История жизни Ренато Гуттузо
К 1951 года относятся его «Крестьяне, собирающие картофель», «Вдова», многочисленные рисунки, изображающие типы итальянских крестьян. На Международной выставке 1952 года Гуттузо выступил с большой композицией «Гарибальди на мосту Амиральо». Картина Гуттузо «Расстрел Белояниса» (1953), изображающая героическую смерть одного из революционных вождей греческого народа, производит сильное впечатление своей суровой простотой.
«Следующим шагом была картина 1953-1954 годов «Буги-вуги в Риме» и «Пляж» (1955-1956), в которой Гуттузо проявил себя мастером композиции, — пишет В.В. Горяинов. — Гуттузо возвращается к многофигурной композиции в 1957 году, когда пишет первую картину из серии «Человек в толпе» «Уличный переход». Тема ее — одиночество человека в буржуазном городе
Гуттузо решает эту тему, акцентируя внимание зрителя на одном лице в толпе, остальные фигуры лишь намечены и даны в очень быстром движении, хорошо подчеркнутом линиями на мостовой. И только человек на первом плане вырван из общего движения, изолирован от него
Контраст состояний еще больше усиливает основную мысль произведения» (В.В. Горяинов).
Буги-вуги, 1953
В пятидесятые годы Гуттузо пишет картины о рабочих серных копей, сицилийских крестьянах, рыбаках. Он дает нам глубокие и непреходящие образы Сицилии спящий или мертвый возчик; дети с рыбой, как маленькие зверьки на скалах; раненый рабочий, желтый от серной пыли красота грубая без риторики и эстетства.
«С 1958 года Гуттузо создает большую группу живописных произведений, в которых решает проблему по-новому понятого образа человека, — пишет В.В. Горяинов. — Особенность этого периода заключается в следующем; человек изображен в остром конфликтном столкновении либо с другими людьми («Толпа», 1957; «Политическая дискуссия», 1959-1960; «Митинг», 1962, и т.д.), либо, значительно чаще, — с самим собой, своими мыслями и переживаниями («Утро в студии», 1961; «Человек с газетой», 1960; портреты Каталано, «Дует смертоносная бора», 1961; «Курильщик», 1959). Конфликт этот не выражается открыто, он перенесен в духовный мир человека. Поэтому Гуттузо стремится к максимальной подвижности живописной фактуры, которая, в контрасте со статикой композиции, передает взволнованность внутреннего мира героя».
Картины художника шестидесятых — семидесятых годов — «Донесение из Вьетнама», «Рим — открытый город», «Новости», «Посещения» и многие другие, панно, рисунки Гуттузо — говорят о безостановочности поисков художника, его смелом экспериментировании, позволяющем расширить границы образной выразительности, эмоционально-психологического воздействия в соответствии с требованиями и условностями современного восприятия.
Красное облако, 1966
В картине «Новости», пишет Г.С. Оганов: «Вакханалия журнальных обложек, выставленных в газетном киоске, оборачивается реальнейшими, физически осязаемыми образами замученных и расстрелянных патриотов. Жестокость, насилие, кровь жертв — вот конкретное содержание «Новостей» этого мира. Смелость, с которой Гуттузо ввел эти фигуры в композицию, так же как центральную фигуру человека-клише, покрытого растровой решеткой, необходимой полиграфистам для массовой печати, — эта смелость оправдана результатом впечатляющие сами по себе фигуры, будучи вырванные из привычного фона, из соответствующей атрибутики и приемом монтажа введенные в иную среду, удваивают силу воздействия. Эта смелость не ассоциируется с формалистическим произволом — здесь все крепко связано в тугой нравственно-политический узел, перед нами повседневность, поднятая до высоты исторической драмы».
Творчество Гуттузо характеризуют монументально-героическое восприятие мира, огромное жизнелюбие, преодолевающее трагическое в жизни.
Распятие 1941 Масло, холст Национальная галерея современного искусства, Рим
«Даже природа и предметный мир с их подчеркнутой материальной вещественностью исполнены в его полотнах бурной жизни и огромной силы, — пишет Н.Л. Мальцева. — Суровая и могучая красота горных пейзажей Сицилии и Калабрии, с нагроможденными скалами, с буйством листвы апельсиновых рощ, с волнами света и сияющими бликами и рефлексами; натюрморты с орудиями труда или плодами и цветами, перекликающиеся с тематическими картинами, пронизаны стихийной драматически напряженной суровой силой («Корзина с каштанами», 1968; «Желтый подсолнух»,1971)».
Художник оставался верен своему призванию до последних лет жизни. Умер Гуттузо 17 января 1987 года в Риме.
