Детство и молодость
Дата рождения великого скульптора Огюста Родена – 12 ноября 1840 года. Он происходит из семьи мелкого парижского служащего, где кроме него была ещё и старшая дочь Мари. Мать Огюста работала обычной горничной. С раннего детства он проявлял склонность к рисованию. Позже он вспоминал, что всё время рисовал «углём на оберточной бумаге или мелом на мостовой».
Его семья была весьма далека от искусства и поэтому, когда мальчик захотел учиться рисованию, то встретил яростное сопротивление со стороны отца. Юному Огюсту удалось настоять на своём, во многом благодаря поддержке старшей сестры, и он всё-таки поступил в бесплатную школу рисования (École Gratuite de Dessin), в которой проучился три года с 1854 по 1857 годы.
Его первый учитель Орас Лекок де Буободран применял методику рисования, направленную на развитие зрительной памяти художника – надо было запомнить модель, изучая её в течение нескольких минут, а затем по памяти воспроизвести её. Благодаря этим упражнениям Огюст научился быстро схватывать главное в натуре, моментально разглядеть самую суть образа, запоминая все детали.
Юный Роден любил ходить в Лувр и рисовать античные скульптуры. Он был частым гостем и в Ботаническом саду, где по совету известного скульптора-анималиста Антуана-Луи Бари, курсы которого он посещал в Музее естественной истории, любил часами рисовать животных. Постоянно посещая выставки импрессионистов, он подружился со многими из них. Всё это сыграло заметную роль в формировании его стиля.
После окончания бесплатной школы Огюст трижды безуспешно пытался продолжить обучение в Школе изящных искусств. и ему пришлось зарабатывать на жизнь, работая декоратором. Когда Огюсту исполнилось 21 год, ему пришлось взять на себя обеспечение всей семьи – отец уже не работал и получал мизерную пенсию.
Горячо любимая сестра Мари, на два года старше его, ушла в монастырь, где вскоре скоропостижно умерла. Её смерть настолько потрясла Огюста, что он прекратил заниматься скульптурой и вообще решил уйти в монастырь. Пьер Эймар, к которому он попал послушником, уговорил его вернуться к мирской жизни и продолжать развивать свой талант. Позже благодарный Огюст Роден обессмертил священника, создав его бюст в 1863 году.
После возвращения из монастыря Роден долгое время выполнял работу оформителя и помощника в мастерской Альбера Каррье-Беллёза. Большая часть его работ того периода не сохранилась или не подлежит идентификации, так как он тогда в основном не подписывал свои работы. Авторство значительной части работ, выполненных Роденом в то время, принадлежит Альберу Каррье-Беллёзу. До наших дней сохранилось здание театра Гобен в Париже, фасад которого оформлял великий Роден. Сейчас там располагается кинотеатр.
Когда ему было 24 года он взял к себе в натурщицы молодую симпатичную деревенскую девушку Розу Бёре, работавшую швеёй. Именно с Розы он создал свои бюсты «Девушка в шляпе с цветами» (1865-1870) и «Миньон» (1870). Она же позировала ему и для скульптуры «Вакханка», которая, к сожалению, не сохранилась до наших дней. Несмотря на непростые взаимоотношения, Роза оставалась с Огюстом до конца его жизни и даже родила ему сына, которого назвала в его честь Огюстом. Но будучи рождённым не в браке, ребёнок получил фамилию матери.
Экспозиции музея Родена в Париже
Почти все работы в коллекции Musée Rodin связаны с творчеством великого французского ваятеля. Количество скульптур составляет более 6,6 тыс. экземпляров, многие из которых располагаются на аллеях парка среди кустарника и цветов. Кроме того, в музее хранится около 10 тыс. рисунков мастера, 25 тыс. фотографий, а также коллекции картин, гравюр, изделия из керамики и антиквариат. Все они выставляются во временных экспозициях. В здании располагается и архив мастера.
