскоре художник устроился в издательство «Малыш», где работал вместе с близким другом Олегом Васильевым. Они создавали иллюстрации к сказкам Шарля Перро: «Золушке», «Спящей красавице», «Красной Шапочке», на которых выросло не одно поколение.