Лоо, якоб ван

Почему Амур изображается ангелочком с луком и стрелами?

Группа «Ляпис-Трубецкой». Из песни:«Знай, это любовь, с ней рядом Амур, крыльями машет… Знай, это любовь, сердце не прячь, Амур не промашет.»

Амур, вроде как пришёл к нам как из Древней Греции. А кто-нито знает почему именно лук и стрелы находились в руках у Амура? Не праща, тоже оружие древнее и широко распространённое в то время, не дротик (метательное копьё), а именно лук со стрелами?

Ну, Ваши мысли по этому поводу? Нет мыслей? Жаль.

А ведь история эта, почему Амур вдруг вооружился луком и стрелами, довольно интересна. Чтобы разобраться в этом историческом казусе, отмотаем тыщи две с половиной лет назад и посмотрим на древнегреческую армию. Почему казусе? А вот почему.

Посмотрим на армию того времени. Самая многочисленная и наименее защищённая часть воинов — пращники, кидатели камней. Большая часть воинов была вооружена копьями (в основном короткими метательными — дротиками, тяжелая пехота — фаланга была вооружена длинными тяжелыми копьями). Были так же элитные бойцы, вооруженные гнутыми мечами-кописами, а вот лучников… Их не было. Совсем. Ни на юге Греции, ни в колониях Северного Причерноморья, откуда Древняя Греция получала зерно и мясо, не было подходящего материала для луков и стрел, пробивавшего доспех тяжелого воина. Даже острые бронзовые наконечники не помогали.

Лук использовали лишь охотники. И именно лук был главным атрибутом богини охоты древнегреческого пантеона Артемиды. Она же была и хранительницей всех зверей. Защищала их как могла. И поражала всех, кто поднимал руку на беззащитных зверушек. Стреляла из лука, главного оружия тогдашних охотников и рыболовов. Но не пристало даме, да ещё и богине, таскать лук и колчан со стрелами самой. Вот и нашелся оруженосец, махонький пацан, который, то ли из уважения, то либо принуждению, а вдруг божья кара постигнет, и таскал лук со стрелами за прекрасной богиней, не отходя, а точнее не отлетая от неё ни на шаг. Но озорному пацану так надоедало это однообразие, что иногда, когда богиня не видела, он постреливал по сторонам. Именно этот сюжет часто рисовали древнегреческие художники.

Так почему же сейчас несчастные влюблённые так клянут эти стрелы Амура, а счастливые и рады, что в их сердце попала эта… древняя пуля. И почему многие считают, что: «Амур, персонаж древнегреческой мифологии (древнеримское название — Купидон), озорной крылатый малыш, спутник богини любви Венеры. Порхая у ее плеча, поражает сердца людей из своего лука невидимыми стрелами, в результате чего в них вспыхивает любовь.» Из энциклопедии.

Так или почти так думают и многие, многие, многие… Такова, так сказать, официальная точка зрения. И вот здесь и скрывается неправда. В древнегреческой мифологии Амур никогда не был спутником богини любви. Это заблуждение появилось во времена древнего Рима, когда римские легионы завоевали землю древней Эллады. Именно тогда в моду у римской знати вошли древнегреческие сюжеты. И, видимо, римские художники, перерисовывая греческие сюжеты на новый лад, перепутали богинь, ведь Артемида тоже была прекрасна, думаю, не менее, чем богиня любви Афродита (Венерой богиню любви стали называть только в Древнем Риме). И именно тогда Амур стал называться «Купидон» и изображаться не как оруженосец богини охоты, а как спутник богини любви, этакий хулюган, предлагающий эротический массаж, озорной мальчишка-снайпер, что палит без разбора и поражает сердца людей своими стрелами.

А люди потом мучатся. От любви-с…

И благополучно дожил в этой роли до нашего времени.

http://artageless.com/history-painting-collection-pavlovsk-palace-696http://darudar.org/gift/2085727/http://mywebs.su/blog/interestingly/8379/

Открытка «Амур, стреляющий из лука» Шарль Андре ван Лоо

Отец Ванлоо — Жан Батист (1684–1745) и племянник Луи-Мишель (1707—1771) тоже были художниками.

