Ренуар решит пойти своим путём. Начало конца импрессионизма
Любопытно, что когда Мане работал над картиной “Семья Моне в саду”, он краем глаза наблюдал за Ренуаром и его работой. Потом шепнул Моне “Бедный мальчик. У него совсем нет таланта. Будет лучше, если ты посоветуешь ему бросить живопись”.
Согласна. Возможно, Ренуар не очень удачно изобразил освещенное солнцем лицо Камиллы. Ему ещё предстоит отточить своё мастерство. Но главное, что на этой картине влияние Моне уже не такое очевидное.
Хотя прошёл всего лишь год с написания картины “Моне, рисующий в саду”. Уже мы видим первые признаки собственного стиля Ренуара. Лев Бакст назовёт его не очень лестно – “парижской вермишелью”.
Вслед за Ренуаром свой индивидуальный стиль продолжат искать и другие. И Мане, и Писсарро, и Сезан. Рассвет импрессионизма останется позади. До конца ему будет верен лишь сам Моне.
Перейти на главную страницу
Поле маков у Аржантёя | Клод Оскар Моне
На картине «Поле маков», представленной на первой выставке импрессионистов, изображены жена Моне Камилла и их сын Жан в поле неподалёку от дома в Аржантёе. Как и на многих других работах Моне, Камилла нарисована с зонтиком в руке, и его изящные очертания придают картине особое впечатление.
Желая передать ощущение движения, Моне добавил вторую пару фигур (моделями для которой также послужили Камилла и Жан) на вершине холма. Они соединены с фигурами на первом плане едва заметной пробегающей по траве тропинкой.
Моне писал «Поле маков» на пленэре, на небольшом переносном холсте. Хотя картина передает естественное, спонтанное ощущение, она тщательно скомпонована.
Насыщенный цвет и движение, которым наполнен этот участок картины, находится в выверенном контрасте со спокойными тонами правого верхнего края полотна, где терракотовая крыша дома искусно связывает задний план с передним планом композиции.
Приглушенные тона. На большей части этой картины не видны отдельные мазки кисти. Однако приглушенные тона на относительно гладкой, покрытой тонким слоем краски поверхности этого участка картины имеют вкрапления ярких, волнующих алых штрихов.
Дом среди деревьев. Просто нарисованный на заднем плане дом расположен на линии горизонта. Его крыша связывает задний план картины с передним планом, а палевые станы образуют разрыв в темной зелени, смягчая переход между полем и небом. На грубо прорисованном небе Моне оставил видимыми отдельные участки холста.
Пара на заднем плане. Фигура мальчика прорисована несколькими штрихами кисти — белой, розовой, черной и кремовой краской. Женщина в чёрном (цвет, которым редко пользовался МОне) держит зонтик. Её шляпка нарисована в виде завитков, черной и белой краской.
Желтые штрихи. Несмотря на то, что красный цвет остаётся преобладающим, Моне набрасывает по всей композиции желтые штрихи. Они проявляются в виде тонких узоров, образующих желтые цветы на заднем плане картины, и в виде отдельных пятен, рассыпанных на переднем плане среди красных маков.
Красное на зелёном. Моне был сильно увлечён контрастом между красными маками и зелёной травой. Желая передать впечатление от маков, Моне не стал детально прорисовывать цветы, обозначив их красными мазками, постепенно уменьшающимися в перспективе.
Пара на переднем плане. Черты лица Жана обозначены тремя точками. Ленту на его шляпе Моне написал тем же красным цветом, что и маки. Зонтик лежит на руке Камиллы. Его сине-лиловая и цвета полыни ткань, окруженная тонким палевым бликом, ярко выделяется на бледном фоне травы.
Однажды Моне признался, что две самые большие страсти в его жизни — это живопись и садоводство. Когда он писал цветы, обе эти страсти объединялись.
В «Поле маков», как и на многих других своих полотнах, Моне наслаждается дикорастущими, яркими цветами.
Известны несколько прекрасных натюрмортов Моне со срезанными цветами, однако больше всего он любил писать цветы, росшие в его садах, сначала в Аржантёе, а позже в Живерни.
В 1871 году Моне вместе с семьёй переехал в Аржантёй, чтобы обрести там свой первый дом и свой первый сад. Однако главной страстью в жизни художника стал его сад в Живерни. Моне подбирал цветы для своего сада так, чтобы они располагались в определённом порядке, были контрастными по окраске и цвели круглый год. В своём саду он развел множество необычных цветов.
Страсть Моне к цветам разделяли многие другие художники-импрессионисты, и в первую очередь Гюстав Кайботт. «Обязательно приезжайте в понедельник, как договаривались, — писал своему другу Моне. — Все мои ирисы как раз будут в цвете».
Жизнь в Живерни
Поднакопив денег, Моне поручает финансовые дела Э. Гошеде. Банкротство бизнесмена вынуждает семьи объединить капиталы и переехать в деревушку Ветей. Здесь в его биографии происходят трагические события, связанные со смертью жены, а затем и сына. В 1883 году семья Моне переезжает в деревню Живерни, расположившуюся на живописном берегу Сены. В это время его картины хорошо продаются, он скопил неплохое состояние, часть которого тратит на расширение своего сада.