Особое внимание уделяется работам талантливой ученицы — Камиллы Клодель, судьба которой была связана с учителем многие годы. Она была его любовницей и музой в течении 9 лет, однако бросить ради нее свою законную жену Розу Бере и сына он не смог
Позднее К. Клодель поместили в психиатрическую лечебницу, где она прожила 30 лет и умерла в 78-летнем возрасте.
Галерея скульптур
Внутри музея для произведений Родена отведено 16 комнат, в которых размещены скульптуры мастера, созданные в разные периоды жизни:
- «Человек со сломанным носом», «Девушка в шляпе» (позировала жена Родена), «Бронзовый век», «Собор» (прообразом стал Реймский собор);
- «Рука бога» (1916-1918) — мраморная композиция, демонстрирующая создание первых людей;
- «Поцелуй» — отдельно созданный в 1882 г. фрагмент скульптуры «Врата ада»;
- «Мыслитель» (1880-1882) — для нее позировал боксер Ж. Бо, популярный в парижском районе Красных фонарей, позднее было создано более 20 копий из бронзы и гипса;
Графика и фотография от мастера
Приступая к очередной работе, Роден всегда делал предварительные зарисовки. В архиве музея хранится несколько тысяч графических произведений мастера, среди которых есть наброски карандашом и литографические этюды. На них просматриваются портреты, обнаженные торсы, эскизы к иллюстрациям Данте. Во время своих путешествий по городам Италии и Бельгии Роден создал множество пейзажей.
В начале ХХ в. скульптор увлекся фотографией. Его работы хранятся в фондах музея — этот около 8 тыс. фотоснимков. Однако старые фото редко выставляют, стараясь сохранить для будущих поколений.
Коллекция, собранная Роденом
Огюст Роден высоко ценил произведения не только свои, но и других авторов. В период существования мастерской под крышей отеля Бирон он собирал обширную коллекцию предметов античности, которые привез из путешествий по Египту, Греции, Ближнему Востоку и Италии.
малоизвестные факты создания знаменитой скульптуры Огюста Родена: vakin
Уже более века зрители восхищаются шедеврами Огюста Родена. Этот французский скульптор стал новатором в своем деле. Талант мастера был настолько велик, что его даже обвиняли в изготовлении гипсовых слепков прямо с лиц натурщиков. Венцом творения Родена называют скульптуру «Мыслитель». О некоторых малоизвестных фактах ее создания и пойдет речь в этом обзоре.Первоначально «Мыслитель» задумывался как часть «Врат Ада».
Изначально скульптура в виде сидящего сгорбившегося человека должна была стать центральной фигурой в работе Родена «Врата Ада». По размерам она планировалась гораздо скромнее, нежели «Мыслитель», который находится в Парижском музее Родена.
«Врата Ада», отлитые уже после смерти скульптора.
Когда в Париже в 1880 году было принято решение построить Музей декоративного искусства, Огюсту Родену сделали заказ создать массивные двери из бронзы для него. Скульптор решил выполнить барельефы на них по мотивам «Божественной комедии» Данте. Однако за 37 лет работы ни заказ, ни сам музей до конца так и не были завершены. «Врата Ада» отлили в бронзу только после смерти Родена.
Огюст Роден — великий французский скульптор.
Новаторство Родена состояло в том, что он сумел передать состояние и настроение только лишь с помощью позы. В качестве модели скульптор пригласил француза Жана Бо – мускулистого боксера, выступавшего в квартале Красных фонарей. Кстати, мужчина несколько раз позировал мастеру и для других работ.
«Мыслитель» Микеланджело. Статуя Лоренцо Медичи (1526-1531 гг).
Первоначально Роден назвал свою скульптуру «Поэт». Это название подтверждает теорию о том, что статуя была задумана как изображение Данте Алигьери. Но, возможно из-за того, что высокий и худой Данте в 19 веке уж никак не ассоциировался с мускулистой скульптурой, многие видели в ней аллегорический смысл. Во всяком случае, название «Мыслитель» связывают с литейщиками, которые так назвали статую, потому что посчитали ее похожей на скульптуру Микеланджело с таким же названием.
«Три тени» Огюста Родена.
«Мыслитель» явился не единственной самостоятельной скульптурой из «Врат Ада». Роден представлял публике «Поцелуй» (1886), «Ева» (1883), «Уголино» (1882), «Три тени» и другие работы из этой серии.
«Мыслитель» — статуя, установленная в музее Родена в Париже.
После того, как «Мыслитель» приобрел огромную популярность, Огюст Роден отлил из бронзы 10 копий этой статуи. А после смерти скульптора в 1917 году права на отливку были переданы народу Франции, и эта цифра возросла до 20 копий. На сегодняшний день «Мыслители» в гипсе или бронзе представлены в галереях Мельбурна, Женевы, Вашингтона, Парижа.
Талант Родена настолько велик, что многие скульпторы до сих пор пытаются ему подражать, но по-своему. Так итальянский мастер создает оригинальные фигуры из металлической сетки. Обычную проволоку он превращает в динамичные трехмерные скульптуры.
Источник — Культурология.Ру
Творческий метод и стиль
Основной мотив, прослеживающийся в творчестве Родена, – это изображение человеческой фигуры в движении. Стремясь передать его, он рассматривал скульптуру не как статичный объект, а как определенный центр движущихся масс. Академическая традиция данного вида искусства диктовала определенные правила, в частности о том, что голова фигуры должна быть расположена либо прямо, либо выравниваться по линии опорной ноги. Одним из первых, кто нарушил эту догму, был Огюст Роден. «Мыслитель» со своей уникальной композицией и техникой является лучшим доказательством новаторства его автора.
Роден не пользовался услугами профессиональных натурщиков. Он нанимал обычных людей, причем зачастую для отработки определенного движения они просто ходили перед скульптором в обнаженном виде, а он в это время делал наброски из глины и рисовал их.
Вторая главная особенность роденовской скульптуры – это ее эмоциональность. Все его персонажи охвачены чувствами (горе, отчаяние, боль, любовь), и он добивался максимальной убедительности при отображении этих состояний. Роден говорил о том, что его «Мыслитель» думает не только мозгом, о чем свидетельствуют нахмуренные брови, сжатые губы и расширяющиеся ноздри, но и всем телом, каждым мускулом спины и ног, рук.
1883 год. Страсть
В мастерскую Родена приходит начинающий талантливый скульптор Камилла Клодель. У учителя и студентки вспыхивает роман, который продлится девять лет.
Камилла Клодель, фотография 1883 г.
Именно в этот период Роден создает свои самые чувственные произведения: «Поцелуй», «Вечный идол» и другие. Талант Камиллы Клодель начинает меркнуть на фоне блестящего учителя, она превращается в его тень. Кроме того, Роден старше девушки на 26 лет и фактически он живет на две семьи. Обиженная и униженная таким обстоятельством Камилла бросает Родена, но эта страсть продолжает преследовать ее и медленно сводить с ума. В 1916 году она попадает в психиатрическую больницу, где умирает в 1943 году. Брат Камиллы обвинял Родена в гибели сестры.
Огюст Роден “Вечный идол” 1889 г.
Бюст скульптора, созданный Камиллой Клодель, навсегда остался его любимым произведением, с которым он впоследствии никогда не расставался.
Камилла Клодель “Роден” 1888-1889 гг.
До сих пор искусствоведы спорят о возможном заимствовании идей Камиллы Клодель Роденом.
Одним из самых эмоциональных произведений Камиллы становится «Зрелый возраст». В аллегории торжества смерти, можно узнать личную драму девушки, не желавшей делить любимого мужчину с другой женщиной.
Камилла Клодель “Зрелый возраст”
1900-1917 гг. Богатство и признание
Начало века Огюст Роден встречает обеспеченным, признанным скульптором. Он коллекционирует произведения искусства, в его коллекции работы Ван Гога и античная скульптура. На всемирной выставке в Париже у Родена отдельный павильон, где представлено 150 работ. Его произведения покупают музеи со всего мира.
Огюст Роден 1900-е.
Личная жизнь скульптора в это время кипит – уже пожилой, он становится падким на женскую красоту. В его доме постоянно много женщин, которые используют его богатство и славу в своих целях.
Огюст Роден “Данаида” 1884-1885 г.
В 1916 году Роден пишет завещание, в котором передает все свое наследие государству.
Творчество Родена
В 1864 представляет в Салон «Маску человека со сломанным носом» (бронза; большинство работ Родена хранится в Музее Родена в Париже, их местонахождение далее не указывается), появление которой знаменовало новую эпоху в пластике.
Роден надолго замолчал. Проходят годы тяжелой поденной работы для других (в Брюсселе, для известного скульптора Каррье-Беллеза), изредка он дает в Салон один-два портрета.
В 1875 Роден едет в Италию через Реймс впечатления от встречи с искусством готики, Донателло, Микеланджело вдохнули в него энергию. Он лепит статую обнаженного юноши «Бронзовый век» (1876-77, бронза). Воссоздать «чудо жизни» в этом Роден видит главную задачу скульптора: передать ощущение напрягающейся мускулатуры, легкое колебание грудной клетки, словно вздымающейся от дыхания, трепет поверхности кожи, нервов, уловить естественный ритм, присущий живому организму; при этом не подгонять современного человека под античный образец, под холодные в своем совершенстве статуи классицистов. Родену это удалось. И хотя «Бронзовый век» вначале был встречен неодобрительно, у него нашлись заступники, и статую приобрело государство.
Роден был восхищен средневековой скульптурой, увиденной им в соборах Шартра, Амьена, Реймса и др. В «Иоанне Крестителе» (1880, бронза) он создает возвышенный образ человека пророческой силы, несущего в мир великую весть
Фигура Крестителя пронизана внутренним движением, он не просто идет, он шествует, исполненный сознания важности своей миссии. Следуя методу Рюда, Роден совмещает в одной фигуре разновременные моменты движения, что придает неподвижной статуе особую динамику
Известность Родена растет, он получает важные государственные заказы: в 1880 оформить двери для Музея декоративного искусства. Тема, выбранная Роденом, «Врата Ада» навеяна прежде всего «Божественной комедией» Данте, отчасти поэзией Бодлера. Поле гигантского рельефа заполнено лавиной тел, низвергающихся в бездну. Музей, для которого предназначались «Врата», построен не был, но Роден трудился над ними до конца жизни.
В процессе работы отдельные группы приобретали самостоятельное значение: «Мыслитель» (1880, бронза); «Тень» (1880, бронза); «Три тени» (1880, бронза); «Адам» (1880, бронза); «Ева» (1881, бронза, повтор мрамор); «Прекрасная Омьер» (1885, бронза); «Данаида» (1885, мрамор, повтор бронза); «Поцелуй» (1886, бронза, повтор мрамор) и другие. Роден мечтал о создании монументов, которые бы стояли на площадях и улицах городов. Таким стал памятник «Граждане Кале», (1884-95, бронза, Кале) одно из самых значительных творений монументальной пластики 19 столетия.
Другой монумент Родена «Памятник Бальзаку» (1892-98) вызвал в свое время скандал и был отвергнут (осуществлен в Париже лишь в 1939). Скульптор попытался передать здесь с помощью пластики саму стихию творчества зарождение замысла, муки созидания, непрестанное движение мысли, сомнения, раздумья и т. д. Это породило необычную, пульсирующую форму: все словно движется, меняется на глазах подобно лаве, извергающейся из жерла вулкана; фигура Бальзака вздымается к небу, подобно причудливому обелиску.
Великий ваятель, открывший новые возможности пластики, один из самых блестящих рисовальщиков 19 века, Роден оказал огромное влияние на последующее развитие скульптуры.
Огюст Роден
Введение
Огюст Роден — центральная фигура в истории и развитии французской скульптуры. Его гений с полным основанием можно поставить в один ряд с такими известными мастерами, как Донателло, Микеланджело, Джамболоньи и Бернини. Роден создавал работы из бронзы, камня, гипса и дерева. Работы гиганта современного искусства можно увидеть по всему миру.
Роден родился в Париже в 1840-м году, а в 1854 году поступил в школу изящных искусств (Petite Ecole). Там Огюст показал себя в качестве талантливого мастера. Изначально юный скульптор заинтересовался стилем рококо. Однако удовлетворить требований экзаменаторов, желавших видеть работы в рамках академического искусства, ему не удавалось.
Данаида
В возрасте 35 лет Роден отправился в Италию, где в течение двух месяцев занимался изучением оригиналов работ знаменитых скульпторов: Донателло, Андреа дель Верроккью, Микеланджело. Особый интерес у Родена вызывало творчество последнего: ему оказались глубоко близки глубокие о драматически исполненные скульптуры Буонаротти, который мастерски передавал переживания и эмоции персонажей с помощью жестов. Позже Роден описывает Микеланджело как последнего представителя готической скульптуры и считал себя преемником культового флорентийца.
Бронзовый век
Первая крупная скульптура
Ранние работы Родена восхищали многих знатоков и экспертов, но рост популярности и репутации начался после демонстрации скульптуры «Бронзовый век» в 1877 году. Гармония достигается за счет перехода от спокойного положения ног к напряженному верху фигуры. Эксперименты, наблюдения и анализ фотографий в дальнейшем помогают Родену создавать композиции, описывающие сложные движения и фазы действий, что можно видеть в следующих работах мастера («Идущий человек», «Граждане Кале»).
Граждане Кале
Врата Ада
Барельеф «Врата ада» появился в Лувре в 1880 году и включал в себя группы фигур, спроектированных первоначально для работы «Граждане Кале». Данная работа демонстрирует дисгармоничность современного человека, отсутствие у него духовных идеалов и вечное желание чего-то большего.
Несмотря на то, что скульптор видел себя в качестве консервативного сторонника старых ценностей разрушающегося общества, его претенциозные и спонтанные работы внесли важный вклад в развитие искусства двадцатого века.
Мыслитель
По первоначальному замыслу «Мыслитель» (1881 год) являлся частью композиции «Врата ада». Самые сильные стороны скульптуры — это мастерски переданное напряжение, сосредоточенность и умственная концентрация человека. Сейчас скульптура находится в музее Родена в Париже.
Огюст Роден и Клодель
Непросто определить вклад Камиллы Клодель в творчество своего наставника и любовника. В качестве ассистентки и модели она помогала Родену в создании многих шедевров. Существует мнение, что он присваивал некоторые идеи женщины, которой было сложнее самоутвердиться в мире искусства. Ее навыки как скульптора были хорошо развиты еще до встречи с Роденом в начале 1880-х годов. Интенсивные личные и творческие отношения продолжались до 1898 года. Роден продолжал оказывать поддержку Клодель и после расставания, но в 1913 году ее психическое здоровье настолько ухудшилось, что женщина попала в психиатрическую больницу, где и оставалась на протяжении последних тридцати лет жизни.
Шагающий
Композиция «Врата ада»
В тот момент, когда создавался «Мыслитель», Роден был еще малоизвестен. В 1885 году к нему поступил заказ от правительства на создание ворот для государственного музея в Париже. К работе мастер приступил только спустя три года и так ее и не закончил. Скульптура была отлита уже после его смерти. «Врата ада» — это произведение всей его жизни, ныне занимающее заслуженное место в музее, посвященном скульптору.
Для нас она интересна тем, что если вы обратите внимание на верхнюю часть ворот (на фото выше), то увидите знакомую фигуру мыслителя в центре композиции. Нестандартная и оригинальная задумка мастера стала результатом истинного восхищения «Божественной комедией» Данте
В композиции ворот насчитывается 108 фигур, большинство из них – это варианты пороков человека, которые неминуемо предстанут перед ним, когда откроются двери в загробную жизнь. Статуя «Мыслителя» Родена, по сути, является увеличенной копией фигуры на воротах. Автор придал ей черты внешнего сходства с Данте, именно поэтому изначально скульптура называлась «Поэт». Однако впоследствии она обрела универсальный образ творца. По словам самого Родена, его мыслитель задается вечными вопросами: «Кто я?», «Откуда я пришел и куда иду?», «Какова моя цель?».