Ванлоо писал религиозные и мифологические композиции, портреты.

Его художественная карьера началась в 14 лет, когда он приехал в Париж из Италии, где жил с семи лет.

Учился в Риме у Бенедетто Лути, в 1727-1732 – там же во Французской Академии.

В 1732-1734 работает для короля Сардинии и для церквей.

По возвращении в 1735 в Париж становится академиком и делает блестящую официальную карьеру.

В 1735 ему было присвоено звание академика, а в 1737 он получил звание профессора.

С 1752 он профессор Академии, с 1754 — ее ректор. Он был назначен первым художником короля (1762) и директором Академии (с 1763 до конца жизни).

Несмотря на успех и блестящую карьеру, произведения Ванлоо после 1750 подвергали критике за помпезность и фальшь. Тем не менее в 1771 известный ценитель живописи Д. Дидро советовал Екатерине II приобрести картины Ванлоо.

Был одним из главных представителей «большого стиля», самых талантливых исторических живописцев XVIII в., мастером декоративных композиций, которые стали гордостью французского рококо.

Типичным для искусства рококо является «Амур, стреляющий из лука», написанный Карлом Ванлоо в 1761 году. Это произведение пользуется на протяжении двух веков неослабевающим успехом у зрителей, т.к. стрела Амура всегда целится в сердце зрителя, откуда бы он не глядел на картину. Картина находится в Государственном музее — заповеднике «Павловск». Первые картины художник создал на религиозные сюжеты. Впоследствии жанры, в которых он работал, были удивительно разнообразными. Ванлоо писал костюмированные и репрезентативные портреты, декоративные панно, исполнял картоны для мануфактуры Гобеленов, создавал произведения на мифологические и религиозные сюжеты.

Он одним из первых стал писать картины в жанре костюмированных сцен на восточные и экзотические темы. Картина «Отдых на охоте» была написана Ванлоо для столовой в малых апартаментах короля в Фонтенбло. На это время приходится расцвет творчества художника.

Другие известные произведения: «Испанское чтение» (1754 — 1761. Эрмитаж, Санкт-Петербург), « Испанский концерт» (1754. Эрмитаж), « Прекрасная садовница» (1750, Собрание Моргана, Нью-Йорк).

Почести

Доска Тип Заголовок Датировано Технический Габаритные размеры Справка Место консервации
Мифология и аллегории Аполлон , сняв кожу с Марсия 1735 г. масло на холсте 66 × 147  см Парижская школа изящных искусств
Мифология и аллегории Персей и Андромеда — +1740 масло на холсте 72 × 91  см Санкт-Петербург , Эрмитаж.
Жанровые сцены Медвежья охота 1736 г. масло на холсте 184 × 129  см Амьен , музей Пикардии
Мифология и аллегории Юнона 1736 г. масло на холсте 132 × 141  см ГМИИ им. А.С. Пушкина , Москва
Жанровые сцены Паша рисует любовницу масло на холсте 66 × 76  см Ричмонд , Музей изящных искусств Вирджинии
Жанровые сцены Гранд-Терк дает концерт своей любовнице масло на холсте 72 × 91  см Лондон , Собрание Уоллеса
Жанровые сцены Остановка охоты масло на холсте 220 × 250  см Париж , музей Лувр
Жанровые сцены Остановка охоты Около 1737 г. масло на холсте 59 × 49  см Нью-Йорк , Метрополитен-музей.
Жанровые сцены Охота на страусов масло на холсте Амьен , музей Пикардии
Религиозная живопись Богородица с младенцем масло на холсте 72 × 91  см Руанский музей изящных искусств
Жанровая сцена Порус побежден Александром Эскиз Около 1738 г. масло на холсте 61 × 85  см Марсель , музей Кантини
Жанровая сцена Победа Александра над Порусом Около 1738 г. масло на холсте 66 × 91  см Музей искусств округа Лос-Анджелес
Религиозная живопись Поклонение из волхвов ок. 1739 г. масло на холсте 81 × 48  см Музей изящных искусств Дижона
Мифология и аллегории Наяда около 1740 г. масло на холсте 146 × 116  см Национальный музей , Стокгольм
Мифология и аллегории Речной бог около 1740 г. масло на холсте 144 × 113  см Национальный музей , Стокгольм
Портреты Портрет Кристины Ван Лоо около 1740 г. масло на холсте 79 × 64  см База Моны Лизы Художественный музей Роджера-Кийо , Клермон-Ферран
Религиозная живопись Сен-Андре, целующий свой крест до 1741 г. масло на холсте Музей изящных искусств Анжера
Религиозная живопись Осуждение Сен-Дени ок. 1741 г. масло на холсте 195 × 114  см Музей изящных искусств Дижона
Религиозная живопись Святой Георгий убивает дракона масло на холсте 195 × 114  см Музей изящных искусств Дижона
Религиозная живопись Святой Петр исцеляет хромого 1742 г. масло на холсте 81 × 48  см Париж, церковь Сен-Луи-ан-л’Иль
Религиозная живопись Святой Карл Борромео причащает прокаженных 1743 г. масло на холсте 81 × 48  см Собор Парижской Богоматери
Мифология и аллегории Любовь, покидающая Психею холст, масло над дверью 129 × 157  см Замок Версаля
Мифология и аллегории Психея и любовь в колеснице холст, масло над дверью 129 × 157  см Замок Версаля
Мифология и аллегории Азия ок. 1747 г. масло на холсте Декор Иерусалим , Музей Израиля
Мифология и аллегории Эригон ок. 1747 г. масло на холсте 39 × 31  дюйм Атланта , Высокий художественный музей.
Мифология и аллегории Опьянение Силена масло на холсте 164 × 195  см Музей изящных искусств Нэнси
Жанровые сцены Султанша пьет кофе, подаренный ей негритянкой Салон 1755 года масло на холсте 132 × 162  см Париж, Музей декоративного искусства.