Рокко с сыном, 1960 Эрмитаж, Санкт-Петербург
Толпа, 1960 (Государстсвенный Эрмитаж)
Кафе Греко, 1976 Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид
Биография
«Я считаю Ренато Гуттузо самым значительным художником современной Западной Европы», – писал Дж. Берджер.А вот слова Карло Леви «Гуттузо – великий художник: и не только Сицилии и Италии. Сейчас он один из крупнейших художников в мире. В этом я глубоко убежден и счастлив, что могу заявить об этом без ограничений и оговорок, с полной ответственностью».Ренато Гуттузо родился на Сицилии в Багерии близ Палермо 26 декабря 1911 года (по другим данным – 2 января 1912 года), в семье землемера. Свои первые профессиональные навыки он получил от народного мастера Эмилио Мурдоло, расписывавшего кареты. Учась в лицее, Гуттузо одновременно занимается живописью: знакомится с книгами по искусству, посещает мастерские художников
В конце двадцатых годов появляются его первые картины.На первой Куадриеннале (четырехгодичной выставке итальянских художников) к нему приходит небольшой успех – на две его картины обратила внимание критика.Вдохновленный этим, в 1931 году Ренато едет в Рим. Здесь, чтобы прокормиться, он работает реставратором в галерее Боргезе
Его политической ангажированности способствовало общение с молодыми художниками и писателями – Лучо Фонтана, Джакомо Манцу, Альберто Моравиа, Лукино Висконти и Ренато Биролли. Вместе со своими друзьями, сначала в Риме, а затем в Милане (с 1935 года), Гуттузо на страницах прогрессивной литературно-художественной печати ведет борьбу против официальных тенденций в искусстве, принимающих все более политическую окраску. В 1933 году его обвиняют в нарушении общественной безопасности за выступление в газете «Ора».Ранние работы Гуттузо – портреты, натюрморты, бытовые сцены – отличались энергичной манерой и выразительностью. В 1938 году он создает первое значительное произведение – «Казнь в поле», которое посвятил поэту Федерико Гарсиа Лорке. В том же году семнадцатилетний студент Э. Треккани организовал антифашистский литературно-художественный журнал «Корренте», в издании которого активное участие принял и Гуттузо.В 1939 году Ренато пишет картину «Извержение Этны».«Всмотритесь в картину, – пишет Г.С. Оганов. – Осмысленны взгляды людей, как молнии перекрещивающиеся в пространстве полотна, энергичны, сильны их движения, выразительны, одухотворенны лица. Возникает представление о некоем явно социальном подтексте, о подлинном смысле картины. Сила, взбудоражившая, возмутившая, поднявшая сицилийских крестьян, – это не слепая сила разбушевавшейся стихии, с которой нет смысла бороться, это зло иного порядка, и ему можно противопоставить волю, организованность, борьбу.И вот что кажется глубоко символичным: на переднем плане картины Гуттузо изобразил самого себя в фигуре молодого крестьянина, с энергично поднятой рукой и волевым взглядом из картины – вперед».
Страница 1 из 4 | Следующая страница
Другие биографии:
Леонардо да Винчи. Тайна «Моны Лизы». | Эдвард Мунк | Казимир Северинович Малевич | Давид Альфаро Сикейрос | Василий Григорьевич Перов |
Ренато Гуттузо Воскресенье Калабрийского рабочего в Риме
Ренато Гуттузо является выдающимся прогрессивным художником XX столетия. Он родился в Багерии, недалеко от Палермо. В 1931 году приехал в Рим, решив стать художником, хотя до этого учился в университете в Палермо на юридическом факультете. В Риме, а затем в Милане Гуттузо примыкает к группе антифашистской молодежи, вместе с друзьями выступает на страницах прогрессивной литературной прессы.