Художник Клод Моне
Известно, что знаменитый художник был еще и садовником, создававшим свой сад на протяжении 43-х лет. Он находил удовлетворение не только в выращивании растений и созерцании результата своих трудов. В последние годы жизни Моне выходил с мольбертом в свой роскошный сад и много рисовал. Великий труженик и «раб своего дела», как он себя называл, пытался достичь совершенства в передаче красоты окружающей природы на холст.
Клод Моне создал собственный сад
В этот период художник осваивает новую технику. Пишет по несколько картин одновременно. Таким образом он старается запечатлеть переменчивое освещение. Сеанс живописи над одной картиной мог составлять полчаса, затем он переходил к другой, чтобы словить и передать другое сиюминутное впечатление. К примеру, серия его картин с изображением мыса Антиб, представлена в утреннем, полуденном, осеннем, летнем и весеннем освещении.
Сочинение по картине Ирисы — Клод Моне
Клод Моне писал картину «Ирисы» с 1914 по 1917 год. Он был истинным мастером пейзажей, выдающимся импрессионистом. Довольно часто он выходил работать на пленэр, большинство его работ создавались в живой обстановке. Художник придерживался мнения, что работа на природе прибавляет картинам оживленности и динамики.
Если писать их сидя в мастерской, можно упустить многие важные детали, к тому же не удастся достичь такого эффекта натуральности, который можно получить в жизни. При работе дома художник заранее знает, как будет выглядеть то, что он собрался рисовать, а в жизни могут произойти неожиданные вещи, которые могут кардинально изменить всю картину.
Моне изобрел много собственных техник и методов, которые сильно помогали ему при создании его полотен. Многие другие живописцы пользовались его советами. В процессе написания картин он всегда старался отвлечься от всего постороннего, он полностью проникался объектом изображения, а когда у него появлялось некоторое впечатление, переносил его на холст.
Впечатление является воплощением мыслей художника о том предмете, который он рассматривает.
На данном полотне изображены прекрасные ирисы. Они напоминают собой море, манящее своей глубинной красотой. В пейзаже много оттенков фиолетового и синего, которые великолепно сочетаются и сливаются друг с другом. Художник специально, как обычно, не делает четких контуров и мелких деталей.
Выразительность картине придают крупные и объемные мазки, которыми она выполнена, это напоминает собой технику Импасто. Ирисы, выполненные такими мазками, выглядят сказочными и воздушными.
Главной задачей Моне была не четкость границ изображаемых объектов, а передача настоящего впечатления от них. Если рассмотреть картину, то можно заметить, что детально изображены всего несколько цветков. В его произведении цветы символизируют собой пучину, которая манит к себе всех, кто наблюдает за ее красотой.
Художник всегда был мастером по подбору красок, которые в каждой картине поражают зрителей своими свежими сочетаниями.
Он пропускает каждый оттенок через себя, чувствует все цвета, знает все их достоинства и недостатки, все это помогает ему создавать такие потрясающие произведения.
Моне не любил делать акценты на каких-то определенных деталях, он считал, что нужно воспринимать картину целиком.
(1
Одна композиция – две картины Мане и Ренуара
К Моне приехал Эдуард Мане. В саду под деревом расположилась Камилла, супруга Моне и его сын Жан. Мане начал писать картину.
Эдуард Мане. Семья Моне в саду в Аржантее. 1874 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Неожиданно приехал Ренуар. Увидел, что Мане работает. Видимо, его очень вдохновили позирующие люди. Он попросил Моне дать ему холст, краски и кисти. Приступил к работе. И параллельно с Мане создал свою картину.
Пьер-Огюст Ренуар. Мадам Моне с сыном. 1874 г. Национальная галерея искусств, Вашингтон
Я думаю, за год до этого произошла такая же ситуация. Моне работал у себя в саду. Ренуар заехал в гости. Ему показалось, что рисующий Моне – это удачный сюжет. И попросил друга выдать ему холст и краски. Видимо, Моне и вручил ему холст с неудавшимся портретом.
Влияние Моне на других художников
Для этой картины Моне не позировал. Он на самом деле работал. Вот картина, над которой он работал, когда Ренуар писал его самого в саду.
Клод Моне. Сад художника в Аржантее (Угол сада с георгинами). 1873 г. Национальная галерея искусств, Вашингтон
Такое ощущение, что обе картины нарисовал один и тот же художник. Настолько огромным было влияние Моне на Ренуара.
Моне проживёт в Аржантее 6 лет. Они будут самыми плодотворными в его творчестве. Его картины начали покупать. Поэтому семья жила в достатке. Кажется, что все голодные дни позади. И ничто не предвещает ту трагедию, которая случится с его женой Камиллой через несколько лет. Об этом более подробно читайте в статье “Моне и его Дама с зонтиком”.
Моне как никогда влияет на других художников. Это его триумф. Что может быть отраднее, чем когда тебе стараются подражать. Настал рассвет импрессионизма.
Даже Эдуард Мане, всегда утверждающий, что он не импрессионист, попал под влияние Моне. Именно в 70-ые годы он создаёт свои самые импрессионистские работы. Подтверждение тому – картины “Женщина перед зеркалом” и “Женщина с веерами”.