Жизнь и творчество

Ш.-А.ван Лоо происходил из старинной семьи художников, выходцев из Фландрии. Известным художником был и старший его брат, Жан-Баптист ван Лоо.

Отец мальчика, художник Луи-Абрахам ван Лоо скончался, когда тому было всего 7 лет. Воспитывался в семье своего старшего брата Жана-Баптиста и сопровождал его в поездках в Италию в 1712—1715 и в 1716—1718 годах. Во время этого второго путешествия занимался в Риме живописью под руководством художника Бенедетто Лути и скульптора Пьера Ле Гро. Был также учеником Пьера Гобера, придворного живописца короля Людовика XIV.

В 1728 году художник приезжает в Италию. Здесь он пишет многочисленные полотна на религиозную и мифологическую тематику. В 1732 он направляется из Рима в Турин, где работает для короля Пьемонта и Сардинии Карла Эммануила III. В 1733 году ван Лоо, в связи с начавшейся войной за Польское наследство, возвращается на родину и в 1734 приезжает в Париж. В 1735 он становится членом Королевской академии художеств, в 1737 — профессором Академии.

В 1736 ван Лоо украшает картинами с охотничьими сценками залы Версальского дворца. В 1744 он рисует сценки для кабинета дофина в Версале. В 1740-е — 1750-е годы художник создаёт несколько серий картин, посвящённых древней истории, мифологии и религиозной тематике. При французском дворе он пользовался поддержкой королевской фаворитки мадам де Помпадур и постоянно получал от неё заказы. В 1747—1748 ван Лоо получает заказ на два портрета короля м королевы.

В 1754 он избирается ректором Академии, в 1763 — её директором. В 1750 художник был возведён в дворянское звание, в в 1751 — награждён орденом св. Михаила. В июне 1762 ему присваивается титул первого художника короля. В 1764 году ван Лоо предпринимает поездку в Лондон, и годом позднее умирает, в зените своего успеха.