Новаторство Родена
О том, каким Огюст Роден был человеком, Вы можете сделать вывод из фактов его биографии и мемуаров о нём. Но в чем же конкретно его заслуга, как великого скульптора? Я постаралась выделить ключевые идеи Родена, которые стали, по своей сути, новаторскими для скульптуры:
- Новая пластика. Роден освободил скульптуру от условностей – нет больше постановочных поз, определенного сюжета, теперь скульптура – это неостанавливающийся поток движения, наполненного чувством.
- Удивительный симбиоз традиций и революции в искусстве – глубоко осознав совершенство античной скульптуры, Роден «перешел на новый уровень», который невозможен без разрушения устоявшейся традиции.
- Психологическая выразительность обнаженной натуры. К концу XIX века, художники уже достигли высокого профессионализма в написании психологических портретов, отражающих внутреннее состояние модели. Роден наделяет таким же свойством скульптуру, говоря о том, что любое психологическое состояние человека находит отражение в движении тела, в каждом мускуле человека. Роден открывает для скульптуры новые жанры – торс и фрагмент.
Огюст Роден “Руки любовников” 1904 г.
1884 год. Граждане Кале
Роден получает заказ на памятник в честь средневековых героев войны между Англией и Францией. История гласит, что в 1346 году, английские войска почти год держали в осаде французскую крепость Кале. Голод вынудил горожан вступить на путь переговоров, но английский король Эдуард III потребовал выдать ему шестерых знатных горожан для казни. При этом обреченные на смерть должны были появиться перед королем обнаженными с повязанными веревками на шеях. Первым добровольцем, который вызвался спасти город, стал самый богатый горожанин Эсташ де Сен-Пьер, за ним последовали другие. Но беременная супруга английского короля, Филиппа, сжалилась над обессиленными, но мужественными людьми и во имя своего будущего ребенка вымолила перед мужем пощаду пленных.
Огюст Роден “Граждане Кале” 1884 г.
Изначально предполагалось создание однофигурной скульптуры Эсташа де Сен-Пьер, но за ту же плату, Роден выполняет шестифигурную композицию, наполненную отчаянием перед лицом смерти и героическим усилием воли. «Граждане Кале» – одно из самых великих драматических произведений в истории искусства.
Описание скульптуры Франсуа Огюста Родена «Мыслитель»
«Мыслитель» – вершина творческой деятельности французского скульптора второй половины XIX века Огюста Родена. Изначально автор именовал статую «Поэтом», подразумевая творца Божественной комедии Данте Алигьери. Работа изготовлялась на заказ Музея декоративных искусств на протяжении двух лет – с 1880 по 1882 гг. Для создания могущественного образа, Огюстен Роден в качестве модели пригласил известного боксера Жана Бо. Спортсмен был наделен идеальными пропорциями тела и отлично подходил для запланированного образа.
Сначала была создана небольшая модель скульптуры размером около 76 см. Именно она предназначалась для музейной экспозиции «Врата ада», Позже в 1902 году статуя размером в человеческий рост была представлена в Париже.
Скульптура впечатляет своей реалистичностью. Выполнен из бронзы, «мыслитель» размещен на каменном постаменте и изображает обнаженную мужскую фигуру в натуральную величину. Будучи поклонником Микеланджело, Огюстен Роден выполнил роботу в стилевых традициях знаменитого итальянского скульптора. Размер статуи составляет около 186 сантиметров. Человек сидит на скале, опираясь локтем на колено. В его лице прослеживается глубокая задумчивость, как будто на кону решение жизненно важных вопросов. Эта коренастая фигура стала для современников образом титанической мощи и огромного душевного напряжения.
Позже именно это облик стал часто использоваться в качестве символа философии.
После презентации монумента на всеобщее обозрение, «Мыслитель» припал по душе искушенному зрителю. С позволения автора были сделаны многочисленные копии памятника. На сегодняшний образ задумчивого мужчины украшает многие города мира, а оригинал хранится в парижском музее. Одна из копий охраняет могилу своего творца – Огюстена Родена.