Искусство Гуттузо приобретает все более политическую окраску, он мечтает о создании картин, в которых была бы отражена большая тема, символизирующая содержание современной общественной жизни его страны. Свои идеи он реализует в целом ряде крупных произведений. На раннее творчество Ренато Гуттузо оказали влияние немецкие экспрессионисты, Ван Гог и Пикассо, в более позднее время он начинает пристально изучать полотна Делакруа и Домье. Очень скоро Гуттузо находит свою индивидуальную живописную манеру с ее энергичным мазком и экспрессией сочных красочных аккордов. Во время второй мировой войны Гуттузо становится членом Коммунистической партии Италии, а в 1943 году он вступает в ряды участников движения Сопротивления. Острое и полемичное искусство Гуттузо обладает большой исторической зоркостью, оно связано с нашим временем глубокими корнями и служит его прямым отражением, участвуя в современной общественной борьбе. Гуттузо считает, что одной из главных задач художника является создание образа современного рабочего. Картина «Рокко с патефоном» сложна по содержанию и наводит на глубокие размышления о судьбе современного трудящегося. Образ героя, которого застаем в минуту одиночества, отмечен чертами суровой простоты и мужества. Однако тема одиночества решена Гуттузо в многоплановом ключе: здесь и трудный конфликт одинокого существования человека в чужом ему городе (название картины подчеркивает эту тяжелую несовместимость), и холодная отчужденность современного города, и возникающее от этого чувство тоски и болезненной ностальгии при воспоминании о родном доме. И вместе с тем сильный мужественный образ Рокко несет в себе героические черты современника. Воскресный отдых для него — время размышлений о серьезных проблемах жизни; и музыка активизирует его духовную силу. Большая крепкая фигура мощным пятном вырисовывается на фоне плоскостей глухих стен. В образе героя ощущаются цельность прямой смелой души, темперамент борца. Энергия крупных мазков утверждает мощь образа. Горящий цвет куртки служит средоточием оттенков красного и розового, на которых построен колорит полотна. «Воскресенье калабрийского рабочего в Риме. Рокко с патефоном» относится к лучшим произведениям Ренато Гуттузо, картина была подарена художником музею в 1961 году.
Гуттузо Ренато, итальянский живописец
Гуттузо Ренато (Guttuso) (р. 1912), итальянский живописец и график, общественный деятель, борец за мир. Глава неореализма в итальянском изобразительном искусстве. Почетный член АХ СССР (1962). Учился в АХ в Риме. В 1939 примкнул к антифашистским деятелям итальянской культуры, объединившимся вокруг журнала «Corrente» (Милан). Во время второй мировой войны в 1943-45 участвовал в Движении Сопротивления. В послевоенный период лидер реалистического крыла объединения «Новый фронт искусства» (1946-48). В конце 30-х — начале 40-х гг. выступил с рядом антифашистских произведений, отразивших в экспрессивной, порой символически обобщённой форме героическую борьбу и страдания народа («Расстрел», 1938, Галерея современного искусства, Рим; серия рисунков «С нами бог!», тушь, темпера, 1944-45). В конце 40-60-х гг. переживал период творческого расцвета. Переосмысляя традиции ряда европейских художественных течений XIX-XX вв. (критического реализма, экспрессионизма и др.), Гуттузо стремится к созданию современного реалистического искусства, откликающегося на животрепещущие социальные проблемы времени. В своих произведениях он воссоздаёт широкую и многогранную панораму жизни современной Италии, обнажая свойственные ей трагизм и остроту социальных противоречий. Он отражает разобщённость людей в буржуазном мире, нищету и бесправие народных масс, их борьбу за социальное обновление («Занятие пустующих помещичьих земель крестьянами в Сицилии», 1948-50, Германская АХ, Берлин), обращается к героическому революционному прошлому итальянского народа («Битва у моста Аммиральо», 1951-52, собрание Фельтринелли, Милан). Художник-демократ, Гуттузо утверждает новые эстетические и социальные ценности, создавая исполненные суровой правды и вместе с тем обобщённые образы людей из народа . В целях усиления эмоционального воздействия своих работ, беспощадно точных по реалистическим наблюдениям, Гуттузо часто использует резкое, контрастное звучание цвета, динамизм композиции, драматическая выразительность смелого и острого рисунка, обобщенную лепку форм
Важное место в творчестве Гуттузо занимают национальные пейзажи, исполненные строгого величия («Пейзаж в Калабрии», 1953), и натюрморты, простые по мотивам, проникнутые ощущением связи вещей с трудом человека («Корзина, клещи и молоток», 1961, собственность автора). В работах конца 60-70-х гг
художник откликается на острые актуальные политические события, обличает реакционную политику мирового империализма («Смерть П. Тольятти», 1965; посвящённая фашистскому перевороту в Чили композиция «Новости», 1971). В ряде работ он воплощает глубокие раздумья о месте и назначении художника («Посещение», 1971). Стремясь к обновлению художественного языка и образного строя произведений, Гуттузо в 70-х гг. прибегает к соединению реальных и воображаемых образов, пространственным смещениям, использованию приёмов фотомонтажа. Пронизанное подлинным гуманизмом и демократизмом творчество Гуттузо оказало большое влияние на итальянских художников, а также на ряд мастеров других европейских стран. Золотая медаль Мира Всемирного Совета Мира (1950).
Лит.: А. Г. Барская, Ю. А. Русаков, Р. Гуттузо, , Л.-М., ; В. В. Горяинов, Графика Р. Гуттузо, ; Р. Гуттузо. Каталог, М., 1972; Del Guercio A., R. Guttuso, Mil., 1971.
-
Гус Хуго ван дер
-
Гутфрёйнд Ото
Родительская категория: Биография
Категория: Краткая биография