Мифология и аллегория

  • Эней встречает Анхиса, 1729, Париж, Лувр.
  • Тесей укрощает марафонского быка, 1730, Лос Анжелес, Художественный музей
  • Бахус и Ариадна, ca. 1732,
  • Аполлон и Марсий, 1735, Париж, Высшая школа искусств
  • Персей и Андромеда, ca. 1735—1740, Санкт-Петербург, Эрмитаж
  • Победа Александра над Пором, 1738, Лос Анжелес, Художественный музей
  • Юпитер и Антиопа, 1753, Санкт-Петербург, Эрмитаж
  • Нептун и Аминона, ca. 1757
  • Три грации, ca. 1763, Лос Анжелес, Художественный музей

Жанровая живопись

  • Отдых на охоте, 1737, Париж, Лувр
  • Портретирование наложницы паши, 1737, Ричмонд, музей штата Виргинии
  • Султан даёт концерт в честь своей наложницы, 1737, Лондон, коллекция Уоллеса
  • Изучение испанского, 1754, Санкт-Петербург, Эрмитаж

Религиозная живопись

  • Добрый самаритянин, 1723, Montpellier, Музей Фабр
  • Иаков убирает своё жилище перед отъездом в Вифлеем, 1724
  • Св. Карл Борромеус даёт отпущение больному проказой, 1743, Париж, Нотр-Дам
  • Обращение св. Губерта, 1758, дворец Рамбуйе
  • Поклонение волхвов, ca. 1760, Лос Анжелес, Художественный музей
  • Голубая Пречистая дева, 1765, Париж, церковь Сен-Мерри.
  • Сученичество св. Этьенна, Валансьенн, Художественный музей

Биография

Ш.-А. ван Лоо происходил из старинной семьи художников Ван Лоо, выходцев из Фландрии (b) . Известным художником был его старший брат Жан-Батист ван Лоо (b) .

Шарль ван Лоо родился в Ницце, входившей тогда в герцогство Савойское (b) . Отец мальчика, художник Луи-Абрахам ван Лоо (b) скончался, когда тому было всего семь лет. Воспитывался в семье своего старшего брата Жана-Батиста, последовал за своим братом в Турин (b) , а затем, в 1712 году в Италию, в Рим (b) . Во время второго путешествия в Рим, в 1716—1718 годах, занимался живописью под руководством живописца Бенедетто Лути (b) и скульптора Пьера Ле Гро (b) . Был также учеником Пьера Гобера(фр.)(рус. (b) , придворного живописца короля Людовика XIV (b) .

«Три грации»Предположительно изображены Полин Фелисите де Майи-Нель (b) и её сёстры — все фаворитки Людовика XV (b) . 1765. Холст, масло. Замок Шенонсо

Покинув Италию в 1723 году, ван Лоо работал в Париже (b) , учился в Королевской академии (b) , где в 1723 году получил первую премию за рисунок, а в 1727 году — первую премию за «историческую живопись» — как и его будущий соперник Франсуа Буше (b) . В 1724 году он получил Римскую премию (b) за картину «Иаков убирает своё жилище перед отъездом в Вифлеем».

Шарль Андре помогал своему старшему брату при выполнении различных заказов, в частности при реставрации картинной галереи замка Фонтенбло (b) (1724). Первый заказ получил в 1725 году на картину «Восшествие Христа во храм» для зала капитула церкви Сен-Мартен-де-Шан. Работал также над созданием декораций для Парижской оперы (b) .

После повторного посещения Турина в 1727 году художник был нанят королем Сардинии Виктором Амадеем II (b) , для которого он написал серию картин, иллюстрирующих произведения Торквато Тассо (b) . В 1728 году прибыл в Рим, одновременно с Франсуа Буше и со своими племянниками Луи Мишелем ван Лоо (b) и Франсуа ван Лоо. В Италии он стал известен своим умением расписывать потолки в стиле «trompe-l’oeil (b) » (с «обманом зрения» в перспективных ракурсах) на мифологические и религиозные сюжеты (например, «Прославление святого Исидора», 1729) и был замечен папой Бенедиктом XIII (b)

Его самой важной работой этого периода остаётся «Эней, несущий Анхиса» (1729). В 1732 Шарль ван Лоо переехал из Рима в Турин, где работал для короля Пьемонта и Сардинии Карла Эммануила III (b) , в том числе во дворце Ступиниджи (b) , и создал серию из одиннадцати картин для королевского дворца в Турине на тему Торквато Тассо: «Освобождённый Иерусалим»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: